Работа посвящена новому мосту через с.Пристанное. В ней показаны основные этапы строительства моста и его уникальность для жителей области и страны.
Исследовательская работа на тему:
«Саратовский мост»
Автор:
Курбанова Мадина Нуллаевна
ученица 9 «Г» класса
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 67 им.О.И.Янковского» г.Саратова
Научный руководитель
Головина Елена Анатольевна
учитель географии
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 67 им.О.И.Янковского» г.Саратова
Саратов,2016
Содержание
Введение
Вы никогда не задумывались как раньше, когда еще не было мостов, тяжело людям приходилось перебираться с одного берега реки на другой? А сколько вообще рек и мостов в нашей стране?
На данный момент, только одно путешествие по России прошло практически через все крупные реки нашей Родины. И мы, конечно, не смогли бы его так легко осуществить, если бы через проезжаемые нами реки не было мостов. Мосты, как и реки, все разные, мы не встретим ни одного одинакового.
В последнем квартале 2009 года произошло знаменательное событие, которое войдет в историю Саратовской области. 16 октября состоялось торжественное открытие второй очереди мостового перехода через Волгу в Пристанном.
Страничка истории
Еще в начале XX века возникла необходимость строительства моста через Волгу в районе Саратова. Но саратовская городская буржуазия и частное железнодорожное общество не могли прийти к соглашению и выяснить кто должен финансировать строительство. В 1921 году на заседании Малого Совнаркома был поставлен вопрос о необходимости строительства моста через Волгу у Саратова. То было тяжёлое время для страны и данная идея была отложена.
В 1935г. Был построен железнодорожный мост через Волгу в районе Увека, который соединил стальные магистрали бывшей Рязано-Уральской дороги и открыл кратчайший путь в республики Средней Азии.
В 1956 году проектные организации получили задание разработать проект саратовского автодорожного моста. В марте 1958 года проект был утверждён и уже осенью этого года в Саратов прибыли первые строители Мостотряда №8. С марта 1958 года по июль 1965 года Мостотрядом №8 построен городской мост длиной около 3 км через Волгу в районе Саратова. На его строительстве использовались самые новейшие достижения мостостроения того времени. Опоры сооружались бескессонным способом с помощью железобетонных оболочек диаметром 5 метров, погружаемых в русло реки на глубину до 30 метров с помощью мощных вибропогружателей. Впервые в мировой практике мостостроения были применены железобетонные сборные балочные пролётные строения длиной 70 метров (вес 800 тонн), а судоходные пролёты перекрывались сборными железобетонными пролётными строениями длиной 166 метров.
Весной 1962 года большая группа учёных и инженеров-строителей за разработку и внедрение в мостостроение бескессонных фундаментов из сборного железобетона была удостоена высокого звания Лауреатов Ленинской премии.
11 июля 1965 г. Мост был сдан в эксплуатацию, на десятилетия соединив Саратов и Энгельс. Получился он оригинальным архитектурным сооружением ,ажурным, красивым и стал символом Саратовской области.
Теперь этот мост получил статус старого моста.
Причины строительства моста
Построенный 51 год назад старый мост соединяющий Саратов и Энгельс сегодня не справляется с возросшим потоком автотранспорта. Пробки здесь давно стали в порядке вещей, ведь по нему проходят автобусные и троллейбусные маршруты, связывающие Саратов со вторым по численности и индустриальному потенциалу городом области ─ Энгельсом. Плюс напряжённые потоки транзитного грузового транспорта, связывающие центр страны с левобережьем Волги, юго-востоком России, Казахстаном, Средней Азией. Интенсивность движения на мосту в 2-3 раза превышает расчётные характеристики. За последние десятки лет автомобильный парк Саратова увеличился.
Сейчас примерно на 1000 жителей города приходится около 300 машин, а это значит, что Саратов достиг европейского уровня автомобилизации (300- 350 автомобилей на 1000 человек.)
Транспортная проблема с каждым годом становится всё острее, тем более в то время. Всё это явилось причиной необходимости строительства нового моста.
История и технология строительства
История строительства нового моста
Впервые идея возведения нового мостового перехода возникла ещё в середине 70-х годов. Уже тогда было замечено, что старый мост не справляется со всё возрастающим потоком машин, и было решено вывезти транзитный транспорт за город, ка это принято во всех цивилизованных странах.
После тщательных проектно-изыскательных работ в 1991 году было начато строительство объекта. Мостовой переход длиною почти в 13 километров соединил Усть-Курдюмскую дорогу на правом берегу Волги с трассой Саратов ─ Маркс на левом берегу. Одновременно строился четырнадцати километровый участок кольцевой дороги между Усть-Курдюмом и выездом на автомагистраль Сызрань ─ Волгоград. Таким образом вокруг Саратова Энгельса образовалось шестидесятикилометровое полукольцо, начинающееся от выезда в Саратов с Воронежского и Волгоградского трактов, пролегающее через новый мост.
Первая очередь мостового перехода была введена в эксплуатацию 2000 году.
Технология строительства моста
Для Саратовской области новый мост является сооружением исключительным и значимым. Строился он по новейшей европейским технологиям. Впервые в строительной технологии мостостроения использовался уникальный технологический комплекс по надвижке пролётных строений.
Как это проходило?
Вначале производилась сборка металлического пролётного строения на берегу. Далее с помощью толкающего устройства, состоящего из гидравлических домкратов, производился процесс надвижки пролётного строения в положение необходимое для сборки следующего этапа пролётного строения задней части моста.
В результате, металлическая конструкция массой около 5000 тонн и длиной ─ 850 метров вставала на опоры моста. При надвижке пролётов осуществлялся особый контроль: специалисты постоянно следили за положением пролётного строения, за его смещением. В разных местах были установлены датчики, с помощью которых на главный компьютер поступали данные о проходящих процессах.
Обращает на себя внимание тот факт, что монтаж подводных частей опор вёлся без производства подводных работ. Также при строительстве моста использовались уникальные технологические решения. Гигант мост волнообразно прогнут, к тому же один конец выше другого. Это вызвало дополнительные трудности при надвижке металлических пролётов. Укладку дорожного покрытия вело ЗАО «Автогрейд», впервые применившие здесь новую в России технологию литья асфальтового полотна, которая позволяет увеличить срок его эксплуатации.
Впечатляют гигантские масштабы использования строительного материала. На возведение мостового перехода ушло примерно ─ 40 тысяч тонн мостовой стали. Над руслом Волги висит 27,6 тысяч тонн металла. При строительстве моста использовано: 3600 тысяч тонн асфальтобетона, 9 миллионов кубических метров песка и многого другого строительного материала. Число работников, задействованных на строительстве моста составило более 20 тысяч человек.
Параметры нового моста
Основные параметры нового моста:
Габариты проезжей части моста включают:
Пропускная способность нового моста ─ около 40 тысяч автомобилей в сутки.
В настоящее время в районе Саратова имеется три моста: один железнодорожный и два автодорожных.
Интересные факты
Следует заметить, что это один из длиннейших мостов в Европе.
Мост удивителен ещё и тем, что относится к числу тех редких красивых мостов европейской части нашей страны, которые находится не в черте города.
Уникальность моста через Волгу в том, что он имеет поворот. Это было сделано для того, чтобы оставить неприкосновенным кладбище на берегу реки со стороны Пристанного.
Место это достаточно примечательно по нескольким причинам:
Во-первых, потому что большинство исторических исследователей считают, что первый Саратов был поставлен на правом берегу Волги, т.е. в районе села Пристанного.
Во-вторых, тем, что практически сразу у моста в с. Пристанное стоит небольшая Спасо-Преображенская церковь. Стоит отметить, что вообще церквей в Саратовской области немного, большая часть их была разрушена, а уцелевшие – в основном находятся в городах. Эта церковь новая. При церкви недавно была построена трапезная, в которой кормят всех нуждающихся.
И в завершение: недалеко от моста находится и самая длинная лестница на Волге - к северу от Саратова, вверх по течению от Пристанного. Она связывает турбазу «Волга», расположенную на круче правобережья, с водами Волги.
Экология и мост
Мост необходим прежде всего не только для разрешения транспортных проблем, но и с точки зрения экологии. Тысячи машин теперь не будут заезжать в Саратов, а минуют его стороной. И, следовательно, все автомобильные выхлопы останутся за чертой города. Это очень важно для улучшения экологии Саратова. Следует пояснить, что Саратов долгие годы входит в первую десятку самых загрязнённых городов России. По оценкам экспертов-экологов, 70 % вредных выбросов в атмосферу приходится на автомобили. С выхлопными газами в окружающую среду попадают углеродные окислы, сероводород, свинцовые и сернистые соединения и много других вредных для здоровья человека веществ.
Также Саратов по своему местоположению ─ идеальный накопитель смога. С трёх сторон его окружают возвышенности, и получается как бы город-чаша, на дне которой густо концентрируется смог, который и окружает город. Поэтому с начала эксплуатации нового моста заработала простая и понятная формула: «Меньше машин ─ чище воздух ─ лучше здоровье».
Позаботились строители и о людях, живущих по обе стороны Волги. Находящееся на правом берегу село «Пристанное» надёжно защищено от дороги. Ограда мостового перехода у села особая: достаточно высокий зелёный забор и шумопоглащающие панели. Такое же шумопоглащающее ограждение установлено и на левом берегу ─ вдоль дачного массива.
Решена ещё одна важная проблема, касающаяся экологической безопасности. Так, вместо насыпей, предусмотренных в проекте, в процессе строительства через протоки большая и малая Каюковка, были устроены мосты, путепровод для местного движения транспорта.
Заключение
Новый мост был необходим Саратову. Мост имеет большое значение для экономики региона. Он позволил решить проблемы, как транспортного, так и экологического характера.
Теперь из Европы в Азию можно будет ехать с меньшим количеством пробок: обгонять на мосту теперь на запрещен, а путь сократился на 500 км.
В карьере, из которого брались стройматериалы для постройки, образовалось озеро Голубое.
Список литературы
Акварель + трафарет = ?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рисуем "Ночь в лесу"
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Рисуем акварельное мороженое