Представляем вашему вниманию социальный проект «Сельский туризм в Эртильском районе: миф или реальность?»
Мы выбрали эту тему потому, что наша проектная группа решила провести исследование, как используется имеющийся ресурсный потенциал достопримечательностей в нашем районе в целях организации и развития сельского туризма?
Прежде всего, мы обозначили проблему. Создание комплексной программы по развитию сельского туризма на муниципальном уровне.
Затем определили основные объекты исследования: это этнографический музей «Деревенька 17—19 веков», достопримечательности района (музеи, храмы, объекты природного наследия).
Выделили основную идею проекта: изучить и показать что такое «сельский туризм» и как он развивается в нашем государстве на всех уровнях власти. В России в настоящее время действует 4000 объектов сельского туризма в 61 регионе, в том числе в Воронежской области насчитывается 100 объектов — один из них Эртильский этнографический музей «Деревенька».
Мы выдвинули гипотезу «Сельский туризм в Эртильском районе реальность, а не миф» и решили её доказать.
Выявили актуальность поставленной нами проблемы. Известно, что в настоящее время развиваются различные виды туризма как за рубежом, так и в нашем государстве. Особый интерес у отдыхающих сейчас вызывает, так называемый, сельский туризм. Во-первых, это отдых в сельской местности на экологически чистых территориях, это здоровая пища. Во-вторых, это душевный покой и наслаждение красотой природы. В третьих, -- это знакомство с местными достопримечательностями и традициями.
Практическая значимость сельского туризма отражает потребность городских жителей в смене образа жизни в период отпусков. Сельский туризм не только обеспечивает занятость местного населения, но и способствует сохранению малых поселений: со своим сельским бытом, улучшению благосостояния селян, развитию инфраструктуры, увеличению бюджета района; и что немаловажно, повышению престижа своего родного края.
Мы убедились, что ресурсный потенциал нашего района, а это 48 объектов культурного наследия (10 памятников истории и архитектуры и 38 памятников археологии), действующие музеи (этнографический «Деревенька 17—19 веков», районный краеведческий, музей прикладного искусства в Соколовской школе) позволяет в полной мере развивать сельский туризм. Необходимо помнить, что нельзя смотреть в будущее, не зная своих истоков, своих корней, прошлого ушедших поколений. Вот почему, наше государство заинтересовано в развитии сельского туризма. Подтверждением этому служат слова губернатора Воронежской области Гордеева Алексея Васильевича.
«Тем, кому интересны возможности нашего края в плане туризма и отдыха, найдут сведения об уникальных достопримечательностях, которыми богата воронежская земля – один из важнейших культурно-исторических ареалов России.
Для того, чтобы детально разобраться в обозначенной нами социальной проблеме, мы изучили и проанализировали различные информационные источники.
Мы узнали, что понятие «сельский туризм» означает отдых городских жителей в сельской местности в микрогостиницах или в гостевых домиках, где главной фигурой, обеспечивающей проживание, питание и активный, здоровый отдых является сельская семья. А основным центром сельского туризма стали развитые страны Европы.
Оказывается, интерес к сельскому туризму сейчас отмечается повсеместно: и за рубежом, и в нашем государстве. Вот почему на смену модели отдыха «солнце, море, пляж» теперь приходит другая модель «пейзаж, знания, досуг».
Данные анкетирования и социологического опроса учащихся школы, молодёжи и жителей пенсионного возраста убедительно показывают, что информирование и рекламирование населения о развитии сельского туризма в Эртильском районе ведётся недостаточно.
Наша проектная группа проанализировала организацию сельского туризма в нашей местности и постаралась определить все плюсы и минусы по отношению к проживающему здесь населению, к органам государственной власти, к бизнесу, и, непосредственно, к самой природе.
Мы убедились, что развитие сельского туризма в Эртильском районе может быть эффективным как с социальной, так и с экономической точки зрения. Наша гражданская позиция полностью совпадает с прогнозом экспертов, что развитие сельского туризма в России позволит не только повысить благосостояние жителей сельских поселений, но и будет способствовать их благополучию.
Статистические материалы по данной проблеме показывают, что туристический потенциал России используется сегодня лишь на 20%. Сельским туризмом занимаются лишь 11 регионов — это 61 субъект Российской Федерации, что составляет всего 2%.
Надо отметить, что Воронежская область обладает мощным ресурсным потенциалом для реальной организации сельского туризма, представляя 100 объектов ( это 4 место среди 61 субъекта РФ) культурного и природного наследия, среди которых и Эртильский этнографический музей под открытым небом «Деревенька 17—19 веков». Туристические преимущества нашего края очевидны: это и выгодное транспортное расположение, и благоприятные климатические условия, и природные богатства, и объекты исторического и культурного наследия общероссийского и даже мирового значения.
Как отмечает известный эртильский краевед Платонов В.Е., на территории нашего района расположено 48 объектов культурного наследия: 10 памятников истории и архитектуры и 38 памятников археологии.
Наша проектная группа разработала свою Программу действий, содержание которой направлено на реализацию поставленной проблемы. Главное для нас сделать так, чтобы население района было осведомлено и стремилось использовать для своего отдыха свои имеющиеся районные возможности.
Мы обсудили и предложили:
· привлечь к работе над проектом и учащихся своей школы, и педагогический состав, и общественность, и руководящие структуры района;
· изучить материалы публикаций по теме проекта в СМИ и Интернете;
· посетить имеющиеся достопримечательности в нашем районе с дальнейшим использованием полученных материалов на уроках краеведения;
· разработать и представить маршруты экскурсий, обозначить их темы в познавательном отношении в рамках сельского туризма;
· пропагандировать значимость сельского туризма на сходах граждан в своём сельском поселении, через статьи в школьной и районной газете, через публикации на школьном сайте;
· Обсудить на Совете школы с приглашением администрации идею создания школьного этнографического кабинета и составить план конкретной деятельности.
· Выйти с инициативой к администрации Эртильского района о создании комплексной программы развития сельского туризма.
Наша команда считает, что данный проект имеет колоссальное значение в деле пропаганды здорового и культурного образа жизни нашего населения, воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота, престижа нашего района на просторах России и за её пределами в развитии сельского туризма.
Сельский туризм мы рассматриваем как одно из направлений антикризисной политики. Развитие путешествий и отдыха на селе может способствовать созданию новых рабочих мест в сельской местности, получению дополнительных бюджетных средств и росту интереса к жизни и традициям нашего района.
Проектной командой выполнен полностью намеченный план действий. Мы:
· создали школьную электронную и бумажную картотеку теоретической базы публикаций и Интернет-ресурсов по проблеме «Особенности развития сельского туризма».
· напечатали буклеты « Патриот земли русской» о В.И.Брежневе, создателе уникального, единственного в России, этнографического музея под открытым небом «Деревенька 17—19 веков».
· подготовили электронную презентацию «Достопримечательности Эртильского района» для использования на уроках краеведения.
· создали школьный этнографический кабинет.
· представили свой социальный проект на отчётном собрании перед жителями Щучинско-Песковского сельского поселения.
· провели для младших школьников «заочное» путешествие в музей «Деревенька 17—19 веков» с показом презентационного материала.
· разработали и провели цикл краеведческих бесед в школьном этнографическом кабинете.
· провели акцию « Мой экспонат для этнографического кабинета».
· Обратились с инициативой к администрации Эртильского района разработать и принять комплексную программу по развитию сельского туризма и получили одобрение и поддержку.
Как доказательство получения планируемых результатов в ходе работы над социальным проектом мы отмечаем, что:
· увеличилось количество учащихся, желающих заниматься проектной деятельностью;
· появился интерес к изучению истории прошлого нашего края;
· стало прослеживаться уважительное отношение к старшему поколению;
Мы доказали гипотезу. Сельский туризм в Эртильском районе реальность сегодняшнего времени и имеет свою перспективу. «Нельзя смотреть в будущее, не зная своих истоков, своих корней, традиций»---сказал Ф.И.Тютчев. Как актуально звучат его слова для нас сегодня.
Областной конкурс социальных проектов
«Гражданин Воронежского края — гражданин России»
(в рамках Всероссийской акции «Я — гражданин России»)
Номинация «Социальные проблемы»
Тип взаимодействия «Добровольческие проекты»
Сельский туризм в Эртильском районе:
миф или реальность?
Эртильский муниципальный район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Щучинская средняя общеобразовательная школа»
Координаты разработчиков проекта:
397020 Воронежская область,
Эртильский район, с.Щучье,
улица Гагарина, дом 28.
Телефон : 8 47345 31208
E-mail: schoolschuchiert@mail.ru
4 участника социального проекта
Усков Евгений Александрович, 1997г.
Азарных Надежда Алексеевна, 1997г.
Усков Артём Александрович, 2000г.
Азарных Алина Алексеевна. 2000г.
Координатор проекта:
Пономарёва Вера Ивановна, учитель
Телефон: 8 950 77 3 93 80
E-mail : werona5995@mail.ru
2014 год
Содержание.
Основные разделы проекта
Раздел 1 . Актуальность и практическая значимость поставленной проблемы.
Введение. Аннотация обоснования выбора темы проекта.
1. Цель, задачи, социальная проблема, гипотеза, план исследования, методы работы……..1
2.Основная идея проекта, практическая значимость и актуальность проекта……………….2
3. Наличие юридической и нормативной базы……………………………………………… . 3
4. Политика государства относительно сельского туризма……………………………………3
Раздел II. Сбор и анализ различных источников по избранной проблеме.
Глава 1. Информационная часть проекта.
1.1. Что такое сельский туризм и его отличительные черты? …………………………………4
1.2. Плюсы и минусы сельского туризма…………………………………………………4
1.3. Особенности сельского туризма в мире…………………………………………… 6
1.4. Уровень сельского туризма в России…………………………………………………6
1.5. Реальный потенциал сельского туризма в Воронежской области………………….7
1.6. Достопримечательности Эртильского района……………………………………….8
Глава 2. Создатель уникального музея -- В.И. Брежнев. ……………………………………...8
Глава 3. Краеведение. Практическое обучение и воспитание……………………………….10
Раздел III. Программа действий, предложенная проектной командой.
Глава 4. Содержательная часть проекта.
2.1. Участники проекта……………………………………………………………………..11
2.2. Продолжительность проекта…………………………………………………………..11
2.3. Основные этапы реализации проекта…………………………………………………11
2.4.Социологический опрос различных групп населения………………………………..11
2.5. Интервью с создателем уникального сельского музея……………………………….12
2.6. Описание работы по проекту…………………………………………………………..12
2.7. Ожидаемые результаты. Перспективность. Анализ сделанной работы…………….15
Раздел IV. Реализация плана действий и доказательная база выполненных проектной группой мероприятий.
Глава 5 . Распространение информации по проекту и его результатах.……………………15
Глава 6. Заключение. От поколения к поколению.....................................................................15
Глава 7. Используемые ресурсы. ………………………………………………………… 16
Приложения к проекту
1.Результаты анкетирования учащихся школы.
2. Социологический опрос проектной группы различных слоёв общества.
3.Интервью с создателем музея — В.И.Брежневым « От поколения к поколению».
4. «Заочная» экскурсия в этнографический музей с использованием презентации.
5. Маршрут экскурсий по достопримечательностям Эртильского района.
6. Презентация «Экскурсия в этнографический музей. Эртиль».
Раздел 1 . Актуальность и практическая значимость поставленной проблемы.
Введение. Аннотация обоснования выбора темы проекта.
1. Цель, задачи, социальная проблема, гипотеза, методы работы.
Современный человек движется в ногу со временем. Развиваясь в условиях мегаполисов, мы увлекаемся новыми нанотехнологиями, интернет общением, новостями политики, гонимся за временем. А туристические компании уже не знают в какие страны снарядить живущих и чем там удивить.
Люди забывают о том, что очень близко, в пределах страны, области, и даже района существует настоящая жизнь, которая полна звуков природы, неподдельных эмоций вызванных простыми вещами. Ведь заряд бодрости и энергии можно получить не пересекая международных границ, не тратя, и без того ограниченное, время отдыха на перелёты и таможенные досмотры.
Так называемый «сельский туризм» или «экологический туризм» у нас носит стихийный характер, а в целом по стране услуги сельского туризма предоставляют только около четырёх тысяч объектов.
Парадокс: Россия находится на первом месте в мире по объёмам инвестирования в зарубежные туристские услуги, но, практически, не развивает собственную индустрию отдыха. А просторы нашей Родины могли бы многое предложить не только своим гражданам, но и иностранным путешественникам.
Мы выбрали эту тему потому, что нас заинтересовала проблема, как можно использовать имеющийся потенциал достопримечательностей в нашем районе в целях организации сельского туризма.
Мы считаем, что выбранная тема важна, так как проведённые нами анкетирование среди учащихся школы и социологический опрос среди различных групп населения показали низкий уровень знания ими объектов природного и культурного наследия своего района.
Мы решили изучить возможности агротуристических ресурсов своего района, их влияния на эмоциональное состояние человека, на его здоровье, и главное, на формирование патриотических качеств подрастающего поколения.
Определили объекты исследования – это этнографический музей «Деревенька 17-19 веков», достопримечательности района, объекты природного и культурного наследия.
Обозначили направления исследования:
- содержательная часть этнографического музея;
-флора и фауна района;
- достопримечательности Эртильского района;
Цель проекта : оценить конкретные возможности агротуризма на примере своего района; использовать имеющийся потенциал при изучении учебных дисциплин в образовательном процессе (география, природа, краеведение, история), во внеклассной работе с учащимися; формирование чувства патриотизма и гордости за своё Отечество; воспитание уважения и преклонения перед прошлым наших предков; формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции.
Задача проекта:
Воспитывать патриотизм, гражданственность, гуманность, уважение к своему прошлому, своей стране, понимание настоящего. Почувствовать, что история страны проходит через судьбы семей, близких и родных людей.
Социальная проблема проекта.
Действенная организация сельского туризма в Эртильском районе, влияние его возможностей на укрепление здоровья и культурного отдыха человека, на формирование патриотических качеств личности.
Это является сегодня одной из важных проблем современного общества не только в мире, но и в нашем государстве. Эта проблема не безразлична не только для жителей Воронежского края, но и для нашего Эртильского района.
1
Данная исследовательская работа посвящена проблеме организации сельского туризма на территории Эртильского района.
Мы выдвинули гипотезу: сельский туризм в Эртильском районе на базе этнографического музея «Деревенька 17-19 веков», созданного известным фермером и настоящим патриотом своей «малой родины» В.И.Брежневым, имеет известность не только в России, но и за её пределами. Сельский туризм в нашем районе, это не миф, это – реальность!
Составили план исследования:
1. Найти и изучить в литературе и интернете информацию об особенностях сельского туризма.
2.Узнать, как развивается сельский туризм в странах мира..
3.Провести анкетирование у одноклассников и социологический опрос населения, которое поможет выяснить их отношение к заявленной проблеме .
4.Проанализировать собранную информацию и представить её в форме диаграмм.
5.Выработать Памятку по бережному отношению к объектам природного и культурного наследия района.
Методы работы над проектом:
1. Поисковый.
2.Экскурсия в этнографический музей «Деревенька 17-19 веков» (рук. Брежнев В.И.).
3.Видеоинтервью.
4. Анкетирование.
5. Социологический опрос населения.
6. Практический.
7. Результат работы, выводы.
2.Основная идея проекта, практическая значимость и актуальность проекта.
Основная идея проекта.
Сельский туризм из года в год приобретает всё большее количество поклонников. Бескрайние просторы нашей родины позволяют выбрать место для отдыха на любой вкус, отключить на время мобильные телефоны, отказаться от ежедневной проверки электронной почты, вместо этого, например, сняв домик в деревне, наслаждаться размеренностью жизни местных обитателей. Встав с рассветом сходить на тихую рыбалку или наоборот, любителям пошуметь предоставляется возможность сходить на охоту, а вечером посидеть у костра и насладиться тишиной. Что может быть лучше для организма, чем, просыпаясь, вдохнуть свежего чистейшего воздуха.
Актуальность проекта.
Сельский туризм в России становится популярнее год от года. Главными предпосылками для его успешного развития являются, с одной стороны, уникальные и неповторимые природные условия, культурный потенциал сельских территорий, национальный колорит, интересные традиции и обычаи селян, а с другой - потребность горожан в смене обстановки и образа жизни в период отпусков.
Как показывает мировой опыт, сельский туризм не только обеспечивает занятость, но и способствует сохранению малых поселений и сельского быта, улучшению условий жизни селян, повышению их доходов, закреплению молодежи на селе.
В свою очередь, горожане получают возможность активно и интересно провести время на свежем воздухе, питаясь экологически чистыми продуктами.
Основными направлениями развития сельского туризма в России в настоящее время являются:
2
Нельзя смотреть в будущее, не зная своих истоков, своих корней, традиций. Точно также невозможно построить цивилизованное общество без понимания проблем сохранения недр, чистого воздуха, качественной питьевой воды, флоры и фауны, создания производств экологически чистых продуктов. А разве не является предметом для образования туристов, школьников и жителей района, «Формирование здорового образа жизни». Конечно, да. Причём мастер-класс на эту тему должен преподаваться не за партами, как в школе, а на примере «живых лабораторий», какими являются приусадебные участки, поля, луга, фермы, пруды, озёра, реки, леса, окружающий воздух. и т.д.
Такое содержательное понимание сельского туризма вызовет значительно больший интерес к нему, придаст этому явлению определённую целостность, укажет конкретные пути развития.
Практическая значимость сельского туризма.
Сельский туризм (иначе – экотуризм или зелёный туризм) предполагает отдых на относительно нетронутых человеком территориях. Горожане едут в деревню, чтобы насладиться природой и достопримечательностями, получить представление о культурно-этнографических особенностях местности. Традиционно его пиком считаются лето и ранняя осень, однако поздней осенью и зимой любители отдыха в русской глубинке также не будут разочарованы. Именно в это время открывается охотничий сезон, а рыбалка становится как никогда занятной.
3. Наличие юридической и нормативной базы
Основными проблемами для развития сельского туризма в Российской Федерации является отсутствие специального федерального законодательства, регулирующего деятельность в области сельского туризма в РФ, отсутствие стандартов и нормативов.
На проводимых форумах, по мнению собравшихся, для развития сельского туризма в России необходимо законодательное регулирование отрасли, принятие федерального закона, включение его в госпрограммы, разработка и внедрение нормативов, налоговые льготы
4. Государственная политика относительно сельского туризма.
Государство заинтересовано в развитии сельского туризма. В проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрено выделение субсидируемых кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, включая и сельский туризм. Одно из преимуществ данной программы заключается в том, что сельские жители, оказывающие бытовые услуги и социально-культурное обслуживание сельскому населению могут рассчитывать на финансовую поддержку из областного и федерального бюджетов.
Сельский туризм можно рассматривать как одно из направлений антикризисной политики. Развитие путешествий и отдыха на селе может способствовать созданию новых рабочих мест в сельской местности, получению дополнительных бюджетных средств и росту интереса к жизни и традициям Воронежского края. Уровень развития сельского туризма в Российской Федерации значительно отстает от зарубежного. В России есть значительные ресурсы для развития сельского туризма, но, фактически, использование потенциала данного вида туристской деятельности для экономического и социального развития наблюдается на примере отдельных региональных программ. Разработка федеральной программы развития сельского туризма, проведение целенаправленной, многосторонней и активной государственной политики сможет в значительной степени реализовать потенциал сельского туризма в Российской Федерации.
3
Раздел II. Сбор и анализ различных источников по избранной проблеме.
Глава 1. Информационная часть проекта.
Изучив публикации в Интернете, мы узнали, что сельский туризм - явление не новое, известное, по крайней мере в Европе с 1970-х годов. Наибольшее развитие он получил во Франции, Италии и Испании. Широко распространен подобный вид отдыха на Кипре, в Хорватии и Польше. Основная причина возникновения и развития сельского туризма - потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой, познакомиться с бытом крестьянской семьи. Причем не только попробовать свежие овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, но и принять непосредственное участие в сельскохозяйственных работах - как говорится, самому постоять у сохи.
Сельский туризм или агротуризм - это отдых горожан в сельской местности в микрогостиницах, созданных сельской семьей на базе собственного жилого дома и приусадебного участка. Главной фигурой, обеспечивающей проживание, питание и знакомство с достопримечательностями сельской местности, является сельская семья.
По оценкам Всемирной туристкой организации сельский туризм (агротуризм), являясь одним из направлений экологического туризма, объединяет широкий спектр различных видов отдыха и развивается быстрыми темпами в зарубежных странах, а также входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 года.
Оказывается, интерес к сельскому туризму в мире повсеместный. На смену модели «солнце, море, пляж» приходит модель «пейзаж, знания, досуг»
Сельский туризм включает посещение туристами сельской местности, отдых и оздоровление, прежде всего, в экологических чистых районах. Предпосылками его развития являются:
- растущий уровень урбанизации и потребность городских жителей в смене обстановки и образа жизни в период отпусков;
- дешевизна отдыха в сельской местности;
- возможность питаться экологически чистыми продуктами, собирать лесные ягоды, грибы, лекарственные травы;
- возможность приобщаться к миру природы, самобытной сельской культуре, ремеслам и обычаям, поучаствовать в местных праздниках и развлечениях, сельскохозяйственных работах.
Организация сельского туризма обеспечивается путем решения следующих задач:
- создания туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;
- формирования «сельских» туров с проживанием и питанием туристов в деревенских домах;
- сдачи внаем домов и комнат в сельской местности в экологических чистых природных районах.
1.2. Плюсы и минусы сельского туризма.
Мы проанализировали организацию сельского туризма в нашей местности и определили все плюсы и минусы: по отношению к проживающему здесь населению, к органам государственной власти, к бизнесу, и непосредственно к самой природе.
Плюсы для сельского населения:
1. Возможность дополнительного заработка.
2. Стимул для приведения своего хозяйства в порядок.
3.Возможность занять созидательным трудом взрослых трудоспособных членов семьи.
4
4.Возможность через дружеские отношения с туристами решить различные проблемы с детьми (проведение каникул в городах, помощь во время учебы в Вузах, реализация продукции подсобного хозяйства и др.).
5.Интересное общение.
6.Повышение образовательного уровня.
7.Стимул для активного изучения иностранных языков.
Плюсы для органов государственной власти
1. Увеличение занятости населения.
2. Снижение социальной напряженности.
3. Увеличение доходов семей.
4.Малозатратность этого вида туризма для властей в силу использования ресурсов семей.
5. Все заработанные семьями средства остаются в регионе.
6. Решение силами организаторов туризма задач государственной власти (создание временных и постоянных рабочих мест, улучшение жизни населения).
7. Возможность дополнительного заработка организациями культуры от обслуживания туристов.
8. Рост социальной активности участников сельского туризма.
9. Дополнительные налоги в бюджет от сферы обслуживания в связи с привлечением туристов в сельские населенные пункты и увеличением доходов участников.
10. Улучшение внешнего вида населенных пунктов.
11. Рост заинтересованности населения в поддержании населенных пунктов в чистоте.
12. Дополнительные доходы для санэпидстанции, пожарной инспекции.
13. Улучшение в будущем криминогенной ситуации за счет роста культурного уровня населения.
Плюсы для бизнеса:
1. Увеличение доходов всей сферы обслуживания за счет появления платежеспособных клиентов (магазинов, АЗС, узлов электросвязи, почты и пр.)
2. Возможность создания различных производств в связи с возросшим спросом и гарантированной реализацией товаров и услуг.
3. Возможность установить деловые связи и привлечь инвестиции.
Плюсы для природы:
1. Снижение нагрузки на окружающую среду, поскольку создаются рабочие места в сфере обслуживания и население перестает чрезмерно потреблять природные ресурсы.
2. Отходы от пребывания туристов утилизируются владельцами микрогостиниц.
5
3. Растет заинтересованность населения в сохранении и процветании окружающей природы, поскольку природа является основным магнитом для туристов.
4. Повышается экологическое образование населения в ходе обучения на семинарах для владельцев микрогостиниц.
5. Участники сельского туризма принимают практическое участие по очистке берегов рек, облагораживанию родников, расчистке прилагающей к усадьбам территории, улучшению подъездов к объектам сельского туризма.
Минусы сельского туризма:
1. Слабый приток прямых доходов в бюджеты всех уровней в первые годы существования.
2. Необходимость постоянной финансовой поддержки организаторов сельского туризма в связи с высокими затратами, связанными с систематической работой с населением и продвижением турпродукта.
Наш вывод.
Мы убедились, что развитие сельского туризма может быть эффективным как с социальной, так и с экономической точки зрения. Наша точка зрения полностью совпадает с прогнозом экспертов , что развитие агротуризма в России позволит не только поддержать крестьянство и повысить благосостояние жителей деревень, но и будет способствовать развитию инфраструктуры на селе – улучшит состояние дорог, решит ряд проблем с транспортом, водоснабжением, торговлей.
1.3. Особенности сельского туризма в мире.
Мы узнали, что в развитых европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе место после пляжного. В настоящее время сельский туризм в Европе приносит около 20-30% общего дохода туриндустрии. В мире ежегодно путешествуют около 700 миллионов людей, от 12 до 30% из них предпочитают сельский туризм. Количество «зеленых» туристов на внутренних рынках значительно выше. Например, во Франции лишь 7% путешествующих останавливаются в отелях, остальные 93% предпочитают сельские гостиницы и кемпинги.
Каждая страна стремиться создавать собственную национальную модель развития сельского туризма. В ряде развитых западноевропейский стран, таких как Франция, Великобритания, Голландия, Ирландия, Германия, Испания занятие сельским туризмом поощряется на национальном уровне и рассматривается как неотъемлемая составляющая программы комплексного социально-экономического развития села. Во многих странах развитие этого вида туризма стало главным направлением охраны и восстановления национальных сельских ландшафтов - именно таким образом удалось сберечь прекрасные альпийские луга
Швейцарии, мельницы и каналы Нидерландов, старые парки и виллы Италии.
1.4. Уровень сельского туризма в России. (Приложение 5)
В настоящее время уровень техногенных нагрузок и нагрузок на нервную систему городского человека существенно возрос. Снизить влияние негативных факторов мегаполисов на здоровье, отвлечься от рабочих будней, отдохнуть с семьей и детьми можно с помощью агротуризма. Сельские туристы получают больше эмоциональных и познавательных впечатлений, чем любители традиционного «пляжного» и «музейного» отдыха.
По оценкам Всемирной туристкой организации сельский туризм (агротуризм) входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 года.
Туристический потенциал России используется лишь на 20%. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации , в России развитием сельского туризма занимаются 11 регионов, при этом на долю этого сегмента туристической отрасли приходится лишь 2%.
Сельский туризм - это достаточно молодое туристическое направление в России. В настоящее время данный вид отдыха пока не имеет среди соотечественников столь широкого распространения как за рубежом, где сельский туризм очень популярен. Интерес к нему обусловлен небольшими затратами и близостью к природе по сравнению с другими видами отдыха.
Не секрет, что российская деревня сегодня практически умирает. Более 20 тысяч деревень находится на грани исчезновения. Для России с её обширными территориями отток населения из сел и деревень крайне не выгоден по множеству причин. Россия не только упускает выгоду от неиспользованных территорий, но и напрямую несет убытки по обеспечению дотациями тех самых в итоге не развитых территорий, которые в любом случае необходимо обслуживать.
«Вымирание деревень, отток населения в города, урбанизация вызывают ухудшение демографии. В городах люди в основном ограничиваются 1-2 детьми Таким образом, в целом по России услуги сельского туризма предоставляют около четырёх тысяч объектов. Конечно, это мало. Чтобы удовлетворить спрос на этот вид отдыха только на пятнадцати процентах сельских территорий, их потребуется создать ещё примерно 30 - 40 тысяч.
1.5. Реальный потенциал сельского туризма Воронежской области. (Приложение 7)
Воронежская область обладает мощным потенциалом для реальной организации сельского туризма.
Рамонский район, например, славится живописными излучинами рек Дон, Воронеж, Усманка и Ивница, богатыми лесами. В селе Горожанка сохранилась уникальная усадьба помещика Михайлова со старинными домами, церковью, въездными воротами XIX века постройки. Новоживотинное известно расположенным здесь музеем-усадьбой русского поэта-романтика Дмитрия Веневитинова, а ещё живописным уголком природы – Святым Логом. С незапамятных времён бьёт здесь и целительный источник.
Семилукский район, село Землянск, имеет 350-летнюю историю. Здесь сохранилась регулярная застройка XIX века, а в местном храме пребывает, самая древняя в Воронежской области, Тихвинская икона Божией Матери. По преданию, в середине XVIII столетия её написал и освятил сам Преосвященный Тихон Задонский, епископ Воронежский и Елецкий.
На всю страну славятся своей историей Костёнки, Борщёво, Дивногорье, Острогожск. Лиски – крупный железнодорожный узел и центр судоходства на Дону.
На территории нашей области расположены Воронежский природный биосферный и Хоперский заповедники с уникальной флорой и фауной. А жемчужины Черноземья – Рамонь и Новохоперск – при желании можно превратить в крупные центры международного туризма. В области возможно развитие данного вида туризма только благодаря наличию пустующих
территорий бывших коллективных хозяйств и существованию явления «вымирания деревни». Воронежская земля привлекательна объектами, связанными с татаро-монгольским нашествием, казачьим бытом, строительством военно-морского флота.
Туристические преимущества Воронежской области очевидны: это и выгодное транспортное расположение, и климатические условия, и природные богатства, объекты исторического и культурного наследия общероссийского и даже мирового значения, и, наконец, активно разрастающиеся деловые контакты с представителями российского и зарубежного бизнеса.
В 2010 году, по данным департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, наш регион посетили более 3,5 тысяч иностранных туристов, внутренний туристский поток превысил 230 тысяч человек. До 40% туристов прибывают в область с целью посетить культурные и исторические достопримечательности. Однако эксперты сходятся во мнении, что с учетом потенциала развития внутреннего и въездного туризма мы можем претендовать на большее.
«Тем, кому интересны возможности нашего края в плане туризма и отдыха, найдут сведения об уникальных достопримечательностях, которыми богата воронежская земля – один из важнейших культурно-исторических ареалов России.
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.
1.6. Достопримечательности Эртильского района. (Приложение 8)
Известный краевед нашего района Платонов В.Е. отмечает, что «В настоящее время на территории Эртильского района расположено 48 объектов культурного наследия: 10 памятников истории и архитектуры и 38 памятников археологии.
В 1974 г. в Эртиле был открыт районный историко-краеведческий музей.
В 2007 г. в Эртиле был открыт Музей крестьянского быта XVII–XX вв. Каждого входящего в двери музея приветствует звон корабельного колокола. Поднявшись по лестнице, посетитель попадает в небольшой зал, полный редких, старинных экспонатов. Любители истории по достоинству оценят музей и настоящую «Деревеньку XVII–XIX веков», созданную на окраине Эртиля атаманом и заслуженным фермером России Владимиром Ивановичем Брежневым. А на самой территории крестьянско-фермерского хозяйства есть возможность отдохнуть. К услугам отдыхающих: два пруда, лечебные процедуры с использованием синей глины, познавательные экскурсии, выступление казачьего ансамбля и др.
Глава II. Создатель уникального этнографического музея -- В.И. Брежнев.
Заслуженный фермер России, казачий атаман хутора «Эртильский», герой многочисленных книг, газетных публикаций, журнальных статей В. И. Брежнев создал уникальный этнографический музей, отражающие жизнь и быт крестьян XVII — XX веков, музей под открытым небом. (Приложения 6, 9)
Дело в том, что Владимир Брежнев, присутствующий на международном семинаре в Хельсинки по организации въездного сельского туризма, загорелся идеей: а почему бы в Эртиле не сделать въездной туризм? Хотя бы на базе его крестьянко — фермерского хозяйства «Шанс». Условия для этого есть: благополучное экологическое состояние, живописные окрестности, компоненты историко — культурного наследия и так далее.
Энергичный деятель, активный лидер, Владимир Иванович занимается сейчас развитием сельского туризма в Эртиле. КФХ «Шанс» входит в состав Национальной ассоциации организаций сельского туризма (НАОСТ) в Москве. Музей под открытым небом, который Владимир Брежнев создаёт своими руками, ожидает светлое будущее и множество туристов из разных стран. Фермер планирует возвести в исторической деревне около трех десятков строений, чтобы все они позволили составить полное представление о жизни российской глубинки. «История нашей страны достойна уважения и памяти» – подчеркивает Брежнев.
Так, Заслуженный фермер России из Эртильского района Владимир Брежнев выстроил на территории своего фермерского хозяйства двухэтажное здание и разместил в нём музей
8
крестьянского быта XVII-XX веков. Причём экспонаты находятся не только внутри музея, но и во дворе, под открытым небом. Есть здесь и предметы быта, и старинные музыкальные инструменты, и кузнечные изделия. А особая гордость владельца – восстановленный по частям действующий ткацкий станок. В общем, настоящая русская усадьба. Гости не только изучают старинный скарб, но и угощаются истинно деревенскими продуктами. Полюбоваться на такую красоту да полакомиться приезжали даже иностранные туристы. Правда, пока объём вложений Владимира Ивановича сильно превосходит величину полученных доходов.
Мы видим в музейном зале – кладезь редких экспонатов: старинные орудия крестьянского труда, столярного производства. На полках – народные музыкальные инструменты, чайники, самовары, которые не встретишь и в антикварном магазине. «А вот это вещи, которые окружали крестьян в повседневной жизни – валенки, лапти, конная упряжь», - показывает Брежнев и останавливается у следующей полки, где стоят разного типа самогонные аппараты. «Некоторые из них работают до сих пор», - поясняет он. Осторожно снимая с полки видавшую виды книгу «Молитвенник от всех болезней», изданную еще в середине 17-го века, хозяин рассказывает: «У книги необычная история, она пережила пожар и осталась почти невредимой».
А ещё мы побывали на производстве у В.И.Брежнева. У него имеется крупяной и масло — перерабатывающие цеха — продукция заняла первое место на международной выставке в Санкт — Петербурге в номинации «Экологически чистые продукты» и имеет большую золотую медаль. К услугам туристов — два зарыбленных пруда.
Словом, многое уже наработано. А в перспективе — дом гончара, где будут изготавливаться гончарные изделия; дом токаря и плотника — для выпуска сувениров; дом ткачихи — здесь будут ткать ковры и вязать изделия из пуха и шерсти; дом пивовара и так далее.
Благодаря этнографическому музею под открытым небом город Эртиль Воронежской области за последний год стал популярным объектом туризма. По улицам «деревеньки» гуляли гости из 18 стран, в ней проводят свадьбы в русских традициях, юбилеи и мастер-классы.
Особое внимание у нас вызвал «Проспект этнографического музея», содержание которого, действительно, подтверждает реальные возможности для организации сельского туризма в нашем районе, предоставляя приезжающим туристам и комфортные условия для проживания, и отменное питание экологически чистыми продуктами, активный и культурный отдых.
Проспект музея. Тип размещения: гостевой дом. Услуги: 9 Досуг: Глава III. Краеведение. Практическое обучение и воспитание. Побывав на экскурсии, мы узнали и сами увидели, что это настоящая деревенька 17-19 веков разрастается на окраине города Эртиль, Воронежской области. И создатель её –атаман станицы Эртильской, также заслуженный фермер России, глава КФХ «Шанс» Владимир Иванович Брежнев. 1 июня 2011 года началось строительство деревеньки - был выкопан пруд и заложен первый "камень" будущих экспозиций... Вот под куполом неба, в укромном уголке российского Черноземья виднеется сторожевая вышка, с которой взглядом можно окинуть высокую мельницу за небольшим прудом, крестьянскую хату, крытую соломой, небольшую кузницу... Территория музеев, общей площадью 3 гектара, застроена таким образом, чтобы сюда могли приезжать люди семьями для полноценного отдыха и питаться деревенской пищей, приготовленной из свежей, натуральной продукции домашнего производства. 10 Кроме проживания в гостевом домике любители экзотики могут проживать в домах рыбака или ткачихи, землянке, сеновале, избушке бабы Яги. Туристам и школьникам предоставляются мастер-классы (ткацкое, гончарное, кузнечное дело). Раздел III. Программа действий, предложенная проектной командой. |
Глава 4 . Содержательная часть проекта.
2.1. Участники проекта.
Участниками социального проекта являются учащиеся МКОУ «Щучинская СОШ», молодёжь, интересующаяся данной темой (145 человек). Во время поисковой деятельности по сбору редких экспонатов для создания школьного этнографического кабинета, организации поездок в этнографический музей привлекаются жители пожилого и пенсионного возраста, проживающие в Щучинском и Щучинско-Песковском сельских поселениях, органы местного самоуправления, педагогические работники школы ( 100 человек).
Реализация данного проекта способствует качественному усвоению программного материала краеведческого характера, осуществляет патриотическое воспитание школьников.
2.2. Продолжительность проекта.
Проект краткосрочный. Продолжительность – 5 месяцев (сентябрь 2013г. – февраль 2014 г.)
2.3. Основные этапы реализации проекта.
Работа над проектом проводится в пять этапов:
Первый этап. Организационно – подготовительный. (05.09.2013г.-16.09.2013г)
Второй этап. Информационно-познавательный . (20.10.2013г—10.11.2013г)
Третий этап. Операционно-деятельностный . ( 12.11.2013г. —10.12.2013г.)
Четвёртый этап. Практико-ориентационный. (15.01.2014г.—31.01.2014г.)
Пятый этап. Аналитический. (06.02.2014г--25.02.2014г)
2.4.Социологический опрос различных групп населения и анкетирование учащихся. Изучая общественное мнение, мы разработали анкету и провели анкетирование среди старшеклассников, учителей, родителей и местного населения. Нами было опрошено 62 человека. Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея.
11
На основе их анализа мы сформулировали следующие выводы. (Приложения 1, 2, 3)
Данные анкетирования и социологического опроса учащихся школы, молодёжи и жителей пенсионного возраста убедительно доказывают, что в Эртильском районе недостаточно ведётся информирование и рекламирование о существовании и развитии сельского туризма, представленного этнографическим музеем «Деревенька 17—19 веков» и созданного настоящим патриотом своей «малой» родины— Брежневым В.И.
2.5. Интервью с создателями этнографического музея. (Приложение 4)
Мы обратились к создателю этнографического музея под открытым небом «Деревенька 17-19 веков» с просьбой рассказать о своём детище и ответить на интересующие нас вопросы. Владимир Иванович с удовольствием нас принял и согласился с тем, что краеведческая работа сегодня крайне важна и необходима и для тех, кто сидит за партой, и для более взрослого населения. Это наши корни, это память перед нашими предками. Мы поняли, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего не будет и будущего. (Приложения 10.11)
2.6. Описание работы по проекту.
Организуя работу над социальным проектом, команда «Корни» задействовала значительную часть учащихся 5—11 классов школы. Все участники овладевали практическими умениями создавать проект и реализовать его. Каждый выполнял посильную часть общего дела.
Содержание проектной деятельности
Социальный проект направлен на участие каждого члена команды в различных видах деятельности.
Перспективный план работы по выполнению социально-краеведческого проекта
Этап | Содержание | Сроки | Ответственный | |
Основные этапы работы над социальным проектом Первый этап | ||||
Организационно– подготовительный Старт проекта Задача этапа: принятие целей всеми участниками проекта. Данный этап включает в себя разработку проекта, планирование деятельности. 05.09.2013г.- 16.09.2013г | 1.Обсуждение темы проекта, содержательной части, проектирование его основных этапов. | 05.09.2013г. | Участники команды «Корни»: | |
2. Формулировка целей, задач и планируемых результатов по теме проекта, разъяснение необходимости ведения поисковой работы участниками проекта. | 09.09.2013г. | Участники команды «Корни»: Азарных Надя Усков Женя Азарных Алина Усков Артём | ||
3..Анкетирование учащихся школы и социологический опрос жителей Щучинского и Щучинско-Песковского сельских поселений, выявления понимания ими существующей проблемы, беседа с администрацией сельских поселений. | 10.09.2013г.-14.09.2013г. | Участники команды «Корни»: Азарных Надя Усков Женя Азарных Алина Усков Артём | ||
4.Знакомство с целями, задачами и ожидаемыми результатами в ходе работы над социальным проектом; усвоение и соблюдение алгоритма работы над проектом; разъяснение необходимости поисковой работы участникам проекта: -- классным руководителям на совещании классных руководителей; --учащимся школы 5—11 классов на классных часах; --родителям учащихся на родительских собраниях; --жителям села с помощью распространения листовок-обращений; | . 16.09.2013г | Участники команды «Корни»: Азарных Надя Усков Женя Азарных Алина Усков Артём | ||
Второй этап | ||||
Информационно-познавательный Нa этом этапе должен быть осуществлен сбор краеведческого материала для создания школьного этнографического кабинета, овладение основными краеведческими знаниями. 20.10.2013г— 10.11.2013г | 1.Поиск информации в Интернет-ресурсах, изучение и их распечатывание. Составление каталога. | 20.10.2013г | Участники команды «Корни» | |
2.Операция « Далёкая старина» ( сбор старинных вещей). Составление каталога. | 25.10.2013 | Все учащиеся школы | ||
3.Встреча проектной группы с создателем Эртильского этнографического музея под открытым небом «Деревенька 17—19 веков» Брежневым В.И. | 01.11.2013г | Участники команды «Корни» | ||
4.Работа в этнографическом музее. Изучение исторических документов и экспонатов. | 05.11.2013г. | Участники команды «Корни» | ||
5. Акция « Экспонат для школьного музея». | 09.11.2013г | Творческие группы в 5-11 классах | ||
6. Посещение районного краеведческого музея. Экскурсия « Как жили наши предки». | 10.11.2013г | Остроухова Г.В | ||
Третий этап | ||||
Операционно-деятельностный Данный этап включает участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты. 12.11.2013г. — 10.12.2013г. | 1.Создание буклета «Патриот земли русской»; | 12.11.2013г. | Азарных Надя | |
2.Подбор материалов для стендовой защиты. | 15.11.2013г | Участники команды «Корни» | ||
3. Оформление статистических материалов к проекту. | 20.11.2013г | Участники команды «Корни» | ||
4. Составление презентации проектной группой с последующим показом в младших классах «Заочное путешествие в «Деревеньку 17—19 веков». | 23.11.2013г | Азарных Алина Усков Артём | ||
5. Участие в празднике «Забытая старина» на базе этнографического музея «Деревенька». | 30.11.2013г | Участники команды «Корни» | ||
6. Представление социального проекта на отчётном собрании в Щучинско-Песковском сельском поселении. | 10.12.2013г | Участники команды «Корни» | ||
Четвёртый этап | ||||
Практико-ориентационный Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности. 15.01.2014г.— 31.01.2014г. | 1. Создание картотеки на экспонаты в школьном этнографическом кабинете. | 15.01.2014г. | Участники команды «Корни» | |
2. Создание экскурсионной группы | 17.01.2014г. | Из состава краеведческих групп | ||
3.Оформление школьного этнографического кабинета. | 20.01.2014г. 23.01.2014г. | Участники команды «Корни» Краеведческие группы 5-11 классов | ||
4. Открытие школьного этнографического кабинета. | 25.01.2014г | Участники команды «Корни» | ||
5. Представить социальный проект на общешкольном родительском собрании. | 28.01.2014г. | Участники команды «Корни» | ||
6. Разработка маршрута тематических экскурсий по достопримечательностям Эртильского района. | 31.01.2014г. | . Участники команды «Корни» | ||
Пятый этап | ||||
Аналитический Подведение итогов, анализ, планирование дальнейшей деятельности. 06.02.2014г. – 25.02.2014г | 1.Выступить на школьной краеведческой конференции по теме « сельский туризм в Эртильском районе». | 06.02.2014г. | Участники команды «Корни» | |
2. Представить проект на районный конкурс «Гражданин Воронежского края—гражданин России». | 18.02.2014г. | Участники команды «Корни» | ||
3.Подготовить статью «Социальный проект—это наша гражданская позиция» в районную газету «Эртильские новости». | 21.02.2014г. | Участники команды «Корни» Пономарёва В.И. | ||
4.Спланировать дальнейшие мероприятия в рамках социального проекта «Сельский туризм в Эртильском районе». | 25.02.2014г. | Участники команды «Корни» Пономарёва В.И. |
2.7. Ожидаемые результаты. Перспективность. Анализ выполненной работы.
• Конкретные ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта мы ожидаем следующие результаты:
- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;
- появится интерес к истории своего отечества и родного края;
- появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
- создание и пополнение материальной базы школьного этнографического кабинета.
Вывод. Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
Перспективность дальнейшей деятельности
В дальнейшей работе школьного этнографического кабинета планируется:
1. Расширять экспозиции;
2. На базе этнографического кабинета проводить уроки краеведения, семинары, круглые столы, диспуты, экскурсии для учащихся, учителей и родителей.
3. Продолжать поисковую и исследовательскую деятельность;
Анализ результатов работы над социальным проектом.
В ходе работы над проектом ученики учились:
1.Находить информацию в различных источниках, изучать, анализировать и делать выводы;
2. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки информации, презентации результатов деятельности.
Раздел IV. Реализация плана действий и доказательная база выполненных проектной группой мероприятий.
Глава 5 . Распространение информации по проекту и его результатах.
Распространяться информация от проекте и его результатах среди различных групп населения будет через:
Глава 6. Заключение. От поколения к поколению.
Сегодня нам, как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения
ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед.
15
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Ребенок, подросток, взрослый, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма
не в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
экПатриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Когда нередки попытки «переписать», исказить историю нашей страны и общества, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связи поколений. Мы не должны забывать горькие, но в то же время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек.
Сегодня деревенский туризм в России находится на самом начальном этапе развития, в то время как во всём мире он является очень популярным и любимым видом отдыха. Три кита, на которых держится сельский туризм: пространство, сельские дома и люди. Все это у нас есть, плюс - гостеприимство. Деревенский туризм ставит своими целями не только извлечение прибыли, но и такие общественно полезные вещи, как пропаганда здорового образа жизни, восстановление здоровья детей и взрослых. Более того, деревенский туризм даёт возможность жителям городов хотя бы раз попробовать настоящей, действительно экологически чистой, простой деревенской пищи: парного молока, свежих овощей и ягод с куста. Ведь большинство горожан даже понятия не имеют, что это такое! Неоценимо обучение навыкам жизни на природе, воспитание любви к животным и растениям, укрепление семьи и возрождение малых сел и деревень России.
Глава 7. Используемые информационные ресурсы.
Интернет- ресурсы
1.http://www.stroyorbita.ru/index.php/item/131-selskiy-turizm-v-rossii-mezhdunarodnyiy-forum-prodolzhenie/
2. http://www.naturs.ru/press/
3. http://www.naturs.ru/catalog/kfh_shans/
16
8. http://muph.livejournal.com/365838.html
Использованная литература и публикации
Свинья под дубом
Как зима кончилась
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Одна беседа. Лев Кассиль
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое