Каждый день мы ходим в школу, пишем в тетради, отвечаем на вопросы учителя и не задумываемся, как этот огромный мир, его картины, звуки, запахи и цвета, умещаются в нашей маленькой детской голове.
Каким образом мы видим, слышим, ощущаем все это? Почему этот огромный мир мы понимаем и воспринимаем не отдельными предметами, а целостно и непрерывно.
С помощью, каких процессов мы познаем окружающий мир?
Вложение | Размер |
---|---|
Как мы познаём окружающий мир? | 68.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №28 п.Чунский
Чунского района Иркутской области
Как мы познаем окружающий мир?
Докладчик: Малинова Анна, 4В класс
Руководитель: Носкова Галина
Александровна, педагог – психолог.
р.п. Чунский
2015г.
***
Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.
Вдаль по земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями.
Все воспринять и снова воплотить! М.Волошин
Вступление
В этом стихотворении отражен смысл моей работы. Если вы поняли стихотворение, то поймете и меня.
Каждый день мы ходим в школу, пишем в тетради, отвечаем на вопросы учителя и не задумываемся, как этот огромный мир, его картины, звуки, запахи и цвета, умещаются в нашей маленькой детской голове. Моя работа называется «Как мы познаем окружающий мир»? Свое исследование проводила в области психологии.
Цель данной работы:
Исследовать и узнать, как с помощью познавательных психических процессов ощущения и восприятия мы познаем окружающий мир.
Задачи:
1.Провести эксперимент и выяснить, каким образом зрительно воспринимаемый нами огромный мир умещается в нашей голове.
2.Через наблюдение определить, какие процессы участвуют в построении образов окружающего мира.
3. Изучить литературу по этой теме.
Основная часть
Мир, что это? Запахи, звуки, цвета, формы. Каким образом мы видим, слышим, ощущаем все это? Почему этот огромный мир мы понимаем и воспринимаем не отдельными предметами, а целостно и непрерывно. С помощью, каких процессов мы познаем окружающий мир?
Эти вопросы я часто задавала себе и своим близким. И вот в моих руках увлекательная книга энциклопедия.
Из которой я узнала, что есть такие познавательные психические процессы: восприятие и ощущение.
Мне показались интересными некоторые эксперименты и наблюдения, о которых я узнала из книги по психологии авторы А.А. Реан и Н.В. Бордовская. У меня появилось желание исследовать их на практике.
Я решила проводить свое исследование, используя наблюдения.
Необходимую информацию получала в результате
прямого зрительного восприятия и анализа, сама становилась
наблюдателем и участником того процесса, за которым
вела наблюдение. Так же использовала эксперимент, который проводила в реальных жизненных условиях.
И вот первое исследование эксперимент, который знаком многим с детства и состоит в следующем: необходимо сосредоточить взгляд на отдаленном предмете. В моем эксперименте это была дверная ручка.
Затем я аккуратно сквозь нижнее веко слегка надавила на глазное яблоко.
Произошло следующее: от «объекта» как бы отделился его «образ»
вместе с окружающими его предметами, я увидела картинку или фотографию этого предмета, т.е. дверной ручки. Можно сказать, что «образ» отпечатался на поверхности глаз.
Так я получила ответ на свой вопрос и сделала такое умозаключение.
Поверхность тела человека, а в данном случае это были мои глаза, является экраном, на который проецируется или по – другому можно сказать отражается окружающий мир в виде образов.
(Такой эксперимент можно провести с аудиторией.)
Мне стало понятно, как необъятный и огромный мир умещается в нашей голове. Это происходит, как было сказано выше с помощью образов.
Следующий этап исследования я назвала познавательные психические процессы?
Представим на миг, как находящаяся перед нами доска начинает таять и капать на пол, стены комнаты скручиваться, смещаться.
К счастью такие вещи не происходят. Возникает вопрос, почему это не происходит? Какие процессы участвуют в построении образов окружающего нас мира.
Я знаю, что мое исследование проходит в области психологии. Из книги мне известны познавательные психические процессы. Это ощущение и восприятие.
Поэтому провела такое наблюдение.
Зашла в совершенно темную комнату. Через некоторое время начала ощущать неясные звуки. Они то заполняли комнату, то становились глуше.
Это были звуки проезжающих машин, будильника, посуды, музыки. Звук действует на мой слух.
Затем начала ощущать запахи, которые исходили из соседней комнаты. Это были запахи апельсина, жареной картошки, лука.
Запах действовал на мое обоняние.
Я открыла дверь, и прохладный воздух, ворвался в комнату, и я почувствовала его на своем лице. Все это я ощущала: моя кожа, обоняние, слух и мой внутренний мир откликался на все движения, которые происходили вокруг меня.
Поэтому я установила такой факт, что с помощью движения можно ощутить ветер, звуки, запахи.
Мой вывод такой. Я ощущаю в том, случае если происходит движение и воздействие на мой организм. Ощущение помогает создать образ окружающего мира и таким образом познать его.
Результатом этого воздействия является мое внутреннее состояние.
Однако у меня сложилось впечатление, что я не представляю полной и целостной картины окружающего мира.
Чтобы восполнить это завожу будильник. Утром слышу громкий звук,
открываю глаза и наблюдаю, звон будильника сливается с его формой, цветом, весом и гладкой поверхностью.
Я могу подойти к нему, взять его в руки, потрогать, поставить
на место, отойти от него, то вижу его с боку, то сверху.
Я совершаю, разные действия и от этого образ будильника меняется.
Вывод. Можно сказать, что я воспринимаю предмет с разных позиций по-разному и все, что я наблюдала, называется восприятием окружающего мира и
является жизненно важным для человека.
Возникают разные вопросы. Что при этом происходит? Какие механизмы участвуют? Каким образом мы воспринимаем предметы и объекты?
Чтобы ответить на эти вопросы я взяла карандаш, чистый лист и начертила круг.
Мы видим линию, которая ограничивает круг.
Теперь представим, что эта линия принадлежит кругу, это будет восприниматься как круг.
Но если представить обратное, что эта линия принадлежит пространству, то это будет уже не
круг, а просто
белое пятно.
(Слайд)
В чем здесь секрет?
Дело в том, когда мы представили, что линия принадлежит кругу то, мы увидели форму круга. При этом фигура выделяется и слегка выступает вперед, а все пространство за кругом уходит на второй план.
Т.е. мы его не замечаем.
А когда линия принадлежит пространству, все мгновенно меняется.
Мы воспринимаем пространство, как образ, который выходит на передний план, а круг уходит на второй план и представляется белым пятном.
Благодаря нашему восприятию, мы воспринимаем мир как
пространство, наполненное отдельными вещами, предметами, несмотря
на то, что некоторые из них могут и не иметь четко очерченных границ.
Например: дым выходящий из трубы в тихую погоду приобретает определенный образ, хотя на самом деле он не имеет четких границ.
Можно сделать вывод, что наше восприятие имеет такое качество, как точность и предметность, но на этом мои наблюдения не закончились.
При изучении этого процесса я обнаружила еще одну характеристику восприятия.
Многим приходилось в сумерках наблюдать такую картину, когда окружающие предметы вдруг оживали и приобретали другой образ.
Например: столб на двух опорах можно принять за человека и тогда эти опоры будут восприниматься как ноги замерзшего в грозном ожидании злоумышленника.
Или в темной комнате окружающие предметы можно принять за невиданных животных.
И так
Я установила, что отдельные элементы образа с помощью восприятия образуются в единое целое. Например, благодаря целостности восприятия три линии и даже три точки воспринимаются как треугольник. Слайд
Так мы получаем целостность предмета, картины и окружающего нас мира. Однако человек не рождается с этой способностью целостно воспринимать образ. Вот, что я узнала из книги «Психология 100 ответов» Л.Д. Столяренко
Есть данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но четкости и ясности в восприятии окружающего мира не было. Поэтому восприятие необходимо тренировать.
Теперь я могу ответить на свой вопрос. Как мы воспринимаем окружающий мир? Итак.
Заключение
С помощью своих наблюдений и небольших экспериментов.
Я узнала, как человек строит весь этот богатый образ мира.
В этом участвуют познавательные психические процессы.
Это ощущение плюс предметность и целостность восприятия.
Таким образом, получилась
пирамида познавательных психических процессов.
1.Каждый из этих процессов участвует в образовании целостной картины мира.
2.Эти процессы взаимодействуют друг с другом незаметно для нас так, что мы
в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов и оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми.
3.Наши органы чувств в данный момент воспринимают только часть пространства, но мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно.
4.Все это не было бы удивительным, если бы мы не знали, что весь этот беспредельный во времени мир умещается в маленьком человеческом организме. Своё исследование я могу продолжить дальше, например узнать, что такое преднамеренное восприятие. Это наблюдение.
Неньютоновская жидкость
Каргопольская игрушка
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Круговорот воды в пакете
Земля на ладонях. Фантастический рассказ