На всем протяжении развития школьного воспитания ознакомление детей с природой, несмотря на некоторые отклонения и ошибки, рассматривалось как одно из средств их всестороннего развития, в частности эстетического и нравственного воспитания. Принципы наглядности и активности, положенные в основу ознакомления с природой, определили ведущее значение непосредственного общения с природой в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдение и труд детей в природе как основные методы.
БОУ ОО СПО « Болховский педагогический колледж
Сборник исследовательских и творческих работ студентов
Болхов
2013 г.
Наблюдение как ведущий метод изучения природы в курсе окружающего мира
Лобкарева Екатерина, 3б
На всем протяжении развития школьного воспитания ознакомление детей с природой, несмотря на некоторые отклонения и ошибки, рассматривалось как одно из средств их всестороннего развития, в частности эстетического и нравственного воспитания. Принципы наглядности и активности, положенные в основу ознакомления с природой, определили ведущее значение непосредственного общения с природой в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдение и труд детей в природе как основные методы.
Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги школьного воспитания, такие как В.М. Пакулова, Р.А. Петросова, З.А. Клепинина.
Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов.
Наблюдение является также и методом экологического воспитания, актуальность которого диктуется современными условиями.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с учителем эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Все трудовые операции должны быть осознанными.
Исследования убеждают, что легче решается задача формирования знаний и значительно труднее – воспитание устойчивого бережного отношения, которое проявлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках.
Таким образом, наблюдение, в высшем своем проявлении, - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организовать наблюдение опирается на достаточно обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Наблюдение является очень важным методом изучения окружающего мира: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.
Дети младшего школьного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них развивается умственная деятельность, проявляются познавательный интерес, отношение к окружающим объектам. Наблюдения обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными. И взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы, это приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Исследование приходит к выводу, что знания, приобретенные ребенком самостоятельно в ходе целенаправленных наблюдений, становятся стержневыми, сохраняя свою значимость для последующего освоения действий. Познание окружающего мира и складывающаяся система первых знаний являются фундаментом, началом дальнейшей учебной деятельности.
Рождественские подарки от Метелицы
Рисуем "Осенний дождь"
Загадочная система из шести экзопланет
Злая мать и добрая тётя
Попробуем на вкус солёность моря?