курбатова дарья подроно изучила жизнь пчёл и рассказала о ней ребятам.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_medonosnaya_pchela.docx | 71.83 КБ |
sovety_pchyolki.docx | 110.39 КБ |
medonosnaya_pchela.pptx | 1.95 МБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа
п. Аркуль
Медоносная пчела
Работу выполнила
ученица 3 класса
Курбатова Дарья
Руководитель: учитель
начальных классов
Перович Е.П.
Аркуль 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Название проекта: «Медоносная пчела».
Организация-исполнитель: МКОУ СОШ , Кировская область, п. Аркуль, ул. Заводская, д. 15, Курбатова Дарья, ученица 3 класса.
Руководитель: Перович Е.П.
Сроки выполнения: с 1 сентября 2014 года по 1 мая 2015 года.
Объект исследования: пчёлы.
Предмет исследования: труд пчёл.
Актуальность: Пчёлы — самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на производстве.
Проблема: Дети начальной школы знают о пользе мёда, но мало знают о жизнедеятельности и пользе пчел для общества, я хочу рассказать им об этом.
Цель исследования: Изучить жизнь пчел и продукты пчеловодства; узнать их значение для здоровья человека, рассказать об этом моим одноклассникам.
Гипотеза: Я считаю, что в домашних условиях можно проверить качество меда.
Задачи:
Практическая значимость: использование созданной презентации как дидактический материал на уроках окружающего мира.
Методы исследования:
I. ВВЕДЕНИЕ
Я живу в поселке Аркуль, Нолинского района. Моя бабушка занимается пчеловодством. Каждое лето на пасеке у бабушки я помогаю ей работать с пчелами. Особенно я люблю когда мед откачивают в августе. Мед очень сладкий и красивый, как янтарь, а главное питательный, высококачественный продукт, обладающий целебными свойствами. Все знают, что его добывают самые трудолюбивые в мире насекомые - пчелы.
Также я узнала среди одноклассников, что многие ребята не знакомы с жизнью пчел, не знают продуктов пчеловодства (кроме меда). Это повлияло на выбор моей темы. Мне стало интересно, как пчела производит мед и почему он помогает при болезнях.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Медоносная пчела.
Пчелы – единственные насекомые на Земле, которые производят продукт, пригодный для человека. При этом очень немногие знают, как же цветочный нектар превращается в конечном итоге в мед – вкусный и питательный продукт.
Медоносные пчелы расселились почти по всей нашей планете. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.
Предполагается, что родина этого насекомого - Восток.
Пчеловодство – одно из древнейших занятий человека, это отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением пчёл для получения мёда и других продуктов, а также для опыления растений с целью повышения их урожайности.
Существуют свидетельства в виде наскальных рисунков, на которых изображены древние пасечники за сбором меда. Этим рисункам, как утверждают ученые, более 5000 лет.
Издревле занимались пчеловодством и на Руси. Называлось это бортничеством, а бортью назывался улей в дупле.
Самый распространенный и общественный вид пчел – обыкновенная пчела или пчела медоносная – перепончатое насекомое семейства настоящих пчел. Медоносные пчёлы живут большими семьями. В нормальных условиях семья состоит из одной пчелиной матки, многих тысяч рабочих пчёл (женские особи), а в летнее время и из трутней (мужские особи). Отдельно медоносные пчёлы существовать не могут, а также не могут самостоятельно образовывать новую семью.
Самка - предназначена для откладывания яиц. Матка откладывает яйца в соты с конца зимы только в чистые ячейки. Молодых маток пчелы кормят пчелиным молочком, а остальных личинок пергой. Когда старая матка покидает улей, на ее место приходит та матка, которая первой прогрызлась из ячейки, остальных пчелы убивают.
Трутни - пчелиные самцы, предназначены для оплодотворения самки, сбором меда они не занимаются.
Рабочие пчелы - составляют основную массу населения улья. Они отстраивают себе гнездо, выполняют в нем все домашние работы, охраняют его и заготавливают корма. Пчелы живут в среднем около 35 дней, а осенью при менее напряженной работе 40-45 дней.
У пчелы медоносной много естественных врагов, таковыми являются шершни, которые летают перед входом в улей и подстерегают возвращающихся из полета пчел. Они нападают на них и уносят в свои гнезда, где их поедают. Другой враг пчелы - оса. Она ловит пчел ради того, чтобы отведать нектара, или же уносит пчелу в качестве корма для своих личинок.
2. Строение тела пчелы
Тело пчелы разделено на три части - голова, грудь и брюшко, соединенные между собой короткими стебельками. Вся поверхность тела пчелы густо покрыта волосками.
