Исследовательская работа по русскому языку
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.docx | 39.7 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
Фразеологизмы с числовыми категориями
Работу выполнила
ученицы 5 «Г» класса
МАОУ СОШ №27
Гетманова Мария
Бардина Алина
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Мариняк О.А.
г.Балаково,
2015 г.
Содержание
Введение 3 стр.
Заключение 13 стр.
Список использованной литературы 14 стр.
Введение
«Фразеологизмы – своеобразные микромиры, они содержат в себе и нравственный закон и здравый смысл, выраженные в кратком изречении, которые завещали предки в руководство потомкам. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации», - считалФёдор Иванович Буслаев, один из ярких филологов 19 века. Действительно, во фразеологизмах отражается жизнь человека и народа в целом. В русском языке существуют разнообразные фразеологические обороты, отражающие быт, труд, мирную жизнь людей и военные события, происходившие в истории нашей страны. Фразеология – это величайшая сокровищница и ценность любого языка.
Наша исследовательская работа актуальна, так как знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения русским языком. Фразеологизмыпомогают сделать речь точнее, богаче и выразительнее.
Цель работы – изучить фразеологизмы с числовыми категориями.
Задачи:
Объект исследования – фразеологизмы с числовыми категориями.
Предмет исследования – лексическое значение данных фразеологизмов.
Практическая значимость данной работы в том, что этот материал может быть использован на уроках русского языка при изучении темы «Лексика и фразеология».
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Приступая к исследованию в области фразеологии, необходимо дать определение понятия «фразеологизм». Мы рассмотрели несколько источников: словари, учебники, Интернет порталы.
Вот какое определение дано в «Гуманитарном словаре» (2002г.):
«Фразеологизм (фразеологическая единица, фразеологический оборот) — устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение, постоянный компонентный состав и наличие грамматических категорий. Фразеологизм возникает и развивается в языке путем переосмысления конкретных словосочетаний».
В «Большой Советской Энциклопедии» (1969-1978 г) есть следующее определение этого понятия:
«Фразеологизм, фразеологическая единица, идиома, устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением (в большинстве случаев – переносно-образным), не выводимым из значения составляющих Ф. компонентов. Это значение воспроизводится в речи в соответствии с исторически сложившимися нормами употребления».
В толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова (1998 г.) дано такое определение: «Фразеологизм - устойчивое словосочетание, оборот речи, выражение, значение которого не складывается из значений составляющих его слов; идиома».
В целом, мы убедились в том, что все ученые – лингвисты сходятся в определении фразеологизмов:
Фразеологизм (от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – это устойчивое сочетание слов. Обладают набором характерных признаков:
1) воспроизводятся по памяти как целостные и в основном постоянные по составу: хоть пруд пруди, но небольшой пруд;
2) обладают единым значением: втирать очки – «обманывать»; мухи не обидит – «тихий»;
3) в предложении являются одним членом (подлежащим, сказуемым, определением и т.д.), вследствие подобия по грамматической отнесённости какой-либо части речи: не от мира сего (прил.); прокрустово ложе (сущ.); на всю катушку (нареч.); батюшки святы! (межд.);
4) могут иметь одно или несколько значений: волк в овечьей шкуре – «лицемер»; до седьмого пота – «1) до крайнего изнеможения, усталости работать, трудиться и т.п.; 2) [с противопоставленным оттенком] до полного удовлетворения, вдоволь».
Фразеологизмы метки, ярки, образны, своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни, характеров людей, поэтому они широко используются как изобразительное средство в произведениях художественной литературы (Н. Гоголь, Л. Толстой, А. Чехов, В. Шукшин, В. Белов).
На другие языки фразеологизмы дословно не переводятся – их необходимо заменять на соответствующий по смыслу и стилистической окраске фразеологизм, бытующий в языке, на который делается перевод.
Наше исследование посвящено изучению фразеологизмов с категорией числа. Мы решили выяснить, какое число наиболее популярно в составе фразеологических оборотов, а также попытались объяснить их значение.
Фразеологизмами с числовыми категорияминазывают устойчивые выражения с числительными.
Анализ школьного фразеологического словаря русского языка под редакцией В.П.Жукова (1980г.) показал, что из 2000 фразеологизмов 110 фразеологизмов содержат в своём составе имена числительные.
Фразеологизмы, включающие числа «ноль», «один».
Абсолютный нуль - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
Игра в одни ворота - действия одной стороны без ответных действий другого.
Один как перст – одинокий.
Один - одинешенек - одинокий.
Одним миром мазаны - с одинаковыми недостатками.
Одного поля ягода – совершенно похожи по духу, по своему поведению или положению
На один покрой - одинаковый, подобный.
На одну колодку - одинаковый, подобный.
На одно лицо - очень похожи друг на друга, лишены индивидуальных, существенных отличий; о ком-либо или о чем-либо.
Одним махом - сразу, за один прием.
Одной веревочкой связан(ы) – объединен чем-то общим, неразрывным.
Одним словом – заключая что-либо сказанное, «короче говоря».
В один голос – 1. все вместе, одновременно (отвечать, спрашивать и т.п.). 2. единодушно, единогласно (утверждать, повторять и т.п.).
Мерить на один аршин - подходить к оценке различных людей, явлений, обстоятельств и т.п. одинаково, без учета индивидуальных особенностей.
На один зуб – об очень малом количестве еды.
Один черт – (груб. ) одно и то же, все равно.
Один к одному - один лучше другого.
Один конец - выражение отчаянной решимости: выбора нет, ждет печальный исход.
Один на один - без посторонних.
Один шаг до.. – совсем близко
Под одну гребенку (стричь всех) - уравнивать всех в каком-либо отношении.
Как одна минута – очень быстро.
Одна кожа да кости - о слишком худом, отощавшем человеке.
Одна нога здесь, другая там – очень близко.
Жить одним домом - вместе, сообща вести хозяйство.
Хоть одним глазком - мельком (посмотреть, взглянуть и т.п. на кого-либо или на что-либо).
Одним махом; Одним духом - разом, быстро выпить или что-либо сделать
Одним росчерком пера - простой подписью под приказом, распоряжением и т.п., обычно не вникая в суть дела, мгновенно, быстро (делать что-либо).
Все до одного - (все) без исключения, полностью.
Одной ногой в могиле - близок к смерти.
Первая ласточка – самый первый среди подобных или самые ранние признаки появления чего-либо
Первый встречный – случайный человек.
Первый блин комом -с первого раза обычно редко что-либо получается хорошо.
Раз-два да и готово – о чем-то, что можно быстро сделать, приготовить и т.п.
Раз-два да и обчелся – так мало, что можно посчитать (или считать не нужно).
Фразеологизмы с числом «два»
В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.
В двух шагах от... – очень близко.
Два сапога – пара – один другого не лучше.
Убить двух зайцев- сразу выполнить два нужных, важных дела; добиться осуществления двух целей.
Похожи как две капли воды - совершенно, очень сильно похож.
На два слова – (вызвать) коротко поговорить о чем-либо.
Черта с два – вовсе нет, этому не бывать.
От горшка два вершка– мал ростом или мал по возрасту, неопытен.
Из вторых рук - через посредников (узнать, получить и т.п.) (= из третьих рук)
Есть в два горла – очень много есть.
На два фронта – действовать в двух разных направлениях.
Между двух огней – быть в трудном, опасном положении, когда неприятности грозят с двух сторон.
Сидеть между двух стульев – находиться в неопределенном положении.
Ни два ни полтора – нечто неопределенное.
Палка о двух концах - о том, что может кончиться хорошо или плохо.
Фразеологизмы с числами «три», «четыре», «пять»
В три шеи (гнать) – грубо, с побоями и руганью гнать.
С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.
В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.
В три ручья (плакать) – плакать, безудержно, горько, обильно проливая слезы.
В трёх соснах заблудиться - испытать сложности в чем-то простом.
В четырех стенах – жить, не выходя из дому
Пятое-десятое – употребляется при поверхностном перечислении чего-либо (неважного) вместо подробного перечисления.
Как собаке пятая нога. Как телеге пятое колесо. Пятое колесо в телеге – об абсолютно ненужном.
Фразеологизмы с числом «семь»
Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения.
Семь пядей во лбу – очень умный, способный.
Седьмое небо - состояние высшей радости, счастья, «как в раю».
Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник
Семеро по лавкам - очень много маленьких детей у кого-либо.
За семь верст киселя хлебать - далеко и попусту идти, ехать, тащиться и т.п. куда-либо.
Семь потов сошло - затрачено много усилий кем-либо для выполнения, осуществления чего-либо.
Работать до седьмого пота – очень много трудиться.
За семью печатями - значит нечто особо ценное, что-то особо охраняемое, недоступное простым смертным.
Фразеологизмы с числами «восемь», «девять», «десять»
Восьмое чудо света – о чём-либо необычном, удивительном, выдающемся
Девятый вал – грозная, несокрушимая сила
Десятая вода на киселе – то же, что и «седьмая вода на киселе», то есть дальний родственник.
Попасть в десятку – попасть точно в цель.
Фразеологизмы с числами «двадцать пять», «сто»
Опять двадцать пять - то же самое, одно и то же; о чем-либо надоевшем, постоянно, систематически, неизменно повторяющемся.
Дать сто очков вперед - значительно превосходить кого-либо в чем-либо.
Сто к одному – о чем-то, что может произойти с большой степенью вероятности.
Фразеологизмы со значением места
Тридевятое царство. Тридесятое царство - о каком-либо очень отдаленном месте, в русских сказках - очень далекая страна, земля.
За тридевять земель - в отдалённой стороне, очень далеко.
Числительное утрачивает свое прямое, в данном случае числовое, значение и приобретает смысл неопределенного количества. Иногда неопределённо малого, иногда неопределённо большого и значительного. А чаще всего количественное значение вообще отсутствует или переосмыслено.
Объясним значения чисел во фразеологизмах следующим образом:
«0» – значение ничтожества
«1» – 1) малое количество; 2) одиночество; 3) схожесть; 4) единство; 5) быстрота, близость.
«2» - 1) быстрота; 2) близость; 3) неопределенность; 4)разделение;
«3» – значение «много», высшая степень
«5» – значение лишнего
«7» – значение множества, высшей степени
В ходе исследовательской работы число «0» встретилось нам одни раз,
«1» - 34 раза
«2» - 15 раз
«3» - 5 раз
«4» - 1 раз
«5» - 4 раза
«7» - 9 раз
«8», «9» - 1 раз
«10» - 2 раза
«25» - 1 раз
«100» - 2 раза
Таким образом, фразеологизмы с числом «один» или порядковым числительным «первый» встречаются чаще остальных. Возможно, это объясняется большим количеством значений фразеологизмов этой категории.
«1» – означает 1. ничтожно малое количество 2. одиночество, незначительность, беспомощность; 3. одинаковость, похожесть 4. единство.
«Первый» - означает «главный, лучший».
Попробуем объяснить сакральное («священное, посвященное богам — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному») значение числа «1». Издревле оно обозначает первичное единство, Создателя.Представление о числах как особых знаках существовало и на Востоке, например, у китайцев. Древние китайцы, как и древние греки, считали, что 1 - это мать всех чисел. Именно из единицы рождаются четные и нечетные числа. Китайский философ Лао-Цзы писал: «Одно рождает два, два рождает три …». Единица как бы соединяет в себе четное и нечетное, т.е. мужское с женским, а потому она является основой мира, из нее происходит весь наш мир.
Проанализировав фразеологизмы с категорией числа, мы решили выяснить, что наши сверстники знают об этом понятии, применяют ли фразеологизмы в жизни.
Для этого мы составили анкеты и опросили учащихся 5 «А», «Г», «Д» классов МАОУ СОШ №27.
Анкета
Всего в опросе приняли участие 47 человек. Утвердительно на первый вопрос ответили 21 школьник.
На второй вопрос 5 человек ответили.
В своей речи, как утверждают школьники, фразеологизмы используют 13 человек.
Результаты опроса учащихся свидетельствуют о том, что тема «Фразеологизмы, их, значение и происхождение» является для большинства школьников малоизученной и недостаточно понятной. Учащиеся 5 –ых классов редко употребляют их в собственной речи. Но необходимо помнить о том, что изучение фразеологизмов –высший этап овладения языком.
Заключение
Работа над фразеологией обогащает нашу речь, делает ее выразительной и яркой. Знание метких выражений помогает нам говорить кратко и метко, образно, способствует повышению нашей грамотности.
В процессе исследования мы изучили фразеологизмы с числовыми категориями, объяснили их значения. Мы выяснили, что фразеологизмы со значением одно числа могут иметь различное толкование. Нам удалось выявить лексико-семантические группы изученных фразеологизмов. Также мы провели анкетирование среди учащихся 5-ых классов, в ходе которого выяснили, что речь школьников отличается скудностью словарного запаса, в ней часто отсутствует употребление фразеологических оборотов. Поэтому проблема изучения фразеологии в школе на сегодняшний день очень актуальна. Данный раздел языкознания способствует развитию речи, а также расширению кругозора.
Список использованной литературы
Как Снегурочке раскатать тесто?
Серебряное копытце
Любили тебя без особых причин...
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Круговорот воды в пакете