Современная Россия представляет собой страну, которой предстоит решение огромного количества проблем. Таковыми являются трудности в экономике, социальной сфере, развитии правового государства. Ни для кого не секрет, что это зависит от культуры личности. Её основы закладываются с раннего возраста. Большую роль при этом играют родители, родственники, образовательные учреждения. Сформировавшийся в личностном плане человек обязательно будет заботиться о своей репутации. Для него огромное значение будет иметь честь и достоинство.
Вложение | Размер |
---|---|
kolobova_gotovo.docx | 47.4 КБ |
Оглавление
Глава 1. Основные понятия. Речевое правонарушение
Глава 2. Специфика работы лингвиста-эксперта. Перечень задаваемых вопросов
Глава 3. Применение судебных лингвистических экспертиз в жизни общества
Список литературы и источников
Современная Россия представляет собой страну, которой предстоит решение огромного количества проблем. Таковыми являются трудности в экономике, социальной сфере, развитии правового государства. Ни для кого не секрет, что это зависит от культуры личности. Её основы закладываются с раннего возраста. Большую роль при этом играют родители, родственники, образовательные учреждения. Сформировавшийся в личностном плане человек обязательно будет заботиться о своей репутации. Для него огромное значение будет иметь честь и достоинство.
В то же время в современном государстве, деятельность которого регулируется Конституцией, провозглашается свобода слова, информации, мысли, действий и мнений. Но осуществляется она только в той мере, в которой это необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц. Нередко данные гарантии нарушаются.
В наши дни активное развитие информационно-коммуникационных технологий способствует тому, что любое правонарушение оставляет «информационные следы», в том числе выражаемые при помощи речи. Практически любое правонарушение может быть совершенно с использованием речевых действий. В таких случаях «речевые следы» для правоприменителя являются важным источником информации о произошедшем и, когда правонарушение совершается с использованием речевых действий, правоприменитель нуждается в специальных знаниях лингвистики. Так, например, речевые действия, которые служат причиной и источником конфликта, могут рассматриваться как поведение против закона, то есть как противоправные действия, выделяемые в отдельную группу по способу совершения, а именно: совершенные посредством слова.
Отсюда следует, что судебная лингвистическая экспертиза является деятельностью, направленной на получения фактической информации, имеющей отношение к предмету и пределам доказывания.
Этот взгляд сформулирован в законодательстве: «В определении о назначении экспертизы суд указывает наименование суда; дату назначения экспертизы; наименования сторон по рассматриваемому делу; наименование экспертизы; факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза»[5].
Также, стоит понимать, что «судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее в следовании обстоятельств дела, проводимое по поручению следователей и судов в предусмотренном законе порядке сведущими в науке, технике, искусстве или ремесле лицами для установления фактических данных, служащих в форме заключения эксперта средствами судебного доказывания…» [10, с. 7]
Актуальность данной работы могу обусловить тем, что появление новой отрасли такой как «юридическая лингвистика» стимулировала организацию междисциплинарных исследований, имеющих свои специфические проблемы. Также следует отметить постоянный рост количества исков о защите чести, достоинства и деловой репутации личности, которые в свою очередь были выражены непосредственно через речевое действие.
Объектом исследования являются действующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский и Уголовный кодекс РФ и иных федеральные законы в части регламентации отношений по защите чести и достоинства личности, путем речевых правонарушений, а также международно-правовых документов в этой области.
В свою очередь, предметом служат судебные лингвистические экспертизы в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации личности.
Целью исследовательской работы является определение роли лингвистической экспертизы в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации личности.
Исходя из вышесказанного, перед нами ставится ряд задач: во-первых, необходимо уметь сформулировать понятие «речевое правонарушение» в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации личности. Во-вторых, необходимо вывести специфику работы лингвиста-эксперта (Чем конкретно занимается? Для чего назначается? Когда может быть полезен?). В-третьих, сформулировать вопросы, которые может поставить эксперту-лингвисту юрист или адвокат. В-четвертых, привести примеры из судебных лингвистических экспертиз речевых материалов, квалифицированных судом в качестве речевого правонарушения.
