В статье пранализирована лексика студентов.
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое поведение | 22.52 КБ |
Речевой портрет студента
Коротких П.С.
Научный руководитель - преподаватель Котова Ю. В.
УУКЖТ УУИЖТ ИрГУПС
Молодежь – наиболее активная часть нашего общества. Она живо откликается на все изменения, происходящие в обществе, в том числе и на языковые. Молодежь является инициатором языковых изменений и может влиять на дальнейшее развитие языка. Носителями молодежного языка принято считать студентов. Студенчество - социально-возрастная группа, представляющая наибольший интерес для изучения, так именно студенты быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них.
Речевой портрет - это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. В речи каждой социально-возрастной группы реализуются специфический для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Особого внимания заслуживают особенности речевого поведения студентов.
Цель нашего исследования: изучение особенностей лексики и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных студентов.
Предмет исследования: особенности лексики и речевое поведение студентов.
Методы исследования: анкетирование.
Общее количество студентов, принявших участие в анкетировании - 95 человек. Возраст студентов от 15-20 лет. Разработанная нами анкета включала в себя 9 вопросов, 5 из которых с вариантами ответов. Для чистоты эксперимента анкетирование проводилось анонимно. Анкета содержала следующие вопросы:
Результаты анкетирования:
Первый и второй вопросы анкеты были направлены на выявление жаргонизмов, просторечий в лексике студентов. Результаты анкетирования показали, что студенты употребляют жаргонизмы для названия учебных дисциплин, например, 33% опрошенных называют математику " матан", 10,5% говорят "фра" вместо физическая культура, 18,9 % - "литра" вместо литература. Наиболее интересным объектом для изучения студенческих номинаций бытовых реалий является общежитие. 36,8 % опрошенных студентов часто называют его "общагой". 49,4% студентов обращаются друг к другу с помощью определенных прозвищ: 31,5 % говорят «привет». Меньшинство студентов обращаются по имени и фамилии.
Третий и четвёртый вопросы предназначены для проверки степени овладения речевым этикетом. 10,5% опрошенных отметили, что употребляют этикетные слова часто, 84,21% делают это иногда, 5,2% - редко. Таким образом, выяснилось при ответе на вопрос № 3, что большинство студентов, к сожалению, лишь иногда употребляют этикетные слова. Чаще всего употребляют слова пожалуйста (97,8 %), спасибо (77,8 %) , здравствуй (16,8%) , приятного аппетита (4, 2%).
В анкете содержались вопросы, выявляющие степень владения лексической и морфологической нормами. При ответе на пятый вопрос студенты должны были найти предложение, в котором вместо ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ. Правильно ответили 73, 6 % опрошенных. Вопрос, связанный с морфологическими нормами, оказался для студентов сложнее. При ответе на шестой вопрос нужно было найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Правильно ответили 21 % опрошенных.
Если рассматривать седьмой вопрос, то я склоняюсь к ответу "речь родителей", так же думают 31,5% опрошенных, большинство анкетируемых студентов (52.6%) считают эталоном речь друзей. Но речь друзей не всегда является чистой и красивой, бывают в их речи грубые и нецензурные выражения.
Восьмой и девятый вопросы вызвали затруднение. При ответе на вопрос, могут ли студенты повлиять на лингвистическую ситуацию, большая часть студентов ответили «не знаю» (89,5%), 10, 5 % считают, что могут повлиять.
При ответе на девятый вопрос студентам предлагалось внести предложения по поводу улучшения их речи. Предложения были следующие: уделять время чтению художественной и познавательной литературы, проведение мероприятий.
Итак, современный студент является носителем индивидуальной формы, отражающей его социальное, территориальное происхождение, уровень его образования и культуры. Культура речи и культура общения необходимы каждому человеку, а студенту в особенности, так как в дальнейшем студент - это будущий специалист в какой - либо деятельности. Совершенствовать свою речь необходимо постоянно, для этого надо следить за своей речью, обогащать словарный запас.
Я думаю, что студенты нашего колледжа, отвечая на вопросы, задумались о своей речи и в дальнейшем будут стремиться к правильной и красивой речи, так как мы будущие специалисты.
Круговорот воды в пакете
Весёлые польки для детей
Мастер-класс "Корзиночка"
Ах эта снежная зима
Рисуем кактусы акварелью