Мы живем в многонациональном регионе, и проблема межнациональных отношений является одной из важнейших. Трудно понять поступки, взгляды человека другой национальности, если не знаешь культуру этого народа. Считаем, что посредством познания культуры народов, проживающих на территории Ставропольского края можно добиться толерантности в бытовых отношениях.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_traditsii_i_obychai_narodov_naselyayushchih_stavropole_i_severnyy_kavkaz.docx | 73.35 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» ИМРСК
Научно – исследовательский проект в рамках предмета «обществознание»
Тема: «Традиции и обычаи народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ»
Автор проекта:
учащаяся «10» класса
МКОУ «СОШ №4» ИМРСК
Соковых Анастасия.
Руководитель проекта:
учитель обществознания
Волкова Е.В.
с. Московское
2016 год
Цель проекта: познакомиться с традициями и обычаями народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ.
Актуальность: Мы живем в многонациональном регионе, и проблема межнациональных отношений является одной из важнейших. Трудно понять поступки, взгляды человека другой национальности, если не знаешь культуру этого народа. Считаем, что посредством познания культуры народов, проживающих на территории Ставропольского края можно добиться толерантности в бытовых отношениях.
Задачи:
Гипотеза: Знание культуры народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ это уникальное явление, являвшееся с давних пор ценнейшим кладом каждого народа. Она объединяет людей, не сеет вражду, стирает все границы и не ставит барьеры.
Объект исследования: Традиции и обычаи народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов, наблюдение за традициями и обычаями в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ.
Этапы проекта:
Срок работы над проектом: сентябрь 2015 – март 2016.
Ожидаемые результаты: учащиеся узнают Традиции и обычаи народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ.
Введение
1. Понятие культуры. Многообразие подходов к ее определению
1.2 Понятия о традициях и обычаях
2. Ставропольский край: территория, численность населения и
национальный состав.
2.1 Национальный состав учащихся МКОУ СОШ № 4 ИМРСК с. Московского.
2.2 Анализ сформированности этнокультурной компетентности обучающихся МКОУ «СОШ №4» ИМРСК с. Московского.
3. Национально – психологические особенности народов населяющих Ставрополье и Северный Кавказ.
4. Фольклор, его место в устном народном творчестве в общей культуре народов.
4.1 Пословицы, как часть фольклора народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ.
5. Вывод.
Введение
«Для планеты мы, независимо от нашей этнической
принадлежности, были и остаемся единым народом. Вспоминаю одну
из своих встреч с ветеранами. Там были люди разных
национальностей: и татары, и украинцы, и грузины, и русские,
разумеется. Один из ветеранов, не русский человек по
национальности, сказал: "Для всего мира мы один народ, мы русские".
Так было и во время войны, так было всегда.
Мы с огромным вниманием и с огромным уважением относимся,
и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу
Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть
наша красота и наша сила».
Послание В.В. Путина 12.12.2012
В настоящее время, когда важнейшее значение для выхода нашей страны из кризиса имеет возрождение нравственно-духовных ценностей общества, особую роль играют культурные связи с другими народами.
Внешние культурные контакты служат развитию толерантности, которая находит свое выражение в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. А в такие напряженные периоды истории, которые сейчас переживает Северный Кавказ, исключительно важное значение имеет объединение всех реалистически мыслящих людей в деле гармонизации межэтнических отношений, воспитании культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе. Кавказ – один из интереснейших регионов Земного шара – издавна привлекал внимание путешественников, ученых, миссионеров. Несмотря на разницу в языках, многовековое соседство и совместная борьба против иноземных захватчиков за свою независимость сблизили эти народы в одну дружную семью.
Любой народ, независимо от того, маленький он или большой, имеет свою сложившуюся в процессе длительного исторического развития материальную и духовную культуру, в которой общечеловеческие нравственные ценности, нормы и правила поведения приобретали, в силу действия как объективных, так и субъективных факторов, национальное своеобразие и специфику. Нет, и не может быть народа без своих обычаев и традиций.
Без всестороннего изучения и знания этих обычаев, традиций трудно понять национальный характер, психологию народа. Без этого невозможно и решение такой задачи, как осуществление связи времен и преемственности в духовном развитии поколений, нравственного прогресса, невозможно формирование исторической памяти народа.
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного.
Термин культура возникает рано. Впервые в эпоху античности. Означал обработку, возделывание, улучшение (не только возделывание почвы, но и совершенствование самого человека, его душевных качеств). Цицерон: «Философия – это культура души».
В Древней Греции культура – воспитанность, образованность. В античном сознании подлинно культурный человек должен быть не только воспитанным и образованным, но и иметь большие познания в области философии, логики, риторики, музыки, искусств, поэзии.
В 17 в. – Пуффендорф. Культура – то, что создано деятельностью самого человека. Поэтому культура – результат преобразовательной деятельности человека. Все, что создано самим человеком, развитие самого человека.
Попытаемся выделить и обосновать системные определения культуры, сложившиеся на сегодняшний день в различных областях социального знания. При этом следует различать несколько подходов — философский, антропологический, социологический и комплексный, или “интегралистский” (общая теория культуры).
1) Философский подход
Предполагает рассмотрение культуры как основного способа деятельности человека. Культура – все, что создано человеком в отличие от природного, благодаря его индивидуальности. Культура в творчестве человека, результат развития культуры является человек. Данный подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры. Как известно, философ рассматривает любое явление с точки зрения целостности и сущего, всеобщего и ценностно-рационального (или субъективно-осмысленного). Философский анализ в отличие от научного познания включает в себя мыслительные процедуры, позволяющие выразить изучаемый предмет в предельно широких категориях.
2) Антропологический подход
Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это — система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях.
Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.
3) Социологический подход
Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.
Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность — основа социальности.
Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.
4) Комплексный, или “интегралистский” подход (общая теория культуры).
Отдельные недостатки и ограничения анализируемых подходов частично или полностью снимаются в рамках “интегралистского”, или комплексного подхода.
1.2 Понятия о традициях и обычаях
Человеческая жизнь состоит из ритуальных действий, которые мы выполняем по привычке – не задумываясь об их истинном смысле. Празднование Нового года и дня рожденья, пожелание доброго утра и ночи, правила поведения – откуда всё это взялось и для чего нужно? Кто сказал, что чёрная кошка приносит неудачу, а свободное место в транспорте нужно обязательно уступать пожилым людям? Разумеется, наличие большого количества примет и ритуалов связано с наличием традиций и обычаев. Чем отличаются эти понятия, или они обозначают одни и те же привычки?
Традиции – это комплекс ритуальных действий, который включает в себя обряды, ежедневные действия, правила поведения в обществе, передающиеся из поколения в поколение на протяжении длительного периода времени. Главное отличие данного феномена – его всеобщность и универсальность, территориальная (национальная) привязка. Традиции никому не принадлежат, они могут либо соблюдаться, либо игнорироваться.
Обычаи – это действие, укоренившееся в общественном сознании и повторяющееся снова и снова. К ним относятся также правила, сформировавшиеся в определённой сфере деятельности (спорт, политика, экономика). Обычай может быть правовым, религиозным, культурным и в определённых случаях – обязательным для соблюдения. За отказ от исполнения предусмотрены общественные санкции (порицание, остракизм, принуждение).
Таким образом, обычай и традиция – понятия практически равнозначные, и выделение различий между ними зависит от толкования определений. Тем не менее, при внимательном анализе можно заметить некоторые особенности.
Так, традиции – это глубокие обычаи, которые сформировались на протяжении нескольких поколений и стали частью культуры. В то же время, это ни в коей мере не касается объёма понятий.
Обычаи – шире, так как они охватывают большую часть человеческой жизни. Традиции могут быть и профессиональными, и семейными, что зависит от уклада жизни относительно небольшой группы людей.
2. Ставропольский край: территория, численность населения и национальный состав.
Географическое и геополитическое положение Ставрополья обусловило его этническую мозаичность и этнокультурное разнообразие.
Ставрополье как один из регионов Северного Кавказа является многонациональным районом России. Находясь на пути из Европы в Азию, здесь издавна перекрещивались дороги многих народов, культур, языков, религий, цивилизаций. История распорядилась так, что Ставрополье, одновременно являлось воротами России на Кавказ, выполняло объединительную миссию, что нашло отражение и в современном гербе края: на вершине серебряной горы изображена крепость, к воротам которой ведет дорога.
Великое множество народов оставило заметный след на ставропольской земле. В середине I тысячелетия до н.э. в степях Центрального Предкавказья (на территории нынешнего Ставропольского края) основным населением были скифы, сарматы, позже здесь пролегли маршруты аланов, гуннов, тюркоязычных болгар, кипчаков. В XIII- XIV вв. Ставрополье выдержало монгольское нашествие.
Этническая картина Ставрополья резко меняется во второй половине XVIII века. Именно тогда начинается активное заселение Северного Кавказа жителями из южных и восточных губерний России. Хозяйственное освоение обширных незаселенных пространств шло очень быстро, и уже к 60-м годам XIX века более половины населения Ставропольской губернии (55,3%) оставляли русские, более трети (36,6%) - украинцы и белорусы(0,1%). Далее следовали ногайцы (2,3%),остальные национальности - армяне, греки, евреи, поляки – составляли 1,5%. Так, что уже тогда Ставрополье относилось к районам многонационального состава. Эта тенденция сохранилась и в последующие времена.
Войдя в 2010 году в состав созданного Северо-Кавказского федерального округа, Ставрополье закрепило ведущее положение Ставропольского края в новом регионе, а также его историческую миссию как территория взаимопроникновения культур на Кавказе.
Каждый народ, проживающий на территории нашего края, привносит яркие краски своей культуры, интересные особенности быта, веками накопленный опыт и многое другое, что является ценным и для людей других национальностей, проживающих на Ставрополье.
Источником сведений о национальном составе являются переписи населения. По данным последней из них (2010 г.) перечень лидирующих национальностей на Ставрополье изменился. Это обусловлено естественным воспроизводством групп населения; процессами изменения этнического самосознания под влиянием смешанных браков; внешней миграцией.
Какие народы на территории Ставропольского края самые многочисленные? К ним статистика отнесла 13 этносов, число представителей которых в регионе превышает 10 000 человек. Это 2 славянских народа: русские и украинцы, 6 тюркских народов: ногайцы, туркмены, карачаевцы, татары, азербайджанцы и турки; 2 кавказских народа: даргинцы и чеченцы, а также армяне, греки и цыгане.
Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (2232,2 тыс. человек) и составляет 80,9% населения края.
Второе место по численности населения в крае традиционно занимают армяне – 5,9% населения края.
Третью по численности национальность края впервые составили даргинцы (сменив украинцев) – 49,3 тысячи человек.
Греки – четвертая по численности национальность в Ставропольском крае. Численность греков в крае в 2010 году составила 33,6 тыс. человек. За последний период в крае наблюдается снижение численности греков на 1,5%.
С 2002 по 2010 годы в крае значительно выросла численность цыган – на 11,8 тысячи человек, или в 1,6 раза, переместившись в рейтинге национальностей с седьмого на пятое место.
Численность лиц, отнесших себя к украинцам, по данным переписи составила 30,4 тысячи человек.
Седьмая из наиболее многочисленных национальностей в крае – ногайцы. По данным переписи их в крае проживает 22 тысячи человек.
Значительно увеличилась в Ставропольском крае численность азербайджанцев – восьмой по численности национальности. По данным последней переписи населения численность азербайджанцев в крае составила 17,8 тысячи человек.
Карачаевцы – девятая по численности национальность края 15,6 тысяч.
Численность проживающих в крае туркмен (десятая по численности национальность в крае) составила по данным переписи 15,0 тысяч человек.
Чеченцы являются одиннадцатой по численности национальностью края и составила на дату переписи 2010года 12,0 тысяч человек.
Двенадцатая по численности национальность в крае – татары, численность которых составляет 11,8 тысячи человек.
Последней из 13-ти национальностей, численность которых на территории края превышает 10 тысяч человек, являются турки.
2.1. Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №4.
Анализ численности учащихся различных наций и народностей, обучающихся в нашей школе показал, что большинство составляют:
русские – 410 человек(77%),
армяне - 61 человек (11,4%),
цыгане-13 человек (11,4%),
даргинцы – 13человек (11,4%),
табасаранцы – 11 человек (2 %),
лезгины - 5 человек (0,9%),
карачаевцы- 4 человека (0,8%),
чеченцы – 4 человека (0,8%),
греки– 2 человека (0,3%),
татары-2 человека (0,3%),
украинцы – 1человек (0,2%),
грузины –1 человека (0,2%),
осетины – 1 человек (0,2%),
узбеки– 1 человек (0,2%),
адыгейцы– 1 человек (0,2%),
немцы– 1 человек (0,2%).
Всего 533 человека различных национальностей среди 1-11 классов приняли участие в опросе. Можно сделать вывод, что в МКОУ СОШ №4 ИМРСК в национальном составе преобладают русские, но также представлены и другие наци и народности Российской Федерации и других стран.
2.2 Анализ сформированности этнокультурной компетентности обучающихся МКОУ «СОШ №4» ИМРСК с. Московского.
Для того чтобы познать другую этнокультуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою национальную культуру (табл. 1). Общее количество участвующих в опросе, составило 105 человека.
Показатели отношения учащихся к культуре своего народа
№ | Варианты ответов обучающихся | исследование | |
количество | % | ||
Хорошо знаю культуру своего народа | 34 | 32 | |
Знаю частично культуру своего народа | 56 | 53 | |
Плохо знаю культуру своего народа | 12 | 12 | |
Не знаю культуру своего народа | 3 | 3 | |
Всегда соблюдаю традиции и обычаи своего народа | 20 | 19 | |
Иногда соблюдаю традиции и обычаи своего народа | 63 | 61 | |
Очень редко соблюдаю традиции и обычаи своего народа | 14 | 13 | |
Не соблюдаю традиции и обычаи своего народа | 8 | 7 | |
Хотят узнать больше о культуре своего народа | 78 | 74 | |
Не интересуются культурой своего народа | 15 | 14,5 | |
Не хотят узнать больше о культуре своего народа | 12 | 11,5 |
Наше исследование показало, что 32% (34) учащихся отметили, что хорошо знают культуру своего народа; 53% (56) — знают частично; 12% (12) — плохо и 3% (3) — не знают совсем. На вопрос «Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?» 19% (20) детей ответили — всегда; 61% (63) — иногда; 13% (14) — очень редко и 7% (8) — не соблюдают. При этом 74% (78) опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 14,5% (15) заявили, что их это не интересует, и 11,5% (12) не желают этого делать.
Таким образом, это указывает на то, что в большинстве своем обучающимся не свойственен национальный нигилизм.
Обучающимся также предлагалось ответить на вопрос: «Какие чувства вызывает у вас принадлежность к своему народу?» (табл. 2).
№ | Чувства | Исследование | |
количество | % | ||
Гордость | 58 | 55 | |
Спокойная уверенность | 31 | 30 | |
Никаких чувств | 9 | 9 | |
Обида | 3 | 2,5 | |
Ущемлённость, униженность | 1 | Менее 1 | |
Другие чувства | 3 | 2,5 |
Так, 55% (58) учащихся соответственно отметили гордость, 30% (31) — спокойную уверенность; 9% (9)— никаких чувств, 2,5% (3) — обиду; менее 1% (1) — ущемленность, униженность, остальные 2,5% (3) перечислили разные чувства (справедливость, тревога, разочарование, смешанные чувства и др.).
Таким образом, 85% обучающихся испытывают позитивные чувства относительно принадлежности к своему народу. Как указывают ряд исследователей (Н. М. Лебедева, Ф. М. Малхозова, Т. Г. Стефаненко и др.), положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам. О положительном отношении к другим этнокультурным группам большинства (более 80%) учащихся говорит и то, что опрашиваемые выразили желание, чтобы среди их друзей были представители разных национальностей (рис. 1).
рис.1
Так соответственно, 46% (48) обучающихся предпочитают, чтобы среди их друзей были люди их и других национальностей; 35,5% (37) — представители их и некоторых других национальностей и лишь 17,5% (18) учащихся (причем это русские) выбирают представителей только своей этнической группы и менее 1% 2) изъявил желание, чтобы среди друзей были исключительно представители иных этнических групп.
Итак, резюмируя все вышеизложенное, мы можем отметить, что уровень этнокультурной компетентности участников исследования составил (рис. 2)
соответственно:
низкий — 26% (27);
ниже среднего —9,5% (10);
средний —33% (35);
выше среднего —22% (23);
высокий —9,5% (10).
Согласно нашему исследованию, уровнем выше среднего и высоким владеют преимущественно обучающиеся 8 - 11 классов. Это связано, во-первых, с тем, что учебно-воспитательный процесс старших подростков более насыщен в количественном и качественном (объем, широта и глубина информации) плане учебными дисциплинами и различными мероприятиями этнокультурной направленности. Во-вторых, эта категория обладает, по сравнению с предыдущими, более широким бытовым (повседневным) и социальным (опыт общения в определенной социальной среде, более обширные социальные связи) опытом, который, к тому же, используется в качестве одного из источников обучения, как самого учащегося, так и его товарищей. В-третьих, в силу возрастных особенностей, эта категория учащихся уже настроена на выход в более широкое жизненное пространство, что влечет за собой формирование у них разноплановых образовательных потребностей, в том числе потребностей в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми им для успешного функционирования в поликультурной, полиэтнической среде.
3. Национально – психологические особенности народов населяющих Ставрополье и Северный Кавказ.
Кавказ представляет собой историко-этнографическую область очень сложную по национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ «Джабельаль-Суни», что дословно означает «Гора языков». На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках. Наряду с крупными нациями, насчитывающими миллионы человек, такими, как азербайджанцы, грузины и армяне, здесь живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч, например лакцы, абазины.
Коренные жители Адыгеи и Карачаево-Черкесии, как показывают исследования, отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных целей, неприхотливостью в быту. Они впечатлительны, кажутся несколько легкомысленными, но вместе с тем энергичны и упорны.
В межнациональных отношениях с адыгейцами и черкесами необходимы такт, выдержанность, равноправие во взаимодействии и доверительность в общении.
Кабардинцев в своем проявлении выглядят более динамичными и менее устойчивыми. У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов.
У балкарцев они более консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками. Балкарцы же по сравнению с кабардинцами, в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие Кабардинцы склонны проявлять независимость в своих действиях и поступках. Балкарцам же, свойственно конформное поведение, подчинение групповому давлению.
Представители дагестанских народов очень самобытны, впечатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими способностями. В многонациональных коллективах держатся независимо, в их среде очень сильны родоплеменные связи. На первых порах для них характерны замкнутость, скованность в общении с сослуживцами, настороженность в поведении. Трудовую деятельность любят, им нравятся профессиональные ритуалы, практические действия с техникой. В сфере межличностных отношений не стремятся занимать лидирующее положение, отличаются при соответствующих условиях общительностью и веселым нравом. У большинства дагестанцев высоко развито чувство национального достоинства и чести, в сельских районах сохранились любовь к холодному оружию, пережиток кров.
У чеченского народа ярко выражено чувство родового коллективизма. Его представители всегда ощущают себя частью семьи, рода (тэйпа). Причем внутриродовые связи здесь часто более тесны, чем у других этнических общностей. Они поддерживают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тэйпу преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами. Свобода, равенство и братство в нём составляют главный смысл.
Ингуши им свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.
Осетины - представители одного из самобытных кавказских народов, для которого свойственны такие национально-психологические особенности, как высокая национальная гордость и самолюбие, честность и добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели, чего бы это им ни стоило. В их среде сильны кровнородственные связи и отношения, которые восходят своим содержанием к строгому соблюдению своих обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами, ради поддержания которых осетины никогда не поступят своими принципами и идеалами.
Туркмены - они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпераменту не медлительные, но и не слишком быстрые. Охотно участвуют в общественной жизни, старательно выполняют данные им поручения. Национально-психологическими особенностями также являются высокая степень эмоциональности, воинственность, свободолюбие, неприятие признания власти над собой, умение переносить боль и страдания. Свойственно туркменам и высокое честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Нанесенные даже случайно обиды туркмены помнят долго, переживают глубоко, прощают их только в том случае, если обидевший признает полностью свою вину и в присутствии других людей приносит извинения.
Армяне - обладают острым умом, высокой общеобразовательной подготовкой, предприимчивы, привержены своей национальной культуре, традициям. Армяне коммуникабельны. В профессиональных и личных отношениях они, как правило, придерживаются стиля, который отличается большим дружелюбием и доброжелательностью. Вместе с тем армяне чувствительны к неуважительности, поверхностному отношению к ним, очень обижаются, когда их игнорируют. Они умеют в различных ситуациях сдерживать чувства, но вместе с тем они очень самолюбивы, болезненно переживают просчеты и упущения при достижении поставленных целей, падение своего авторитета.
Азербайджанцы по своему характеру они любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними. Нельзя не учитывать и большую эмоциональность азербайджанцев. В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоздержанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чеченцы или осетины. Однако в такие минуты, и они подчас склонны решать вопросы с представителями других национальностей «с позиции силы», вступаются за своих земляков вне зависимости от того, правы, они или нет в данном случае.
4. Фольклор, его место в устном народном творчестве в общей культуре народов.
Ставрополье – наша малая Родина - регион, сложный и в языковом, и в этническом, и в религиозных отношениях. Здесь на сравнительно небольшой территории издавна, бок о бок проживают народы, отличающиеся друга особенностями хозяйства, быта, традициями повседневной жизни. Подобное разнообразие сформировалось в весьма отдаленные времена и сохраняется на протяжении многих веков. Но мы живем в одном маленьком мире и именно поэтому мы должны иметь хоть малое представление о культуре, быте, обычаях наших соседей, народов Северного Кавказа. Культура и искусство объединяют людей, не сеют вражду, стирают все границы и не ставят барьеры. Все в нашем мире меняется, но культура со стечением времени не исчезнет, не раствориться. Ведь она выражается на языке чувств и жестов, а они не требуют особого объяснения или доказательства. Неотъемлемой частью достояния каждого народа считались фольклорные произведения, изобилующие красочными описаниями законов жизни, обычаев.
Фольклор - художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.
4.1 Пословицы, как часть фольклора народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ.
В богатейшем устном творчестве различных народов населяющих Ставрополье и Северный Кавказ пословицы и поговорки занимают особое место. Знакомство с ними обогащает наше представление о том или ином народе, который их создал, и на устах которого они живут веками. У многих народов бывают даже сходные изречения. У пословиц и поговорок разных народов есть много общего. Все они боготворят и любят свою Родину, ценят и уважают женщину как мать, почитают труд и смеются над бездельниками.
Верность Родине, селу, общине признавалась народами Ставрополья величайшей ценностью. По народным представлениям, только здесь человек мог обрести истинное счастье, здесь ему и подобало устраивать свою жизнь:
Кто не вместе с аулом – тот покойник и без могилы (ногайская пословица);
Предавший аул да будет сожжен в ауле (аварская пословица);
Где аул больше – там и ума больше (лакская пословица).
Тот, кто покинул аул отца, тот не увидит хорошего дня (черкесская пословица)
Лучше быть в своем ауле подошвой, чем на чужбине султаном (карачаевская пословица)
Свой край для себя – и есть Багдад (армянская пословица);
Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царем – таково единодушное мнение всех кавказских народов;
Не собирайся жить там, где не покоятся твои предки (осетинская пословица)
Дружеские отношения у народов проживающих на Старополье и Северном Кавказе.
зачастую приравнивались по значению к родственным: мнение друзей нельзя было не учитывать, всеми силами стремились избегать конфликтов с друзьями, соседями быть с соседями заодно. Друг считался настолько «своим», что у некоторых народов Кавказа браки с друзьями фактически были запрещены. О том, как надо относиться к друзьям и соседям говорят пословицы карачаевцев, адыгов, осетин, лезгин, вайнахов:
Если сосед слепой, жмурь глаз и ты (карачаевская пословица).
Плохая собака бросается на соседа (осетинская пословица).
Друг смотрит в лицо, а недруг – в ноги (даргинская пословица).
Друг – твое зеркало (адыгейская пословица).
Одежда хороша новая, а друг – старый (аварская пословица).
С соседом не враждуют (армянская пословица).
Пища без воды и еда без соседа – грешны (адыгейская пословица).
Выбери себе соседа то того, как построишь дом (русская пословица).
Дружные кошки победили недружных волков (чеченская пословица).
Единство для народов Кавказа было испокон веков священным понятием. Считалось, что в одиночку человек ни на что не способен:
Удалью одного храбреца крепость не взять (русская пословица).
Одно дерево – не сад, один камень – не стена (кабардинская пословица).
Кто не с людьми – тот вроде и не родился (чеченская пословица).
Отделившийся от стада получает палку (аварская пословица).
Только сообща можно решить даже самые сложные задачи (русская пословица).
Сабля народа рубит, даже если она из войлока (черкесская пословица)
Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет (армянская пословица).
Когда все вместе, тогда и Надир-шах глуп (карачаевская пословица).
Перед народом и лев склонится (русская пословица).
Мясо, сваренное в большом котле, сырым не останется (русская пословица).
Общий котел и на льду закипит (русская пословица).
Вывод:
Знание культуры народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ это уникальное явление, являвшееся с давних пор ценнейшим кладом каждого народа. Она объединяет людей, не сеет вражду, стирает все границы и не ставит барьеры.
Все в нашем мире меняется, но культура со стечением времени не исчезнет, не раствориться. Ведь она выражается на языке чувств и жестов, а они не требуют особого объяснения или доказательства.
Для того чтобы для обучающегося понятия «Родина» и «Россия» не стали абстрактными, основной упор необходимо делать на знакомство с историческим и культурным прошлым малой родины. Это должно происходить в процессе приобщения детей ко всем видам народного искусства, в том числе и к фольклору, бытовавшему на территории родного края.
Сохраняя традиции, вместе построим будущее!
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть в дальнейшем использован при изучении различных тем на уроках классных часах уроках мужества.
Научно – исследовательский проект «Традиции и обычаи народов, населяющих Ставрополье и Северный Кавказ» направлен на формирование у учащихся стремления к взаимопониманию и сотрудничеству, воспитание уважения к традициям, обычаям, культуре разных народов, проживающих на одной территории.
Литература и источники:
Философские стихи Кристины Россетти
Валентин Берестов. Аист и соловей
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Прекрасная арфа