Научное исследование, посвященное вопросу об изучении закономерности и динамики формирования поведенческих расстройств у несовершеннолетних, страдающих от компьютерной и игровой зависимости, а также в мерах её профилактики.
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_zavisimost.doc | 93 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АБАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50»
Опыт исследования компьютерной зависимости
в среде учащихся общеобразовательной школы
Автор: учащаяся 8 «Б» класса Шаталова Полина
Руководитель: учитель I категории
Прудников А.В.
Абаза 2014 г.
Содержание
1.Введение ................................................................................. 2
2. Понятие компьютерной зависимости ................................. 4
3. Методика сбора и обработки материала .............................. 6
4.Результаты исследования ..................................................... 7
5.Заключение ............................................................................ 8
6. Список использованной литературы ................................. 9
7. Приложения .......................................................................... 10
Введение
В современном обществе всё более возрастающее значение приобретают телекоммуникационные и информационные технологии. Многие сферы жизни уже немыслимы без участия подобных систем, а в некоторых отраслях экономики и управления они уже играют определяющую роль.
Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, и прежде всего, компьютерных. Несомненно, что компьютерные игры имеют свои преимущества.
Это интересное развлечение и способ занять своё свободное время, возможность стать главным героем игрового пространства - что нереализуемо в реальном мире, - общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины подростков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре. Это и познавательность, когда подросток может «побродить» по Древнему Египту или «поучаствовать» в восстании Спартака.
1) Подросток вырабатывает у себя привычку уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы.
2) Отрицательное влияние оказывается и на физическое здоровье подростка, т.к. игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает при этом зрение.
3) Также оказывается отрицательное влияние на нервную систему и психику подростка. В результате многочасового сидения за монитором возникают постоянные перегрузки и утомление. Подростки стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры.
4) Дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.
Опрос детей с подозрением наличие начальной стадии зависимости показал, что игра на компьютере носит у них характер увлечения. Проблема в том, что это увлечение подростков, будучи чрезмерным, может повлиять на развитие личности молодого человека.
При этом отсутствие зависимости не означает отсутствия негативного влияния от злоупотребления компьютерными играми на личность ребёнка.
Особенно это относится к играм, содержащим насилие, убийство, кровавые сцены, обязывающие виртуального героя к насилию ради выживания. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном плане приводит к усилению дезадаптации и к другим негативным последствиям.
С развитием высоких технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растёт число детей, увлекающихся компьютерными играми.
Особенно остро сегодня стоит вопрос об изучении закономерности и динамики формирования поведенческих расстройств у несовершеннолетних, страдающих от компьютерной и игровой зависимости, а также в мерах её профилактики.
Цель исследования
Изучение сведений о компьютерной зависимости, уровней и характера, симптомов компьютерной зависимости у учащихся.
Задачи исследования
1. Ознакомиться с литературой по данной теме.
2. Получить целостное представление о компьютерной зависимости.
3. Составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости.
4. Провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости.
5. Сформулировать выводы, сообразные результатам анкетирования.
Понятие компьютерной зависимости
Само понятие "зависимость" было заимствовано из лексикона психиатров, так как у многих людей, в основном школьного возраста, при долгом использовании компьютера наблюдаются характерные социальные и психологические проблемы.
Компьютерная зависимость включает в себя пристрастие к компьютерным играм, бесконечные путешествия по Интернету, патологическую привязанность к азартным играм в Интернете и электронным покупкам, тягу к виртуальным знакомствам. Все это не просто отнимает у человека время и ухудшает его физическое здоровье. Речь идет уже о разрушении личности. Таким образом, понятие "компьютерная зависимость" больше относится к понятиям психологии, так как происходит патологическая связь между человеком и компьютером, в процессе чего при чрезмерном использовании компьютера у человека возникают серьезные психические расстройства. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит, слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
Под длительным и регулярным нахождением в виртуальной реальности понимают такое поведение человека, когда игровая деятельность занимает более 60 часов в месяц и носит регулярный, систематический характер (перерыв без объективных причин не более 3-х дней).
Под виртуальным миром конкретной игры понимают виртуальную реальность, создаваемую этой игрой, в совокупности с ее отражением в психике играющего и отношением играющего к виртуальной реальности.
Виртуальная реальность - это некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек.
Причины возникновения компьютерной зависимости:
Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.
Чаще всего предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители работают за границей или часто уезжают в командировку, а также дети преуспевающих бизнесменов. На первых порах компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважны.
Кроме того, зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.
Развитие заболевания
Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности. Тяга к компьютерным играм – с их путешествиями в невероятные миры приводит ко все большему погружению в виртуальность. Тут-то человека и подстерегает Интернет-зависимость.
На первой стадии это более-менее легкообратимое расстройство. Идет увлечение «новой игрушкой» в ущерб занятиям, домашним делам. Постепенно человек отдаляется от родственников и друзей, оставляя приоритет за «всемирной паутиной». Как правило, пользователь скрывает от родных (или сотрудников в офисе), сколько времени он проводит на сайтах.
На второй стадии симптомы нарастают как снежный ком. Если человека насильственно отлучить от сети, он будет испытывать чувство, похожее на муки наркомана, которому не дали очередную дозу. У пользователя нарушается внимание, снижается работоспособность, появляется бессонница. К психическим расстройствам добавляются головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях.
Третья стадия – социальная дезадаптация. Пользователь, уже не получая удовольствия от общения через Интернет, все же постоянно «висит» на сайтах. Состояние депрессии приводит к серьезным конфликтам на работе и в семье. Сильные, волевые личности еще могут попытаться переключить свое внимание на что-то иное, например, влюбиться, найти другую работу. Симптомы психологической зависимости от компьютера
Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в том числе игр);
забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером.
