В 60- х годах двадцатого столетия в каждой школе существовала производственная бригада. История таких бригад всегда интересна, красочна. Выпускники прошлых лет с особой теплотой вспоминают работу и отдых в таких бригадах.
Вложение | Размер |
---|---|
история УПБ | 54.61 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Икейская средняя общеобразовательная школа»
«Ученическая производственная бригада «Юность»»
Автор: Бабкин Алексей, 7 класс
Руководители: Сапега Татьяна Викторовна,
Матвеева Ольга Федоровна
2016 г.
Содержание
1. Введение. 2
2. Основная часть 4
2. 1. Из истории создания УПБ в стране. 4
2. 2. Создание и деятельность УПБ «Юность». 7
3. Заключение. 18
4. Источники. 19
5. Приложение. 20
1. Введение.
Изучение истории России невозможно без обращения к краеведению. В последние годы наблюдается большой интерес к истории родного края. Лишь через судьбу малой Родины можно прикоснуться к своим корням, к своим истокам. И таким прикосновением к истории родного села стала моя работа по теме история ученической производственной бригады нашей школы.
На селе центром жизни является школа. Тулунскому району в 2016 году исполняется 90 лет. Нашей школе в 2017 году исполняется 120 лет. За эти годы в истории района и школы произошло много разных событий. Рождались и укреплялись традиции. Некоторые традиционные добрые дела школьников были несправедливо и необоснованно забыты.
Возвращаясь к памяти прошлых лет мои родители и многие выпускники школы часто вспоминают незабываемые летние дни, проведенные в ученической производственной бригаде «Юность», свои добрые дела и то хорошее и полезное, чему они научились.
Цель работы:
Изучить историю возникновения и деятельности ученической производственной бригады «Юность» Икейской средней школы.
Основными направлениями (задачами) исследования являются:
-Изучение истории создания ученической производственной бригады «Юность» Икейской школы;
-Развитие школьных традиций, их сохранение, изменение.
Объект исследования:
Икейская средняя школа.
Предмет исследования:
Ученическая производственная бригада – как одна из форм молодежного движения в муниципальных образованиях
Методы исследования:
-Социологические исследования (интервью, собеседование);
-Анализ документов и архивных материалов;
-Систематизация полученных данных.
Литература и источники:
В исследовании по истории УПБ Икейской средней школы основным источником, на который я буду опираться, являются материалы, собранные мной в беседах с выпускниками школы – членами УПБ «Юность». Некоторые сведения я нашел в архиве районной газеты «Путь к коммунизму». Кроме того, мне помогала преподаватели истории Сапега Т.В. которая в школьные годы тоже работала в УПБ «Юность», Матвеева О.Ф., которая работала воспитателем в бригаде.
Практическая значимость работы:
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при оформлении одной из экспозиций музея истории школы, при проведении уроков краеведения, для организации встреч с выпускниками школы.
Собрав воспоминания выпускников Икейской средней школы, учителей-ветеранов, поработав в архиве школы и архиве школьного музея, я постарался отразить в своей работе одну из самых ярких страниц истории родной школы – деятельность ученической производственной бригады и ее роль в жизни выпускников школы. Одной из основных форм трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников в сельском хозяйстве в 50-80-е годы являлись ученические производственные бригады.
Ученические производственные бригады были распространены очень широко и существовали в каждой сельской школе, даже самой маленькой, малокомплектной.
Одним из направлений деятельности ученической производственной бригады была природоохранительная деятельность. В ученической производственной бригаде учащиеся учились рациональному землепользованию, в процессе производственной деятельности по возделыванию сельскохозяйственных культур, при работе на животноводческих фермах учащиеся учились бережно относиться к природным ресурсам своего края.
2. Основная часть
2.1. Из истории создания ученической производственной бригады в стране.
Ставропольский край — сегодня один из самых развитых аграрных регионов России. Не случайно именно здесь шестьдесят два года назад зародилось движение, принявшее впоследствии широкий государственный размах, — ученические производственные бригады, которые дали путевки в трудовую жизнь тысячам школьников. Первая ученическая бригада появилась в станице Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края. Именно здесь 15 марта 1954 года на совместном заседании парткома, правления колхоза имени Сталина (председатель Николай Фаддеевич Лыскин), педагогического совета СШ № 2 (директор Г. А. Ладыгин), совета МТС и исполкома сельского совета станицы Григорополисской было решено организовать комплексную производственную ученическую бригаду с целью приобщения молодежи к производительному труду в колхозном производстве. [1] Причины появления ученических бригад весьма разнообразны.
Во-первых, с привлечением школьников к труду решался ряд экономических проблем в сельской местности: уже в школьные годы ребята могли получить профессиональные навыки, освоить сельскохозяйственную технику, проводить опытнические исследования. Таким образом, молодежь, пройдя школу ученического производства и получив необходимый опыт, пополняла профессиональные кадры села. Во-вторых, создание ученических производственных бригад соответствовало образовательной политике государства в 50-е гг. XX века, которая заключалась в установлении постоянной связи школы с производством, теоретического обучения с практикой. В-третьих, данное движение носило воспитательный характер: работа в ученических бригадах формировала самостоятельность, инициативность и дисциплинированность, способствовала сплочению детского коллектива, прививала любовь к Родине, труду, земле.
Выбор организационных форм для построения ученической бригады в станице Григорополисской вызывал споры у местных руководителей, колхозников, педагогов школы. Одни предлагали создать звенья школьников при «взрослых бригадах». Другие ратовали за распределение учащихся по их желанию. В итоге пришли к следующему выводу: необходимо создать самостоятельную школьную бригаду, которая будет иметь свою землю, инвентарь, скот и бригадный стан, самостоятельное производственное задание. Бригадиром должен быть школьник, а его наставниками — колхозный агроном и педагог-воспитатель. В бригаду решили принимать лучших учеников 8–10 классов на добровольных началах. Было решено, что в дни занятий члены бригады будут работать по два часа; во время каникул — по шесть часов.
Достижения первой ученической бригады вызвало интерес в общественных и политических кругах. В 1956 году станицу Григорополисскую посетила делегация в составе Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, президента Югославии И. Б. Тито, первого заместителя председателя Совета Министров СССР А. И. Микояна. Они познакомились с членами ученической бригады, пожелали школьникам дальнейших производственных успехов. Позже в станице побывали делегации со всего Советского Союза, а также из других стран — Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Монголии, США, Канады. Приезжала сюда даже кубинская молодежь на обучение.
Новое движение привлекло внимание и ученых. В сентябре 1956 года на базе григорополисского колхоза «Россия» проходила выездная сессия Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина. Кроме того, у школьной бригады была очень тесная связь с Тимирязевской академией сельскохозяйственных наук и биолого-почвенным факультетом МГУ им. Ломоносова. Опыт григорополисской ученической бригады получил широкое распространение на Ставрополье.
Вскоре ставропольский опыт ученических производственных бригад был распространен на весь Советский Союз. Этому способствовало постановление ЦК КПСС по РСФСР от 1961 года «О распространении опыта работы ученических бригад Ставропольского края». В 60–70-е годы XX века ученические бригады в стране в целом обрели законченные организационные формы, их деятельность осуществлялась без кардинальных изменений. Этот период характеризовался дальнейшей механизацией производства, использованием новых усовершенствованных оборудований, активным развитием опытнических исследований в бригадах.[2]
В 1979 г., в год 25-летия ученических производственных бригад, в РСФСР насчитывалось около 3 млн. школьников — членов бригад.
Вторая половина 50-х годов ушедшего столетия. По всей великой стране развернулось движение по созданию ученических производственных бригад. Созданные на Ставрополье, они нашли широкую поддержку в Министерстве народного образования СССР: повсеместно в сельских школах создавались такие бригады, а в малочисленных школах ученические производственные звенья.
В 1964 году икейцы сказали «да» и этому новшеству. О чём свидетельствует приказ № 15 по школе от 20 июня 1964 года.
Выписка из приказа: «На основании приказа районо организовать молодежно-комсомольский лагерь из учащихся 9-11 классов на весь летний период с 20июня по 25 августа. Работу лагеря проводить с учетом выполнения учащимися всех работ по обработке и уборке зерновых и технических культур на участке, закрепленном за ученической бригадой». (Приложение 1)
Руководство всей деятельностью бригады осуществляли органы самоуправления: общее собрание бригады, её совет: бригадир, комсорг и звеньевые. Высшим органом бригады являлось общее собрание, на котором решались основные вопросы: утверждение социалистических обязательств, условия соревнования звеньев, организация быта режим труда и отдыха, питание, подводились итоги работы, выборы и отчёты совета бригады. Ученическая производственная бригада была названа «Березка».
Выписка из приказа № 15 по школе от 20 июня 1964 года: «Проводить культурно-массовую, спортивную и туристскую работу. Установить строгий режим работы и отдыха учащихся. Вести повседневный учет проводимых мероприятий, результаты отражать ежедневно в дневнике лагеря, иллюстрируя всю работу фотоснимками. Кроме того показ работы лагеря делать в стенной газете лагеря и через районную газету. В конце сезона оформить альбом в трех экземплярах и фотовыставку». (Приложение1) Начальником трудового лагеря «Березка» был назначен Мухин Евгений Федорович, воспитателем Курмель Анна Марковна. За высокие производственные показатели ученическая производственная бригада была награждена почетными грамотами. В соревновании производственных бригад района наша школа заняла 2 место. (Приложение 2)
Работа в ученической производственной бригаде начиналась ранней весной и продолжалась до поздней осени. Подготовка к открытию бригады начиналась задолго до лета. В начале апреля в Икейской школе проходило обычно общее комсомольское собрание совместно с администрацией колхоза на тему: «Селу нужны заботливые руки». Избирался совет бригады, утверждался план политмассовой, культурно-воспитательной работы. Совет бригады руководил жизнью и трудом ребят.
Работа производственной бригады освещалась в районной газете «Путь коммунизму» . (Приложение 3)
В конце 50-х и в начале 60-х годов в школах вводят производственное обучение. Не стала исключением и Икейская школа. Школа получила от колхоза «Рассвет» трактор, автомобиль, наглядный материал для уроков производственного обучения. После окончания школы ребята стали получать вместе с аттестатом и свидетельство с присвоением квалификации тракториста-машиниста III класса.
Ребята УПБ «Березка» оказывали большую помощь колхозу на полях и фермах. Занимались производством зерна, животноводством, выращивали овощи. Строили и ремонтировали здание школы. (Приложение 4)
Из воспоминаний Белезяковой Марии Николаевны, выпускницы нашей школы. (1964 -1966 гг.)
Работали в производственной бригаде на посадке, прополке овощей, строили пристрой к школе. Жили в палатках на берегу реки, возле старой мельницы. Начальником был Добровольский Леонид Конствнтинович. Кормили хорошо, на место работы привозили мёд, и мы ели его кружками. Работать было очень интересно. Все старались, ведь было соревнование между бригадами. Ученики 9,10,11 классов ухаживали за животными: телятами, цыплятами, доили коров. Были такие года, когда мы 3 дня в неделю учились, а 3 дня работали на фермах. Мы все делали вместе с доярками, даже роды у коров принимали. На фермах был порядок.
Отдыхали весело: ходили на вечёрки, в кино, пели песни, играли.
Из воспитаний Помазкиной Марии Ивановны, начальника трудового лагеря. (1964-1967гг.)
После занятий, а иногда и во время занятий учащиеся производственной бригаде работали в колхозе «Рассвет». Надо отметить, что никто из учеников не увиливал от работы, хотя и очень много работали вручную, выполняя тяжёлый физический труд. Вставали в пять часов утра, приходили на аэродром, загружали самолёты минеральными удобрениями. Азотные и калийные удобрения зачастую были слежавшимися, их предварительно толкли деревянными толкушками, а потом только загружали. Первая смена работала до обеда, а вторая ужу с другим руководителем – с обеда до вечера. Так как колхоз нанимал самолёт, о простое не могло быть и речи, работали без отдыха, добросовестно. (Это вспоминает и Габец Зоя Григорьевна, выпускница нашей школы).
Многие эпизоды запомнились на всю жизнь. В августе месяце наша производственная бригада по просьбе соседнего колхоза работала во Владимировке на заготовке сенных трав. Директор школы – Черных Андрей Ильич привёз нас на школьной грузовой машине со всем скарбом. На берегу реки Ия поставили палатки, организовали и обустроили быт, кухню. Продукты ребята получали в колхозе, а готовили сами. Парни кололи дрова, разжигали костёр, а девочки готовили обед. Ребята ещё и ловили рыбу, варили уху, жарили на сковородке. Запомнился курьёзный случай. Сливочное масло получили в ведре , чтобы не портилось опустили в реку, в холодную воду. А ночью прошёл дождь и вода в реке прибыла. Утром пошли повара за маслом, а его как не бывало, вместе с ведром унесло водой.
Работали полный рабочий день допоздна, из волков вилами складывали сено или зелёнку на берёзы, прицепленные с помощью тросов к трактору и свозили к скирдам.
Вечером, после ужина ходили в сельский клуб на танцы или в кино.
- «Я оставалась в лагере, вспоминает Мария Ивановна, - в 23 часа все должны были быть на месте. Я не помню ни одного случая нарушения дисциплины со стороны ребят, никто не курил, о спиртных напитках не могло быть и речи. Очень хорошие отношения были между парнями и девушками, не было сквернословия, конфликтов. Царила доброжелательная атмосфера.
Внимательны были ребята и ко мне, как к руководителю, не помню, чтобы кто-нибудь нагрубил, огорчил, не выполнил задание, поручение.
Запомнилось также огромное количество комаров. Жили то возле речки и леса, и спасением в вечернее время был костёр. Вокруг костра усаживались, рассказывали разные истории, пели песни.
Играли в волейбол, мяч часто улетал в речку, парням приходилось догонять его в холодной воде».
В ученических производственных бригадах ребята старших классов выполняли весь цикл сельскохозяйственных работ. Школьникам доверялось серьезное дело, техника, земельные участки – как не почувствовать себя взрослыми. Работают ученические производственные бригады на закрепленных за ними землях или животноводческих фермах в колхозах и совхозах. В зависимости от числа членов бригады, видов выращиваемых культур колхоз определяет размеры земельных участков.
На 70-80-е годы пришелся расцвет деятельности ученических производственных бригад, которые тогда существовали во всех школах района. Высокого уровня развития достигли ученические производственные бригады в 80-е годы.
В 70-х годах молодёжно – комсомольской производственной бригаде Икейской школы дают название «Юность» и девиз «Хозяин тот, кто трудится». Приложение 5.
В бригаде прижились традиции: открытие бригады проводится торжественная линейка, подъём флага, концерты, праздничный обед.
Закрытие бригады: прощальная линейка, концерт, подарки, подведение итогов, костёр, награждение лучших ребят и танцы до утра.
В 70-ые годы возник механизированный комплекс ученических производственных бригад на закреплённых участках, в которых был весь цикл сельскохозяйственных работ, включая ремонт техники, обработку почвы, сев, и уборку урожая, где школьники выполняли обязанности помощников комбайнёров, трактористов.
Замечательной ежегодной традицией был районный слет ученических производственных бригад.
Он как праздник и как смотр трудовой подготовки, и как экзамен теоретической и практической выучки членов производственных бригад. Делегация каждой школы готовилась к выступлению в конкурсах очень тщательно. По их подготовке и выступлению на конкурсах оценивался уровень теоретической и практической подготовки членов УПБ к летнему сезону, к трудовой деятельности вообще.
Ребята выступали в конкурсах: пахарей, операторов машинного доения, животноводов, полеводов. Приложение 7
На слет УПБ приезжали делегации от каждой бригады и это, конечно, были самые лучшие, самые умелые ребята. Слет был не только праздником, но и серьезным экзаменом на гостеприимство и трудовое мастерство.
Слеты УПБ оставляли неизгладимое впечатление в жизни ребят, играли определенную роль в выборе профессии, в успешной сдаче экзаменов по основам производства.
Вспоминает Матвеева Ольга Федоровна: «В 1980 году трудовой лагерь был построен в селе Харантей на берегу реки Икей. В 1980 году производственная бригада «Юность» заняла 2 место в районе на конкурсе пахарей. Бригадиром механизаторов из учащихся выбрали Политчук Владимира ученика 9 класса. В этот же год 5 членов производственной бригады правлением колхоза «Рассвет» награждены премиями. В 1982 году наши ребята Ковалев С., Дроздов С., Политчук Владимир в селе Шерагул на соревновании производственных бригад заняли 1 место. Об успехах ученической производственной бригады «Юность» свидетельствуют многочисленные грамоты, находящиеся в музее истории школы».(Приложение 7).
Из архива школьного музея альбом выпускников 1971-77 г.
Производственная бригада выезжала в Усть–Ишидей и Чёрный ключ. Там располагался трудовой летний лагерь из уч-ся 9-ых и 10-ых классов. Бригадой руководил совет, в состав которой входили: бригадир из учащихся , секретарь комсомольской организации школы, директор школы, агроном, педагоги, начальник лагеря – Лопаткин Алексей Демидович – первый сезон, Сычёв Георгий Андреевич -2 сезон. В деятельности бригады успешно сочетались обучение и труд, так как она выполняла учебные задания школы. Ребята изучали и работа ли на технике, выполняли производственные задания колхоза. Вспоминает Максимов Виктор Александрович: «В 10 классе мы работали на колхозных полях, пахали на МТЗ, сеяли пшеницу. Наш лагерь был расположен в деревне Черной Ключч. Бригада выполняла такие работы: весной на посадке и поливке капусты, а после того как капуста приживётся, переходили на другой вид работы – сбор сучков. За эти годы ученики очистили сотни гектаров пахотных земель от сучков. Для ребят работа в трудовом лагере была радостью и удовольствием. Кроме трудовых занятий, которые длились по 5 часов, ребята здесь отдыхали, купались, загорали, играли, соревновались, организовывали художественную самодеятельность. Питание было хорошим, поварами были сами ребята, под руководством учителей. День начинался по звуку горна, все поднимались и бежали на зарядку по росе. После зарядке спать уже не хотелось. Все умывались у ручья и шли завтракать. А затем - работа, до обеда».
Вспоминает СапегаТ.В. «Сучки собирали таким образом: шёл трактор с тележкой, а за ним по бокам ребята, которые собирали сучки, пни, корни и бросали в телегу. Порой такие сучки встречались, что по 10 человек несли. Трактор ехал на межу, и высыпал сучки, а в это время мы, дети, отдыхали. Работа было тяжёлой, руки все в занозках, синяках, ноги от ходьбы гудели, но никто не ныл – все работали. Ребята жили в палатках. И долго помнили эти дни и годы трудовой жизни».
Вспоминает Буякова Е.В. «Начальником лагеря был Георгий Андреевич Сычёв. Комсоргом была я. Производственная бригада выезжает в летний трудовой лагерь в Чёрный Ключ. Замечательное место берег реки, много палаток – «полосаток» в которых жили дети. Готовили на самодельной печке, была сделана кладовка, столовая, умывальник. Готовили сами ребята, посуду мыли дежурные. На лагерных улицах был всегда порядок, ни одной бумажки. Порядок в палатках проверялся старшими. Утро начиналось с планерки, зарядки, утренней линейки, оглашения плана на день. В конце дня подводили итоги. Распределяли поручения и задания ребятам и виды работы на новый день».
1987 год. Последний год работы производственной бригады в животноводстве.
Вспоминает Дунцова Ирина Валерьевна: – «В первом сезоне начальником лагеря был Солодков Василий Васильевич. А я была начальником лагеря во втором сезоне. Число ребят в лагере составляло 60 человек, с ними работали учителя, наставники, Попова О.А, Помазкина Л.Д, Петрова С.Д, Свешникова Г.А, Духова А.М., Евдокименко В.И.. Водитель от колхоза Солодков Константин. Повар Филиминенко Валентина. В Гарьен на лето переводили колхозных коров. И учащиеся за ними ухаживали».
Из архива школьного музея альбом выпускников 80х гг.
Воспоминания Сапега Т.В. «Жили ребята в домах села Левый Гарьён, в них было уютно, сухо, тепло. Работали на посадке капусты и дойке коров. Работали группами - одни садили и поливали капусту, другие доили коров, чистили помещения, загоняли и привязывали коров, возили в флягах молоко. В каждой группе коров – 60 голов, была доярка, 2 помощника из бригады ребят. Дали около 400 коров. Вставали рано – в 5 часов утра. А вечером дойка заканчивалась около 22 часов. Было трудно вставать, работа тяжёлая, жили дружно, пели песни, танцевали, купались, ездили в кино. Поваром в производственной бригаде была Духова Антонина Михайловна. Очень вкусно и досыта их кормили по пять раз в день. На закрытие сезона приготовила фаршированную курицу с черносливом. Ребята устраивали спортивные соревнования. Проводилась и культурно – массовая работа: беседы, лекции по разным темам, готовились концерты к открытию и закрытию лагеря, выпускались газеты. В лагере всем было хорошо».
Песня, написанная выпускниками 1978 года, стала гимном производственной бригады. «Песня о юности».
Вновь над Братской горой
Лег туман голубой,
Мы вдоль берега речки идем
И поем, и поем.
И шумит над головой
Лес весеннею листвой.
П-в
Наш икейский вальс
пусть плывет над тайгой.
Будем помнить тебя всегда
Ты наш лагерь родной.
Там вдали у реки
Полыхают жарки,
Мы о юности нашей поем
И поем, и поем.
И звучит над всей тайгой
Вальс о жизни трудовой.
П -в
Наш икейский вальс
пусть плывет над тайгой
будем помнить тебя всегда
Ты наш лагерь родной.
С 1988 года по 2000 г производственная бригада не выезжает за пределы школы.
Начальником бригады в последние годы были: Петрова С.Д, Тимакина Н.П., Толпыгина Н.М, Распорская О.Л.
Вспоминает Толпыгина Наталья Михайловна: «Ребята производственной бригады разбиты на три группы: строители, овощеводы, цветоводы. Работает бригада от начального этапа – подготовке почвы, высадке семян, уход за растениями, уборка урожая. Строительная бригада – ремонтирует и возводит постройки, белит, красит, и моет школу. В бригаде дети работают по 4 часа. Кормят их три раза. Кормят их очень хорошо. Почти все классы с 5 –го по 10 работают в производственной бригаде». Приложение 8.
Руководили работой на пришкольном огороде Духова Антонина Михайловна и Елисеева Александра Викторовна. Ребята выращивают урожай овощей, которые снабжают всю школу целый учебный год. Рассаду капусты выращивали не только для школьного огорода, но и на продажу населению села. Антонина Михайловна вспоминает: «Девочки из моего класса Зайцева Юля и Абуздина Нина продавали рассаду капусты, цветов и лук-батун в центре села – на базарчике».
Помимо арендуемых участков земли имеется пришкольный участок площадью 2 гектара, на котором ребята вместе с преподавателями выращивают овощи для школьной столовой. Биологами и учащимися ведётся опытническая работа с цветочными и овощными культурами.
В плане работы опытно-овощеводческой бригады написано
Посадить и ухаживать: картофель - 1га., капуста - 0,5 га., свекла - 0,2 га. морковь - 0,2 га. лук чернушка, кабачки, укроп, петрушка, салат
В теплице площадью 60 кв.м. - вырастить рассаду капусты; помидоры - 100 корней. В парниках - 60 кв.м. вырастить огурцы.
Последние 5 лет стали выращивать зерновые культуры, которые реализуют работники школы, деньги идут на нужды школы.
В 1992 году решением земельной комиссии при администрации села Икей - школе в безвозмездное пользование было выделено 20 гектаров земли. Чтобы выжить в жестоких экономических условиях, на этой земле ученическая производственная бригада выращивала пшеницу. Получали до 20 центнеров с гектара. Часть зерна реализовывали населению, а часть шло на выпечку хлеба для школьной столовой.
Наш опыт заметили в области и в 2001 году включили в областной эксперимент «Школа в режиме развития – школа-фермерское хозяйство». В ходе эксперимента взяли в аренду у сельскохозяйственного кооператива «Икейское» еще 108 га земли, которую обрабатывали старшеклассники и мастера производственного обучения Марченко Валерий Васильевич и Конев Владимир Семенович.
По итогам областного смотра школьных фермерских хозяйств в 2001 году, школе вручена благодарность Главного УНО администрации Иркутской области за активное участие в конкурсе «Лучшее учебное крестьянское хозяйство» Приложение 9.
В 1961-х года начали преподавать производственное обучение. По окончании школы ученики получали аттестат об окончании полного курса Икейской средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением, выдавалось юношам свидетельство о присвоении квалификации тракториста-машиниста широкого профиля 3 разряда,[3] девушкам - животновод-полевод. С великой гордостью садились за руль своего трактора ребята под чутким руководством Солодкова Василия Васильевича, Марченко Валерия Васильевича, Гапеевцева Валерия Сергеевича, Грибачева Виктора Леонидовича, Русакова Сергея Анатольевича.
А Толпыгина Наталья Михайловна, Распорская Ольга Леонидовна прививали девчатам любовь к огородничеству. Лук, огурцы, свекла, морковь, картофель, редис выращивались с любовью и нежностью по всем правилам агротехники.
Школьные годы – самая трудная и ответственная пора становления человеческой личности во всем ее многообразии. И в этом помогала УПБ – одна из первых ступенек приобщения молодого человека к сельскому труду, к жизни. Здесь школьники не только трудились и отдыхали, здесь они осознавали свое место в обществе.
Многим дала путевку в жизнь ученическая производственная бригада. Стали агрономами, инженерами, знатными механизаторами и просто добрыми трудолюбивыми людьми ребята из ученических производственных бригад.
В нашем селе трудятся очень многие выпускники, которые прошли первую трудовую закалку именно в ученической производственной бригаде «Юность ».
Конечно, далеко не все, кто прошел через УПБ, связали свою жизнь с сельскохозяйственными профессиями, но они на долгие годы сохранили ту ответственность, то трудолюбие, которыми славились ученические производственные бригады.
«… Ах, УПБ – удивительный край,
Хочешь – работай, твори, отдыхай.
Если ты к нам в УПБ попадешь,
Лучшего ты никогда не найдешь…»
Заключение
В данном исследовании по истории родной школы я постарался на основе собранного материала написать работу, в которой отражены важные моменты жизни икейских школьников, их пятая трудовая четверть, незабываемая жизнь и работа в УПБ «Юность». Слушая воспоминания выпускников школы, я узнал много нового о тех событиях, которые происходили много лет назад.
Хотелось бы поблагодарить выпускников, учителей школы за оказанную мне помощь в написании работы.
Материалы данной работы могут быть использованы при оформлении одной из экспозиций музея истории школы, при проведении уроков краеведения, для организации встреч с выпускниками школы.
Главный вывод, к которому я пришёл в ходе работы, это то, что школьные годы – это самая яркая и незабываемая пора в жизни человека. Это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь – насыщенная и интересная.
И хотя мы еще только школьники, мы уже сейчас можем сделать много полезного и для себя и для других.
В истории нашей школы было много интересных и важных событий, и я надеюсь, что члены совета музея продолжат мою работу в этом направлении.
Источники.
[3] Книга выдачи документов
Волшебная фортепианная музыка
Голубая лягушка
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Самодельный телефон
Рисуем домики зимой