Презенация для уроков русского языка в 6 классе.
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_prezentatsiya_erteleva_vikentiya.pptx | 171.99 КБ |
Слайд 1
Словообразование Презентация ученика 6 класса школы НОУ «СОШ «Виктория» Эртелева Викентия Научный руководитель – Тууль М. Ю.Слайд 2
Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова
Слайд 3
Способы словообразования
Слайд 4
Приставочный: О бразование новых слов с помощью приставок. Приставка присоединяется ко всему слову. Производные слова всегда относятся к той же части речи. Летать У+летать = улетать Петь За+петь = запеть Комфорт Дис+комфорт = дискомфорт
Слайд 5
Суффиксальный: О бразование новых слов с помощью суффиксов. Производные слова могут относится к той же части речи, что и производящее слово, или к другой части речи Лес лес + ник = лесник лес +н (+ ой )= лесной
Слайд 6
К словообразовательным постфиксам относятся: а) возвратный постфикс -ся ; б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, - нибудь . Постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия. Учить – учиться Постфиксальный способ: О бразование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов
Слайд 7
Бессуффиксный, или нулевая суффиксация: О бразование нового слова (существительного) путём отбрасывания суффикса. Образуются : 1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата. Входить – вход
Слайд 8
2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата. Играть - игра 3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния. Дрожать – дрожь 4) Отглагольные существительные на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию. Реветь – рева
Слайд 9
5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку. Оригинальный – оригинал 6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку. Густой – гуща 7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака. Синий – синь
Слайд 10
Приставочно-суффиксальный: О бразование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса. Осина под + осин + о + вик = подосиновик Лес пере + лес + ок = перелесок
Слайд 11
Сложение: С пособ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями. В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
Слайд 12
Сложение основ: Пар + о + ход = пароход Лес + о + степь = лесостепь Земл + е + мер = землемер Гряз + е + водо + о + лечебница = грязеводолечебница
Слайд 13
Сложение целых слов Кресло + качалка = кресло-качалка Плащ + палатка = плащ-палатка Диван + кровать = диван-кровать
Слайд 14
Сложение целых слов по начальным буквам Московский Государственный университет – МГУ Федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС Средства массовой информации - СМИ
Слайд 15
Сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов: Универсальный + магазин = универмаг Министерство + финансов = Минфин Командир + батальона = комбат
Слайд 16
Сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов: Медицинская + сестра = медсестра Стенная + газета = стенгазета Специальная + одежда = спецодежда
Слайд 17
Переход слов из одной части речи в другую: Больной человек - больной Ванная комната – ванная Столовая комната - столовая
Слайд 18
Сращение - образование новых слов путём слияния воедино целого словосочетания: Ума лишенный – умалишенный Долго играющий - долгоиграющий
Слайд 19
Сложно-суффиксальный спос об образование новых слов путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса: Этим способом могут образовываться существительные , прилагательные, наречия. Мор + е + плава + тель = мореплаватель Хлеб + о + убороч + н+ ый = хлебоуборочный Мимо + ход+ом = мимоходом
Слайд 20
Сложно-приставочный способ- образование новых слов путем сложения основ с одновременным присоединением приставки: Этим способом могут образовываться глаголы. У + мир +о + творить = умиротворить
Слайд 21
Способы образования имён существительных Имена существительные образуются от существительных, прилагательных, числительных, глаголов
Слайд 22
приставочным способом : погода - непогода суффиксальным способом : читать - читатель, храбрый – храбрость приставочно-суффиксальным способом : дорога - подорожник, служить -сослуживец бессуфиксным способом : тишина-тишь, переходить–переход путем перехода одной части речи в другую : учительская комната (прил.) - учительская (сущ.), больной человек (прил.)-больной записался на прием ( сущ.) путем сложения целых слов : школа-интерна т путем сложения основ : паровоз путем сложения сокращенных слов : медсестра путем сложения начальных букв : МГУ
Слайд 23
Способы образования имён прилагательных: Имена прилагательные образуются от прилагательных, существительных и глаголов
Слайд 24
приставочным способом : звучный - созвучный суффиксальным способом : туман - туманный, красный - красноватый приставочно-суффиксальным способом : море -приморский, избежать -неизбежный путем перехода одной части речи в другую : первый номер (числит.) - первый ученик (прил.), блестящий на солнце (прич.) - блестящий результат (прил.) путем сложения основ без суффикса и с прибавлением суффикса : новый год - новогодний, семь метров - семиметровый, железная дорога – железнодорожный путем слияния слов в словосочетании : трудно доступный - труднодоступный, вечно зеленый – вечнозеленый
Слайд 25
Способы образования имён числительных: Имена числительные образуются суффиксальным способом : один - одиннадцать, три – тридцать путем сложения слов : четыре + сто = четыреста, пять + десять = пятьдесят
Слайд 26
Способы образования глаголов: Глаголы образуются от глаголов, существительных, прилагательных и числительных
Слайд 27
приставочным способом : рисовать - нарисовать, ехать - приехать суффиксальным способом : синий - синеть, белый - белить приставочно-суффиксальным способом : столб - застолбить, трое -утроить
Слайд 28
Способы образования причастий и деепричастий: Особые формы глагола - причастия и деепричастия - образуются только суффиксальным способом : читать - читающий - читая
Слайд 29
Способы образования местоимений: Местоимения образуются только от других местоимений
Слайд 30
приставочным способом : кем - никем, как - кое-как, сколько - несколько суффиксальным способом : кто - кто-нибудь, что - что-либо, как - как-то
Слайд 31
Способы образования наречий: Наречия образуются от наречий, существительных, прилагательных, числительных, глаголов, местоимений
Слайд 32
приставочным способом : ныне - отныне, долго - надолго суффиксальным способом : храбрый - храбро, четыре - четырежды, где - где-нибудь приставочно-суффиксальным способом : старый - по-старому, второй - во-вторых путем перехода одной части речи в другую : стоя у двери ( дееприч .) - разговаривать стоя (нареч.)
Слайд 33
Способы образования предлогов (производных ): Предлоги образуются путем сложения с лов: иметь в виду - ввиду плохого самочувствия, на счет банка - выяснить насчет работы; путем перехода одной части речи в другую : благодаря учителя за помощь - благодаря счастливому случаю
Слайд 34
Способы образования союзов: Союзы образуются путем сложения слов : потому что, зато, также путем перехода одной части речи в другую : Кто пришел? - Я не видел, кто пришел.
Слайд 35
Словообразовательное гнездо
Слайд 36
Исходное слово и образованное от него слово являются словообразовательной парой : ночь→ночной, трудный→трудность При последовательном образовании слов друг от друга создаётся словообразовательная цепочка однокоренных слов : серый→сероватый→сероватенький; приятный→неприятный→пренеприятный Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют словообразовательное гнездо
Слайд 37
смелый смелость смельчак смело осмелиться смелеть осмелеть посмелеть
Слайд 38
Источники: Багрянцева В . А . и др.русский язык . Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля Москва изд-во МГУ 2006 506 стр. серия Московский университет школе Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. Москва :изд-во МГУ, 2006, 240 стр. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. пособие для учащихся.3 - е издание Москва: культура и традиции1996 «ЯРУС портал русского языка» « www.licey.net » « www.textologia.ru журнал о русском языке и литературе»
Сказка об одной Тайне
Загадочная система из шести экзопланет
Развешиваем детские рисунки дома
Что такое музыка?
Бородино. М.Ю. Лермонтов