Работа выполнена ученицей 7 класса. В данной работе большое внимание уделено музеям г. Новокузнецка.
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_muzeya_v_sovremennom_obshchestve.docx | 52.79 КБ |
deyatelnost_muzeya_v_sovremennom_obschestve.pptx | 2.26 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 73
Реферат:
«Деятельность музея в современном обществе»
Выполнила: Шабалина Анастасия, 7В
Руководитель: Полянская Мария Анатольевна
Новокузнецк, 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сфера духовной жизни общества весьма обширна. Она включает в себя науку, религию, искусство, а также язык, мораль, право, философию, образование, т.е. духовную культуру во всех своих проявлениях[1].
Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются, потребляются через различные учреждения, такие как школы, вузы, библиотеки, театры, музеи, архивы, консерватории, филармонии, выставочные залы и т.п. В своей работе я более пристально рассмотрю музеи.
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью[2]. Таким образом, музеи выполняют очень важные функции для общества – они сохраняют и представляют ценности, утрачиваемые обществом; привлекают внимание к тем общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс, сохраняют ценности как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур[3].
Объект исследования: музей. Предмет исследования: влияние деятельности музеев на современных школьников. Исходя из имеющейся литературы, была поставлена следующая цель исследования: исследовать деятельность музеев и ее влияние на школьников (на примере обучающихся «МБОУ Гимназии № 73»)
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Исследовательская работа состоит из введения, основной части, разделенной на параграфы, заключения и списка литературы.
ОСНАВАНЯ ЧАСТЬ
§1. История возникновения музеев.
Понятие «музей» впервые использовали древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» (museion) в буквальном переводе означает «место, посвященное музам», то есть святилище муз. Эти сакральные постройки обычно представляли собой портик с жертвенником. Нередко мусейоны становились центрами своего рода литературных сообществ, служа местом не только поклонения музам, но и проведения творческих состязаний поэтов.
Феномен коллекционирования уходит своими корнями в глубокую древность. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить предметы, имеющие сакральную, престижную и эмоциональную значимость, представляющие интерес с познавательной или эстетической точки зрения[4].
Первые учреждения музейного типа – «кунсткамеры» или просто «камеры», «кабинеты», галереи – появились в XVI-XVII веках. Круг коллекционеров складывался из наиболее образованных и интеллектуально развитых представителей своего времени, которые являли своими действиями нараставший в обществе интерес к культурному наследию. Кунсткамеры представляли собой собрание предметов природного мира, т.е. мира человека, животных, растений и минералов, а также предметов «искусственного мира», т.е. предметов сделанных руками человека. Основателями многих коллекций были профессора, врачи, аптекари или богатые аристократы, интересующиеся научными открытиями или природными явлениями. Собирательство стало непременным атрибутом светского человека, выражением его индивидуальности[5].
Первым музеем России стала созданная Петром I в 1714 году Кунсткамера. Собрание музея на тот момент представляло собой личные коллекции и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу. С 1719 года Кунсткамера распахнула свои двери для посетителей [6].
Первым, кто сделал шаг к созданию общедоступного музея, был Франческо I Медичи, который приспособил для размещения своих коллекций здание, построенное Дж. Вазари в 1584 г. во Флоренции[7]. Коллекция Медичи представляла собой собрание произведений искусства, а также редкости и древности, естественно-научные образцы, рисунки известных художников с изображением экзотических животных, рыб и растений[8].
Формирование первого музея в современном смысле этого слова происходит после Великой французской революции. Это было связано с законодательной деятельностью Учредительного собрания, которое 26 июля 1791 г. объявило Лувр, являвшийся королевской резиденцией, собственностью государства. Музей Лувра выполнял задачу сохранения национального художественного достояния. Его новой функцией стало распространение знаний и поэтому двери музея открылись для широкой публики. Картины, экспонаты были снабжены пояснительными табличками, организовывались экскурсии и лекции, был подготовлен каталог[9].
