Обряд – это строго определенные обычаями те или иные действия.
К обрядовому фольклору относится произведение народного поэтического творчества, которое исполняется во время совершения какого - либо обряда, оно сопровождает обряд, является его составной частью. Свадебный обряд в духовной культуре Ставропольского казачества занимает, пожалуй, центральное положение, как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и особенности, продолжая одновременно с ними определённую традицию, точнее, возвращаясь к ней в ходе своей эволюции.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_natalya.docx | 20.98 КБ |
Носонова Н.Г. учащаяся
МКОУ «СОШ №4» ИМРСК
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД СТАВРОПОЛЬСКИХ КАЗАКОВ
Обряд – это строго определенные обычаями те или иные действия.
К обрядовому фольклору относится произведение народного поэтического творчества, которое исполняется во время совершения какого - либо обряда, оно сопровождает обряд, является его составной частью. Свадебный обряд в духовной культуре Ставропольского казачества занимает, пожалуй, центральное положение, как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и особенности, продолжая одновременно с ними определённую традицию, точнее, возвращаясь к ней в ходе своей эволюции. Свадьба всегда была самым пышным и красивым праздником в народе — с песнями, шутками-прибаутками, играми и обрядами. Желая новобрачным счастья на долгие годы, до сих пор соблюдают традиции на свадьбе: выкуп невесты у подружек; встреча молодых родителями жениха в тулупах наизнанку. Сваха преподносит новобрачным хлеб-соль; перед молодыми разметают дорожку веником, двигаясь вперед непременно спиной; жених первым переступает порог дома (желательно с невестой на руках!), но за стол садится после невесты. И пошло веселье до утра! Смех, задорные частушки, безобидные розыгрыши, зажигательные пляски, игры по обычаю и, конечно, много трогательных, веселых и озорных, но всегда задушевных поздравлений и пожеланий. Как правило, время свадеб начиналось после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября н.ст. или Пасхальных праздников – на Красную Горку). Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им нравилась, начинались приготовления к сватовству. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В разное время свадьбы у казаков проводились по-разному. В ранний период существования казачества они проходили весьма просто. Более трехсот лет назад свадебное действо, как правило, шло на майдане, в Кругу. Помолившись Богу и кланяясь на все стороны, жених называл свою невесту по имени и говорил ей: "Будь ты мне жена", и невеста же, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, говорила ему: "А ты будь мне мужем". После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков. Со временем обряд вступления в брак приобрел строгость и стал включать в себя множество веселых событий, призванных сделать жизнь молодой семьи благополучной.
Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: предсвадебье, день свадьбы и послесвадебье, он насыщается фольклорными песнями, присловьями, включает в себя обязательное венчание, обрастает различными предметами и атрибутами и т.д.
Предсвадебье состояло из следующих эпизодов:
• сватовство, состоящее из выбора свахи и сватов; прихода сватов в дом жениха и зачина сватовства; смотра невесты с элементами розыгрыша, замены девушки на старуху и т.п.; совета сватов и жениховой родни о достоинствах жениха и невесты и их взаимном согласии; запива (сводилки, договоры), во время, которого соединяли руки будущей четы, накрыв их платком, и достигали обоюдного согласия на продолжение обряда, сговора, или рукобитья, на котором молодые люди официально объявлялись женихом и невестой и обсуждались затраты сторон. После окончания сватовства, участники сговора извещали с помощью песен станичников или хуторян;
• смотрение места, официальное посещение невестой и её родственниками дома жениха, будущего места обитания, с обязательным элементом общения с домовым в форме различных манипуляций с русской печью (выгребание золы, побелка поцарапанных стенок);
• общение жениха и невесты в необрядовой форме, а также на вечеринках, устраиваемых невестой, усиленно готовящей подарки суженому;
• подушки, т.е. перенос приданого в дом жениха с непременными песнями и угощением;
• девичник и мальчишник с заметно развитым сюжетом девичника и элементарным застольем мальчишника.
День свадьбы этот день начинается с оголашивания невесты.
• одевание невесты;
• отъезд храброго поезда жениха за невестой;
• сидение на посаде невесты в красном углу в ожидании приезда жениха;
• преодоление препятствий храбрым поездом жениха – наградой за «подвиги» становится его появление вблизи невесты;
• выкуп места – шуточный торг с его хранителями;
• угощение гостей у невесты и прощание её с домом и родными;
• следование храброго поезда к церкви и венчание, проводимое в строгом соответствии с каноном;
• встреча молодых в доме жениха с активным включением в обряд зрителей), которым достаются не только конфеты, орехи и деньги во время обсыпания, но и кусочки встречника(сдобного хлеба, который разламывают над головой новобрачных);
• свадебный пир и дары , отличительной чертой которых в давнее время и особенно на свадьбах простых казаков была так называемая зеленая телушка, т.е. отложенный подарок: приплод скота, домашней птицы, который получают молодые после его появления на свет;
• обкрутка невесты – замена девичьей прически (две косы) на женскую. Получившийся куль прячут в колпак или фальшонку, по которой всегда можно было определить казачку; отводы в постель,совершаемые деликатно, незаметно, без привлечения внимания пирующих;
• вечерние гости – не везде соблюдаемое приглашение родных невесты на пиршество в дом жениха.
Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что сулило молодым счастливую семейную жизнь. У терских казаков был широко распространен обычай прохождения молодых под скрещенными шашками, что защищало их от нечистой силы. В комнате, где молодым предстояло провести брачную ночь, ставили икону, стакан с медом, чашку с зерном, куда помещали свечи, не зажигая их. Второй день свадьбы начинался с умывания молодой жены. Умывали ее свашки. Затем она шла к колодцу и обязательно бросала туда монетку. Почерпнув из колодца воды, она шла к дому, где ее ожидали свекор и свекровь, которым она поочередно сливала воду, они вытирались полотенцем невестки. После умывания молодая жена приглашала всех родных гостей за стол. Опоздавших к завтраку гостей разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие откупались деньгами, спиртным, конфетами. После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой, сажали на тачку и возили. Затем гости шли к родителям жены. Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую одежду, а мужчины – в женскую. Среди них было немало «цыган», пристававших к прохожим с предложением «погадать» или заходившим во дворы «воровать» кур. В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение в конце ХIХ века затрачивалось 250-300 рублей, что для казачьих семей было довольно обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.
Исторические обряды – памятники нашей культуры. Поэтому можно утверждать, что изучение значений того или иного обряда – путь к познанию исторического прошлого своего Отечества.
Одна беседа. Лев Кассиль
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Мастер-класс "Корзиночка"
Почему Уран и Нептун разного цвета
Марши для детей в классической музыке