Проведена оценка дыхательной системы у подростков. Изучена зависимость состояния дыхательной системы от занятий спортом
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_i_otsenka_funktsionalnyh_prob_dyhatelnoy_sistemy_u_podrostkov.docx | 50.28 КБ |
| Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука» |
Полное название темы работы | Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков. |
Название секции форума | Медицина и здоровье |
Тип работы | Исследовательская работа |
Фамилия имя отчество | Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна |
Место учебы: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северо-Енисейская средняя школа №2» |
Класс | 8 |
Место выполнения работы | МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2» |
Руководитель | Носкова Елена Михайловна учитель биологии |
Научный руководитель |
|
Ответственный за корректуру текста работы |
|
e-mail (обязательно) | , ele20565405@yandex.ru |
Аннотация
Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна
МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2», 8а класс
Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков
Руководитель: Носкова Елена Михайловна, МБОУ ССШ№2 , учитель биологии
Цель научной работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.
Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Основные результаты научного исследования: Человек в состоянии оценить состояние своего здоровья и оптимизировать свою деятельность. Для этого подростки, могут овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими возможность ведения здорового образа жизни.
Введение
У нашей соседки Юли родилась недоношенная дочь. И из разговоров взрослых было только и слышно, что многие недоношенные дети умирают, потому что у них не начинается самостоятельное дыхание. Что жизнь человека начинается с первого крика. Строение дыхательной системы и понятие жизненная емкость легких мы изучили на уроках биологии. Так же мы узнали, что во внутриутробном развитии легкие не участвуют в акте дыхания и находятся в спавшемся состоянии. Расправление их начинается с первым вдохом ребенка, однако полностью оно происходит не сразу, и отдельные группы альвеол могут оставаться нерасправленными.[5] Таким детям нужен особый уход. Нас заинтересовал вопрос. Чем же с возрастом должна заниматься эта девочка, чтобы объем легких и жизненная емкость увеличилась?
Актуальность работы. Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия. Но дети часто болеют простудными заболеваниями, не занимаются спортом, курят.
Цель работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить литературу о строении и возрастных особенностях дыхательной системы у подростков, о влиянии загрязнений воздуха на работу дыхательной системы;
- дать оценку состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
Объект исследования: учащиеся школы
Предмет исследования исследование состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость. Полученные результаты можно использовать в качестве пропаганды здорового образа жизни и активных занятий такими видами спорта: легкая атлетика, лыжи, плавание
Гипотеза исследования:
Считаем, что если нам в ходе исследования удастся выявить определённое положительное влияние
занятий спортом на состояние дыхательной системы, то можно будет пропагандировать их
как одно из средств укрепления здоровья.
Теоретическая часть
1. Строение и значение дыхательной системы человека.
Дыхание – это основа жизни любого организма. В ходе дыхательных процессов кислород поступает ко всем клеткам тела и используется для энергетического обмена – расщепления пищевых веществ и синтеза АТФ. Сам процесс дыхания состоит из трех этапов: 1 -внешнее дыхание (вдох и выдох), 2 -газообмен между альвеолами легких и эритроцитами, транспорт кислород а и углекислого газа кровью, 3- клеточное дыхание – синтез АТФ при участии кислорода в митохондриях. Дыхательные пути (носовая полость, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) служат для проведения воздуха, а газообмен происходит между клетками легких и капиллярами и между капиллярами и тканями организма. Вдох и выдох происходят за счет сокращений дыхательной мускулатуры – межреберных мышц и диафрагмы. [3] Если при дыхании преобладает работа межреберных мышц, то такое дыхание называется грудным (у женщин), а если диафрагмы – то брюшным (у мужчин).[7] Регулирует дыхательные движения дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. Его нейроны реагируют на импульсы, приходящие от мышц и легких, а также на повышение концентрации углекислого газа в крови.
Жизненная емкость легких - это тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального входа. Жизненная ёмкость легких является возрастным и функциональным показателем системы дыхания. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает приспособляемость больного к выполнению физической нагрузки. При регулярных занятиях спортом увеличивается жизненная емкость легких, происходит наращивание мощности дыхательных мыщц, подвижности грудной клетки, эластичности лекгих.[1] Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы определяли с помощью спирометра. Спирометр имеется в медицинском кабинете каждой школы.
Практическая часть
1. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе и выдохе (проба Генчи-Штанге) Проба Штанге: обследуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и вновь вдох, составляющий 80 - 90 процентов от максимального. Отмечается время задержки дыхания в секундах. При обследовании детей проба проводится после трех глубоких вдохов. Проба Генчи: после обычного выдоха исследуемый человек задерживает дыхание. Время задержки определяется в секундах.[2]
Для проведения экспериментального исследования нами было подобрано две группы добровольцев восьмых классов по 10 человек, различающиеся тем, что в одной группе были учащиеся, активно занимающиеся спортом (таблица 1), а в другой равнодушные к занятиям физкультуры и спорта (таблица 2).
Таблица 1. Группа испытуемых ребят, занимающихся спортом
№ п/п | Имя испытуемого | Возраст (полных лет и месяцев) | Вес (кг.) | Рост (м.) | Индекс Кетле (вес кг./рост м2) N = 20-23 | |
фактически | норма | |||||
1. | Алексей | 15 | 45 | 1,62 | 17,14 меньше нормы | 19,81 |
2. | Денис | 14 лет 2 мясаца | 42 | 1,44 | 20,25 норма | 16,39 |
3. | Анастасия | 14 лет 7 месяцев | 50 | 1,67 | 17,92 меньше нормы | 20,43 |
4. | Сергей | 14 лет 3 месяца | 63 | 1,67 | 22,59 норма | 20,43 |
5. | Михаил | 14лет 5 месяцев | 65 | 1,70 | 22,49 норма | 20,76 |
6. | Елизавета | 14 лет 2 месяца | 46 | 1,54 | 19,39 меньше нормы | 18,55 |
7. | Алексей | 14 лет 8 месяцев | 63 | 1,72 | 20,95 норма | 20,95 |
8. | Максим | 14 лет 2 месяца | 57 | 1,64 | 21,19 норма | 20,07 |
9. | Никита | 14 лет 1 месяц | 51 | 1,53 | 21,78 норма | 18,36 |
10. | Андрей | 15 лет 2 месяца | 58 | 1,65 | 21,03 норма | 20,20 |
ИМТ = m| h2 , где m – масса тела в кг , h – рост в м. Формула идеального веса: рост минус 110 (для подростков )
Таблица 2. Группа испытуемых ребят, не занимающихся спортом
№ п/п | Имя испытуемого | Возраст (полных лет и месяцев) | Вес (кг.) | Рост (м.) | Индекс Кетле (вес кг./рост м2) N = 20-25 | |
фактически | норма | |||||
1. | Алина | 14 лет 7 месяцев | 50 | 1,53 | 21,35 норма | 18,36 |
2. | Виктория | 14 лет 1 месяц | 43 | 1,54 | 18,13 меньше нормы | 18,55 |
3. | Виктория | 14 лет3 месяца | 49 | 1,59 | 19,38 меньше нормы | 21,91 |
4. | Нина | 14 лет 8 месяцев | 50 | 1,60 | 19,53 меньше нормы | 19,53 |
5. | Карина | 14 лет 9 месяцев | 51 | 163 | 19,19 меньше нормы | 22,96 |
6. | Светлана | 14 лет 3 месяца | 35 | 1,45 | 16,64 меньше нормы | 16,64 |
7. | Дарья | 14 лет 8 месяцев | 45 | 1,59 | 17,79 меньше нормы | 19,38 |
8. | Антон | 14 лет 8 месяцев | 70 | 1,68 | 24,80 норма | 20,54 |
9. | Анастасия | 14 лет 3 месяца | 47 | 1,63 | 17,68 меньше нормы | 19,94 |
10. | Руслана | 14 лет 10 месяцев | 39 | 1,60 | 15,23 меньше нормы | 19,53 |
Анализируя данные таблицы, мы заметили, что абсолютно у всех ребят из группы не занимающихся спортом индекс Кетле (массо-ростовой показатель) ниже нормы, а по физическому развитию ребята имеют средний уровень. Ребята из первой группы наоборот все имеют уровень физического развития выше среднего и по 50 % испытуемых по массо-ростовому индексу соответствуют норме, оставшаяся половина не значительно превышают показатели нормы. По внешнему облику ребята из первой группы сложены более атлетически.
У здоровых 14 -летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 25, девочек 24 секунд. При пробе Штанге испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых 14 – летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 64, девочек – 54 секунд. Все пробы повторяли три раза.
На основе полученных результатов было найдено среднее арифметическое и данные были занесены в таблицу № 3.
Таблица 3. Результаты функциональной пробы Генчи-Штанге
№ п/п | Имя испытуемого | Проба Штанге (сек.) | Оценка результата | Проба Генчи ( сек.) | Оценка результата | |
Группа, занимающихся спортом | ||||||
1. | Алексей | 76 | Выше нормы | 56 | Выше нормы | |
2. | Денис | 66 | Выше нормы | 57 | Выше нормы | |
3. | Анастасия | 55 | Выше нормы | 34 | Выше нормы | |
4. | Сергей | 77 | Выше нормы | 60 | Выше нормы | |
5. | Михаил | 68 | Выше нормы | 30 | Выше нормы | |
6. | Елизавета | 56 | Выше нормы | 25 | Выше нормы | |
7. | Алексей | 65 | Выше нормы | 33 | Выше нормы | |
8. | Максим | 67 | Выше нормы | 64 | Выше нормы | |
9. | Никита | 65 | Выше нормы | 30 | Выше нормы | |
10. | Андрей | 63 | Выше нормы | 30 | Выше нормы | |
Группа, не занимающихся спортом | ||||||
1. | Алина | 22 | Ниже нормы | 48 | Ниже нормы | |
2. | Виктория | 37 | Ниже нормы | 26 | Ниже нормы | |
3. | Виктория | 28 | Ниже норма | 23 | Ниже нормы | |
4. | Нина | 41 | Ниже нормы | 23 | Ниже нормы | |
5. | Карина | 33 | Ниже нормы | 23 | Ниже нормы | |
6. | Светлана | 52 | Ниже нормы | 25 | Норма | |
7. | Дарья | 51 | Ниже норма | 30 | Выше нормы | |
8. | Антон | 53 | Ниже нормы | 37 | Выше нормы | |
9. | Анастасия | 54 | Норма | 25 | Норма | |
10. | Руслана | 55 | Норма | 25 | Норма |
C пробой Генчи в первой группе все справились успешно: 100 % ребят показали результат выше нормы , а во второй группе только 20 % показали результат выше нормы, 30% соответствует норме ,а 50 % – наоборот ниже нормы.
С пробой Штанге в первой группе 100 % ребят дали результат выше нормы, а во второй группе с задержкой дыхания на вдохе в пределах нормы справились 20%, а оставшаяся группа показала результаты ниже нормы. 80%
2. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки (проба Серкина) [2]
Для более объективной оценки состояния дыхательной системы испытуемых мы провела с ними ещё одну функциональную пробу – пробу Серкина.
После проведенных испытаний результаты оцениваются по данным таблицы 4:
Таблица 4. Данные результаты для оценки пробы Серкина [3]
Категории испытуемых | Задержка дыхания в покое, t сек А | Задержка дыхания после 20 приседаний, t сек. Б –после работы Б/А 100% | Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин, t сек С- после отдыха В/А 100% |
Здоров, тренирован | 50 – 70 | Более 50 % от фазы 1 | Более 100 % от фазы 1 |
Здоров, не тренирован | 45 – 50 | 30 – 50 % от фазы 1 | 70 – 100 % от фазы 1 |
Скрытая недостаточность кровообращения | 30 – 45 | Менее 30 % от фазы 1 | Менее 70 % от фазы 1 |
Полученные результаты всех участников эксперимента занесены в таблицу 5:
Таблица 5. Результаты пробы Серкина
№ п/п | Имя испытуемого | Фаза 1 – задержка дыхания в покое, t сек | Задержка дыхания после 20 приседаний | Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин | Оценка результатов | |||
T 250 , сек | % от фазы 1 | t, сек | % от фазы 1 | |||||
Группа, занимающихся спортом | ||||||||
1. | Алексей | 76 | 40 | 52 | 76 | 100 | Здоров не тренирован | |
2. | Денис | 66 | 35 | 53 | 66 | 100 | Здоров тренирован | |
3. | Анастасия | 55 | 25 | 45 | 45 | 81 | Здорова не тренирован | |
4. | Сергей | 78 | 45 | 57 | 80 | 102 | Здоров тренирован | |
5. | Михаил | 60 | 29 | 48 | 55 | 91 | Здоров не тренирован | |
6. | Елизавета | 50 | 28 | 50 | 50 | 100 | Здорова тренирована | |
7. | Алексей | 60 | 38 | 63 | 60 | 100 | Здоров тренирован | |
8. | Максим | 67 | 45 | 67 | 67 | 100 | Здоров тренирован | |
9. | Никита | 65 | 30 | 46 | 54 | 83 | Здоров не тренирован | |
10. | Андрей | 63 | 32 | 51 | 58 | 92 | Здоров не тренирован | |
Группа, не занимающихся спортом | ||||||||
1. | Алина | 37 | 16 | 43 | 29 | 78 | Здорова не тренирована | |
2. | Виктория | 37 | 18 | 48 | 34 | 91 | Здорова не тренирована | |
3. | Виктория | 35 | 7 | 50 | 18 | 51 | Здорова не тренирована | |
4. | Нина | 40 | 20 | 50 | 30 | 75 | Здорова не тренирована | |
5. | Карина | 33 | 11 | 33 | 20 | 61 | Здорова не тренирована | |
6. | Светлана | 56 | 20 | 35 | 47 | 84 | Здорова не тренирована | |
7. | Дарья | 51 | 25 | 49 | 48 | 94 | Здорова не тренирована | |
8. | Антон | 66 | 29 | 44 | 50 | 76 | Здоров не тренирован | |
9. | Анастасия | 52 | 23 | 44 | 42 | 81 | Здорова не тренирована | |
10. | Руслана | 55 | 25 | 45 | 53 | 96 | Здоров не тренирован |
Проанализировав результаты обеих групп, можем сказать следующее:
-во-первых, ни в первой, ни во второй группе не выявлено детей со скрытой недостаточностью кровообращения;
-во-вторых, все ребята второй группы относятся к категории «здоровые не тренированные», что в принципе и следовало ожидать.
-в-третьих, в группе ребят, активно занимающихся спортом, только 50 % относится к категории «здоровые, тренированные», а об остальных пока такового не скажешь. Хотя этому есть разумное объяснение. Алексей участвовал в эксперименте после перенесенного ОРЗ.
в – четвертых, отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить общей гиподинамией 2 группы, что отражается на развитии дыхательной системы
Выводы
Подводя итоги своего исследования, хотим отметить следующее:
-экспериментальным путем нам удалось доказать, что занятия спортом способствуют развитию дыхательной системы, так как по результатам пробы Серкина можно сказать что у 60 % детей из группы 1 время задержки дыхания возросло, а это значит, что у них дыхательный аппарат более подготовлен к нагрузкам;
-функциональные пробы Генчи-Штанге также показали, что ребята из группы 1 находятся в более выгодном положении. Их показатели выше нормы по обеим пробам соответственно 100 % и 100 %.
Новорожденная девочка у молодой мамы выжила. Даже была на исскуственной вентиляции легких. Ведь дыхание – самая важная функция организма, влияющая на физическое и умственное развитие. [4] Недоношенные дети входят в группу риска по заболеванию пневмонией.
Хорошо развитый дыхательный аппарат — надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) — это первый этап на пути к улучшению здоровья. Потому в будущем мы посоветуем ей заняться спортом.
Для укрепления и развития дыхательной системы необходимо заниматься спортом регулярно.
Список литературы
1.Георгиева С. А. « Физиология» Медицина 1986г. Стр 110 - 130
2. Федюкевич Н И. «Анатомия и физиология человека» Феникс 2003г. Стр181 – 184
3. Колесов Д.В.., Маш Р.Д. Беляев И.Н.Биология: человек. – Москва, 2008 8 кл.
4. Федорова М.З. В.С.Кучменко Т.П. Лукина . Экология человека Культура здоровья Москва 2003 стр 66-67
Ресурсы интернет
5.http://www.9months.ru/razvitie_malysh/1337/rannie-deti
6. http://www.kidplanet.ru/menu/articles/articles_109.html
Две лягушки
Четыре художника. Осень
Фильм "Золушка"
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Что есть на свете красота?