Исследовательская работа позволяет сделать заключение, что Петр Великий представляет совершенно своеобразную личность не только в истории России, но и в истории всего человечества. Ему много помогло в преобразовании самодержавие; но его частная жизнь, его личность, несомненно, отмечены печатью гениальности. Величие этого человека в том, что он лучше других понял и удачно разрешил запросы времени.
Вложение | Размер |
---|---|
petr_1.doc | 390 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г Узловая Тульской области
Исследовательская работа
по теме
«Пётр I»
Горовых Елизавета,
ученица 4 г класса МБОУ СОШ № 1
Руководитель:
Яцкова Татьяна Константиновна,
учитель начальных классов
2015
Несколько лет назад вместе с родителями я побывала в Санкт-Петербурге. Мне очень понравился этот город, его красота, величавость, европейский вид. Узнавая историю северной столицы, основанной в 1703 году, мне захотелось побольше узнать о личности ее основателя- Петра 1, о человеке и правителе, сумевшем изменить в лучшую сторону повседневную жизнь наших предков и усилить Российское государство.
30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны родился сын Петр. Теперь династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.
Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве.
Царь-отец никак особенно не выделял младшего сына. Все заботы о ребенке легли на плечи матери, которая являлась горячей сторонницей реформ и поощряла всяческие новшества в быту. По её просьбе Петру привозились иностранные игрушки, старалась следовать западноевропейской моде. Раннее детство царевича прошло в европейском доме и его неповторимой атмосфере, что потом помогало Петру бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта.
Однако, когда потребовалось перейти от игр к обязательному для московских царевичей обучению, Петру повезло меньше. Его учителем и наставником стал Никита Моисеевич Зотов.
Ему велелось в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность, но "дядька" даже не пытался принуждать шустрого ребенка к многочасовому восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону. Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал, все делая "на глазок". Петр перенял эту сноровку и всегда больше полагался на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки, и ошибался нечасто.
Никита Моисеевич постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями, а позже по мере развития интереса ученика к "историческим" предметам - военному искусству, дипломатии и географии - заказывал для него "потешные тетради" с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. Царевич учился всему охотно, и впоследствии бегло писал по-старославянски, правда, с многочисленными ошибками. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял, что в русской старине нет ничего поучительного, его исторические знания были разнообразны и глубоки. А народных пословиц и поговорок он знал столько и с таким остроумием употреблял их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.
После смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем. И теперь школой Петра стала московская окраина.
Так Петр и рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Целыми днями он пропадал, где угодно, прибегая только к обедне. Зная кремлевские нравы, Петр усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.
Когда 28 апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство, иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. 25 мая на глазах Петра стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев.
Петр самостоятельно не мог ничего предпринять без знания принципов организации западноевропейской армии. Тут помощи ожидать было не от кого. И тогда он, вероятно, вспомнил о своем опыте "командования" солдатами Потешного полка в трехлетнем возрасте и отправился в Кукуй, Немецкую слободу. Здесь он нашел знакомого ему с памятного смотра отставного начальника Бутырского шотландского полка Патрика Гордона.
К молодому царю в Слободе относились неизменно приветливо и дружелюбно. Общительный по характеру Петр сразу завел множество друзей среди этих плотников, аптекарей, пивоваров и солдат, из которых он сразу выделил обаятельного и галантного Франца Лефорта. Тот стал наставником Петра в усвоении своеобразной культуры "московской Европы".
С появлением Гордона и Лефорта в Преображенском полки были разделены на взводы и роты, все получили соответствующие должностям воинские звания. Петр, по-детски неистово влюбленный в артиллерию, присвоил себе чин "капитана-бомбардира". Он всё делал сам.
Когда я была в Петербурге, мы посетили Ценральный военно-морской музей, где мне особенно запомнился ботик Петра1 («дедушка Российского флота»).
Предположительно он был изготовлен в Англии и доставлен в Россию около 40-х годов XVII столетия. Длительное время находился в запущенном состоянии в царских амбарах подмосковного села Измайлово. Здесь и был впервые увиден царем Петром Алексеевичем. По приказу царя голландский мастер К. Брандт в мае 1688г. отремонтировал ботик; он был спущен в московскую реку Яузу. На ботике Петр I приступил к изучению морского дела, учился ходить под парусом. Именно с этих юношеских прогулок началось серьезное увлечение Петра морским делом, флотскими науками и кораблестроением.
Детская привычка копаться в старых вещах на чердаках в Преображенском сослужила Петру добрую службу. Царь стал приобщаться к корабельному мастерству, которое превратилось в главное дело всей жизни. Все модели морских судов из тех, что делались для выбора прототипа единственного построенного при Алексее Михайловиче многопарусного фрегата "Орел", перекочевали из пыльных кремлевских чуланов в Преображенское. Даже после посещения таких морских держав как Голландия, Англия и Дания Петр никогда не забывал "дедушку русского флота". Пышное чествование петровского ботика состоялось 11 августа 1723 года, когда ему салютовали 20 линейных кораблей Балтийского.
