В данной работе рассматривается история происхождения национального блюда "Буузы", легенда, связаннвя с данным блюдом. Проведена практическая работа по изготовлению бууз.
Вложение | Размер |
---|---|
buuzy_misha.doc | 47 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хохорская средняя общеобразовательная школа»
Проект
Национальное бурятское блюдо
«Буузы»
Выполнила: ученик 2 класса
Урбаев Михаил
Руководитель проекта: учитель
Гомбоева Ирина Борисовна
Хохорск, 2016
Исследовательская работа на тему
«Национальное бурятское блюдо «Буузы»
(Слайд 1)
Актуальность исследования:
Здравствуйте! Меня зовут Урбаев Михаил. Я очень люблю бурятское блюдо «Буузы». Бурятские буузы, считаются национальным блюдом. Без него не обходится не один семейный праздник. Буузам посвящают не только песни, но даже выпустили фильм. В моей семье очень любят буузы. Однажды я задумался, откуда они появились, кто их придумал. И я решил узнать ответы на мои вопросы.
(Слайд 2)
Цель исследования – узнать историю происхождения бурятского национального блюда «Буузы», приготовить своими руками буузы.
(Слайд 3)
Задачи:
(Слайд 4)
Объект исследования: бурятские национальные блюда.
Предмет исследования: национальное блюдо «буузы».
Гипотеза: Существует утверждение, которое я решил проверить: «Хороший хозяин или хозяйка при приготовлении бууз может сделать до 33 защипов»
Участники: учителя школы, мои родители и бабушка;
Методы исследования: анализ литературы, беседа с участниками проекта, практическая работа
Проект:
(Слайд 5)
История происхождения бурятского блюда «Буузы»
Первым делом я решил узнать всё о буузах у моей мамы Елены Сергеевны и бабушки Татьяны Даниловны. И вот, что они мне рассказали:
История происхождения бууз уходит далеко в историю и окутано легендами.
Случилось это почти четыреста лет тому назад, во времена распространения буддизма на монгольской земле. Глава тибетских лам пригласил в гости монголов, а к их приезду приказал приготовить буузы — «мясо, завернутое в тесто». Шарики из рубленого мяса с салом оборачивали тестом, оставляя небольшое отверстие, вокруг которого делали ровно 33 защипа. Столько было складок в одеждах тибетских священнослужителей. По хитрой задумке главы, это блюдо должно было символизировать повиновение и поклонение монгольских племен — буддизму.
Потому и защипов было 33, и отверстие наверху, которое означало «отсутствие головы». Монгольские гости прибыли и приняли угощение, хоть и разгадали его тайный, коварный смысл. Однако протестовать никто не стал. Напротив, после визита к ламам на земле кочевников был отдан приказ готовить буузы именно в том самом виде, в котором их готовили тибетские монахи. Для приготовления фарша использовали мясо пяти животных: верблюда, барана, козла, коня и коровы. В фарш также добавляли сало, дикий лук и чеснок.
Первоначально это была пища лам, и варили буузы не на пару, а жарили на специально приготовленном масле. В таком виде блюдо могло долго храниться и не портиться, поэтому монахи брали его с собой во время своих путешествий.
(Слайд 6)
Далее я отправился в нашу библиотеку. Наш библиотекарь Марина Климентьевна отозвалась помочь мне. И вот, чтот я узнал:
(Слайд 7) Буузы - это древнее общемонгольское блюдо, которое обычно готовилось по большим праздникам. Поза воплощает мудрость древнего народа. Когда далекие предки выдумывали позу, за основу они брали устройство юрты. В круглом по форме жилище в середине располагался очаг, дым выходил из отверстия в крыше. Несмотря на свою простоту, юрта устроена очень хитро: зимой в ней тепло, а в жару прохладно. Причина тому хороший воздухообмен. Похожий процесс происходит и при варке поз. Верхушку образуют защипы, разбегающиеся по кругу и образующие небольшое отверстие. Опытность хозяйки гости определяли по количеству защипов. Считалось, чем больше защипов, тем лучше владеет женщина кулинарным искусством, их число может доходить до 33.
(Слайд 8)
Интересный факт я узнал у библиотекаря, оказывается, что недавно в Иркутске появились «чёрные буузы». Такой цвет им придаёт чернила каракатица, в которых содержится природный краситель. Он совсем безвреден для человека. А вкус у таких бууз, такой же как у белых. Ну конечно же они рассчитаны на любителя.
(Слайд 9)
Мне стало очень интересно узнать, как можно больше о буузах. И решил отправиться к учителю бурятского языка, директору школы Генриетте Андреевне. А вот, что она мне рассказала:
(Слайд 10)
«Считается, что позы — один из вариантов китайского блюда баоцзы, откуда происходит и название кушанья, но в отличие от китайского блюда начинка в буузах исключительно мясная с небольшим добавлением зелени. Блюдо также похоже на кавказские хинкали и тюркские манты. Позы едят руками.
(Слайд 11)
Во время весенних каникул мне удалось побывать в городе Улан-Удэ. Там, с моей мамой я решил отправиться к профессионалам своего дела, в бурятскую юрту-кафе, к моей тёте. Я сам попробовал приготовить настоящие буузы.
(Слайд 12)
Мне в этом помогали, мои мама и тётя. Я взял яйцо, воду и муку, соль. Всё смешали и получили тесто. Дальше приготовили фарш. Для этого мы взяли и пропустили через мясорубку свинину и говядину, добавили соль, лук и чеснок.
(Слайд 13)
Далее, началось самое интересное! Я начал лепить буузы. Мне очень понравилось их лепить.
(Слайд 14)
Вот такие буузы у меня получились.
(Слайд 15)
Самое большее количество защипов, которое у меня получились, было 27. Пусть у меня не получилось именно 33 защипа, но зато буузы были очень вкусные!
Проведя это исследование, я решил, что у меня есть много времени, и я обязательно сделаю эти 33 защипа.
(Слайд 16)
Таким образом, я пообщался со многими участниками проекта: с мамой, бабушкой, учителями, библиотекарем школы и даже побывал в городе Улан-Удэ. Узнал, откуда появились буузы и попробовал приготовить их. Проверил свою гипотезу о 33 защипах. А также выступил перед своими одноклассниками. Теперь и они знают всё, о бурятском блюде «Буузы».
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
Рисуем подснежники гуашью
Флейта и Ветер
Лиса-охотница
Без сердца что поймём?
Цветение вишни в лунную ночь