XIX век в России, выдвинул перед музеями задачи не только познавательные, но и образовательные, способствующие расширению кругозора. Особое место в создании отечественных музеев на рубеже XIX-XX веков сыграли меценаты П.И. Щукин, А.А. Титов, А.А. Бахрушин, С.И. Мамонтов, П.М. Третьяков. Крупные российские промышленники вошли в историю именно потому, что способствовали развитию русской культуры, ее духовному обогащению, поддерживали материально творчество писателей, артистов, художников. Меценатам русская культура обязана и тем, что они собрали и сохранили для потомков богатейшие культурные и художественные ценности, способствовали не только созданию новых музеев, но и театров, картинных галерей, памятников[10].
Новым витков в развитии музейного дела, и в целом культуры, явилось создание после Второй мировой войны, нанёсшей культурному наследию невозместимый урон, ЮНЕСКО и других международных неправительственных организаций. Они приняли на себя ответственность за сохранение культурного наследия. Созданы Международный совет музеев (ИКОМ) и Международный совет по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС)[11].
§2. Систематизация музеев.
Систематизация музеев — разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам. Необходимость систематизации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев и появляется разнообразие форм музейных учреждений[12].
В XIX веке в связи с дифференциацией науки начинают выделяться музеи разных профилей — художественные, археологические, этнографические, сельскохозяйственные, музеи наглядных пособий и т.д. В советское время, в связи с созданием сети государственных музеев сложилась сложная структура с различными профилями, статусами и ведомственным подчинением. Сейчас виды музеев, задачи, содержание их деятельности необычайно разносторонни.
При классификации музеев их можно условно поделить на типы: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Тип музея зависит от того какая категория посетителей является его целевой аудиторией: специалисты, широкий круг посетителей, учащиеся, дети[13]. Я считаю, что музеи нашего города ориентированы на широкий круг посетителей.
Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности[14].
Профили музеев разнятся:
Музеи бывают исторические (экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях), зоологические (в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий, музеи, посвященные определенным видам деятельности, в настоящее время во многих школах открыты «Комнаты Славы» — небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках или музеи истории школы, как например в МБОУ «Гимназии №73» есть комплексно-краеведческий музей «История Гимназии № 73»[16].
Также музеи делятся по типу хранимого наследия:
Еще одним критерием для систематизации музеев является определение собственника музея. Так музеи бывают государственные, муниципальные, общественные, корпоративные, церковные, частные[19]. К муниципальным учреждениям в г. Новокузнецке относятся почти все крупные музеи: «Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского», «Новокузнецкий художественный музей», «Новокузнецкий краеведческий музей», Музей-заповедник Кузнецкая крепость[20]. К корпоративным музеям относятся: научно-технического музей им. академика И.П. Бардина и музей боевой и трудовой славы Кузнецких металлургов - они являются собственностью корпорации «Евраз».
Также выделяются группы музеев по статусу. Статус музея определяется постановлением органов власти или вышестоящих организаций и определяет положение музея в иерархии музейной сети, круг его особых прав и обязанностей[21]. У нас в городе нет музеев со статусом особо ценных объектов культуры, их всего 29, к таким отнесена Третьяковская галерея и Эрмитаж. Музейных объединений тоже нет. Музеев, обладающих каким-либо статусом, мне удалось выделить всего два: музей-заповедник Кузнецкая крепость, и Краеведческий музей (имеет как головной музей, так и филиал).
Еще одним критерием для систематизации музеев является их административно-территориальная принадлежность (центральные музеи, национальные музеи, республиканские музеи, краевые музеи, областные музеи, районные музеи, городские музеи, сельские музеи)[22]. Музеи нашего города являются городскими.
§3. Цели, задачи, функции музеев.
Современная жизнь предъявляет новые требования к музеям. Повышается роль музея как хранителя наследия и традиций, то музей становится фактором укрепления стабильности развития региона и национальной самобытности Российской Федерации. Музей посредством экспозиций и музейно-педагогической деятельности формирует гражданственность и патриотизм населения, воспитывает социальную ответственность, служит преодолению межэтнической разобщенности[23]. Целью краеведческого музея г. Новокузнецка – сохранение, изучение и публичное представление историко-культурного наследия и природного разнообразия г. Новокузнецка и всего Кузнецкого края[24].
Музеи начали активнее участвовать в общественной жизни, на базе музея стали проводиться научные и научно-познавательные конференции, концерты, вечера, выставки. Так Литературно-мемориальный музей Достоевского Ф.М. проводит литературные вечера, Кузнецкая крепость периодически проводит открытые мероприятия, такие, как например, «Громкие чтения», Краеведческий музей проводит конкурсы, например, «Хранители истории» (совместно с ДТ им. Крупской). Ярким событием культурной жизни города является Ночь в музее – межмузейное мероприятие. Таким образом, видно, что музеи становятся более открытыми, проводят более разнообразные мероприятия, чтобы привлечь различную публику.
Укрепляется сотрудничество музеев с общественными организациями, объединениями. Кузнецкая крепость активно сотрудничает с самым широким спектром общественных объединений, работающих в области пропаганды военно-патриотических традиций, фольклора, народной культуры. На территории крепости проводятся городские мероприятия и праздники[25].
Современные задачи музеев связаны с постановкой актуальных проблем, в частности, с обучением и воспитанием посетителей. Такая установка на музейное дело сформировалась в нашей стране не сразу. Постепенно в связи со стремлением к открытому обществу, осмысление музея, как центра культуры, обладающего образовательными возможностями, стало преобладать над другими.
Музей способствует формированию исторического сознания, нравственной памяти и духовности. Сохраняя традиции, вносящие стабильность в общество, современный музей претерпевает значительные изменения, становясь все более открытым для общества.
В настоящее время музеи способствуют передаче ценностей культуры в современном мире, участвуют в образовательном процессе, способствуют формированию культурной идентичности личности, воспитывают толерантность[26].
§4. Деятельность музея
Практическая деятельность любого музея состоит из научно-исследовательской работы, фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности. Деятельность новокузнецких музеев имеет те же составляющие.
Научно-исследовательская работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия. Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в экспозициях и выставках, публикации каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам. Музей-заповедник «Кузнецкая крепость» публикует краеведческие сборники «Кузнецкая старина», содержащие статьи ведущих ученых-историков г. Новокузнецка и Кузбасса.
Фондовая работа в музее включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия. Фонды Новокузнецкого краеведческого музея составляют 56 000[27] экспонатов, фонды Кузнецкой крепости – 22 000[28] экспонатов, В Новокузнецком художественном музее собрано более 9000[29] произведений живописи.
Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея. Так Новокузнецкий краеведческий музей ежегодно представляет около 40 выставок[30].
Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета - информативность, экспрессивность, привлекательность[31].
Одним из значимых направлений музейной деятельности является музеефикация артефактов и природных зон. Эта деятельность заключается в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта.
§4. Исследование
Чтобы оценить, как реализуются цели, и функции музеев в современном обществе решено было провести анкетирование среди обучающихся 7-х классов МБОУ «Гимназии№73». Обучающимся были предложены следующие открытые вопросы:
Всего опрошено было 80 человек.
Вы посещали когда-либо какой-либо музей? | 80 человек ответили «да» | 100% |
Сколько раз в год вы бываете в музеях? | 10 человек – 1 раз в год; 60 человек – 2 раза в год; 7 человек – 3 раза в год; 2 человека – 3 раза и более. | 12,5% - 1 раз в год; 75 % - 2 раза в год; 8,75% - 3 раза в год; 2,5% - 2 раза в год. |
Какие музеи вы посещали? | 80 человек – школьный музей; 60 человек – Кузнецкая крепость; 30 человек – Краеведческий музей; 40 человек – музей боевой и трудовой славы Кузнецких металлургов 19 – человек литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского 7 человек – указали центральные музеи нашей страны – (Эрмитаж, третьяковскую галерею) 2 человека – написали Лувр и Британский музей | 100% - школьный музей; 75% - Кузнецкая крепость; 37,5 % - Краеведческий музей; 50% - музей боевой и трудовой славы Кузнецких металлургов; 23,75 % - литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского 8,75 % – посещали музеи Москвы и Санкт-Петербурга 2,5 % посещали музеи мира. |
Что вы узнали в музее? | Все ответы сводились к тому, что узнали много нового, интересно из истории родной страны и малой родины в частности | |
Вы посещали музей вне школьной экскурсии? | 80 человек ответили «да» | 100% |
Исследование показывает, что музеи, как культурные учреждения не утрачивают своего значения. До сих пор обучающиеся школ регулярно посещают музеи, где узнают в первую очередь информацию и родной стране и родном крае. Более того, обучающиеся посещающие другие города и страны, также ходят в музеи в месте своей туристической поездки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собирание и демонстрация различных диковин, редкостей, предметов искусства с древности является частью человеческой культуры. Формирование и развитие музеев с XVIII-XIX веков привело к появлению современных культурных учреждений в основе которых лежит научно-исследовательская работа, фондовая и экспозиционно-выставочная деятельности.
Систематизация музеев достаточна сложна и зависит от выбранных критериев. Наиболее распространено деление музеев по профилям.
Современная жизнь предъявляет новые требования к музеям. Повышается роль музея как хранителя наследия и традиций, музей становится фактором укрепления стабильности развития региона и национальной самобытности Российской Федерации. Музей посредством экспозиций и музейно-педагогической деятельности формирует гражданственность и патриотизм населения, воспитывает социальную ответственность, служит преодолению межэтнической разобщённости.
Современные задачи музеев связаны с постановкой актуальных проблем, в частности, с обучением и воспитанием посетителей. В настоящее время музеи способствуют передаче ценностей культуры в современном мире, участвуют в образовательном процессе, способствуют формированию культурной идентичности личности, воспитывают толерантность.
Музеи начали активнее участвовать в общественной жизни, на базе музея стали проводиться научные и научно-познавательные конференции, концерты, вечера, выставки.
Проведенное исследование показывает, что музеи, как культурные учреждения не утрачивают своего значения. До сих пор обучающиеся школ регулярно посещают музеи, где узнают в первую очередь информацию и родной стране и родном крае. Более того, обучающиеся посещающие другие города и страны, также ходят в музеи в месте своей туристической поездки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Боголюбов Л.Н. Обществознание 8 класс стр. 30
[2] Ожегов С.И. Словарь URL: http://tolkslovar.ru/m7965.html (Дата обращения 01.02.16)
[4] Юрнева Т.Ю. Музееведение С.13
[5] Варламова Т.Н. URL: http://www.studmed.ru/docs/document42342?view=1
[6] 300 лет Кунсткамере URL: http://kunstkamera.ru/index/300/
[7] Варламова Т.Н. URL: http://www.studmed.ru/docs/document42342?view=1
[8] Юрнева Т.Ю. Музееведение С.80
[9] Варламова Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты URL: http://www.studmed.ru/docs/document42342?view=1&page=3
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Систематизация музеев URL: http://www.museum.ru/RME/sci_system.asp
