Проект
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-_istochnik_zhizni.doc | 129.5 КБ |
voda_-istochnik_zhizni.pdf | 2.32 МБ |
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
НПК «Экология родного края
Тема: «Вода – источник жизни»
Выполнил: Кожевников Рома, ученик 2 «б» класса
Учитель: Чебунина НИ
Вода – красота всей природы.
Вода жива, она бежит или волнуется ветром,
она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.
Сергей Аксаков
Мы живём в прекрасном мире. Это – окружающие нас растения, животные, люди, звёзды, планеты, воздух, вода. На нашей планете существует целое водное царство.
С каждым годом на нашей Земле мелеют реки, заводы выливают в водоемы промышленные отходы, люди сваливают мусор в озёра и реки. Человеку и всему живому нужна вода.
Чистой воды становится меньше. Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо узнать, как устроен мир воды. Поэтому я решил взять именно эту тему: «Вода- источник жизни».
В этом проекте мы вместе найдём ответы на многие вопросы о воде.
Актуальность
Человек влияет на окружающую среду очень негативно. Несмотря на то, что пресной воды остается на Земле всё меньше и меньше, люди неразумно используют её, нарушая экологический баланс, не думая о будущих последствиях. Поэтому, проблема воды всегда актуальна.
Цель
расширить знания о воде, её свойствах, убедиться в том, что вода источник жизни на планете.
Гипотеза: жизнь на Земле невозможна без воды!
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи:
Изучить научную информацию о воде, как источнике жизни;
Исследование некоторых свойств воды;
анализ влияния качества воды на здоровье человека;
Объект исследования: вода и её свойства
Предмет исследования: водные ресурсы.
Методы:
- сбор информации в интернете, других источниках по данной теме;
- анализ собранных материалов;
- наблюдения; опрос; анкетирование;
Практическое применение:
Применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях по экологии
II. Основная часть
1. Голубая планета.
Изучив информацию, мы узнали следующее. По предположению вода существовала во Вселенной в виде льда или пара задолго до возникновения нашей планеты. Она оседала на пылинки и кусочки космических частиц. Из соединения этих материалов сформировалась Земля, а вода образовала в самом центре планеты подземный океан. Вулканы и гейзеры формировали нашу молодую планету многие тысячелетия. Они извергали из недр Земли фонтаны горячей воды, большое количество пара и газов. Этот пар окутывал нашу планету как одеялом.
Поверхность Земли постепенно остывала. Водяной пар начал превращаться в жидкость. Дожди обрушились на нашу планету, наполняя будущие океаны бурлящей грязной водой. Потребовалось много лет, чтобы океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня: солёными, голубыми, водными просторами и покрывают большую часть поверхности Земли. Поэтому Землю называют – ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ. Есть много мнений возникновения жизни на Земле, но все они сходятся в том, что основой для зарождения жизни была вода.
2. Свойства воды.
Опыт № 1. Определим свойства жидкой воды, нальем в один стакан воду, а в другой – молоко. Сравним при помощи органов чувств воду и молоко, определим цвет, вкус и запах воды. Вода бесцветна, без вкуса, без запаха.
Опыт № 2. Определим свойства жидкой воды, нальем в один стакан воду, а в другой – молоко. Сравним, сделаем вывод: вода прозрачна.
Опыт № 3. Нальем в стакан воды, добавим ложку сахарного песка и размешаем. Вода станет сладкой. В воде растворяются другие вещества. Минеральные вещества могут всасываться корнями растений, только растворившись в воде. Значит, вода - растворитель.
Опыт № 4. Воду переливаем в вазу, вода принимает форму вазы, отсюда вывод: вода обладает текучестью и не имеет формы. Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, который заполняет.
Опыт № 5. Наливаем в чайник воду и доводим до кипения. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар, который мы не видим. Этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением. Невидимый водяной пар находится над кипящей водой, у самого основания носика. Остывая на воздухе, пар превращается в туман. А туман – это мельчайшие капельки жидкой воды. Его то мы и видим, когда он струей вырывается из носика чайника вверх. Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в трех различных состояниях: жидком, газообразном и твердом.
Опыт № 6. К носику чайника поставим холодную ложку. Она мгновенно покрывается мельчайшими капельками воды. Выносим ложку с каплями на мороз или положим ее в морозильник – ложка покроется ледяной коркой. Вносим ее в теплую комнату – в ложке вновь окажется вода. Мы вернули воду в начальное состояние.
Опыт № 7. Одно из свойств воды полностью противоречит всем законам природы и в то же время является одним из важнейших ее законов. Мы знаем, что при нагревании все вещества расширяются, при охлаждении сжимается.
Опыт № 8. Очистка воды. Приготовить стакан с мутной водой, пустой стеклянный стакан, фильтровальную бумагу, стеклянную воронку и палочку. Согнуть фильтр вчетверо. Вставить в стеклянную воронку фильтр и опустить в пустой стакан. По стеклянной палочке осторожно лить воду в воронку. Можно наблюдать за водой, которая будет вытекать из воронки. Проверим ее на прозрачность. Такая очистка получила название фильтрование. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.
Выводы:
1) Вода – это жидкость, которая имеет свойства;
2) Существует три состояния воды: твёрдое, жидкое и
газообразное;
3) Вода переходит из твёрдого состояния в жидкое, из
жидкого – в газообразное;
4) Организм человека, животных, растений состоит по
большей части из воды, поэтому вода необходима для
всего живого на Земле.
3. Вода на службе человека.
«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она и есть жизнь»,- так сказал Сент-Экзюпери об этой жидкости, которую мы употребляем, не особенно задумываясь. Нет, на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько аномалий, сколько в ее свойствах. От воды зависит климат планеты. Разная бывает вода: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Вода - самый большой по объему потребления "продукт питания" в рационе человека. В растениях содержится до 90% воды, а в теле взрослого человека – около 70%. Значение воды в жизни человека очень велико. Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления. Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения. Участвуя в обмене веществ, эта уникальная жидкость позволяет уменьшить жировые накопления и снизить вес. В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. При этом можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду льем». Об этих двух вариантах использования воды человеком мы сейчас и поговорим.
а) Вода «пищевая» - сама по себе она не имеет питательной ценности, но у нее далеко не маленький перечень «обязанностей» в нашем организме:
- регулирует температуру тела;
- увлажняет воздух;
- доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины;
- защищает жизненно важные органы;
- помогает преобразовать пищу в энергию;
- помогает питательным веществам усваиваться органами;
- выводит шлаки.
Вода присутствует во всех тканях нашего организма, например:
· Мозг содержит — 75 %
· Сердце — 75%
· Легкие — 85%
· Печень — 86%
· Почки — 83%
· Мышцы — 75%
· Кровь — 83%.
б) вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека:
- питье и приготовление пищи;
- личная гигиена;
- мытье посуды;
- поливка цветов и домашние питомцы;
- промышленность и производство.
Итак, мы убедились, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.
4. Экологические проблемы водоёмов на планете.
Борьба с загрязнением окружающей среды – одна из важнейших проблем современности. В окружающую среду выбрасывается до 400 тыс. различных химических веществ. Из них наибольшую опасность для водоемов представляют примерно 800. Наиболее вредными химическими загрязнителями является нефть и нефтепродукты, пестициды, тяжелые металлы. Водоемы имеют замечательное свойство: самоочищение водоемов - это сложный процесс, при котором происходит разрушение компонентов загрязнения. Но водоемы не справляются сами с очищением из-за активной деятельности человека. Так для производства 1 тонны стали требуется 25 кубометров воды, искусственного шелка - 400 кубометров, бумаги - 1000 кубометров. Огромное количество воды требуется теплоэлектростанции. Станция мощностью 300 тысяч киловатт расходует 120 кубометров воды в секунду. Засоренные воды сбрасываются в реку, что делает ее непригодной для использования в хозяйственной деятельности. Содержание в воде нефтепродуктов свыше вызывает гибель рыбы, нарушает развитие икры. Нефть опасна для крупных морских животных, китов, тюленей, дельфинов.
Одним из распространенных загрязнителей водоемов являются вещества, которые используются в качестве моющих средств. Они способствуют образованию опухолей. Исследователи утверждают, что эти вещества покрыли слоем пены многие европейские реки. Их обнаруживают даже в питьевой воде. Они не поддаются очистке. Поэтому ученых стараются их заменить. Пестициды (ядохимикаты, химические средства защиты) и минеральные удобрения находятся в числе загрязнителей водоемов, которые приводят к недостатку кислорода в воде, гибели рыбы. Загрязнения воды вызывают ухудшение состояния здоровья, рак, кариес, эпидемии, умственную отсталость и другие заболевания. Жидкие отходы производства, сбрасываемые в реки, отравляют все живое и представляют опасность для людей, если попадают в водопровод. Попавшие в воду удобрения могут вызвать бурный рост сине - зеленых водорослей, поглощающих из воды кислород, отчего другие растения и животные гибнут.
5. Социологический опрос.
Для того чтобы выяснить уровень знаний о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, мы провели анкетирование среди ребят своего класса.
Вопросы анкеты:
Результаты:
Причина заключается в том, что ребята недостаточно информированы о последствиях воздействия некачественной воды на организм каждого из нас. Взрослые и школьники недооценивают вред, наносимый такой питьевой водой всем живым существам и человеческому организму.
Исходя из результатов, проведенного анкетирования, сделан вывод о том, что данная проблема актуальна и важна для каждого из нас. Многие имеют поверхностные знания о проблеме воздействия воды на живые организмы, в том числе и организм человека. Не каждый из опрошенных связывает имеющиеся заболевания, различные недомогания с качеством питьевой воды. Мнение ученых по вопросу очистки разделилось. Некоторые ученые считают, что вода для питья должна быть кипяченой. Другие специалисты утверждают, что очищать воду не следует, так как теряются полезные микроэлементы. Лучше использовать отстоянную воду. Сейчас легко очистить воду до состояния, близкого к байкальской (очень чистой ледниковой воде), но трудно обеспечить наличие в ней ряда веществ в нужной для человека полезности. В большинстве цивилизованных стран для питья применяют особую воду. По своим свойствам такая вода близка к талой воде ледников, считающейся идеально экологически чистой и наиболее безопасной для человека.
ΙΙΙ. Заключение.
Работая над проектом, мы узнали много нового, интересного и важного. В результате исследований наша гипотеза подтвердилась. Жизнь без воды невозможна. Изучив её свойства, особенности, пришели к выводу – вода уникальное вещество на планете, в котором нуждается всё живое. Задача всего человечества – сохранить голубую планету!
Предлагаю ряд охранных мероприятий:
1. Не сбрасывать в реки и Байкал, и не складировать в поселке и на берегу бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;
2. Запретить вырубку деревьев и кустарников около водоемов и рек;
3. Не мыть автотранспортные средства у водоемов;
4. Проводить мероприятия по очистке берегов рек, озер от бытового мусора;
5. Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их использовать.
«Ведь вода – это и есть жизнь» – писал А. Де Сент-Экзюпери.
ΙV. Список литературы:
1. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519,[1] с.: ил.
2. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся сред. шк./Сост.А.Н.Захлебный. – М.:Просвещение, 1986. – 175 с., ил.
3. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия: В 3 т. Ч-80 Т.1. А - Ж/Сост.В.С.Шергин, А. И. Юрьев. –5-у изд., перераб. И доп. – М.:
Сверчок
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сказка про Серого Зайку
Снежная сказка
Что есть на свете красота?