Представленная работа является проектно-исследовательской, так как носит в себе и элементы исследовательской деятельсти и практический результат.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа "Деревянная ложка" | 369.86 КБ |
Администрация Сосновского муниципального района
Управление образования администрации Сосновского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Региональный конкурс исследовательских и проектных работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я - исследователь»
Секция: Гуманитарная
Проектная работа
Деревянная ложка – источник музыки.
Работу выполнила: Илютина Ксения,
учащаяся объединения «Мои первые исследования»
Руководитель: педагог дополнительного образования
Белова Алена Владимировна.
Сосновское
2016г
Содержание
Введение……………………………………………………………………..……3
Заключение……………………………………………………….………………13
Список литературы…………………………………………………..……….…15
Приложение 1 ……………………………………………………………………16
Введение
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Какой же праздник без песни?! И так считают многие!
Нас с детства окружают русские народные колыбельные, сказки…
Народное творчество повсюду и в каждом из нас. Нет ничего ближе для русского человека и роднее чем песня, в которой собран весь опыт и мудрость.
В настоящее время всё реже можно услышать красивые душевные народные напевы по радио и телевидению. Это происходит из-за изменения интересов и жизни людей. Но важно оставлять в памяти и знать, что у каждого народа есть, то, что создано именно им: народом – это народная песня.
Нашу семью, по праву можно назвать музыкальной. Вот и я являюсь участницей русско-народного коллектива. Но, какая же народная песня без народных музыкальных инструментов. В своей работе мне бы хотелось доказать, что деревянные ложки это наиболее доступный вид народных музыкальных инструментов.
Цель: Изготовить деревянные ложки.
Задачи:
На протяжении многих веков деревянная ложка считается символом русской культуры и всего русского народа. Первые старинные ложки из дерева появились в древности, очаровывая своей неповторимостью. История деревянной ложки необычайно богата и насчитывает не одно столетие, а может даже, и тысячелетие!
Родиной деревянных ложек считается Египет. Так за пять тысяч лет до нашей эры в Египте уже пользовались ложками из дерева и камня, о чем свидетельствуют раскопки. Первоначально ложки были каменными. Как я считаю, ложки из камня имели массу недостатков, это и массивность такой ложки, ее вес, и неудобная форма. Потом ложку стали делать из дерева.
Самые первые упоминания о русских ложках встречаются в «Повести временных лет», где описывается пир у Князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные, сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.
Откуда появилось само русское слово «ложка»? Якобы от слова «лог» – овраг. Я думаю, что это связано, в основном, с формой ложки. Кстати, говоря, о форме ложки: она постоянно изменялась, пока в 1760 году не изготовили овальную ложку.
В давние времена, люди пользовались деревянной посудой, а кухонная утварь из фарфора и металла появляться стала уже ближе к 18-19 веку и была доступна лишь зажиточным людям. Точение посуды и ложкарный промысел (изготовление ложек) были по всей России.
Создание настоящей деревянной ложки считается целым искусством, ведь не каждому мастеру доступно это. Изготовлению ложек годами обучались самые талантливые мастера. Русская традиционная ложка была разнообразной и могла различаться по форме (круглая, овальная, объемная или плоская, граненная). Каждый вариант ложек имел свое предназначение.
Посуду из дерева производили во многих уголках необъятной страны: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. В нижегородской области «Столицей деревянных ложек» по праву считается г.Семёнов. С самого момента его основания из окрестных деревень в Семёнов привозили выточенные ложки-баклуши. Деревообработка считалась основным промыслом и источником дохода для жителей этой стороны, т.к. места эти не славились своим плодородием, а запасы древесины и близкое расположение крупных торговых центров (Макарьевская и Нижегородская ярмарки). Известно, что еще к 18 веку в селе Семеновское организуется базар, который достаточно быстро развивался и в начале XX века туда съезжались торговцы изо всех концов России и мира, а знаменитые семеновские ложки расходились не только по всей России, но и в далекой Персии ими торговали скупщики.
В 2000 году было отмечено 1000-летие деревянной ложки.
Издавна люди любили и те ложки, которые носили подарочный характер. Так на сегодняшний день деревянные ложки практически не используются в быту, однако, как сувенир и коллекционный предмет ложка остается популярной. Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций.
Еще в древние времена восточные славяне использовали ударные инструменты. Употреблялись они в различной деятельности: на охоте, в ратном деле, для проведения обрядов, при выпасе скота пастухами, в качестве сопровождения песен и плясок как музыкальные инструменты. Использовались эти инструменты славянами наряду с хлопанием и притоптыванием, как и другими народами мира, с древности.
Использование деревянных ложек как музыкального инструмента не является уникальным. Издавна, во время различных пиршеств, для сопровождения пляски использовались не только ложки, но и другие предметы домашнего обихода.
Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Как музыкальный инструмент ложки начали использовать очень давно. Первые упоминания о них были еще в 1259 году. Способы игры на ложках сильно различались в зависимости от временного периода и месторасположения. Например, в Белоруссии играли только двумя ложками, а в Центральной России использовали комплект из четырех ложек. Они свидетельствуют о том, что «музыкальные» ложки получили широкое распространение среди крестьян. Некоторые историки-исследователи полагают, что игра на ложках у русских появилась в подражание испанским кастаньетам.
Внешний вид музыкальных и столовых ложек мало чем различается, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность.
Широко применяться в русско-народных ансамблях ложки стали примерно в 19-20 веках. Наивысшего мастерства игра на ложках достигла в 20 веке, виртуозы-ложечники выступали сольно, а также были членами различных ансамблей, сопровождающих народные гуляния, пение и пляски.
Большого успеха ложечники достигли в начале 20 века, после привлечения их в состав оркестров русских народных инструментов. Это привело к совершенствованию обычных деревянных ложек. Металлические ложки, изготовленные в специализированных мастерских, также применяли как маленькие бубенчики, только для этого к ложкам из металла необходимо было прикрепить бубенцы и колокольчики. Музыкантам необходимо было держать их в руках и встряхивать. Также металлические ложки нашли применение в военных хорах.
Сейчас ложки заняли достойное место не только в ансамблях самодеятельности и оркестрах, но и на профессиональной сцене. Деревянные ложки – это самобытный музыкальный инструмент.
Для игры подходят ложки, которые характеризуются ярким звуком и достаточной прочностью. Более удобными в игре считаются ложки с округлыми прямыми черенками.
Игровой комплект может состоять из 2, 3, 4-х ложек среднего размера, плюс к ним еще одна ложка, большая по размеру. Если использовать ложки разных размеров, то может появиться чувство, того что звуки чередуются по высоте.
Самым популярным приемом игры на ложках считается игра одного ложечника на трех ложках. Две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья находится в правой руке. Первые две выступают в роли «наковальни», по которой ударяет третья ложка. При этом осуществляется скользящий удар с одной чашечки на другую, затем прихлопывание ими с помощью пальцев левой руки. Так получается многозвучный ритмический рисунок.
В некоторых случаях в левой руке располагают три ложки (расходящиеся веером), которые зажимаются между пальцами таким образом, чтобы выпуклости полушарий выходили наружу. Четвертая ложка (большая) засовывается за голенище сапога на левой ноге. Пятая ложка берется в правую руку, ей и производятся удары: скользящий – по трем ложкам, расположенным в левой руке, отрывистый – по большой ложке, находящейся за голенищем.
Игра на двух ложках считается самым простым способом. В каждую руку берется по одной ложке, удар производится чашечками, при котором получается сухой звук. Этот прием мы и использовали в самом начале обучения игре на ложках.
Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой).
Виртуозы-ложкари могут играть на двух ложках, при этом задействуют практически любую часть тела для ударов: начиная от ступней и заканчивая затылком.
Удивительный звук, издаваемый при игре на ложках, по достоинству оценили во всем мире, поэтому на сегодняшний день открыты настоящие школы по обучению игре на ложках.
Породы дерева, как известно, различаются по твердости. Дуб, орех, груша считаются твердыми, а липа, тополь, ольха, осина, ива, ель, кедр, сосна — мягкими. Среднее положение занимает береза. Лучшим материалом для резьбы считаются липа, осина, ольха и другие лиственные породы, из хвойных чаще используют кедр, сосну, пихту и лиственницу.
С давних времен русские мастера использовали для изготовления ложек древесину липы, яблони, рябины и других деревьев. Ложки, которые изготавливают из древесины березы или клена чаще всего используют для игры в оркестре. Для создания музыкальных ложек не подходит липа, т.к. древесина этого дерева характеризуется хрупкостью, и такие ложки издают достаточно глухой и слабый звук.
Таким образом, для изготовления ложек, в качестве материала нами была выбрана береза. Это самый доступный вид древесины. Основное требование к древесине – она должна быть сухой.
Инструменты: лобзик, ножовка, стамеска, напильник, канцелярский нож, набор шлифовальной бумаги, краски, лак для покрытия, линейка, карандаш.
Начинаем изготовление деревянной ложки с поиска бревна, которое нужно расколоть и распилить пополам. Берем заготовку из березы 200*100*40 мм. На заготовку сверху с помощью простого карандаша средней мягкости наносим контур будущей ложки.
Для вырезания в черпаке отверстия используем полукруглую стамеску. Очень важно следить за тем, чтобы ложка не получилась слишком тонкой. Осталось обработать внутреннюю часть ложки наждачной бумагой.
Далее необходимо выпилить электрическим лобзиком по нанесенному карандашом контуру, конечно можно использовать и обычную ножовку.
Следующий шаг – закругляем с помощью напильника место перехода ручки ложки в черпак. Надеваем кусочек наждачной бумаги на какую угодно круглую палочку и дорабатываем заднюю часть ложки.
Далее с помощью рашпиля нужно создать внешнюю форму черпака. Им же округляем ручку, и в конце шлифуем всё наждачной бумагой.
Для того чтобы сделанная своими руками ложка из дерева была долговечной и прослужила достаточно долго, её нужно обязательно покрыть маслом. Это делается для того, чтобы защитить ложку от влаги.
На Руси ложки было принято украшать резными и расписными узорами и орнаментами. И наши ложки необходимо украсить. Русская деревянная ложка отличалась нарядностью и народной росписью.
Вот, наконец, и готовы мои деревянные ложки.
Заключение.
В результате проведенной поисковой работы я могу с уверенностью сказать, что деревянная ложка – это поистине русский предмет, в котором запечатлена вековая история.
Деревянные ложки мне помогал делать мой дедушка, от него я узнала много тонкостей, без которых нельзя работать с деревом.
Деревянная ложка, является достаточно доступным музыкальным инструментом. Обучение игре на ложках начинается даже с детского сада. Однажды в школе я впервые услышала звучание деревянных ложек, которое меня очень впечатлило. Так как, я занимаюсь в ансамбле русско-народной песни то сразу же поняла, что русско-народные песни, могут звучать ярче и красивее, если их исполнение украсить игрой на ложках. Я решила, что обязательно научусь играть на русско-народном музыкальном инструменте. И я научилась!
Вместе со своим классом я выступала на сцене с русско-народной песней «Матрешки». Во время выступления мы играли на деревянных ложках.
В результате работы над проектом мы пришли к таким выводам:
Список литературы.
1. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
2. Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М. : ЦГО, 1995.
3. Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.
4. http://www.sozvezdieoriona.ru/lcad/vneklassnaja_rabota/muzyka/11-1-0-754
5. http://master-raduga.nnov.ru/node/1242
Приложение 1.
Русско-народная песня «Матрёшки».
1.На Руси играют ложки,
На Руси поёт рожок,
На Руси живут матрёшки –
Погляди на них, дружок
Припев: Трону кнопки у гармошки,
Балалаечки стуну –
И плясать пойдут матрёшки,
Торопя одна одну…
2.До чего ж они похожи,
До чего же хороши –
Залюбуется прохожий,
Веселятся от души!
Припев: Трону кнопки у гармошки,
Балалаечки стуну –
И плясать пойдут матрёшки,
Торопя одна одну…
3.Отбивают такт сапожки,
А повесит ночь луну,
И попрячутся матрёшки
До утра одна в одну…
Припев: Трону кнопки у гармошки,
Балалаечки стуну –
И плясать пойдут матрёшки,
Торопя одна одну…
О путнике
Зимовье зверей
Три коробки с орехами
Три орешка для Золушки
Снег своими руками