Выбор будущей профессии – это едва ли не самое главное событие в жизни
каждого человека. От того, кем мы станем, зависит не только наше будущее, но и будущее страны, едва ли не с самого раннего детства мы начинаем себя представлять то артистами, то учителями, то врачами. Повзрослев, некоторые выбирают совершенно иные профессии, а кто-то остается, верен своему детскому выбору. Мотивом написания данной работы стал анализ выбора профессий выпускниками МБОУ «СОШ№3» за последние три года.
Проведенная работа позволила выявить значимость профильного обучения в старших классах и его влияние на выбор дальнейшей профессии
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_otkrytyy_konkurs_odarennyh_shkolnikov_i.doc | 564.5 КБ |
Городской открытый конкурс одаренных школьников и молодежи «Юный исследователь»
Направление: географическое краеведение
Название работы:
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Автор работы
Миронова Ксения
9 класс МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Место выполнения работы
г. Бийск
Руководитель
Хабарова Надежда Васильевна
учитель географии, МБОУ «СОШ№3»
Аннотация
Выбор будущей профессии – это едва ли не самое главное событие в жизни
каждого человека. От того, кем мы станем, зависит не только наше будущее, но и будущее страны, едва ли не с самого раннего детства мы начинаем себя представлять то артистами, то учителями, то врачами. Повзрослев, некоторые выбирают совершенно иные профессии, а кто-то остается, верен своему детскому выбору. Мотивом написания данной работы стал анализ выбора профессий выпускниками МБОУ «СОШ№3» за последние три года.
Проведенная работа позволила выявить значимость профильного обучения в старших классах и его влияние на выбор дальнейшей профессии.
Сделали ли наши выпускники правильный выбор – покажет время. Но, даже по итогам первых месяцев обучения в ВУЗах (и по отчислениям), видно, что далеко не все сориентировались с дальнейшем выбором.
Родители, педагоги, психологи - много делают для того, чтобы помочь молодым в выборе дела по душе, предостеречь их от возможных ошибок. Молодым мало просто знать мир профессий и чужие ошибки мало чему их научат.
Как научиться соединять все знания воедино и принимать решения? Как научиться быть при этом самостоятельным и нести ответственность за свои решения и поступки? Что необходимо учитывать при выборе жизненного пути? Эти и другие вопросы встают перед выпускником средней школы.
Поэтому необходимость исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников стала актуальной.
Практическая значимость данного исследования состоит в дальнейшей проработке основ школьной профессиональной ориентации с учётом факторов, выделенных в ходе нашей работы. Полученные результаты могут быть использованы при разработке и оказании помощи учащимся в выборе профессии и подготовке к этому выбор.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на выбор профессии учащимися. К ним относятся: мнение родителей, сверстников и значимыми взрослыми, индивидуальные способности и черты характера, склонности к тому или иному виду деятельности, жизненные ценности и ориентиры.
Цель исследования:
Определить факторы, влияющие на выбор профессии, разработать рекомендации по профориентации старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести анкетирование старшеклассников на предмет выбора
2. Выявить факторы, влияющих на выбор профессии учащихся;
3. Разработать рекомендации для старшеклассников по профориентации Гипотеза:
Учащиеся имеют первоначальные представления о профессиях.
По нашей гипотезе, возможное профессиональное самоопределение связано со степенью адекватности оценки своих возможностей и с преобладанием позитивного интереса к профессии, характеризующегося:
- увлечением внешней стороной профессии
- давлением семьи (традиции, прямые указания, уровень образования и т.д.)
- с мотивацией, связанной с соображениями социального престижа и уважения.
В качестве испытуемых обследовались учащиеся старших классов. выпускники разных лет МБОУ «СОШ№3»
В работе используются следующие методы:
Анализ литературных источников;
Наблюдение;
Тестирование;
Анкетирование;
Метод беседы.
