Работа посвящена актуальной проблеме – изучению зимующих птиц города Покачи и помощи птицам в зимнее время. Описаны некоторые виды птиц, которые встречающиеся в нашем городе.
Вложение | Размер |
---|---|
1_titulnyy_list.doc | 27.5 КБ |
2_annotatsiya.doc | 29 КБ |
3_soderzhanie_raboty.doc | 24.5 КБ |
4_plan_issledovaniy.doc | 34.5 КБ |
5_opisanie_raboty.doc | 103 КБ |
6_prilozhenie.docx | 2.62 МБ |
6_prilozhenie_1.docx | 773.53 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление: Естественные науки и
современный мир
Зимующие птицы нашего города
Автор:
Бабенко Дарья Сергеевна
Класс: 2 б
Научный руководитель:
Порошина Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №2
2014 г.
Зимующие птицы нашего города
Аннотация
Работа посвящена актуальной проблеме – изучению зимующих птиц города Покачи и помощи птицам в зимнее время. Описаны некоторые виды птиц, которые встречающиеся в нашем городе. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. И не надо забывать, что птицам нужна наша помощь.
Выявлено, что учащиеся начальной нашей школы ещё мало знают о птицах и не всегда задумываются о помощи пернатым друзьям.
Тема исследования родилась после акции «Помоги птицам!», проведённой в 2013 году в 1 классе. Исследование проводилось в течение 5 месяцев.
Актуальность. Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют в нашем городе, чем питаются и как правильно организовать их подкормку зимой.
Цель данной работы – изучить образ жизни зимующих птиц нашего города. Узнать, чем птицы питаются зимой, какой корм и какие кормушки предпочитают.
При работе над темой я поставила следующие задачи:
Объект исследования: птицы.
Предмет исследования: образ жизни зимующих птиц нашего города.
В ходе исследования использовались следующие методы:
Вывод. В своем исследовании я узнала, какие птицы зимуют в нашем городе, их поведение и повадки, чем питаются, какие кормушки предпочитают. Исследование оказалось не только полезным, но и очень интересным, а также принесло пользу не одним птицам, а мне и моим сверстникам, с которыми я поделилась своими знаниями и наблюдениями. А еще я узнала, что 15 января – Всероссийский День зимующих птиц.
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………………………..2
Содержание………………………………………………………………………………………3
План исследований.……………………………………………………………………………..4
Основная часть исследования ………………………………………………………………….6
1. Введение……..…………………………………………………………………………….6
2. Виды зимующих птиц нашего города…………….……………………..………………7
3. Особенности изготовления и размещения кормушек…………..................................…8
4. Подкормка и наблюдение за птицами………………...…………………………………9
5. Изготовление информационного материала для сверстников…….………………….11
6. Анкетирование …………………………………………………………………………..11
Заключение.……………………………………………………………………..………………13
Источники информации……..………………………………………………….……………...14
Приложение ……………………………………………………………………….…………….
Зимующие птицы нашего города
План исследований
Проблемные вопросы: какие птицы зимуют в нашем городе, их образ жизни, чем и как правильно их кормить, какие кормушки изготавливать?
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что у многих моих сверстников возникает множество вопросов, какие птицы зимуют в нашем городе, какими повадками обладают, чем и как правильно кормить птиц зимой, какие кормушки изготавливать, а значит, не все они знакомы с образом жизни зимующих птиц нашего города.
План
1.Определить зоны поиска материалов о зимующих птицах нашего города:
1) школьная и городская библиотека;
2) музей города;
3) наблюдение за птицами;
4) Интернет.
2.Изучить печатный материал по теме исследования:
а) посетить школьную и городскую библиотеку и изучить имеющуюся в наличии печатную литературу о зимующих птицах нашего города:
Стрельникова О.
б) найти в Интернете сайты об исследуемых птицах, их образе жизни, питании, поведении, повадках и записать интересную информацию, необходимую для работы;
3. Посетить краеведческий музей города Покачи с целью сбора информации о зимующих птицах нашего города.
4. Изготовить кормушки, установить в удобном месте и провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц нашего города.
