Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.
Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся основной и средней школы. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.
Вложение | Размер |
---|---|
belikov_d._programma_fakultativnogo_kursa.doc | 83 КБ |
БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»
Программа факультативного курса
«Работа в графическом редакторе Gimp»
(8 класс, 17 часов)
Составитель:
студент 5 курса группы «Г»
отделения «Информатика»
Беликов Дмитрий Юрьевич
Болхов, 2013
Пояснительная записка
Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.
Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся основной и средней школы. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.
В УМК базового или профильного курса Информатики и ИКТ «Компьютерная графика» как самостоятельный раздел не выделена. Отдельные элементы темы изучаются только на ознакомительном уровне, например, в базовом курсе информатики в рамках методической линии «Обработка графической информации». Следует отметить, что за 4 или 5 часов рассмотреть особенности компьютерной графики нереально. В этом проявляются ограниченные возможности базовых и профильных курсов по информатике. Поэтому в качестве предпрофильной подготовки, а затем на профильном уровне, очевидна необходимость изучения графических программ (растровых и векторных редакторов, программ создания и обработки трехмерных объектов, систем автоматизации проектирования, настольных издательских систем и др).
Охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса невозможно, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с конкретным редактором растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию обработки цифровой фотографии.
Компьютерная графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (диагностической, аналитической, проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).
Предлагаемый факультативный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы позволяет заложить основы работы с графической информации, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы.
Программа предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 34 часов, по 1 часу в неделю.
Цель курса - освоение базовых понятий и методов компьютерной графики; изучение популярных графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов построения и хранения изображений; профориентация учащихся; приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности, связанной с использованием информационных технологий.
Исходя из цели, можно определить следующие задачи курса:
В результате изучения факультативного курса «Изучение графических редакторов»
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь обрабатывать графическую информацию с помощью растровых программ (Gimp), а именно:
Учащиеся должны развивать :
Учащиеся должны:
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт:
В конце изучаемого курса учащиеся могут:
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в растровых и векторных графических программах, освоение основных практических приемов создания изображения в программе Gimp.
Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется метод проектов, игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | Практика | ||
1. | Понятие растровой графики. | 1 | 1 | - |
2. | Цвет в компьютерной графике. | 1 | 1 | - |
3. | Знакомство с растровым графическим редактором Gimp. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Инструменты рисования программы Gimp. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Инструменты выделения программы Gimp. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Инструменты преобразования программы Gimp. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Работа со слоями в Gimp. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Работа с текстом в Gimp. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9. | Работа с фильтрами в Gimp. | 2 | 0,5 | 1,5 |
10. | Тоновая и цветовая коррекция фотографий. | 2 | 0,5 | 1,5 |
11. | Ретушь изображений. | 2 | 0,5 | 1,5 |
12. | Реставрация старых фотографий с помощью Gimp. | 2 | 0,5 | 1,5 |
13. | Искуственное состаривание фотографий. | 2 | 0,5 | 1,5 |
14. | Фотомонтаж с помощью Gimp. | 2 | 0,5 | 1,5 |
15. | Создание коллажа в Gimp. | 2 | 0,5 | 1,5 |
16. | Разработка и оформление выпускного альбома. | 1 | - | 1 |
17. | Защита творческого проекта «Образец выпускного альбома» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Содержание курса
Тема 1. Понятие растровой графики.
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Особенности растровых программ. Методы сжатия графических данных. Форматы растровых изображений. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Тема 2. Цвет в компьютерной графике.
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).
Тема 3. Знакомство с растровым графическим редактором Gimp.
История создания и назначение редактора. Интерфейс программы. Тип лицензии.
Тема 4. Инструменты рисования программы Gimp.
Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение, плоская заливка, градиентная заливка, штамп.
Тема 5. Инструменты выделения программы Gimp.
Инструменты выделения: Прямоугольное выделение; Эллиптическое выделение; Свободное выделение (Лассо); Выделение связанных областей (Волшебная палочка); Выделение по цвету; Выделение фигур в изображении (Умные ножницы) и Выделение переднего плана.
Тема 6. Инструменты преобразования программы Gimp.
Инструменты преобразования: Перемещение; Выравнивание; Кадрирование; Вращение; Масштаб; Искривление; Перспектива; Зеркало.
Тема 7. Работа со слоями в Gimp.
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Тема 11.
Тема 12.
Тема 13.
Тема 14. Защита творческого проекта «Образец выпускного альбома»».
Подведение итогов работы факультативного курса. Презентация творческих работ учащихся.
Практический минимум
Практическая работа №1. «».
Практическая работа №2. «».
Практическая работа №3. «».
Практическая работа №4. «».
Практическая работа №5. «».
Практическая работа №6. «».
Практическая работа №7. «».
Практическая работа №8. «».
Практическая работа №9. «».
Практическая работа №10. «».
Практическая работа №11. «».
Практическая работа №12. «».
Практическая работа №13. «».
Условия реализации программы:
1. Наличие компьютерного класса.
2. Наличие ПК для учителя, учащихся, принтера, медиапроектора.
2. Операционная система ALT Linux.
3. Программа Gimp.
Список рекомендованной литературы
Учебная и справочная литература
Интернет ресурсы
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем пшеничное поле гуашью
Весенняя гроза
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Две лягушки