Профессиональному самоопределению посвящены работы ученых: Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, Д.Холланда, А.Д.Сазонова и многих других.
Новизна нашей работы состоит в том, чтобы показать динамику изменения предпочтений в выборе профессий современных школьников. Практическая значимость исследования: состоит в возможности применения результатов исследования в профориентационной работе, поскольку недостаточная согласованность личностных и профессиональных интересов при выборе профессии ведет к тому, что большое количество выпускников средне-специальных и высших учебных заведений неудовлетворенны полученной специальностью и часто начинают пересматривать своё отношение к профессии на позднем этапе самоопределения. Полученные результаты могут быть использованы для оказания помощи учащимся, актуализации их активной позиции в выборе профессии и подготовке к этому выбору
Содержание
Название | Номера страниц |
Введение | 6-7 |
Рейтинг профессий учащихся МБОУ «СОШ№3» | 7-8 |
Как выбрать будущую профессию | 9-10 |
Методы определения профессиональной склонности | 10-12 |
Профессиональный выбор выпускников МБОУ «СОШ№3» | 12-13 |
Вывод | 15 |
Литература | 16 |
Приложение | 17-24 |
Введение
«И с неожиданной грустью я подумал о несовершенстве механизма человеческого самопонимания, при котором виртуозы бухгалтеры грустят о несостоявшихся судьбах отважных мореходов, гениальные портные жалеют об утраченных возможностях стать журналистами, а видные врачи-кардиологи считают, что их талант по-настоящему мог расцвести только на театральных подмостках, — профессьон манке, как говорят французы».
Братья Вайнеры
Будущая профессия. В это привычное словосочетание каждый выпускник вкладывает огромный смысл. Это и ожидание, и тревога… Ведь не просто удачно или неудачно принятое решение, а зачастую - сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, сожаление о том, что выбрал не ту профессию, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает, и, будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14 – 15 лет. Согласно проводимым нами исследованиям лишь 25 - 30 % обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 55% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это, действительно, серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:
Современное общество предъявляет возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров, больше возникает проблем профессиональной ориентации школьников, т.к. зачастую профессиональные ориентации учащихся не всегда соответствуют потребностям народного хозяйства страны, региона, города. Случайность профессионального самоопределения может привести к разочарованиям в выбранной профессии, тяжелым внутренним конфликтам. Естественно, что учащемуся необходима помощь в выборе огромного моря профессий и их востребованности.
В целом, по итогам развития ребенка в школе, его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии.
Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет
наибольшее значение. Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости, иногда могут быть даны, весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим. Согласно «Единому справочнику» в мире более 50 000 профессий. В России насчитывается более 7 000 профессий. Это означает, что около 43 000 профессий в России пока не существует. Это может быть связанно с климатическими, общественно-экономическими условиями или с отсутствием востребованности в каком-то виде деятельности или же просто это еще не стало для нас актуальным. Это говорит о том, что решения по выбору профессии не должен быть случайным, все зависит от наших пожеланий, способностей и идей. Выбор профессии, по сути, сводится к ответу на вопрос: «Как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?». Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны как минимум 8 часов в день.
1.Рейтинг профессий учащихся МБОУ СОШ «№3».
Характерной особенностью старшего школьника является резко избирательное отношение к профессиям. Некоторые профессии высоко оцениваются подавляющим большинством старшеклассников, социальный престиж этих профессий в глазах школьников очень велик. У других социальный престиж чрезвычайно низок. Анализируя данные анкет учащихся 8,9 классов, можно увидеть, на 1 место выходят такие специальности: юрист, экономист, финансист, актриса, врач. Никто не видим
себя в будущем учителем, рабочим.
Рейтинг профессий 8-9 классов рис 1
Ответы 10-классников также показали, что наиболее престижными для них на данный момент являются профессии врача, юриста, профессии творческой направленности, добавляется в этот список архитектор и инженер. Многие 11-классники ставят на 1 место профессии, связанные с силовыми структурами, а также программирование.
Рейтинг профессий 10-11 классников рис 2
Проблема заключается в том, что часто престижность профессий никак не соответствует их реальному значению для общества, народного хозяйства нашей страны. Профессии рабочего учащиеся поставили на 39—40-е места.
Среди опрошенных десятиклассников есть те, кто еще не определился с выбором будущей профессии. Но даже, среди тех старшеклассников, кто знает, куда он пойдет учиться, весьма смутно представляет свою профессию. в будущем. Причиной этого является несоответствие между тем представлением о профессии, которое приводит выпускников школы в вуз, техникум, и реальным, фактическим содержанием этой профессии. Многие поступают в вуз, техникум случайно. Среди выпускников практически односторонняя ориентация на высшее образование, на продолжение учения в вузе.
Односторонняя психологическая установка на поступление в вуз отрицательно влияет на тех выпускников школ, которым не удалось осуществить своего намерения. Неудачу они переживают тяжело, часто рассматривают ее как крушение своих надежд.
Под влиянием чего происходит выбор профессии? Каковы мотивы этого выбора? Материал массовых исследований показывает известную роль школы и учителей в воспитании у школьников интереса к своей будущей профессии. По данным ряда исследований, 40—50 % опрошенных десятиклассников мотивируют выбор будущей профессии интересом к тому или иному учебному предмету.
Большая часть старших школьников указывает в качестве мотива выбора профессии на свои способности (о которых они судят по успеваемости, легкости овладения материалом, успешности во внешкольных занятиях и т. д.). Немалое количество учащихся указывают и на такие мотивы (чисто внешнего порядка), как наличие семейных традиций, мотив материально-бытовой обеспеченности, пример друзей и товарищей.
На основании данного исследования можно сделать вывод о том, что нельзя говорить о полной подготовленности старшеклассников к выбору профессии: во-первых, старшие школьники, не имея ясного представления о большинстве профессий, не могут правильно ориентироваться в них. Не знают и того, какие требования предъявляет данная профессия к качествам человека; во-вторых, старшие школьники не всегда умеют объективно определить свою профессиональную пригодность.
Как выбрать будущую профессию?
Неверное представление о характере деятельности приводит к выбору, не соответствующему имеющимся у человека задаткам и типологическим особенностям.
Четыре ошибки выбора профессии
Романтичная или интеллигентная профессия. Например: кинорежиссер, актер, геолог.
Модная профессия. Например: менеджер, юрист.
Профессия, обещающая большие деньги. Например: риелтор, моряк, работа на бирже.
Профессия по наследству или «трудовые династии». На сегодняшний день отсутствуют научные подтверждения того, что профессиональная направленность передается генами.
Следование правилам выбора профессии, позволит этот выбор сделать более осознанным и аргументированным.
Правила выбора профессии
Выявить какие профессии сегодня нужны, для того чтобы правильно спланировать что будет через 2-3 года.
Узнать какие заведения осуществляют подготовку по данным специальностям.
Найти возможность практически попробовать свои силы в этой среде, обсудить свой выбор с близкими.
Оценить реальную возможность трудоустройства.
Не поддаваться косвенному или прямому влиянию друзей.
Работа является притягательной лишь тогда, когда мы можем сказать: «Я с удовольствием хожу на работу, занимаюсь любимым делом», значит, отвечает нашим склонностям. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой пользой, признанием в обществе, социальным статусом и другими благами, которые она дает.
Но, зачастую, человек стремиться заняться какой-то другой деятельностью, например, инженер с удовольствием выращивает комнатные цветы, архитектору нравится заниматься аквариумными рыбками и т.д.
На первых порах, «тяга» к чему – либо вызывает безотчетное стремление - человек до конца не понимают истинную причину своего положительного отношения к деятельности, мотивируя свой выбор фразой «Мне нравится».
Затем, по мере получения удовольствия от процесса выполнения избранной деятельности, она становится более осознаваемой и можно получить объяснение, почему он выбрал для занятий именно данный вид деятельности.
При этом не значит, что деятельность по склонности всегда легка и приятна. Часто человек вынужден проявлять силу воли, готовность пожертвовать чем-нибудь ради успеха деятельности и самой возможности заниматься ею. Деятельность по склонности – это тот же труд, но труд в удовольствие себе и другим
Может показаться, что профессия выбрана по склонности, но быстро наступающее разочарование говорит об обратном. Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход.
Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей, т. е. направленности личности. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету.
Поэтому при выборе профессии должны учитываться все факторы: склонности, умения, желания, особенности выбранной сферы деятельности ее востребованность и актуальность.
Методы определения профессиональной склонности
Чтобы познать самого себя необходимо изучать:
1. Свое здоровье - например, сможете ли вы работать полицейским в уголовном розыске или вам лучше подойдет работа с документами без лишнего риска.
2. Интересы и склонности – то к чему лежит душа.
3. Способности, знания и умения.
Одним из методов познания себя и своих способностей является психологическая диагностика с помощью тестовых методик.
Наиболее известная методика, предназначенная для выявления склонности человека к определенным типам профессий является дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова. Мы провели опрос по этой методике среди учащихся 10,11 классов МБОУ «СОШ№3».Учащимся
Предлагалось 20 пар утверждений. Из предложенных утверждений нужно было выбрать то, которое желанию учащегося. Выбор нужно было сделать в каждой паре утверждений.
В опросе участвовало 20 учащихся 10 классов и 50 учащихся 11 классов.
Е.А.Климов выделил 5 типов профессиональной направленности:
Человек – природа (профессии связанные с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе: биофизики, химики, экологи и т.д.)
Человек – техника (инженеры, крановщики, автослесари)
3. Человек – знаковая система (операционисты, бухгалтеры – то есть профессии, требующие разнообразных форм обработки информации)
Человек – художественный образ (актеры, дизайнеры, искусствоведы)
Человек – человек (юристы, психологи, переводчики – профессии, где необходимо устанавливать и поддерживать контакт).
Профессиональная направленность учащихся 10 классов
рис 3
Профессиональная направленность учащихся 11 классов рис 4
Каждый учащийся смог проверить свои ответы по «ключу»
По результатом тестирования выяснилось, что многие учащиеся, во-первых, не знали о существовании такого теста на определении профессиональной направленности, во-вторых, учащиеся смогли еще определить свою склонность к той или иной профессии.
Учитывая данные теста, выяснилась интересная деталь: несколько учащихся не имеют склонности к уже выбранным профессиям. Выбор предстоит сделать трудный - или пойти учиться, а затем переучиваться. Это решать самим выпускникам.
И все же можно дать следующие советы по выбору профессий:
1. Внутренняя уверенность
Выбор профессии это не только определение, каким образом ты проведешь ближайшие годы в учебном заведении, а фактически выбор, определяющий последующую жизнь.
Не всегда молодой человек готов к такому решению, и если есть возможность, лучше его отложить — поработать год. Для многих образование платное, и платят за него родители, и, поняв через пару лет свою ошибку, не у всех хватит духу исправить ее.
2. Не сужайте выбор.
Не сужайте свой выбор. Даже если вы уверены в своем выборе, не поленитесь и подавайте документы в разные ВУЗы с наиболее возможным широким диапазоном профессий. Так вы повышаете не только вероятность зачисления, но и расширяете свой выбор — а вдруг вам больше понравится учебная программа и будущие одногруппники не в ВУЗе-фаворите?
3. Польза хобби.
Не бросайте свои хобби. Это также увеличит вашу свободу выбора. Может не сейчас, но в будущем ваше увлечение станет вашей профессией или ее частью.
4. Переоценка.
Если во время учебы или в начале карьеры вы понимаете, что выбранная профессия требует развития в большей части ваших слабых сторон, это повод задуматься о смене направления, пока не поздно. Одно дело, строить карьеру на сильных сторонах и подтягивать слабые. И совсем другое — развиваться там, где вы вообще не сильны. Это постоянный стресс от неудач и перенапряжения.
5. Работа по душе.
Чтобы понять для себя, нравится ли вам профессия, задайте себе вопрос — а готовы вы заниматься этим бесплатно? Учтите, признание, удовлетворенность и желаемый уровень вознаграждения не придут сразу. Пока вы нарабатываете опыт и репутацию, размер оплаты уходит на второй план. Вы готовы? Тогда вы на правильном пути.
6. Планируйте.
Когда вы выбираете профессию, постарайтесь понять не только, кем вы себя видите через 5-10 лет, но и через 20. Например, сейчас очень востребована профессия программиста, молодой специалист может получить более чем достойную зарплату
7. Авторитетное мнение.
Если есть человек, который добился успеха в области, которую вы выбрали, постарайтесь узнать больше о его пути — читайте интервью с ним, его статьи, если есть возможность личного общения, не стесняйтесь задать ему вопросы о профессии, о периодах неудач и успеха, о положительных сторонах профессии и подводных камнях.
8. Мнение окружающих.
Прислушивайтесь к мнению окружающих — учителей, родителей, старших товарищей, они все хотят помочь вам. Но помните — выбор за вами. Вам жить и расплачиваться собственной жизнью за решение, чьим бы оно ни было.
Профессиональный выбор выпускников МБОУ «СОШ№3»
Желающих получить высшее образование всегда было много, а в последнее время, особенно. Жизненные успехи молодые люди связывают с хорошим образованием. Именно поэтому,98% выпускников нашей школы поступили в ВУЗы. Все выпускники обучались в профильных классах. Однако, как показал анализ данных о поступлении, не всегда выпускники выбирали профессию, связанную с профильным обучением в школе.
Выбор профессий наших выпускников достаточно широк. Но в основном -это инженерные специальности. География поступления также достаточна, обширна: от г. Санкт - Петербурга, Москвы и до г. Бийска. Хотя, можно было сказать от г. Бийска, т.к. большинство выпускников выбирают местом дальнейшей учебы ВУЗы города Бийска. Наибольшей востребованностью среди выпускников пользуются ВУЗы г. Барнаула, г. Новосибирска, г. Томска.
Выпускники 2013 года поступившие в учебные заведения России. рис 5
Из 69 выпускников 2013 года -29 поступили в Вузы г.Бийска и Барнаула.
(из них 10 выпускников поступили в БТИ)
11- в ВУЗы г.Томска
15-в ВУЗы г.Новосибирска
6 -в ВУЗы г.С-Петербурга
1- в ВУЗы г.Омск
1- в ВУЗы г.Красноярск
1 -в ВУЗы г.Иркутск
1 -в ВУЗы г.Москва
Выпускники 2014 года поступившие в учебные заведения России. рис 6
Из 95 выпускников 2014 года 56 человек поступили в ВУЗы и учебные заведения Алтайского края
Из них 26 выпускников поступили в БТИ.
22 поступили в ВУЗы города Новосибирска
6 поступили в ВУЗы город Томск
5 поступили в ВУЗы город Кемерово
1 поступили в ВУЗы город Екатеринбург
1 поступили в ВУЗы город Красноярск
Выпускники 2015 года поступившие в учебные заведения России. рис 7
Из 76 выпускников 2015 года – 43 поступили в ВУЗы и учебные заведения Алтайского края. Из них 16 выпускников в БТИ.