Петр I, надев европейского покроя преображенский сюртук, всегда оставался насквозь русским самодержцем по мышлению. Грубость выражений, свойственная Петру, всегда связывалась с недостатками его воспитания. Но это ничего не объясняет. Властитель по династическому праву, Петр искренне считал себя ниспосланным России Божественным провидением, истиной в последней инстанции, не способным на ошибки. Меряя Россию на свой аршин, он чувствовал, что начинать преобразования необходимо с ломки старозаветных обычаев. Поэтому по возвращении из европейского вояжа Петр I категорически запретил боярам носить бороды, дворянам повелел пить кофе, а русский народ узнал о картофеле и помидорах.
Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив не умея терпеливо объяснить того, что для него было очевидным, Петр в случае непонимания легко впадал в состояние крайнего гнева и часто "вколачивал" истину сенаторам и генералам своими огромными кулаками или посохом. Правда, царь был очень отходчив, и через несколько минут уже хохотал над удачной шуткой провинившегося.
Петр был безразличен к нарядам и не любил официальных приемов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символы царской власти. Его стихией были ассамблеи, где обращались запросто без титулов и званий, пировали, играли в шахматы и танцевали. Даже собственных выездных экипажей в каретной царя не было, если требовалось организовать торжественный выезд, он заимствовал коляску у известных придворных щеголей - Меншикова или Ягужинского.
Петру до конца дней приходилось заниматься самообразованием, потому что новые задачи требовали от него вновь и вновь искать учителей вне России.
Дипломатом Петр I был выдающимся. В его арсенале средств были все классические приемы, которые Петр легко в нужный момент забывал и перевоплощался в загадочного восточного царя, неожиданно начинавшего целовать в лоб ошеломленного собеседника, сыпать народными присловьями, ставившими в тупик переводчиков, или внезапно прекратить аудиенцию, как персидский шах, сославшись на то, что его ожидает жена. Внешне искренний и доброжелательный, Петр, по мнению европейских дипломатов, никогда не открывал своих истинных намерений и поэтому неизменно добивался желаемого. Он, в совершенстве зная основы кораблевождения, не брался командовать всей эскадрой, поручая это Меншикову и другим генералам. Страха в бою он никогда не показывал, говорил: "Бояться пульки - не идти в солдаты". На упрек Меншикова, что царь не бережет себя, лично спасая тонущих в ледяной воде во время наводнения в Петербурге, он сказал, что "за мое Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею".
Семейные дела Петра Великого были не во всем благополучны. От первого брака с нелюбимою им Евдокиею Федоровною (Лопухиной) у Петра был сын царевич Алексей, родившийся в 1690 году. Когда в 1698 году Петр расторг свой брак с Евдокиею и отправил ее в монастырь, мальчик остался в Москве на попечении у своих теток-царевен. Петру некогда было заниматься своим сыном, и царевич попал под враждебные Петру влияния. Он жалел мать, не любил отца, не понимал его преобразований. Царевич Алексей умер в Петропавловской крепости в 1718 году.
С 1712 г. Петр жил в негласном браке с Екатериною Алексеевной, которая в начале Северной войны попала в плен в к русским в Лифляндии. До конца своей жизни Петр ценил ее характер, ее хозяйственность, умение приспосабливаться к любой обстановке, а в 1724 г. он даже короновал Екатерину, дав ей титул "императрицы, ее цесаревина величества". От Екатерины у Петра остались две дочери:
Анна и Елизавета.
Заключение.
Всесторонность и гармоничность - основные черты личности Петра. Петр закрывал глаза на сословные различия, ему были близки понятия, нравы и обычаи разных слоев общества, он был способен к критике, сравнению русского с иноземным и т.д.
Многие историки утверждали, что он более завоеватель, чем преобразователь. Но отношение Петра к войне показывает, что материальные и политические выгоды для него стояли выше успехов военного оружия. Для него война была не целью, а средством, он понимал ее как бедствие временное, но необходимое для благосостояния народа и национального развития. Петр не походил не стяжателя военной славы и "великого завоевателя". Завоевания его были необходимы для создания в России предпосылок для развития европейской державы.
Одержав победу в Северной войне, Петр поднял Россию на уровень европейских держав, сделав ее империей, а сам принял титул императора.
Петр был несомненно передовым человеком в Европе того времени. Однако, при этом он совершенно не мог сдержать своего темперамента, ему был свойственен циничный разгул и грубые солдафонские развлечения. Невоздержанный в гневе, он был жесток, коварен и неразборчив в средствах на войне и в борьбе с внутренними врагами. Эти темные стороны характера неотъемлемая часть личности Петра, хотя и они частично оправдываются низким уровнем нравственности той эпохи.
Петр Великий представляет совершенно своеобразную личность не только в истории России, но и в истории всего человечества. Ему много помогло в преобразовании самодержавие; но его частная жизнь, его личность, несомненно, отмечены печатью гениальности. Величие этого человека в том, что он лучше других понял и удачно
разрешил запросы времени.
Рисуем "Ночь в лесу"
Дерево в снегу
Солдатская шинель
Рисуем зимние домики
Чайковский П.И. "Детский альбом"