Актуальность нашего исследования определяется тем, что личность Александра Колчака – это личность крупного российского деятеля.
Данное исследование предполагает увидеть в Колчаке живого человека с часто противоречивыми мыслями, переживаниями, страстями на фоне его истинных и мнимых побед.
Объектом исследования является личность Александра Васильевича Колчака, а предметом – его научная, военная и политическая деятельность.
Хронологические рамки исследовательской работы ограничены годами– 1874-1920 гг.
Целью исследовательской работы является исследование научной, военной и политической карьеры адмирала Александра Васильевича Колчака.
Вложение | Размер |
---|---|
kolchak.docx | 66.28 КБ |
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МБОУ СОШ №4»
«Научная и военно-политическая деятельность А.В. Колчака»
Секция: история
Выполнила ученица 9а класса Чернова Е.
Научный руководитель:
Костенич А.В. учитель истории
Чистополь, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Научная и военная деятельность А.В.Колчака………….…….5
§1. А.В.Колчак – полярный исследователь………………………………...5
§2. Русско-японская война…………………………………………………..12
ГЛАВА II. Первая мировая война. Командующий флотом.
А.В. Колчак – лидер белого движения…………………………………….15
§1. Первая мировая война…………………………………………………..15
§2.На полях Гражданской войны ……………………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сложна, неоднозначна, трагична история России – великой, но вместе с тем несчастной страны. В ней были герои и подлецы. Ожесточение и человечность, сила и слабость, отчаяние, страх и разочарование не раз правили свой пир на российских просторах.
Конец XIX и начало XX века – период войн и революций, период социальных потрясений в истории Европы и России. Эти потрясения сбили нашу страну со столбовой дороги самобытного развития и столкнули на тупиковый путь коммунистических экспериментов. Русский полярный исследователь и ученый, герой русско-японской и Первой мировой войны, известный не только в России, но и за ее пределами флотоводец адмирал Александр Васильевич Колчак, вступивший на жизненную стезю и закончивший ее в рамках этого сложнейшего переломного периода, оказался в гуще важнейших событий. Судьба не обделила его ни радостями, ни тревогами. Было достаточно промахов, ошибок, спадов, но и немало подъемов, заслуг перед Россией. В его биографии отразилась история России той поры.
Почему сегодня нам представляется целесообразным познакомиться с деятельностью А.В. Колчака? Да потому, что началом всех начал для Колчака были государственность, нация, отечество, честь, долг, то есть те самые понятия, которые священны, должны быть священными для каждого гражданина России, и прежде всего для воинов, защитников земли своей во все времена.
Александр Колчак – не просто история. Это, в известном смысле, и способ миросозерцания, определения ценностных приоритетов и пути их достижения.
Свыше тридцати лет носил он военную форму. Прошел через северные льды, через три больших войны, побывал в Англии, Америке, Японии, Китае, в других странах, в неспокойное время узнал Россию.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что личность Александра Колчака – это личность крупного российского деятеля. Фигура неоднозначная и противоречивая в мыслях и поступках.
Невозможно встретить работу, посвященную истории Гражданской войны в России, в которой бы не говорилось о Колчаке. Однако в советской литературе о нем всегда было принято говорить в негативном плане, в продолжение нормативной коммунистической легенды о «кровавом Колчаке», «закоренелом монархисте» и т.д. Это одно. Другое обстоятельство сводится к тому, что советские авторы, говоря о Колчаке, редко выходили за рамки лишь оценок его деятельности; сам он как историческая личность внимания не привлекал. И, несмотря на то, что жизнь и деятельность адмирала А.В.Колчака всегда представляло живой интерес у научных деятелей, требуют дальнейшего тщательного изучения, что и побудило нас заняться данной темой.
Объектом исследования является личность Александра Васильевича Колчака, а предметом – его научная и военная деятельность.
Хронологические рамки работы ограничены годами жизни данной личности – 1874-1914 гг.
Целью работы является исследование научной, военной карьеры адмирала Александра Васильевича Колчака. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
3. Проследить этапы формирования политических взглядов А.В. Колчака.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подборе и анализе источников и литературы, в том числе опубликованных в последнее время, что позволяет по новому подойти к оценке научной, военной и политической деятельности А.В. Колчака в Российском государстве в начале XX века.
ГЛАВА I. Научная и военная деятельность А.В.Колчака
§1. А.В.Колчак – полярный исследователь
Весной 1895 г. Колчак получил назначение на только что спущенный на воду крейсер 1-го ранга «Рюрик» в качестве помощника вахтенного начальника. На этом крейсере он ушел в плавание на Дальний Восток. В конце 1896 г. был переведен на клипер «Крейсер» в качестве вахтенного начальника и на протяжении нескольких лет совершал плавания в водах Тихого океана. Во время плаваний Колчак выполнял не только строевые офицерские обязанности. Он усиленно занимался самообразованием, пополнением специальных и общих знаний. Вместе с тем он в служебном порядке вел работы по океанографии и гидрологии. Колчак все больше утверждается в намерении участвовать в экспедициях, заняться океанографией, наукой. И в этом направлении он уже тогда сделал первые серьезные шаги. В 1899 г. Колчак опубликовал свою первую статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер» с мая 1897 г. по март 1898 г.»[1].
Командир «Крейсера» Г.Ф.Цывинский позднее, став адмиралом, писал: «Одним из вахтенных учителей был мичман А.В.Колчак. Это был необычайно способный и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».
Товарищи Колчака по плаваниям отмечали, что он находил время на изучение древних индийской и китайской философией. Культура Востока его влечет и позднее, когда в 1917-1918 гг. он оказался в Японии и Китае. Чтобы иметь возможность читать произведения китайских мыслителей в подлинниках, он изучает китайский язык.
По прибытии в 1899 г. в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С.О.Макарову, готовившемуся к плаванию на ледоколе «Ермак» в Северный Ледовитый океан. «Я просил, - отмечал Колчак, - взять меня с собой, но по служебным обстоятельствам он не мог этого сделать, и «Ермак» ушел без меня. Тогда я решил снова идти на Дальний Восток, полагая, что может быть, мне удастся попасть в какую-нибудь экспедицию, - меня очень интересовала северная часть Тихого океана в гидрологическом отношении. Я хотел попасть на какое-нибудь судно, которое уходит для охраны котикового промысла на Командорские острова к Беринговому морю, на Камчатку. С адмиралом Макаровым я очень близко познакомился в эти дни, так как он сам много работал по океанографии»[2]. Ранее Колчак писал «Еще будучи в корпусе, и во время плавания на Восток. Моим желанием было снарядить экспедицию для продолжения работ в Южном Ледовитом океане, начатых нашими знаменитыми адмиралами Беллинсгаузеном и Лазаревым»[3]. Таким образом, позднее, видимо, под влиянием С.О.Макарова, внимание Колчака было переориентировано на Север, к рубежам Российской империи. Тогда, по возвращении с Дальнего Востока, в Петербурге Колчак узнает о готовящейся Академией наук под руководством барона Э.В.Толля Русской полярной экспедиции. Она имела целью исследовать земли на севере от берегов Сибири. Находясь в плавании в Средиземном море, во время стоянки корабля в греческом порту Пирей, Колчак совершенно неожиданно получил предложение из Академии, от Э.В.Толля, принять участие в упомянутой экспедиции. Оказывается, работы А.В.Колчака обратили на себя внимание барона, нуждавшегося в трех морских офицерах. Поступившее предложение Колчак принял немедленно и в январе 1900 г. явился к Толлю.
Начальник экспедиции предложил А.В.Колчаку руководить гидрологическими работами, а кроме того, быть и вторым магнитологом.
21 июля 1900 г. экспедиция на специально оборудованном, приобретенном в Норвегии судне «Заря», двинулась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где предстояла первая зимовка. До того А.В.Колчак пробыл некоторое время в Норвегии, где оборудовалась «Заря». Там он занимался у знаменитого полярного исследователя Ф.Нансена. Во время плавания и зимовок на Таймыре и на Новосибирских островах Колчак, как и другие члены экспедиции, напряженно трудился, вел гидрографические, океанографические работы, плавал на катере, измерял глубины, наблюдал за состоянием льдов, делал наблюдения над земным магнетизмом. Совершал поездки по суше, исследуя малоизвестные места побережья материка и островов. В апреле-мае 1901 г. они вдвоем с Толлем путешествовали по Таймыру. Позднее Колчак со спутниками, а где и в одиночку, впервые пересек остров Котельный, измерив высоты, проехал поперек Земли Бунге от устья р. Балыктах к южной части острова Фаддеевского, совершал поездки по льду к западу и северу от острова Бельковского, открыл остров, названный именем Стрижева. Начальник экспедиции был чрезвычайно доволен Александром Васильевичем и в донесении президенту Академии, посланному в январе 1901 г., сообщал: «Станции начинались всегда гидрологическими работами, которыми заведовал лейтенант А.В.Колчак. Это научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью ученого». Толль вообще считал, что Колчак «не только лучший офицер, но он также любовно предан своей гидрологии»[4]. Э.В.Толль увековечил имя А.В.Колчака – назвал его именем открытый экспедицией
По прибытии в Иркутск он составил «предварительный отчет начальника экспедиции на землю Беннетт для оказания помощи барону Толлю лейтенанта Колчака», датированный 19 марта 1904 г. Вскоре он был опубликован. Путешествия и наука могли стать главным поприщем Колчака, и на нем он достиг бы, несомненно, еще больших успехов. Но Александр Колчак еще всегда помнил, что он – военный моряк, офицер. Чувство долга позвало его на русско-японскую войну.
В декабре 1905 г. президент Академии наук Великий князь Константин Константинович писал морскому министру: «Окончание экспедиции лейтенанта Колчака совпало с началом военных действий на Дальнем Востоке, вследствие чего офицер этот счел своею нравственной обязанностью принять участие в войне и отправился с разрешения моего и своего морского начальства прямо из Иркутска на эскадру Тихого океана. Явившись в половине марта 1904 г. в Порт-Артур, он оставался там во все время осады, а после сдачи крепости возвратился через Японию и Канаду в начале июня 1905 г. в Санкт-Петербург совершенно больным от полученной раны и суставного ревматизма». Президент просил министра вновь прикомандировать лейтенанта к Академии до 1 мая 1906 г. для обработки гидрографических и картографических результатов экспедиции. Высокая оценка президентом Академии личных и научных данных Колчака базировалась не только на собственных умозаключениях, но и на отзывах специалистов. Просьба президента морским министром была удовлетворена.
Материалы экспедиции были чрезвычайно богаты. Для их обработки понадобились многолетние усилия и русских, и иностранных ученых. Этим занималась специальная комиссия Академии наук. Публикация результатов производилась отдельными выпусками, соединяемыми потом в тома. В связи с октябрьскими событиями 1917 г. это дело так и не было завершено. А.В.Колчак выполнил основную работу по приведению в порядок материалов двух экспедиций, их обобщению, составлению отчета. Но проделанная работа далеко выходила за рамки отчетов. Обобщения, научные наблюдения позволили создать ряд глубоких научных работ.
Им была написана и опубликована в «Известиях» Академии статья «Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Академией Наук для поисков барона Толля». Немыслимо дерзкая экспедиция А.В.Колчака, совершенная при этом без человеческих потерь, в отзыве академика Ф.Б.Шмидта была расценена, как «необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого было сопряжено с трудом и опасностью». Вместе с тем высоко оценены были и географические открытия и научные достижения. В 1906 г. Императорским географическим обществом А.В.Колчаку была присуждена высшая награда – Большая Константиновская Золотая медаль. В феврале того же года он избирается действительным членом этого общества.
А.В.Колчак составил краткое описание яхты «Заря», детально охарактеризовал ее, как тип корабля, предназначенного для плавания во льдах, но не вполне надежного. В дальнейшем Александр Васильевич займется теорией и практическими проблемами кораблестроения и в этой сфере деятельности достигнет существенных результатов. Одним из результатов полярных экспедиций и плодом последующей кабинетной работы Колчака явилось издание в 1906-1908 гг. четырех карт. В 1907 г. в переводе Колчака был опубликован труд датского физика и океанографа М.Х.Кнудсена «Таблицы точек замерзания морской воды». В 1909 г. Колчак опубликовал монографию «Лед Карского и Сибирского морей», основанием для которой послужили наблюдения над льдом в Карском и Сибирском морях, а также в районе Ледовитого океана, расположенном к Северу от Новосибирских островов, произведенные русской полярной экспедицией в течение 1900-1903 гг.
А.В.Колчак мечтал об открытии северного морского пути и вносил вклад в его подготовку. Главное гидрографическое управление морского министерства возглавлял генерал-майор А.И.Вилькицкий, являвшийся также полярным исследователем, хорошо знавшим А.В.Колчака. Он рассматривал вопрос об исследовании и открытии Великого Северного пути из Атлантического океана в Тихий океан.
А.И.Вилькицкий, поддержанный правительством, решил организовать экспедицию и сделал А.В.Колчаку предложение включиться в ее подготовку и быть в числе руководителей. Колчак принял это предложение и разработал проект экспедиции. В нем важное место отводилось использованию стальных судов ледокольного типа, причем не таких, как «Ермак». Тот рассчитан был на ломку льда. Целесообразна была конструкция, рассчитанная на раздавливание льда, с использованием для этого веса корабля. Опыт участия в экспедициях, изучение недостатков конструкций яхты «Заря» и «Ермака», построенного по идее и под руководством С.О.Макарова, натолкнули Колчака и его друзей на мысль о постройке кораблей типа «Фрам» Ф.Нансена. Но в противоположность «Фраму» новые корабли должны были иметь стальной корпус. Это была идея того типа ледокола (фактически «ледодава»), которая легла в основу ледокольного флота в последующем и находится на вооружении кораблестроителей и поныне.
Проект Колчака был одобрен. Он добился освобождения в Морском Генштабе и причисления к Главному гидрографическому управлению. К нему все определеннее «прилипало» почтительное призвание «Колчак-полярный».
В 1909 г. ледоколы были спущены на воду. Водоизмещение кораблей было одинаковым – по 1200 тонн. «Вайгач», которым предстояло командовать Колчаку, имел длину 54 и ширину 11 метров, скорость 10,5 узла. Корабли были хорошо оборудованы для проведения исследований. Будучи построены военным ведомством, они считались военными, имели на вооружении пушки и пулеметы. Степень надежности, непотопляемости их была высокой, и они долго и надежно служили исследовательским и спасательным целям, позволили сделать крупнейшие открытия. К сожалению, в советской литературе заслуги Колчака перед Отечеством в создании этих судов и в развитии ледокольного флота вообще замалчивались
К осени 1909 г. корабли были приготовлены к плаванию на Дальний Восток.
27 октября 1909 г. корабли направились из Петербурга через Суэцкий канал во Владивосток. Уже на пути следования проводились научные наблюдения. 3 июля 1910 г. суда прибыли во Владивосток для осуществления плавания в Арктику. Главное гидрографическое управление на навигацию 1910 г поставило ограниченные задачи: пройти в Берингов пролив и обследовать его район, имея основным пунктом для съемок и больших астрономических наблюдений мыс Дежнева, на зимовку вернуться во Владивосток. Главная часть программы откладывалась на весну 1911 г. Задание было частично выполнено, необходимые научно-исследовательские работы в районе мыса, в которых участвовал и Колчак, завершены.
Колчака просили приехать в Петербург и продолжить работу в Генеральном штабе по проведению в жизнь судостроительной программы по созданию нового военно-морского флота России. После некоторого колебания Колчак на предложение ответил согласием.
Экспедиционные работы в следующем году были продолжены без него, но с использованием и его идей, под руководством И.С.Сергеева, затем, Б.А.Вилькицкого. В 1911-1916 гг. экспедиция изучила наиболее трудный для плавания участок у берегов Таймыра, открыла пролив Б.А.Вилькицкого, Землю императора Николая II, остров царевича Алексея (мыс Таймыра), остров А.И.Вилькицкого и другие, сделала практические шаги по прокладыванию трассы Северного морского пути. Затем этот путь – от Владивостока до Архангельска был проложен.
На этом непосредственная, столь плодотворная и значимая деятельность Александра Васильевича Колчака, как полярного путешественника и исследователя, закончилась. Однако мысли о далеком сибирском севере его не оставляли. Он, в частности, в 1912 г. участвовал в обсуждении плана экспедиции Г.Я.Седова к Северному полюсу, указывая на серьезные недостатки. Тогда же – в 1910 г. – задуманное в изучении севера, арктических морей было прервано Колчаком, что называется на полпути из-за не менее важных для страны дел – укрепления ее обороны, флота, предупреждения ее разгрома несравненно более мощным флотом Германии. Тем не менее, и то, что было сделано, заслуживает глубокой благодарности потомков. Академик Ф.Н.Чернышев, участник Шпицбергенской экспедиции, отмечал, что даже «норвежцы не решаются делать такие отважные путешествия, как А.В.Колчак».
§2. Русско-японская война
Как уже было сказано ранее, научную деятельность Александра Васильевича прервала Русско-Японская война, о начале которой он узнал, возвратившись из экспедиции. Уже из Якутска Колчак обратился к президенту Академии Наук Великому князю Константину Константиновичу с просьбой отчислить его от академии и передать в военно-морское ведомство.
По прибытии в Порт-Артур Колчак немедленно явился к вице-адмиралу С.О. Макарову, которого считал своим учителем. Это была их вторая встреча. Александр Васильевич просил назначения на наиболее боевую должность, на миноносец, но Макаров, принимая во внимание состояние его здоровья, подорванного двумя экспедициями, определил молодого офицера на крейсер «Аскольд». Через несколько дней адмирал Макаров погиб на подорванном и затонувшем броненосце «Петропавловск»…
Вскоре Колчак был назначен на минный заградитель «Амур». На этом небольшом судне, по воспоминаниям современников, он, выйдя однажды ночью из порта, потопил 4 японских транспорта с грузом и войсками. Зарекомендовав себя храбрейшим и распорядительным офицером, Александр Васильевич, спустя всего несколько дней, получил новое назначение – на эскадренный миноносец «Сердитый». Он начал командовать уже будучи больным тяжёлым воспалением лёгких, едва держась на ногах, и вскоре слёг в госпиталь, откуда, едва оправившись, вновь вернулся на миноносец и приступил к установлению мин и заграждений около Порт-Артура. Именно на этой минной банке подорвался японский крейсер «Такосадо», что было единственным случаем за всю войну.
Между тем, начали сказываться последствия полярных экспедиций. У Колчака разыгрался сильнейший суставной ревматизм, и он был вынужден просить назначения на сухопутный фронт, который нёс теперь основную тяжесть борьбы. За недолгий срок пребывания в должности командира морских орудий на северо-восточном участке обороны крепости, Колчак неоднократно отражал атаки японской пехоты, участвовал в боях, был легко ранен, но не ранение, всё усилявшийся ревматизм заставил его в дни падения Порт-Артура лечь в госпиталь, где он вместе с другими больными и тяжело ранеными, которых не смогли эвакуировать отступающие войска, был взят в плен японцами. Колчак вспоминал: «В Нагасаки партия наших больных и раненых получила очень великодушное предложение японского правительства, переданное французским консулом, о том, что правительство Японии предоставляет нам возможность пользоваться, где мы захотим, водами и лечебными учреждениями Японии, или же, если мы не желаем оставаться в Японии, вернуться на родину без всяких условий. Мы все предпочли вернуться домой». В Петрограде врачебная комиссия признала Колчака полным инвалидом и дала четырёхмесячный отпуск для лечения на водах.
Не давая себе отдыха, прямо из Сибири измотанный долгой и тяжёлой экспедицией молодой лейтенант отправлялся в Порт-Артур.
За героизм, проявленный в боях в Порт-Артуре, А.В.Колчак был награжден Георгиевским оружием – золотой саблей с надписью «За храбрость». Это была не единственная награда. Еще 15 ноября 1904 г. за «сторожевую службу и охрану прохода в Порт-Артур, обстреляние неприятельских позиций», произведенных во время командования эскадренным миноносцем «Сердитый», он был награжден орденом Св. Анны IV степени в надписью «За храбрость». По возвращении из плена – орденом Св. Станислава II степени с мечами. В 1906 г. Колчаку вручили серебряную медаль в память о русско-японской войне, а в 1914 г. – нагрудный знак участника обороны Порт-Артура.
Президент Академии наук Великий князь Константин Константинович в декабре 1905-го года писал морскому министру: «Окончание экспедиции лейтенанта Колчака совпало с началом военных действий на Дальнем Востоке, вследствие чего офицер этот счёл своею нравственной обязанностью принять участие в войне и отправился с разрешения моего и своего морского начальства прямо из Иркутска на эскадру Тихого океана. Явившись в половине марта 1904 г. в Порт-Артур, он оставался там во всё время осады, а после сдачи крепости возвратился через Японию и Канаду в начале июня 1905 г. в С.-Петербург совершенно больным от полученной им раны и суставного ревматизма»[5]. По просьбе Великого князя Александр Васильевич вновь поступил в распоряжение Академии и занялся обработкой результатов экспедиций.
Боевое крещение Колчака состоялось. Состоялось со славою, но с большим ущербом для здоровья.
ГЛАВА II. Первая мировая война. Командующий флотом. А.В. Колчак – лидер белого движения.