5.Расширить и пополнить знания моих сверстников о зимующих птицах города, путем:
а) изготовление и распространение листовок - призывов «Поможем зимующим птицам!»;
б) изготовление стенгазет на тему «Зимующие птицы нашего города», «Помоги птицам зимой!»;
в) проведение классных часов.
6. Составить анкету и провести анкетирование среди сверстников.
Вопросы анкеты:
7. Проанализировать полученные результаты анкетирования, сделать вывод.
8. Оформить исследовательскую работу в электронном и бумажном носителе.
9. Защитить исследовательскую работу.
Зимующие птицы нашего города
Основная часть исследования
1. Введение
В августе 2012 года президент нашей страны Владимир Владимирович Путин подписал Указ об объявлении 2013 года годом экологии. Наш класс, конечно же, не остался в стороне от этого события, и начало Российского года экологии мы встретили замечательной экологической акцией "Помоги птицам!". Кроме того, наша акция была приурочена ко Дню зимующих птиц, который отмечается в нашей стране 15 января. Все ребята нашего класса вместе с родителями смастерили кормушки, никто не остался равнодушным. В результате было изготовлено 25 кормушек. Мы с папой, смастерили из фанеры кормушку – домик.
Все кормушки мы развесили на деревьях возле школы и на улицах, где сами живём. Эта работа доставила нам много удовольствия. Каждый принес с собой корм, им мы наполнили кормушки. В дальнейшем следили, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром.
Таким образом, мы кормили птиц и наблюдали за ними. Ведь зимой им приходится особенно трудно. Давно оклевали они те семена, что оставались с осени на деревьях и на кустах. Да и с земли, покрытой глубоким снегом, трудно достать еду.
Я очень удивилась, что зимой на кормушках сидит очень много разных птиц, летом же птичек совсем не видно. Хотя я знаю, почему большинство птиц улетает в тёплые края. Оказывается, улетают они потому, что корма с приходом осени становится всё меньше и меньше. Ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы не смогли бы прокормиться. А как же те птицы, которые не улетают на зиму в теплые страны? Мне стало интересно узнать, какие птицы зимуют вместе с нами, чем они будут питаться, как мы можем им помочь перезимовать. Ведь в морозы и снегопады погибает много птиц, поэтому мы должны кормить своих друзей – птиц!
Я решила провести исследование. Свою работу я назвала «Зимующие птицы нашего города».
2. Виды зимующих птиц нашего города1
На интересующие меня вопросы, я стала собирать сведения в различных источниках информации: в домашней библиотеке, посетила школьную и городскую библиотеки, городской краеведческий музей, наблюдала за птицами, вела поиск информации в сети Интернет. И вот, что я узнала…
__________________________
1См. Приложение 1
Зимуют в нашем городе не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях. По моим наблюдениям, в городе зимуют следующие птицы: воробей, синица, голубь, сорока, ворон, серая ворона, снегирь, дятел, свиристель.
Краткое описание птиц:
округлое пятно, спина чёрная, бока белые, на голове у молодых дятлов – красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Ноги четырёхпалые (два пальца – вперёд, два – назад); клюв прочный и острый. Издаёт резкое «ки-ки-ки»; барабанная дробь короткая (около одной секунды), сливающаяся.
3. Особенности изготовления и размещения кормушек2
Для того, чтобы птицы не погибли зимой, необходимо устанавливать кормушки. Я узнала, что очень важно изготовить кормушки задолго до наступления холодов, а лучше всего уже осенью установить кормушки в разных местах на территории города.
Существует много различных видов кормушек: кормушки – домики, кормушки – булавки, кормушки – сетки, кормушки – крючки, кормовые столики и другие виды.
Я поняла, что построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить: фанеру, доски, палочки, веточки, фольгу, плетеные корзинки или их части, пустые пластиковые бутылки разной емкости, пакеты из-под молока, сока, конфет, торта, старые игрушки и многое другое.
Главное, я уяснила, что при изготовлении кормушек, важно помнить несколько основных правил:
Также следует учесть особенности размещения кормушек, а именно: вешать кормушки лучше всего на южной стороне (в том числе, на стволах деревьев, на окне, на балконе) на высоте 1,5–2,5 м от земли, чтобы защитить ее от ветра и снега, кошек и собак. Очень важно, чтобы кормушки ежегодно располагались в одном и том же месте. Птицы запоминают их (осенью старые вместе с молодыми появляются в местах прежней подкормки).
____________________________
2См. Приложение 2
4. Подкормка и наблюдение за птицами3
В этом году в январе-феврале погода была неустойчивой: температура воздуха колебалась от -5оС до - 46оС, выпало много снега, дул сильный ветер. Это значит, что птицам было очень тяжело в этот период. Поэтому, чтобы птицам выдержать холодную погоду и выжить, их следует подкармливать.
Самым универсальным кормом для всех зимующих птиц являются семена подсолнечника, которые должны быть не жареные и не соленые. Большое количество растительных жиров находится внутри семян подсолнечника, делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов. Еще птиц можно кормить семечками тыквы, дыни, арбуза.
Одним из любимых кормов птиц являются семена различных растений, особенно злаков, например: пшено, просо, овес, пшеница.
Ягоды рябины, шиповника и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей — снегирей и свиристелей. Плоды рябины, шиповника и боярышника, нужно заготовить и высушить заранее, с осени.
Несоленое сало или мясо очень любят синицы, воробьи, дятлы и другие птицы. Как правило, кусочки сала или мяса кладут в сетку или нанизываются на веревку, которые вешаются на ветвях деревьев или кустарников.
Заготовив с осени шишки, орехи и жёлуди, вы можете привлечь на свою кормушку не только дятлов, но и белок.
Кроме перечисленных выше кормов практически все птицы могут поедать крошки белого хлеба.
Главное, птицам нельзя давать следующие продукты: жареные и солёные семечки, соленое сало или мясо, горох, гречку и чечевицу, чёрный хлеб, цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, молоко, арахис, испорченные продукты!
Весь этот корм может привести птиц к гибели.
Также, я запомнила несколько правил, которые необходимо помнить, когда кормишь птиц:
__________________________
3См. Приложение 3
Для наблюдения за птицами я с родителями изготовила шесть кормушек: четыре кормушки из картонных коробок (из-под молока и конфет); две кормушки из пластиковых бутылок емкостью 2 литра и 5 литров. Также завела дневник наблюдений.
В декабре - начале января, когда на улице было тепло, и температура не превышала – 10 оС, я стала развешивать кормушки. Кормушки из картонных коробок и пластиковую бутылку емкостью 2 литра я разместила на стволах деревьев по маршруту из дома в школу и обратно. Кормушку из пластиковой бутылки емкостью 5 литров я принесла в школу, где вместе с классным руководителем прикрепили ее за окном к подоконнику в классе, чтобы удобно было наблюдать за птицами из окна.
Корм в кормушки я старалась класть разный, в небольшом количестве, чтобы птицы успевали его съесть. Я приносила птицам несоленое сало, пшено, кусочки свежих яблок, крошки белого хлеба, арбузные семечки, семечки подсолнечника, тыквенные семечки, которые самостоятельно заготовила с осени.
Кроме того, птиц я подкармливала и без кормушек, путем разбрасывания корма на снег, где припекало солнышко и сидели стайки воробьев и синиц. Птицы были очень рады корму, жадно его склевывали, крича и споря между собой за корм. Когда наевшись, они улетали, то на смену им прилетали голуби или одинокая сорока.
Также в течение месяца я наблюдала за птицами, которые прилетали кормиться в кормушку, установленную на подоконнике в классе.
Первые три дня мою кормушку никто не посетил, и я уже начала расстраиваться. К концу недели я заметила, что в кормушку прилетела 1 синичка, робко оглядываясь по сторонам, поела семечки подсолнечника и быстро улетела. В последующие дни, недели к кормушке регулярно, в период с 13 ч 30 мин до 15 ч 00 мин, стали прилетать по 2-3 синицы и 3-4 воробья. Ели они по одному, дожидаясь друг друга и не выгоняя из кормушки. Я заметила, что чаще птицы прилетали к кормушке перед изменением погоды, особенно перед похолоданием. В холодные дни птицы практически не прилетали, а если и прилетали, то по 1-2 птицы, быстро клевали корм и улетали. Быстрее всего съедали семечки подсолнечника, крошки хлеба, а затем, арбузные и тыквенные семечки, пшено. (Выдержки из дневника наблюдения. Приложение 3)
Из изученного материала и собственных наблюдений я поняла, что если взялись подкармливать птиц зимой, то делать это надо регулярно – по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке птиц.
5. Изготовление информационного материала для сверстников4
После того, как я узнала, как трудно зимующим птицам приходится в холод без корма, я решила рассказать об этом сверстникам, а также призвать их помочь зимующим птицам нашего города.
В связи с этим, мной была изготовлена листовка – призыв «Поможем зимующим птицам!». Данная листовка – призыв была размножена и роздана ученикам с 1 по 4 класс нашей школы, а также размещена на информационной доске в холле школы.
С целью проинформировать сверстников о видах зимующих птиц нашего города, чем мы можем помочь, какие кормушки изготовить и каким кормом подкормить, мной были изготовлены познавательные газеты на темы: «Зимующие птицы нашего города» и «Помоги птицам зимой!». В газете «Зимующие птицы нашего города» была указана интересная информация о повадках птиц и народных приметах зимующих птиц.
6. Анкетирование
Я выдвинула гипотезу, что у многих моих сверстников возникает множество вопросов, какие птицы зимуют в нашем городе, какими повадками обладают, чем и как правильно кормить птиц зимой, а значит, не все они знакомы с образом жизни зимующих птиц нашего города.
Чтобы её проверить, я провела среди учеников вторых и четвёртых классов анкетирование. В анкетировании участвовало 50 человек. Вопросы звучали так:
После обработки анкет, выяснила, что на первый вопрос все участники ответили «Да», то есть в городе есть зимующие птицы.
На второй вопрос 49 участников ответило, что знают зимующих птиц, а именно: воробья – 27 участников, синицу – 43 участника, голубя – 18 участников, снегиря – 19
участников, сороку – 1 участник, ворону – 19 участников, серую ворону – 1 участник,
___________________________
4См. Приложение 4
дятла – 2 участника. 1 участник ответил «Нет», то есть он не знает, какие птицы зимуют в нашем городе.
На третий вопрос 45 участников ответило «Да», 5 участников – «Нет».
На четвёртый вопрос 47 участников ответило «Да», то есть подкармливают птиц зимой, 3 участника ответили «Нет».
На пятый вопрос 46 участников ответило, каким кормом кормят птиц, а именно: хлебом – 25 участников, семечками – 26 участников, пшеном (зерном) – 29 участников, салом – 4 участника. 4 участника ответили «Нет», из чего можно сделать вывод, что птиц они не подкармливают или не знаю, чем их кормить.
И на последний вопрос 41 участник ответило, что наблюдают за жизнью птиц, 9 участников ответили «Нет».
Из анкет видно, что ребята хотя и знают зимующих птиц нашего города, но не всех. Не все стараются помочь птицам зимой – изготовить кормушки. Также слабо знают, чем именно кормить птиц зимой.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что у моих сверстников возникают вопросы, связанные с образом жизни зимующих птиц нашего города, чем и как правильно кормить птиц зимой.
Рекомендации:
Ученикам – посетить школьную и городскую библиотеку, прочитать о зимующих птицах, чем и как правильно кормить птиц зимой, как правильно изготовить кормушки.
Учителям – уделять больше внимания вопросам о живой природе нашего города на классных часах.
Учащиеся, принимавшие участие в анкетировании, были ознакомлены с результатами анкетирования и изъявили желание побольше узнать о зимующих птицах нашего города, какие кормушки надо изготавливать и где развешивать, какой корм выбирать и как правильно подкармливать птиц. Я решила, что на одном из классных часов охотно поделюсь своими знаниями и умениями с ребятами.
Заключение5
Благодаря исследовательской работе я получила большой объем знаний по интересующей меня теме. Узнала, какие птицы зимуют в нашем городе, их образ жизни, какой корм и какие кормушки предпочитают и другую интересную информацию. Кроме того, я научилась:
Полученные знания я решила проверить во Всероссийской дистанционной викторине «Знатоки птиц» для 1-4 классов, где по результатам викторины я заняла I место.
Я продолжу исследование по этой теме. Хочу узнать больше о зимующих птицах не только нашего города, но и всего Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, России. Новыми знаниями буду делиться со сверстниками и взрослыми. Продолжу изготавливать кормушки и подкармливать птиц зимой, к чему буду призывать своих сверстников. Свою работу я хочу закончить стихотворением:
«Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
____________________________
5См. Приложение 5
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Источники информации
1. Иваницкий В. Фотоэнциклопедия «Природа России» «Птицы». – «АСТ» «АСТРЕЛЬ», 1999 г.
2. Стишковская Л. «Большая книга леса».- Москва: ООО «Издательство» Росмэн – Пресс», 2005 г.
3. Стрельникова О., Стрельников Е. «Краснокнижные виды Югры»: Дидактический материал. – Тюмень: издательство Ю.Мандрики, 2001 г.
4. Хоершелманн Г. «Птицы». – Москва издательство «Мир книги», 2007 г.
5. Школьник Ю.К. «Птицы.Полная энциклопедия».– Москва: издательство «Эксмо»,
2007 г.
6. Элдертон Д. «Всемирная энциклопедия птиц».– Москва: издательство «Эксмо», 2007 г.
7. Югория: Энциклопедия Ханты–Мансийского автономного округа – Ханты – Мансийск, ИД «Сократ», 2000 г.
ru.wikipedia.org/Птицы – Википедия/
http://www.rutracker.org/Атлас родной природы - Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. – Птицы леса/
http://www.ecosystema.ru/Зимующие птицы средней полосы России: иллюстрации, голоса и описание видов/
Распределение корма для птиц по кормушкам
Выдержки из дневника наблюдения
Дата | Температура воздуха, оС | Какие птицы прилетали | Какой корм ели | Примечание |
10.01.2014г. | -10 оС | - | - | установили на подоконнике кормушку в классе |
16.01.2014г. | -5 оС | 1 синица | семечки подсолнуха, несоленое сало | быстро поела и улетела |
17.01.2014г. | -18 оС | 2 синицы | семечки подсолнуха, крошки хлеба | поели по очереди и улетели |
18.01.2014г. | -16 оС | 2 синицы | семечки подсолнуха, семечки тыквы | поели по очереди, не спеша и улетели |
20.01.2014г. | -20 оС | 3 синицы, 2 воробья | семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено | поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи |
21.01.2014г. | - 27 оС | 3 синицы, 4 воробья | семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено | быстро поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи |
03.02.2014г. | -20 оС | 2 синицы | семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено | быстро поели по очереди и улетели |
04.02.2014г. | -22 оС | 2 синицы, 1 воробей | семечки подсолнуха, семечки тыквы, пшено, | поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи |
05.02.2014г. | -24 оС | 3 синицы, 4 воробья | семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено | поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи |
15.02.2014г. | -23 оС | 2 синицы | семечки подсолнуха, крошки хлеба | поели по очереди и улетели |
17.02.2014г. | -20 оС | 3 синицы | семечки подсолнуха | поели по очереди и улетели |
18.02.2014г. | -27 оС | 2 синицы, 3 воробья | несоленое сало, семечки подсолнуха | поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи |
Народные приметы о зимующих птицах
Повадки птиц
Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.
Синички - очень подвижная птица, при поиске пищи подвешивается вниз головой или вниз спиной на концах ветвей. Полет волнообразный, с частыми взмахами крыльев. Найденную пищу прижимает лапкой и расклевывает.
Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают.
Дятлы – держатся на стволах или на ветвях, реже на земле. Полет быстрый, типично ныряющий. По стволу дерева передвигаются рывками по спирали снизу вверх. Все движения порывисты.
Голуби - медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.
Вороны, сороки – в лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сорока подвижная и шумная птица, выдаёт себя характерным голосом (стрекотание), подпрыгивает.
Свиристели - сидят эти птички на ветке и щебечут, а потом нежданно-негаданно как свистнут!.. Но не от испуга, нет. Бояться им совсем некого, привыкли они к людям.
Приложение 4
Изготовление информационного материала для сверстников
Листовка - призыв «Поможем зимующим птицам!»
Газета «Зимующие птицы нашего города»
Газета «Помоги птицам зимой!»
Приложение 5
Моё участие во Всероссийской дистанционной викторине «Знатоки птиц»
Колумбово яйцо
Зимовье зверей
Любили тебя без особых причин...
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Повезло! Стихи о счастливой семье