Данная исследовательская работа посвящена одному из уникальных мест Владимирской области - замку графа Храповицкого, который находится в Судогодском районе. Чудесный замок постигла трагическая судьба многих дворянских усадеб после событий 1917 года. В настоящее время, благодаря работникам Владимиро-Суздальского музея-заповедника и краеведов-интузиастов, этот необычный для средней полосы России архитектурный и исторический объект пытаются восстановить и защитить от вандалов.
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_dvoryanskih_usadeb_zamok_grafa_hrapovitskogo.docx | 559.41 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: География, краеведение
Тема:
Судьба дворянских усадеб Владимирской области:
замок графа Храповицкого
Автор: Плесовских Полина
ученица 7 А класса
МБОУ СОШ № 9
Научный руководитель: Пегушина Наталья Егоровна
учитель географии
МБОУ СОШ № 9
Место выполнения работы: МБОУ СОШ № 9
г. Ковров
Содержание:
I. Введение.
II. Судьба дворянских усадеб Владимирской области: замок графа Храповицкого.
1. История рода Храповицких.
2. Строительство усадьбы в Муромцево.
3. От расцвета до упадка.
III. Современное состояние и будущее замка Храповицких.
IV. Заключение.
V. Список литературы.
VI. Приложения.
I. Введение
В 2013 году телеканал «России 1» и Русское географическое общество проводили проект-конкурс «Россия 10», цель которого поддержание интереса к нашей стране, рассказ об уникальных географических, архитектурных, природных и исторических объектах России. Главная задача проекта – выбор десяти новых визуальных символов России путём общенародного голосования. Один из многочисленных объектов, который предлагался для голосования, был замок Храповицкого во Владимирской области (Приложение №1). Я следила за ходом проведения этого проекта, но к тому времени не представляла, где у нас в области находится этот интересный объект.
Спустя год, в 2014 году, Владимирская область отмечала своё 70-летие. Этому событию было посвящено выступление под открытым небом оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением знаменитого дирижёра Спивакова, которое состоялось опять же у стен замка Храповицкого в пос. Муромцево (Приложение №2). Вот тогда-то я заинтересовалась, откуда на территории нашей области настоящий замок, когда и кем он был построен.
Исходя из вышесказанного, мной была поставлена цель исследования – изучить историю дворянской усадьбы графа В.С. Храповицкого.
Для реализации поставленной цели определила задачи:
1. познакомиться с историей рода Храповицких;
2. изучить историю усадьбы, от её создания до частичного разрушения;
3. узнать перспективы восстановительных и реставрационных работ в усадьбе.
Основным методом исследования был метод теоретического анализа литературы, периодической печати и интернет – ресурсов. Большое значение при работе над темой исследования имела поездка вместе с родителями в посёлок Муромцево в полуразрушенную усадьбу графа В. С. Храповицкого (Приложение №3).
II. Судьба дворянских усадеб: замок графа Храповицкого.
1. История рода Храповицких.
Изучив интернет - ресурсы, я узнала, что род Храповицких является известным и древним, занесенным в шестую родословную книгу русских дворянских родов. Герб Храповицких представляет собой разделенный на четыре части крестообразно щит, на котором изображаются две лилии с переплетающими стебельками: один цветок смотрит вниз, а другой вверх. Лилия определенно считалась символом рода, изображение цветка можно увидеть на фасаде, на окнах, каминах и решетках. Венчает герб дворянский шлем с короной и павлиньими перьями, среди которых виднеется серебряная лилия (Приложение №4).
С 17 века территория усадьбы, на которой в будущем появится замок Храповицкого, принадлежала дворянскому роду Хоненевых. В 19 столетии поселок Муромцево переходит во владения Ивана Храповицкого, который женился на представительнице рода Хоненевых. И. Храповицкий был тайным госсоветником и губернатором Санкт-Петербургской губернии.
В 1884 году территорию усадьбы унаследовал Владимир Семенович Храповицкий, гусарский полковник (Приложение №5). Графу в наследство достались чудесные земли, где шумел густой лес. Богатство окружающей природы подтолкнуло его заняться продажей древесины. В результате Храповицкий становится крупнейшим лесопромышленником страны. Он построил первую паровую лесопилку, начал строительство трёх крупных водяных мельниц, кирпичного завода, построил железнодорожную ветку от усадьбы Муромцево до станции Волосатая, с помощью которой поток лесоматериалов стал с каждым годом нарастать (Приложение №6).
О его положении в обществе говорят следующие факты: в 1896 году B.C. Храповицкий с женой Елизаветой присутствовал на торжественной церемонии, посвященной коронации Николая II, а в 1913 году, будучи предводителем губернского дворянства, сопровождал российского императора в его поездках по Владимирской губернии по случаю 300-летия династии Романовых на российском престоле. Планировалась поездка императора в Муромцево – имение Храповицкого, но в силу сложившихся обстоятельств этого не произошло.
Владимир Семёнович активно помогал своим крестьянам и жителям соседних сёл. По его просьбе была построена церковь Святой Александры (Приложение №7). Для обучения крестьянских детей В.С.Храповицкий построил и содержал на свои средства начальные школы в нескольких деревнях, две музыкальные школы, столярную мастерскую, оказывал нуждающимся материальную помощь для лечения и поступления в учебные заведения.
2. Строительство усадьбы в Муромцево.
Однако вернёмся в1884 год. На тот момент, полученное в наследство после смерти отца имение, пребывало в упадке. В центре стоял старый деревянный господский дом, а вокруг был запущенный парк. Граф Владимир Семёнович с энтузиазмом принялся за восстановление поместья и строительство нового главного дома. Так, за 20 лет Муромцево превратилось из заурядного помещичьего гнезда в процветающее и роскошное имение, получившее прозвание «Царское» (Приложение №8).
Почему же Храповицкий решил строить дом в виде замка? Про это есть очень интересная легенда.
В 80-х годах XIX в., находясь во Франции, Владимир Семёнович заключил пари с одним французским вельможей. Француз утверждал, что в России нет, и не может быть замков. Храповицкий с этим не согласился; он заключил пари с французом, что построит замок не хуже, чем в Европе. Через несколько лет Владимир Семенович позвал француза в гости. Когда француз увидел конюшни, то признал: «Да, Вам удалось в общих чертах скопировать мое родовое гнездо». На что граф ему ответил: «Здесь живут всего лишь мои лошадки. А теперь пройдемте к самому замку».
И вот на Владимирской земле вырос неоготический дворец с великолепным парком и более чем 70 постройками на территории в 40 гектаров земли (Приложение №9). На момент постройки, в 1884-м, это творение архитектора Петра Самойловича Бойцова стало торжеством архитектурного и ландшафтного искусства, несмотря на то, что в то время в России господствовал отнюдь не готический стиль, а стиль эклектики. Сюда было проведено электричество, водопровод, канализация, центральное отопление, телефон и телеграф. На огромной прилегающей территории были разбиты пруды, оранжереи, фонтаны и дендрарий площадью 9 гектаров с более чем 70 породами редких деревьев. Усадьба Храповицкого призвана была украшать собой уезд и всю Россию (Приложение №10).
3. От расцвета до упадка.
По первоначальному проекту замок Храповицкого должен был состоять из двух этажей, с каскадом из прудов впереди строения. Таким и воплотил его в жизнь архитектор Бойцов, а в 1906 году неизвестным архитектором было достроено четырехэтажное крыло с красивой башней в английском стиле. Рядом с замком было возведено несколько десятков служебных строений, выполненных в едином стиле, среди них - летний театр, лодочная станция, пристань, конный двор, место для оркестра, домик управляющего, водонапорная башня. Вокруг журчали пруды, каскад которых заканчивался великолепным озером, шелестели деревья в парке, цвели сады.
Сегодня от богатого внутреннего убранства замка ничего не осталось. А когда-то оно было очень дорогим и изысканным, начиная от плитки и мраморных лестниц и заканчивая богатой внутренней отделкой. В замке было более 80 внутренних комнат, каждая из которых имела свое название и предназначение, в каждой была дорогая мебель, заказанная у лучших мебельщиков, внутреннее убранство украшали дорогие картины, вазы, гобелены, ковры, фарфор, столовые принадлежности от Фаберже (Приложение №11). "Зеркальная" комната была украшена венецианскими зеркалами, сегодня же о них напоминают лишь пустые выемки в кирпичных стенах.
Усадьба Храповицкого в одночасье превратилась в любимое место посещения столичных аристократов, местных промышленников, здесь всех радушно привечали, устраивали роскошные балы и приемы в замке, на природе организовывались экскурсии по парку и садам, лодочные прогулки. На берегу пруда играл специально созданный графом оркестр, который был его гордостью. Также немаловажной заслугой графа стал театр (Приложение №12). Это была миниатюрная версия Московского малого театра, построенная из дерева. И в оркестре и в театре играли воспитанники местной музыкальной школы. В театре играли не только спектакли, но и устраивали музыкальные вечера, играли классическую музыку. Храповицкий очень любил собак, для них была оборудована специальная комната, а в его кабинете находилось окно, чтоб он в любой момент мог взглянуть на своих питомцев. Говорят, что для ушедших в мир иной любимцев было отведено место для захоронения, где владелец укладывал именные мемориальные гранитные плиты.
Конечно, затевая строительство своего замка, Храповицкий не мог предвидеть события 1917 года. После революции единственным его желанием было спасти свое детище от уничтожения и разграбления. Желая сохранить материальные ценности имения и избежать уничтожения, Владимир Семёнович произвёл полную опись имущества и добровольно передал его государству. Уезжая, он написал очерк о своём имении, которое завершил словами:
«Вот таковым было моё поместье в сельце Муромцево, которое я и мои сподвижники всячески благоустраивали и облагораживали в надежде, что оно украсит собой уезд, а стало быть, и всю Россию, и тем самым послужит её славе и процветанию во благо будущего Отечества.
Я смею надеяться, что это удалось мне, а потомки сохранят и умножат начатое русским дворянином Владимиром Храповицким. И уходя, я хочу сказать вам, как, пожалуй, одни лишь русские говорят, расставаясь: «Прощайте!»
Но судьба распорядилась иначе. Материальные ценности и картины были вывезены и переданы в различные музеи Владимирской области (из усадьбы был вывезен целый вагон ценностей). Внутреннее убранство замка подверглось расхищению и осквернению.
В 1921 году в здании дворца был основан лесной техникум (Приложение №13). В течение 56 лет (пока лесхозтехникум располагался во дворце) имение продолжало расхищаться и перестраиваться. Главную башню превратили в водонапорную, на её верх затащили бочку и подвели к ней трубу. Бочка переполнялась и заливала стены, разрушая кирпич. Танцевальный зал превращён в спортивный. Комнаты стали аудиториями. Паркетный пол покрасили масляной краской. Мебель была вывезена из имения и распродана, скульптуры, вазы и прочие декоративные украшения были разбиты. Каскады и пруды высохли. Бывший скотный двор был превращён в столовую и общежитие для студентов. Уход за парковыми деревьями был прекращён, парк запущен.
С жизнью некогда знаменитой усадьбы связано много легенд. Одна из них говорит о том, что на территории замка зарыт клад. По всей вероятности попыток отыскать его было много. Вся земля в окрестностях поместья изрыта, из-за этого пострадали многие растения, да и весь парк в целом. Заметно, что стены неоднократно пробивались и ломались, но никакого клада так и не было найдено.
В 1970-х годы готовилась реконструкция замка. Были подготовлены чертежи и инженерные документы. Но проект не был осуществлён.
Пока в главном здании находился техникум, замок еще как-то существовал. Но в 1977 году техникум переехал в новое здание, а замок был оставлен на разграбление. Пустой, он ветшал и разрушался еще быстрее. В течение 20 лет в него мог войти любой и взять что угодно (Приложение №14). Закончилось всё большим пожаром. Усадьба горела несколько дней. Большая часть здания осталась без крыши, остатки паркетных полов сгорели полностью, дубовые панели и перегородки так же были сломаны и сожжены, от внутреннего убранства ничего не осталось.
Несмотря на то, что об усадьбе регулярно писали в СМИ, постройки пребывали в полу заброшенном состоянии и медленно разрушались. Перспективы по восстановлению комплекса были очень неопределёнными.
Судьба хозяев замка не менее трагична - они умерли во Франции в эмиграции, в нищете и в тревоге за свое имение (Владимир Семёнович скончался в 1927 году, дата смерти его супруги Елизаветы Ивановны не известна). К сожалению, детей у супругов Храповицких не было. Говорят, что пара лебедей жила на озере до 1925 года, возможно, в надежде увидеть своих старых хозяев.
Интересен ещё один факт. После смерти мужа Елизавета Ивановна, оставшись без средств существования, написала письмо в Россию своим бывшим крестьянам. Оно было получено в мае 1928 года. «Дорогие крестьяне! — говорилось в письме. — Обращаюсь к вам с просьбой: соберите сколько можете денег и пришлите мне. Вы владеете теперь землей моего мужа Владимира Семеновича Храповицкого, который скончался в нищете. Я осталась теперь одна без всяких средств к существованию на самую бедную жизнь. Мне уже 68 лет, я больная и старая, работать не могу... у нас не было детей... обращаюсь к вашему доброму сердцу. Прошу помочь мне. Бог вас не оставит. Прилагаю конверт с моим адресом. Да сохранит вас Бог всех. Сообщите, что сталось с нашим имением Муромцево. Напишите мне подробно об этом, я всей душою с вами. Елизавета Ивановна Храповицкая». Такое сердечное и такое отчаянное письмо. Был ли ответ на него? Скорее всего, нет; кто разрешит вести переписку с дворянами – эмигрантами?
III. Современное состояние и будущее замка Храповицких.
В 1992 году церковь Святой Александры, построенная на средства В.С.Храповицкого, была передана Владимирской Епархии Русской православной церкви и стала использоваться по назначению (Приложение №15).
В 2000-х годах замок Храповицкого стал популярным местом не только у местных бомжей и молодежи, которые периодически устраивали там посиделки, но и у туристов, которые приезжали посмотреть на необычное здание со всех уголков Центральной России. К сожалению, не все вели себя цивилизованно, что только ухудшило состояние усадьбы. Памятник исторического и культурного наследия в буквальном смысле погибал на глазах.
22 февраля 2012 года инициативная группа граждан обратилась к кандидату в президенты Российской Федерации с просьбой изменить статус усадьбы Муромцево и других знаменитых усадеб России, с целью их восстановления.
22 октября 2013 года Владимиро – Суздальский музей по просьбе граждан объявил о необходимости срочного вмешательства в судьбу погибающего памятника. Через месяц Министерство культуры РФ согласовало передачу усадьбы Храповицкого Владимиро – Суздальскому музею – заповеднику. Однако сотрудники музея не рассчитывали на быстрое завершение дел и в данный момент не располагают суммой денег, необходимой для восстановления (а это по последним подсчётам почти три миллиарда рублей). Тем не менее, на то время это был первый позитивный сдвиг в деле усадьбы Храповицкого за последние годы.
В мае 2014 года усадьба официально была передана в оперативное управление Государственного Владимиро – Суздальского музея – заповедника. Поместье начали обследовать инженеры и археологи, чтобы составить проект реконструкции.
К несчастью, многие объекты усадьбы восстановить невозможно. Например, безвозвратно утерян театр. Стены его разрушены полностью, кое – где лежат обломки сцены.
10 июля 2015 года состоялось официальное открытие первой музейной выставки «Усадьба Муромцево: между минувшим и грядущим», которая расположилась в отреставрированном здании лодочного павильона на берегу Барских прудов. В домике разместили несколько стендов, рассказывающих о жизни хозяев имения и о том, что было здесь построено. А главным экспонатом выставки стал макет усадьбы, какой её создал Владимир Храповицкий (Приложение №16).
В настоящее время в состав усадьбы входят 20 памятников культурного наследия. Усадьба графа В. С. Храповицкого охраняется государством как памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения. Сейчас замок обнесли забором, а территория усадьбы находится под круглосуточной охраной. Попасть туда можно только с экскурсией, а вход в главный дом запрещён (Приложение №17,18).
IV. Заключение.
Владимирская область богата уникальными объектами. Это и Золотые Ворота, и Дмитровский собор, и Церковь Покрова на Нерли. Я надеюсь, что в скором времени всероссийскую известность получит ещё один уникальный объект – замок графа В. С. Храповицкого. Этот удивительный памятник архитектуры имеет свою неповторимую историю создания и процветания, и в тоже время трагическую судьбу, которая постигла практически все дворянские усадьбы в России после 1917 года.
В ходе работы над темой исследования я познакомилась с историей рода Храповицких; изучила историю усадьбы, от её создания до частичного разрушения; узнала, каковы перспективы восстановительных и реставрационных работ в усадьбе. Таким образом, цель исследовательской работы достигнута.
Я продолжу следить за судьбой этого удивительного замка и ходом восстановительных работ в усадьбе. Ближайшим летом обязательно постараюсь попасть на экскурсию в усадьбу.
Материал, собранный мной, может быть полезен и интересен ученикам, учителям при изучении истории и географии Владимирской области.
V. Список литературы.
Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь / Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры. — Владимир, 2002.
География Владимирской области. – Учеб. пособие / В. В. Кузнецов и др. – М. Издательство Московского университета, 2012.
Интернет – ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Усадьба_Храповицкого_в_Муромцеве
http://www.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?i
VI. Приложения.
№1. Усадьба графа В.С. Храповицкого (п. Муромцево, Судогодский р-он, Владимирская область).
№14. Вид полуразрушенного замка.
№17. Первые попытки сохранить замок.
Сила слова
Хитрый коврик
Фокус-покус! Раз, два,три!
Браво, Феликс!
Снежная книга