Данная работа посвящена изучению восстановления зрения у школьников в возрасте 14-15 лет. Автор использует методику Бейтса по восстановлению зрения у школьников МБОУ СОШ №41.
Вложение | Размер |
---|---|
nekorkina_t.a._n.novgorod_mbou_shkola_no41.docx | 303.24 КБ |
Некоркина Таисия Андреевна
Научно – исследовательская работа
Оценка эффективности применения методики Бейтса по восстановлению зрения у школьников
в возрасте 15-16 лет
Научный руководитель:
Коробова Елена Анатольевна,
учитель биологии ,
Россия, город Нижний Новгород,
МБОУ «Школа №41», 10 «А» класс
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………2-4
1.1.Что необходимо знать о детском зрении?.....................................................................5-6
1.2.Обоснование исследования и краткая характеристика методик по восстановлению зрения…………………………………………………………………………………….........7
1.2.1.Методика Бейтса……………………….......................................................................8-11
1.2.2.Как восстановить зрения – с чего начать?.....................................................................12
2.1.Описание метода Бейтса…………………..................................................................13-18 2.2Исследование остроты зрения, пользуясь таблицами Головина-Сивцева…………………......................................................................................................18-19
2.3.Постановка эксперимента……………………………………………………………19 -20
Заключение……………………………………………………............................................... 21
Список литературы ………………………………………………………………………….22
Введение
Свет как элемент жизненной среды человека представляет собой один из основных факторов важнейшей медико-биологической проблемы современности - организм и среда.
Выдающийся естествоиспытатель, создатель учения о биосфере В.И. Вернадский писал, что “кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волн - от волн, длина которых исчисляется десятимиллионными долями миллиметра, до длинных, измеряемых километрами”.
В этом диапазоне лежат и излучения оптической области спектра лучистой энергии - свет солнца, неба и искусственных источников света.
Сейчас в век научно-технического прогресса, в самых разносторонних областях широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим человек подвергается воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности: от 100000 лк и более днем при прямом солнечном свете до 0.2 лк ночью при свете луны.
Вместе с тем о роли лучистой энергии, в частности света, в биологии человеческого организма мы, к сожалению, знаем еще пока очень мало.
Все виды излучения оптической области спектра имеют одинаковую физическую природу. Но каждый отдельный участок спектра (видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи) имеет определенные длины волн и частоту электромагнитных колебаний, что в свою очередь качественно характеризует эти участки спектра, их биологическое действие и гигиеническое значение.
Свет - видимое излучение - является единственным раздражителем глаза, вызывающим зрительные ощущения, обеспечивающие зрительное восприятия мира. Однако действие света на глаз не ограничено только аспектом видения - возникновением на сетчатке глаза изображений и формированием зрительных образов. Помимо основного процесса видения, свет вызывает и другие важные реакции рефлекторного и гуморального характера.
2
Воздействуя через адекватный рецептор - орган зрения, он вызывает импульсы, распространяющиеся по зрительному нерву до оптической области больших полушарий головного мозга (в зависимости от интенсивности) возбуждает или угнетает центральную нервную систему, перестраивая физиологические и психические реакции, изменяя общий тонус организма, поддерживая деятельное состояние.
Видимый свет оказывает еще влияние на иммунные и аллергические реакции, а также на различные показатели обмена, изменяет уровень аскорбиновой кислоты в крови, в надпочечных железах и мозге. Он действует и на сердечно-сосудистую систему. В последнее время установлено также и гуморальное влияние нервного возбуждения, возникающее при световом раздражении глаза.
Хотя наибольшее количество реакций вызываемых светом в организме человека, имеют положительный эффект, все же имеет место и вредные аспекты действия видимого света. И в этом реферате, будут изложены наиболее распространенные виды вредного влияния оптического излучения видимого спектра на организм человека. А именно будут рассмотрены различные механизмы световых повреждений глаз. Особое внимание в этом реферате решено уделить механизму основанному на фотохимических процессах происходящих на сетчатке под воздействием светового излучения.
Для наиболее полного понимания материала, целесообразно сначала ознакомится с анатомией органа зрения.
Актуальность работы. Природа наделила человека совершенным механизмом зрения, но эволюция организма не в состоянии быстро реагировать на изменение нашего образа жизни. С самого раннего возраста на зрительную систему оказывается влияние:
-значительной нагрузки, немыслимой для предыдущих поколений
-распространение компьютерной техники и телевидения
-длительное нахождение в помещениях с искусственным освещением
-зачастую малоподвижный образ жизни и другие факторы приводят к разнообразным нарушениям органов зрения с самого раннего возраста.
Ситуация осложняется неблагоприятной экологической обстановкой во многих российских городах и плохой наследственностью. По данным статистики, у большинства дошкольников уже отмечаются те или иные проблемы со зрением. Офтальмологи отмечают, что в последние годы дети, не испытывающие проблем со зрением, встречаются все реже и реже. Специалисты указывают, например Ян Морган из Австралийского национального университета сделал вывод: в распространении расстройств зрения виновато влияние среды - в первую очередь неправильный образ жизни.
3
У нас в школе многие ученики страдают близорукостью, это вызвано большой зрительной нагрузкой и недостаточной двигательной активностью. Но причина не в самой нагрузке. Причина в том, как используются глаза при повышении нагрузки. А тому, как правильно «пользоваться» глазами и как сохранить то хорошее зрение, с которым вы родились, никто в школе не учит. Когда же людей учат правильно видеть, проблемы со зрением становятся куда менее распространенными. Например, в Китае детей и взрослых обучают простым упражнениям для глаз, которые они каждый день выполняют в учебных заведениях или на работе. И доля страдающих близорукостью (миопией) благодаря этому значительно снизилась. К сожалению, эти методы пока не стали общепринятой практикой в других странах. Но в некоторых школах их всё, же ввели. Результаты — такие же многообещающие, как и в Китае. Поэтому выбрана тема научно-исследовательской работы именно в этой области.
Целью работы является исследование эффективности методики Бейтса по восстановлению зрения у учащихся в возрасте 15-16 лет, выявление возможности восстановления зрения без обращения к офтальмологам, предложить данную методику по восстановлению зрения младшим классам.
Для чего были поставлены следующие задачи:
- выявить учащихся с наличием близорукости;
- определить у школьников остроту зрения;
- провести курс по восстановлению зрения с использованием методики Бейтса с данными учащимися;
- оценить эффективность данной методики;
- провести семинар с учителями младшей школы с целью ознакомления с данной методикой Бейтса по восстановлению зрения.
Методы: наблюдение, сравнительный анализ, измерение, эксперимент, описание.
Объект исследования: школьники в возрасте 15-16 лет.
Предмет исследования: зрение учащихся 10-х классов.
Гипотеза: восстановить зрение можно без обращения к офтальмологам.
4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ДЕТСКОМ ЗРЕНИИ
Многие дети сталкиваются с нарушением зрения еще до школы, но после начала обучения в средних образовательных учреждениях, органы зрения подвергаются еще большим испытаниям. Полноценное зрение является одним из важнейших параметров функционирования человеческого организма. С самого рождения человек начинает познавать мир с помощью органов чувств, в том числе, и с помощью зрения. Именно зрительное восприятие позволяет ребенку получать более половины всей информации об окружающем его пространстве.
Если еще несколько десятков лет назад от дальнозоркости, близорукости, косоглазия, амблиопии и других глазных заболеваний страдало незначительное количество детей, то в последние годы ситуация становится все более тревожной. Многие дети сталкиваются с нарушением зрения еще до школы, но после начала обучения в средних образовательных учреждениях, органы зрения подвергаются еще большим испытаниям.
В ряде случаев дети могут механически повредить органы зрения по неосторожности, во время шалостей или подвижных игр. Многие родители привыкли обращаться к врачам только в случае простудных заболеваний у детей, не обращая внимания на первые признаки проблем со зрением. В настоящее время посещение офтальмолога должно стать обязательным практически для каждой семьи, где имеется ребенок.
Специалисты рекомендуют посещать офтальмолога не реже одного раза в год с профилактической целью. В случае первых признаков нарушений зрения, жалоб ребенка на «сухость», «боль», «слезоточивость» глаз необходимо в кратчайшие сроки посетить врача. Это может помочь спасти зрение ребенка, а в случае выявления нарушений в работе зрительной системы, предпринять своевременные профилактические меры или пройти курс лечения.
Наиболее распространенные заболевания органов зрения в детском возрасте
Детская близорукость – наиболее часто встречающееся заболевание. Вызывается, как правило, повышенной нагрузкой на органы зрения при чтении и письме, работе с компьютером, просмотре телевизора и другими факторами. В ряде случаев детская близорукость вызывается генетическими факторами. Рекомендуется посещение офтальмолога, прохождение курсов терапии, специальной гимнастики. Не стоит откладывать визит к врачу, так как своевременное обращение к специалисту поможет остановить развитие близорукости и возникновение осложнений.
Детская амблиопия – заболевание может возникнуть уже в детском возрасте. В некоторых случаях амблиопия может быть врожденной, что осложняет выявление заболевания.
5
Характеризуется неравномерным распределением нагрузки на глаза. В зависимости от конкретного случая, один глаз у ребенка может функционировать неправильно, практически не принимая участие в зрительном процессе.
Амблиопия часто наблюдается при косоглазии. При подозрении на нарушение работы зрительной системы необходимо срочно обратиться к врачу. Последние достижения медицинской науки позволяют эффективно выявлять и корректировать амблиопию.
Детское косоглазие – распространенное заболевание, требующее консультации у врача. Специалист, в зависимости от особенностей болезни, назначит терапевтическое и операционное лечение.
6
1.2. ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗРЕНИЯ.
При возникновении любых проблем со зрением большинство людей тут же направляются к врачам, большинство из которых недолго думая назначают им либо очки, либо же операцию. Причина этому одна: так принято, что вылечит нарушение зрения можно либо очками, либо линзами, либо же операцией.
Однако на сегодняшний день существует огромное количество техник по восстановлению зрения, которые помогают в полной мере восстановить зрение без операций и без очков. Большинство из этих техник основано на том факте, что за все процессы зрения отвечает так называемый хрусталик.
Хрусталик – это не что иное, как природная линза, от радиуса кривизны и силы, преломления которой зависит способность глаз смотреть и видеть.
И как только происходит нарушение преломления света в хрусталике, так и начинается нарушение зрения. Нарушение же преломления света вызвано перенапряжением мышц.
Для того чтоб избавиться, от проблем со зрением надо снять напряжение мышц глаз. А это значит, что нет необходимости для восстановления зрения проводить операции, достаточно только регулярно делать упражнения для мышц и зрение будет в норме.
7
1.2.1. Методика Бейтса
Доктор У.Г.Бейтс – известный американский окулист, разработавший методику улучшения зрения без применения медикаментозных средств или операции. Эта методика, в основу которой заложено обучение пациента правильному зрению, изложена в книге «Лучшее зрение без очков», написанной врачом в 1919 году.
Глаз (рис. 1) осуществляет процесс аккомодации не столько путем изменения кривизны хрусталика, сколько путем воздействия на форму глазного яблока внешними мышцами, окружающими его.
Рис. 1. Строение глаза
Перед рассмотрением нервного контроля движений глаза важно оценить, насколько специализированными являются мышцы глазного яблока (МГЯ). Эта группа включает шесть мышц, вращающих каждое глазное яблоко, – разрешите нам называть их глазовращающими мышцами (ГВМ) – плюс поднимающая мышца верхней веки (леватор, поднимающий мускул). Их ткань существенно отличается от обычной скелетной мышцы (например, от мышц конечностей), таким образом, отражая их специализированную функцию. МГЯ гистологически классифицируются как скелетные поперечно-полосатые мышцы, так называемые из-за того, что под микроскопом у их волокон проявляются переменные поперечные, светлые и темные полосы по всей длине. Из всех МГЯ леватор, хоть и специализированный, отличается гистологически и функционально от глазовращающих мышц, и не будет здесь далее рассматриваться. Обычно ГВМ никогда не становятся дряблыми, но между ними постоянно проявляется сбалансированное напряжение.
8
Глазовращающие мышцы известны своей скоростью сокращения и сопротивлением усталости, что является более высоким показателем, чем в других скелетных мышцах.
Методика Бейтса описывает ряд упражнений, ежедневное выполнение которых, должно снять напряженность мышц глаз и, как следствие, улучшить зрение.
Упражнения включают такие приемы, как «пальминг», «сплэшинг», «шифтинг» и «свингинг». Пальминг – это прикрывание глаз ладонями для их расслабления в течение 10 минут по несколько раз в день. При сплэшинге глаза поочередно смачиваются холодной и теплой водой, такая процедура повторяется два раза в день. «Шифтинг» и «свингинг» представляют собой приемы рассматривания объектов при помощи особых движений глаз. Также, согласно теории Бейтса, полезно часто мигать – не менее одного раза в 10 секунд. Важными элементами этой методики являются диета и гомеопатия.
Методика Бейтса приобрела в мире большую популярность. Многие врачи практикуют ее элементы. Позднее появилась масса методик, продолжающих и развивающих идеи Бейтса.
Согласно его заявлению, за более чем тридцатилетний опыт работы в сфере офтальмологии ему не приходилось наблюдать ни одного случая, противоречащего предложенной им теории причин ухудшения зрения. Опираясь на эту теорию, им и его последователями была разработана новая методика лечения и восстановления зрения.
Близорукий глаз, как правило, имеет более вытянутую форму, вызванную либо чрезмерным внутриглазным давлением при слабости тканей глаза, либо чрезмерным давлением внешних мышц глаза при тех же условиях. Либо же, согласно самой распространенной теории, принимает такую форму якобы по "велению" природы, чтобы, когда человек делает много зрительной работы вблизи, не держать все время цилиарную мышцу в напряженном состоянии для сохранения в течение длительного времени выпуклой формы хрусталика. Обычно удлинению глазного яблока в последнем случае предшествует состояние так называемого спазма аккомодации (ложная близорукость), когда при нормальной форме глазного яблока цилиарная мышца все время остается напряженной, независимо от того, где находится рассматриваемый объект близи или вдали.
При этом глаз, привыкнув длительное время работать на близком расстоянии, "по привычке" продолжает сохранять хрусталик в выпуклой форме и при разглядывании удаленных объектов. Отметим, что имеются и другие теории происхождения близорукости, на которых мы не будем останавливаться, поскольку это не входит в цели настоящей работы. Лучи света от близлежащих объектов при близорукости точно сводятся в фокус на сетчатке. Лучи же света от удаленных объектов не достигают сетчатки глаза и фокусируются перед ней.
9
При этом каждая точка объекта дает на сетчатке вместо такой же точки крошечное световое пятно. Именно по этой причине удаленные объекты для близорукого человека расплываются.
Теория работы глаза, по Бейтсу, в ней главная роль в процессах аккомодации отводится внешним мышцам глаза. Бейтс утверждает, что необходимая регулировка глаза для четкого видения на близком расстоянии осуществляется путем давления на глазное яблоко косых глазных мышц, в результате чего оно меняет свою форму, удлиняясь в переднезадней оси. Хрусталик при этом отдаляется от сетчатки глаза, сохраняя свою форму неизменной. При зрении вдаль косые мышцы глаза расслабляются, и глаз принимает свою обычную шарообразную форму, приспособленную в состоянии покоя глаза для зрения вдаль. В ходе обследования глаз людей обнаружилось множество случаев, когда аномалии рефрекации самопроизвольно исчезали, уменьшали свою степень, либо меняли свою форму. Так, миопия могла перейти в гиперметропию, а простой астигматизм мог перейти в сложный, и наоборот. Классическая теория функционирования глаза объяснить эти явления оказалась не в силах. Игнорировать же подобные случаи Бейтсу не представлялось возможным. Он считал, что если какая-либо гипотеза претендует на звание истинной, она должна оставаться такой всегда. Бейтс приходит к выводу о несостоятельности классической теории и выдвигает собственную. Проведенные Бейтсом эксперименты позволили ему сделать два важных теоретических вывода, которые послужили основой для разработки новых методов лечения нарушений зрения.
Во всей методике Бейтса упорно проводится мысль о тесной взаимосвязи между мозгом и глазом. Глаз без мозга будет лишь механически "фотографировать" объект зрения, но не сможет его интерпретировать. Мозг же без глаза сможет представлять изображения, с которыми он знаком по предыдущему опыту (которые человек видел раньше), но не сможет подсказать вам, что вы видите сейчас. Идеальное зрение возможно лишь при полной координации действий мозга и глаз. Если мозг подвергается напряжению, глаза начинают смотреть с напряжением, а интерпретация изображения на сетчатке нарушается. В результате зрение ухудшается. Чтобы вернуть зрение в норму необходимо снять напряжение с психики. В условиях современности мозг человека постоянно находится под воздействием тяжелых психических нагрузок. Сохранение хорошего зрения без специальных упражнений на расслабление в настоящее время вряд ли возможно. Поэтому упражнения из системы Бейтса будут полезны практически любому человеку. Как мы уже говорили, последователями Бейтса был разработан также ряд дополнительных рекомендаций к его системе, затрагивающих дыхание и диету, а также направленных на модификацию, усовершенствование и внесение разнообразия в предлагаемые им упражнения.
10
Несмотря на это, в целом, их методы лечения сохранили достаточно много из оригинальной методики Бейтса, чтобы носить его имя. Ниже нами будут приведены основные практические рекомендации Бейтса и его последователей, являющиеся базой для занятий при всех видах нарушения зрения.
11
Каждый, кто плохо видит, кто имеет близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и другие болезни глаз, связанные с нарушением зрения, желает вылечить свои глаза. При этом очевиден выбор из двух возможных (кроме полного бездействия подбирая все более сильные очки). Либо лечиться методами, которые предлагает официальная медицина, либо пробовать альтернативные методы лечения глаз. Всем давно известно, что очки зрение не восстанавливают, а наоборот портят.
Альтернативным методом исправления зрения являются специальные упражнения.
Достоинства: доступность, дешевизна, эффективность, отсутствие осложнений, возможность применения почти в любой обстановке, общее улучшение состояния здоровья и эмоциональной сферы.
Недостатки: длительный процесс восстановления, необходимость постоянства, усилий воли, регулярности, требуется длительное закрепление результатов; неправильный подбор упражнений или преждевременное прекращение занятий способно свести на нет месяцы потраченного времени. Думаю, это по карману каждому. Ваши глаза стоят того, чтобы потратить на них немного своего времени.
12
2.1. Описание метода Бейтса
Для исследования использовали методику Бейтса.
1. Пальминг на самом деле всего лишь способ расслабиться, прикрыв глаза ладонью, которая по-английски называется palm. Так лучше всего избавиться от напряжения.
Рис. 2. Занятия пальмингом
Существует несколько простейших упражнений, помогающих расслабить глаза. Для выполнения такого упражнения как пальминг необходимо, прежде всего, сложить в чашкообразной форме ладони рук, таким образом, чтоб одна ладонь находила на другую крест-накрест (рис. 2).
При этом основание мизинца одно руки должно располагаться точно на основании мизинца другой. Находясь в таком положении нужно медленно поднять руки и также медленно опустить их вдоль лица на уровень переносицы, при этом место пересечения оснований мизинцев должно образовывать фигуру, похожую на дужки очков.
Положение ладоней должно быть таким, чтоб можно было свободно открывать и закрывать глаза. Кроме того, важно полностью исключить возможность проникновения света. Как только самая удобная поза принята, можно неспешно закрывать глаза под руками и приступать к психическому расслаблению.
Целью этого расслабления является получение абсолютно черного поля перед глазами. Для достижения такого эффекта нет необходимости прикладывать какие-то специальные усилия. Даже наоборот, именно полное расслабление поможет достичь наилучшего эффекта для глаз.
2.Сплэшинг контрастные ванночки для глаз. Возьмите два чистых стаканчика. Лучше всего - пластмассовые, но, в принципе, можно использовать любую подходящую посуду.
13
Наполните оба стаканчика доверху водой: один - теплой или терпимо горячей, другой - холодной (для водных процедур следует использовать только чистую питьевую воду). Возьмите сначала стаканчик с горячей водой и поднесите к левому глазу. Нужно перевернуть стаканчик так, чтобы глаз оказался в воде. Откройте веки и попробуйте смотреть сквозь воду, двигая при этом глазами и веками в разные стороны (рис. 3). Время "погружения" на первых порах 5 - 10 секунд, позже его нужно увеличить.
Рис. 3. Занятия сплэшингом
Затем проделайте то же самое, взяв стаканчик с холодной водой. Повторите в той же последовательности - горячая вода и холодная - процедуру для правого глаза.
Можно проделать упражнение несколько раз, но обязательно заканчивать "купание" в холодной воде. Заниматься лучше всего утром, встав после сна с постели. Можно и дважды в день - это только ускорит лечение.
Такие контрастные ванночки для глаз надо применять в течение 5 - 6 месяцев ежедневно. Уже через три месяца вы заметите улучшение остроты зрения.
Интенсивность занятий нужно ежедневно наращивать, с тем чтобы уже через месяц - два довести время контрастных ванночек до 5 минут на каждый глаз.
Противопоказаний к этим процедурам нет. Ощущение во время приема ванночек: резь в глазах, однако резь эта тут же исчезает по окончании процедур.
14
Процедуру лечения можно ускорить, сократив время до выздоровления за счет проведения таких ванн несколько раз в день и выполнения упражнений для глаз на фоне вегетарианского питания, соколечения сырыми овощными соками. Особенно полезен в данном случае морковный сок.
3.Шифтинг, или "перемещение", - еще одно упражнение, которое называется "разминкой для глаз". Не напрягаясь, посмотрите вправо, влево, вверх и вниз, затем вращайте глазами и повторите упражнение еще несколько раз (рис. 4).
Рис. 4. Занятия шифтингом
4.Свингинг заключается в ритмичном покачивании, или swaying, всем телом из стороны в сторону с закрытыми глазами.
5. Аутотренинг. В психотерапии часто применяют метод аутогенной тренировки или самотренировки, которая представляет собой вид самовнушения, который основан на мышечном расслаблении. Подобные тренировки помогают не только снять боль, страх, нервное утомление, но и мышечное и зрительное напряжение. Иногда этим способом можно предупредить даже расстройства зрения.
Заниматься лучше сидя в мягком кресле в притененной комнате, никто не должен вас беспокоить.
Для начала расслабьте веки, буквально через несколько минут вы почувствуете, что отеки у глаз стал меньше, пропали морщинки. Теперь попробуйте мысленно перевести взгляд с предметов, которые находятся рядом, на те, которые стоят дальше, их очертания станут четче. На одну-две минуты остановите взгляд, не обращайте внимание на предметы, которые отдалены друг от друга и стоят справа и слева от вас, а потом постарайтесь из опять увидеть, от этого ваше периферическое зрение улучшиться. Чтобы лучше видеть в темноте, представьте, что перед вами включили и сразу выключили автомобильные фары.
15
Чтобы усилить блеск глаз, представьте, как кровь приливает к глазам.
Еще одна методика самотренировки – это полное расслабление, лежа с закрытыми глазами, при котором нужно мысленно проговаривать следующие фразы:
— мои веки спокойны и свободны;
— мой взгляд спокоен и ясен;
— мои глаза хорошо снабжаются кровью;
— я смотрю легко;
— я хорошо вижу;
— мои глаза видят отчетливо и ясно.
6. Упражнения со свечой, цветотерапия достаточно по полчаса два раза в день - утром, на восходе и вечером, на закате.
При этом не надо пристально смотреть на пламя поначалу. Свет отражается от окружающих предметов, и это тоже надо замечать. Детям надо задавать упражнения в наблюдательности, чтобы глаза имели естественную привычку хорошо видеть. Для того чтобы наладить работу глаз, зажгите свечу, возьмите приятный яркий предмет или картину, нравящуюся вам.
Упражнение состоит в том, чтобы увидеть луч света периферическим зрением. Цель: добиться отчетливого видения света свечи. Это упражнение восстанавливает периферическое зрение и ощущение объема после отказа от очков, а естественный свет укрепляет глаза плюс тренировка аккомодации (помогает при близорукости и дальнозоркости).
Возьмите картину в руку на определенном расстоянии, не напрягающем ваши глаза, не слишком близко, но и не далеко от глаз. Свеча должна стоять прямо перед вами. Сначала осмотрите, как падает свет на окружающие предметы, как он отражается от них (рис. 5). Не напрягайтесь сразу. Каждый человек, если он не совсем слеп, видит, хотя бы немного света. Когда вы различите оттенки радуги (у детей это получается лучше, у художников и у тех людей, которые умеют радоваться - слезы портят глаза, радость их оздоравливает) на предметах, переведите глаза на картину, держа ее по правую сторону от свечи, не слишком близко. Вы должны смотреть на картину, но в тоже время различать источник света, стоящий рядом. Старайтесь увидеть свет, падающий вам в глаза.
16
Тренируйтесь до тех пор, пока изображение картинки не будет красивым, точным и полноцветным в ваших глазах. Рассматривайте картину, наслаждаясь изображением - это естественная цветотерапия - искусственные приборы, которые сейчас выпускают для этих целей, несовершенны и не дают такого эффекта.
Упражнения со свечой
Упражняясь со свечой, Вы должны достигнуть следующего результата: предмет перед вашими глазами должен быть точным - не расплываться, не двоиться, вы не должны напрягать глаза и, в то же время, видеть его хорошо, краски должны приобрести яркость. Если этот так, значит, восприимчивость глазного дна стала лучше, рецепторы глаза получили достаточно питания, у вас улучшится зрение, и даже темнота приобретет глубину и цветовые нюансы. Вы должны лучше почувствовать окружающую вас обстановку, увидеть ее полноэкранно. Когда зрение ваше сконцентрируется, и вы увидите хорошо, возьмите картину в другую руку и попробуйте увидеть свечу с другой стороны, с другой точки зрения. Не напрягайте слишком глаза, если у вас не получается сразу. Посмотрите еще раз, что вы делаете не так. Если вы устали, оставьте упражнение на следующий раз. Помните правило йогов: "Лучше меньше - да лучше, чем больше - но безалаберно", делайте все постепенно. Это упражнение помогает не только близоруким, но и при небольшом косоглазии, не затрагивающем нервных центров. Дело в том, что стараясь разглядеть красивый предмет при достаточном естественном освещении и небольшой удаленности, глазной луч направляется вдаль и при ежедневной тренировке постепенно укрепляется с помощью тонизирующей естественной световой энергии.
7. Кухня для улучшения зрения.
При нарушениях зрения в организме наблюдается нехватка витаминов группы В, С, Е. Есть много продуктов, которые способны восполнить ее.
Блюда из моркови будут полезны всем, а особенно она способствует улучшению зрения. Для завтрака отлично подойдет морковный сок с молоком: для того чтобы сделать две порции напитка, смешайте стакан свежевыжатого сока со стаканом молока, добавьте 2ст ложки сахара и взбейте в миксере, лучше пить охлажденным.
Также исключительно полезны яблоки. Попробуйте сделать исключительно вкусный салат из картофеля и яблок. Вам понадобятся по 250г сваренного в мундире картофеля и яблок, и то, и другое нужно нарезать соломкой, яблоки сбрызните лимонным соком.
17
Также в салат входит мелко нарезанный сельдерей (200г). Перемешайте салат, добавьте соль, перец и майонез.
Еще один хороший салат – из апельсинов с луком. Он готовится очень просто: 2 больших апельсина очистите, нарежьте тонкими кружками поперек долек, разложите их на блюде, а сверху посыпьте мелко нарезанными луковыми колечками, предварительно ошпаренными в кипятке. Лучше покупать красные или фиолетовые луковицы, понадобятся 2 штуки. Сверху все полейте майонезом. Зеленый чай благоприятно влияет на здоровье глаз. Стоит отметить, что регулярное употребление зеленого чая представляет собой прекрасную профилактику многих распространенных болезней глаз, в том числе и глаукомы. В ходе эксперимента было обнаружено, что некоторые вещества, которые содержит зеленый чай, могут оказывать полезное воздействие на ткани глаз, именно поэтому данный напиток представляет собой прекрасное профилактическое средство против целого ряда болезней.
В данном случае речь идет о группе антиоксидантов, которые еще называют катехинами. Эти вещества проникают в сетчатку глаза, хрусталик и иные части глаз и препятствуют разрушительному процессу, который происходит в тканях глаз. Введение в организм дополнительных антиоксидантов дает возможность снизить оксидативный стресс.
2.2. Исследование остроты зрения,пользуясь таблицами Головина-Сивцева
Для исследования остроты зрения пользуются таблицами Головина-Сивцева, в которых имеется 12 рядов знаков (букв и оптотипов колец Ландольта с разрывом) различной величины. Таблицы позволяют с расстояния 5 м определять остроту зрения от 0,1 (верхний ряд) до 2,0 (нижний ряд). При исследовании с другого расстояния (например, более близкого, если больной с 5 м не распознает знаки верхнего ряда) остроту зрения определяют по формуле:
V = d / D, где V — острота зрения; d — расстояние, с которого проводится исследование; D — расстояние, на котором нормальный глаз видит данный ряд. Таблицы помещены в осветительный аппарат с лампой накаливания или двумя люминесцентными лампами. Освещенность таблиц 700 лк. Осветитель укрепляют на стене так, чтобы нижний край его находился на расстоянии 120 см от пола. Во время исследования больной должен держать голову прямо, веки обоих глаз открыты. Не исследуемый глаз прикрывают непрозрачным щитком белого цвета. В течение 2 — 3 с. показывают знак на таблице и просят исследуемого назвать его (рис. 6). Определение лучше начинать с мелких знаков, а затем переходить к более крупным.
18
При оценке результатов исследования пользуются понятиями о полной и неполной остроте зрения.
Полная острота зрения — это такая, при которой все знаки в соответствующем ряду названы правильно. Если в рядах таблицы, соответствующих остроте зрения 0,3: 0,4; 0,5; 0,6, не распознан один знак, а в рядах 0,7; 0,8; 0,9; 1,0 — два знака, то такая острота зрения оценивается по соответствующему ряду как неполная; нормальной считается острота зрения, равная 1,0. Для определения остроты зрения меньше 0,1 больного приближают к таблице через каждые 0,5 м (на полу или стене надо сделать соответствующие метки), пока он не назовет правильно знаки верхнего ряда. Остроту зрения оценивают по приведенной выше формуле. Но лучше для определения остроты зрения меньше 0,1 с 5 м использовать оптотипы Поляка.
2.3. Постановка эксперимента.
Для проведения исследования были выявлены учащихся 9 «А» класса с наличием близорукости, согласно медицинскому обследованию.
Таблица 1
№ | степени миопии | Д птр |
1 | 1. слабая | до 3.0 дптр |
2 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
3 | 1. слабая | до 3.0 дптр |
4 | 1. слабая | до 3.0 дптр |
5 | 1. слабая | до 3.0 дптр |
6 | 1. слабая | до 3.0 дптр |
7 | 1. слабая | до 3.0 дптр |
8 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
9 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
10 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
11 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
12 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
13 | 1. слабая | до 3.0 дптр |
14 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
15 | 1. слабая | до 3.0 дптр |
16 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
17 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
18 | 1. слабая | до 3.0 дптр |
19 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
20 | 2. средняя | до 6.0 дптр |
Все учащихся были распределены по группам в зависимости от условий эксперимента. I группа выполняют рекомендуемые упражнения в школе после 1-го и 4-го уроков. II группа кроме этих упражнений выполняют дополнительные упражнения на улице, дома, а также принимают препарат черники.
Каждый учебный день проводились занятия по методике Бейтса перед первым и после шестого урока. Так же II группа принимала препарат черники. Мы не можем предоставить данные подтверждающие, что данные ученики следовали данной программе по воскресеньям, на каникулах и во время болезни.
20
Офтальмологи отмечают, что в последние годы дети, не испытывающие проблем со зрением, встречаются все реже и реже. У нас в школе многие ученики страдают близорукостью, это вызвано большой зрительной нагрузкой и недостаточной двигательной активностью. В ходе работы была проведена оценка эффективности методики Бейтса по восстановлению зрения у учащихся в возрасте 15-16 лет.
6. Общее число детей, участвовавших в эксперименте в 9A, составило 20 человек. Все 20 учеников имели плохое зрение. За 4 месяца эксперимента ученики делали несколько упражнений из всей системы Бейтса по 1,5-5 минут два раза в день. Через 4 месяца занятий из этих 20 человек у 6 зрение одного или обоих глаз вместе улучшилось, У оставшихся учеников зрение оставалось на том же уровне. Мы не можем предоставить данные подтверждающие, что данные ученики следовали данной программе по воскресеньям, на каникулах и во время болезни.
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Портер Дж.Д., и Бэйкер Р.С., «Анатомия и эмбриология глазной двигательной системы», Miller, N.R. and Newman, N.J. (Eds), Walsh & Hoyt’s Clinical Neuro-Ophthalmology, 5th Ed., Williams & Wilkins, Baltimore, vol. 1, ch. 25, стр. 1047, 1998.
2.Портер Дж.Д., Бэйкер Р.С., Рагуза Р.Дж. и Брюекнер Дж.К., «Мышцы глазного яблока: базовые и клинические аспекты структуры и функций», Surv. Ophthalmol. 39: 451–484, 1995.
3.Шарп Дж. А., «Невральный контроль систем движения глаз» J.A., motor systems, Miller, N.R. and Newman, N.J. (Eds), Walsh & Hoyt’s Clinical Neuro-Ophthalmology, 5th Ed., Williams & Wilkins, Baltimore, vol. 1, ch. 26, p. 1103, 1998.
4.Мотылянска Р.Е., Якубовская А.Р. Антистрессовая пластическая гимнастика. Теория и практика физической культуры, 1991, №5, с. 10-15.
22
Цветок или сорняк?
Новый снимок Юпитера
Рождественский венок
Два плуга
На берегу Байкала