Создать базу данных Регистратура, в которой имеются две таблицы Врачи и Пациенты. Таблица Пациенты содержит следующие поля: Фамилия, Имя, Отчество, Пол, Дата рождения, Адрес, Телефон, Заболевание, Дата флюорографического обследование, Врач. В таблице Врачи этой базы данных содержатся следующие поля: Фамилия и инициалы, Специальность. Создать формы для ввода/просмотра данных. Создать отчет, который выводит список пациентов и отсортированный по убыванию возраста пациента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Комплекс упражнений и практических работ для работы
в OpenOffice org.Base.
Упражнение № 1.
Создайте таблицу для базы данных, которая будет иметь указанные ниже поля. После окончания работы сохраните таблицу под именем «Таблица 1».
Подсказка:
Чтобы создать таблицу в базе данных Base.
а) дважды щелкните по строке «Создание таблицы в режиме конструктора»;
б) напишите имя первого поля (как правило, это порядковый номер записи);
в) нажмите на клавишу табулятора;
г) определите тип первого поля (если это порядковый номер записи, то лучше всего выбрать «Счетчик»);
д) щелкните по кнопке «Ключевое поле»;
е) напишите имена остальных полей, определяя их тип;
ж) сохраните таблицу, дав ей осмысленное имя;
з) закройте окно конструктора таблиц щелчком по кнопке с крестиком в правой части строки заголовка.
Упражнение № 2.
Создайте таблицу для базы данных, которая будет иметь указанные ниже поля. Тип данных определите самостоятельно. После окончания работы сохраните таблицу под именем «Таблица 2».
Подсказка:
Чтобы создать таблицу в базе данных Base.
а) дважды щелкните по строке «Создание таблицы в режиме конструктора»;
б) напишите имя первого поля (как правило, это порядковый номер записи);
в) нажмите на клавишу табулятора;
г) определите тип первого поля (если это порядковый номер записи, то лучше всего выбрать «Счетчик»);
д) щелкните по кнопке «Ключевое поле»;
е) напишите имена остальных полей, определяя их тип;
ж) сохраните таблицу, дав ей осмысленное имя;
з) закройте окно конструктора таблиц щелчком по кнопке с крестиком в, правой части строки заголовка.
Поля таблицы:
1. Номер по порядку.
2. Название.
Упражнение № 3.
Создайте связь между таблицами 1 и 2.
Подсказка:
а) откройте список типов данных в соответствующей ячейке;
б) щелкните по строке «Мастер подстановок»;
в) установите переключатель в положение «Объект «столбец подстановки» будет использовать значения из таблицы или запроса» и щелкните по кнопке «Далее»;
г) выделите таблицу, из которой нужно брать информацию,
и щелкните по кнопке «Далее»;
д) щелкните по кнопке со значком », чтобы перенести все
поля в правый список, и щелкните по кнопке «Далее»;
е) щелкните по кнопке «Далее»;
ж) щелкните по кнопке «Готово»;
з) щелкните по кнопке «Да».
Упражнение № 4.
Создайте маску ввода для поля «Дата записи» в таблице 1.
а) измените размер поля, заменив число 50 нужным числом;
б) сохраните таблицу, щелкнув по кнопке «Сохранить» на панели инструментов;
в) дважды нажмите на клавишу табулятора;
г) щелкните по кнопке вызова мастера масок ввода;
д) щелкните по кнопке «Список»;
е) в окне «Настройка масок ввода» щелкните по кнопке
«Новая запись»;
ж) напишите название для новой маски ввода;
з) напишите маску ввода;
и) в строке «Образцы данных» напишите образец информации, введенной с помощью этой маски;
к) щелкните по кнопке «Закрыть»;
л) в списке масок выделите щелчком мыши только что созданную маску ввода;
м) щелкните по кнопке «Готово».
Упражнение №5.
Создание баз данных.
Задание: присвойте своей базе данных название.
Нажмите кнопку Создать базу данных панели инструментов или выберите в меню Файл команду Создать. Будет открыто окно диалога <Создание базы данных>, в которое следует ввести имя для сохранения базы данных (например Address).В результате вы увидите окно базы данных. Окно базы данных выводится при открытии базы данных. Из него открывают таблицы, формы и другие объекты базы данных.
Мастер базы данных
1. Стартовое окно базы данных кроме вкладок для основных объектов, содержит командные кнопки: Открыть, Конструктор, Создать. С их помощью и выбирается режим работы с базой.
2. Кнопка Открыть открывает избранный объект. Если это таблица, то ее можно просмотреть, внести новые записи или изменить те, что были внесены ранее.
3. Кнопка Конструктор тоже открывает избранный объект, но по-другому. Она открывает его структуру и позволяет править не содержимое, а устройство. Если это таблица, в нее можно вводить новые поля или изменять свойства существующих полей. Если это форма, в ней можно изменять или создавать элементы управления. Очевидно, что
этот режим служит не для пользователей базы, а для ее разработчиков.
4. Действие кнопки Создать соответствует ее названию. Она служит для создания новых объектов. Этот элемент управления тоже предназначен для проектировщиков базы.
Упражнение №6.
Создание таблицы с помощью Мастера
Задание: Создайте таблицу, содержащую поля: Код ,Адреса, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ТЕЛЕФОН, СТРАНА, используя образец таблицы Адреса.
При создании таблицы с помощью Мастера предлагается более 40 образцов таблиц, предназначенных: для использования в личных или деловых целям, каждая из которых содержит соответствующий набор полей. Остается выбрать образцы полей, после чего Мастер автоматически создает таблицу.
Создание таблицы.
1. В окне <База данных > выберите вкладку Таблица, а затем кнопку Создать.
2. В окне диалога <Новая та6лииа> выберите режим Мастер таблиц.
3. В окне диалога <Создание таблицы> выберите Образец таблиц - Адреса, из категории Персональный.
4. Далее нужно определить перечень полей, которые хотите включить в таблицу. Для этого поочередно выделяйте мышью имя поля в списке образцов полей и нажимайте кнопку >. Чтобы образец поля попал в список полей новой таблицы. Выберите следующие поля:
Код, Адреса, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ТЕЛЕФОН, СТРАНА. Нажмите кнопку Далее. До тех пор, пока активна кнопка Далее пользуйтесь ею. Кнопку Готово, применяйте только в последнем случае.
5. В следующем окне диалога введите имя таблицы (можно оставить предлагаемое –АДРЕСА) и разрешите OpenOffice.org BASE самостоятельно определить ключ (т.е. в этом окне не придется ничего вводить).
6. В последнее окне диалога согласитесь на непосредственный ввод данных в таблицу.
7. Нажмите кнопку Готово. Таблица создана. В строке заголовков таблицы можно найти её название. Все имена полей представлены в виде заголовков столбцов таблицы.
Мастер таблиц
Мастер таблиц
Мастер таблиц
Упражнение №7.
Использование конструктора при изменений структуры таблицы.
Задание: добавьте в таблицу поле Год рождения.
1. Перейдите в режим конструктора.
Новая база данных - конструктор
Окно конструктора содержит таблицу, в первом столбце которой перечислены поля, а во втором типы данных.
2.В новой строке введите в первом столбце название поля Год рождения, а во втором столбце укажите тип Дата.
Вернитесь в режим таблицы (Вид - Режим таблицы).
Упражнение №8. Работа с полем типа СЧЕТЧИК .
В процессе, создания таблицы, вы встретились с понятием ключа.
Первичный ключ (в последующем просто ключ) - одно или несколько полей, совокупность значений которых однозначно определяет любую запись таблицы. В нашем варианте Ключевым является поле КодАдреса. В таблице видно, что это поле - счетчик, т.е. нумерует записи в порядке ввода.
Упражнение №9. Заполнение таблицы
Задание: заполните поля ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ГОД РОЖДЕНИЯ.
Заполните только поля, содержащие ИМЕНА, ФАМИЛИИ, СТРАНЫ, ГОД
РОЖДЕНИЯ . Создайте таким образом четыре записи (четыре строки таблицы). Оставьте незаполненным поле ТЕЛЕФОН.
Таблица - Адрес
Для того, чтобы можно было внести исправления, нажмите клавишу (ESC).
Упражнение №10.
Изменение маски ввода данных.
Задание: заполните поле ТЕЛЕФОН, используя маску ввода. Маска ввода - это шаблон, позволяющий вводить в поле значения, имеющие одинаковый формат. Маска ввода автоматически изображает в поле постоянные символы. При вводе данных в поле нет необходимости набирать эти постоянные символы, даже если они должны быть включены в значение поля: достаточно заполнить пустые позиции в маске ввода. Кроме того, OpenOffice.org BASE не позволит ввести в поле значения, не вписывающиеся в определенную для этого поля маску ввода. Если внимательно рассмотреть содержимое ячейку, то можно видеть некоторую разметку - маску ввода. В предлагаемом варианте маска ввода рассчитана на семизначный номер телефона с указанием кода города. Предположим, что все ваши друзья живут в одном городе, имеют пятизначные номера телефонов и нет необходимости указывать в базе данных код города. Для этого следует изменить маску ввода.
1. Переключитесь в режим конструктора таблицы.
2. Выделите поле ТЕЛЕФОН.
3. Установите текстовый курсор напротив МАСКА ВВОДА и преобразуйте шаблон в новый (0-00-00) позволяющий вводить в качестве номера телефона пятизначное число, Таблица – Адреса причем разделительные тире будут вставляться автоматически.
4. Перейдите из режима конструктора в режим Таблицы. На вопрос о сохранении таблицы, отвечайте ДА. Далее заполнение столбца Телефон заключается в вводе в каждую ячейку набор из пяти цифр.
Упражнение №11.
Задание: переименуйте поле таблицы СТРАНА на АДРЕС.
Находясь в режиме конструктора таблиц, можно: изменять тип данных; имена полей, добавлять в таблицу новые поля; удалять имеющиеся поля.
Вводить полный адрес с учетом номера дома, корпуса и квартиры. Сделать это придется в режиме конструктора:
1. Переключитесь в режим конструктора.
2. Измените название СТРАНА на АДРЕС.
3. Вернитесь в режим ТАБЛИЦЫ.
4. Заполните поле АДРЕС.
Упражнение №12.
ФОРМИРОВАНИЕОТЧЕТОВ В РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЕ ДАННЫХ
Цель: закрепить навыки создания отчетов на основе таблиц и запросов. Формирование отчетов
· Создайте отчет, содержащий список всех студентов заданной группы получивших заданную оценку по заданной дисциплине.
Примечание: все задания выполяются самостоятельно и могут использоваться для контроля знаний, навыков и умений, полученных на предыдущих уроках по созданию однотабличной БД.
Упражнение №13.
СОЗДАНИЕ ОДНОТАБЛИЧНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ
Цель: ознакомиться с объектами СУБД Open Office .org Base. Научиться создавать таблицы, формы для однотабличной базы данных. Научиться правилам ввода, редактирования записей.
Задание 1.1 Создание базы данных.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСОВ И ОТЧЕТОВ ДЛЯ ОДНОТАБЛИЧНОИ БАЗЫ ДАННЫХ
Цель: научиться создавать запросы в однотабличной базе данных. Научиться создавать отчеты в однотабличной базе данных на основе таблиц и запросов и выводить отчеты на печать.
Формирование запросов
1. На основе таблицы prepodavateli создайте простой запрос на выборку. В запросе отобрать всех преподавателей с заработной платой в размере 18900 руб., вывести список в алфавитном порядке. Изменить запрос, и отобрать всх преподавателей информатики с зарплатой 18900 руб. Сохраните запрос.
Порядок выполнения работы:
1. Для создания простого запроса:
(Отобрать всех преподавателей, чья зарплата равна 18900 руб.)
Для редактирования запроса в главном окне базы данных откройте запрос на редактирование, нажав кнопку В поле «Дисциплина» введите критерий отбора 'информатика'. Запустите запрос на выполнение.
Упражнение №16
Создание отчетов
1. Создать отчет, содержащий все данные из БД.
Порядок выполнения работы: 1.
Для создания отчета, содержащего все сведения о сотрудниках университета необходимо:
Примечание:
2. Для выполнения второй части задания, проделайте те же действия. Но на первом шаге Мастера создания отчетов выберите в качестве источника данных Запрос Преподаватели. Сохраните отчет под именем inform_18900.
Какие поля Вы хотите увидеть в отчете?
Таблицы или запросы
Примечание: Для изменения внешнего вида отчета нужно открыть его в режиме редактирования . Исправления вносятся также как и в текстовом редакторе.
При необходимости измените внешний вид отчетов, чтобы все поля отображались на листе.
3. Для предварительного просмотра отчетов перед выводом на печать выполнить команду Файл – Предварительный просмотр страницы или нажать кнопку на панели инструментов.
Упражнение №17
Формирование сложных запросов
Цель работы: научиться создавать запросы на выборку и запросы с параметром в реляционной базе данных. Научиться изменять параметры запроса в режиме конструктора.
Задание :
. Разработайте запрос с параметрами о студентах заданной группы, в котором при вводе в окно параметра «Номер группы» (в примере это 151 или 152) на экран должен выводиться состав этой
группы. . Создайте запрос, в котором выводятся оценки студентов заданной группы по заданной
дисциплине. . Создайте запрос, формирующий список всех студентов, получающих стипендию. . Создайте запрос, формирующий список всех студентов заданной группы получивших заданную
оценку по заданной дисциплине.
Порядок выполнения работы:
- Для создания запроса с параметрами о студентах заданной группы:
- выполните запрос, щелкнув по кнопке на панели инструментов, или выполните
команду Правка, выполнить запрос;
- в появившемся окне введите 151 и щелкните по кнопке «ОК». На экране появится таблица с
данными о студентах 151-й группы;
- закройте таблицу запроса.
- Для создания запроса, в котором выводятся оценки студентов заданной группы по заданной дисциплине:
Упражнение №18
Создать базу данных Расписание на понедельник, которая состоит из таблиц: 1 урок, 3 урок, 5 урок. .
Каждая таблица имеет следующие поля: Название, Номер кабинета, Фамилия преподавателя.
Заполните каждую таблицу согласно названиям полей. Создайте запрос для каждой таблицы.
Упражнение №19
Создать базу данных «Части речи», которая состоит из таблиц: Имя существительное, Глагол, Имя прилагательное.
Каждая таблица имеет следующие поля: Что означает, Вопрос, Член предложения.
Заполните каждую таблицу согласно названиям полей. Создайте отчет для каждой таблицы.
Упражнение №20
Открыть приложение OpenOffice.org Base. Сохранить БД под именем Товары. Создать в БД таблицу под именем Канцелярские товары. В таблице должны содержаться следующие поля: №п/п, Наименование товара, Количество, Цена, Стоимость, (внести 5 элементов). Выполнить сортировку стоимости по убыванию.
Упражнение №21
Открыть приложение Open Office.org Base. Сохранить БД под именем Автомобили. Создать в БД таблицу под именем Легковые автомобили. В таблице должны содержаться следующие поля: №п/п, Марка, Тип кузова, Цвет кузова, Тип топлива, Цена, (внести 5 элементов). Выполнить сортировку цены по возрастанию
Практическая работа. Создание запросов и отчетов в программе Open Office org. Base,
Создайте БД в приложении Open Office.org Base. Назовите БД Животные. В данной БД создайте следующие таблицы: Дикие, Домашние. Таблицы должны содержать следующие поля: №и7п, Название животного, Группа животных (пресмыкающиеся, млекопитающие, земноводные и др.), Тип (хищники, травоядные), Среда обитания. Создайте запрос для каждой таблицы, включая следующие поля: №п/п, Название животного, Группа животных, Среда обитания. Создайте отчет и выполните сортировку по алфавиту, включив все поля.
Зачетная работа в Base.
Цель: закрепить знания и навыки работы по созданию таблиц, форм и отчетов
в базе данных Base.
Создать базу данных Регистратура, в которой имеются две таблицы Врачи и Пациенты. Таблица Пациенты содержит следующие поля: Фамилия, Имя, Отчество, Пол, Дата рождения, Адрес, Телефон, Заболевание, Дата флюорографического обследование, Врач. В таблице Врачи этой базы данных содержатся следующие поля: Фамилия и инициалы, Специальность. Создать формы для ввода/просмотра данных. Создать отчет, который выводит список пациентов и отсортированный по убыванию возраста пациента.
Лабораторная работа в OpenOffice.org Base.
Цель: закрепить знания и навыки работы по созданию и редактированию
таблиц OpenOffice.org Base.
1). Создать БД Склад. В БД Склад создать 3 таблицы: Продукты, Заказы, Хозяйственные товары. Таблицы: Продукты и Хозяйственные товары будут содержать следующие поля: №п/п, Наименование, Количество, Цена, Дата поступления, Дата продажи, Остаток выдачи, Сумма. Таблица Заказы будет содержать поля: №п/п, Клиент, Наименование товара, Количество, Дата продажи, Цена, Стоимость. Заполните таблицы информацией о 15 данных.
2) Отсортируйте данные по возрастанию количества товара. Для таблицы Заказ отсортируйте по убыванию стоимости.
Лабораторная работа
Цель: создать базу данных Автомагазин, передать данные в Base и создать диаграмму.
1. Создать базу данных Автомагазин, состоящую из таблицы Автомобили, имеющую следующую структуру:
Рисуем осенние листья
Кто чем богат, тот тем и делится!
Простые летающие модели из бумаги
Агния Барто. Сережа учит уроки
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"