§1. Первая мировая война
Надвигавшуюся мировую войну предвидели многие. Она была порождена противоречиями между целыми группами государств, образовавшими два блока – германо-австрийский и Антанту. Наиболее острыми были противоречия между Великобританией, с ее огромными колониальными владениями, и Германией, экономически усилившейся и почти не имевшей колоний. Война, которую определенно предвидел А.В.Колчак, оказалась лично для него и вершиной взлета, и временем крушения жизненных идей и планов.
Начало Первой Мировой войны застало Колчака на Балтийском флоте, где он служил в должности флаг-капитана под началом адмирала Н.О.Эссена. Вместе они заранее разработали план защиты Финского залива от вторжения неприятеля. Основную часть этого плана составляла система минных заграждений. Непревзойденный мастер ведения минной войны, Колчак впоследствии сумел заставить немцев в корне изменить собственные планы относительно Российского флота, который они вначале недооценивали. Система минных заграждений, разработанная Колчаком, будет использоваться спустя почти 30 лет уже во Вторую Мировую войну, но авторство Александра Васильевича, разумеется, утаят.
Н.В.Савич, побывавший на Балтийском флоте незадолго до войны, писал о Колчаке: «Он работал больше всех, был душою и мозгом оперативного отдела штаба. Видно было, что им гордятся, им восхищаются. Эта репутация была вполне заслужена. Тут он был в своей сфере, он знал, чего он хочет, знал прекрасно людей, своих товарищей, начальников и подчиненных, отлично понимал, что от каждого из них можно ожидать. Он ставил себе всегда продуманные цели, правильно оценивал обстановку и умел настоять на выполнении раз поставленных заданий. Он был правою рукою адмирала, его ближайшим и деятельнейшим помощником. Его роль в период подготовки Балтийского флота к войне была громадна»[6].
Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана уникальнейшая (не имеющая аналогов в мире) операция по минной блокаде немецких Военно-морских баз. Несколько Русских эсминцев пробрались к Килю и Данцигу и выставили на подходах к ним (под носом у немцев) несколько полей минных заграждений.
Первые два месяца войны А.В.Колчак продолжал исполнять должность флаг-капитана. Он вел разработки оперативных заданий, планов, операций. И в отличие от обычных штабных работников стремился всякий раз к непосредственному участию в бою. В ряде случаев на боевые задания с кораблями выходил и сам командующим флотом Н.О.Эссен, также человек большого мужества. Несмотря на немецкое происхождение, он был большим патриотом России.
В мае 1915 г. Эссен скончался; командующим флотом стал вице-адмирал В.А.Канин, куда менее одаренный и не очень решительный человек. Роль А.В.Колчака возросла. Он порой фактически выступал в роли руководителя боевых действий соединений флота.
Наиболее поражающими умением и отвагой были операции, проведенные под руководством А.В.Колчака, который вступал в командование специальными отрядами кораблей по постановке минных заграждений в расположении противника. Так, отряд крейсеров под командованием Колчака пробрался за остров Борнхольм, прошел до Карколи и под новый, 1915 г. поставил там заграждения.
В феврале 1915 г. уже капитан 1-го ранга Колчак, как командир полудивизиона особого назначения, лично предпринял повторный дерзкий рейд. Четыре эсминца вновь подошли к Данцигу и выставили 180 мин. В результате этого, на минных полях (выставленных Колчаком) подорвалось 4 германских крейсера, 8 эсминцев и 11 транспортов. Позже историки назовут эту операцию Русского флота самой удачной за всю Первую мировую войну.
А.В.Колчак и до вступления в командование дивизией слыл крупнейшим специалистом в минном деле. Он это доказал отчасти уже в 1904 г. в Русско-японской, а теперь – и в мировой войне. Колчак прилагал огромные усилия к совершенствованию боевой и специальной подготовки офицеров и матросов, доводил это военное ремесло до высшей степени совершенства. Он не только руководил действиями дивизии, но и сам изобретал мины, разрабатывал методы и технику их установки.
В числе крупнейших операций, выполненных дивизией, была установка по плану Колчака минных заграждений у порта Виндавы (Вентспилса), захваченного немцами и превращенного в стоянку большого отряда своих кораблей. Минирование произведено было ночью, быстро и совершенно незаметно для противника. В результате немцы потеряли крейсер и несколько миноносцев.
В военных условиях в еще большей мере, чем в арктических плаваниях, в научно-исследовательской работе, кораблестроении, морском военном реформотворчестве, выявились таланты Колчака. С каждым днем все отчетливей обнаруживались его данные флотоводца. Если прежде продвижение в чинах Колчака шло медленно, то теперь оно стало стремительным. 1916 г. для Колчака становится «звездным». 10 апреля ему присваивается звание контр-адмирала, а через каких-нибудь два с половиной месяца, 28 июня, - вице-адмирала. В конце июня 1916 г. последовало назначение А.В.Колчака командующим Черноморским флотом. Определяющую роль в этом назначении сыграл сам морской министр адмирал И.К.Григорович, давно и пристально наблюдавший за службой и ростом А.В.Колчака. Предложение министра с готовностью было воспринято и Николаем II. Колчак оказался самым молодым из командующих флотами.
Черноморский флот, воссозданный Россией в 1883 г., в 1917 г., насчитывал свыше 40 тысяч человек, около 400 различных судов, включая 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эсминцев, 11 подводных лодок. Его главной базой был Севастополь. Флот, как и приданные ему береговые службы, воинские части, и предстояло возглавить А.В.Колчаку[7]. Затем была сформирована Дунайская военная флотилия, также подчиненная ему.
На вопрос Колчака, почему именно его, служившего на Балтийском флоте, назначили командующим Черноморским флотом, генерал-адъютант М.В.Алексеев сказал, что это общее мнение – по своим личным свойствам именно он может выполнить операцию успешнее, чем кто-либо другой. Очевидно, Ставка учитывала опыт Колчака по вторжению в расположение противника, осмотрительные действия и в то же время безграничную смелость, умение поднимать на подвиги моряков.
Правда, забегая вперед, скажем, что командование более крупным военно-морским соединением на Черном море – целым флотом сопровождалось у Колчака не только несомненными успехами, но и упущениями, срывами. Однако они проистекали не лично от него самого, а от подчиненных. А вот нервно-психологические черты Колчака подмечены в общем верно. Уже тогда с его нервной системой было не все благополучно. В дальнейшем это стало особенно заметно. По мнению историка Плотникова, психологом Колчак был слабым[8]. Излишняя прямолинейность и доверчивость ему часто мешали. Окружение он подбирал далеко не лучшим образом. Тем не менее, Колчак умел воздействовать на подчиненных, очевидно, своей честностью, умом, силой примера. И если кому-то он не нравился, то таких было сравнительно немного. Основная же масса офицеров и матросов его уважала. Колчак стоял в ряду наиболее знаменитых адмиралов в истории русского флота. Авторитет его, как флотоводца, был исключительно высоким.
Завершая рассказ о балтийском периоде деятельности А.В.Колчака и начиная черноморский, нельзя не сказать, что в то время пришла к нему взаимная любовь к прекрасной женщине – Анне Васильевне Тимиревой, которая продолжалась до конца его жизни. Встреча с Тимиревой захватила его, заполнила сердце на все оставшиеся ему жить годы. Он не развелся с женой, не оставил семью, но сложившаяся жизненная ситуация – «треугольник» - стала фактом. Поскольку у Колчака с Тимиревой шла длительная переписка, с нею он делился не только чувствами, но и служебными заботами, своими взглядами.
А.В.Колчак, приехав в Севастополь из Ставки, принял Черноморский флот от вице-адмирала А.А.Эбергарда быстро, в течение одного дня (8 июля).
В целом Черноморскому флоту сопутствовали большие успехи. Они были достигнуты и в таком сложном деле, как борьба против подводных лодок противника. В итоге их удалось надолго «загнать» в свои порты. Противнику был нанесены значительные потери, он, по существу, лишился возможности выхода в море, нападения на русские корабли и прибрежные базы и пункты.
Ухудшение положения в армии и флоте, снижение их боеспособности напрямую были связаны с состоянием тыла. Недостаточная подготовка России к войне, шаги по наверстыванию упущенного в ходе ее далеко не всегда давали должные результаты. Радикальные революционные элементы искусно разжигали социальные противоречия и вели к социальному взрыву, к давно лелеемым ими «великим потрясениям».
В результате 2 марта Император Николай II отрекся от престола. Монархия пала. Возникший еще до того Временный комитет Государственной думы с согласия исполкома Петроградского совета рабочих депутатов сформировал Временное правительство, к которому и перешла власть.
§2. На полях Гражданской войны
Февральская революция подняла Россию на дыбы. Ситуация в стране, на фронте, на флотах, включая Черноморский, коренным образом изменилась, причем преимущественно в худшую сторону. В стране нарастали дестабилизация, развал по всем направлениям и хаос. В России началась Гражданская война.
В Японии адмирал пробыл до сентября 1918 г., решив пробираться на Юг России – к Черному морю, к генералу Алексееву. Обстановка на Востоке России тем временем радикально изменилась. Восстание в мае 1918 г. Чехословацкого корпуса, образование антибольшевицкого Восточного фронта, создание Временного Всероссийского правительства и воссоздание Российской армии сделали необходимым его присутствие именно там.
10 ноября 1918 г. Колчак был введен в Сибирское правительство и назначен Морским и Военным министром. 18 ноября 1918 г. в Омске произошел переворот: директория была свергнута. Совет Министров Временного Всероссийского правительства в Омске передал временно, до победы над большевиками, осуществление всей власти Колчаку, назначив его Верховным правителем России.
В 1919 г. Патриарх Тихон благословил Главнокомандующего всеми Русскими армиями адмирала Колчака и его войска на борьбу с безбожными большевиками. Для этого в начале января 1919 г., перейдя линию фронта, к адмиралу приехал священник, посланный патриархом, который привез личное письмо Тихона с благословением и фотографию образа Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля.
Первой, наиболее актуальной задачей называлось укрепление и повышение боеспособности армии. Второй, неразрывно с первой связанной — «победа над большевизмом». Третьей задачей, решение которой признавалось возможным лишь при условии победы, провозглашалось «возрождение и воскресение погибающего государства». Вся деятельность новой власти объявлялась нацеленной на то, чтобы «временная верховная власть Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего могла бы передать судьбу государства в руки народа, предоставив ему устроить государственное управление по своей воле». Колчак надеялся, что под знаменем борьбы с красными ему удастся объединить самые разнородные политические силы и создать новую государственную власть.
Самым трудным для колчаковской власти был аграрный вопрос, окончательное его решение она откладывала до «созыва национального собрания». Кроме того, правительство Колчака проводило воинские наборы в армию, реквизиции продовольствия, и, встретив сопротивление крестьян, направляло карательные экспедиции в деревни. Крестьянство ответило вооруженными восстаниями против политики Колчака и произвола военных.
Глубоко противоречивой была и национальная политика Колчака, проводившаяся под лозунгом «единой и неделимой» России. Во время подготовки наступления Юденича на Петроград генерал К.Г.Маннергейм сообщил Колчаку, что готов двинуть против большевиков свою армию при условии официальной декларации Верховного правителя о признании независимости Финляндии. Колчак не принял это предложение, заявив, что от идеи «единой и неделимой» России он не отступится ни при каких обстоятельствах.
Директива адмирала Колчака от 15 февраля 1919 г. предусматривала частичное наступление на всех направлениях. Сибирской армии ставилась задача овладеть районом Сарапул – Ижевск – Воткинск, Западной армии – районом Бирск – Белебей – Уфа, Оренбургской и Уральской армиям – районом Оренбург – Уральск. Апрель 1919 г. явился периодом наивысших побед Русской армии на Востоке России. Развивая достигнутый успех, ей удалось отбросить красных за Каму и Волгу. 12 апреля Колчак принял решение о начале общего наступления на Москву. По этому плану Сибирская армия должна была выйти к Казани и далее на Вятку и Вологду, с целью соединения с Северной Добровольской армией генерала Миллера. Западная армия должна была выйти к Симбирску и Сызрани, а затем прорываться на соединение с генералом Деникиным. К концу апреля армии Верховного Правителя вышли на подступы к Казани, Самаре, Симбирску, освободив огромную территорию с важными промышленными и сельскохозяйственными ресурсами и населением свыше 5 млн. человек. Перед ними открывалась дорога на Москву.
Весной 1919 антибольшевистские вооруженные силы начали согласованное наступление против советских войск. Основная ставка была на армию Колчака, захватившую к этому времени огромную территорию Сибири и Дальнего Востока.
Командование Колчака рассчитывало, что успешное наступление позволит соединить восточные, южные и северные силы белых для совместного удара по жизненным центрам Советской республики.
Сражения шли одновременно на востоке, юге и севере страны.
Центральная группа войск Колчака глубоко вклинилась в расположении советских войск. Используя эту стратегическую обстановку, советское командование направило удар своих войск во фланг основных сил Колчака и нанесло им тяжелое поражение. В войсках Колчака началось разложение, под ударами красных они отступали с Урала, на восток, в Сибирь. Приближался конец остатков колчаковских сил и самого Колчака.
Одновременно с победами на Восточном фронте, красные нанесли поражение белым под Петроградом, где войска Юденича при поддержке эстонских и финских частей перешли в наступление на город. Помощь белой армии оказывала английская эскадра. В конце мая продвижение белых под Петроградом было остановлено. В августе белая армия была отброшена к эстонской границе.
Наступление в марте-апреле 1919 г. выдвинуло белый фронт к Волге. К Пасхе за «освобождение Урала» ему был поднесен Георгий III степени. Однако в мае наступление выдохлось. В тылу росли крестьянские восстания.
В июне 1919 г. маршал Маннергейм был готов выступить вместе с Колчаком, направив стотысячную финскую армию на Петроград в обмен на признание независимости Финляндии. Но это предложение было отвергнуто и Колчаком и его ближайшим окружением. Они сражались за Единую и Неделимую Великую Россию…
В июне не удалось удержать Урал, и в июле красные вырвались на оперативный простор Сибири. Приближалась катастрофа.
В ноябре пал Омск. Колчак перенес Ставку из обреченного города в правительственный эшелон. Новой столицей был назначен Иркутск.
Под Иркутском, в Черемхово, 31 декабря 1919 произошло антиколчаковское выступление, подготовленное Иркутским Ревкомом, что приостановило продвижение к Иркутску чехословацких войск, заставило их в Нижнеудинске задержать эшелон с золотым запасом России и арестовать Колчака. 15 января 1920 командование чехословаков, стремившееся обеспечить проезд своих частей к Владивостоку, передало арестованного адмирала Колчака и эшелон золотого запаса России Иркутскому Ревкому, удерживавшему большевистскую власть до прихода частей Красной Армии. 7 февраля 1920 по постановлению Ревкома Колчак и председатель его правительства В.Н.Пепеляев были расстреляны.
К дню казни он, 46-летний, был уже совершенно седым.
В 5 часов утра 7 февраля 1920 г. большевистский залп скосил Александра Васильевича Колчака, бывшего Верховного правителя России, ее прославленного адмирала и великого патриота, так радевшего за ее честь и величие.
Не в земле суждено было найти покой его телу. Ангара – водная бездна приняла его.
7 марта части Красной Армии вошли в Иркутск.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всем сегодня известно такое понятие, как «харизма», которой обладают некоторые люди, способные поднять и повести за собой массы. Это некая магия, быть может, генетически присуща лишь отдельным личностям. Никто не знает природы этого феномена. Люди, которые родились вожаками, лидерами, сами ощущают это в себе и такое же чувство внушают окружающим.
Современники Колчака и историки, изучавшие его биографию, приводят самые разные оценки его личности и деятельности. Достаточно типично, например, свидетельство генерал-лейтенанта Д.В.Филатьева, недолгое время занимавшего должность помощника Верховного Правителя по хозяйственной части, а затем уехавшего в командировку во Францию и оттуда не вернувшегося. «Преклоняясь перед рыцарским образом адмирала Колчака, я отнюдь не собираюсь его канонизировать и находить бесспорным всё, что он делал как Верховный Правитель.
