Компьютер является неотъемлемой частью жизни современного человека. Компьютеры помогают на производстве, интернет - это средство общения, быстрого получения самой разной информации.
Но с другой стороны последнее время очень много стали говорить о вредном влиянии компьютера на человека и особенно на детей. Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, аське и т.д. Кроме того врачи стали говорить о вредном влиянии на здоровье и возникновении нового вида зависимости – игромании.
Поэтому в своем исследовании, я решил выяснить компьютер – друг или враг школьника и какое воздействие он оказывает на учеников нашей школы?
Цель работы: изучение влияния компьютера на здоровье человека и ознакомление школьников с рекомендациями по разумной работе с компьютером.
Задачи:
1. Изучить информацию о влиянии компьютера на здоровье человека.
2.Провести анкетирование обучающихся лицея для выявления особенностей взаимодействия школьников с компьютером.
3. Описать правила правильной организации работы с компьютером.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_po_kompyuteru_bogdan_zasypalov.doc | 131.5 КБ |
VIII городская
научно – практическая конференция школьников «Мир здоровья»
секция «Первые шаги в науку о здоровье и здоровом образе жизни»
КОМПЬЮТЕР – ДРУГ ИЛИ ВРАГ
Засыпалов Богдан
ученик 4 «А» класса
МНБОУ «Лицей № 76»
Научный руководитель
Маркова Светлана Николаевна учитель начальных классов
МНБОУ «Лицей № 76»
Новокузнецк
2013
СОДЕРЖАНИЕ
5. Рекомендации для школьников 11
6. Заключение 13
7. Список использованной литературы 14
ВВЕДЕНИЕ
Компьютер является неотъемлемой частью жизни современного человека. Компьютеры помогают на производстве, интернет - это средство общения, быстрого получения самой разной информации.
Но с другой стороны последнее время очень много стали говорить о вредном влиянии компьютера на человека и особенно на детей. Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, аське и т.д. Кроме того врачи стали говорить о вредном влиянии на здоровье и возникновении нового вида зависимости – игромании.
Поэтому в своем исследовании, я решил выяснить компьютер – друг или враг школьника и какое воздействие он оказывает на учеников нашей школы?
Цель работы: изучение влияния компьютера на здоровье человека и ознакомление школьников с рекомендациями по разумной работе с компьютером.
Задачи:
1. Изучить информацию о влиянии компьютера на здоровье человека.
2.Провести анкетирование обучающихся лицея для выявления особенностей взаимодействия школьников с компьютером.
3. Описать правила правильной организации работы с компьютером.
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Изучив литературу по данной теме, просмотрев информацию в Интернет, я узнал, что компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, можно отметить несколько факторов риска. Сюда относятся:
В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.
Другая проблема, которая возникает при постоянном взаимодействии с компьютером – это зависимость. В общем, термин «зависимость» определяет пристрастие человека по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.
ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.
В основе формирования сильного пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. По не известным еще причинам наш мозг «любит» решать различные логические задачи и выполнять различные простые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером это последовательность логических операции и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его от окружающего мира.
Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Признаками Интернет-зависимости являются:
- навязчивое желание проверить электронную почту,
- длительное просиживание в чатах,
- неконтролируемое желание поиска,
- чтения информации различного рода в сети.
Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические.
К признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:
– ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
– провел хотя бы одну ночь у компьютера;
– прогулял школу – сидел за компьютером;
– приходит домой и сразу садится за компьютер;
– забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
– пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
– конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Таким образом, можно говорить о том, что современному человеку трудно прожить без компьютера и возможности выхода в сеть Интернет, и если человек, и особенно ребенок, не умеет правильно организовать свое время взаимодействия с компьютером (обучении, досуг), то это может отрицательно отразиться на его здоровье.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Чтобы выяснить является ли компьютер «другом» или «врагом» учеников нашей школы и насколько разумно они с ним взаимодействует, я подготовил анкету.
Анкета
1.Сколько тебе лет?____________________
2.Есть ли у тебя компьютер?____________
3.Как часто ты используешь компьютер? (отметь нужное)
Ваш вариант_____________________________________________________
4.Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?
Ваш вариант______________________________________________________
5. Делаешь ли ты перерывы во время занятий за компьютером (если «да», то через какой промежуток времени)?__________________________________
6. Какие варианты работы на компьютере ты используешь? (отметь нужное)
7 Ты ешь за компьютером?________
8. Делаешь ли ты гимнастику для глаз во время занятий у компьютера?____
9. Делаешь ли ты физ. минутку в ходе работы на компьютере?____________
10. На какие оценки ты учишься?
11. Занимаешься ли ты в спортивных секциях, кружках и т.д? ____________
12.Отметь то, что относится к тебе:
13. Считаешь ли ты наказанием, если родители запрещают тебе играть на компьютере?_______________
14. Какие правила использования компьютера вы знаете. Перечисли.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Как часто ты делаешь влажную уборку и проветривание помещения, где установлен компьютер?__________________________________________________
На вопросы анкеты ответили 20 учеников 4 класса и 20 учеников 9 класса лицея № 76, всего 40 человек.
Анализ ответов школьников дал следующие результаты, которые отражены в таблице:
№ п/п | Вопрос | 4 класс | 9 класс |
1 | Есть ли у тебя компьютер? | 100% | 100% |
2 | Как часто ты используешь компьютер? | ||
Каждый день | 50% | 100% | |
2-3 раза в неделю | 30% | - | |
По выходным | 10% | - | |
3 | Сколько времени в день ты проводишь за компьютером? | ||
30 мин-1 час | 45% | 10% | |
2-3 часа | 25% | 45% | |
Более 3 часов | 10% | 35% | |
4 | Делаешь ли ты перерывы во время занятий за компьютером? | ||
Да | 55% | 65% | |
Нет | 45% | 35% | |
5 | Какие варианты работы на компьютере ты используешь? | ||
Выполняю домашнее задание | 40% | 85% | |
Играю | 70% | 55% | |
Общаюсь с друзьями | 40% | 90% | |
Занимаюсь при помощи обучающих программ и сайтов | 45% | 50% | |
6 | Ты ешь за компьютером? | ||
Да | 35% | 80% | |
Нет | 65% | 20% | |
7 | Делаешь ли ты гимнастику для глаз во время занятий у компьютера? | ||
Да | 50% | 15% | |
Нет | 35% | 85% | |
8 | Делаешь ли ты физ. минутку в ходе работы на компьютере? | ||
Да | 35% | 10% | |
Нет | 65% | 90% | |
9 | Считаешь ли ты наказанием, если родители запрещают тебе играть на компьютере? | ||
Да | 35% | 25% | |
Нет | 65% | 75% | |
10 | Какие правила использования компьютера ты знаешь? | ||
Не знают | - | 70% | |
1-2 правила | 80% | 5% | |
3 и более правил | 20% | 15% | |
11 | Как часто ты делаешь влажную уборку и проветривание помещения, где установлен компьютер? | ||
Каждый день | 25% | 35% | |
2-3 раза в неделю | 70% | 40% | |
Через день | 5% | 5% | |
Очень редко | - | 20% | |
12 | На какие оценки ты учишься? | ||
без троек | 40% | 85% | |
2-3 тройки | 20% | 15% | |
половина и больше - тройки | 40% | - | |
13 | Занимаешься ли ты в спортивных секциях, кружках и т.д.? | ||
Да | 100% | 80% | |
Нет | - | 20% | |
14 | Отметь то, что относится к тебе: | ||
нарушение зрения | 20% | 45% | |
нарушение осанки | 10% | 45% | |
слабость | 10% | 20% | |
бессонница | 10% | 5% | |
плохой аппетит | 10% | 10% |
Компьютер есть у каждого из опрошенных учеников, при этом все ученики 9 класса используют его каждый день, а ученики 4 класса: каждый день – 50%, 2-3 раза в неделю – 30%, 10% по выходным, и 10% очень редко.
45% учеников 4 класса проводят за компьютером в день около 30 мин-1 час, что является вполне допустимым временем, 25% превышают положенное время, то есть проводят у компьютера 2-3 часа и 10 % более 3 часов. У девятиклассников значительно больше учеников проводит слишком много времени у мониторов: 30мин - 1 час – 10%, 2-3 час - 45%, более 3 часов – 35%. Перерывы в занятиях у компьютеров делают чуть больше половины учеников как 4, так и 9 классов, при этом многие делю их реже, чем положено.
Ученики 4 класса предпочитают играть в компьютер – 70%, у старшеклассников интересы меняются: 85% делают домашнее задание, 90% общаются в социальных сетях.
80% старшеклассников позволяют себе кушать у компьютера, а из учеников 4 класса только 35%. Так же больше учеников начальной школы делают физминутки и гимнастику для глаз. Количество учеников 9 класса соблюдающих эти правила намного меньше. Кроме того ученики 4 класса больше следят за порядком у компьютера и проветривают помещение, чем старшеклассники. Такие низкие проценты соблюдения условий правильного использования компьютера, чтобы он не приносил вреда, подтверждает и то, что 70% старшеклассников заявляют, что они не знают этих правил, чего не скажешь об учениках 4 класса, 80% знает хотя бы 2 правила и 20% могут называть более трех.
Таким образом, можно сделать вывод, что старшеклассники проводят много свободного времени у компьютера, при этом нарушая гигиенические нормы, что может привести к развитию физической и психической зависимости. При этом у многих детей уже наблюдаются отклонения в здоровье: на нарушения зрения и осанки указали по 45% школьников, нарушение аппетита у 10%, слабость у 20%.
Важно отметить, что компьютер не мешает старшеклассникам хорошо учиться - 85% указали, что учатся без троек и 80% посещают спортивные секции, кружки, творческие студии.
Ученики 4 класса, больше следуют правилам, и, значит, компьютер меньше вредит их здоровью, но, тем не менее, у некоторых детей такие нарушения есть. По 10% детей указали на плохой аппетит, слабость, бессонницу и нарушение осанки, а у 20% плохое зрение, но нельзя забывать, что соблюдать эти правила им помогают родители.
Успеваемость у учеников начальной школы ниже, чем у старшеклассников: 40% - без троек, 20%- 1-2 тройки, 40% - 3 и более троек, но при этом, все 100% детей занимаются в кружках, ходят в музыкальную школу или посещают спортивные секции.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Если вы хотите чтобы компьютер был вашим настоящим другом и не вредил вашему здоровью, соблюдайте следующие правила:
1.Во время нахождения за компьютером самым оптимальным является положение тела, при котором: спина и шея прямая, ноги стоят на полу при прямом угле сгиба в коленях, угол сгиба в локтях то же прямой (90 гр.). Для этого следует:
2. При работе с мышкой и клавиатурой клавиши нажимать плавно и без усилий, при наборе текста кладите запястья рук на стол или специальную подставку, что позволит расслабить вам руки. При работе с мышкой кисть должна быть прямой и лежать на столе как можно дальше от края.
3. Делайте лечебную гимнастику
4. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
5. Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками (во-первых, увеличивает влажность, во-вторых, рыбки успокаивают нервы), декоративные водопады.
6. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того, что бы её было легко найти.
7. В Интернет: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом.
8. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером (на 10-15 минут через каждые полчаса).
9. Делайте гимнастику для глаз:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в ходе исследования результаты говорят о том, что современный человек не может жить без современных технологий (компьютеров, ноутбуков, планшетов и т.д.). Дети нашей школы тоже очень привязаны к компьютерной технике, о чем говорят результаты анкетирования. За компьютером они отдыхают, играя в игры и общаясь с друзьями, готовят уроки и обучаются при помощи специальных программ и сайтов. Однако из друга и помощника компьютер очень легко может превратиться во врага, а способствуют этому сами пользователи, которые не соблюдают правила взаимодействия с ним. Я выяснил, что у наших школьников наблюдаются нарушения здоровья, которые могли быть вызваны с несоблюдением гигиенических норм работы за компьютером и могут способствовать их дальнейшему развитию. Поэтому необходимо чтобы дети с первого класса знали правила работы за компьютером, начинали знакомиться с ними в детском саду. А учителя и, особенно, родители уделяли этой проблеме большое внимание, такое же как, например, правилам дорожного движения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Крутильный маятник своими руками
Одна беседа. Лев Кассиль
Астрономический календарь. Март, 2019
Ворона
Фотографии кратера Королёва на Марсе