Материал предназначен для конкурса научно-исследовательских работ школьников. Данная работа заняла является призером на муниципальном уровне.
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rab.docx | 440.9 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Малинская средняя школа»
Исследовательская работа
Направление : основы безопасности жизнедеятельности
Тема: Влияние темперамента человека на
выживание в автономном существовании.
Выполнили: учащиеся 6 «А» класса
Волощук Диана,
Муравлёва Ева
Руководитель:Шабельник
Татьяна Вячеславовна
педагог-психолог
г.Ступино
2014г.
План.
2.1 Определение понятия «стресс»………..………………………..…5-6
2.2 Понятие и типология «темперамента» ……………………………...7-9
3. Практическая часть
3.1 Методический инструментарий и ход исследования………….…..10-13
3.2 Выводы по результатам исследования……………………………..…14
Введение
Современный человек преодолел необычайно долгий эволюционный путь развития от обитателя пещер до создателя космических аппаратов. Сегодня мы умеем лечить многие заболевания, прогнозировать погоду, пользуемся всеми благами современной цивилизации. Но можем ли мы считать себя подготовленными к автономной жизни?
Главные проблемы выживания человека в природе сегодня заключаются в нем самом. Слабая физическая подготовка, чрезмерная раздражительность, страх и паника, наличие неврозов, хронические заболевания и зависимость от комфортных условий жизни делают человека незащищенным и неготовым к выживанию в автономных условиях. Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.
Возможности человеческого организма, как и всего живого, ограниченны и находятся в весьма узких пределах.
Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовки, выносливости. Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выживать. Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания.
Первое с чем приходится столкнуться человеку попавшему в автономное существование это стресс.
Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной степени осознанием человеком своей ответственности за себя.
Преодоление стресса – необходимое условие успешного выхода из экстремальной ситуации вынужденной автономии в природных условиях.
Способность управлять своим эмоциональным состоянием, снижать уровень нервного напряжения, справляться с волнением и страхом является определяющим в решении задачи выживания.
Мы предполагаем что во многом эта способность зависит от темперамента человека .
Гипотеза: если тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, то он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в автономном существовании (т.е. в стрессовой ситуации).
Объектом исследования является поведение личности в автономном существовании, его характеристики и особенности,
а предметом – взаимосвязь типа темперамента и основных стратегий поведения в автономии.
Цель исследования: выявить влияние типа темперамента на поведение учащихся средней школы в стрессовых ситуациях (предполагается, что нахождение в автономии -это стресс)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
I . Теоретическая часть
Первое, с чем сталкивается человек , попав в автономное пребывание в природе - состояние стресса, проявляющееся у людей различного склада характера и темперамента по-разному: от чрезмерного возбуждения до апатичного расслабления.
1.1 СТРЕСС
Стресс в переводе с английского – это давление, нажим, напряжение. В отношении к человеку – это все то, что нарушает привычное течение жизнедеятельности и требует от организма определенных действий для восстановления и сохранения постоянства внутренней среды организма.
Всякая неожиданность выводит человека из равновесия и становится причиной стресса, т.е. состояния сильного нервного напряжения. Такое состояние может быть кратковременным, но может сохраняться довольно долго, омрачая и осложняя жизнь. Особенно актуальной эта проблема становится тогда, когда человек оказывается в экстремальной ситуации вынужденной автономии, т.е. под влиянием длительного эмоционального и физического перенапряжений.
Оказавшись в стрессовом состоянии, человек не может правильно проанализировать сложившуюся обстановку и принять решение.
Типы отношения человека к самому себе влияют и на его поведение в стрессе.
В. И. Медведев выделяет три типа отношения человека к самому себе в ситуации стресса:
♦ отношение к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, фиксация на подобном отношении усугубляет стресс, можно назвать это отношение примитивно–эгоистическим;
♦ сочетание отношения к себе как к «жертве» с пониманием себя как «ценности», доверенной себе же, такое отношение можно назвать объективно–индивидуалистическим, оно способствует самосохранению личности;
♦ отношение к себе как к одному из ряда людей, этот тип отношения больше всего способствует сохранению эффективной деятельности при стрессе.
Неадекватная, завышенная или, наоборот, заниженная самооценка, недостаточная уверенность в себе и своих силах снижает способность к адаптации в стрессе (Я. Рейковский, В. Л. Марищук). Ресурсы личности, наоборот, способствуют сохранению самообладания в стрессе, быстрейшему выходу из травматической ситуации.
Одним из проявлений стресса является страх. Страх чаще всего является причиной гибели людей в экстремальных ситуациях. Поддавшись страху, человек теряет способность управлять своими действиями, контролировать свои поступки, принимать правильные решения. Любую, даже самую незначительную трудность он превращает в проблему, зачастую непреодолимую. И, в то же время, страх, подавленный и управляемый, оказывается стимулятором его активности, сообразительности, обостряет восприятие, умножает физические силы.
По мнению журналиста и путешественника В.Бонатти, существует два вида страха: контролируемый и неконтролируемый. Ты контролируешь свой страх, значит, осознаешь опасности, которые могут встретиться, пытаешься избежать их. В этом случае всегда найдешь выход. Бесконтрольный страх – это просто паника.
Причинами возникновения стресса могут быть как действительные, так и мнимые опасности. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Другими словами, возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных факторов, сколько от субъективных, от особенностей самого человека: реальной оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д. Необходимо помнить слова Ганса Селье: «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».
1.2 . Темперамент
Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Мерлин В.С. даёт следующее определение понятиитемперамент. Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности.
