Цель работы: изучить творчество жителя д. Новлянка художника Евгения Петровича Журухина, Заслуженного художника России. В ходе изучения использовались методики сбора материала, интервьюирования, наблюдения, ведения съемки, работы с архивными документами, статистический метод. Основной результат работы: популяризация творчества Е.П.Журухина через пополнение материалов школьного музея, воспитание патриотизма на примере лучших людей д.Новлянка.
Работа состоит из трех чатей, в которых представлен объем художественного наследия Евгения Петровича Журухина, тематика его работ, путь движения к вершинам мастерства.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_issledovatelskih_rabot_shkolnikov.docx | 40.54 КБ |
Конкурс исследовательских работ школьников,
участников туристско-краеведческого движения
«Отечество»
Исследовательская работа на тему:
«Ученик Дейнеки»
(номинация «Культурное наследие»)
Автор работы: ученица 7 класса
МОУ Новлянская средняя
общеобразовательная школа
Ежкова Дарья, 14.10.2001 г.р.
Паспорт: 1712 237290 выдан ТП в ПГТ Красная Горбатка
МРО УФМС России по Владимирской области в г. Муроме 10.10.2013г. Адрес: Владимирская область, Селивановский район,
п.Новлянка, ул.Парковая, д. 12
Тел.:89190295415
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
МОУ Новлянская средняя
общеобразовательная школа
Воинова Елена Леонидовна
Тел.: 89157788435
д.Новлянка
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.Аннотация……………………………………………………………………стр.3. 2.Введение…………………………………………………………………………… стр 4
3. Основное содержание…………………………………………………………стр6.…...
4. Заключение………………………………………………………………………стр14.…. 5.Список литературы………………………………………………………………стр15.... 6.Приложение……………………………………………………………………... стр 16
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Ежкова Дарья
д.Новлянка, МОУ Новлянская средняя общеобразовательная школа, 7 класс . Название выполненной работы «Ученик Дейнеки» .
Руководитель: Воинова Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Цель работы: изучить творчество жителя д. Новлянка художника Евгения Петровича Журухина, Заслуженного художника России. В ходе изучения использовались методики сбора материала, интервьюирования, наблюдения, ведения съемки, работы с архивными документами, статистический метод. Основной результат работы: популяризация творчества Е.П.Журухина через пополнение материалов школьного музея, воспитание патриотизма на примере лучших людей д.Новлянка.
Работа состоит из трех чатей, в которых представлен объем художественного наследия Евгения Петровича Журухина, тематика его работ, путь движения к вершинам мастерства.
ВВЕДЕНИЕ
Первое, что поражает приезжающих в Новлянскую школу – обилие цветов и доступность картин местных художников. Имена многих из них увековечены в замечательной книге директора Районного историко-краеведческого музея Алексея Николаевича Журухина. Есть в книге и страницы, посвященные творчеству жителя нашей деревни художнику Евгению Петровичу Журухину. Несколько его картин приобретено Алексеем Николаевичем для картинной галереи музея.
Краеведческое звено учащихся школы, которое ежегодно начинает свою работу во время летней практики, собирая материал о его творческом наследии, также решило внести свой скромный вклад в дело популяризации работ этого талантливого художника. Художника, изображавшего на своих полотнах трогательную неброскую красоту средней полосы России, красоту родного края.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель работы: Обратить внимание учашихся школы и жителей поселка на творческое наследие Журухина Евгения Петровича, в котором нашли свое отражение природа и люди родного края, посредством выступления с собранным материалом в школьной музейной комнате, на краеведческой конференции, в СМИ.
Задачи работы:
3. Встретиться с родными и близкими Евгения Петровича, чтобы дополнить уже имеющиеся о его творчестве сведения новыми подробностями.
4. Проследить творческий путь Е.П.Журухина.
5. Популяризировать творчество Е.П.Журухина через подготовку материалов для экскурсий в школьную музейную комнату, через краеведческую конференцию и выступление в СМИ.
