В жизнь и душу каждого человека с детских лет входит великий русский поэт, да так и остаётся навсегда. А.С. Пушкин весь соткан из противоречий, но вся эта пестрая ткань составляет то гармоническое целое, чем была его личность, его жизнь и, как выражение этого, его поэзия. В изучении жизни и творчества А.С. Пушкина большую ценность приобретают и портреты поэта. Нас, читателей, всегда интересует, каким был поэт, как он выглядел. Особую ценность, на наш взгляд, имеют прижизненные художественные изображения поэта. Не менее важны и дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о себе и о своей внешности. Автор данного исследования ставил передсобой цель: по прижизненным словесным и художественным портретам А.С.Пушкина определить, каким же был поэт на самом деле. Для этого он узнал, сколько было художественных прижизненных портретов; собрал информацию о каждом художественном прижизненном портрете А.С. Пушкина; составил архив словесных портретов А.С. Пушкина; расположив прижизненные портреты в хронологическом порядке, ответил на главный вопрос: «Каким был А.С. Пушкин на самом деле?»
Вложение | Размер |
---|---|
prizhiznennye_portrety_a.s_pushkina.doc | 146.5 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.Теоретическая часть стр. 7
Глава 2. Первые портреты Пушкина стр.10
2.1. Портрет «Пушкин-ребёнок» К. де Местра стр.10
2.2 Портрет поэта работы Е. Гейтмана стр.11
2.3 Портрет «Пушкин в юности» С.Г.Чирикова стр.11
Глава 3. Автопортреты стр.13
Глава 4. Портреты 1826-1828 г. стр.14
4.1. Портрет работы И. Е. Вивьен стр.14
4.2. Портрет работы О. А. Кипренского стр.14
4.3 Портрет В. А. Тропинина стр.18
Глава 5. Последние прижизненные портреты стр.21
5.1. Портрет работы П. Ф. Соколова стр.21
5.2 Портрет работы И. Л. Линёва стр.22
5.3. Портрет работы Т. Райта стр.25
Глава 6. Словесные прижизненные портреты А. C. Пушкина стр.27
Заключение
Список литературы
Приложения ( в отдельном файле)
«Себя как в зеркале я вижу, но это
зеркало мне льстит», -
сказал А.С.Пушкин об одном
из своих портретов.
ВВЕДЕНИЕ
«Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни» (Цит.по кн.[1.С.36]) - с этим высказывание Александра Блока трудно не согласиться. Ведь в жизнь и душу каждого человека (уже около двух веков) с детских лет входит великий русский поэт, да так и остаётся навсегда.
Одна из главных тайн А.С.Пушкина заключается в том, что прошло уже более полутора века после гибели поэта, а интерес к его личности и творчеству не только не ослабевает, а возрастает.
Итак, каким же мы видим Пушкина в воспоминаниях и отзывах о нем? Некрасивым и прекрасным, легкомысленным и мудрым, озорным и тоскующим... Видим человеком живым, распахнуто искренним, немножко взбалмошным и лукавым, то безудержно веселым, то замкнутым, то угрюмым, то добродушным, то язвительно, зло ироничным. На одних он производит впечатление «доброго малого», на других — заносчивого выскочки, на третьих — надменного сноба.
Он весь соткан из противоречий, но вся эта пестрая ткань составляет то гармоническое целое, чем была его личность, его жизнь и, как выражение этого, его поэзия. Жизнь и творчество великого поэта изучаются уже на протяжении нескольких десятилетий. Но ведь в изучении жизни и творчества А. С. Пушкина большую ценность приобретают и портреты поэта. Нас, читателей, всегда интересует, каким был поэт, как он выглядел.
Друзья поэта утверждали, что даже лучшие изображения Пушкина не в силах передать глубины духовного мира и обаяния его личности. Быстрота взгляда и живое выражение лица поэта вступают в противоречие с неподвижностью портрета. Только в совокупности портреты А.С. Пушкина могут дать представление о его живом образе. Трудно назвать имя большого русского художника, который в своем творчестве не обращался бы к образу Пушкина: Кипренский и Тропинин, Айвазовский и Ге, Репин и Серов, Кончаловский, Фаворский, Шадр, Коненков, Петров-Водкин, Пластов, Моисеенко и многие другие. Каждая эпоха находит в неисчерпаемом гении Пушкина то новое, что ей созвучно. Особую ценность, на наш взгляд, имеют прижизненные художественные изображения поэта. Не менее важны и дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о себе и о своей внешности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что вопрос, какой же из его прижизненных портретов передает лучше, вернее дорогие нам черты поэта, какому из них можно более других доверять, – до сих пор интересен юным читателям. Это подтверждает наш опрос среди учащихся 8,9 классов (см. приложение 11)
Объект исследования: влияние на представление читателей о поэте прижизненных словесных и художественных портретов
Предмет исследования: прижизненные словесные и художественные портреты, история их создания.
Цель исследования: по прижизненным словесным и художественным портретам А.С.Пушкина определить, каким же был поэт на самом деле.
Задачи:
Гипотеза исследования: если сопоставить все портреты, исполненные с натуры, дополнить их оттенками, подмеченными другими художниками, современниками Пушкина, собрать воедино черты, неизменно в них повторяющиеся, и отбросить явно противоречивые, мы, безусловно, можем воссоздать перед нашими глазами верный, точный образ поэта
Методы исследования: теоретический (анализ литературы по проблеме исследования), классификация (составили классификацию портретов в живописи и литературе), сравнительно – сопоставительный (сопоставляли прижизненные портреты А.С. Пушкина, написанные разными художниками), систематизация (полученные материалы систематизировали и представили в работе).
Первый этап работы: теоретический – работа с термином «портрет», составление классификации портретов. Особое внимание уделили портрету в живописи и в литературе.
Второй этап работы: сбор и систематизация информации о портретах А.С. Пушкина, написанных при его жизни.
Третий этап работы: сбор и систематизация прижизненных словесных портретов А.С. Пушкина, составленных его современниками. Составление архива из более точных и выразительных высказываний о поэте.
Четвертый этап работы: полученные результаты оформили в виде альбома «Прижизненные портреты А.С. Пушкина.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученный при исследовании материал может быть использован на уроках литературы при изучении творчества А.С. Пушкина.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе (словесный портрет). Существуют разные портреты: 1)исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала; 2) посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый; 3) портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина);
4)портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма; 5)портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету; 6) костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»);
7) автопортрет — принято выделять в отдельную группу. Это портрет нарисованный самим изображаемым; 8) религиозный портрет— древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря; 9) словесный портрет как одно из средств создания образа персонажа, заключающегося в описании его внешности и включающее психологическую характеристику отдельных частей внешности – черт лица, мимики, фигуры, поз, жестов, движений, одежды.
Изучив разные группы портретов, мы составили классификации ( см. приложение №1).
Вывод 1: Портрет – это изображение или описание человека. Художник при создании портрета пользуется красками, а писатель словом. Из предложенной классификации нам необходимы для работы понятия художественного (а как его разновидности автопортрета) и словесного портрета.
Глава 2. ПЕРВЫЕ ПОРТРЕТЫ ПУШКИНА
2.1.Портрет «Пушкин ребёнок» К. де Местра
( см. приложение 2)
Самый первый портрет А.С. Пушкина «Пушкин ребёнок» – миниатюрная работа неизвестного художника, но портрет приписывают К. де Местру и создан он в 1801-1802 годах .
Портрет, изображающий Пушкина ребенком трех, трех с половиной лет, хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрого, лечившего Пушкиных, когда они были в Москве. Этот портрет, сделанный крепостным художником, по семейному преданию, был подарен матерью поэта Н.О. Пушкиной единственной дочери Мудрова – Софье.
В детском портрете видны характерные черты Пушкина, менее определенные, чем в портретах зрелого возраста; выпуклые губы, чуть прижатый вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди подбородка. Видно, что мальчика причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз.
В 1950 г. правнучка С.М. Мудровой подарила миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле “Пушкин”. Народный артист РСФСР, В. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина.
