Цель работы: выявить причины доминирования виртуального общения над живым.
Задачи:
1.Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.
2. Определить, какой тип общения преобладает у обучающихся МБОУ «СОШ №1» пгт. Жешарт.
3. Разработать рекомендации по преодолению зависимости от общения в социальных «сетях» для обучающихся.
Гипотеза: В современном мире люди предпочитают живому общению виртуальное.
Объект исследования: социальные «сети».
Предмет исследования: предпочтения людей в общении.
Вложение | Размер |
---|---|
социальные сети | 2.6 МБ |
описание работы социальные сети | 302.86 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Жешарт
Предметное направление – обществознание
Социальные сети: какое общение - живое или виртуальное предпочитает современный человек.
Рог Полина
МБОУ «СОШ № 1» пгт. Жешарт
Научный руководитель
Бозова Светлана Анатольевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 1» пгт. Жешарт
Март 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………...…………………………… 3-4
1. Понятие социальные сети………………………………………………….5
2. Общение как социальная потребность……………………………………6
3. Общение и его виды……………………………….………………………7-8
А) Вербальное общение.
Б) Виртуальное общение.
4. Причины обращения к виртуальному миру…………………………… 9-10
Заключение……...…………………………………………………………… 11-12
Список литературы………………………………………………………….. 13
Приложения…………..…………………………………………...………… 14-15
ВВЕДЕНИЕ
В наше время, когда в мире так много средств связи (сотовая связь, интернет со всеми его возможностями общения), в любую минуту мы можем связаться с тем человеком, с которым хотим поговорить. Часто это намного удобней, чем лично встречаться с человеком, чтобы обсудить какой-то вопрос или же просто поговорить на какие-то общие темы. Поэтому мы, порой, забываем, что такое общаться по-настоящему, без всяких устройств, а тема важности живого общения становится все более и более актуальной.
Все знают, то такое общение. Общение - это передача информации от одного человека к другому. Этот процесс складывается из понимания, восприятия партнёра и обмена действиями. Общение бывает виртуальным и «живым».
Современные дети часто имеют низкие коммуникативные навыки, так как в основном общаются виртуально. Виртуальный мир позволяет каждому человеку рассказывать о своих переживаниях, впечатлениях, предоставляет доступ к личной информации других людей. Но здесь возникает вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией с всемирной паутиной, а не с близкими людьми? Мы попробуем разобраться в причинах проблемы, и выяснить пути ее решения.
Цель работы: выявить причины доминирования виртуального общения над живым.
Задачи:
1.Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.
2. Определить, какой тип общения преобладает у обучающихся МБОУ «СОШ №1» пгт. Жешарт.
3. Разработать рекомендации по преодолению зависимости от общения в социальных «сетях» для обучающихся.
Гипотеза: В современном мире люди предпочитают живому общению виртуальное.
Объект исследования: социальные «сети».
Предмет исследования: предпочтения людей в общении.
Практическая значимость работы: рекомендации, разработанные в результате исследования можно применять педагогам, классным руководителям, родителям при воспитании детей.
Научная новизна работы: разработка социологического опроса, выявляющего предпочтения в способах общения, степень зависимости от интернет - общения, анализ предпочтений в общении школьников.
Современный мир предоставляет широкий спектр информационных услуг, мир становится ближе, расстояние и время сокращается. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету и социальным «сетям». Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу о том, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а его вытесняет, значит необходимо подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.
Как часто в школе на уроках можно увидеть такую ситуацию, что учащиеся вместо того, чтобы слушать учителя, работать, усваивать новые знания сидят в социальных «сетях», или на переменах также рассматривают фотографии на своих страницах. А что такое социальные сети? «Социальные сети – это, в - первую очередь, это сайты, разработанные с целью познакомить и собрать людей с общими интересами, дать им возможность общаться на различные темы, выкладывать и обсуждать фото и видео, добавлять друг друга в друзья или недруги, загружать и слушать музыку и т.д.»[1] Одним из плюсов социальных сетей является возможность найти давно потерянных друзей, родственников.
Первые социальные сети появились на западе. Самые популярные из них это Facebook, Twitter, MySpace, Badoo, Flickr, Last.fm, LinkedIn, XING, Bebo, Match.com, YouTube, MyAnimeList, Habbo Hotel, Google+, Tagged.com, Avaaz, Friendster.
Вскоре и в России стали появляться аналоги, такие как ВКонтакте, Одноклассники.ru,Мой Мир@mail.ru, Гайдпарк, В кругу друзей, Привет.ру, Мой Круг и т.д.
2. Общение как социальная потребность.
Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.
Значение общения в жизни человека невозможно переоценить. Оно имеет огромное влияние на формирование человеческой психики, правильном ее развитии. Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, перенять опыт и поделиться своим
Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.
Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.
Общение делится на две большие группы: вербальное и невербальное.
Невербальный язык - вид общения, когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения.
Вербальное общение.
Основой вербального общения является речь. «Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания.»[2] При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь — общение человека с самим собой, что бы ставить и решать жизненные задачи.
Свойства речи:
1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
3. Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).
Так же общение делится на группы: виртуальное и «живое»
«Живое словесное общение это наука и искусство. Живое общение- это и есть вербальное и невербальное общение. Живое общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Виртуальное общение - разновидность коммуникации, которая носит опосредствованный компьютером характер, осуществляется с помощью телекоммуникационных систем»[3]
Общаясь в социальных сетях, «зависая» за телевизором и компьютерными играми, мы заменяем живое общение тем виртуальным миром, который удобен и красив для нас. Мы создаем его таким, каким хотим его видеть, в то же самое время, отдаляясь от реальности и все больше и больше погружаясь в него.
Создавая свой виртуальный мир и погружаясь в него с головой, мы значительно ограничиваем себя в живом общении и из этого вытекают множество последствий.
4. Причины обращения к виртуальному общению.
У каждого из тех, кто зарегистрировался в той или же иной социальной сети, имеются свои собственные причины и мотивы к подобному поступку. Одни люди через социальные сети пытаются найти своих одноклассников, сослуживцев или просто старых друзей. Для кого-то социальная сеть является способом поддержания контакта, а кто-то делает это для заведения новых знакомств. Спрос на социальные сети возрастает с каждым годом все больше и больше, затрагивая при этом людей самой разной возрастной категории.
Для того, чтобы выяснить почему люди обращаются к виртуальному общению был проведён опрос среди людей разного возраста и разного социального положения.
Социологический опрос:
1. Зарегистрированы ли Вы на каких-нибудь форумах, в социальных сетях? (Приложение 1)
Варианты ответа: да или нет
2. Как часто Вы посещаете эти форумы? (Приложение 2)
Варианты ответа: каждый день по несколько раз
раз в день
раз в несколько дней
раз в неделю
реже, чем раз в неделю
3. Для чего Вам нужно общение на форумах или в социальных сетях? (Приложение №3)
Варианты ответа: свободный ответ.
4.Что Вы предпочитаете живое общение или виртуальное? ( Приложение № 4)
Варианты ответа: свободный ответ.
5. «Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?»
Варианты ответа: свободный ответ
При анализе анкетирования были сделаны следующие выводы:
11-12 лет –посещают социальные сети раз в день или в несколько дней и чаще всего зарегистрированы там для общения с другими людьми, так же для участия в виртуальных коллективных играх. Эти люди предпочитают общение как виртуальное так и живое.
13 – 14 лет – данного возраста люди зарегистрированы на нескольких форумах и социальных сетях Интернет. Несколько раз в день посещают сайты для виртуального общения и игр и поиска информации. Предпочтение отдают живому общению, но и не отказываются от виртуального общения.
15 лет – люди этого возраста зарегистрированы на форумах и социальных сетях. Предпочитают виртуальное и живое общение.
16 – 20 лет – данного возраста люди зарегистрированы на форумах и социальных сетях Интернет. Предпочтение отдают живому общению.
39-45 лет – люди этого возраста зарегистрированы на форумах и социальных сетях. Предпочитают живое общение.
47 – 60 лет – данного возраста люди не зарегистрированы на форумах сети Интернет. Предпочтение отдают живому общению.
40% опрошенных школьников считают, что виртуальное общение будет преобладать, в связи с развитием новых технологий. Но пока, по-мнению других респондентов, живое общение имеет место быть и играет важную роль в жизни человека. На вопрос: «Почему?», чаще всего высказывалось мнение, о том, что живое общение приятнее, эмоциональнее.
В основном респонденты зарегистрированы на форумах и социальных сетях Интернет. Все группы респондентов предпочитают живое общение. Данный результат очень порадовал.
Заключение
Наш мир быстро и прогрессирующе развивается. Внедряются новые технологии, о которых некоторое время назад даже и не подозревали. Большим достижением для мира стало открытие интернета. Это непросто связующая между любой частью планета, а для многих это целая жизнь. Сейчас в интернете о человеке можно узнать намного больше, чем в реальной жизни.
Подобный процесс нельзя однозначно назвать ни позитивным, ни негативным. С одной стороны действительно, социальные сети помогают восстановить давно утраченные связи и дружеские отношения и т.д. При этом, основная проблема состоит в том, что большинство из людей, пользующихся социальными сетями, становятся от них зависимыми. Подобная зависимость, очень схожа с алкогольной или же наркотической зависимостью и выражается в острой необходимости использования сетевых ресурсов. Со временем, эта тяга превращается в своеобразную психологическую зависимость возникающая из-за нереализованных желаний или же скрытых комплексов. Это происходит потому, что в виртуальном мире человек может стать кем угодно, тем, кем он не является в действительности, играя тысячу ролей. Именно из-за этого, люди стремятся вернуться в виртуальный мир снова и снова за тем, что бы снова стать тем, кем они на самом деле не являются.
Работая над темой, мы пришли к следующим выводам:
1. Большинство подростков в свободное время посещают Интернет.
2. Интернет используют для общения в социальных сетях.
3. Распространенным сайтом является «Вконтакте».
4.Подростки в день тратят примерно 3- 4 часа в соц. сетях.
5. Многие общаются при помощи интернета из-за анонимности.
6. Большинство считают, что виртуальное общение не заменило реальное.
Таким образом, гипотеза «В современном мире люди предпочитают живому общению виртуальное» не подтвердилась.
Со временем виртуальное общение так затягивает, что даже с самыми близкими и дорогими людьми, которые находятся совсем рядом, мы общаемся только в интернете. Нам лишний раз тяжело оторваться от монитора и выйти на улицу. Но разве, может, общение в сети заменить улыбку друга, его радостные глаза и пожатие руки. Всего этого нет в виртуальном общении. Там вы не услышите смех или слезы, радость или грусть, счастье или отчаяние. Все эти эмоции можно прочувствовать, общаясь только лицом к лицу.
И хотя в нашем мире большинство людей выбрали виртуальное общение и сутками сидят в сети, мне больше нравится реальность. Свежий воздух, лучи солнышка, смех окружающих и лицо родных людей.
Как можно сохранить живое общение.
1.Прежде всего, ограничьте свое время пребывания в социальной сети, установите временные рамки.
2.Старайтесь почаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора. Выберите для себя хотя бы один день недели, который вы непременно сможете посвящать живому общению.
3.Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие. 4.Замените чтение новостей в социальной сети чтением интересных книг, пополняйте свои знания.
Поверьте, что ваш придуманный мир никогда не заменит вам реального общения с людьми. И если так получилось, что у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, ухаживая за ним.
И помните одно, не стоит приносить в жертву свою реальную жизнь, ведь окружающий нас мир гораздо интереснее, научитесь использовать ресурсы социальных сетей с пользой для себя и только по мере острой необходимости.
I. Список литературы:
1. Аксак, В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два /В.А. Аксак. – М., 2006 год.
2. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
3. Климкович, Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков / Е.А. Климкович. – М., 2011.
4. Кондратьев, Г.Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт / Г.Д. Кондратьев. –М., 2005.
5. Копыл, В.И. Общение в Интернете 2005.
6. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. - СПб., 1998.
II. Электронные ресурсы.
7. Аудитория Рунета: точки роста // ФОМ. — 2012. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 (Дата обращения: 25.12.2013).
8. Гаврилов, Г.И. Популярные социальные сети / Г.И. Гаврилов // Большой вопрос. ru. Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/634948-pochemu-socset-vkontakte-tak-populjarna-u-shkolnikov.html. (Дата обращения: 14.03.2014 год)
9. Изотова, Е.И.Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора // Мир психологии: Научно-методический журн. — 2010. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/335566 (Дата обращения: 27.12.2013).
10. Интернет в России. Выпуск 36.Зима 2011—2012 // ФОМ. 2012. Режим доступа. http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10420 (Дата обращения: 27.04.2013).
11. Интернет сегодня (февраль-апрель 2012) // ВЦИОМ. — 2012. — Режим доступа: http://www.old.wciom.ru/fileadmin/news/2012/Duzhnikova_internet-2012_wciom.pdf (Дата обращения: 26.04.2013).
12. Леонтович, О.А. Проблемы виртуального общения / О.А. Леонтович // Полемика. — 2000. — № 7.Режиим доступа. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo (Дата обращения: 26.04.2013).
13. Макеенкова, Е. Зависимость от социальных сетей / Е. Макеенкова // Мир советов: читай и применяй. Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/dependence-social-networking.html (Дата обращения: 12.02.2014 год).
14. http://ledsoft.info/articles-ru/internet-ru/93-dialogue-ru/socialnetworks/87-socialnetwo
Приложение № 1
Зарегистрированы ли Вы на каких-нибудь форумах, в социальных сетях?
Приложение № 2
Как часто Вы посещаете форумы?
Приложение №3
Для чего Вам нужно общение на форумах или в социальных сетях?
Приложение № 4
Что Вы предпочитаете живое общение или виртуальное?
[1] Кондратьев, Г.Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт / Г.Д. Кондратьев. –М., 2005.
[2] Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
[3] Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. - СПб., 1998.
"Разделите так, как делили работу..."
Акварельные гвоздики
Заяц-хваста
Философские стихи Кристины Россетти
Сказка "Узнай-зеркала"