Цель работы - выяснить влияние темперамента на поведение и успех обучающихся.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме в Интернете.
2.Систематитизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.
3.Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников.
4.Обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников.
5. Проанализировать табеля учащихся, содержащие оценки за предыдущие годы обучения в школе.
6.Систематизировать данные, сделать выводы.
Методы исследования:
1.Работа с литературными и Интернет – источниками.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение.
4.Анализ, обобщение.
Методики исследования: Методика «Определение типа темперамента» Ганса Айзенка.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_biologii_7_kl.doc | 242 КБ |
МКОУ СШ N1г. Дубовки
Учебно-исследовательская работа
Тема «Тип темперамента, как основа поведения и успеха обучающихся.»
Выполнила:
Елтонцева Юлия
ученицы 7 «А» класса
МКОУ СШ №1 г.Дубовки Научный руководитель:
Карташова Наталия Николаевна
учитель биологии
МКОУ СШ №1 г.Дубовки
Дубовка 2016
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основные темпераменты 6
Глава 2. Изучение темперамента обучающихся 12
2.1 Определение теста темперамента 12
2.2 Анализ результатов изучения темперамента 16
Заключение 23
Список литературы 24
Введение.
Актуальность темы.
Учитывая свойства темперамента конкретного человека, можно с определенной степенью вероятности предсказать особенности его реагирования в заданной ситуации. Темперамент накладывает свой отпечаток на способы общения, определяя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов.
Одна из заметных тенденций нашего времени – это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, в настоящее время актуальность таких исследований особенно велика. Учет индивидуальных особенностей обучающегося необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента.
Каждому человеку необходимо научиться правильно оценивать как сильные, так и слабые стороны своего темперамента, сознательно преодолевать проблемы, связанные с ним, совершенствовать продуктивные его стороны и управлять им.
Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, и не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияя на скорость вспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
Размышляя над проблемой успеваемости учащихся, я задумалась почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся. А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности обучающихся? Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно. Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно. Следовательно, необходимо выяснить степень его влияния на нашу основную деятельность – учение.
Поэтому я решила провести свое собственное исследование на тему «Тип темперамента, как основа поведения и успеха обучающихся.»
Цель работы - выяснить влияние темперамента на поведение и успех обучающихся.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме в Интернете.
2.Систематитизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.
3.Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников.
4.Обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников.
5. Проанализировать табеля учащихся, содержащие оценки за предыдущие годы обучения в школе.
6.Систематизировать данные, сделать выводы.
Методы исследования:
1.Работа с литературными и Интернет – источниками.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение.
4.Анализ, обобщение.
Методики исследования: Методика «Определение типа темперамента» Ганса Айзенка.
База иследования: поведение и табеля успеваемости обучающихся 7 «А» класса.
Объект исследования: темперамент обучающихся 7 А класса.
Предмет исследования: типы темперамента обучающихся.
Гипотеза:
Я предполагаю, что тип темперамента влияет на успех и поведение обучающихся.
Я познакомилась с несколькими статьями в Интернете, которые дают представление о типах темперамента, их основных чертах, влиянии на поведение, на деятельность.
Большинство исследователей темперамента обращают внимание на то, что тип темперамента влияет не столько на степень результативности деятельности личности, сколько на ее выбор способов исполнения деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться одинаковых результатов.
Глава 1. Теоретические основные темперамента.
1.2 Определение понятия «темперамент».
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения .
Психические процессы и поведение подразделяются на два типа активность и эмоциональность . Активность – быстрота , темп жизни и проявление себя в жизни . Эмоциональность – человеческие переживания и выражение эмоций .
Начиная с середины XVIII века, развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Эту идею воспринял ученик А.Галлера, Г.Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерического сангвинического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нервы» и высокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах проявляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Мысль о существовании такой связи была высказана И.П. Павловым, который предполагал, что крайним человеческим типам «мыслителям» и «художникам» - должны соответствовать и противоположные типы темпераментов меланхолики и холерики. Он установил и экспериментально доказал, что физиологической основой темперамента является сочетание свойств нервных процессов. Б.М. Теплов, отвергая Павловскую схему «четырех классических темпераментов», предлагал рассматривать все сочетания свойств нервной системы как самостоятельные типы, поставив в качестве специальной задачи вопрос о критериях, на основании которых могут выделяться из них «основные типы» (1985г.)
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.
Физиологические основы темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека.
Сила нервных процессов – способность нервной системы переносить возбуждения, переживания . Эта сила возникает в результате сильных раздражителей .Люди с такой нервной системой работоспособны и выносливы .
Уравновешенность –пропорциональное соотношение нервных процессов . Люди с такой нервной системой обычно спокойны .
Подвижность нервных процессов –способность быстро сменять процесс возбуждения процессом уравновешивания. На основании изложенного, в зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения выделяют четыре типа темперамента.
Сангвиник – быстрый , энергичный , легко найти контакт с людьми . Этот человек очень изменчив .
Флегматик –медлительный , уравновешенный и спокойный. Этот человек очень Рамин и чувствителен .
Холерик –быстрый , порывистый . Ярко изображает свои чувства в мимике,речи, жестах.
Меланхолик-эмоционально откликается далеко не на все . У этого человека небольшое разнообразие эмоциональных переживаний .
1.2Характеристики типов темпераментов.
Сангвиник
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Паспорт сангвиника.
Если вы:
1. Веселы и жизнерадостны.
2. Деловиты.
3. Часто не доводите дело до конца.
4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.
5. Способны быстро схватывать новое.
6. Неустойчивее в интересах и склонностях.
7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9. С увлечением беретесь за любое новое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.
13.Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.
15.Выносливы и работоспособны.
16.Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
17.Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Прибываете преимущественно в бодром настроении.
19.Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20.Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.
Холерик
Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается
Паспорт холерика.
Если вы:
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Не выдержаны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.
5. Решительны и инициативный.
6. Энергичны
7. Находчивый в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Не злопамятный и не обидчивый.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.
12. Неуравновешенны и склоны к горячности.
13. Агрессивны.
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремится к новому.
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.
Флегматик
Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием
Паспорт флегматика.
Если вы:
1. Спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5. Молчаливы и не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции, жестикуляций и мимики.
7. Сдержаны и терпеливы.
8. Доводите начатое дело до конца.
9. Не тратите попусту сил.
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легко сдерживаете порыв.
12. Мало восприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с друзьями.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношении со всеми.
17. Любите аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19. Инертны, малоподвижный, вялы.
20. Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.
Меланхолик
Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Паспорт меланхолика.
Ели вы:
1. Стеснительны и застенчивы.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Легко переносите одиночество.
5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
14. Склонны к подозрительности, мнительности.
15.Болезненно чувствительны и легко ранимы.
16.Чрезмерно обидчивы.
17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивны и робки.
19. Безропотно покорны.
20.Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, - то вы меланхолик.
Глава 2. Изучение темперамента обучающихся.
2.1 Определение типа темперамента.
Я провела свое собственное исследование на предмет влияния типа темперамента на поведение и успех личности обучающихся в нашем 7 А классе.
Для определения типа темперамента я выбрала самую простую методику.
Методика «Определение типа темперамента»[1] Ганса Айзенка.
Инструкция: Данная методика дает возможность узнать о некоторых особенностях вашей нервной системы – ее силе, подвижности, уравновешенности. Из каждой серии предложенных вариантов поведения следует выбрать только один, который больше всего напоминает свой собственный образ поведения и записать его рядом с номером ситуации.
Текст методики
Ситуация № 1
1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может сменяться раздражением.
2. Настроение всегда ровное, спокойное.
3. Настроение обычно приподнятое, веселое жизнерадостное.
4. Настроение часто подавленное, часто грустит.
Ситуация № 2
1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.
2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедленны.
3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.
4. Суетливое поведение, всегда торопиться, резкие жесты, часто говорит «взахлеб».
Ситуация № 3
1. При неудачах стареется достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.
2. При неудачах очень переживает, не хочет вновь браться за дело.
3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения проблемы.
4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.
Ситуация № 4
1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.
2. Работает азартно, но надолго его не хватает, может быстро бросить начатое дело.
3. Работает упорно, стремится довести начатое дело до конца.
4. Берется за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел.
Ситуация № 5
1. В общении ведет себя эмоционально, громко смеется, жестикулирует.
2. Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается «расшевелить» их, поднять настроение.
3. Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.
4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими друзьями.
Ситуация № 6
1. Делит с другими людьми и радость, и горе.
2. Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только близким друзьям.
3. Все свои чувства старается переживать в одиночку.
4. Бурно переживает свои чувства, может поделиться им с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.
Ситуация № 7
1. Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.
2. Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.
3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки сразу старается исправить.
4. Очень огорчается из-за любых замечаний, переживает.
Ситуация № 8
1. После выполнения работы долго чувствует себя усталым, не может взяться за другую.
2. Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.
3. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не доведя его до конца.
4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело.
Ситуация № 9
1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро их забывает.
2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает.
3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит.
4. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это не заметно.
Ситуация № 10
1. Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.
2. Редко шутит, часто обижается на шутки.
3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.
4. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно ли им это.
Ситуация № 11
1. Перед тем, как преступить к делу, все тщательно продумывает и рассчитывает, а если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.
2. Берется за любое дело. Может легко перестроиться.
3. Быстро намечает план работы и легко перестраивается при изменении условий работы.
4. С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый. Часто не знает, что делать дальше, если изменяются условия.
Ситуация № 12
1. Обладает острой впечатлительностью.
2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной среде.
3. Любит яркие впечатления, их постоянную смену, но проявляет активности в их приобретении.
4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках и т.д.
Бланк ответов: За каждый соответствующий ответ - 1 балл. Подсчитайте сумму.
Ситуация | Сангвиник | Холерик | Флегматик | Меланхолик |
№ 1 | 3 | 2 | 1 | 4 |
№2 | 1 | 2 | 4 | 3 |
№3 | 4 | 1 | 3 | 2 |
№4 | 4 | 3 | 2 | 1 |
№5 | 2 | 4 | 1 | 3 |
№6 | 1 | 3 | 4 | 2 |
№7 | 3 | 1 | 2 | 4 |
№8 | 4 | 2 | 3 | 1 |
№9 | 2 | 4 | 1 | 3 |
№10 | 1 | 3 | 4 | 2 |
№11 | 3 | 1 | 2 | 4 |
№12 | 4 | 2 | 3 | 1 |
итого |
|
|
|
|
Более глубоко этот вопрос представлен в «Опроснике» Ганса Айзенка. Но используя все эти методики, необходимо помнить, что проводить все исследования, в данном случае, необходимо несколько раз, так - как результаты могут быть совершенно различными. По- этому, для получения более точных результатов испытуемого (учащегося) опрашивают несколько раз, с промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).
Я также проанализировала результаты успеваемости ребят по табелям за несколько учебных лет.
2.2 Анализ результатов изучения темперамента
Результаты исследования типа темперамента представлены в виде таблицы:
Н п\п | Фамилия и имя учащегося | Тим темперамента | Успешность в обучение |
1 | Анастасия .А | Сангвиник | Хорошист |
2 | Софья. А | Сангвиник | Хорошист |
3 | Екатерина. Б | Меланхолик | Троечник |
4 | Анастасия. Б | Сангвиник | Отличник |
5 | Валерия. Г | Меланхолик | Хорошист |
6 | Юлия. Е | Сангвиник , флегматик | Отличник |
7 | Софья. И | Сангвиник | Хорошист |
8 | Марина. К | Сангвиник | Отличник |
9 | Артем. К | Сангвиник | Хорошист |
10 | Н.К | Сангвиник | Хорошист |
11 | Евгения. К | Холерик, Флегматик | Троечник |
12 | Виктория. М | Меланхолик | Троечник |
13 | Владислав. П | Флегматик | Троечник |
14 | Дарья. П | Сангвиник | Хорошист |
15 | Татьяна. С | Меланхолик | Хорошист и троечник |
16 | Данил. С | Меланхолик | Троечник |
17 | Карина. Т | Холерик | Троечник |
18 | Ольга. Х | Сангвиник | Хорошист |
19 | Татьяна. Ш | Холерик | Троечник |
20 | Виктория. Ш | Сангвиник | Хорошист |
21 | Олег. Ч | Меланхолик | Троечник |
Я также длительное время наблюдала за поведением одноклассников в течение семи лет.
Таким образом, я выяснила, что успешными в обучении на протяжении 7 лет являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, представители одинаковых темпераментов ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. То есть у каждого из них выработался свой индивидуальный стиль деятельности (совокупность характерных для того или иного человека приемов работы, учебы, общения, т. е. устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком).
Согласно проведенному тестированию у нас в классе трое отличников являются сангвиниками. Ещё девять человек хорошистов тоже сангвиники. А вот меланхолики являются троечниками. Ну и как всегда исключение из правил один флегматик оказался троечником. Таким образом, данное исследование подтверждает, что сангвиники более ориентированы на успешную учебу. Более наглядно мы можем увидеть это на диаграмме.
Зависимость успеваемости от типа темперамента приведена ниже в таблице.
Успеваемость | Меланхолик | Сангвиник | Флегматик | Холерик |
отличник | - | 3 (14,3%) | - | - |
хорошист | 2 (9.5%) | 8 ( 38,1%) | - | - |
троечник | 4 ( 1,9%) | - | 1 ( 4,8%) | 3 (14,3%) |
Итого : | 28,5% | 52,4% | 4,8% | 14,3% |
Как видно из таблицы и диаграммы более успешны в нашем классе сангвиники, меланхолики, холерики и флегматики слишком подвижны, инертны, неусидчивы и как следствие, менее успешны.
Отличники (Юлия.Е, Анастасия.Б, Марина.К) отличаются энергетической активностью. уравновешенностью, рассудительностью, усидчивостью, но в случае необходимости могут дать резкий отпор обидчику, нарушителю его спокойствия.
Именно эти качества оказывают влияние на их индивидуальный стиль деятельности, способствуют тщательному изучению учебного материала, его детальной проработке и усвоению на длительное время.
Евгения.К, Карина.Т, Екатерина.Б– обладатели взрывного сочетания типов темперамента –холерик. Этим ребятам присущи такие качества - чрезмерная подвижность, горячность, частая сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, они безалаберно растрачивают свои силы и быстро истощаются, за дело берутся рьяно, но если возникает какая-то трудность, они сразу остывают и без сожаления с этим делом расстаются. Многие из перечисленных черт отрицательно влияют на результативность учебной деятельности, если что-то у этих ребят не получается, у них сразу пропадает интерес к любому виду деятельности и результат не всегда положительный.
У нас в классе много сангвиников хорошистов Софья.А , Анастасия.А , Софья.И, Артём.К, Наташа.К, Оля.Х, Виктория.Ш, Дарья.П То есть им сангвинистические качества - работоспособность, быстрота, увлеченность, быстрая включаемость в работу, общительность, отзывчивость - помогают учиться.
Влад П.-флегматик. По-видимому, его кредо – «Не успел и ладно, не выучил и так сойдет». Причем совершенно спокойно к этому относится – он же флегматик.
Валерия Г. , Виктория М.,Татьяна С.,Данил С., Олег Ч. - меланхолики. Легко ранимы, склонны к постоянному переживанию различных событий. К сожалению, эти качества очень мешают ребятам, но они работают над собой.
Так какой же темперамент лучше?
Ответ на этот вопрос звучит так: "Никакой". Это связано с самой сущностью темперамента как динамической характеристики психики. Он как бы окрашивает в динамические характеристики (темп, быстрота, интенсивность, сила и т.д.) проявление свойств личности и протекания психических процессов. Таким образом, темперамент - нейтральный фактор психики.
Итак, каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства им недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.
Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.
В результате исследования, выявлено, что свойства темперамента влияют на уровень достижений учащихся. С достижениями учащихся больше всего связаны два фактора темперамента - реактивность (сила процессов возбуждения) и подвижность. Что касается связи между уровнем интеллектуальных способностей и типом темперамента, исследования показали, что лица с высоким уровнем умственных способностей могут обладать самым разным темпераментом, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут обнаруживать самые разные уровни умственных способностей. Свойства темперамента придают своеобразие манере, стилю деятельности, но не предопределяют самих умственных возможностей человека. Особенности темперамента обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений; умственные возможности создают условия для компенсации недостатков темперамента.
Поведение индивидов в сложных ситуациях зависит от свойственных им особенностей темперамента. Трудная ситуация, в которой нарушается равновесие между заданиями, действиями, условиями с одной стороны и возможностями субъекта с другой стороны. Нарушение равновесия связано с типами нервной системы.
1. Ученики со слабым типом нервной системы обнаруживают существенное ухудшение распределения внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке педагога. Чего не наблюдалось у учеников с сильным типом нервной системы.
2. Ученики с сильной нервной системой обнаруживают большую концентрацию внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке учителя, чем при выполнении неоцениваемых заданий. В угрожающей ситуации сильные индивиды проявляют большую концентрацию внимания, чем ученики со слабой нервной системой. Школьная ситуация у учеников со слабой нервной системой (высоко реактивные) вызывает дезорганизацию поведения или снижение результатов при выполнении действий.
Таким образом, суммируя результаты исследовательской работы, я пришла к выводу о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.
Так, например, для холериков характерна «штурмовщина» при подготовке к экзаменам. Чтобы начать заниматься, такому ученику нужна сильная мотивация, а она будет сильной в ситуации цейтнота, когда до экзамена осталось мало времени. Тогда он способен "раскачаться" и начать заниматься. Но он рискует не "раскачаться" вовремя, недооценить сложность экзамена и получить низкую оценку. Поэтому успешность учебы таких школьников нестабильна, у них нередко могут сочетаться очень высокие и очень низкие оценки.
И наконец, изучив литературу, проведя исследования в классе, проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости учащихся 7 «А» класса, я пришла к выводу о том, что тип темперамента является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и другими показателями.
Заключение.
Основные выводы в моей работе звучат следующим образом.
Итак, темперамент и его свойства являются фактором, который определяет индивидуальный характер эффективности различных методов и приемов обучения.
При обучении необходимо учитывать:
1. Психические свойства личности становятся устойчивыми на определенной ступени развития. Свойства темперамента всегда устойчивы и постоянны.
2. Свойства темперамента образуют психологическую почву, на которую падают воздействия среды и воспитания. В зависимости от темперамента, при одних и тех же объективных условиях, формируются свойства личности с одинаковым содержанием, но с разными динамическими особенностями.
Хочется отметить, что гипотеза о влиянии темперамента на успех и поведение обучающихся подтвердилась.
Знание типов и свойств своего темперамента позволяет правильнее понимать некоторые особенности поведения, дает возможность использовать разные приемы обучения, и как следствие при разных типах темперамента достигать одинаково высоких результатов всем обучающимся.
Список литературы
1. Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г.
2.Методика «Определение типа темперамента». http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44
3.Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005 http://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/ |
4.Психологическая характеристика темпераментов http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/ |
5.Темперамент как типологическое свойство индивида http://www.vashpsixolog.ru/
6.Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе |
http://www.referat.ru/referats/view/13671
[1] Методика «Определение типа темперамента». http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Развешиваем детские рисунки дома
Зимовье зверей
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Рисуем белые грибы пастелью