Голова пчелы сплюснута, ротовой аппарат обращен книзу. По бокам головы расположены два больших глаза, состоящих из 4-5 тыс. отдельных глазков. На лбу между глазами расположены усики - служащие органами обоняния и осязания. Рот пчелы состоит из верхней губы, нижней губы и язычка (его часто называют хоботком), которым они пользуются для высасывания нектара растений. Язык пчелы - абсолютно уникальное явление. Он раскладывается как складной нож. Его длина 1/2 длины туловища пчелы. Его функции очень разнообразны. Если нектар густой, вязкий, язык превращается в широкую трубочку, если нектар жидкий - в тонкую трубочку, если нектар засахарился, то язык превращается в ложечку. Таким образом, пчела может делать своим языком всё, что ей необходимо.
Грудь пчелы состоит из четырех сегментов соединенных между собой. К груди крепятся органы движения: снизу - три пары ног, сверху - две пары крыльев. На передней паре ног находятся приспособления для чистки усиков, глаз и головы от пыльцы. На средней паре ног, расположены шпоры, при помощи которых пчела сбрасывает цветочную пыльцу из корзиночки задней ноги в ячейку. На наружной стороне задних ног расположены корзиночки для складывания комочков пыльцы.
Брюшко пчелы имеет форму конуса, состоящую из колец, что придает гибкость брюшка. Это очень важно потому, что конец брюшка заканчивается жалом. Оно служит для обороны, и при укусе выделяет пчелиный яд. С помощью жала пчелы защищаются от других насекомых. Если же случается, что пчела жалит другую пчелу или осу, то она беспрепятственно может вытащить свое жало. Поэтому жалить пчела может многократно, а вот ужалить человека или животное она сможет всего один раз. Происходит мгновенный разрыв всего жалящего аппарата и пчела гибнет.
3. Пчелиное гнездо
Пчелы - одни из немногих насекомых, которых смог приручить человек. Пчел разводят на пасеках, где строят для них специальные домики - ульи. В одном улье живет одна пчелиная семья, которая может насчитывать от 10 до 30 тысяч рабочих пчёл. Когда в улье накапливается избыток пчёл, то часть их приготовляется к отлету в новый улей, что называется роением, или образованием роя.
Жилище пчел - пространство застроенное сотами. Соты – шестигранные ячейки, которые строят молодые пчелы из выделяемого организмом воска.
Пчелы строят ячейки трех видов. Мелкие пчелиные ячейки, крупные трутневые в которых выращивают трутней, и ячейки неправильной формы - переходные, в которые помещают только нектар, мед, а иногда и воду.
Источник нектара, из которого получается мед, - это медоносные растения: цветы, деревья и кустарники. Когда весной просыпаются и расцветают первые медоносы, это означает, что для пчел пришло время активной работы.
Первое, что делает пчела, это разыскивает цветы. Лётные пчелы по своим функциям подразделяются на пчел-разведчиц и пчел-сборщиц. Пчелы-разведчицы отыскивают источники нектара, набирают его, а затем летят в улей и сигнализируют пчелам-сборщицам о местонахождении и природе найденного нектара при помощи своеобразного «танца-кружения», увлекая в него все большее количество пчел. После разведчица вновь устремляется к месту сбора нектара, за нею направляются из улья сборщицы, мобилизованные на сбор корма.
Нектар пчела собирает при помощи язычка. Опускаясь на цветок, пчела с помощью органов вкуса, которые имеются у нее на ножках, определяет, есть в нем нектар или нет. В ротовой полости пчелы в нектар добавляется секрет слюнных желез, богатый различными ферментами, которые принимают участие в превращении цветочного нектара в мед.
Пчелы, принесшие нектар в улей, сами его в ячейки сот не складывают, а передают одной или нескольким молодым пчелам-приемщицам, которые занимаются в пчелиной семье приемом нектара и последующей его переработкой. Переработка нектара в мед состоит из испарения излишней воды, разложения сахара (сахарозы) на простые сахара (глюкозу и фруктозу), придания меду кислой реакции и запечатывания заполненных медом ячеек восковыми крышечками.
Нектар в среднем содержит 50% сахара и столько же воды. Излишнюю воду пчелы удаляют из нектара простым испарением. Для этого пчелы раскладывают в ячейки небольшие капельки нектара, заполняя постепенно им ячейки не более чем на четверть объема. Новые порции нектара пчелы подвешивают в виде маленьких капелек к верхней стенке ячеек. Одновременно пчелы увеличивают вентиляцию улья, удаляя воздух, насыщенный водяными парами. По мере сгущения нектара пчелы неоднократно переносят его из одних ячеек в другие. Созревающий мед они переносят в верхнюю часть сот, подальше от летка, наполняя им ячейки доверху.