[13] группы музеев по роду деятельности и адресату URL:http://www.museum.ru/RME/sci_type.asp
[14] профильные группы музеев URL:http://www.museum.ru/RME/sci_profil.asp
[15] Музей истории больницы URL:http://1gkb-nk.ru/our-museum
[16] Музей гимназии URL:http://gymnasia73.site50.net/index.php?option=com_content&view=section&id=20&Itemid=109
[17] Филиал Новокузнецкого краеведческого музея URL:http://www.nkmuseum.ru/filial/
[18] Группы музеев по типу хранимого наследия URL:http://www.museum.ru/RME/sci_nasled.asp
[19] Группы музеев по принадлежности (собственнику) URL:http://www.museum.ru/RME/sci_sob.asp
[21] Группы музеев по статусу URL:http://www.museum.ru/RME/sci_stat.asp
[22] Группы музеев по административно-территориальной принадлежности URL:http://www.museum.ru/RME/sci_adm.asp
[23] Варламова Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты URL:http://www.studmed.ru/docs/document42342?view=1&page=3
[24] Муниципальное учреждение культуры URL:http://www.nkmuseum.ru/
[25] Кузнецкая крепость URL: http://kuzn-krepost.ru/index.php/glavnaya.html
[26] Варламова Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты URL:http://www.studmed.ru/docs/document42342?view=1&page=3
[27] Новокузнецкий краеведческий музей URL: http://www.kultura-nk.ru/mesta/muzei/municipalnoe-avtonomnoe-uchrezhdenie-kultury-novokuzneckij-kraevedcheskij-muzej-mauk-nkm.html
[28] Фонды Кузнецкая крепость URL: http://kuzn-krepost.ru/index.php/fondy-kollektsii/fondy.html
[29] Новокузнецкий художественный музей URL: http://www.kultura-nk.ru/mesta/muzei/municipalnoe-byudzhetnoe-uchrezhdenie-kultury-novokuzneckij-hudozhestvennyj-muzej.html
[30] Новокузнецкий краеведческий музей URL: http://www.kultura-nk.ru/mesta/muzei/municipalnoe-avtonomnoe-uchrezhdenie-kultury-novokuzneckij-kraevedcheskij-muzej-mauk-nkm.html
[31] Направления музейной деятельности URL:http://www.museum.ru/RME/musbis.asp
Слайд 1
Деятельность музея в современном обществе Выполнила: ученица 7 класса «В» Шабалина АнастасияСлайд 2
Объект исследования : музей Предмет исследования : влияние деятельности музеев на современных школьников Цель исследования : исследовать деятельность музеев и ее влияние на школьников (на примере обучающихся «МБОУ Гимназии № 73») Задачи: изучить имеющуюся литературу; исследовать историю возникновения музеев; исследовать виды музеев; рассмотреть функции, цели и задачи музеев; изучить влияние музеев на современных школьников.
Слайд 3
Mouseĩon – в древней Греции храм муз Эти сакральные постройки обычно представляли собой портик с жертвенником. Нередко мусейоны становились центрами своего рода литературных сообществ.
Слайд 4
Первый музей в России, созданный при Петре I Кунсткамера
Слайд 5
Профили музея Кузнецкая крепость – комплексный профиль Геологический музей – естественно-научный профиль Научно-технический музей им. Академика И.П. Бардина – технический профиль Новокузнецкий художественный музей – художественный профиль
Слайд 6
Профили музея Л итературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского – мемориальный профиль Новокузнецкий краеведческий музей – краеведческий профиль Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг . – военно-исторический Музей боевой техники под открытым небом в сквере им. Г.К. Жукова – военной техники профиль
Слайд 7
На стенде «Так все начиналось» представлена история школы Стенд «Никто не забыт, ничто не забыто» посвящен сотрудникам школы - ветераном Великой Отечественной войны
Слайд 8
Посетители школьного музея, могут представить, как шло обучение 20, 30 и даже 50 лет назад
Слайд 9
В музее «История гимназии№ 73» собрана богатая краеведческая коллекция
Слайд 10
Активисты музея участвуют в различных конкурсах. Одним из которых являлся конкурс от Краеведческого музея ( при поддержке ДТ им. Крупской) «Хранители истории».
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Попробуем на вкус солёность моря?
Сила слова
И тут появился изобретатель
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт