Данный проект по математике на тему "Нестандартные способы изучения таблицы умножения" имеет цель: исследовать и показать нестандартные способы запоминания таблицы умножения учащимися. Актуальность данной темы заключается в том, что использование нестандартных способов и приемов запоминания таблицы способствует формированию вычислительных навыков, усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках математики, а также на факультативных занятиях и мероприятиях в рамках недели математики.
Задачи:
Предмет исследования: процесс вычисления нестандартными способами умножения.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dokument_zapivalov_nikita_.docx | 634.79 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Проект на тему:
«Нестандартные способы изучения
таблицы умножения»
Направление: математика
Автор: Запивалов Никита Евгеньевич
учащийся 2б класса
Руководитель работы: Иванова Офеля Расимовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2015 – 2016 учебный год
Аннотация
Цель работы: Исследовать и показать нестандартные способы запоминания таблицы умножения.
Актуальность данной темы заключается в том, что использование нестандартных способов и приёмов запоминания таблицы способствует формированию вычислительных навыков, усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках математики, а также на факультативных занятиях и мероприятиях в рамках недели математики.
Задачи:
Найти необычные способы запоминания таблицы умножения.
Выбрать для себя самые интересные или более легкие, чем те которые предлагаются в школе.
Научиться их применять на практике.
Научить одноклассников применять новые способы запоминания таблицы умножения.
Методы, используемые в работе:
поисковый метод: изучение литературы, поиск необходимой информации в сети Интернет
практический метод: выполнения вычислений с применением нестандартных способов
Объект исследования: нестандартные способы запоминания таблицы умножения.
Предмет исследования: процесс вычисления нестандартными способами умножения.
Полученные данные: «открыты» новые сведения о таблице умножения;
показаны разные способы запоминания таблицы умножения;
найдены оригинальные способы умножения с помощью тетрадных клеток, пальцев рук; выведена закономерность таблицы умножения на 9, позволяющая легко её запомнить.
Вывод: исследования доказали, что существуют различные способы запоминания таблицы умножения. Открытая автором закономерность таблицы умножения на 9, позволяет сделать вывод о том, что в школьном курсе математики рассматривается лишь незначительная часть имеющихся сведений о табличном умножении.
Оглавление:
Что известно о таблице умножения…………………………………....4
Способы запоминания таблицы умножения……………………………..5
Выводы…………………………………………………………………………7
Введение
Всем детям приходится в школе знакомиться с таблицей умножения. И некоторым очень трудно её понять и выучить наизусть. Мне стало интересно, кто придумал эту таблицу? Я решил узнать об этом в Интернете. Потом я стал думать, а как легче её запомнить? Существуют ли какие-нибудь другие способы запоминания таблицы умножения? Я предположил, что наверное существуют лёгкие и простые способы запоминания таблицы умножения? В своей работе я постараюсь доказать это.
Цель работы: Исследовать и показать нестандартные способы запоминания таблицы умножения.
Методы, приёмы, используемые в работе: изучение литературы, анализ, наблюдение.
Гипотеза. Существуют простые и лёгкие способы запоминания таблицы умножения и способы умножения, которые не являются общеизвестными.
Тип проекта: исследовательский
Основная часть:
Ход работы:
Первый этап - подготовительный: наметил цель, определил задачи и начал собирать нужную мне информацию.
Составителем таблицы называют древнегреческого математика Пифагора.
Пифагор, прежде всего - это мудрец и философ. Точной даты рождения Пифагора не знает никто, но исторические исследователи датируют это событие приблизительно 580 годом до нашей эры. Будущий математик и философ уже в детстве проявлял большую способность к наукам. Он с ранних лет стремится узнать, как можно больше. У опытных наставников Пифагор изучал геометрию и астрономию, музыку и живопись. Особенное внимание он уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей.
Философ считал таблицу умножения отображением вселенной, где угадывается за закономерностью чисел ровный строй планет и скоплений звезд, где угадывается гармония космоса и слышится божественная музыка. Таблица умножения скрывает в себе много замечательных математических закономерностей, поиск которых способен превратиться в увлекательное занятие, сулящее немало сюрпризов. Что представляет собой таблица Пифагора? По горизонтали и по вертикали расположены числа натурального ряда; на пересечении столбцов и строк стоят их произведения. Диагональ таблицы образуют квадраты чисел (таблица I)
2. Нашел разные способы запоминания таблицы умножения.
2.1. В интернете я искал разные способы умножения и наткнулся на игры, которые помогают повторить и запомнить таблицу умножения.
Это разные раскраски с примерами (рисунок I)
2. 2.Таблица умножения в рифмах и стихах.
Ученики и ученицы!
Чтоб было проще вам считать,
Мы Пифагорову таблицу,
В стихах решили написать.
По ней легко найти решенье,
Куплет достаточно прочесть,
А чтоб запомнить вычисленья,
Везде своя подсказка есть!
Ну что ж, откладывать не станем,
Тетрадь и карандаш достанем,
И примемся за дело бойко.
Итак, на старт выходит двойка!
Известно детям в целом мире,
Что дважды два равно ЧЕТЫРЕ.
Им также следует учесть,
Что дважды три получим ШЕСТЬ.
2.3. Таблица умножения – мультфильм (рисунок II)
Говорящая таблица умножения – игра (рисунок III)
2.4. Умножение на 9 с помощью пальцев (рисунок IV)
Я был удивлен изобретательностью этого способа умножения. Всё очень просто и интересно. Совсем не нужно запоминать таблицу умножения на девять!
И калькулятор не потребуется – нам помогут пальцы рук. Посмотрим на раскрытые ладони. Перед нами десять пальцев. Теперь загибаем первый палец слева. Осталось девять пальцев. Мы умножили девять на один. Теперь попробуем умножить на 2: раскрываем ладони и загибаем второй палец слева. С одной стороны от загнутого остался один палец, а с другой – восемь. Один, восемь – получилось 18!Умножим 9 на 7? Загибаем седьмой по счету палец. Слева остается шесть, а справа три – 63!
2.5. Умножение на 9 с помощью тетрадных клеток (рисунок V)
Возьмём, к примеру, 10 клеточек в тетради. Нужно 9 умножить на 8. Зачеркиваем 8-ю клеточку. Слева осталось 7 клеточек, справа — 2 клеточки. Значит, 9·8=72. Все очень просто!
2.6. Рассмотрите таблицу умножения числа 9 (рисунок V I)
Какую закономерность можно увидеть? Сумма чисел во всех произведениях равна 9! А теперь давайте разберемся, как узнать само произведение. Из второго множителя вычитаем 1 и получаем количество десятков в ответе. Чтобы узнать количество единиц, надо из 9 вычесть количество десятков. Надо попробовать несколько раз показать этот способ ребенку, чтобы он мог ими пользоваться.
2.7. Меняем местами множители. Одно из основных правил умножения – это переместительный закон, а звучит он так: «От перестановки множителей местами, произведение не изменяется». Есть такие примеры, которые гораздо проще умножить, поменяв местами множители, например, 3*8=24 и это равносильно 8*3=24. Естественно, каждый ученик должен это хорошо усвоить.
Второй этап – основной: познакомил своих одноклассников на уроках математики с найденными мною необычными способами запоминания таблицы умножения. Стал сам применять эти способы на уроке и дома.
Третий этап – заключительный: после того, как я познакомил ребят с разными способами, я провел в классе анкетирование. Сделал выводы в своей работе.
Да – 20 чел Нет – 0 чел
Да – 20 чел Нет – 0 чел
Да – 20 чел Нет – 0 чел
Да - 20 чел Нет – 0 чел
Заключение:
Вывод: Результаты моей работы показали:
Продуктом моей работы является презентация, которую я демонстрировал в школе.
Поработав с литературой и материалами в Интернете, я понял, что мной рассмотрены не все способы, а это значит, что впереди меня ждет много интересного и увлекательного.
Список использованной литературы:
Приложение:
Таблица I
Рисунок I Рисунок II
Рисунок III Рисунок IV
Рисунок V
Рисунок V I
Астрономический календарь. Май, 2019
Мороз и заяц
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Солнечная система. Взгляд со стороны
"Не жалею, не зову, не плачу…"