В данной работе рассматривается становление и развитие полх-майданского промысла.
Вложение | Размер |
---|---|
zarya.doc | 346 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Полх-Майданская средняя общеобразовательная школа»
Краеведческие чтения -2014
Номинация «История моей малой родины»
Яркие краски Полх-Майдана
Выполнил: Арбузова Вероника
ученица 9 класса МБОУ «Полх-Майданская СОШ»
Руководитель: Пахунова Елена Львовна
учитель истории МБОУ «Полх-Майданская СОШ»
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………..4
2.1. Из истории села и промысла……………..…………………..4
2.2. Как образовалась артель………………………………………6
2.3. В лихую военную годину……………………………………..8
2.4. Послевоенное развитие…….………………………………….9
2.5. Фабрика игрушек «Красная Заря»……………………………10
3. Заключение……………………………………………………….11
4. Библиография…………………………………………………….12
5. Приложение………………………………………………………13
1. Введение.
Алой зорькой полыхает Полх-Майдан,
Расцветает под руками мастериц…
По зелёным анилиновым садам
Разлетелись стайки розовых птиц.
Тучки синие по небу пронеслись,
И матрёшки в пляс пустились огневой,
И свистульки соловьями занялись
Над кудрявой повиликой полевой.
Валерий Шамшурин.
Что такое Родина в судьбе и жизни человека? Родину нельзя так же, как и слово "счастье", определить одним словом. Обыкновенно, это страна, где родился и вырос человек. Родина - это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность. Это то, что человек воспринимает таким, какое оно есть, с его "плюсами" и "минусами"; то, куда он хочет возвращаться снова и снова, то, где любит находиться при любых обстоятельствах, при любой погоде.
Я родилась и живу в самой глубинке Нижегородской области - селе Полховский Майдан. Для меня – это самое лучшее место в мире, со своими традициями, со своей своеобразной культурой. В своей работе я хочу рассказать об истории нашего традиционного промысла – изготовлении деревянной игрушки.
Основная часть.
2.1. Из истории села и промысла.
История моего села уходит своими корнями в седую древность. Мои земляки при случае всегда расскажут легенду о том, что село основали соратники атамана Степана Разина, которых сослали сюда аж в 1670-х годах. Дело каждого, верить этому или нет, но то, что полх-майданцы - народ свободолюбивый и непокорный, неоднократно доказано историей.
Говорят, что сам Бог велел нашим предкам овладеть каким-нибудь промыслом, потому как земли у нас малоплодородные, а вот леса вокруг -хоть отбавляй!
Точить дерево начали в XVIII веке. Занесли токарный промысел переселенцы с Керженца, которые вытачивали на примитивных станках деревянные чашки. В конце того же века аналогичным промыслом стали заниматься саровские монахи, у которых имелись собственные мастерские – токарные и бондарные. Монахи – народ трудолюбивый, большими партиями делали и сбывали в окрестности разнообразную деревянную посуду. Наблюдая, что точить на станке - не такое уж хитрое дело, полх-майданские мужики потихоньку сами стали заниматься этим. Самый первый станок в село завёз крестьянин Никита Авдюков, якобы вскоре после Отечественной войны 1812 года. По некоторым данным, в конце XIX века таких станков было уже 50 и приводились в движение они наёмными работниками. Первые токари делали вещи, которые нужны были в домашнем хозяйстве: в ставнях и скрывнях хранили крупу, соль, чай, а также предметы женских украшений. А дальше появляются в селе уже истинные мастера, которые значительно расширяют ассортимент деревянных изделий и продают свой товар не только в городах России, но и за рубежом.
В начале XX века в Полховском Майдане стали применять «выжигание» токарных изделий. Впервые выжигательный аппарат в село привёз крестьянин – кустарь Павел Никитич Полин. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наёмными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. В орнаменте угадываются очертания шиповника, васильков, а также берёзовых и дубовых листьев. Но традиционным элементом полх-майданской росписи считается алая роза. До сих пор в селе помнят легенду о том, что в войске Степана Разина воевала девица родом из-под Арзамаса по имени Алёна. Рядом с ней воевали непокорные предки полх-майданских кустарей. Под Темниковом, что в Мордовии, Алёну захватили правительственные войска и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. И на том месте, где погибла храбрая девушка, расцвела необыкновенной красоты алая роза. Вот якобы ту розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера нашего села, чтобы сохранить память о крестьянской атаманше.
2.2. Как образовалась артель.
С установлением советской власти изделия полх-майданских мастеров стали предметом спекуляции, и власти обязали кустарей сдавать свои изделия на пункты продобмена, где за это им давали хлеб. В 1921 году на заседании Темниковского уездного Совета народного хозяйства было принято постановление о необходимости поднятия мелкой кустарной промышленности и о создании благоприятных условий для этого. А уже в 1927 году было организовано первое товарищеское общество по совместной выработке детской деревянной игрушки
Революционным считается 1928 год, когда на базе товарищества создаётся артель, подчинявшаяся Всекомпромлесу. Вначале она была без названия, через пару лет стала именоваться «Красная заря». Организаторами артели считают Петра Ермолаевича Казакова и Михаила Фёдоровича Андриянова, который был избран председателем. Артель выпускала к тому времени деревянные детские игрушки и изделия домашнего обихода: солонки, поставки, бочата, грибки ( для штопки носков). Артель располагалась в частном доме Андрияновых. Сначала там работало 15 человек, а через 2 года число работников увеличилось до 120. Естественно, что вырос и объём выпускаемой продукции. Не стало хватать места мастерам, и было решено построить сообща производственное помещение. Здание построили, но вскоре оно сгорело. В Муромском древхимсоюзе решили строить новое здание. Под руководством представителя Николая Алексеевича Анучина принялись возводить, попутно реквизировав для общего дела у Фёдора Петровича Макарова паровые машины, которые он купил в Ермиши для себя. Промышленного тока надо было ждать ещё десятилетия, а пока подойдут и паровые. Их налаживали местные мастера Василий Степанович Питизин и Иван Кузьмич Волков. Последний слыл за универсала: и по кузнечной части, и столяр, и токарь – что по дереву, что по металлу. Под сушильный цех изъяли кирпичную ограду Христово-Рождественской церкви, поскольку сам храм оказался временно закрытым. Построили токарный, красильный и полировочный цеха. Закипела работа, принося заработок семьям и славу мастерам. Артель «Красная Заря» благотворно действовала на жизнь села: уже в 1927 году были открыты детские ясли. А после того, как мастера успешно освоили технологию хохломской росписи и полировочного дела, на средства артели открыли радиоузел, Красный уголок, а под клуб был конфискован дом Катькина Фёдора Савельевича. Перейдя на технологию хохломской росписи, полх-майданцы пользовались ею вплоть до 1947 года, продолжая изготовлять нехитрые детские игрушки, канцелярские принадлежности, предметы домашней утвари.
2.3. В лихую военную годину.
С началом Великой Отечественной войны артель «Красная Заря», как и другие предприятия, перестроила свою работу на военный лад. Из Нижнего Новгорода (тогдашнего Горького) поступил наряд на выпуск продукции, в которой нуждался фронт. Хотя большинство рабочих артели ушли на фронт, но всего за 3 месяца майданские кустари наладили производство деревянных лыж, костылей, деревянных мисок, ложек, черенков для лопат, колышков для палаток, деревянных деталей для стрелкового оружия. А ещё большими партиями на фронт отправляли деревянные табакерки, на которых, в духе времени, стояла надпись: «Бей врага!» Заказы Наркомата обороны выполнялись безоговорочно. А как иначе? Все понимали, что работают ради Великой Победы! Место мужчин у станка заняли женщины и совсем молоденькие девчата ( а ушедших на фронт полх-майданцев было не менее 800 человек, 360 из которых так и остались навечно лежать на полях сражений).
2.4. Послевоенное развитие.
После Победы артель «Красная Заря», лишившись коренной рабочей силы, опять начинает выпускать детские игрушки и предметы домашней утвари. Во время пожара в 1947 году сушилка и хохломской цех сгорели и больше не восстанавливались. Но объёмы продукции росли. В ассортименте изделий стали появляться сувениры, такие как «Кремлёвские башни», матрёшки-брелки и т.д. А токарные станки приводились в движение от локомобиля. После войны работа в артели считалась престижной, хорошо оплачивалась. Там даже был свой гудок, который собирал мастеров на работу. Такого не было, считай, во всей округе. В 1958 году артель «Красная Заря» получила промышленный ток, в несколько раз увеличилась производительность труда, дела пошли ещё лучше. А в 1962 году в цехах загораются «лампочки Ильича» и валы станков приводятся в движение от электродвигателей. Это была революция!
2.5. Фабрика игрушек «Красная Заря».
В 1961 году артель была передана в Горьковское управление художественных промыслов и стала именоваться «Фабрика игрушек «Красная Заря». Фабрика полностью вернулась к традиционным майданским формам и в токарном производстве и в росписи. Было восстановлено производство забытых видов изделий: шкатулок, тарелок, чашек, балалаек, «Русской тройки» и т.п. Налаживается выпуск новых изделий, ассортимент заметно расширяется.
В начале 60-х годов промысел пустил свои корни в районном центре, т.к. в своём селе ему стало тесно. Районные власти открывают 2 цеха фабрики в заречной части посёлка.
В 1971 году фабрика представляет солидное, по районным меркам, предприятие. В штате числилось 1025 человек, 903 из них - художницы. Фабрика выпускала до 350 наименований художественно-токарных изделий, четвёртая часть которых отправлялась на экспорт. Наши сувениры пользовались большим спросом во Франции, Англии, Дании, ФРГ. И, конечно же, много продукции идёт в страны социалистического лагеря. Изделия фабричных умельцев демонстрировались на выставках ЭКСПО-69, Монреаль, ОСАКО-70, неоднократно получали премии. В 1973 году в Вознесенском построили под фабрику большое кирпичное здание: на первом этаже – десятки токарных станков, второй отдан во владение художниц росписи. А в Полх-Майдане остаётся филиал этой фабрики…
3. Заключение.
Переход экономики на рыночные формы хозяйствования в 90-е годы больно ударил по производственно-художественному объединению «Полх-Майданская роспись», оно прошло процедуру банкротства. И в нашем селе уже несколько десятилетий нет его филиала. На месте некогда знаменитой артели в Полх-Майдане гуляет ветер и ведёт своё наступление матушка природа. И лишь белоствольные красавицы-берёзки, покачиваясь и шелестя нежно листьями, ведут неторопливую беседу между собой, да ещё ивы грустно склонились к заросшему прудику, нет-нет да уронят слезу на его водную гладь…Но промысел не умер, он опять, как в старые времена, перешёл в надомничество, и не перестают радовать глаз его яркие краски.
4. Библиография.
1.Н.А. Шемяков. Чем богаты…-Нижний Новгород: Литера, 2012.
2.В.И.Логинов. Отчий край.-Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1994.
3.Д.В. Сватковский, В.В. Казаков и др. Полховско-майданская роспись.
ИД «Красивые люди»,2011.
5. Приложение.
Полховский Майдан на карте, начало XIX века
Цех Полх-Майданской росписи, 1936 год
Хохломской цех артели «Красная Заря», 1936 год
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Снежный всадник
Карты планет и спутников Солнечной системы
Зимовье зверей
Фильм "Золушка"