Возможность нарушений норм права заложена в сути человеческой жизни и несовершенстве человека. Как часто в повседневной жизни мы слышим слова « совершено новое преступление!», «нарушен закон!», «совершен проступок!». Причиной многих правонарушений является стремление отдельных лиц удовлетворить свои потребности способом, противоречащим требованиям правовых норм. Среди условий, порождающих правонарушения, называют противоречия в экономических, политических, социальных и духовных отношениях, которые являются своего рода питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, посягательств на жизнь и здоровье людей и т. д. На уровень неправомерного поведения и состояние преступности определенное влияние оказывают психологические и биологические особенности правонарушителя.
Правонарушение – виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу, в нашем случае, посредством слова .
Чтобы понять, какой смысл несет в себе понятие «речевое правонарушение», нужно, прежде всего, разобраться в этимологии отдельных речевых компонентов данного термина. Для этого, я призываю вас, слушатели (читатели), обратиться к большому толковому словарю [1].
В словаре мы можем наблюдать несколько определений понятия «речь». Рассмотрим каждое из предложенных.
Речь – 1) способность говорить, выражать словами мысль. 2)тот или иной вид, стиль языка, слог. 3) звучащий язык; индивидуальная манера говорить. 4) разговор, беседа; то, что говорят. 5) публичное словесное выступление.
На основе вышеприведенных вариантов, подытожим и составим более цельное определение термину «речь». Итак, речь - это вид человеческой деятельности, заключающийся в пользовании языком (как в устной, так и в письменной форме) в процессе общения и мышления. Следуя из сформулированного нами выше термина, можно с легкостью дать пояснение другому термину, а именно речевому действию. Речевое действие – это действие, имеющее прямое отношение к речи.
В свое время, главный редактор малой советской энциклопедии Введенский отметил: речь представляет собой «индивидуальную форму проявления выработанных обществом средств взаимного обмена мыслей между людьми» и является «необходимой материальной формой человеческого мышления», «подчиняется законам работы мозга» [7, с. 1086].
Понятие «речь» имеет многочисленное деление на категории. Так, например, существует отдельно категория речевое поведение – это «процесс использования в речи языковых знаков как деятельность, осуществляемая с помощью естественного языка, языковой системы». Из данной категории вытекает такая форма речевого поведения, как «речевая агрессия». Она, как правило, нацелена на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе лиц, организации или обществу в целом; зачастую мотивирована агрессивным состоянием говорящего; она преследует цель вызывать или поддерживать агрессивное состояние адресата.
Чтобы так же быть предельно точными и уверенными в достоверности терминов, обратимся к проверенному источнику знаний – «Википедии» и на этот раз уточним значение слова «правонарушение»
Правонарушение – виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право дееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность [3].
Зная точные определения отдельных компонентов понятия «речевое правонарушение», можно с такой же точностью дать ему четкое определение, но для начала, обратимся к фактам из истории.
Термин «речевые преступления» впервые употребил Ю. В. Рождественский в работе «Теория риторики» [9, с. 96], в которой речевые преступления фигурируют в связи с тремя ограничениями свободы слова в разных странах (запрещается диффамация, высказывания, которые могут нанести вред «народному здравию», а также высказывания, наносящие вред общественному и государственному строю). Эти запреты по-разному регулировались в разных странах. Так, «в XVI веке в Англии существовал суд «Звездной палаты», который судил речевые преступления и проступки. Одним из законов, на основании которых действовал данный суд, было запрещение говорить, писать и печатать что-либо (плохое, хорошее или нейтральное) о короле и его семье. В России XVII в. запрещению по закону подвергались речи против православной веры, ереси, которые понимались как словесные действия против общественного спокойствия и порядка управления».
Из всего вышесказанного можно подвести определенные итоги. Изучив этимологию таких терминов как: речь, речевое действие, речевое поведение, речевая агрессия как форма речевого поведения и понятие правонарушение, мы можем смело дать четкое и ясное определение понятию «речевое правонарушение». Итак, речевое правонарушение – это представляющее собой юридический факт, виновное противоправное речевое деяние людей, причинившее вред другим субъектам права.