В ВУЗы города Новосибирска - 20 выпускников
В ВУЗы города Томска - 3 выпускника
В ВУЗы города Кемерово - 1 выпускник
В ВУЗы города Самары - 1 выпускник
В ВУЗы города Казани - 1 выпускник
В ВУЗы города Екатеринбурга - 2 выпускника
В ВУЗы города Москвы - 1 выпускник
В ВУЗы города С-Петербурга - 1 выпусник
Вывод
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов. Выбрать профессию трудно, нужно придерживаться существующих правил. С каждым годом число профессий увеличивается и увеличивается, это связано сменяющимися потребностями общества. Необходимо учитывать это обстоятельство.
Проведенное анкетирование выпускников и учащихся МБОУ «СОШ№3» показало, что ученики испытывают трудность в выборе будущей профессии, а соответственно и в выборе учебного заведения. Ученики 9-х классов спокойнее и увереннее относятся к выбору профессии, больше ориентируются при выборе профессии на себя, а выпускники школы – ориентируются в основном на рекомендации родителей и больше тревожатся из-за выбора профессии.
Школьники, выбирая профессию или направление профессиональной деятельности должны четко ставить цели, которые хотели бы реализовать в жизни, иметь гражданскую позицию и нравственные убеждения, обладать знаниями о себе, о мире профессий.
Чтобы сделать правильный выбор будущей профессии необходимо помнить о тех факторах, которые влияют на выбор. Поэтому содержание деятельности по подготовке выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, должно состоять из следующего:
Изучение индивидуальных и физиологических особенностей каждого школьника;
информировании старших подростков о возможностях получения профессионального образования, основах выбора профессии;
оказание консультативной помощи родителям старших школьников по вопросам выбора профиля обучения и будущей направленности профессиональной деятельности их детьми, их психофизиологических особенностях, способностях и возможностях.
Для того, чтобы учащиеся могли выбрать профессию и профиль обучения в нашей школе запускается проект «Абитур – класс». Надеемся, что это проект поможет учащимся и их родителям сделать правильный выбор
Литература:
Сайты Интернета
http://wiki.pippkro.ru/index.php/Профессии_сегодня
http://www.ubo.ru/articles/?cat=115&pub=2214
http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/employment/correctly-choose-profession.html
http://www.proforientator.ru/
http://www.shkolniky.ru/node/19
http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5091
http://www.detskiysad.ru/ped/shkolnik15.html
Приложение
Тест на профориентацию по методике академика Е.А. Климова.
Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»
1а. Ухаживать за животными.
| 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным людям, лечить их.
| 2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин. |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. | 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
|
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.д.). | 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать). |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. | 5б. Обсуждать художественные книги. |
6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы. | 6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты. | 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс портным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.). |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д. | 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п. |
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище. | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. |
10а. Лечить животных. | 10б. Выполнять расчёты, вычисления. |
11а. Выводить новые сорта растений. | 11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.). |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты. | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. | 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов. |
18а. Организовывать культ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. | 19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи. |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. | 20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс). |
Запишите свои ответы в таблицу
Группы профессий | ||||
Человек — природа | Человек — техника | Человек — человек | Человек — знаковая система | Человек — художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б | |||
|
|
|
|
|
Результаты тестирования
Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.
Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.
Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.
Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.
Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования
различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.
Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.
Город. ВУЗ. Колледж | 2012--2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | ИТОГО | ||
БИЙСК | ||||||
БТИ | 10 | 26 | 16 | 52 | ||
АГАО | 4 | 4 | 2 | 10 | ||
КГБОУ СПО | 3 | 3 | 1 | 7 | ||
АКПТиБ | 1 | 2 | 3 | |||
БГК | 2 | 3 | 5 | |||
КГБОУ НПО "Профессиональное училище № 46 | 1 | 1 | ||||
Филиал АлтГУ | 2 | 2 | ||||
БАРНАУЛ | ||||||
АлтГУ | 5 | 2 | 5 | 12 | ||
АлтГТУ | 3 | 8 | 5 | 16 | ||
АГМУ | 1 | 4 | 4 | 5 | ||
АЭЮИ | 1 | 1 | ||||
БЮиМВД РФ | 1 | 1 | 2 | |||
АлтГПА | 1 | 1 | 2 | |||
АГАУ | 6 | 6 | ||||
РАНГХИС | 3 | 3 | ||||
ТОМСК | ||||||
ТГУ | 6 | 3 | 3 | 12 | ||
ТПУ | 3 | 3 | 1 | 7 | ||
ТГАСУ | 2 | |||||
НОВОСИБИРСК | ||||||
НГТУ | 4 | 3 | 7 | 14 | ||
НИНХИ | 3 | 1 | 3 | |||
НГАХА | 1 | 1 | ||||
СГГА | 2 | 6 | 8 | |||
СГУПС | 3 | 3 | 4 | 10 | ||
НУ филиал ТГУ | 1 | 1 | ||||
НМК | 1 | 1 | ||||
СИБГУТИ | 4 | 4 | 8 | |||
НГАУ | 1 | 1 | ||||
СИБСТРИМ | 4 | 4 | ||||
НГПУ | 1 | 1 | ||||
Высший колледж информатики НГУ | 1 | 1 | ||||
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России | 1 | 1 | ||||
КРАСНОЯРСК | ||||||
СФУ | 1 | 1 | ||||
СУИГГГ | 1 | 1 | ||||
КГАСА | 1 | 1 | ||||
Академия МЧС | 1 | 1 | ||||
ИРКУТСК | ||||||
ИЮИ(ф) АГП РФ | 1 | 1 | ||||
ОМСК | ||||||
ОГУ | 1 | 1 | ||||
КЕМЕРОВО | ||||||
КемТИИП | 5 | 5 | ||||
КГУКиИ | 1 | 1 | ||||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | ||||||
СПбГУ | 1 | 1 | 2 | |||
СГГУ | 2 | 2 | ||||
ИТМО | 1 | 1 | ||||
ЛЭТИ | 1 | 1 | ||||
СПГТУ | 1 | 1 | ||||
МОСКВА | ||||||
МИСиС | 1 | 1 | ||||
РГГУ | 1 | 1 | ||||
ЕКАТЕРИНБУРГ | ||||||
УИПС МЧС | 1 | 2 | 3 | |||
САМАРА | ||||||
СамМУ | 1 | 1 | ||||
КАЗАНЬ | ||||||
ПГАКиС | 1 | 1 | ||||
Не поступившие в ВУЗы и учебные заведения | 4 | 2 | 3 |
Город | ВУЗ | Количество выпускников | бюджет | контракт | Целевое направление | ||
очно | заочно | очно | заочно | ||||
Бийск | БТИ | 16 | 15 | 1 | |||
Филиал АГУ | 2 | 2 | |||||
АКПТиБ | 2 | 2 | |||||
БГК | 3 | 1 | 2 | ||||
КГБОУ СПО | 1 | 1 | |||||
АГАО | 2 | 2 | |||||
КГБОУ НПО "Профессиональное училище № 46" | 1 | 1 | |||||
Барнаул | АлтГУ | 5 | 2 | 3 | |||
АГМУ | 4 | 4 | |||||
АГАУ | 2 | 2 | |||||
РАНГХИС | 3 | 1 | 2 | ||||
АлтГПА | 1 | 1 | |||||
БЮиМВД РФ | 1 | 1 | |||||
Новосибирск | СГУГиТ | 4 | 4 | ||||
СГУПС | 4 | 4 | |||||
НГТУ | 7 | 6 | 1 | ||||
НГПУ | 2 | 1 | 1 | ||||
НИНХИ | 1 | 1 | |||||
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России | 1 | 1 | |||||
Томск | ТГУ | 3 | 3 | ||||
Кемерово | КГУКиИ | 1 | 1 | ||||
ТПУ | 1 | 1 | |||||
Самара | СамМУ | 1 | 1 | ||||
Екатеринбург | УИПС МЧС | 2 | 2 | ||||
Казань | ПГАКиС | 1 | 1 | ||||
Москва | РГГУ | 1 | 1 | ||||
С-Петербург | СПбГУ | 1 | 1 | ||||
Итого | 73 | 54 | 3 | 16 | |||
3 выпускника не поступили в ВУЗы и учебные заведения в 2015 году |
Город | ВУЗ | Количество выпускников | бюджет | контракт | Целевое направление | ||
очно | заочно | очно | заочно | ||||
Бийск | БТИ | 26 | 14 | 12 | |||
АГАО | 4 | 4 | |||||
АКПТиБ | 1 | 1 | |||||
БГК | 2 | 2 | |||||
КГБОУ СПО | 3 | 3 | |||||
Барнаул | АлтГУ | 2 | 2 | ||||
АлтГТУ | 8 | 7 | 1 | ||||
АГАУ | 6 | 3 | 3 | ||||
АГМУ | 4 | 3 | 1 | ||||
Новосибирск | СГУПС | 3 | 3 | ||||
СГГА | 6 | 6 | |||||
СИБГУТИ | 4 | 4 | |||||
НГТУ | 3 | 2 | 1 | ||||
НГАУ | 1 | 1 | |||||
СИБСТРИМ | 4 | 4 | |||||
Высший колледж информатики НГУ | 1 | 1 | |||||
Томск | ТГУ | 3 | 3 | ||||
ТПУ | 3 | 3 | |||||
Кемерово | КемТИИП | 5 | 5 | ||||
Красноярск | СФУ | 1 | 1 | ||||
КГАСА | 1 | 1 | |||||
Академия МЧС | 1 | 1 | |||||
Екатеринбург | УИПС МЧС | 1 | 1 | ||||
Итого | 75 | 18 | |||||
Выпускники, не поступившие в учебные заведения в 2014 году |
Город | ВУЗ | Количество выпускников | бюджет | контракт | Целевое направление | ||||
очно | заочно | очно | заочно | ||||||
Бийск | БТИ | 10 | 7 | 1 | 1 | 1 | |||
АГАО | 4 | 3 | 1 | ||||||
КГБОУ СПО | 3 | 1 | 1 | 1 | |||||
Барнаул | АлтГУ | 5 | 1 | 3 | 1 | ||||
АлтГТУ | 3 | 1 | 2 | ||||||
АГМУ | 1 | 1 | |||||||
АЭЮИ | 1 | 1 | |||||||
БЮиМВД РФ | 1 | 1 | |||||||
АлтГПА | 1 | 1 | |||||||
Томск | ТГУ | 6 | 6 | ||||||
ТПУ | 3 | 2 | 1 | ||||||
ТГАСУ | 2 | 2 | |||||||
Новосибирск | НГТУ | 4 | 2 | 2 | |||||
НИНХИ | 3 | 1 | 2 | ||||||
НУ филиал ТГУ | 1 | 1 | |||||||
НГАХА | 1 | 1 | |||||||
НМК | 1 | 1 | |||||||
СГГА | 2 | 1 | 1 | ||||||
СГУПС | 3 | 3 | |||||||
Красноярск | СУИГГГ | 1 | 1 | ||||||
Иркутск | ИЮИ(ф)АГП РФ | 1 | 1 | ||||||
Омск | ОГУ | 1 | 1 | ||||||
Санкт-Петербург | СПбГУ | 1 | 1 | ||||||
СГГУ | 2 | 1 | 1 | ||||||
ИТМО | 1 | 1 | |||||||
ЛЭТИ | 1 | 1 | |||||||
СПГТУ | 1 | 1 | |||||||
Москва | МИСиС | 1 | 1 | ||||||
4 выпускников не поступили в учебные заведения в 2013 году |
Мальчик и колокольчики ландышей
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
10 осенних мастер-классов для детей
Одеяльце
Рисуем пшеничное поле гуашью