В 2008 году телеканал «Россия» затеял весьма интересный проект – опрос под названием «Имя России», по образцу и подобию таких же, реализованных в других странах мира. По показателям промежуточных итогов в июле 2008 года Николай II занимал второе место в списке из 50 кандидатов. Это привело к возрождению полемики вокруг, казалось бы, давно забытых, но тем не менее, все еще болезненных исторических вопросов.
Вложение | Размер |
---|---|
nikolay_2.doc | 131 КБ |
7 открытая юношеская
научно-исследовательская конференция
имени С.С. Молодцова
Секция история
Исследовательская работа
Почему Николая II причислили к лику святых?
Р.Э. Мингазов, А.И. Мавлявиева
10 а класс, средняя школа №33, г. Нижнекамск
Научный руководитель:
Елена Евгеньева Петрова
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Нижнекамск 2009г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Николай II.Характер вопреки эпохи………………………………………….4
2. Причисление к лику святых………………………………………………….11
2.1 Последние дни жизни Николая II………………………………………11
2.2 Гибель Бориса и Глеба…………………………………………………..15
2.3. Сравнительный анализ жизни и деятельности Бориса, Глеба и
Николая II………………………………………………………………...17
3. Интерес общества к канонизации императора Николая II……………... 22
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………..26
Введение.
«Пройдя долгую и славную жизнь, народы, чем бы они ни были заняты, не в состоянии порвать со своим прошлым; они испытывают его влияние даже в тот момент, когда трудятся над его разрушением».
Ф. Гизо
В 2008 году телеканал «Россия» затеял весьма интересный проект – опрос под названием «Имя России», по образцу и подобию таких же, реализованных в других странах мира. По показателям промежуточных итогов в июле 2008 года Николай II занимал второе место в списке из 50 кандидатов. Это привело к возрождению полемики вокруг, казалось бы, давно забытых, но тем не менее, все еще болезненных исторических вопросов. В прессе и по телевидению заговорили о том, что неужели историю России будет символизировать человек, ввергнувший страну в катастрофу, проигравший две войны и допустивший две революции, последняя из которых убила – морально и физически – миллионы соотечественников, в том числе и самого Николая? Речь идет о сложившихся и еще сохранившихся стереотипах исторического знания, не обращая внимания на усилия, на мотивы, которыми руководствовался царь. А мы, выбрав эту тему, хотели рассмотреть личность Николая не с политической стороны, а со стороны общечеловеческих ценностей. Так какие же это общечеловеческие ценности? Николай II был человеком интеллектуальным, ответственным, трудоспособным, скромным и застенчивым, часто проявлял сострадание, жертвенность, был прекрасным семьянином. Конечно, не просто найти ответы на все вопросы, связанные с Николаем II, но мы попытаемся разобраться, почему его причислили к лику святых.
1. Николай II. Характер вопреки эпохи.
Уже в детстве проявились удивительная тонкость и нежность его души, оказавшейся столь восприимчивой для евангельской истины. Маленьким ребенком он любил изображения Божьей Матери и Георгия Победоносца. Созерцание образа святого, поражающего злую силу, вызывало волнение в последних глубинах его существа. Слушая в Царскосельском саду пение птиц, мальчик глубоко уходил в себя; при этом лицо его приобретало неземное, ангельское выражение-Любование природой переходило тогда в молитву; молитвенное общение с Богом было основой жизни Государя. Чрезвычайно любил царь православное богослужение; вообще, церковь была для него главной опорой жизни и служения родине.
Важно отметить царь жил, думал и чувствовал как глубоко церковный человек; и в этом было его единство со своим народом, с многомиллионным крестьянством. Но именно православная церковность создала стену непонимания и отчуждения между Николаем II и его подданными из высших классов. Дело в том, что часть русского образованного общества на протяжении XVIII — XIX веков постепенно все дальше отходила от церкви, увлекаясь то наукой, то западной культурой, то нездоровым мистицизмом. Либеральная интеллигенция и знать не поняли царя; не разделяя внутренне его идеалов, они не смогли поддержать и его государственных замыслов. В этом окружении Николай оказался в одиночестве, что и стало одной из непосредственных причин революций...
Он желал быть один. Один перед своей совестью. Не все приближенные царя это понимали: людям поверхностной духовности, мирским по своему устроению и светским по образу жизни, не доступны глубины идеи помазанничества. Напрашивается вывод, что именно отсюда возникали идейные конфликты между царем и его министрами. Николай опирался на совесть и интуицию (зная при этом прекрасно все внешние детали конкретной проблемы, которую, по свидетельству современников, всегда схватывал налету), — министры же руководствовались одними доводами рассудка и статистикой. Царь спорить не любил; но когда он, следуя долгу, поступал все же по-своему, возникали обиды и недовольство. Потому у Николая Александровича в его окружении появилось много врагов.
Знакомясь с воспоминаниями «Воспоминаниями С. Ю. Витте», автор отмечает доброту и «чрезвычайную воспитанность» Николая II. Он говорит «о неподготовленности его к вступлению на престол», отсюда и всевозможные влияния на царя. С.Ю. Витте рассказывает о политической деятельности и взаимоотношениях Николая II с окружением, что и подтверждает сделанный нами вывод.
Не противоречит нашему мнению и характеристика, данная Николаю генералом-фельдмаршалом В.И. Гурко¹, который входил в окружение царя, был знаком с В. К. Плеве, П. А. Столыпиным, принимал деятельное участие в подготовке аграрной реформы. Его воспоминания раскрывают разные стороны облика и деятельности царя и царицы. Гурко показывает, что Николай II был прекрасным семьянином, симпатичным, простодушным и приятным в общении человеком; по своим убеждениям, он был абсолютно средневековым человеком, унаследовавшим представление о правильной организации общества, минуя XIX век, прямо из эпохи Ивана Грозного.
Характеризуя личность Николая II, немецкий дипломат граф Рекс считал императора человеком духовно одарённым, благородного образа мыслей, осмотрительным и тактичным. "Его манеры, - писал дипломат, - настолько скромны, и он так мало проявляет внешней решимости, что легко придти к выводу об отсутствии у него сильной воли, но люди, его окружающие, заверяют, что у него весьма определённая воля, которую он умеет проводить в жизнь самым спокойным образом. Упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов отмечает большинство
_________________
¹ Гурко Иосиф Владимирович (16 ИЛ 1828-15 ЯН 1901) – генерал-фельдмаршал. Родился в Могилевской губернии. Окончил Пажеский корпус (1846), служил в лейб-гусарах. Заявил себя как выдающийся кавалерийский офицер. Будучи флигель-адъютантом и состоя в свите царя (1862-1866), выполнял административные поручения, связанные с проведением крестьянской реформы. Перед началом войны с Турцией 1877-1878 командовал 2-й гвардейской кавалерийской дивизией. Во время войны показал себя талантливым и решительным военачальником.
знавших императора людей. До тех пор, пока план не был осуществлён, царь постоянно обращался к нему, добиваясь своего.
Кроме твёрдой воли и блестящего образования, Николай обладал огромной трудоспособностью. Если это было необходимо, он мог работать с утра до поздней ночи, изучая многочисленные документы и материалы, поступавшие на его имя. Был он любителем физического труда - пилил дрова, убирал снег и тому подобное, привлекал его и спорт во всех видах. Николай II обладал живым умом и широким кругозором, он быстро схватывал существо рассматриваемых вопросов. Император имел исключительную память на лица и события. Большую часть людей, с которыми ему приходилось сталкиваться, и которых было много, он помнил в лицо.
Обобщая сведения и целого комплекса российских исторических источников, мы видим, что Николай II работал без помощников, один, что отличало его от большинства монархов, глав государств. У него не было личного секретаря, предпочитал всё делать сам. На его письменном столе лежал большой календарь, в котором он аккуратно собственной рукой записывал свои дела, назначенные на каждый день. Когда приходили официальные бумаги, Николай распечатывал их, читал, подписывал и сам запечатывал, чтобы отправить. Своих министров и других приглашенных лиц царь обычно принимал в непринуждённой обстановке. Слушал внимательно, не прерывая. Во время беседы был предупредительно вежлив, никогда не повышал голоса.
В.И.Гурко в своей книге "Царь и царица" отмечает, что благодаря своей памяти осведомлённость царя в различных вопросах была изумительная. "Но пользы из своей осведомленности он не извлекал. Накапливаемые из года в год разнообразнейшие сведения оставались именно только сведениями и совершенно не претворялись в знание, ибо координировать их и сделать из них какие-либо конкретные выводы Николай II был не в состоянии. Всё почерпнутое им из представляемых ему устных и письменных докладов, оставалось мёртвым грузом, использовать который он и не пытался", - писал автор.
В исторической памяти сохранилось множество отдельных случаев самого трогательного отношения Государя, особенно к простым людям. Замечательным правом царя было высочайшее право помилования приговоренных к смертной казни: торжество христианской любви над всеобщей юридической нормой в этой государственной привилегии, данной Божиему избраннику, было явлено особенно отчетливо. Царь нередко пользовался таким своим правом. При этом он всегда проверял, насколько точно осуществляли его распоряжение; а однажды он даже отправил помилованного государственного преступника в Крым лечиться, — и это на свои средства. Царь использовал каждый подходящий случай, чтобы предоставить возможность Духу Святому действовать в российской жизни.
Николай II боролся с вторжением в повседневный язык иностранных слов. «Русский язык так богат, — говорил он, — что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения русскими. Ни одно слово не славянского происхождения не должно было бы уродовать нашего языка». К России Николай II относился не сентиментально, но религиозно; служение Родине Божиего Помазанника для него не отделялось от служения Богу. Царь был представителем национальной русской культуры и такой надмирной реальности, как Святая Русь.
Зная все эти факты, мы не без основания можем предположить, что одаренный замечательными личными качествами, Николай II был воплощением всего, что в русской натуре есть благородного и рыцарского, но он был слаб. Николай II был скромен и застенчив. Он слишком сомневался в самом себе: отсюда и все его неудачи. Но царь не был ограниченным ничтожеством, чьей-либо марионеткой. В критическую минуту именно он проявлял наибольшую твёрдость духа из всего своего окружения. И вот, когда Россия переживала острый кризис, царь решил взять на себя Верховное командование армией. 22 февраля 1916 года Николай II выступил в Думе. Его речь о том, что в трагические минуты, переживаемые страной, они объединят свои усилия и будут работать в полном согласии на благо Родины, была принята бурной овацией депутатов. Казалось, что царь, министры и народные представители имели одну цель – победить, во что бы то ни стало. Однако рознь не прекращалась, а, наоборот, все усиливалась. Николай II не решался пойти на либеральные уступки, которые от него требовали. Он предполагал, что в данное время нельзя проводить какие-либо реформы. Император был человеком совести и души, те моральные установки, которыми он руководствовался в своей работе, делали его беззащитным перед интригами. Вокруг царя всё сильнее и сильнее сжимался круг предательства и измены, который превратился в своего рода капкан к началу марта 1917 года. В монографии Г. 3. Иоффе «Великий Октябрь и эпилог царизма» он усматривал в Николае убеждённого славянофила, почитавшего допетровский XVII век «золотым веком» России.
Перед царем был выбор: отречься от престола или же идти на столицу с преданным ему войском. Это привело бы к войне с собственным народом, к гражданской войне, причем во время войны, которая велась с неприятелем. Николай II и здесь проявил благородство, не мог он воевать с собственным народом. Его отречение – тому подтверждение. Обманутый и преданный своим окружением царь принял решение об отречении в надежде, что те, кто пожелает его удаления, окажутся способными привести войну к благополучному концу и спасти Россию. «В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали Мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть».
Он боялся, чтобы его сопротивление не послужило поводом к гражданской войне в присутствии неприятеля, и не пожелал, чтобы кровь хотя бы одного русского была пролита за него. Он верил в свой народ, в его мудрость и сплочение, но к власти рвались не те люди. Они не только без боя сдали позиции немцам и подписали позорный для России мир, но и собственную страну разрушили и разграбили. Царская семья, их родственники, дворянство, купечество, духовенство, офицеры, интеллигенция и тысячи других людей были убиты.
Существует версия, будто Николай II легко, почти бездумно отказался от царствования, сдал власть, как будто сдавал кавалерийский эскадрон. Соответствует ли это действительности? Есть и другая, сугубо монархическая версия, где отречение изображается “жертвенным” поступком царя “во благо” России. Мы более склоняемся ко второй версии, в Петрограде массы уже решительно требовали ликвидации монархии, что заставило буржуазных оппозиционеров пойти на маневр. Они поставили вопрос об отречении Николая в пользу “законного наследника” Алексея при регентстве брата царя – великого князя Михаила Александровича. Расчет на то, что эта уступка наконец остановит, собьет революционную волну. Николай II принимает ультиматум. Казалось бы, все: на истории можно было поставить точку. Но нет. Вот мы и добрались, до наиболее интересного для нас момента. Когда думские посланцы – А. Гучков и В. Шульгин поздно вечером 2 марта прибыли в Псков “за отречением”, Николай неожиданно заявил, что он «передумал», и предложил новый вариант отречения: за себя и за своего сына Алексея в пользу Михаила. Это было очевидным нарушением закона о престолонаследии: царь не мог отрекаться за прямого наследника, но отречение было принято. 3 марта, уезжая из Пскова, в своем дневнике Николай сделал запись: «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман». Это, пожалуй, единственное, но зато вполне определенное признание, опровергающее утверждения об якобы «добровольном отречении» царя. Николай «не сдал» власть, не устранился от нее, а был устранен революцией после того, как она поставила думских лидеров и высших генералов практически в безвыходное положение.
С подписанием отречения ставится точка в трагедии жизни императора Николая II и начался отсчёт времени в трагедии его смерти. Он принёс себя в жертву ради России, но эта жертва оказалась напрасной. С этого момента не столько внешние события, сколько внутреннее духовное состояние Государя обращает на себя наше внимание. Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее, переживал тяжелое душевное мучение.
Весной 1918 года дочь последнего русского императора великая княгиня Ольга передала из Тобольска духовное завещание своего отца. Вдумайтесь в его глубокий смысл, ведь это обращение не только к соотечественникам, жившим в те буйные годы, но и к нам живущим. “Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь”. В этих словах весь царь, его проведение Господне, как Помазанника Божьего.
Николай II в июле 1918 года был убит не просто как беспомощный, беззащитный человек. Изумительное мужество его поведения, когда он, с больным сыном на руках, спускался в подвал Ипатьевского дома, и еще раньше, когда и он, и Государыня отказались от эмиграции и побега - все это говорит о том, что в их душах была святая готовность к жертвенному, христоподражательному страданию. Она выразилась в вещих словах, сказанных им более чем десять лет назад, в период первой российской революции: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия».
Вывод: Истинное величие императора Николая II не в царском достоинстве, а в той удивительной нравственной высоте, на которую он постепенно поднялся.
2. Причисление к лику святых.
2.1 Последние дни жизни Николая II.
В апреле 1918 г. царскую семью взяли под охрану уже советские комиссары. Они перевезли Романовых в «столицу красного Урала» - Екатеринбург. Здесь царскую семью разместили в особняке инженера Ипатьева, выселив хозяина. С семьей оставалось пять человек прислуги. В июле охрану возглавил старый большевик Яков Юровский.
Царская семья почти не получала известий о политических событиях, а между тем в стране разгоралась гражданская война. На Екатеринбург двигались восставшие против большевиков Чехословацкий корпус и казаки. Со дня на день большевики ожидали падения города.
В начале июля 1918 г. уральский военный комиссар Исай Голощекин («Филипп») выехал в Москву для решения вопроса о дальнейшей судьбе царской семьи. Расстрел всей семьи был санкционирован СНК и ВЦИК. В соответствии с этим решением Уралсовет на своем заседании 12 июля принял постановление о казни, а также о способах уничтожения трупов и 16 июля передал сообщение об этом по прямому проводу в Петроград Зиновьеву. По окончании разговора с Екатеринбургом Зиновьев отправил в Москву телеграмму: «Москва, Кремль, Свердлову. Копия - Ленину. Из Екатеринбурга по прямому проводу передают следующее: «Сообщите в Москву, что условленного с Филиппом суда по военным обстоятельствам ждать не можем. Если Ваше мнение противоположно, сейчас же, вне всякой очереди сообщите в Екатеринбург. Зиновьев»[1]
Телеграмма была получена в Москве 16 июля в 21 час 22 минуты. Фраза «условленный с Филиппом суд» - это в зашифрованном виде решение о казни Романовых .
Решение тщательно скрывалось от семьи. Тем вечером 17 июля в 22 часа 30 минут они, как обычно пошли спать. В 23 часа 30 минут в особняк явилось двое особоуполномоченных от Уралсовета. Они вручили решение исполкома командиру отряда охраны Ермакову и коменданту дома Юровскому и предложили немедленно приступить к исполнению приговора.
В полночь Юровский разбудил Николая II, его семью и приближенных, велев быстро одеться и спуститься вниз. Он объяснил, что чехи и белые приближаются к Екатеринбургу, и местный Совет решил, что они должны уехать. Все еще, ни чего не подозревая, все оделись, а Николай и Алексей надели на голову военные фуражки. Николай спустился по лестнице первый, неся на руках Алексея. Сонный мальчик крепко обнимал руками шею отца. За ними следовали другие, Анастасия держала на руках спаниеля. По цокольному этажу Юровский привел их в полуподвальную комнату с тяжелой решеткой на окне. Здесь он попросил их подождать, пока не приедут автомобили.
Николай попросил стулья для сына и жены. Юровский приказал принести три стула, Александра взяла один, Николай взял другой и, поддерживая Алексея, положил его спиной на третий стул. За матерью стали четверо детей, доктор Боткин, лакей Трупп, повар Харитонов и комнатная девушка императрицы Демидова. Последняя принесла две подушки, одну из которых она положила под спину императрицы, а другую держала в руках. Внутри нее, спрятанная глубоко в перьях, находилась коробочка с царскими драгоценностями. Когда все собрались, Юровский снова вошел в комнату, сопровождаемый всем отрядом ЧК с револьверами в руках. Он вышел вперед и быстро сказал: «Ввиду того, что Ваши родственники продолжают наступление на Советскую Россию, УралИсполком постановил расстрелять Вас». Николай, продолжая поддерживать рукой Алексея, стал подниматься со стула, чтобы защитить жену и сына. Он только успел прошептать: «Что?» и тут Юровский направил револьвер в голову царя и выстрелил. Николай был убит наповал. По этому сигналу палачи начали стрельбу. Александра и Ольга успели лишь поднять руку в крестном знамении, как были убиты точными выстрелами. Анастасия, Татьяна и Мария, стоявшие позади матери, умерли не сразу. На них были корсеты, внутри которых были вшиты драгоценности. Пули отскакивали от них. Девочки забились в угол, и, молча, смотрели в лица своих убийц, последние, отбросив винтовки, взялись за штыки. Боткин, Харитонов и Трупп пали под градом пуль. Комнатная девушка Демидова перенесла первый залп, и чтобы не перезаряжать револьверы, палачи принесли из соседней комнаты винтовки и стали преследовать ее, чтобы добить штыками. Крича и мечась от стены к стене как загнанное животное, она пыталась отбиваться подушкой. Наконец она упала, пронзенная штыками более тридцати раз.
В комнате, полной дыма и запаха пороха, внезапно воцарилась тишина.
Кровь ручьем текла по полу. Затем возникло движение, и раздался тяжелый вздох. Алексей, лежа на полу все еще в объятиях отца, слабо шевельнул рукой, сжимая китель отца. Один из палачей злобно пнул цесаревича тяжелым сапогом в голову. Подошел Юровский и дважды выстрелил в ухо мальчику. Как раз в этот момент Анастасия, которая была только без сознания, очнулась и закричала. Со штыками и прикладами вся банда набросилась на нее. Через мгновение она также затихла.
В час ночи 18 июля все было кончено ...[2]
Этот трагический конец жизни Николая II и его семьи оставил своеобразный отпечаток в душе каждого из нас. Вряд ли кто сможет когда-либо равнодушно перелистывать эту черную страницу нашей истории. Как повернулась рука тех варваров выстрелить в невинных детей, женщин, своего царя? И добивать их штыками после неудачной попытки расстрела? У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства по этому поводу.
Восемнадцатый император в династии Романовых умер в ночь на 18 июля 1918 года ... Эта цифра - 18 - как она теперь символично и грустно звучит. Император погиб, и вместе с ним изжившая себя многовековая монархия ...
Однако за столь мученическую смерть Николай и члены его семьи впервые были канонизированы вовсе не в России. Это, как не странно, произошло в Сербии. Жители города обратились к Синоду Сербской Православной Церкви с прошением о причислении к лику святых русского императора Николая II , которого они почитают наравне с сербскими народными святыми. В двух новых построенных храмах в Сербии уже в 1936 году Николай изображался как святой. Но вскоре вспыхнула Вторая Мировая война, и храмы были разрушены. В России причисление царской семьи к лику святых (как «новомучеников и исповедников») было совершено лишь в Архиерейском юбилейном соборе 13-16 августа 2000году. Храмы-памятники в честь него воздвигнуты во всех частях света. Один из самых прекрасных Храм Святого Праведного Иова Многострадального, построенный в Брюсселе в память Государя Николая II Авгусгейшей Семьи. Не менее великолепен Храм-памятник во имя Святого Николая Чудотворца в Шанхае. Первое известное ныне иконописное изображение Императора Николая II относится к 1927 году, С тех пор многие иконописцы стали изображать Царственных Мучеников на иконах.
Вывод: Император принес жертву за всю Россию, поэтому те издевательства, что испытал он и его семья, - это выше всякого мученичества. В церкви называется это не мученичество, а страстотерпство. То есть не за веру как таковую, а за государство.
2.2 Гибель Бориса и Глеба.
Если углубиться в наше недалекое прошлое, то можно проследить подобный случай и в Xl веке, когда два брата, Борис и Глеб, были варварски убиты своим же братом Святополком и, впоследствии, стали первыми русскими христианскими святыми.
Наследник киевского престола Святополк, для достижения своих корыстных целей решает убрать своих братьев-соперников со своего пути. Первой его жертвой был младший брат Борис. Борис узнает о покушении и начинает молится. Когда убийцы подошли к палатке Бориса, то они услышали, что тот поет заутреню:
«Господи! Что ся умножиша стужающие мне. Мнози въстают на мя».
Закончив заутреню, он помолился и сказал, глядя на икону:
«Господи Иисусе Христе! Иже симь образом явися на земли спасенья ради нашего изволив своею волею пригвоздити на кресте руце свои и приим страсть грех ради наших тако и мене сподоби прияти страсть. Се же не от противныхъ приимаю но от брата своего и не сотвори ему Господи в семь греха».
(Прочитав такое описание его предсмертных часов, легко поверить, что Борис был святым уже при жизни.) Помолившись, он лег спать. Убийцы уж тут конечно не растерялись и начали протыкать спящего Бориса копьями. Заодно пострадал и личный телохранитель Бориса некий Георгий, про которого летопись сообщает, что он был венгром. Это был любимец Бориса, который носил на шее большую золотую гривну, подаренную молодым князем. Георгий пытался своим телом защитить Бориса, но пал под ударами нападавших. Были перебиты и все остальные спутники Бориса. Все это напоминает нападение на плохо охраняемый лагерь - ведь тревогу-то никто не поднял. Убитого, как казалось, князя завернули в шатер, положили на телегу и повезли в Вышгород. Тело Бориса поместили в церкви святого Василия. Святополк же окаянный между тем стал думать, как бы ему извести брата Глеба. Но Глеб был далеко, и Святополк решил заманить его в ловушку. Он послал Глебу письмо:
«Поиди вборзе отець тя зовет не сдравить бо велми».
Глеб был послушным сыном. Он быстро собрался, сел на коня и с маленьким отрядом отправился к отцу. Когда Глеб вышел к Волге, его конь споткнулся в какой-то яме, а Глеб немного повредил себе ногу. Когда Глеб уже проехал Смоленск и остановился в барке на Смядыне, он пол чил послание от Ярослава из Новгорода: «Не ходи отець ти умерлъ а брат ти убьен от Святополка».
Получив такое сообщение, Глеб стал со слезами молиться за отца и брата:
«Увы мне Господи! Луче бы ми умрети съ братом нежели жити на свете семь. Аще бо быхъ брате мой видел лице твое ангелское умерлъ быхъ с тобою. Ныне же что ради остахъ азъ един? Кде суть словеса твоя яже глагола къ мне брате мой любимый? Ныне уже не услышо тихаго твоего наказанья. Да аще еси получилъ дерзновенье у Бога молися о мне да и азъ быхъ ту же страсть приялъ. Луче бы ми было с тобою умрети неже в свете семь прелестнем житии».
Пока он так молился, прибыли посланные Святополком убийцы. С обнаженным оружием они захватили барку, на которой находился Глеб со своим отрядом. Нападение, вероятно, было таким стремительным, что отряд Глеба был полностью деморализован, не оказал никакого сопротивления. Как сообщает летопись: «Отроци Глебовни уныша.»
Один из присланных убийц по имени Горясер велел убить Глеба. И Глеб был убит, но почему-то не прибывшими людьми, а своим же поваром по имени Торчин. Что стало с небольшой дружиной, летопись не сообщает, а тело Глеба было брошено на берегу реки между двумя колодами. Несколько позже его тело все-таки увезли, а в княжение Ярослава положили в церковь рядом с братом.
Вывод: Показательно, что первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб. Их слава состояла в добровольном отречении от власти и принесении себя в жертву. Данному образу поведения христианского князя, религиозный долг которого – жертвовать собой ради спасения своего народа, были отныне призваны следовать все русские князья.
2.3 Сравнительный анализ жизни и деятельности Бориса, Глеба и Николая II.
Канонизация - это чествование церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого. В ранней церкви ветхозаветные патриархи и праотцы, ветхозаветные пророки, новозаветные апостолы и мученики уже изначально признавались святыми, так что отдельных поставлений о причислении их к лику святых не требовалось. Вскоре началась канонизация такие людей, которые оставили значительные отпечаток в нашей истории, но главным основанием, по которому церковью начиналось дело о причислении того или иного подвижника, служил дар чудотворений, проявленные при жизни или смерти. Но Борис, Глеб и Николай не имели подобного дара. Так почему же их причислили к лику святых?! Многие историки затрагивали этот вопрос.
Для выяснения этой причины проведем сравнительный анализ жизни деятельности наших правителей.
Отношения с отцом | |
(с Владимиром) Из своих детей больше всего князь Владимир любил Бориса и Глеба. Они, по словам летописца Нестора «сияли как две светлые звезды» во мраке прекрасными качествами, служили истинным утешением и усладой его старости, и поэтому Владимир любил их предпочтительно пред другими. Некоторые источники говорят, что князь именно их считал законными по рождению сыновьями. Ведь именно с их матерью, с греческой царевной Анной, Владимир был соединён христианским браком. | (c Александром III) Николая II , он, будучи наследником, благоговел перед отцом. Он восхищался его политикой, как с помощью полицейского террора смог успокоить страну и упрочить самодержавную власть. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к Росси, чувство ответственно за ее судьбу. С детства ему стала близка мысль, что его главное предназначение – следовать российский основам, традициям и идеалам. Кроме того, перед смертью монарх благословляет брак Николая II и немецкой принцессы Алисы Гессенской. |
Образование | |
«Борис имел разум, просвещенный благодатью Божьей. Он брался за книги и читал жития Святых и другие духовные книги, усердно молился»[3]. Глеб же, не смотря на то, что еще не умел читать, сидел подле него и слушал. | Воспитание и образование Николая II проходило под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе. Воспитатели будущего императора и его младшего брата Георгия получили такую инструкцию: «Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости закона, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети».[4] |
Обстановка в государстве при правлении | |
В 1015 году ростовский князь Борис в момент смерти своего отца сражался с печенегами. Глеб, получивший от отца во владение Муромскую землю, безуспешно пытался вовлечь в лоно христианства народ. В древней Руси хозяйство было первоначально скотоводческим или даже коневодческим, так как кони требовались для военных целей. Плохо развивалась торговля страны, на продажу сельскохозяйственные продукты не производились – все это было следствием слабого развития земледелия. Но принятие христианства дало толчок его дальнейшему развитию, так как сельскохозяйственные продукты стали необходимыми для жизни христианского человека. | Николай Александрович принимает императорский манифест, который превращал Россию из абсолютной монархии в полуконституционную, в результате чего появляется Государственная дума. Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 г.г. темпы роста продукции российской промышленности превышали 9% в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся Соединенные Штаты Америки. По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире, выращивая более половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой «житницей Европы». На ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта крестьянской продукции. В годы правления Николая II в России было создано самое лучшее по тем временам рабочее законодательство, обеспечивающее нормирование рабочего времени, выбор рабочих старост, вознаграждение при несчастных случаях на производстве, обязательное страхование рабочих от болезней, по инвалидности и старости. Император активно содействовал развитию русской культуры, искусства, науки, реформам армии и флота. Кроме того, заботясь о мирном развитии России, в Гааге он выдвигает свое предложение о разоружении и сокращении войск. |
Смысл поведения в той или иной ситуации | |
Борис и Глеб избрали христианский путь непротивление злу, отказа от борьбы во имя высших государственных и религиозных идеалов. | Николая II он без сопротивления принял отречение, так как он не мог долго вынести двойную ношу царя и главнокомандующего. Поражение армии в войне, обнищание страны, усталость- все это привело его в состояние подавленности. Он мог исправить положение в стране, дав власть Государственной Думе, что он и сделал, но так и не смог отказаться от идеи самодержавия, что спровоцировало жестокому исходу событий. |
Когда празднуется день великомучеников | |
24 июля в день гибели Бориса. | В день расстрела в ночь с 16 на 17 июля. |
Смысл канонизации | |
После принятия Русью христианства, государство нуждалось в своих русских святых. Поиск новых духовных ценностей. | Канонизация должна была способствовать объединению народа Божия в вере и благочестии. Возврат к прежним духовным ценностям. |
Вывод: Проанализировав этих правителей можно заметить, что и братья, и Николай II живут в разных, но похожих по обстоятельствам эпохах, что деятельность их направлена на служение Отечеству, на становление благополучия в государстве. Следовательно, как и Бориса с Глебом, так и Николая II, тоже можно причислить к лику святых страстотерпцев.[5]
3. Интерес общества к канонизации императора Николая II.
Тема канонизации императора Николая II и членов царской семьи широко обсуждалась в 90-е годы в ряде публикаций в церковной и светской печати. Это время, когда в нашем государстве, после распада СССР, идет активный поиск духовной ниши, поиск новых общественных ценностей. Учитывая, что несколько поколений граждан выросло на атеизме, мы посчитали нужным привести в этой главе условия канонизации, а также классификацию праведников в Русской Православной Церкви.
Основными условиями прославления святых во все времена могли быть:
1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия.
2. Мученическая за Христа смерть или истязания за веру Христа.
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам, или от честных его останков- мощей.
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью.
6. Добродетельная, праведная жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
7. Большое почитание народом, иногда еще при жизни.
Выделенные условия под № 5 и №6 можно отнести к деятельности императора, поэтому Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял единогласно решение канонизировать Николая II .
Учитывая, что весь сонм праведников Церковь делит на так называемые чины святости: князья, святители, преподобные, юродивые, святые миряне и жены, нас, конечно, будет интересовать сонм святых князей. Он подразделяется на несколько групп: а) равноапостальные, суть подвига которых состоит в распространении христианства; б) князья-иноки, принявшие монашеский постриг; и в) князья-страстотерпцы, ставшие жертвами политических убийств, погибшие на поле брани или потерпевшие мученическую смерть, отстаивая христианскую веру. Последний российский император Николай II был прославлен как страстотерпец Архиерейским Собором 13-16 августа 2000 года.
Реакция российского общества на решение Собора оказалась весьма неоднозначной.
Опрос мнения населения (в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России, интервью по месту жительства 2-3 сентября 2000 года 1500 респондентов) показал следующие результаты:
На вопрос: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАНОНИЗИРОВАЛА (ПРИЧИСЛИЛА К ЛИКУ СВЯТЫХ) ПОСЛЕДНЕГО РУССКОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II? Из ответов респондентов была составлена следующая схема.
КАК ВЫ ЛИЧНО ВОСПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ О КАНОНИЗАЦИИ НИКОЛАЯ II?
Те же самые вопросы мы задали учащимся 9-х, 10-х, 11-х классов и учителям средней общеобразовательной школы № 33, с углубленным изучением английского языка (144 учащихся и 27 учителей)
Как видно из графиков, интерес к личности Николая II у школьников в 2008 году значительно выше, чем у участников опроса 2000 года. Это можно объяснить тем, что в современной школьной программе по истории личности исторического деятеля отводится больше внимания.
Вывод: Канонизация Николая II способствовала поднятию в глазах общества его престижа и более глубокому осмыслению деятельности императора в период своего правления. Инициатива Церкви показала, что возрождаются островки духовности, которые дадут нашему Отечеству великую славу. Практическая задача нашей работы была в том, чтобы доказать, что есть у нашего государства небесный защитник. Это особенно важно в современной напряженной внутренней и внешней обстановке в России.
Заключение.
Проделав серьезный исторический анализ личности Николая II, мы выяснили, что у него, как и у всякого человека, имелись и положительные и отрицательные черты. Несмотря на все это, он ставил дело Российского государства выше отдельных личностей, и если деятель не справлялся с делом, он убирал его не зависимо от прежних заслуг. Забыв про политику, про все недостатки и ошибки императора, все случайности и трагедии, то можно в нем увидеть обычного человека, гражданина, заботливого отца и семьянина. Однако столь трагический финал династия Романовых остался красным пятном в истории нашего отечества. Более того, это событие затронуло и представителей зарубежных стран, которые всяческими способами доказали своё небезразличие. Останки (44 фрагмента костей, 7 фрагментов зубов, 3 пули от короткоствольного оружия и 1 фрагмент ткани одежды), найденные под Екатеринбургом на старой Коптяковской дороге летом 2007 года, действительно принадлежат семье Романовых, жизнь которых оборвалась трагически. Неопровержимое доказательство предоставила главная генетическая лаборатория США. Уголовное дело по убийству семьи Романовых будет закрыто в январе 2009 года.
Понимая, что работа не должна носить чисто теоретический интерес, нам вполне обоснованным представляется вывод, сформулированный в конце работы.
Список использованной литературы
1. В.В. Алексеев «Исторический календарь» 1996 г.
2. Витте С.Ю. Воспоминания, т.1.М.,1960,с.464-510.
3. Гурко В.И. Издательство, ВЕЧЕ. Серия. Царский дом. 2008г. Страниц 352
4. Иоффе, Г.З. Великий Октябрь и эпилог царизма. Издательство: М.: Наука 1987 г. Переплет: твердый; 365 страниц.
5. А. Кулюгин «Энциклопедия Российских царей» 2002 г.
6. О.М. Рапов «История России в лицах» V-XX в. 1999
[1] Соколов Н.А. Последние дни Романовых.- М., 1990
[2]2.Мейсси Р.К. Николай и Александра. Мы: 1991 №8.6.154-177.
[3] «Исторический календарь». Составитель В.В. Алексеев 1996 г.
[4] Жильяр П. «Император Николай II и его семья», 1921 г. с.83.
[5] Страстотерпцев – наименование мучеников в Православной церкви. Как правило страстотерпцы - это христиане, пострадавшие Христа ради из-за клеветы и ненависти своих ближних и при этом встретившие смерть простив собственных гонителей и убийц.
Какая бывает зима
Простые летающие модели из бумаги
Сказка об осеннем ветре
Никто меня не любит
Простые новогодние шары из бумаги