Проект на социально- значимую тему
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_spasem_belyh_voron.docx | 63.33 КБ |
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы Школа №2065
Проектная работа на тему:
«Спасём «Белых ворон»
(филология, социология, психология)
Выполнили учащиеся 7 класса»А»:
Айрапетян Алина
Андреева Мария
Гадзаонов Алан
Джейсон Николь
Руководитель проекта:
Проданик Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и
литературы
Москва 2015г.
Содержание
Обоснование выбранной темы. Главная идея, проблема работы.
Гипотеза. Ход работы.
Раздел 1. Происхождение выражения «Белая ворона»
1.Что такое фразеологизм?
2.Фразеологизм «белая ворона». История.
Раздел 2. Синонимия.
Идиомы в разных языках.
Раздел 3. «Белые вороны» в произведениях искусства
Раздел 4. «Белые вороны» в обществе
Раздел 5.Рекомендации «Как спасти «Белых ворон»
Раздел 6. Выводы
Приложение
Обоснование выбранной темы. Главная идея, проблема работы.
Впервые о существовании Белых ворон мы задумались после просмотра во время классного часа фильма «Чучело».
Мы выбрали тему "Спасите белых ворон», так как многие люди пытаются "задавить" всё то, что не такое, как "должно быть". И нам захотелось обратить внимание общественности на эту проблему. Развитие общества не должно ограничиваться мнениями авторитетов, модой и стандартами. Уничтожая индивидуальность, мы уничтожаем прогресс.
По нашим наблюдениям, в каждом классе есть «Белые вороны». Это люди, которым порой очень неуютно в коллективе, тяжело жить в обстановке непонимания. Им неимоверно тяжело сопротивляться мнению большинства и при этом оставаться самими собой. Нам захотелось разобраться, кто они – «Белые вороны», как общество относится к ним, почему не принимает и как можно помочь «Белым воронам» сохранить свою индивидуальность. Все эти вопросы определили тему нашей работы– «Спасите Белых ворон».
Гипотеза.
Если общество осознает присутствие «Белых ворон» и их право на существование в рамках свойственной им индивидуальности, то
1)Белым воронам будет комфортнее в социуме, так как знание и понимание даст больше возможности для их принятия;
2)Больше внимания будут уделять «Белым воронам» взрослые, постараются осознать их особенности и поработают над повышением их статуса в малом сообществе;
3)Мы сами сможем лучше разобраться в себе, так как каждый из нас может оказаться «Белой вороной».
Ход работы:
1. Изучить вопрос о возникновении термина , познакомиться с психологическими и социально-педагогическими источниками.
2. Опросить учащихся и педагогов школы об отношении к «Белым воронам» и качествам личности, характерным данному типу людей.
3. Составить психологический портрет «Белой вороны» в совокупности всей информации и собственных наблюдений.
4.Сделать выводы.
Раздел 1. Происхождение выражения «Белая ворона»
1.Что такое фразеологизм?
Фразеологизм — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм (или же идиому) невозможно перевести дословно (теряется смысл), часто возникают трудности перевода и понимания. С другой стороны такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску. Часто грамматическое значение идиом не отвечает нормам современного языка, а являются грамматическими архаизмами. Пример таких выражений в русском языке: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «дурака валять», «точка зрения» и т. п.
Концепция фразеологических единиц (фр. unité phraséologique) как устойчивого словосочетания, смысл которого невыводим из значений составляющих его слов, впервые была сформулирована швейцарским лингвистом Шарлем Балли в работе Précis de stylistique, где он противопоставил их другому типу словосочетаний — фразеологическим группам (фр. séries phraséologiques) с вариативным сочетанием компонентов. В дальнейшем В. В. Виноградов выделил три основных вида фразеологизмов: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства и фразеологические сочетания. Н. М. Шанский выделяет также дополнительный вид — фразеологические выражения.
2.Фразеологизм «белая ворона». История.
Белая ворона — метафора, которая используется в русском языке идиоматическим образом для обозначения лица, имеющего поведение, внешность или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности.
Но почему же эта ворона именно белая? Ведь мы привыкли, что окраска оперенья этих птиц – чёрная. Как доказано учеными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества – пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами, а самое явление - альбинизмом (от латинского слова «альбус»- белый). Альбиносы бывают и среди ворон, но это необыкновенная редкость.
Именно это обстоятельство позволило римскому поэту-сатирику Ювеналу (I-II века н.э.) бросить такое сравнение: «Раб может выйти в цари, пленники - дождаться триумфа. Только удачник такой редкостней белой вороны…»
Выдумка Ювенала понравилась, ее подхватили. С тех пор прошло две тысячи лет, а мы все еще говорим: «Это белая ворона», встречая, человека, резко выделяющегося из окружающей среды теми или иные качествами.
Раздел 2. Синонимия.
Невозможно не обратить внимание на человека, который выделяется в коллективе, резко отличаясь по своему характеру, взглядам, привычкам от окружающих. Французы о таком человеке говорят баран на пяти ногах, немцы, англичане, венгры такого человека называют черной овцой, наконец, во многих языках человек, резко выделяющийся из окружающей среды, именуется белой вороной.
В русском языке выражение " белая ворона" укоренилось довольно прочно и обозначает человека, резко выдающегося своими качествами из окружения, крайне «нетипичного» человека, не похожего на других. Белая ворона столь же необычная, как, например, белый уголь или черный хлопок. В народных песнях, пословицах и поговорках ворон всегда черный. Однако белая ворона не плод пустой фантазии. В животном мире встречаются вороны-альбиносы. Не исключено, что в древнем выражении изначально шла речь об очень старой птице. Похожие метафоры, ассоциирующиеся с особенностью расцветки и уникальности в своем роде, можно встретить и у других народов. Например: на Востоке выражение «белый слон» возникло также вследствие редкостности слонов-альбиносов. Они очень почитаются среди местного населения полуострова Индокитай и считаются священным животным, которых нельзя убивать и использовать для работы. Также есть выражение «чёрная овца», что означает почти то же самое, что и «белая ворона», с одним небольшим отличием: первое выражение используют в основном в отрицательном смысле, а второе – наоборот. Держать чёрных овец было коммерчески невыгодно, так как их шерсть низко ценилась, её невозможно было выкрасить в желаемый цвет. Поэтому чёрных овец отбраковывали, не допуская к размножению, и все вновь появляющиеся в стаде чёрные ягнята рождались от белых родителей. Кроме того, из-за непонимания причин этого явления, в Англии XVIII—XIX веков чёрного ягнёнка считали «помеченным дьяволом».
В русском языке аналогом выражения "белая ворона" - является выражение "в семье не без урода"
Идиомы в разных языках.
Во многих языках мира существует выражение «белая ворона», но звучит оно, конечно же, всегда по-разному. Вот только несколько примеров таких идиом:
№ | Язык | Выражение | Перевод на русский |
1 | Русский | «Белая ворона» | - |
2 | Английский / Латынь | «Rara Avis» | Редкая птица |
3 | Французский | «Un moution à cinq pattes» | Баран на пяти ногах |
4 | Немецкий | «Ein weißer Rabe» | Белая ворона |
5 | Итальянский | «Mosca bianca» | Белая ворона |
6 | Испанский | «Mirlo blanco» | Белый дрозд |
7 | Персидский | «Kalag-e sefid (کلاغ سفید)» | Белая ворона |
8 | Финский | «Musta lammas» | Белая ворона |
Раздел 3. «Белые вороны» в произведениях искусства
«Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен
Как нам кажется, это произведение хорошо показывает отношение людей к «белым воронам» и как трудна их жизнь. У утки вылупились утята, и один из них был не такой, как все остальные. Животные боялись его и нападали на гадкого утенка, даже мать не любила и отталкивала его. Маленькому утенку трудно жилось в мире, где отказалась от него родная мать, он часто забивался в угол и по его лицу текли слезы, слезы от боли и разочарования. В конце он показал свой настоящий облик, раньше он был красив внутри, но этого никто не видел, а теперь он прекрасен и снаружи.
«Чучело» В. Железняков, Р. Быков
Лена Бессольцева испытала на себе нелёгкое бремя «белых ворон». Она была не такая, как её одноклассники: она была весёлой, более наивной. И именно из-за этого она стала объектом многих насмешек со стороны одноклассников. Но в конце повести и фильма звучит фраза: «Чучело, прости нас!». Это говорит о том, что люди могут понять и принять «белых ворон»!
«Юшка» А. Платонов
Юшка – обычный человек, который всю свою жизнь работал и помогал своей приемной дочке, а люди обижали Юшку, хотя он ничего никому плохого не делал. Дети толкали его и кидали камни, взрослые обижали его словами, а Юшка жил для того, чтобы любить, а не приносить людям зло и обиду. В обществе он был особенным из-за своей доброты и теплоты к людям, а когда он умер, людям стало его не хватать, и именно тогда они поняли, насколько он был важен.
Отрывок из произведения Василия Ливанова «МОЙ ЛЮБИМЫЙ КЛОУН»
(РАССКАЗ АЛИСЫ ПРО БЕЛУЮ ВОРОНУ)
Давно это было. До войны. Но я все хорошо помню. Отец повел меня в зоопарк. Меня очень влекли птицы. В птичьем павильоне кроме нас с отцом ходил еще какой-то старик: белая борода, широкополая соломенная шляпа и большой альбом под мышкой. Старик мне очень понравился, я все гадала, что у него в альбоме такое? А старик заметил, как я на него поглядываю, и подошел.
— Как тебя зовут? — спрашивает.
— Алиса.
— А на кого ты похожа?
— На папу.
— Нет, — говорит старик, — ты похожа на маленькую цветную свечку, которую зажгли в темной комнате на новогодней елке.
Я почему-то очень смутилась, а старик опять спрашивает:
— Как ты думаешь, — говорит, — какая птица самая красивая?
— Не знаю, — говорю, — наверное, лебедь?
— Нет, — старик покачал головой.
— Тогда павлин.
— Нет. Никогда!
— Но ведь не попугай же?
Старик смеется:
— Нет, конечно. — А потом говорит: — Самая красивая на свете птица — белая ворона.
Я на папу посмотрела тогда, а он ничего, молчит, слушает старика.
— Почему белая ворона? — спрашиваю.
— А потому, — отвечает старик, — что она исключение. Можно увидеть стаю лебедей, семью павлинов, компанию страусов. Но никто никогда не видел целую стаю белых ворон. Да этого и не может быть. Тогда все потеряет смысл.
Старик выставил вперед бороду и оглядел нас вызывающе. Но мы не возражали.
— Белой вороной нельзя стать по желанию, — воскликнул старик. — Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. Конечно, любая ворона может вываляться в муке, выпачкаться в мелу, выкраситься белилами. Многие обыкновенные вороны так и делают. Но они не белые — они ряженые. И белую ворону можно очернить, но сделать ее черной невозможно. Она белая ворона! Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как правило, становится предметом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают.
— За исключительность? — спросил старика папа.
— Нет. За чувство ответственности. Быть исключением из общего правила — это очень, очень ответственно. И белые вороны это понимают.
— А здесь, в зоопарке, есть белая ворона? — спросила я.
Старик рассмеялся и погладил меня по голове. Рука у него была сухая и горячая.
— В жизни таких птиц, кажется, не бывает. Но в искусстве без них не бывает жизни.
Некоторое время он шел с нами вдоль клеток молча. Потом кивнул нам:
— До свидания.
Мы смотрели, как он уходит от нас по дорожке, крепко прижимая локтем свой большой альбом.
— Папа, — спросила я, — этот старик сумасшедший?
Отец строго взглянул на меня:
— Я думаю, он — художник.
Афоризмы о «Белых воронах»
"Семья без белых ворон какая-то пресная и лишенная характера Генрих Бёлль
Я скачу, но я скачу иначе,
По полям, по лужам, по росе...
Бег мой назван иноходью, значит —
По-другому, то есть не как все.
"Белый ворон тоже каркает ..." - Андрей Фишт
"Одна белая ворона - это изгой, две - меньшинство, а три - это уже оппозиция" - Ла Тория
Раздел 4. «Белые вороны» в обществе
В литературе довольно мало информации по теме «Белая ворона». В основном это отдельные исследования, по которым можно составить представление об отношении общества к «Белым воронам». Анализ же личности таких людей считается довольно сложным, ведь многие боятся признаться «в истинном цвете своих перьев», несмотря на то, что они и есть те самые "Белые вороны".
"Белая ворона" - явление редкое, тем не менее, можно сказать, что это люди, относящиеся к этой категории, необычные. "Белых ворон" часто не воспринимают, считают, что они "не от мира сего". Но именно среди "белых ворон" попадаются интересные, образованные и начитанные люди. Каждый из них настолько индивидуален, что трудно классифицировать «Белых ворон». Но мы попробовали разделить их на несколько групп.
1 группа
Они живут под девизом "Стань главным, и люди за тобой потянутся!". Они все время стремятся отойти от общественных норм и порой идут на сознательный эпатаж. Всегда первые, всегда на виду, в центре внимания и иногда - непонимания. Своими поступками они ставят общество в тупик и тем самым, как им кажется, превосходят его. Наверное, быть такими "белыми воронами" довольно выгодно и интересно. С твоим мнением считаются, спрашивают совета, говорят комплименты, зовут на все вечеринки. Такие подростки чувствуют себя сильными из-за своей непохожести. В классе они нередко лидеры, гордость коллектива, но чаще их считают просто зазнайками, хотя относятся с уважением и даже иногда побаиваются. Однако роль эта совсем не так легка, как кажется. Нередко они оказываются заложниками своего избранного положения: никогда нельзя терять авторитет в глазах других, приходится умалчивать о личных проблемах и всегда сохранять оптимизм. Ни за что и ни с кем нельзя делиться своими неудачами: имидж требует жертв.
В школе учителя придираются: не любят всезнаек, на улице у молодых людей серьги из ушей вырывают и т.д. Надо быть всегда начеку, чтобы отстоять свою индивидуальность. Но ведь этим «воронам»только дай повод за свои права побороться, и они сделают это агрессивно, но с блеском. Отчаиваться они пока не собираются, так же, как и что-либо менять в своем положении, ведь они за него столько боролись!.
2 группа
Всегда и на все имеют свое мнение и не боятся высказать его кому угодно. Они просто не хотят принимать "чужие правила игры" и никого силой около себя не удерживают. В классе к таким чаще относятся с интересом. Самостоятельны, не терпят командования над собой или просто не нуждаются в общении с теми, кто им неинтересен. Причина обособленности таких "белых ворон" внутри них: собственная независимость, честность, порядочность, нежелание сливаться со "стаей". Это - яркие личности! Умные и интересные. "Стадное" чувство их раздражает.
Почему они стали такими? «Белые вороны» говорят, что просто отличаются от других характером, без указания на какие-либо причины. Но, конечно, повлияло и воспитание, образ жизни семьи. Их девиз: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас". Они считают, что нужно оставить все как есть и просто будут жить дальше. У них уже есть все: они сами, их индивидуальность, неповторимый внутренний мир, неординарное мышление и, как следствие, интересная жизнь.
3 группа.
Эти «Белые вороны» считают себя забитыми. Вроде стараются "усредниться", но не получается. Застенчивые, стеснительные, неуверенные в себе и беззащитные. Винят в таком положении они себя и только себя. При этом вполне могут развиться самые настоящие комплексы. Да и в жизни таким людям очень тяжело. Окружающие часто игнорируют их и относятся к ним с пренебрежением. Такие люди не видят абсолютно никаких плюсов в своем положении. Правда, можно сосредоточиться на изучении чего-либо, например музыки или языка, и не тратить на "глупых людей" время и эмоции. "Держи свое мнение при себе", "надо менять себя полностью" - советы братьям по несчастью. Порой таких "белых ворон" охватывает отчаяние: "Вообще перестану с ними (классом) общаться". Им категорически не нравится их положение в классе. Они призывают окружающих к терпению: "Белые вороны" тоже птицы, не судите и не судимы будете, ибо каждый по-своему "белая ворона".
Такие «Белые вороны» часто бывают объектом агрессии. Они, как правило, привыкают не обращать внимания "на наезды" и продолжают бороться за свою индивидуальность. В большинстве своем они гордые, и потому, несмотря ни на что, не считают свое положение нетерпимым. Но все же были бы совсем не против, если бы в трудный момент хоть кто-то защитил их от несносных обидчиков. Вот только помощь учителей большая часть принимать отказывается. Кроме тех, чье положение уже становится невыносимым. Когда постоянно бьют и травят, приходится прибегать к помощи старших. Простые выяснения отношений перерастают в настоящие драки: "Слава богу, у меня есть старший брат". Есть только одна мечта: побыстрее закончить школу. Некоторые винят окружение в своем сегодняшнем положении.
А теперь разберемся с тем, как члены группы относятся к «Белым воронам».
Практически в каждом школьном коллективе существует своя "белая ворона", - существо, отличное от всех остальных, причем неважно в какую сторону: яркие лидеры или забитые парии. Потому и отношение к ней у всех разное. У некоторых "белая ворона" не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций, некоторые относятся к ней негативно, и наконец, некоторые, "очарованы" блеском экзотической птички.
Не многие люди могут похвастаться своей безграничной любовью и уважением к "белым воронам". В их воображении "белая ворона" - это некий романтический образ: человек своеобразный и сильный, к которому относятся с интересом и даже считают гордостью коллектива. О такой идеализации не мечтали даже сами "белые вороны", которые, что уж греха таить, склонны приукрасить свой быт всякими разными побрякушками. Поклонники "белой вороны" считают, что последние наделены выразительностью от рождения; загадочный наследственный фактор придает им столь ослепительный ореол, что все реальные минусы изоляции перед ним блекнут. "Очарованные" склонны приукрасить действительность, им хочется иметь перед собой светлый ориентир. Для них сильная личность обладает притягательным магнетизмом. Эти люди готовы защищать «Белых ворон», ведь без них мир «посереет» и станет скучным. Они искренне восхищаются, по-хорошему завидуют и всегда готовы дружить с «Белыми воронами».
Большинство членов коллектива, как правило, относится к «Белой вороне» нейтрально. Понимая, что каждый человек - индивидуальность и личность, такие люди признают, что непохожесть "белой вороны" на других вполне естественна и даже украшает ее. А подчас в плохом отношении к ней виновата не только она сама, но и коллектив, в котором "живет" такой "ценный и редкий вид". Так что если ТЕБЕ плохо в твоей "среде обитания", советует "терпимое" большинство, - просто смени ее.
Некоторые проявляют негативное отношение к "Белым воронам". Таких радикально настроенных людей, безусловно, можно встретить в любом коллективе. Негативно настроенная группа, в отличие от остальных, считает главной особенностью "белой вороны" ее поведение и привычки. Это "человек в футляре", забитый и неразговорчивый. Его внешний вид и поведение вызывают агрессию со стороны окружающих. Причиной того, что человек стал "белой вороной", "нетерпимые" считают воспитание. Их диагноз радикален и бесповоротен: "горбатого могила исправит". Главным минусом "белых ворон" такие люди считают отсутствие общения, одиночество и закомплексованность: "У нее нет друзей, нет любви и дружбы. Она отделена от мира - это ненормально. Нельзя же жить замкнуто!" Чтобы "белой вороне" вернуться в "стаю", по мнению "нетерпимых", ей срочно надо овладеть чувством "стадности". Многие из них расценивают его как положительную черту, и в жизни стараются быть похожими на других, дабы не выделяться, не привлекать к себе внимание. "Белой вороне" необходимо больше уверенности в себе, открытости и доброжелательности. И тогда она будет ощущать себя частью единого коллектива, что непременно скажется на отношении к ней окружающих.
Раздел 5.Рекомендации «Как спасти «Белых ворон»
1. Оставайся самим собой. Ты не должен стесняться своего внутреннего мира, не должен прогибаться под законы «стаи». У тебя есть уже друзья и близкие, которые любят тебя такого, какой ты есть. Ты заслуживаешь счастья, и только от тебя зависит твоя жизнь, твоя нестандартность. Не бойся быть собой! Люби себя!
2. Не пытайся изменить мир под себя. Но и не следует меняться самому лишь только для того, чтобы угождать другим.
3. Не сдавайся, верь в свои силы. Присмотрись к ребятам своего коллектива. Может быть, кто-то из них нуждается в помощи, и эту помощь оказать можешь именно ты.
4. На усмешки в свою сторону не отвечай агрессией, лучше улыбнись и постарайся ответить шуткой.
5. Не замыкайся в себе. Займи себя чем-нибудь интересным, а там, гляди, и друзей больше появится. Участвуй обязательно в общих мероприятиях!
6. Не отсиживайся в стороне. Если оставить все, как есть, ничего не изменится. Прояви упорство.
7. Найди других таких «белых ворон». Объединяйтесь. Вместе легче.
Раздел 6. Выводы
«Мы все разные, абсолютно разные, и это прекрасно! И быть «белой вороной» на самом деле — это не боль и проблема, это наша гордость и наш неповторимый оттенок в живописной картине этого удивительного мира»
Надеемся, общество рано или поздно поймет, как надо относиться к «белым воронам». И тогда наша планета сильно бы изменилась и засверкала бы восхитительно прекрасными красками доброты, мира, любви и гармонии.
НЕ СТРАШНО БЫТЬ БЕЛОЙ ВОРОНОЙ - СТРАШНО БЫТЬ НИКЕМ!
Приложение
Опросник №1
Опросник№2
Мы провели опрос среди учащихся 5-7 классов, чтобы выяснить, каково сейчас положение «белых ворон» среди учеников нашей школы. Результаты на диаграмме. Диаграмма №1 – 5 класс (11-12 лет), диаграмма №2 – 7 класс (13-14 лет):
Список используемых источников
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
2.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22703/
3.http://frazbook.ru/2010/10/13/belaya-vorona/
4.http://news.rusrek.com/
5.o-psihologii.info›lichnoe/1126-belaya-vorona.html
6. http://gigabaza.ru/
7.http://www.topauthor.ru/otkuda_berutsya_belie_voroni_v_chelovecheskom_stade_7761.html
Как нарисовать черёмуху
Мост из бумаги для Киры и Вики
Лупленый бочок
"Портрет". Н.В. Гоголь
Для чего нужна астрономия?