Исходя из предположения о наличии вышеуказанных симптомов как сигналов опасности, предполагается сформировать соответствующую анкету
для реализации практической части работы.
Методика сбора и обработки материала.
Для изучения состояния данного вопроса в определенной общеобразовательной школе была изучена соответствующая литература (см. список использованной литературы) и проведено добровольное анкетирование учащихся.
Цель исследования: исследование уровня компьютерной зависимости в определенном коллективе подростков.
Объект исследования: учащиеся МБОУ "АСОШ №50"
Выборка: 61 человек
Возраст: 14-15 лет (7-8 классы)
Было принято решение разделить процесс исследования на два основных этапа -
этап сбора материала и аналитический этап. На первом предполагалось накопить исследовательский материала, на втором - провести его анализ, позволявший бы сделать те или иные выводы по интересующей теме. Для обработки ответов анкетирования предполагалось применить математические количественные методы.
В практическом виде вниманию учащихся была представлена анкета, состоящая из 10 вопросов, предполагавших ответы "да" или "нет".
См. Приложение №1
После проведения самой процедуры анкетирования и получения материала для исследования планировалось сосредоточить усилия на анализе полученной информации. Анализ предполагал разделение вопросов, и соответственно ответов, анкеты на 3 смысловых блока:
Полученные данные должны подлежать внимательному рассмотрению, на основании которого необходимо сформулировать промежуточные выводы по каждому из вышеуказанных этапов.
Результаты исследования.
Формулирование результатов анализа анкет исходя из выше представленных блоков осуществлялось путем несложного подхода сложения положительных и отрицательных ответов на вопросы анкеты и выражения полученной суммы в процентном отношении.
Блок исследования №1 позволил представить рассматриваемую ситуацию в почти паритетном виде - примерно половина учащихся, подвергнутых опросу, демонстрировали значительную степень вовлеченности во взаимодействие с компьютером, в то время как ответы другой половины свидетельствовали о не сформированности подобной зависимости.
См. Приложение №2
Блок №2 продемонстрировал некоторое несоответствие результатов опроса и данных школьной статистики.
См. Приложение №3
В целом указанные диагнозы вполне могут являться следствием образа жизни учащихся, увлеченных "общением" с компьютером, с учетом, естественно, индивидуальных физических особенностей.
Блок №3 демонстрирует примерное соответствие число опрошенных, не посещающих учреждения дополнительного образования, и количество учащихся активно взаимодействующих с компьютером.
См. приложение №4
5. Заключение.
В заключении представляется целесообразным еще раз кратко сформулировать признаки «компьютерной зависимости», определяющейся как патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Признаки таковы: человек (в нашем случае учащийся) начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера; проводит ночи у компьютера; прогуливает школу для того, чтобы посидеть за компьютером; как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру; находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался.
Итоги исследования уровня компьютерной зависимости в среде определенного коллектива учащихся выше указанной школы, позволяют сделать следующие выводы, исходя из цели, указанной в начале данной работы:
Картина представляется настораживающей, но не окончательно беспросветной.
Следует наиболее четко обратить внимание на то обстоятельство, что данная работа представляет из себя первый опыт исследования сложной проблемы в конкретных обстоятельствах на реальном материале. Этим объясняется узкий спектр методик исследования и не слишком широкий масштаб обобщения результатов и представления выводов. Огромное количество важных вопросов не было отражено в данной работе, таких, например, как: зависимость уровня агрессивности учащихся от взаимодействия с компьютером, влияние типа темперамента на степень зависимости от компьютера и многих других. Степень актуальности и перспективности данной темы переоценить трудно, ее развитие в направлениях примерно указанных выше будет являться объектом интереса автора в ближайшей и средне отдаленной перспективе.
Список использованной литературы
Приложение №1
Анкета для учащихся
Вопросы: | Ответ | |
1 | Вы испытываете хорошее настроение, когда работаете за компьютером? | |
2 | У вас бывает чувство опустошённости, плохое настроение или раздражительность, когда вы не за компьютером? | |
3 | Вы проводите 3 и более часов за компьютером в день?
| |
4 | Вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин), работая за компьютером? | |
5 | Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу? | |
6 | Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы слишком много времени проводите за компьютером? | |
7 | Посещаете ли Вы секции и кружки учреждений Дополнительного образования? | |
8 | Были ли неудачные попытки ограничить время работы за компьютером? | |
9 | Увлекаетесь ли вы компьютерными играми? | |
10 | Имеются ли у вас проблемы со здоровьем: снижение зрения, нарушения осанки, заболевания опорно-двигательного аппарата? (подчеркнуть имеющееся) |
Приложение №2
Блок вовлеченности во взаимодействии с компьютером
Положительная реакция на вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Сумма |
54 | 12 | 37 | 14 | 22 | 41 | 16 | 43 | 239 | |
88,5% | 20% | 61% | 23% | 36% | 67% | 26% | 70% | 49% | |
Отрицательная реакция на вопрос | 7 | 49 | 24 | 47 | 39 | 20 | 45 | 18 | 249 |
11,5% | 80% | 39% | 77% | 64% | 33% | 74% | 30% | 51% |
Приложение №3
Влияние компьютера на здоровье
Нарушения здоровья | Данные анкеты | Данные статистики | |
Проблемы со зрением | 8 | 13% | 18,3% |
Проблемы опорно-двигательной системы | 15 | 25% | 18,9% |
Отсутствие проблем | 38 | 38% | 26% |
Приложение №4
Посещение дополнительного образования
Общее количество | Посещающие | Не посещающие | ||
Данные анкеты | Данные статистики | |||
61 | 40 | 66% | 41 | 67% |
Фильм "Золушка"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Заяц, косач, медведь и весна
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Философские стихи Кристины Россетти