Как нам уже удалось выяснить, специальные познания в области лингвистики, как правило, требуются по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, об оскорблении, клевете, распространении материалов противоправного содержания, возбуждающих национальную, расовую, религиозную вражду, призывающих к насильственному изменению конституционного строя, массовым беспорядкам, насилию, и пр.;
Давайте выясним, что представляет собой специфика работы лингвиста-эксперта, а также какие цели и задачи ставит перед собой лингвистическая экспертиза?
Цель любой судебной лингвистической экспертизы – проверка истинности/ ложности (категорические выводы), возможности/не возможности (модальные положительные и отрицательные выводы) высказываний о предмете исследования, которые вытекают из вопросов, поставленных перед экспертом. Так, при исследовании спорного текста на предмет наличия/отсутствия в нем негативной информации о лице проверяется истинность/ложность утверждения «В тексте присутствует негативная информация о лице».
Для того чтобы достигнуть описанной выше цели, лингвист вынужден решать конкретные исследовательские задачи, которые так или иначе связаны с решением проблемы тождества. Таким образом, в любом экспертном заключении лингвист вынужден решать проблему тождества, например, если эксперту задан вопрос: «Присутствуют ли в тексте призывы?», то если мы хотим ответить на этот вопрос, мы как эксперты должны уметь отождествлять определенные фрагменты текста с призывами, или, если задан вопрос: «Выражена ли оценка в неприличной форме?», то лингвист вынужден отождествлять фрагменты текста с тем явлением, которое называется именем «неприличная форма». На основании этого фактического описания юридическое решение принимает суд, таким образом, лингвист в принципе может не использовать слово «неприличное» в своем экспертном исследовании, но только указать перечень фактов, которые он выявил при производстве экспертизы.
Также стоит отметить, что объектом экспертизы выступают продукты речевой деятельности, которые могут быть зафиксированы в прямых и косвенных источниках информации. Прямые (первичные) источники информации – печатные, рукописные, видео и аудиоисточники, в которых с различной степенью полноты зафиксирован (отражен) спорный текст (высказывание, слово), порожденный конкретным автором. Косвенные (вторичные) источники информации – это сведения, которые сообщают информацию о спорном тексте, (высказывании, слове). К ним относятся свидетельские показания, материалы допросов подозреваемых (обвиняемых) и потерпевших, протоколы судебных заседаний.
За последние годы, все чаще встречаются ситуации, когда люди обращаются в суд с жалобами о том, что кто-то порочит их честь напрямую через оскорбления. Оскорбление – один из центральных концептов современной юридической лингвистики. В юридическом аспекте оскорбление определяется как умаление чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме.
Оскорбление как действие, квалифицируемое в качестве правонарушения, входит в содержание следующих норм:
Уголовный кодекс РФ:
Статья 297. Неуважение к суду.
Статья 319. Оскорбление представителя власти.
Статья 336. Оскорбление военнослужащего.
Статья 107. Убийство, совершенное в состоянии аффекта.
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровья в состоянии аффекта.
Кодекс об административных правонарушениях:
Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики).
Статья 5.61. Оскорбления
Семейный кодекс РФ:
Статья 65. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Трудовой кодекс РФ:
Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).
На основе проведенного анализа, можно увидеть, к насколько серьезным последствиям может привести простое слово, выраженное через оскорбление. От мелкой обиды до убийства в состоянии аффекта. Нужно чаще задумываться о последствиях своих действий, которые мы выполняем в повседневной жизни.
В практике лингвистических экспертиз при установлении признаков оскорбления при анализе текстов или фрагментов текстов принято отвечать на следующие вопросы:
1.Содержатся ли в статье (высказывании) «...» негативная информация о Х?
2.В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
3.Выражена ли оценка в неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
4. Носят ли высказывания, относящиеся к Х, оскорбительный характер?
Таким образом, центральными вопросами при исследовании продуктов речевой деятельности на предмет наличия /отсутствия признаков оскорбления является форма передачи информации (приличная / неприличная), а также ее адресованность конкретному лицу.
На основе справочных материалов Бринева К. И. рассмотрим перечень вопросов, который должен составить лингвист-эксперт при делах о защите чести, достоинства и деловой репутации личности.
Лингвист-эксперт способен установить следующие факты:
- является ли спорное речевое произведение утверждением о факте (фактах, событиях) или является оценочным (выражает субъективное мнение говорящего);
- выражает ли говорящий оценку в приличной или неприличной форме;
- является ли речевое произведение оскорбительным;
- является ли речевое произведение призывом;
- является ли речевое произведение угрозой;
- является ли речевое произведение рекламой;
- присутствуют ли в речевом произведении непристойные или неприличные смыслы или образы;
- являются ли словесные обозначения товарных знаков сходными до степени смешения и т.п.
Также, обратим внимание на то, что не входит в компетенцию лингвиста-эксперта по тем же делам:
1. Решение вопросов, входящих в сферу компетенции юриста.
- вопросы квалификации вида правонарушения;
- вопросы, связанные с квалификацией субъективной стороны правонарушения;
- квалификация выявленных фактов как смягчающих или отягчающих деяние.
2. Вопросы, принадлежащие к смежным с лингвистикой наукам.
А) Психологии, социальной психологии и др.
B) Этики
С) Теории познания (гносеологии) [2, с. 17]
Таким образом, в процессуальном аспекте экспертиза назначается управомоченным на то лицо (органом) (суд, следователь, дознаватель) для разрешения вопросов, требующих специальных познаний. Экспертиза является одним из способов и средств получения доказательственной информации и назначается, когда эту информацию невозможно получить иными способами. Стоит отметить также то, что правонарушение, совершенное посредством речевого действия (слова), охватывает достаточно большой спектр повседневной жизни людей, и ответственность за это, ни сколько не меньше ответственности за убийство. Очень точно по этому поводу писал советский поэт и прозаик - Вадим Шефнер в своем стихотворении «Слова»:
«…Есть слова - словно раны, слова - словно суд
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…».
До 2011г. оскорбление было уголовным преступлением. Однако, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и КоАП РФ, была проведена декриминализация некоторых преступлений, согласно которой ряд составов преступлений был переведен в разряд административных правонарушений.
Так, из Уголовного кодекса РФ была исключена ст. 130, предусматривавшая уголовную ответственность за оскорбление, а КоАП РФ был дополнен ст.5.61 «Оскорбление»
Как мы уже выяснили, объектом оскорбления являются честь и достоинство личности. Напомню, что честь - нравственная категория, отражающая благородство, честность. Она нередко определяется через достоинство, но честь - это оценка личности со стороны других лиц, общества. Достоинство же - это оценка собственных качеств потерпевшим, но такая самооценка базируется на объективных характеристиках социальной значимости личности. Охраняя достоинство личности, Конституция РФ возводит в ранг юридической аксиомы положение о том, что «ничто не может быть основанием для его умаления».
Объективная сторона деликта характеризуется действиями – унижением чести и достоинства другого лица, выраженным в неприличной форме.
Рассмотрим примеры речевых действий, причиняющие вред здоровью и развитию детей. Речевые действия, причиняющие вред здоровью и развитию детей, - это действия, запрещенные ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившим в силу 1 сентября 2012 г. Ответственность за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию наступает в соответствии со ст. 6.17 и ч.2 ст.13.11 КоАП РФ. Объектом правонарушения является здоровье и безопасность детей. Субъектом правонарушения является вменяемый гражданин, достигший 16 лет; должностное лицо; лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическое лицо.
В настоящее время есть несколько случаев применения данной нормы. Например, в апреле в 2014 г. в Елабуге был признан виновным по ч.2 ст.13.21 КоАП РФ («Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации») главный редактор газеты «Новая Кама». В неполной маркировке телепередач суд усмотрел нарушения требований п..4 ст.12 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В феврале 2014г. в Тюмени областной родительский комитет обратился в прокуратуру с требованием подвергнуть экспертизе газеты «Спид-инфо» и журналы «Maxim», «Playboy», «XXL», после которой Роскомнадзор привлек к административной ответственности по ст.13.21 КоАП РФ главного редактора газеты «Спид-инфо».
По логике Закона объектом судебной лингвистической экспертизы должны стать речевые произведения, содержащие информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а так же информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (ст.5). Рассмотрим виды этой информации с точки зрения возможностей лингвистической экспертизы и сформулируем примерные вопросы, которые может решить лингвист-эксперт.
Таблица 1
Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей | Вопросы |
Информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству | О каких действиях идет речь в высказывании? Содержатся ли в высказывании лингвистические признаки призыва к действиям; признаки оправдания, обоснования действия? |
Информация, содержащая нецензурную брань | Используется ли в высказывании бранная лексика или фразеология, вульгаризмы, эвфемизмы, жаргон? |
Информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи | Каков предмет речи в высказывании? Какими качествами он наделяется? Какими качествами наделяются лица, о которых идет речь в высказывании? Используются ли в высказывании оценочные языковые средства? |
Информация, содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани | Используется ли в высказывании бранная лексика или фразеология? |
Таким образом, мы видим, что с помощью лингвистической экспертизы, некоторые спорные дела становятся решенными. И вместе с эти, она бок о бок идет с такой наукой как юриспруденция.
В настоящий момент судебная лингвистическая экспертиза в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации личности является критическим доказательством в суде. Судебная лингвистическая экспертиза может входить в состав комплексной судебной экспертизы, вместе с фоноскопической, почерковедческой и автороведческой экспертизами.
Лингвистическая экспертиза – особый вид лингвистического исследования в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках арбитражного, гражданского или уголовного процесса. Лингвистическая экспертиза, как и любой другой вид экспертных исследований, назначается для установления фактов, если эти факты не могут быть установлены иным способом, но только при помощи привлечения лица, обладающего специальными познаниями в области лингвистики.
Роль лингвистической экспертизы очень велика. Она необходима юристу, по-скольки именно она способно четко и ясно установить главные аспекты в тексте для установления факта оскорбления. С помощью лингвистической экспертизы, юрист способен выиграть дело о защите чести, достоинства и деловой репутации личности на много быстрее, так как слагается на авторитетное мнение (газеты, журналы, тв и др.). Из данной работы мы также выяснили, что любое слово, адресованное конкретному лицу, может нести в себе огромный смысл и значимые последствия. В современном демократическом обществе каждый человек подвергнут оскорблениям в его личный адрес, речевым действиям, которые порочат его часть, его достоинство и деловую репутацию. Все совершающиеся действия и поступки зависят от уровня развития личности, которые закладываются еще с детства. Плата за содеянное бывает очень велика и неприятна. Поэтому нужно заранее думать о предстоящих последствиях своих действий.
Правовая материя условна и изменчива. Она не возникает сама по себе, а целенаправленно создается человеком, который стремится организовать свою жизнь в соответствии с определенными рациональными правилами, которые могут меняться с течением времени и изменениями социальной среды [4, с. 3].
1. Большой толковый словарь // Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 26.01.2016)
2. Бринев К. И. Лингвистическая экспертиза: Справочные материалы /К.И. Бринев. – Барнаул-Кемерово, 2009.
3. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wiki pedia.org/wiki (дата обращения: 1.02.2016)
4. Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М.: Норма, 2004.
5. Гражданский Процессуальный Кодекс РФ // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL: http://base.garant.ru/12128809/ (дата обращения: 28.02.2016)
6. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL: http://base.garant.ru/12125267/ (дата обращения: 12.02.2016)
7. Малая советская энциклопедия: В 10 т.Т.7/Гл. Ред. Введенский. М.: Советская энциклопедия, 1960.
8. Уголовный кодекс РФ // Официальный сайт «Уголовный кодекс РФ». URL: http://www.ugolkod.ru (дата обращения: 08.02.2016)
9. Рождественский Ю. В. «Теория риторики». М.: Наука, 2006.
10. Шляхов А. Р. Современные проблемы доказывания и использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве. М.: Юридическая литература, 1979.
Рисуем белые грибы пастелью
Усатый нянь
Юрий Алексеевич Гагарин
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
На горке