Разложение сахарозы на глюкозу и фруктозу происходит под влиянием фермента инвертазы. Набрав каплю нектара, пчела несколько раз выпускает жидкость на выпрямленный хоботок и затем снова всасывает ее в медовый зобик. При этом каждый раз нектар смешивается с секретом, выделяемым пчелами, и соприкасается с кислородом, который необходим для нормального хода гидролиза в меде. Под влиянием попавших в нектар ферментов гидролиз сахарозы продолжается и в меде, сложенном в ячейки. В результате данного процесса в составе меда присутствует 70-75% натуральных легкоусвояемых сахаров - глюкозы и фруктозы и только 1-4% - сахарозы.
Когда мед «созрел», т.е. количество влаги в нем осталось менее 21%, пчелы запечатывают ячейки с медом восковыми крышечками. Такой мед называется зрелым, и он готов к употреблению.
Мои опыты с мёдом:
1. Я положила чайную ложку натурального меда в теплый чай, он потемнел. Это значит, что мой мед был настоящим.
2. Я узнала, что если в мёд добавлен сироп, то он имеет повышенную влажность, и решила проверить. Я опустила в мёд кусочек хлеба и через 8-10минут достала его. Хлеб не изменился, значит у меня качественный мёд, а если бы хлеб размягчился или вовсе расползся, это обозначало бы, что перед нами не что иное, как сахарный сироп.
3. Мне захотелось проверить зрелость мёда. Я набрала его в ложку и, покрутив его, опрокинула. Мёд стекал медленно, значит это зрелый мёд. Незрелый мёд стекает с ложки очень быстро.
4.Я решила узнать, поменяет ли мёд свои свойства, если его заморозить. Я заморозила мёд, он превратился в плотную массу, при этом вкус и цвет не изменились. Но я узнала, что при охлаждении он теряет свои ценные свойства.
Мои опыты с медом доказали, что в домашних условиях можно проверить качество меда.
2.Анкетирование.
Я провела анкетирование в нашем классе (см. приложение 1).
3 кл 18ч | |
Мед используют как продукт питания | 15 |
Мед используют только при лечении | 3 |
Не любят мед | 3 |
Вывод: Необходимо больше пропагандировать полезные свойства мёда и убеждать людей в неоценимой пользе данного продукта.
3.Создание буклета Полезные советы от пчёлки» (см. приложение 2).
Вместе с бабушкой мы создали брошюру « Полезные советы пчёлки». Я представила её ученикам нашей начальной школы.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочу сказать, что много интересного и полезного я узнала о пчелах из книг, которыми пользуется бабушка. Когда наступит лето, я обязательно помогу бабушке работать с пчелами и снова буду наблюдать, как поживает пчелиная семья. Буду помогать отыскивать в улье на рамках пчелиную матку и метить ее, чтобы легче было отыскать среди множества пчел. Я никогда не обижу это трудолюбивое насекомое, ведь оно столько полезного приносит для своей пчелиной семьи и для людей. В следующем году я планирую продолжить работу над проектом, узнать о тайной жизни пчёл и об истории пчеловодства в Кировской области.
Литература.
1. О. Б. Бондарева «Настольная книга пчеловода».
2. www. wikipedia. оrg.
3. www. Google. ru.
4. www. Yandex. ru.
5. В.М.Николаевский «Справочник по пчеловодству».
6. В.Орлов «Самоучитель пчеловода».
7. В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода».
8. Что есть что. Пчёлы, шмели, осы. Ольга Короткова. Москва, 2001.
Приложение 1
Анкета для учащихся.
А) Как продукт питания.
Б) Используете только при лечении.
А) Да.
Б) Нет.
Приложение 2
Буклет «Полезные советы от пчёлки».
Полезные советы от пчёлки
Выполнила
Курбатова Дарья,
ученица 3 класса
МКОУ СОШ п. Аркуль.
Приложение 2
Буклет «Полезные советы от пчёлки».
Советы от пчёлки
Обязательно употребляйте в пищу мёд!
Лечебное действие: повышает аппетит, повышает вес, стимулирует рост волос, улучшает память и зрение, повышает иммунитет.
Регулярное потребление даже незначительного количества меда уменьшает тревожность и способствует глубокому сну, помогает при несварении желудка; растворяет мокроту; придает силы и повышает выносливость щепоткой порошка мускатного ореха.
Памятка
Если ужалила пчела. Удалите жало. Если жал несколько, удалите большинство их. Если это не представляется возможным, посчитайте, сколько пчел вас ужалило, чтобы сообщить об этом врачу. Промойте опухшее место водой с мылом. Положите лед на больное место. Не бойтесь! Потому что ученые установили, что для человека смертельным будет укус 500 пчел одновременно.
Приложение 2
Буклет «Полезные советы от пчёлки».
Загадки про пчёл
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая...
(Пчела)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела)
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом?
(Улей)
У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
И опять летит на луг-
Так весь день, за кругом круг.
Где тут петь, как стрекозе,
Танцовщице-егозе!
Надо в соты мед налить,
Да по полкам разложить!
Так все лето и летает,
Мед янтарный запасает.
