Многие поколения детей вырастут на русских сказках, где Баба-Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна и добра. Все чаще ее называют хранительницей домашнего очага и находят в ней положительные черты. В сказках добро всегда побеждает зло, и плохие герои, в том числе и Баба-Яга, становятся хорошими.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_baba_yaga.docx | 58.71 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
с углублённым изучением математики
Научно-исследовательская работа:
«Образ Бабы Яги
в русских народных сказках»
Работу выполнила:
Чичина Юлия,
ученица 5 «Б» класса
Руководитель:
Ефимова Ольга Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
г.Старая Русса
2014 год
Содержание:
Введение.
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить. Таких героев немного. Среди них меня больше всего заинтересовала Баба-Яга, потому что ее образ может меняться.
Баба-Яга – персонаж загадочный. Чаще всего это отрицательная героиня, лихое существо, которое пугает, но одновременно и притягивает.
Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось познакомиться с ней поближе.
Объект исследования:
Баба-Яга – загадочный персонаж.
Предмет исследования:
Роль Бабы-Яги в волшебных сказках и славянских мифах.
Цель работы:
Определение роли Бабы-Яги в современной жизни.
Задачи исследования:
- изучить литературные и мифологические материалы о происхождении Бабы-Яги;
- проследить эволюцию образа Бабы-Яги, ее возраста, жилища, средств передвижения;
- определить практическую значимость данного образа.
Гипотеза:
Если изучить литературные произведения и научные материалы, то можно узнать о происхождении образа Бабы-Яги, найти положительные черты этой загадочной героини.
Если проанализировать её поступки, то можно определить некоторые закономерности поведения, то есть создать своеобразный этикет от Бабы-Яги.
Кто же такая Баба Яга?
Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой, или древний персонаж славянской мифологии.
Об этимологии слова «Баба-яга». Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы1.
Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода.
«Яга» — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.
В книге «Слово о словах» Успенского проведена такая гипотеза: на Руси детей пугали татарином, говоря малышу, что его унесёт бабай или бабай- ага (вежливое обращение к мужчине – воину) А малыши переделали бабая, а бабай – ага в бабу Ягу(при быстром произношении «бабай – ага» слышится «баба Яга»2.
Есть другая версия. Название от соснового таёжного бора в котором растёт ягель(он назывался «яг») .Баба в яге (в мохнатой шубе без рукавов).
Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия.
____________________________________
1 Иванов В.В.,Топоров В.Н. Баба-Яга. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
2 «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля в 4-Х томах - М: Русский язык, 1991.
Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки. Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.
И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка3.
Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно.
Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя. Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову.
Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
__________________________________
3 Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба-Яга. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
Образ лесной Яги-колдуньи восходит к древнейшим представлениям о Великой Матери мира - хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой. Яга в сказках выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.
Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить женщина-ведунья.
Такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.
Ба́ба-Яга́ (Яга Ягишна, серб. и макед. Баба Рога, Стара́ баба, болг. Ба́ба Я́га персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов4.
__________________________________
4 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии5.
Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА ЯГА старается изжарить похищенных детей.
В некоторых сказках БАБА ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) — мать змеев, противников богатыря.
Кроме образов БАБЫ ЯГИ — воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза). Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, говорят о ней как о жрице. Персонажи, сходные с БАБОЙ ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.
__________________________________
5 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
2.2. Внешний вид Бабы-Яги.
Во всех сказках Баба Яга примерно одинаковая - некая древняя старуха, одетая в лохмотья, которая живет многие сотни лет в самом дремучем лесу в очень необычной избушке - «на курьих лапках, веретенных пятках», которая умеет вокруг себя повертываться. И вроде как Бабу Ягу надо бояться, ведь она идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей. Но...
Вспомним «Василису Прекрасную». Что видит перед собой Иван Царевич, сказав знаменитое: «Стань, избушка, ко мне передом, к лесу задом, к лесу глазами, ко мне воротами»? Поистине жуткую картину... «Лежит баба на печи на девятом кирпиче, нос в потолок врос, губы на грядке (т. е. на потолке), губами горшки волочит, языком печь пашет (т. е. метет), в зубах шелковый пояс плетет»...
Мороз по коже! Если еще вспомнить костяную ногу и манеру Яги приветствовать гостя сакраментальной фразой: «Фу-фу, русским духом пахнет... Прежде русского духа слыхом не слыхивали, видом не видывали, а нынче русский дух сам на ложку садится, сам в рот катится», можно не на шутку испугаться!6
Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.
Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом.
_______________________________
6 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".
Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает.
Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!" или: "что это русским духом пахнет".
Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Живет Баба Яга со своими дочерьми. Иногда Баба бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери.
В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, указывающий дорогу.
"Забор вокруг ее избы — из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нес — человеческая нога, вместо запоров — руки, а вместо замка — рот с острыми зубами".
У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины7. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.
___________________________________
7 Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».СПб, 1996.
Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых8.
Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.
По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках.
Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево9. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.
Мы привыкли считать сказку чем-то неправдоподобным, помните пушкинское: «Сказка - ложь...»? Однако наши предки относились к сказкам не в пример серьезнее.
В древности мир русского человека делился на две абсолютно равные части - добрый мир, реальность, где русич мирно жил, пахал, охотился, рыбачил и прочее, и злой, дальний, потусторонний, но также абсолютно реальный, существующий где-то не здесь, где-то за тридевять земель.
__________________________________
8 Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».СПб, 1996.
9 Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба-Яга. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
Так и появился в сказках образ некоей Бабы Яги, живущей ровно посередине между мирами и знающей путь в неизвестное.
У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии супротив супостата? Только у Бабы Яги...
И пусть живет она триста лет, пусть колдует, пусть обитает в избе на куриных ногах, но все же она человек! Хоть и особенный...
А человек не может отказать в помощи другому человеку...
2.3. Жилище Ягишки.
Баба Яга чаще всего живет в самом сердце дремучего леса. Этот лес совсем иной, отличный от белого света живых. Иногда граница между ними подчеркивается рекой, и не простой, а огненной. Перейти ее можно только по специальному Калиновому мосту.
Ягоды калины могут долго храниться под снегом. Поэтому куст калины как бы связывал годичные циклы жизни природы: весны, лета, осени и ее временной смерти - зимы. А Калиновый мост связывал мир жизни и смерти10.
Казалось бы, грубое требование Ивана Царевича: «Ты сначала напои, накорми, в баньке выпари, а затем и спрашивай!» - имеет самое настоящее сакральное значение. Ведь герой перечисляет все элементы древнего погребального обряда!
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги11. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу.
Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
___________________________________
10 Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба-Яга. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
11 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению12.
Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы13.
Существует и иная трактовка. Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Дж. Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» (Н.Веселовский. «Мнимые каменные бабы», Вестник АИ, Спб., вып. 195): «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня»14.
Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб,1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником.
_____________________________
12 Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».СПб, 1996.
13 Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба-Яга. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
14 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля)15. Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.
С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти16. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)».
________________________________
15 Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба-Яга. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
16 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
«Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.
Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»).
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь17.
После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“.
То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста».
_____________________________
17 Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».СПб, 1996.
Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир).
Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.
Так же, есть смысл рассматривать следующую гипотезу происхождения Бабы-Яги: В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов.
Первые обитали в районе нынешнего Туапсе и были достаточно кровожадными и свирепыми воинами (византийские источники уточню…). Есть предположение, что они были каннибалами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде (отсюда «курные» ноги — сваи). Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень.
Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.
Баба Яга-Костяная Нога непременно связана с воспоминаниями детства. Любой из нас своим подрастающим детям сказку о страшной бабушке из темного леса непременно рассказать сможет.
2.4. Прототипы Бабы-Яги
Лесная демоница. "Кто же такая Баба Яга? Почему солидным ученым малоинтересно происхождение образов водяного, лешего или черта, а в родословной» древней старухи, летающей по небу в железной ступе, они копаются не одно столетие? Версий много. Попробуем рассмотреть некоторые из них."
Баба Яга в сказках — страшная растрепанная, длинноносая старуха. Большую часть времени она лежит на печи и лишь иногда ездит в ступе, погоняя ее пестом и заметая след помелом. Баба Яга артистически распознает «русский» дух, то есть запах человеческого мяса, что и неудивительно, так как она людоедка. Еще она любит женское молоко, и эта черта сближает ее с ведьмой.
Сторонники версии о демоническом происхождении Бабы Яги полагают, что она являлась некоей привратницей, стоящей на дороге, ведущей в ад либо в иное измерение. А ее избушка на курьих ножках — это врата в Мертвое царство18.
Дом Бабы Яги, как правило, огорожен частоколом из человечьих костей с черепами. Костяная нога — признак разложения — делает ее живущей одновременно в двух мирах — живом и мертвом. Клубок ниток, которым она снабжает главного сказочного героя, не что иное, как нить судьбы. В каждой сказке о Бабе Яге говорится, что в ее избушку не так-то просто войти.
Почему нужно избушку обязательно повернуть? Отчего просто не обойти ее и не войти с другой стороны? Очевидно, в том, что избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Эта избушка — сторожевая застава.
Войдя в жилище Бабы Яги, герой слышит: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится».
__________________________________
12 Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».СПб, 1996.
Однако, как утверждают современные исследователи фольклора, запах Ивана для Бабы Яги есть запах человека, а не русского. Иван пахнет как живой человек!
Яга при появлении Ивана лежит или на печке, или на лавке, занимая собой всю избу. Почему всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. Получается, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец!
Труп в тесном гробу. Как известно, первые славяне поселились в центральной части России в X — XI веках. До них здесь жили племена финно-угорской языковой группы, известные в научном мире под названием дьяковцы (от деревни Дьяково). Археологи зафиксировали большое количество останков его поселений. Погребальные памятники дьяковцев представляли собой так называемые «домики мертвых» — небольшие наземные деревянные сооружения, в которых находились обожженные человеческие кости (трупы умерших дьяковцы сжигали). Рубленые «домики мертвых» устанавливали, как правило, на невысоких деревянных столбиках19.
"Хоронившие своих соплеменников под курганами славяне не могли не отразить в своих сказаниях странный, по их представлениям, обряд погребения соседей-дьяковцев. Вспомним еще раз сказочное описание того, как Баба Яга располагается в избушке: «Лежит на печке Баба Яга — Костяная Нога, из угла в угол, зубы на полку положила»
Баба Яга — Костяная Нога в своей деревянной избушке, по определению историка В. Проппа, «напоминает собой труп в тесном гробу или специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать»20.
____________________________________
19 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
20 Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».СПб, 1996.
Она, безусловно, относится к границе между «этим» и «иным» мирами. Таким образом, Яга — пример того, что происходит при неправильном, по мнению наших языческих предков, захоронении: умерший «зависает» между двумя мирами.
Баба-Яга – берегиня. Согласно мнениям других ученых, исследовавших древнюю религию славян, Баба Яга — это изначально языческая богиня и заботливая берегиня.
Наши предки многие тысячелетия до принятия христианства поклонялись берегиням, которые хранили благополучие дома и всюду оберегали человека: в лесу, в поле, на воде. Ну а Баба Яга среди берегинь была главной, и хотя и являлась положительным божеством, при случае могла стать и воинствующей защитницей человека, его детей, рода и традиций21.
Но почему «Яга»? «Яга», по утверждению специалистов, производное не от слова «есть», а огрубленное от «Яшка». Яшей в славянских песнях называли ящура, некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого. С этим связано и более понятное — пращур. То есть Баба Яга изначально — прародительница и, как уже говорилось, очень древнее положительное божество славянского пантеона.
В период насаждения христианства всем языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей берегиням, придавались злые, демонические черты непотребные дела и намерения. Так строгая прародительница была превращена новыми ревнителями веры в гротескно-карикатурную злую Бабу Ягу, лесного демона, которым пугают детей.
«Инопланетный след» в русском фольклоре. Вместе с тем существует и теория, согласно которой в образе Бабы Яги наши предки представляли одного из космических пришельцев, посетивших с исследовательскими целями Землю!
_____________________________________
21 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
В сказках о Яге говорится: «Летит в огненной (иногда железной) ступе, пестом погоняет, помелом след заметает».
По мнению российского исследователя Юрия Росциуса, здесь возможна ассоциация по внешнему виду и звуковая. Шум двигателя транспортного средства Яги мог ассоциироваться с гулом, производимым при работе пестом22.
Вероятно, транспортное средство лесной демоницы было оснащено реактивным двигателем.
«Метлой след заметает». Значит, место метлы где-то сзади. Но именно здесь располагается факел реактивного двигателя, в значительной мере напоминающий огненную метлу.
Прибытие Бабы Яги сопровождается бурей и вывалом леса, что можно отнести как на счет действия баллистической волны, о чем, естественно, древние люди не могли догадаться, и чего не могли придумать.
Почему ее дом так мал по сравнению с размерами ее хозяйки? Можно предположить, что описываются габариты и конструкция космического корабля, служащего временным обиталищем инопланетянина на Земле. Тогда легко находят объяснение теснота жилища, а также «курья ножка», на которой стоит НЛО.
С тех же позиций находят себе объяснение и уродство Яги. Логично предположить, что она описывается такой страшной в силу значительных отклонений ее вида от земных канонов красоты. Некоторые «нынешние» представители инопланетной расы, с которыми доводится встречаться «контактерам», также, согласитесь, далеки от совершенства23.
В одной из сказок о Бабе Яге говорится: «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела». Не напоминает ли вам это описание инопланетного «рептоида», имеющего костные либо роговые фрагменты поверх мышц?
_________________________________
22 Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».СПб, 1996.
23 Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба-Яга. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
Постоянные упоминания в сказках о людоедстве Яги можно рассматривать не как кровожадность, а как свидетельство «лабораторной деятельности», которую наш предок просто не мог понять. Баба Яга не ела людей, а экспериментировала с «человеческим материалом»: проводила хирургические операции, удаляла кровь… В общем, делала все то, чем инопланетяне занимаются на Земле и сегодня!
Древние люди ещё не понимали этих явлений и создали мистический образ Бабы Яги.
По одной из версий, Баба Яга в русских сказках изначально была Бабой Йогой. Древние считали, что Баба Яга (Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет.
2.5. Баба-Яга в русских народных сказках.
Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, специалист по ведической северорусской народной культуре, дает очень интересное пояснение к этим сказкам: «Баба Яга отмечает собой сакральное пространство между жизнью и смертью и обладает двойственной природой – она может помочь герою, а может и съесть его. Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия.
Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди». Героине сказки надо выйти за пределы человеческого социума и она не ест ритуальный хлеб, символ семьи. Она отказывается от яблок, от всего, что может задержать ее в мире живых.
И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье двух миров. Вспомним, именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причем последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере24. Именно овсяным киселем и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни…
Не свершив поминального обряда и не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во владения Бабы-Яги.
Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир людей иное. Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам. Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу.
Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. Почему?
______________________________
24 Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».СПб, 1996.
Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд ПЕРЕПЕЧЕНИЯ, который сохранился на Русском Севере вплоть до наших дней.
Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся.
…Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.
В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми людьми: не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации.
Похожей ситуацией мы сталкиваемся и в «Сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке», где неразумный брат, выпив воды из козьего копытца, стал козленочком.
Баба-Ягаи –- лик великой богини. Баба Яга, пожалуй, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок. В то же время она воспринимается скорее как персонаж отрицательный по отношению к героям сказки, хотя и может оказать услугу путнику.
Вторая отличительная черта Яги, ее отношение к маленьким детям, чаще всего сиротам, которых она жарит в печи и съедает. Именно эта ее черта и послужила прообразом множества рассказов о кровавых обрядах язычников. Насколько же правомерны сии представления попытаемся разобрать в этой статье.
Но, прежде всего, обратимся к истокам образа Бабы Яги. Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун25.
Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами . Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а может и арийских времен.
Основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Как же получилось, что столь почитаемая Богиня - хранительница Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей?
Хорошая жизнь - это хорошие времена. Когда времена обращаются «наничь», целый народ оказывается в изнаночном мире, где все не так, все наоборот, все противу правил.
Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями.
Рушатся все Устои и традиции. Вот как произошло забвение образа Великой Богини и обращение ее в злобную старуху русских сказок.
Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega - "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega - "состояние", jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega - "смысл, разум"26.
Ее имя соотносится как-то с понятием Силы и с разумом.
_______________________________
25 Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба-Яга. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
26 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой.
Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало имя Богини. Переводится как "путь единения", а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением. И последнее указание на связь Бабы Яги с посвящением - расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави.
Внешность Бабы-Яги подчеркивает ее принадлежность к иному миру - старая, уродливая, бородавчатая, с растрепанными волосами и огромного роста. Все, что уродливо, древние люди инстинктивно приписывали Темному Царству.
Однако это - всего лишь маска, которую она надевает, чтобы еще раз показать опасность контакта с миром Мертвых, и, отчасти, миром Магии, который размывает грань между живым и мертвым.
Баба-Яга - хозяйка магии. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу. Баба-Яга - это Черная Луна, хозяйка тьмы и чародейства.
Теперь рассмотрим связь Бабы Яги с детьми. Яга изображалась обычно как женщина с младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное отождествление, но только на первый взгляд. В русских сказках сохранились моменты похищения Бабой-Ягой детей из семьи.
Проходя через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие право они получали от хранительницы Путей двух миров - Бабы Яги.
Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге - Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово "Баба" означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни. Также особо следует отметить символизм печи и пещеры - и то, и другое служат архетипом материнской утробы и указывают, по сути, на второе рождение или перерождение человека.
Баба Яга также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в большинстве случаев - указание пути. Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще. Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают наших же маленьких детишек (Приложение № 1).
2.6. Баба-Яга в современном искусстве.
Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»27.
В сериях комиксов «Хэллбой» Майка Миньолы Баба-Яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль. В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у неё укрывается побежденный Распутин. В новелле «Баба-Яга» Хэллбой, во время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз.
В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы-Яги у Миньолы не несет в себе сатирической нагрузки. Также образ Бабы-Яги встречается у современного автора русской литературы - Андрея Белянина в цикле произведений "Тайный сыск царя Гороха". Где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно - эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести "Лукоморье" А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале "Звездная дорога" в 2000).
Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого "Ягодка", роман В. Качана "Юность Бабы-яги", роман М. Вишневецкой "Кащей и Ягда, или Небесные яблоки" и др28.
_______________________________
27 Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».СПб, 1996.
28 Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб: Алетейя, 2007.
Баба-Яга появляется также в серии комиксов "Армия Тьмы", где представлена уродливой старухой, желающей заполучить книгу мёртвых - Некрономикон, чтобы вернуть себе молодость. Была обезглавлена одним из смертных грехов - Гневом.
Баба-Яга на экране. Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе:
- Морозко
- Драгоценный подарок
- Кащей Бессмертный
- Конёк-Горбунок
- Марья-искусница
В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер.
В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская.
В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая.
В фильме «В тринадцатом часу ночи» роль Бабы-Яги исполнил Зиновий Гердт.
В фильме «Остров ржавого генерала» робота-Бабу-Ягу сыграл Александр Леньков.
В фильме «Лиловый шар» роль Бабы-Яги исполнила Светлана Харитонова.
2.7. Этикет от Бабы Яги.
Баба Яга не просто сторожит проход в волшебную страну. Она еще помогает некоторым людям-героям перейти границу, тот самый Калинов мост и существовать в волшебном мире.
С помощью Бабы Яги герои сказок проникают из реальности туда, где меч кладенец камни рубит, растут сады молодильных яблок, солнце отражается в озерах живой и мертвой воды, а смерть может поместиться в железной игле.
Не всякому, пришедшему к Бабе Яге за помощью, открывала она путь в царство Кощеево. И как добрый молодец себя вел, такой прием от хозяйки и получал.
Будет вежлив, трудолюбив - тут же заработает волшебный клубок или знания о том, как погубить страшное чудище... А нет - угодит на лопату и в печь. Это как древнейшие правила волшебного этикета, которые надо не только знать, но и исполнять!
Вот и получается, что когда-то назначение сказки было не столько развлекательно-пугательным, сколько мудрым назиданием подрастающему поколению, правилами общения с потусторонним миром. Может потому образ Бабы Яги настолько ярок, что стоит особняком среди современных мультяшных героев-пустышек, не несущих в себе глубокого жизненного смысла?
Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить - вот атрибуты победы, которыми делится с нами, людьми XXI века, сказочная старуха - Баба Яга. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой. Вот чему учат нас волшебные русские сказки. А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас! Знайте это сами и детей своих научите.
3. Заключение.
В ходе своего исследования я узнала много нового о Бабе-Яге. Ученые и литературоведы искали корни происхождения этой загадочной старушки и заставили уважительно относиться к ней.
Многие поколения детей вырастут на русских сказках, где Баба-Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна и добра. Все чаще ее называют хранительницей домашнего очага и находят в ней положительные черты.
В сказках добро всегда побеждает зло, и плохие герои, в том числе и Баба-Яга, становятся хорошими.
Таким образом, мои исследования показали, что Баба-Яга-вымышленный сказочный персонаж. Сущность образа в сказке имеет глубокий смысл: его действия воспитывают подрастающее поколение, заставляя задуматься над своими поступками.
Список используемой литературы.
Дымковский петушок
Мастер-класс "Корзиночка"
Разлука
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
На берегу Байкала