Методы:
1.Основными методами нашей работы стали опрос, интервьюирование и сопоставление, касающиеся выбора тем для своих полотен Е.П.Журухиным. Фиксация с помощью съемки встреч с родными и близкими Е.П.Журухина.
Результаты:
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Николай Рыленков
Труженик
Мама. Мамочка. Пелагея Васильевна. Неспешно ходит по двору, созывая птицу, и звонко так сначала «Лю-лю- лю!», потом тихонечко добавляет между прочим «Цып! Цыпа! Цыпа!». Тепло. Солнечно. Хорошо. А раз хорошо, нужен карандаш! Скорее нужен карандаш! И вот уже на случайном листке – курочки, важные и суетливые, у кормушки и чуть поодаль. Мама, плавно отряхнув с фартука никому не видимые соринки, заглядывает через плечо и, ничего не говоря, проводит по кудряшкам рукой. Значит, понравились курочки! А он уже рисовал таких из школьного Букваря.
В шесть лет, по словам старшей сестры Любовь Петровны Никитиной (Журухиной), Женя начал увлеченно рисовать. На листочках, обрывках делал зарисовки. Затем рисование в школе. Учителем у него был другой новлянский художник Александр Ефимович Калибин.
И работ в доме становилось все больше. Они хранились в папках, картонных коробках. И как жаль, что во время пожара, когда в 1955 году сгорел родительский дом, мало что уцелело. А ведь они могли пополнить обширный каталог этого художника- труженика, потому что нет в его творчестве периода, когда он откладывал бы кисть, когда муза отворачивалась бы от него. Евгений Петрович писал, участвовал в выставках, начиная с 1965 года. А если учесть еще выставки после окончания Палехского художественного училища, то с 1955 ( в г. Ульяновске).
Практически ежегодно Евгений Петрович отбирает и готовит свои работы для показа.
Год 1965 –Выставка живописи в Сергиевом Посаде, тогда Загорске.
1966– Выставка произведений художников Московской области.
1967 – Выставка произведений молодых художников Московской области.
1968 – «Мое Подмосковье».
1972 – МООСХ (Московского объединения советских художников), посвященная 30-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.
1974 – 4-ая зональная выставка художников центральных областей России.
И далее 1977,1979,1994,2001 – выставки Евгения Петровича в Сергиевом Посаде.
И это далеко не полный перечень мероприятий по продвижению его искусства к зрителю.
Сегодня полотна этого плодотворного художника хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования, а также в частных коллекциях России и за границей (В Финляндии,Польше,Германии,Чехии).
Евгения Петровича Журухина чаще всего представляют живописцем, графиком, художником монументального искусства, но, возвращаясь к его трудолюбию, стоит отметить, что им создавались мозаичные произведения, требующие особой кропотливости и сосредоточенности. Художник работал над мозаиками в Павлограде, Асбесте, в Мытищах. Но всегда удивительной теплотой обращают на себя внимание работы с изображениями родных и близких Например, портрет матери Пелагеи Васильевны и портрет дочери Лены, выполненный в мозаичной технике. (Приложение№1).
«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться»
Даже бегло пробежавшись по каталогу с названиями полотен Евгения Петровича, понимаешь, как много значили для художника дом, семья, родные, Новлянка. Вот названия некоторых из его работ:
1. «Портрет сестры» (1962г.)
2. «Портрет матери» (1964г.)
3. «Портрет сестры» (1966г.)
4. «Портрет жены» (1972г.)
5. « Портрет дочери Лены» (1971г.)
6. «Портрет дочери Юли» (1977г.)
7. «Зимняя деревня» (1958г.)
8. «Оденья ржи» (1956г.)
9. «Дорога к дому» (1956г.)