Чтоб зимой и ты дружок
Им полакомиться смог!
Загадки про пчёл
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая...
(Пчела)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела)
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом?
(Улей)
У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
И опять летит на луг-
Так весь день, за кругом круг.
Где тут петь, как стрекозе,
Танцовщице-егозе!
Надо в соты мед налить,
Да по полкам разложить!
Так все лето и летает,
Мед янтарный запасает.
Чтоб зимой и ты дружок
Им полакомиться смог!
Полезные советы от пчёлки
Выполнила
Курбатова Дарья,
ученица 3 класса
МКОУ СОШ п. Аркуль.
Советы от пчёлки
Обязательно употребляйте в пищу мёд!
Лечебное действие: повышает аппетит, повышает вес, стимулирует рост волос, улучшает память и зрение, повышает иммунитет.
Регулярное потребление даже незначительного количества меда уменьшает тревожность и способствует глубокому сну, помогает при несварении желудка; растворяет мокроту; придает силы и повышает выносливость щепоткой порошка мускатного ореха.
Памятка
Если ужалила пчела. Удалите жало. Если жал несколько, удалите большинство их. Если это не представляется возможным, посчитайте, сколько пчел вас ужалило, чтобы сообщить об этом врачу. Промойте опухшее место водой с мылом. Положите лед на больное место. Не бойтесь! Потому что ученые установили, что для человека смертельным будет укус 500 пчел одновременно.
Слайд 1
Медоносная пчела Выполнила Курбатова Дарья, у ченица 3 класса МКОУ СОШ п. АркульСлайд 2
Паспорт проекта Название проекта: «Медоносная пчела». Организация-исполнитель: МКОУ СОШ , Кировская область, п. Аркуль, ул. Заводская, д. 15, Курбатова Дарья, ученица 3 класса. Руководитель: Перович Е.П. Сроки выполнения: с 1 сентября 2014 года по 1 мая 2015 года. Объект исследования: пчёлы. Предмет исследования: труд пчёл.
Слайд 3
Актуальность Пчёлы — самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на производстве.
Слайд 4
Проблема Дети начальной школы знают о пользе мёда, но мало знают о жизнедеятельности и пользе пчел для общества, я хочу рассказать им об этом.
Слайд 5
Гипотеза Я считаю, что в домашних условиях можно проверить качество меда.
Слайд 6
Цель исследования: Изучить жизнь пчел и продукты пчеловодства; узнать их значение для здоровья человека, рассказать об этом моим одноклассникам.
Слайд 7
Задачи: Собрать и изучить материал о пчёлах. Определить особенности строения пчелы, приспособления к сбору пыльцы и нектара. Выяснить, как и из чего получается мед и другие продукты пчеловодства. Исследовать образцы мёда и оценить их качество. Сделать брошюру «Полезные советы от пчёлки» по использованию меда в лечебных целях. Использовать проект во внеклассной деятельности.
Слайд 8
Методы исследования Прямое натурное наблюдение. Поиск информации в различных источниках. Опрос. Анкетирование. Презентация.
Слайд 9
Наша пасека
Слайд 10
Медоносная пчела
Слайд 11
Самка
Слайд 12
Трутень
Слайд 13
Рабочая пчела
Слайд 15
Улей
Слайд 16
Как определить качество мёда Я положила чайную ложку натурального меда в теплый чай, он потемнел. Это значит, что мой мед был настоящим. 2. Я узнала, что если в мёд добавлен сироп, то он имеет повышенную влажность, и решила проверить. Я опустила в мёд кусочек хлеба и через 8-10минут достала его. Хлеб не изменился, значит у меня качественный мёд, а если бы хлеб размягчился или вовсе расползся, это обозначало бы, что перед нами не что иное, как сахарный сироп. 3. Мне захотелось проверить зрелость мёда. Я набрала его в ложку и, покрутив его, опрокинула. Мёд стекал медленно, значит это зрелый мёд. Незрелый мёд стекает с ложки очень быстро. 4.Я решила узнать, поменяет ли мёд свои свойства, если его заморозить. Я заморозила мёд, он превратился в плотную массу, при этом вкус и цвет не изменились. Но я узнала, что при охлаждении он теряет свои ценные свойства.
Слайд 17
Итоги анкетирования
Слайд 18
Литература Литература. 1. О. Б. Бондарева «Настольная книга пчеловода». 2. www. wikipedia . о rg . 3. www. Google. ru . 4. www . Yandex . ru . 5. В.М.Николаевский «Справочник по пчеловодству». 6. В.Орлов «Самоучитель пчеловода». 7. В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода». 8. Что есть что. Пчёлы, шмели, осы. Ольга Короткова. Москва, 2001.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Упрямый зяблик
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Снежная сказка
Акварель + трафарет = ?
"Морская болезнь" у космонавтов