…не вина Колчака, если он — выдающийся моряк — оказался совсем несведущим в военно-сухопутном деле и вынужден был слушать советы других, которые оказались не на высоте задачи. Не его также вина, что на его плечи свалилось огромнейшее дело, требовавшее большого и всестороннего опыта по гражданскому управлению, какового опыта у него быть не могло и не оказалось у его помощников, которые уже стояли у власти до него. Он не искал власти, она сама к нему пришла вследствие ореола, которым было окружено его имя задолго до того, что он случайно оказался в Омске в момент избрания диктатора. Трагедия Колчака, а вместе с тем и трагедия России, явилась результатом чрезвычайно сложной и запутанной обстановки и совокупности самых разнородных сил, тянувших общее дело в разные стороны». На наш взгляд, данная оценка является чересчур упрощённой.
Более глубоко личность Колчака охарактеризовал современный историк А.С.Кручинин: «Трагедия, загадка или, если угодно, злой рок Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего определялись, кажется, отнюдь не недостатком каких-либо качеств, требующихся для выполнения его работы. Александр Васильевич Колчак вовсе не был слабой безвольною пешкой в чужих руках; или лихим моряком, «умеющим управлять кораблём, но не армией»; или прекраснодушным идеалистом, самозабвенно возводившим воздушные замки над залитыми кровью и грязью полями Гражданской войны. Адмирал был человеком волевым, упорно стремящимся провести в жизнь свои решения, с широким кругозором и мощным интеллектом, военачальником, выбиравшим обоснованные и во многом рациональные пути, — и именно поэтому, когда обстановка оказывалась более сложной, а военное счастье изменяло, — удары оказывались, должно быть, слишком сильными и вызывали моральное перенапряжение и чрезмерно эмоциональную реакцию Верховного»[9].
А.В.Колчак никогда не претендовал на роль лидера, но испытывал какое-то странное чувство предназначенности, непохожести на других. Пожалуй, точнее всего это чувство передает слово «миссия»: он чувствовал, что должен был выполнить какую-то миссию. Только вот какую, по-настоящему не знал. Может быть, оттого его часто считали высокомерным. По отзывам современников, он был живым и веселым в общении, но по временам глубоко уходил в себя, охваченный предчувствиями, мечтаниями, неясными ощущениями. То ли он должен был открыть наконец загадку и смыл существования человека на Земле. То ли разгадать природу вечности и бесконечности. То ли сыграть какую-то роль в судьбе России…
Может быть, он почувствовал свою миссию тогда, в 1903 г., когда очертя голову, долго не раздумывая, бросился в ледяную неизвестность спасать барона Толля.
А может быть, он увидел свою миссию в возрождении российского флота после его порт-артурской трагедии и взялся за ее выполнение с рвением одержимого.
Возможно, и осенью восемнадцатого года, в Омске, он тоже взял на себя, как он считал, миссию «тяжкого креста власти», но неумелое выполнение этой миссии привело его к краху. И на этот раз он уже не смог вырваться из роковых для него объятий судьбы.
Этих миссий, этих «может» или «возможно» в жизни Колчака немало. Уж очень неординарной была судьба этого человека, судьба, которая нередко вынуждала его действовать на пределе человеческих возможностей, безжалостно взваливала на его плечи решение непосильных задач. Беда это или вина Колчака – сложно сказать, но он безропотно покорялся своей судьбе, не оглядываясь назад, не задумываясь о будущем, не сворачивая в сторону, сорок пять лет он шел по начертанному ею пути вперед, к той последней зимней ночи, так трагически оборвавшей его жизнь, жизнь за Россию и ради России.
Имя А.В.Колчака долго разъединяло Россию. Теперь, когда наступает время единения и согласия, необходимо вернуться к этой загадочной и трагической фигуре.
В данной работе нами была предпринята попытка воссоздать подлинный облик Адмирала, осмыслив большой массив исследований и источников. Колчак обладал сложным мировоззрением. Большое влияние на него оказала японская философия с ее догматом самоотречения. В это же время это был человек действия. В исследовании он представлен со всеми своими поисками, разочарованиями и ошибками, что не умаляет его мужества, стойкости, искренней преданности России, чьи интересы он ставил выше интересов своего режима и собственной судьбы.
Подводя итоги, нельзя не добавить, что, несмотря на нынешнее обилие литературы и опубликованных источников, биография адмирала Колчака (особенно в период Гражданской войны) ещё нуждается в серьёзном изучении и осмыслении, нуждается в объективности, отсутствии как предвзятости, так и романтической идеализации. Нуждается в истине...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
[1]Синюков В. В. Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики. М.: Наука, 2000. – С. 236.
[2] Синюков В. В. Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики. М.: Наука, 2000. – С. 298.
[3] Грейгъ О.И. Подлинная судьба адмирала Колчака. – М.: Изд-во «Алгоритм» - 2008. – С. 46.
[4] Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: исследователь, адмирал, Верховный правитель России. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – С. 356.
[5]Максимов В. Звезда адмирала Колчака. – М.: Изд-во «Эксмо», 2008. – С. 214.
[6] Грейгъ О.И. Подлинная судьба адмирала Колчака. – М.: Изд-во «Алгоритм. – 2008. – С. 218.
[7] Платонов А.П. Черноморский флот в революции 1917 г. и адмирал Колчак. – М.: Ред.-изд. отдел мор. Ведомства, 1925. – С.32.
[8] Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: исследователь, адмирал, Верховный правитель России. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – С. 61.
[9] Дроков С.В. Колчак и суд истории. М., 2009. – С. 71.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Новый снимок Юпитера
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Ворона
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка