Исследовательская работа, посвященная актуальным проблемам современной школы. Попытка сравнительного анализа учебных планов современной школы и средних образовательных учреждений 19 в.
Вложение | Размер |
---|---|
Школа вчера и сегодня. Сравнительный анализ учебных планов гимназии 19 в и современной школы. | 249.39 КБ |
Учебный план ГБОУ СОШ 182 СПб 2014-15 уч.г.
ГБОУ СОШ 182
Красногвардейский район
“Школа: вчера, сегодня, завтра”
Сравнительный анализ учебных планов гимназий второй половины 19 века и современной школы
Автор: Володина Юлия, 10 класс
Руководитель: Малыгина В.А.
2015
Санкт-Петербург
Школа вчера, сегодня, завтра. Попытка сравнительного анализа учебных планов школы вчера и сегодня и вопросы к школе завтрашней.
Школа со времен возникновения беспрестанно подвергалась критике и последующим реформам. Менялись эпохи, одни цивилизации приходили на смену другим, но, по сути, система преподавания не менялась: один учитель с мелом (стилом, глиняной табличкой, пером) против группы учеников. И вопросы перед учителями что тогда, что сейчас стояли одни и те же.
В 6 в до н.э. Пифагор: “Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика”, “Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно”.
В 5 в до н.э. Гераклит: “мудрость в том, чтобы знать все как одно”, “многознание уму не научает”
В 16 веке размышляя, каким должны быть воспитание и обучение, Монтень советовал, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель». Предлагая добиваться осмысленного отношения к учебе, он писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл, и самую суть его». Необходимо приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». Монтень предостерегал от тщетных попыток энциклопедического образования («нельзя обучать многому»).
В 17 веке Ян Амос Каменский:
«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха… »
«Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».
.Иоганн Гербарт в 19в “Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств”.
В 19 веке Министр народного просвещения граф Уваров
«…два главные недостатка давно замечены
были в воспитании нашего юношества: поверхностное обучение
многим предметам вместе… роскошь полузнаний… и склонность
заниматься предметами легкими и некоторый род отвращения или
равнодушия к занятиям, коих приобретение предполагает навык к
труду и строгое, непрерывное упражнение…»2
Впору задаться вопросом, а что менялось в образовании, если проблемы часто оставались теми же.
И все же сравнивать современную школу со школой 16 века вряд ли правильно. Интереснее посмотреть на школы конца 19 века, когда были проведены последние принципиальные реформы общего среднего образования в России. И в течение всего 20 века, пожалуй, единственным принципиальным преобразованием было создание смешанных школ в…..
При этом с конца 20 века в большом количестве стали появляться лицеи и гимназии, как ностальгия по дореволюционному образованию. И опять же вопрос – а есть ли чему завидовать? Как отличалась новая школа в начале своего пути и сегодня?
Постепенно по мере знакомства с темой, пришлось несколько раз сужать круг рассматриваемых вопросов. В результате тема исследования сформулировалась так: сравнительный анализ учебных планов средних образовательных учреждений конца 19 века в России и современной школы.
Гимназическое образование в 19 веке претерпело несколько реформ, пока в 1864 и в 1871 гг не приобрело черты, наиболее напоминающие сегодняшнюю школу.
Устав 1864 года разделил все гимназии на классические и реальные. В классических гимназиях преобладало гуманитарное образование и обязательным было изучение двух древних языков. Выпускники классических гимназий империи принимались в университет
без экзаменов. В реальных гимназиях из древних языков изучался только один и преобладали предметы естественно-научного цикла. Выпускники реальных гимназий не имели права поступления в университет, а в специальные высшие учебные заведения принимались с проверочным экзаменом.
В дальнейшем реальные гимназии были преобразованы в реальные училища. Кроме этого система среднего образования тогда включала кадетские корпуса и женские гимназии, возникшие в 1858г.
Обучение в гимназии начиналось в 10-12 лет и продолжалось 6-8 лет. В приготовительный класс принимались мальчики всех сословий от 8 до 10 лет, знающие молитвы и умеющие читать и писать по-русски, а также умеющие считать до тысячи и производить сложение и вычитание с этими числами. Так что обучение в гимназии в среднем соответствует современной средней и старшей школе.
В качестве образцов учебного плана были взяты
Устав классических и реальных гимназий по 1864 г,
учебный план гимназии Пензенской губернии ,
Учебный план реальных училищ по уставу 1872,
учебный план для женских институтов и гимназий
Ведомства учреждений Императрицы Марии, 1905 г,
и учебный план школы 182 СПб 2014 г., г
Пензенская гимназия (вторая половина 19 века)
| Подготовит класс
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Закон божий | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Русский язык | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 |
Латинский язык | - | - | - | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Греческий язык | Только для желающих 3 урока в каждом классе | ||||||||
Арифметика | 6 4 4 | ||||||||
Математика | - | - | - | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 |
География | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - |
Физика | - | - | - | - | - | - | 3 | 4 | 3 |
Математическая география | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 |
Природоведение | - | 2 | 2 | 2 | - | - | - | - | - |
История | - | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 |
Философия | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
Законоведение | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 |
Чистописание | 4 | 2 | - | - | - | - | - | - | - |
Рисование | 2 | 2 | 2 | 1 | - | - | - | - | - |
Французский или немецкий | - | - | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
чистописание | 6 | 3 | 2 | - | - | - | - | - | - |
Итого в классических гимназиях | 22 | 23 | 24 | 27 | 27 | 26 | 26 | 26 | 27 |
Итого в реальных гимназиях | 22 | 23 | 27 | 30 | 30 | 29 | 29 | 28 | 29 |
Итого | 22 | 23 | 24 | 25 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
Устав реальных училищ
Предметы | Основное отделение | Дополнительный класс | Коммерческое отделение | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | всего | Общий разряд | Механико-технич | Химико-технич | 5 | 6 | всего | |
Закон божий | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 10 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 10 |
Русский язык | 6 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 22 | 4 | - | - | 2 | 2 | 22 |
Немецкий язык | - | 6 | 5 | 5 | 3 | 3 | 22 | 5 | - | - | 6 | 6 | 28 |
Французский язык | - | - | 6 | 6 | 3 | 3 | 18 | - | - | - | 6 | 6 | 24 |
География | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | 8 | 2 | - | - | - | 2 | 10 |
История | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 4 | - | - | 2 | 2 | 8 |
Чистописание | 4 | 2 | - | - | - | - | 6 | - | - | - | - | - | 6 |
Рисование | 6 | 4 | 4 | 4 | 6 | 6 | 30 | 6 | - | - | 2 | - | 20 |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 4 | 28 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 20 |
Естественная история | - | - | - | - | 4 | 2 | 6 | 2 | 2 | 2 | 4 | - | 4 |
Физика | - | - | - | - | 4 | 2 | 6 | - | 2 | 2 | - | 4 | 4 |
Химия | - | - | - | - | 4 | 4 | - | - | 3 | - | - | - | - |
Механика | - | - | - | - | - | 4 | 4 | - | 3 | - | - | - | - |
Письмоводство и книговодство | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5 | 5 | 10 |
Проектирование | - | - | - | - | - | - | - | - | 8 | - | - | - | - |
Моделирование | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - |
Землемерие и нивелировка | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - |
Общестроительное искусство | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | - | - | - |
Счетоводство | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | - | - | - |
Химическая технология | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 5 | - | - | - |
Работы в лаборатории | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 12 | - | - | - |
Итого | 24 | 24 | 29 | 29 | 33 | 33 | 172 | 29 | 30 | 30 | 30 | 80 | 166 |
Первый вопрос, который был поставлен при сравнении, какие предметы изучались раньше и сегодня?
На первом году обучения заметно сильное преобладание филологических предметов в классической и женской гимназии . Это – древние (латинский и древне-греческий) языки.
На 5-й год обучения (примерно нынешний 9 класс) та же разница в изучении языков, при этом в реальной гимназии и современной школе остается много «дополнительных» предметов. В реальном училище это – рисование (вместе с черчением, ), в современной школе – искусство, технология, икт, обж.
Самая большая разница в направленности изучаемых предметов – к концу обучения. В классических гимназиях практически исчезают дополнительные предметы, остаются те, что составляли основу все годы – языки, физико-математические, социально-философские предметы. Почти так же и в женских гимназиях, причем здесь доля языков превышает все остальные предметы, с минимальным набором общеобразовательных предметов. Это неудивительно, женские гимназии готовили образованных домохозяек и гувернанток.
Резко отличается подбор предметов в реальных гимназиях. На первое место выходят предметы дополнительные – прикладные, ориентирующие на дальнейшую профессиональную деятельность.
В современной школе доля предметов различных циклов в учебном плане в течение всего периода обучения меняется незначительно. В связи с физико-математическим профилем на последний год именно эти предметы перетягивают на себя долю в изучаемых предметах. В остальном в современной школе на протяжении всего времени обучения с 5 класса доля предметов различных направлений меняется незначительно.
Следующее направление сравнения - это количество изучаемых предметов по классам. Из рассмотрения исключены предметы физвоспитания, поскольку они не были включены в учебные планы гимназий 19 века, но при этом физическая подготовка была обязательной – фехтование, верховая езда, гимнастика, как правило, во второй половине дня.
Можно сделать вывод, что на первых этапах обучения количество предметов в классической гимназии выше, чем в реальной и женской. Это результат большего количества гуманитарных предметов. В последние годы обучения наоборот количество предметов в реальных гимназиях больше. Все дело в том, что в последние годы обучения в реальных гимназиях с уменьшением количества общеобразовательных предметов сильно увеличивалось количество прикладных предметов – законоведение, землемерие, механика и др. После реальных гимназий молодые люди могли работать чиновниками без дополнительного образования. Фактически на тот момент реальные гимназии (в последствии училища) совмещали функции современной средней школы и профтехучилищ и колледжей.
Нетрудно заметить, что школа 182 значительно опережает по количеству изучаемых наук любую из гимназий 19 века.
Но нельзя не заметить, что некоторые предметы по объективным причинам не могли изучаться в 19 веке – химия, которая стала активно развиваться в 20 веке, ИКТ.
Следующий критерий сравнения – это недельная нагрузка.
Видим, что минимальная нагрузка по научным предметам была в женских гимназиях. Значительно большая нагрузка, особенно, в последние годы обучения, приходилась на учащихся реальных училищ. И самая высокая – на учеников современной школы. Но, исследуя распорядок дня учеников и учениц гимназий 19 века, видим, что учились они не меньше наших. И реальная учебная нагрузка была 35-40 ч в неделю. Все дело было в распорядке дня и требует отдельного рассмотрения.
Итак, даже это небольшое исследование позволяет ставит много вопросов:
Логично следующим шагом попробовать если не дать ответы на поставленные вопросы, то хотя бы уточнить сами вопросы.
В следующем году предполагается следующий этап работы – проведение ряда тестов, связанных с возникшими вопросами. Один из тестов был проведен в этом году.
Поскольку одним из самых значимых расхождений в учебных планов было различие в количестве изучаемых предметов, мы провели тест, направленный на выявление объема запоминаемого в зависимости от способа подачи материала. Тест был разработан на основе тестов Павлова на выявление объема памяти.
Тест заключался в следующем. Существует 5 групп по 5 объектов – геометрические фигуры, слова, числа, картинки, словосочетания. В каждой группе объекты логически связаны. Учащимся предъявляются эти объекты на 30 секунд. После чего предлагается воспроизвести все, что запомнили. Для каждой группы проводилось 2 теста. В первый раз объекты предлагались группами, когда легко увидеть логические связи между ними и, соответственно, легко запомнить. Во второй раз объекты предлагаются на то же время, но разобщенно. Сравниваются число правильно воспроизведенных предметов по группам. Тесты проводились в 5б, 6а, 6б классах. Результаты собраны в таблицы.
Класс | Модульный | Перемешанный | ||||
Среднее кол-во воспроизведений | Кол-во миним | Кол-во макс | Среднее кол-во воспроизведений | Кол-во миним | Кол-во макс | |
5б | 20,6 | 1 | 2 | 17,9 | 4 | 1 |
6а | 22,6 | 0 | 5 | 14 | 9 | 0 |
6б | 22,5 | 1 | 5 | 18 | 7 | 1 |
Мы видим, что ожидаемо кол-во воспроизведений уменьшается. Но также увеличивается доля минимальных ответов и уменьшается доля максимальных ответов.
Можно предположить, что объем запоминаемого зависит прежде всего от кол-ва одновременно изучаемого материала.
В дальнейшем предполагается продолжить серию тестов, направленных на выявление вопросов, связанных со способом изучения нового материала. И продолжить изучать историю развития средних школ с тем, чтобы поставить правильные вопросы о ее будущем.
Источники:
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Мальчик и колокольчики ландышей
Тупое - острое
Какая бывает зима
Сказочные цветы за 15 минут