Последняя из названных работ вызывает у нас особенно теплые чувства, так как это место хорошо знакомо всем новлянским жителям. Это дорога на поезд. Она проходила дальше как раз мимо дома матери Евгения Петровича. Этой тропкой ходили не только на поезд. Внизу, под горой, старый мост через Ушну. По этому спуску, выходящему на Макарову гору, торопились из деревни рабочие на завод, вечером бежала в клуб ребятня. Да и просто в магазин за хлебом шли люди. (Приложение №2)
Другая картина «Плотина на рекеУшна» еще больше привлекает наше внимание. Она еще не разрушена, на ней еще есть система сброса воды – задвижки. Или как называли их у нас «ежки». Любимое место новлянских мальчишек и девчонок. Летом на отмели перед плотиной мальчишки до посинения стояли в воде: вытаскивали раков или с прикрученной к длинной палке вилкой охотились на мелкую рыбешку. (Приложение№3)
На полотне «Весенняя вода» 1978г это же место, только во время весеннего разлива. (Приложение №3)
Разворачиваемся в другую сторону от плотины, к деревне Лобаново. И вот уже перед нами перспектива, завершающаяся Муськовской белокаменной церковью. Картина «У старой мельницы» 1977г. (Приложение №4)
Еще больше, чем изображения знакомых мест, интересны портреты людей. Например, портрет Оли Никитиной, племянницы Евгения Петровича. Ольга Николаевна Куннова (Никитина) до недавнего времени работала воспитателем в детском садике, сейчас она в сельской библиотеке. (Приложение №5)
В доме сестры художника Любовь Петровны Никитиной есть и фотография сестры-красавицы, больше похожей на киноактрису, Надежды Петровны, и ее портрет кисти Евгения Петровича, где Надя – милая сестренка. Вот такими добрыми, открытыми, иногда с грустинкой, видит своих близких этот талантливый человек. (Приложение №6)
Вот с этой точки зрения для нас, земляков Евгения Петровича, дороги эти картины. Но у них есть реально обозначенная специалистами цена, учитывающая масштаб таланта и уровень мастерства их создателя. А он очень высок. Об этом говорят многочисленные выставки, на которых работы демонстрировались. Аукционы, где они приобретались в частные коллекции по России и за границу. Лоты на его картины в антикварных салонах. Ставшие модными уже в настоящее время календари, на которых присутствуют среди изображений картин сергиевпосадских художников и его. (Приложение№5)
Манят, притягивают своей теплотой картины Евгения Петровича. Хочется спокойно любоваться изображенными на них местами и лицами. И мало просто посмотреть на полотна, «здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце…»
Путь к мастерству
За ясностью и какой-то нашей русской непритязательностью написанного скрывается не только ежедневный упорный труд, но и не менее многотрудный путь к мастерству. Начинался он, как уже было сказано, еще до школы. Закончил Евгений семилетку в Новлянке. А чтобы получить среднее образование, еще три года пешком (учился во вторую смену) ходил на Красную Горбатку. Дальше и вовсе началась самостоятельная жизнь. Женя – ученик слесаря на паровозостроительном заводе г.Мурома. И все время рисует, делает наброски. Чем может помогает матери. Но не оставляет мечты серьезно учиться живописи. Самое доступное художественное образование на тот момент он мог получить в Палехском училище. Закончив его, работает там же миниатюристом.
С 1952 год учится в высшем Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина. И с 1955 года начинает преподавательскую деятельность в г.Загорске. Одновременно с 1952 по1965 годы работает художником завода художественного литья. И постоянно, по словам сестры Любовь Петровны, помогает матери. Скромный и деликатный, он не торопится устроить свою личную жизнь. И все же нашел свое счастье: женился в1971 году на Тане, Татьяне Михайловне. Вскоре родилась дочка Лена, а в 1976 еще одна – Юля.
Когда Евгений Петрович приезжал в Новлянку, то просто задаривал своих родных. А еще привозил со своей дачи в Загорске или прямо с ВДНХ ( Выставки достижений народного хозяйства) необычные цветы, саженцы. Сейчас привозит супруга Татьяна Михайловна. Очень любил, чтобы вокруг дома были цветы. Сам сажал и бережно за всем ухаживал. Евгению Петровичу нравилось утром отправиться бродить по новлянским окрестностям, возвращаясь глубоким вечером. Правда, это будет чуть позже, пока же с каким-то невероятным упорством он готовится к поступлению в Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. На пятый год комиссия, наконец, вынесла вердикт в его пользу.
Снова годы учебы. С 1958 по 1964г. Его преподавателями в институте были такие признанные мастера кисти, как Александр Александрович Дейнека[1] и Павел Петрович Соколов-Скаля[2]. Это была, как принято говорить, старая школа, в которой воспитывалось внимательное отношение ко всему окружающему, ответственное, с полной самоотдачей творчество. У Евгения Петровича как и у его педагогов, были полотна, созданные на злобу дня, изображавшие,например, первых лиц государства. Но не может художник оторваться от жизни, даже если обладает ярчайшей самобытностью. Самобытность нашего земляка проявлялась в мягкой лиричности, ненавязчивом преподнесении своего видения окружающего.
Это подтверждают слова замечательного критика Виктора Соловьева, который писал:
«Запрещенная в 1969 году, сорванная со стен, персональная выставка художника в Загорском музее - заповеднике, находящемся в знаменитой Троице- Сергиевой Лавре, оставила незаживающую рану в душе художника. Так на своей груди носил всю жизнь Шостакович идиотскую статью "Сумбур вместо музыки".
Но, отказавшись от ярко-гротескной формы своих вещей 1960-х годов,Журухин сумел во внешне вполне добросовестно - реалистических пейзажах, портретах и натюрмортах спеть тихую русскую песню. Этому помогла, конечно, школа Палеха и учеба у великих мастеров древнерусской фрески.
Работы Журухина раскрываются не вдруг, но в результате долгого созерцания, погружения в них, что вообще свойственно большой живописи»[3].
Однажды, приехав погостить в Новлянку глубокой осенью, Евгений Петрович привез своей племяннице Оле (Ольге Николаевне) саженец яблоньки замечательного сорта Северный синап. Яблоки этого предзимнего сорта долго хранятся, до мая – июня. А посадить ее под зиму не получилось. На следующий день землю накрепко сковало морозом. Оттепели так и не наступило. Перезимовала яблонька в холодильнике. Весной, всем на удивление, прижилась. И до сих пор радует урожаями.
Вот и творчество Евгения Петровича в чем-то похоже на эту яблоньку. Не страшны ему холода времени. Как яблочный аромат по сеням , разливается оно мягко, нежно трогая за душу родным, знакомым, исконно русским.
Библиография
Художники народов СССР. Т.4 кн.1,1983г., стр. 158;
Е. П. Журухин. Живопись, графика, монументальное искусство. Каталог. М., 1977;
В. Соловьев. Опасная профессия - художник. - В. Я. Соловьев Избранные статьи. Сергиев Посад, 1998, стр. 50 - 54;
Каталоги областных, зональных, республиканских выставок. С 1965;
Художники Сергиева Посада. Живопись, графика, декоративно - прикладное и монументальное искусство. Сергиев Посад, 1993, стр. 17.
[1] Александр Александрович Дейнека (1899-1969) - российский живописец играфик, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947),Герой Социалистического Труда (1969). Монументальные по формам, динамичныепо композиции произведения на темы патриотической героики, труда, спорта(""Оборона Петрограда"", 1928; ""Будущие летчики"", 1938; ""ОборонаСевастополя"", 1942; ""Хорошее утро"", 1959-60; панно, росписи в общественныхинтерьерах). Ленинская премия (1964).
ВСловаре.Ру>Большой Энциклопедический Словарь
[2] Соколов-Скаля Павел Петрович — (1899 1961), живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Наполненные романтическим пафосом историко батальные картины («Таманский поход», 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и диорам.… … Энциклопедический словарь
Сказки пластилинового ослика
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Можно от Солнца уйти...
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Снег своими руками