Материал к уроку
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_alla.pptx | 586.29 КБ |
Слайд 1
ФразеологизмыСлайд 2
Казанские сироты «Сирота казанская» - человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей; в этом смысле мы и по сей день используем как поговорку старинную кличку.
Слайд 3
Попасть в переплёт Попасть в переплет Это значит попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение. В русских диалектах ПЕРЕПЛЕТ - плетенная из веток ловушка для рыб. Она устроена таким образом, что заплыть в нее рыба может легко, а вот выплыть обратно из-за точащих навстречу острых срезов прутьев уже не может. Как во всякой ловушке, оказаться в ней - дело малоприятное.
Слайд 4
«Коломенская верста» «Коломенской верстой» называют иногда длинных и худощавых людей. Родилось словосочетание еще в допетровские времена, когда в XVII веке, по распоряжению царя Алексея Михайловича, на «столбовой» дороге (то есть дороге с верстовыми столбами) между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены «вёрсты» (то есть верстовые столбы) такой высоты, каких на Руси еще не видывали. Должно быть, столбы эти произвели огромное впечатление, если на протяжении трех веков мы пользуемся связанным с ними сочетанием слов.
Слайд 5
«Лить колокола» «Лить колокола» значит: врать, рассказывать небылицы. Почему? Отлить церковный колокол было непросто. Для этого требовались и немалое мастерство, и хитроумные приспособления, и правила. Чуть что не так, неизбежна была неудача: пропадал дорогой металл или колокол получался с неверным, дребезжащим звоном. Люди, занятые этим делом, сами считали его чем-то близким к колдовству, выдумывали всевозможные странные обычаи и приметы, без которых-де ничего не получится. Вот тогда-то и родился суеверный обычай: во время отливки колокола распространять в народе самые нелепые слухи, а скоро и сами слова «колокола лить», «заливать» стали означать: выдумывать бог знает что. Считалось, что чем невероятней удастся пустить слух, чем больше народа ему поверит, тем звончей , красивей по тону выйдет новый колокол.
Слайд 6
Гол как сокол Гол как сокол - характеристика крайне бедного человека Весьма распространенное выражение, происхождение которого спорно. Маловероятно, что в данном случае используется образ птицы, которая как-никак покрыта перьями. Существуют две более правдоподобные версии происхождения данного выражения. 1)Возможно, что в этом выражении имеется ввиду старинный сокол – окованное железом бревно или чугунные брус, которым русские войска в далеком прошлом долбили стены осажденных городов, то есть таран. 2) Есть еще вариант, что выражение преобразовано для большей благозвучности из «Гол как сукол ». В крестьянстве такое название носят пары тесно сближенных кольев, поддерживающие частокол, плетень, изгородь. Осенью, когда полевые ограды разрушаются, на полях остаются торчать только голые суколы ; их грустный, сиротливый вид и впрямь мог легко сделать их образом печальной наготы, послужить для создания поговорки – характеристики крайне бедного человека
Слайд 7
Лясы точить Лясы точить Пустословить заниматься бесполезной болтовней. Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Слайд 8
Тёртый калач Тертый калач Так называют опытного человека, которого трудно провести. Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.
Слайд 9
Бить баклуши Бить баклуши баклуша - обрубок древесины, обработанный для выделки различных предметов (чашек, ложек и т. п.), т.е. заготовка. Для ее изготовления не требуется большого умения. "Бить баклуши" - заниматься пустяками, бездельничать.
Слайд 10
На воре шапка горит На воре шапка горит Есть разные варианты притчи, в которой после кражи, при собравшемся по сему поводу толпе некий мудрец громко вскрикнул: "на воре шапка горит". И, до того таившийся, виновник кражи вскочил и сорвал с головы шапку, чем себя и выдал. Так говорят, когда виновник некоего неблаговидного поступка, пожелавший скрыть свое участие в нем, выдает себя некоей оплошностью.
Слайд 11
Тянуть конитель Тянуть канитель «канитель» - слово французское: оно означает тонкую нить, золотую или серебряную, употребляющуюся в золотошвейном деле для расшивания узоров. Изготовлять канитель было занятием кропотливым и трудным. «Тянуть канитель» получило переносное значение - зря терять время, растягивать работу, делать что-то нудное, затяжное.
Слайд 12
Зарубить на носу Зарубить на носу Интересное сочетание слов с неожиданным для большинства объяснением его происхождения. Мало кто сомневается в смысле этого выражения - «зарубить на носу» значит: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Неужели, действительно необходимо делать болезненные зарубки на своем носу для того, что бы память лучше работала? К счастью, слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами». В более широком смысле затрапезный вид означает еще неряшливый, неухоженный, неприбранный, не подобающий случаю.
Слайд 13
Затрапезный вид Затрапезный вид В более широком смысле затрапезный вид означает еще неряшливый, неухоженный, неприбранный, не подобающий случаю.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Галка в чужих перьях
Астрономический календарь. Май, 2019
Заповеди детства и юности
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Девчата