Немов Р.С. определяет темперамент следующим образом. Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека .
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью:
Флегматик— один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение; его чувства и настроения обычно отличаются постоянством. Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень.
При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий.
Холе́рик— один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике. Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.
При неблагоприятных условиях у холериков - недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
Сангвиник — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиник —характеризуется высокой психо-аналитической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции у сангвиника преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются. Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство.
При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях эта подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков и поверхностность.
Меланхо́лик—один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Для меланхоликов характерен низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, а также быстрая утомляемость. Меланхоликов отличают высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причём преобладают отрицательные эмоции. Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Однако в спокойной, привычной для них обстановке меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.
При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость.
II. Практическая часть
Исследование осуществлялось в МБОУ «Малинская средняя школа ». В нём принимали участие учащиеся девятых классов(22 человека).
Исследование было направлено на выявление связи между типом темперамента учащихся и их поведением в стрессовых ситуациях (считаем попадание в автономное существование стрессом).
В ходе исследования применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:
структуры темперамента»
2.Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман,
Д.Ф.Эндлер,
Д.А.Джеймс, М.И.Паркер;
адаптированный вариант Т.А.Крюковой)
Испытуемым были розданы бланки с текстом опросника и бланки ответов, испытуемые подписывали бланк, после чего приступали к заполнению. Испытуемые были предупреждены, что исправления разрешены, но должны быть чётко видны. В ходе тестирования мы следили, чтобы вопросники заполнялись последовательно, без пропусков.
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» предназначена для изучения поведения в стрессовой ситуации. Выделяют следующие реакции на стрессовые ситуации:
а) испытуемый ориентирован на решение задач по выходу из
сложившейся ситуации;
б) испытуемый ориентирован на эмоциональный всплеск,
длительное бездействие;
в) испытуемый ориентирован на избегание от сложившейся ситуации,
не думает о ней.
Опросник Б.Н.Смирнова «Исследование психологической структуры темперамента» предназначен для выявления следующих типов темперамента:
Всего: 22 испытуемых
Флегматик - 3 человека
Холерик - 11 человека
Сангвиник - 7 человек
Меланхолик - 1 человек
Качественный анализ полученных данных (см. диаграмму 1,2,3,4)показывает:
1. испытуемый, обладающий меланхолическим типом темперамента имеет низкий уровень стрессоустойчивости, ориентирован на избегание от сложившейся ситуации;
2. наибольшее количество испытуемых, обладающих холерическим типом темперамента имеют средний уровень стрессоустойчивости, ориентированы на эмоциональный всплеск,длительное бездействие;
3. наибольшее количество испытуемых, обладающих сангвиническим и флегматическим типом темперамента имеют высокий уровень стрессоустойчивости,ориентированы на решение задач по выходу из сложившейся ситуации.
11человек -100% (5 чел.- высокая стрессоустойчивость, 3 чел. – средняя,
3 чел. – низкая)
Диаграмма 1.
3 человека -100% (1 чел.– средняя стрессоустойчивость, 2 чел. – высокая)
Диаграмма 2.
1 человек -100% - низкая стрессоустойчивость.
Диаграмма 3.
7 человек – 100% (4чел. –высокая стрессоустойчивость, 3 чел. – средняя)
Диаграмма 4.
Сравнивая результаты , полученные по итогам методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» и методики «Исследование психологической структуры темперамента» мы получили следующие данные:
Таблица 1
Ф.И. | Копинг-тест | Исследование темперамента |
Агабекян Давид | высокая | холерик |
Артамонов Дмитрий | средняя | холерик |
Гелёв Даниил | высокая | сангвиник |
Душков Николай | высокая | флегматик |
Елисеева Соня | средняя | сангвиник |
Елфимова Эля | средняя | холерик |
Ерасова Маша | низкая | меланхолик |
Калинина Саша | высокая | холерик |
Капустина Саша | высокая | холерик |
Красичкова Марина | высокая | сангвиник |
Купришкин Вадим | средняя | флегматик |
Кондратенко Роман | высокая | холерик |
Палкин Саша | высокая | сангвиник |
Попов Андрей | высокая | флегматик |
Рящина Марина | высокая | сангвиник |
Сафин Влад | высокая | холерик |
Степанов Стёпа | средняя | сангвиник |
Соболев Андрей | средняя | сангвиник |
Сейчук Дмитрий | низкая | холерик |
Цветков Дмитрий | низкая | холерик |
Якушева Кристина | средняя | холерик |
Яресин Максим | низкая | холерик |
Вывод.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, а значит оказывает влияние на выбор стратегии поведения в автономном существовании (т.е. в стрессовой ситуации) подтвердилась.
У испытуемых флегматического либо сангвинического типа темперамента уровень стрессоустойчивости выше, чем у испытуемых, которые обладают меланхолическим либо холерическим типом. Однако из полученных результатов видно ( табл. 1) , что холерики , обладая эмоциональной нестабильностью , могут показать в стрессовой ситуации, как низкий , так и высокий уровень стрессоустойчивости .То есть, можно сделать вывод о том, одним из факторов, определяющих реакцию на стресс и формы его протекания, является тип темперамента, его особенности.
Заключение.
Полученные данные могут быть использованы при планировании профилактической и коррекционной работы с лицами, относящимися к разным типам темперамента, с целью формирования способности личности противостоять воздействиям эмоционального и информационного стресса.
Список литературы
Прекрасное далёко
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Зимний дуб
Муравьиная кухня