2.2 Портрет работы Е. Гейтмана.
( см. приложение 3)
В 1822 году впервые напечатана поэма “Кавказский пленник”. К ней приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо, еще до ссылки Пушкина. Один из тогдашних туристов нашел портрет « весьма похожим»: на гравюре мы видим кудрявого мечтательного юношу, устремившего вдаль отрешенно задумчивый взор. Мягкие, округлые черты лица совсем еще детские. Выражение вдохновенного лица – все свидетельствует, что перед нами поэт.
Сам же Пушкин – он в это время в Кишиневе, - едва получил экземпляры поэмы, откликается в письме к Гнедичу : « А.Пушкин мастерски литографирован, но не знаю, похож ли… Нет, все же ему кажется не очень похож. Если на то нужно мое согласие -то я не
согласен»(Цит. по кн.[ 1. С.50]), - пишет он.
Тайна гейтмановской гравюры не разгадана и поныне. Спорят о возрасте изображенного на ней поэта. 12-13 лет мальчик или юноша, уже окончивший лицей? Но главный вопрос, кто нарисовал портрет? Доказано – не сам гравер: он обычно работал по чужим рисункам. Называли лицейского учителя рисования С.Г.Чирикова.
2.3. Портрет С.Г. Чирикова (?) «Пушкин в юности»
(см. приложение 3)
Интересно также свидетельство близкого друга семьи Чириковых Евгения Петровича Вейнберга (сына академика Петра Исаевича), который, передавая в 1926 г. в Пушкинский Дом акварельные портреты сыновей Чирикова работы их отца, утверждал: «Известный портрет, где Пушкин-отрок, курчавый арапчонок, изображен сидящий, опершись на правую руку, — писан С. Г. Чириковым и потом уже награвирован»
(Цит. по кн.[1 .С.59])
Это изображение не соответствовало действительной внешности его, но вошло в историю и врезалось в память многих поколений. Видимо Пушкин не желал являться перед читателями в виде «русского Байрона», а мечтал об ином образе, более соответствовавшем духу его поэзии.
Четырьмя годами ранее он сам нарисовал свой портрет как прообраз гравюры для готовившегося, но не состоявшегося тогда издания стихотворений. Так поэт впервые обратился к автоизображениям, которые с этого времени сопутствуют его творчеству до конца жизни, становятся одной из форм самовыражения.
Вывод 2: На первых портретах – Пушкин-ребенок - это кудрявый мальчик, с живым взглядом серо-голубых блестящих глаз. Глядя на эти портреты, невольно задаешься вопросом: «Предполагали ли художники, рисующие маленького Пушкина, что перед ними будущий гений русской литературы?»
Глава 3. АВТОПОРТРЕТЫ
( см. приложение 4 )
Все-таки был художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его «блуждающую судьбу», - этот художник – сам Пушкин.
Пушкин великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. Не всегда он изображал себя таким, каким видел, когда брался за перо или карандаш. Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. Есть портреты, где он старается, как бы заглянуть вперед и представить облик своей старости. Есть шутливые, нарочно смешные изображения.
Один из первых автопортретов поэта, так называемый “портрет в круге”.
Автопортрет разительно не похож на все изображения, которые были тогда в моде. Нарисовав себя в полуфигуру (обычно его манера в автопортретах – профиль), он тщательно прорисовал голову, силуэт и детали костюма. Свое изображение заключил в своеобразный медальон и затушевал штрихом угол. На этом портрете поражает прическа: она небольшая, тщательно приглаженная, собранная округло по затылку. Больше такой манеры носить волосы у Пушкина мы не встретим.
Вывод 3: Автопортреты не только отражают реальность. Они исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. Оставшиеся неизвестными для современников, эти изображения Пушкина оценены лишь столетие спустя. Рисунки по заключенной в них характеристике поэта столь емки и точны, а по манере исполнения столь смелы и артистичны, что не стареют.
Глава 4. ПОРТРЕТЫ 1826-1828
4.1 И.Е.Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826 г.
( см. приложение 5 )
До возвращения А.С. Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета. Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Первые в этом хронологическом ряду – выполненные осенью 1826 года миниатюра гуашью на пластине слоновой кости и рисунок итальянским карандашом обрусевшего француза Ж. Вивьена. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Баратынскому.
Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей – изображение исполняло роль нынешней фотографии. Поэт еще очень молод, он открыто и благожелательно смотрит прямо на зрителя. Художник сумел передать интимные черты характера: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры. На более поздних портретах выражение лица становится более замкнутым, Пушкин сосредоточен в себе и смотрит мимо нас.
4.2 Портрет работы О.А.Кипренского
( см. приложение 6 )
1 сентября 1827 года в Петербурге, в залах Академии Художеств, открылась выставка, на которой публика увидела «Портрет А.С. Пушкина» О.А. Кипренского.
Портрет был заказан лицейским товарищем Пушкина Антоном Дельвигом. После кончины Дельвига в 1831 г. поэт купил его для себя, в семье Пушкиных он и находился, переходя по наследству от старшего сына Александра. Во второй половине 1879-х годов Третьяков неоднократно делал попытки заполучить эту работу для своей коллекции. Но Александр Александрович при жизни не хотел расставаться с портретом отца. И только в 1916 году холст был приобретен галереей у внука поэта Григория Александровича Пушкина.
Как восприняли портрет современники? В дневнике профессора Петербургского университета А. Никитенко есть такие слова: «Вот поэт Пушкин. Не смотрите на подпись: видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания» (Цит. по кн.[2 .С.56]) Газета «Северная пчела» писала: «…портрет первого современного русского поэта А.С. Пушкина. Благодарим художника от имени всех ценителей дарований Пушкина за то, что он сохранил драгоценные для потомства черты любимца Муз, это живой Пушкин» (Цит. по кн.[2 .С.63]). Юзефович М.В., знакомый поэта, отметил: «…его портрет работы Кипренского похож безукоризненно» (Цит. по кн.[2 .С.127]) И сам Пушкин дорожил именно этим портретом, только его из всех других захотел приобрести.
Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки - любимая поза поэта - подчеркивает его замкнутость в себе, сосредоточенность. Художник избегает всяких внешних выигрышных примеров: эффектного жеста, ракурса, поворота. Он не акцентирует творческую силу, темперамент поэта, не подчеркивает в нем ганнибаловские черты. Так же сдержанны и краски - портрет написан в коричневато-зеленых тонах. Только лицо дано теплым розоватым тоном и ярко выделена подкладка наброшенного на плечо плаща. Сколько бы раз мы ни смотрели на портрет, в нем неизменно в первую очередь притягивают, поражают глаза. «Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душой великого поэта», (Цит. по кн.[2 .С.78]) - вспоминала жена друга Пушкина. Живопись, создавая эффект пульсации поверхности изнутри, насыщает лицо живым дыханием, оно как бы озаряется мыслью, нервна, трепетна изысканной красоты, кисть руки, руки, державшей перо.
Сила духовной выразительности этого лица такова, что вначале не замечаешь костюм, а на Пушкине обычный светский сюртук, шотландский плащ на плечах, зеленый шелковый галстук – все, вплоть до прически, по моде тех лет. Человек Пушкин – в своей эпохе. Но пространство вокруг его фигуры – вне времени. Будто светящийся зонтом, сложный цвет фона и Музы с лирой – романтическая метафора тонкого смыслового значения. Это цвет благородного лавра, венком, из листьев которого в Древней Элладе венчали на состязаниях победителей. Пушкин воспринимается в портрете вне реальной среды и внутренне живет в другой сфере, в другом мире, создаваемом его воображением. Между ним и смотрящим на портрет расстояние, измеряемое не физической отдаленностью зрителя от холста. Оно подобно пропасти, по одну сторону которой – личность высшей духовной жизни, человек – творец.
В 1812 – 1816 годах Кипренский жил в Петербурге, часто посещал Царское Село. Он дружил со многими из близкого окружения Пушкина, был захвачен их интересами и художественными симпатиями. Был ли в те годы знаком с самим поэтом? Возможно, но точных доказательств тому нет.
На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид. (Цит. по кн.[3 .С.67])
Многие впоследствии судили о портрете по гравюре с него, которую Дельвиг заказал Н. И. Уткину. Именно мастер резцовой гравюры Н.И. Уткин первым удачно скопировал и размножил этот портрет. Хотя его гравировка, казалось бы, всего лишь повторение оригинала Кипренского, но Уткину удалось усилить выразительность портрета богатством и разнообразием штриха, а возможно, и собственными представлениями о натуре поэта.
Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». (Цит. по кн.[1 .С.70]) Но сам Пушкин высоко ценил оригинал.
В портрете А. С. Пушкина Кипренский совершил столь высокий взлет еще и потому, что лира поэта была созвучна музе художника. Одни и те же реальные лица вдохновляли Пушкина и изображены на портретах Кипренского:
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты (Цит. по кн.[1 .С.101])
Эти строки из послания Пушкина «К живописцу» можно в полной мере отнести и к Кипренскому.
4.3 Портрет работы В. А. Тропинина 1827 г.
( см. приложение 7 )
Бытует версия о том, что заказал портрет В. Тропинину близкий друг поэта Соболевский, который «был недоволен приглаженными и припомаженными» портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил В. Тропинина «нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки» (Цит. по кн.[3. С. 45] )
Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): « Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб.)» (Цит. по кн.[3 .С.80])
Н. Н. Ковалевская обратила внимание на то, что Тропинин иногда писал в одном и том же халате разных людей. «Очевидно, он писал с натуры только лицо, а одежду придумывал сам» (Цит. по кн.[4 .С.30]) , писала она в своем исследовании о художнике. Известно, по крайней мере, семь портретов Тропинина, на которых модели изображены в халатах.
По-видимому, эта одежда была придумана художником не случайно. Своеобразие костюма определилось причудливым сочетанием внешних атрибутов байронизма (расстегнутый ворот рубашки с большим белым воротником, небрежно повязанный галстук – шарф) с типично московской принадлежностью костюма – халатом, и в целом в столь специфической форме выражало представления художника о свободной личности.
За несколько месяцев до создания портрета Кипренским в Москве, куда Пушкин приехал вначале из Михайловского, был написан другой портрет поэта – В.А. Тропининым.
Два разных художника-современника – два «разных Пушкина». Тропининский при его внутренней эмоциональности – это Пушкин-человек. Через детали быта ( стол, костюм, кольцо-талисман) он сиюминутно – достоверен и, быть может, тем самым особо привлекателен. Он на нем в домашнем халате, ворот белой рубахи распахнут. В таком облачении он садился за работу. И рядом никаких поэтических символов, как на портрете Кипренского. На полотне Тропинина – просто Пушкин. Пушкин веков. Лицо прекрасно. Открыто. Взгляд устремлен вдаль, задумчив, сосредоточен.
Наверное, многие испытывают неприятие слов Льва Сергеевича Пушкина о старшем брате: « Пушкин был дурен…» (Цит. по кн.[1 .С.45]) Зато последующие за этими слова: «но лицо его было выразительно и одушевленно». В воображении всякий раз является образ поэта кисти
В. Тропинина: лик апостольский, на правой руке два перстня. Один из них – одесский подарок графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. На нем подпись: «Сын досточтимого раби, да будет его память благословенна». Этот перстень Пушкин считал талисманом.
В Третьяковскую галерею тропининский портрет Пушкина с инициалами «В.Т.», попал поздно, только в 1909 году – из семьи князя Михаила Оболенского. А когда в 1937 году страна отмечала столетие со дня гибели Пушкина, Третьяковка на оговоренное время передала шедевр Тропинина в Ленинградский музей Пушкина, но после отмеченной даты на все просьбы вернуть его получила отказ. Сейчас портрет в Санкт-Петербурге.
Вывод 4: Портреты данного периода очень разнообразны. Всё зависит от того, какую цель перед собой ставит художник: хотел он изобразить Пушкина - поэта или Пушкина – человека. Но все художники схожи в одном: на портретах - живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поза поэта спокойна. Чувствуется внутренняя уверенность, сосредоточенность.
Глава 5. ПОСЛЕДНИЕ ПРИЖИЗНЕННЫЕ ПОРТРЕТЫ
5.1 П.Ф.Соколов. "Портрет Пушкина". 1836 г. (см. приложение 8 )
На обороте портрета карандашная надпись «к-зь Мещерский». На акварельном портрете поэт изображен сидящим в кресле со сложенными перед собой руками, его взгляд как бы обращен «в себя», он глубоко задумался.
Портрет А. С. Пушкина работы П. Ф. Соколова известен в оригинале, подписанном художником, и в авторской неподписной реплике с него.
В литературе 1930-х годов существовало два мнения об оригинальности портрета: одни искусствоведы считали, что он лишь комбинация портретов работы О. А. Кипренского и Т. Райта, а другие исследователи, такие как Н. Вышеславцев, М. Д. Беляев, И. С. Зильберштейн, Э. Ф. Голлербах, утверждали, что портрет писан Соколовым с натуры и является ценным и интересным прижизненным изображением Пушкина. Спорной была также и датировка портрета: его относили то к 1830 г., то к 1836 г.
П. Ф. Соколов не всегда подписывал свои портреты (особенно в ранний период творчества), но авторская подпись под портретом его работы свидетельствовала о том, что художник был доволен своим произведением. Уже одно это обстоятельство подтверждает подлинность и оригинальность подписанного им портрета Пушкина. Очень интересно в связи с этим мнение одного из первых русских фотографов, двоюродного брата А. И. Герцена, — С. Л. Левицкого (в записи С. Либровича): «Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: «Это единственный настоящий Пушкин» (Цит. по кн.[3 .С.77]). С.Л. Левицкий сделал с этого портрета фотографический снимок, на обороте которого надписал орешковыми чернилами: «Фотография с акварельного портрета А. С. Пушкина, рисованного академиком Соколовым в 1836 году. 28 июня 1870».
5.2 И.Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г. (см. приложение 9)
Поздний Пушкин (1836-1837 годов) предстает перед нами на портрете И. Л. Линева, на котором изображен вне романтического ореола. Современники, говоря об этих последних годах жизни поэта, вспоминали: «Вообще пылкого, вдохновенного Пушкина уже не было. Какая-то грусть лежала на лице его» (Цит. по кн.[1 .С.84]) (П. Х. Граббе, знакомый Пушкина, автор воспоминаний о встрече с ним). «К концу жизни у него уже начала показываться лысина, и волосы его переставали виться» (Цит. по кн.[1 .С.87]) (П. В. Нащокин, один из близких друзей Пушкина). «Я уверен, что беспокойство о будущей судьбе семейства, долги и вечные заботы о существовании были главною причиною той раздражительности, которую он показал в происшествиях, бывших причиною его смерти» (Цит. по кн.[1 .С.92]) (Н. М. Смирнов, близкий знакомый Пушкина).
Особого упоминания требует история создания портрета работы Линева. Она полна загадок, версий и окружена мистическим ореолом. В каком году написан портрет, и кто его заказывал, неизвестно. Однако он изображает
А. С. Пушкина в самый последний период его жизни. В конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия появилось предположение, что организовал написание этого портрета В. А. Жуковский (приблизительно в январе - марте 1836 года), пригласивший к себе на обед Пушкина и Линева.
Следует подчеркнуть, что Иван Логинович Линев не был художником-профессионалом. Автор версии С. М. Куликов, рассматривая записку неизвестному (возможно, Жуковскому), написанную рукой Пушкина ориентировочно в 1835-1837 годах и содержащую следующие слова: «Посылаю тебе мою образину» (Цит. по кн.[7 .С.270]), - высказывает гипотезу, что речь идет о портрете Пушкина именно работы Линева.
Существует и другая, мистическая версия, что прототипом для линевского портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Она основывается на попытке реконструировать события 29-30 января 1837 года. Достоверно известно, что И. С. Тургенев принес локон, срезанный Никитой Козловым с головы умершего поэта, в дом Линева. Дальше идут домыслы... Возможно, узнав о кончине поэта, И. Л. Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там стоял у гроба, «впитывая» в себя образ уже мертвого лица поэта. Затем «оживил» в картине этот образ, но сохранил при этом черты запомнившегося ему мертвого лица - приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами. Однако это только гипотеза, которую вряд ли теперь удастся подтвердить или опровергнуть. Хотя изображение на портрете работы Линева по своим антропометрическим параметрам довольно близко к посмертной маске поэта.
Тайна этого портрета связана не только с Пушкиным, но и художником. Об авторе портрета ничего не было известно. Художник стал загадкой для искусствоведов. Имя художника Линева не встречается в воспоминаниях современников, не числится ни в каких списках. Первым получить сведения о художнике И. Линеве пытался Л.Либрович. «Навели справки – чьей кисти мог принадлежать портрет. По начальным буквам «И.Л» и по характеру живописи петербургский Эрмитаж признал портрет принадлежащим кисти И.Л. Линева…» (Цит. по кн.[3 .С.127])
В 1938 г. И.С. Зильберштейн писал: «Одно изображение Пушкина до сих пор остается почти полной загадкой – это его портрет работы
И.Л. Линева. Ни история его создания, ни время его написания, ни его происхождение до сих пор, по существу, нам неведомо как равно ничего не известно об его авторе. И никто из современных исследователей иконографии Пушкина ничего не прибавил к тому, к тому, что ровно 50 лет назад впервые сообщил об этом портрете С. Либрович, впервые его изучивший». (Цит. по кн.[1 .С.98])
Кто же этот художник, не только понявший драму Пушкина, но и совершенно очевидно сочувствовавший ему, сумевший донести трагедию поэта до потомков?
Фамилии «Линев» не удается обнаружить не в списках художников, ни среди перечня окончивших Академию Художеств. Можно предположит, что это был художник-любитель, но в имеющихся материалах о художниках-любителях фамилия Линева отсутствует. Очевидно, что портрет Пушкина был написан художником-любителем, дворянином, человеком одного круга с Пушкиным, почитателем таланта великого русского поэта. Именно таким художником, человеком большой культуры, самозабвенно любившим искусство, был современник Пушкина.
Портрет отличается глубокой реалистичностью. Поражают грустные, усталые глаза, печальное выражение изможденного заботами лица. Автор портрета, видимо, знал и сумел показать тяжелое душевное состояние поэта в последний, самый трудный период его жизни. В портрете ощущается не только понимание духовной драмы Пушкина, но и глубокое сочувствие поэту. Это наводит на мысль, что художник должен был принадлежать к кругу людей, окружавших Пушкина. В портрете ощущается некоторая торопливость исполнения, напряженное стремление передать главное, иногда в ущерб детали – черта, характерная для работы художника, строго ограниченного временем позирования модели. Боязнь упустить главное, очевидно, заставила художника отказаться от поисков более совершенной внешней формы.
5.3. Т. Райт. "Портрет Пушкина». 1837 г. Гравюра на стали.
( см. приложение 10 )
В этом портрете И.Е. Репин подметил: «Обратите внимание(...) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум» (Цит. по кн.[1 .С.89])
Один из последних прижизненных портретов Пушкина, портрет работы Томаса Райта, известен сейчас только в гравюре. Основываясь на всех материалах, можно с полной уверенностью сказать, что Томас Райт нарисовал портрет А. С. Пушкина в последний месяц жизни поэта, а гравированный портрет делал в феврале — марте 1837 г., уже после смерти Пушкина. В собрании Всесоюзного музея А. С. Пушкина в Ленинграде сохранилась старая фотография с оригинального портрета Пушкина работы Томаса Райта. На фотографии, сделанной, очевидно, для любителей-пушкинистов во время выставки, ясно видна тщательная работа художника тонкой кистью; особенно старательно проработано сепией и тушью лицо поэта.
Гравированный портрет Пушкина по сравнению с рисунком отличается большей четкостью и резкостью линий, более «скульптурной» лепкой лица. Гравюра была сделана, безусловно, после смерти Пушкина…
Вывод 5: На последних портретах образ поэта противоречивый: одни представляют его уверенным в себе человеком, глубокомысленным, кажется, что у него все ещё впереди, ещё много творческих свершений ждет этого человека, а другие - потерянным, глядя на такой портрет, ощущаешь некую душевную драму поэта, поражают грустные усталые глаза.
Глава 6. СЛОВЕСНЫЕ ПРИЖИЗНЕННЫЕ ПОРТРЕТЫ А.С. ПУШКИНА
Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. В этом смысле большой ценностью обладают дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности. Мы по многочисленным литературным источникам собрали такой архив (см. Приложение №12)
Вывод 6: Описания, как и живописный портрет, всегда субъективны, но они не менее ярко, чем художественные портреты рисуют образ А.С. Пушкина. У каждого свой разный Пушкин.
Итогом нашей работы стал альбом «Прижизненные портреты А.С. Пушкина», в котором мы попытались соединить художественные и словесные портреты. Страницы из данного альбома мы представили в приложении №1-9. Альбом «Прижизненные портреты А.С. Пушкина» будет интересен учащимся, знакомящимся с творчеством поэта. Более того он может послужить необычным интересным подарком для любителя поэзии А.С. Пушкина, а также данная вещь может быть интересна иностранцам, изучающим русскую литературу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над данной темой, мы обнаружили, что прижизненных художественных портретов А.С. Пушкина насчитывается около 16. История создания и судьба каждого из этих портретов интересны. Каждый художник раскрыл по-своему внутренний мир, чувства, характер Пушкина через внешние признаки: позу, мимику, жесты, одежду, манеру поведения.
По многочисленным литературным источникам мы собрали архив прижизненных словесных портретов великого поэта.
Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что мы попробовали соединить художественный и словесный портреты, что помогло нам составить свой портрет известного поэта.
Портрет не живет сам по себе, он как бы вступает в диалог с каждым из нас, как и мы, чувствует нас, хоть и не прямо, но смотрит на каждого.
Наша гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы, оказалась верной: глядя на каждый из художественных портретов, читая дневниковые заметки современников А.С. Пушкина, а также собственные высказывания поэта о себе и своей внешности, можно создать портрет А.С. Пушкина в разные периоды жизни. Так каким же был Пушкин на самом деле?
В А.С. Пушкине сочеталось многое: творческая одаренность, внутреннее движение мысли, вдохновение, сосредоточенность, внутренняя взволнованность, внешнее спокойствие, мечтательность, гордость, полная внутренняя раскованность, поэтическая одухотворенность, человечность, скромность, страстный порыв, пылкость, ясность мысли, доверительность, открытость, восторженность, борение рассудка и чувства, живость, непринужденность, увлеченность, задумчивость, озабоченность,
одиночество, ощущение трагичности .
Это наш портрет А.С. Пушкина…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грабарь Э.М. Внешний облик Пушкина// А.С. Пушкин 1799-1949. Материалы юбилейных торжеств.-М.: Академии наук СССР, 1951.
2.Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина - М., 1986.
3. Кудрявцева Л. С. Себя как в зеркале я вижу: Рассказ о портретах Пушкина - М.,1986.
4. Павлова Б. В. А. С. Пушкин в портретах. - М., 1989.
5. Керцели Л. Мир Пушкина в его рисунках. - М., 1988.
6. Голлербах Э.Ф. А. О. Пушкин в изобразительном искусстве. — Л., 1937.
7. А.С. Пушкин. Письма, Соч.-М., 1989
8. Вересаев В.В. Пушкин в жизни. СПб., 1995
Материалы на сайтах Интернета о портретах А.С. Пушкина:
1. http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/portrety.htm
2. http://www.as-pushkin.net/pushkin/family/portrety.htm
3. http://www.abc-people.com/typework/paint/iskus-n-119.htm
4. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post64624042
5.http://www.russianprints.ru/printmakers/u/utkin_nikolay/portrait_alexandra_pushkina.shtml
Сверчок
Что такое музыка?
Рисуем "Осенний дождь"
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики