Проект выполнен группой учащихся 8 класса Варнавинской коррекционной школы - интерната под руководством учителя географии и учителя истории. Данная исследовательская работа посвящена истории основания посёлка Варнавина Нижегородской обл. Святым преподобным Варнавой Ветлужским в 1417 году и сохранившемуся до наших дней роднику в центре посёлка. Особенно подробно в работе описано местоположение родника, целебные свойства воды и почитание родника в разные исторические времена.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект учащихся | 113 КБ |
Управление образования администрации
Варнавинского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное казённое специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Варнавинская школа - интернат VIII вида
Секция: «Предания и легенды, связанные с родниками»
Проектная работа: «Родник Святого
преподобного Варнавы Ветлужского»
Работу выполнили:
Бойков Алексей – 14 лет
Буракова Дарья – 14 лет
Воронина Надежда – 15 лет
Руководители проекта:
Зверева Т.П.- учитель
биологии и географии.
Корнева М.В. – учитель истории,
классный руководитель 8 класса
р.п. Варнавино
2015
Оглавление.
II. Основная часть стр. 3-18
1. Информационная карта родника стр. 3-4
2. Актуальность проекта стр. 4
3. Цели и задачи проекта стр.4
4. Краткая историческая справка
о родниках , расположенных в р.п.Варнавино стр.5
5. Посещение Варнавинской районной библиотеки стр.5-8
6. Исследование родника на Красной горе стр. 8-12
7. Встреча с иереем Павлом Кутумовым стр.12-14
8. Предания о чудесном исцелении водой источника стр.15
9. Воспоминания старожилов об использовании
источника стр.16-17
10. Экскурсия в Варнавинский историко –
художественный музей стр.17-18
III. Заключение стр. 19
IV. Список использованной литературы и
интернет ресурсов стр. 20
I Введение.
Варнавино. Удивительный край. Наша малая Родина. История Варнавина берет начало с 1417 года, когда на Красной горе поселился преподобный Варнава. Родился святой в последней четверти ХIV века в городе Великий Устюг. В Житии сказано, первоначально он служил в качестве приходского иерея в одном из храмов родного города, а затем принял монашеский постриг в одном из древнейших монастырей Великого Устюга – Михайло – Архангельской обители. При пострижении преподобный получил монашеское имя Варнава в честь одного из апостолов. Около 1417 года он получил благословение на совершение апостольского , миссионерского подвига за пределами родной епархии. Инок Варнава поселился на высоком берегу реки Ветлуги где выстроил келью, рядом поставил часовню и стал жить и молиться. Место это за природную красоту он назвал Красной горой.
Шумит сосновый бор, Я непокорным был-
Варнава келью строит, И вот среди зверей,
А над рекою « чаек » Но я люблю
Утренний туман. Родную мне природу,-
Варнава думает : Чу, свищет где – то соловей,
- Кто с жизнью А там кукушка
Нынче спорит, Долгие сулит мне годы
Тому удел такой же дан. Родник студёный для питья
Несет мне воды. Здесь станет заселённая земля.
Сосновый лес поит, И вспомнят люди,
Как друга ароматом. Как беглец с Устюга
Березы шелестом листвы Тут первым поселился.
Приветствуют меня И, может быть,
И, может, в будущем Узнают наконец,
Цветущим садом Как богу я молился…
Преподобный Варнава прожил на Красной горе 28 лет. По словам автора Жития преподобного , к святому Варнаве приходили « дикие звери, медведи многи, живущее близ келии его… он же хождаше между ними, аки между скотами , зря на них и утешашеся; благодаря великаго Бога, тии звери кротки ему быша». В окрестностях Красной горы, даже в 50 верстах, не было человеческого жилья. Изредка посещали пустынника люди,
« благословления ради », которым он предсказал, что по представлении его на берегу Ветлуги « умножит Бог житие человеком , а на месте его жительства будут жить иноки». Скончался он 11 (24) июня 1445 года и погребен был на вершине Красной горы, где позднее выстроили храм в честь святителя Николая Чудотворца Мирликийского , где хранилась икона этого святого , которую Варнава принес из Великого Устюга. Рядом находилась еще одна церковь - во имя Живоначальной Троицы. Так возникла Варнавинская пустынь, переименованная в дальнейшем в Троицко- Варнавинский монастырь. Вскоре разнеслась молва о чудесных исцелениях, совершаемых на могиле преподобного Варнавы. В 1638 году Патриарх Московский и всея Руси Иосаф отправил в Варнавинскую пустынь настоятеля из Свято – Троицкого Желтоводского монастыря игумена Пафнутия, чтобы тот проверил сведения о чудесах. Отец Пафнутий привез Патриарху монастырскую летопись , именуемую Ветхой книгой. В которой описывались житие подвижника и все события с начала ХVI столетия. В 1639 году Варнава Ветлужский был причислен к лику русских святых.
Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы. Отличительной чертой этого края является удивительной красоты природа, которая всегда привлекала внимание писателей, поэтов.
М.Е.Салтыков – Щедрин в одном из рассказов писал « Варнавин – довольно чистенький городок на Ветлуге, при впадении в нее Лапшанги … Ветлуга – это наша русская Лета , в волнах которой никому безвозбранно окунуться не дозволяется ».
Над водой наклонилось дерево, (поэт неизвестен)
А вода как хрусталь чиста
Есть на Ветлуге ,
под Варнавиным
Левитановские места.
Просто надо хоть раз единственный
Жизнь увидеть не на бегу,
Постоять над водой таинственной
У бессмертья на берегу…
Видимо и в самом деле Варнава был святым человеком, если в память о нем забил из недр земли чистый родник. Или сумел он со своим чутьем, мудростью, знанием обнаружить такое замечательное ключевое место.
Святой родник с пропиской постоянной ,
Преодолев в пути, пласты земных пород,
Без отдыха и сна, знакомый и желанный,
В Варнавине с былинных лет живет.
В.А. Сигаев, 1998.
II Проект на тему «Родник святого преподобного Варнавы Ветлужского»
1.Информационная карта объекта.
Объект: Родник святого преподобного Варнавы.
Адрес: 606760 Нижегородская область
Варнавинский район
р.п.Варнавино
пл.Советская, парковая зона.
Место расположения :
Центральная часть р.п.Варнавино, юго – восточная часть парка, спуск в сторону реки Ветлуги под Красной горой. К роднику ведёт указатель и благоустроенная тропа.
Выход родника :
Источник – нисходящий, вытекает из склона одной широкой струей. Родник выведен на поверхность с помощью трубы, рядом поставлена часовня с иконами.
Свойства родниковой воды: для забора воды на источнике имеется кувшин. Вода прозрачная, без запаха, жесткость определяется в 3,12 мг/л, по химическому составу соответствует ГОСТу « питьевая ».
Использование родника:
- для проведения православных обрядов,
- в качестве питьевой и лечебной воды.
Охрана родника:
Родник расположен на землях Варнавинской поселковой администрации.
Является составной частью государственного памятника ландшафтной архитектуры областного значения – Варнавинского парка.
2. Актуальность проекта: Одним из чудесных природных явлений на земле считаются родники. Вода в родниках свежая, прозрачная, как хрусталь, чудодейственная. Издавна родники считались святым местом, их живая вода исцеляла болезни, лечила душу. Старинные русские обычаи, обряды и праздники , культура и искусство, связанные с водой и родниками – всё это составляет основу духовности русского народа, которую необходимо воспитывать у подрастающего поколения. При изучении родников воспитанники также узнают исторические сведения о родниках: как человек осваивал и взаимодействовал с ними, какие экологические связи устанавливались между человеком и природой. В ходе реализации проекта обучающиеся получат практические навыки по исследовательской деятельности.
3. Цель проекта : Изучение природы и духовной истории родного Варнавинского края, формирование экологической культуры обучающихся в процессе изучения, исследования родника, Обогащение жизненного опыта позитивным взаимодействием с окружающей средой.
Задачи проекта:
Предмет исследования : Родник Преподобного Варнавы Ветлужского.
Оборудование: ноутбук, цифровой фотоаппарат.
Социальные партнёры: Варнавинская центральная библиотека им. И.А. Рязановского, Варнавинский историко- художественный музей, Храм Преподобного Варнавы Ветлужского, МОУ дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества».
Планирование эксперимента:
1. Определение целей, задач и объекта исследования.
2. Сбор информации: посещение библиотеки, музея, встреча с настоятелем Храма Преподобного Варнавы Ветлужского – отцом Павлом Кутумовым.
3.Проведение инструктажа по технике безопасности.
4.Обследование родника.
5.Обработка материала и фотографий, полученных при исследовании .
р.п. Варнавино
Наша малая Родина богата природными источниками, родниками.
Из отчета заведующего отделом экологии и природопользования Администрации Варнавинского района Кадушкиной И. Н.: « Варнавинский район хорошо обеспечен подземными водами, особенно его центральная часть, приуроченная к долине реки Ветлуги. На территории района , в основном, распространены воды водоносных горизонтов четвертичных и нижнетриасовых водоносных отложений. Водообильность горизонтов различна. Дебиты скважин колеблются от 0, 7 до 67 литров в секунду, основные водовмещающие породы – пески и песчаники, чаще мелкозернистые ». Вот как объясняют природу источника участники экспедиции, изучающие родник святого Варнавы. Об этом рассказывается в работе, проведенной Е.В.Сигаевой и ученицей Я. Смирновой. и дается сообщение в районной газете « Новый путь » №116/7324 от 18.11.2003.
«В доисторические времена в наших местах плескалось соленое море. Но потом отступило. Но не ушло совсем, а живет под землей. Его воды располагаются на территории Ветлужского , Варнавинского районов и далее в Костромской области. ..Подземные воды подпитывают наши родники и ключи ».
Изучение варнавинских родников мы начали со встречи с Е.В. Сигаевой в духовно- краеведческом центре «Благовест» Варнавинской Центральной библиотеки им. И.А. Рязановского.
Из рассказа Е.В. Сигаевой, мы узнали, что в историческом месте п. Варнавино насчитывают три родника. Первый из них находится под « Князевой горой ». Установлено, что бил из горы ключ холодной, чистой, как слеза, воды. Он был оборудован деревянным лотком, по которому направленно текла вода. Ниже под лотком был врыт деревянный садок с
деревянной решеткой вместо крышки. В садке содержалась рыба, предназначенная для кухни гостиницы Островского. Мелкой рыбы в чистом садке не держалось. Была щука, лещ, сазан, а так же рыба ценных пород: стерлядь, судак.
Второй ключ был под бульваром. Спуск к нему по извилистой , глинистой тропе был труден. Но люди брали из него воду по необходимости . т.к.колодцев вблизи не было. И только в 1912 году, городская управа вырыли колодец на ул.Набережной, захватив часть бульвара. В настоящее время колодец засыпан.
Наибольший интерес у историков и современников- краеведов, гостей посёлка вызывает третий ключ. Основная исследовательская работа нашей группы посвящена источнику Святого Варнавы. Издавна этот родник находится у реки под стрелкой. Около него построена была небольшая часовня, с несколькими иконами внутри. Рядом была стоянка многочисленных лодок. С 1917 года часовню, построенную на ключике, бившем из берега, обслуживал сторож лодочной станции, живший тут же в землянке. Одним из сторожей долгое время был Леонид Скаляндусов, который вернулся с военной службы, где служил в крепостной артиллерии. Про этот третий ключ в народе ходила такая легенда: «Когда –то, на берегу реки Ветлуги, была хижина старца Варнавы. Возле нее бил родничок,
он есть и сейчас.
К Варнаве постоянно ходили люди. Он лечил их травами, родниковой водой да советами. Очевидно , знание трав и житейская мудрость и дали ему имя « преподобного». Сказание говорит, что когда он умер, звери выли так, что услышали люди. С ним, в его хижине, жил медведь и, услышав рев его, люди пришли и нашли Варнаву, одетого в белые одежды, уже мертвым и
назвали его святым. Поставили в честь его часовню на его могиле. Позднее
на горе воздвигли красный храм, а поселение вокруг храма и назвали Варнавинской пустынью ».
Вот как дается описание государственного памятника природы - варнавинского парка , где находится родник . Глубина залегания грунтовых вод колеблется от 2 до 10 метров. Воды пресные, преимущественно гидрокарбонатно – кальцевые, используются для питьевого и промышленного снабжения. Из неблагоприятных физико – географических процессов развиты заболачивание речных долин, морозное пучение грунтов и оползневые проявления по высокому правому коренному берегу реки Ветлуги. Фронтальный береговой откос имеет здесь южную экспозицию , слабовыпуклый, крутизной 35 – 40, частично задернован и залесен, с обнаженными участками коренных красноцветов, мелкими сплывинами и срывами. В нижней части склона на всем протяжении фиксируется крупный блоковый оползень с остатками заброшенной застройки начала века. Ширина оползневой террасы около 20 метров, поверхность ее, запрокинута к зоне отрыва, глубина захвата превышает 40 метров. Головная часть оползня в настоящее время переработана рекой и представляет собой глинистый бечевник с многочисленными площадными выходами грунтовых вод. Выходы грунтовых вод отмечаются также в оврагах и в западной части зоны отрыва, где к ней приурочен родник Святого Преподобного Варнавы.
Также мы ознакомились с результатами анализа воды , проведенной гидрохимлабораторией в 1996 году , установлено, что вода в роднике по гидрохимическому составу - пресная, гидро – карбонатно – кальцевая, с минерализацией 0, 78 г/дм, имеет слабую углекислую агрессивность. ( см. Анализ сточной воды , проведенной гидрохимлабораторией Комитета по водным ресурсам Верхнее – Волжского бассейнового водохозяйственного объединения). Определен дебит источника , т.е.объем воды, поступающий из источника в единицу времени. Для этого поставили трехлитровое ведерко под бегущую воду и заметили время его наполнения. Примерный дебит составляет - 1, 2 литра в минуту.
Местная поэтесса Людмила Березина так отзывается о красоте Варнавинских просторов:
А на Красной горе тишина,
За Ветлугой поют соловьи.
Я сюда прихожу не одна,
Чтобы видеть красоты твои.
Разве можно прожить без тебя,
Без твоей неземной красоты.
И живу я, природу любя,-
Все зовешь и зовешь ты меня.
Варнавино, Варнавино,
в тебя я влюблена,
В твои озера синие,
таежные леса.
Ручьями родниковыми
Богат любимый край.
Заветы Отче нашего
храни, не забывай.
У подножия Красной горы над источником Варнавы еще в ХV веке появилась надкладезная часовня, регулярно подновляемая. Снесли ее в советское время и вновь восстановили в 1996 году. В 1998 году осуществилась реконструкция источника: бетонное кольцо удалено, произведена очистка родника, установлен деревянный сруб, отведен сток по трубе. В 1999 году была восстановлена часовенка над святым родником. В 2007 году родник обрел достойное обрамление: над ним поставлена рубленная часовня с позолоченным куполом. Строили ее всем районом, как говорится, «с миру по нитке». 24 июня 2008 года благочинный Варнавинского округа архимандрит Кирилл Покровский освятил вновь построенную часовню. «Будем же прибегать к источнику сему, набирать святой воды , умываться, пить ее, употреблять в пищу с верой, и тогда Преподобный будет нам помогать». ( газета « Новый путь» № 72 от 28 06 2008г.).
«В половодье кажется, что златоглавая часовня плавает по воде. Сквозь голые и серые ветви еще не распустившихся тальника, ракит и другой прибрежной чащобы виднеется с крутой Красной горы яркая зелень сложной по форме крыши, над которой сверкает отраженными лучами весеннего солнца золотая маковка с православным крестом.
И уже не оторвать взгляд от скромного соснового бревенчатого куба с резным крыльцом, увенчанного, словно богатой боярской шапкой, «навершьем из стилизованных килевидных закомар и золотом покрытого надглавка. Рядом поет свою неумолчную песню полноводная в эту пору Ветлуга, краса Нижегородского севера, принимая в свои быстрые, холодные воды столь необходимое реке пополнение – родник святого Варнавы, вытекающий из – под часовни. Всплеснет иногда благодарная река игристую волну на бревна сруба и побежит дальше, играя на солнце, к сосновому бору, к заливным лугам, к плесам, к золотистым песчаным пляжам и косам, и где – то далеко – далеко сольется со своей старшей , знаменитой на весь мир сестрой Волгой». Так пишет в своей монографии «Родники Нижегородской области» кандидат сельскохозяйственных наук Ф.М.Баканина и ее верные помощники С.Н.Пияшова и А.А.Юртаев.
7. Встреча с иереем Павлом Кутумовым.
Следущая встреча произошла с иереем Павлом Кутумовым настоятелем Храма Преподобного Варнавы Ветлужского. На наши вопросы о роднике отец Павел рассказал следующее: «Издревле в народном сознании родники были символом нравственной чистоты, животворящей силы, добра и красоты. Раньше взрослые люди пили воду с непокрытой головой и перед питием крестились. Воды родника считали святой, Богом данной. Доброго пути и свежей воды - желали на прощание».
Испокон века люди с бережностью и терпением относились к родникам.
« Родник… Родной… Земля родная… Родина…Хрустальная слеза земли родной ». Родник святого Варнавы имеет особое значение для варнавинцев и гостей посёлка. В настоящее время гостей посёлка приглашают не только на знаменитую Красную гору, но и предлагают посетить святой источник, пройдя по благоустроенному спуску.
За водой к источнику приходят и приезжают верующие со всей округи. Особенное почитание родника наблюдается в праздник Варнавинской годины. В этот праздник совершается праздничная литургия, посвящённая дню преставления святого Варнавы.
Ежегодно в праздник крещения господня совершается Крестный ход и освящение источника. Может быть, поэтому, набирают водичку из родника в Крещение и вспоминают обычаи и традиции наших предков. Ведь вода от Крещения до Крещения простоит и не испортится. Отец Павел привёл примеры «чудес», связанных с родником. Однажды весной, после схода снега источник оголился и вода из него не шла. Совершили молебен на источнике и родник «ожил», вновь заструилась вода.
И второй случай. На Варнавинскую годину, после того, как отслужили молебен, на небе появилась радуга. А это- союз Бога и человека. Отец Павел пояснил нам, что радуга имеет 7 цветов. Число 7 считается святым. Радуга символизирует святость Варнавы и его источника. Таким образом чудесные явления происходят на источнике и в наши дни.
Чудесные исцеления водой источника.
В книге Д.Г.Монахова «Житие святого преподобного отца Варнавы, Ветлужского чудотворца» находится очень интересное повествование «О исцелении болящих …».
« В далеком расстоянии от монастыря преподобного отца Варнавы жил некий христолюбец именем Архип. У него был сын, названный Сафронием, юных лет. Зло страдал он в недуге год и шесть месяцев. Многих приводил отец к нему врачей, но не смогли его исцелить. Видел отрок, что продолжается болезнь его и сказал отцу своему: «До коле , отче, зло страдать мне в сей лютой болезни? Слышал я от многих , что всесильный Господь Бог многим злостраждущим молитв ради угодника своего , преподобного отца Варнавы, с верою приходящим ко гробу его святому и источнику, подает исцеление». Архип же, слыша от сына такие речи , скоро собрал родственников своих, пошел в обитель, взяв с собою и болящего Сафрония. Достигнув обители, вошли в церковь божию, где гроб преподобного отца Варнавы и сотворили молебное пение. Потом покропили священники больного освященною водою из источника и дали ему пить. И тотчас легче было Сафронию ».
Был также некий воин царев, муж именем Панфилий. Страдал он люто от духа нечистого и была его болезнь его весьма зла. Поведали сему Панфилу, что в монастыре пресвятой и живоначальной Троицы близ реки, называемой Ветлугою. На Красной горе , молитв ради угодника своего . преподобного отца Варнавы , многим болящим , с верою приходящим , дарует Бог исцеление. Панфил же, сие услышав, встал и пошел в обитель преподобного отца Варнавы с великой радостью и старанием. Там он молил священников , чтобы сотворили к всемогущему Господу Богу о нем молебное пение и водоосвящение из источника. После молебного пения священники напоили Панфила священной водой , говоря: «Да будет тебе сия вода во здравие и отгонит твоего мучителя - духа нечистого» .
Священник церкви Воскресения Христова , отстоящей от монастыря преподобного отца Варнавы на 60 поприщ именем Герасим, в течение трех лет был болен. У него отсохла правая рука. Терпеливо перенося болезнь. Он ко дню памяти преподобного Варнавы 11 июня вместе с прочими богомольцами пришел пешком в монастырь, помолился у гроба , смыл руки освященною водою из родника и тотчас же почувствовал облегчение в своей болезни, а через несколько дней и совсем выздоровел…
9. Воспоминания старожилов об использовании источника.
Газета «Новый путь» № 6/7346 от 20 01 04.пишет : « В Крещение , как всегда , образуется целая очередь желающих запастись святой водицей. К роднику Святого Преподобного Варнавы Ветлужского идут и идут люди. Поздравляют друг друга с праздником, умываются ключевой водой и наливают ее впрок себе, родным, друзьям, соседям…».
Также сохранились интересные воспоминания старожилов Варнавина. Из рассказа известной варнавинской частушечницы Антоновой Александры Ивановны : « Помню еще бабушка моя сказывала , будто рядом с родником рос огромный могучий дуб. Внутри он был полый. Говаривали, что именно в первые дни своего пребывания святой Варнава жил в этом дубе. Дуб не засыхал, потому что корни этого дуба питалися этой родниковой водой. Нас же бабуля заставляла щипать кору этого дуба. Кора – то помогала при зубной боли: приложишь ее к щеке в том месте, где зуб болит и затихнет вся боль ».
Затем Александра Ивановна добавляет:
« Водичкой этой лечилися, грудных младенцев умывали, обязательно над шестком, и при этом приговаривали:
Урочище, озепище,
Отколь пришло, туда и иди!
С людей пришло, иди на люди,
На лихой глаз!
С реки пришло, на реку иди,
С реки иди в леса!.
Очисти ,Господи, раба Божия!
Дай, Господи, здоровья!
Спаси его и помилуй! »
Сохранился и народный фольклор о роднике, частушки, сочиненные Антоновой Александрой Ивановной.
Я в Варнавино пойду Святой водички наберу
И сверну налево. И поставлю у икон
К роднику святу зайду, С Богом её сохраню
Кому какое дело! Бог здоровья даст потом!
Дочь Александры Ивановны, Аджемян Зоя Александровна, вспоминает:
« я помню, как мы бегали и играли около развалин дуба. Но и мама , и бабушка говорили, что дуб не от старости разрушился, а от того, что уж больно много людей приходило и к дубу, и к роднику. Отщипывали кору от дуба особенно много в годы войны. Эту кору клали в ладанки, которые вешали на шею тем, кто уходил на фронт, чтобы живыми домой вернулись. И
еще помню, как вечером мама пряла или вязала, то напевала песню и пелась
– то она так же, как и наша местная «шел Иванушка из Шуды…» Некоторые куплеты я помню:
Ты не пой – ко , не пой – ко, не свищи – ко
На заре, на зорьке соловей!
Дай ко послушать , послушать да о чем же
Прожурчит ручей.
Может скажет, скажет мне о том он,
Как Варнава здесь когда – то жил,
Как он в келье, в келье и в молитвах
Богу, Богу он служил.
Известно, что местные жители творили различные заговоры на студеной воде из родника. Из воспоминаний Золотовой Анастасии Егоровны:
«Как приеду в Варнавин, обязательно к роднику схожу. Умоюсь затылями - то ( тыльной стороной ладони). Три раза умоешься и плеснешь. При этом не забывай сказать такие слова : «Матушка быстрая вода, ты бежишь на истечениё, я беру на излечениё. Как тебе , матушка быстрая вода, вверх не текать, не заворачивать, так и на мне, рабе Божьей тоске не бывать ». Ходишь
туда, пока не поможет».
Люди верят, что Господь являет свою милость людям через воду источника. Однако есть одно очень важное условие – вера человека в возможность исцеления.
В книге « Во веселой во беседе…» записаны воспоминания Малышевой Лидии Алексеевны, 1923 г.р., из деревни Коленово.
« Есть родничок , где стоит церковь, с того родника берут воду до сих пор в Крещенье. Родник Варнавы Ветлужского . А раньше – то . в Крещенье то, носили иконы на речку – я вот это помню. Мы садились на дорогу - маленькие были – и иконы несли по два человека, иконы большие несли. Мы садились на дорогу, сидели, и через нас проносили эти иконы. Это мы маленькие были – годов по шесть, семь. На реке иконы в воду окунали – и она становилась как святая. Это давно было.»
10. Экскурсия в Варнавинский историко-художественный музей.
Научный сотрудник Варнавинского историко- художественного музея провел экскурс в историю образования Варнавиной пустыни, Красной горы, Троицкого Варнавинского монастыря и святого источника Варнавы Ветлужского.
Заключение.
Сила родников помогает нам жить, радоваться жизни, делиться этой силой с другими. Сберечь родники – живительные источники силы и здоровья всего живого на Земле – значит сберечь не только саму Землю, но и душу человеческую. По одному поверью считается, что количество родников взаимосвязано с числом звезд на небе. И если начинает бить из – под земли новый ключ, то зажигается новая звезда. И наоборот, если засохнет или засыпать родник , то погаснет и звезда. Поэтому говорили старики детям, если желаешь иметь на небе свою звезду – расчисти родник. Практически везде загрязнять воду источников считалось большим грехом, так как источник – это глаз Божий. Чист, как родник, - говорили о честных людях.
В данном проекте принимали участие дети с ограниченными возможностями здоровья. Для них эта работа стала источником опыта общения с людьми разных сфер деятельности. С самого начала учащиеся очень заинтересовались и прониклись идеей проекта. Данная поисковая работа способствовала ознакомлению учащихся с историей малой родины, развитию у детей таких качеств, как патриотизм, доброта, забота о людях, ответственность за состояние окружающей среды.
В результате проведённых исследований учащимися 8 класса под руководством учителей Зверевой Т.П. и Корневой М.В. оформлена проектная работа, приложение и фотоальбом.
Список использованной литературы и интернет ресурсов.
Автор работы Смирнова Я. , детское объединение по краеведению МОУ дополнительного образования детей « Центр развития творчества детей и юношества ».р.п.Варнавино
2. Баканина Ф.М. Родники Нижегородской области. Нижегородский государственный педагогический университет. Н.Новгород Бикар2009
3. Балдин М.А. Варнавинская старина. Очерки истории Поветлужья.
Варнавин – Н.Новгород 1993.
4. Людмила Березина. На Красной горе. Н.Новгород. Арабеск 2011.
5. Ветлужская сторона «Во веселой во беседе…» Традиционный фольклор Варнавинского района Нижегородской области под редакцией А.В.Кулагиной. Москва – Варнавино 2005.
6. Виктор Карпенко. Варнава Ветлужский. Н.Новгород Бикар 2014.
7. Д.Г.Монахов Житие святого преподобного отца Варнавы, ветлужского чудотворца. 2002
8. Газета « Нижегородская правда » № 67 от 27.06.2009
9. Газета « Нижегородские новости »№ 134(871) 2000
10. Газета « Новый путь» № 116(7324) от 18.10.2003.
11. Нижегородские епархиальные ведомости №12 ( 105) 2007
12. Журнал « Нижегородский музей» № 20
13. Сайт Нижегородской епархии.
14. Сайт Варнавино – район. РФ Официальный сайт Варнавинского муниципального района.
15. varnavino.prihod.ru Храм прп.Варнавы Ветлужского п.Варнавино
16. www varnavino.ru Сайт жителей Варнавинского района
17. kostromka.ru/zontikov/varnava/1/php
18. svyato/info
19. wwwprazdnikinfo.ru
20. varnavin2.narod.ru
21. www ortlife.ru
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Компас своими руками
Прекрасное далёко
Весенняя сказка