Данная публикация содержит материал по теме "Гендерные особенности психофизиологического состояния подростков при эмоциональном стрессе"
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9 имени заслуженного учителя
школы Российской Федерации А.Н. Неверова
Дзержинского района Волгограда»
Гендерные особенности психофизиологического состояния подростков при эмоциональном стрессе
Выполнила: |
ученица 9 «Г» класса |
Гурина Анна Олеговна |
учитель химии и биологии: |
Бондарев Геннадий Вячеславович |
научный руководитель: |
Надежкина Елена Юрьевна |
канд. биол. наук, |
доцент каф. анатомии и |
физиологии человека ВГСПУ |
Волгоград 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Стресс как биологическая и психологическая категория…………………………………….4
1.2 Физиологические проявления стресса……………………………............................................7
1.3 Особенности психологического стресса…………………………............................................9
1.4 Формы проявления стресса…………………………………………………………………...11
1.5 Гендерные особенности проявления тревожности у подростков…………………………..15
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования состояния сердечно – сосудистой системы человека при стрессе………………………………………………………………………………………………19
2.2. Организация исследования…………………………………………………………………...20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Исследование личностной и ситуативной тревожности у учащихся………………………22
3.2 Определение взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности у подростков разного пола.………………………...................................23
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………………..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...…26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..27
ВВЕДЕНИЕ
Организм включает определенные адаптивные механизмы в ответ на действие стрессорного фактора. Сердечно-сосудистая система отличается высокой реактивностью и играет первостепенную роль в адаптационных перестройках функционального состояния организма во время стресса [1, 2, 3,10]. Это определяет её практически немедленное вовлечение в стрессорные реакции. Эмоциональный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны.
Цель настоящего исследования: Оценка гендерных особенностей психофизиологического состояния подростков при эмоциональном стрессе.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько задач:
1. Исследовать уровень личностной и ситуативной тревожности у подростков в зависимости от пола в спокойном состоянии и перед сдачей зачета по биологии.
2. Определить индекс функциональных изменений (ИФИ) у учащихся.
3. Рассмотреть взаимосвязь функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности у подростков разного пола.
Объект исследования: сердечно-сосудистая система человека.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Стресс как биологическая и психологическая категория
Стресс (стресс и адаптация) - это неспецифическая реакция организма человека на сильный раздражитель. В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины XX века [8].
Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.
Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:
1) стадию тревоги;
2) стадию резистентности (адаптации);
3) стадию истощения.
На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.
На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс [6,8]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи. Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий.
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.
В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с которым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса процесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается определенными негативными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным. При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки [2,5]. Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.
Все те внешние раздражители, которые вызывают стрессовую реакцию, носят название «стрессоров». Таким образом, бывают стрессоры физиологические и психологические. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное влияние на ткани тела. К ним относят болевые воздействия, холод, высокие температуры, чрезмерную физическую нагрузку и др. Психологические стрессоры - стимулы, которые свидетельствуют о биологической или социальной значимости события. Но стресс может возникать и без осознания человеком действия стрессора.
Однако не каждый стрессор может вызвать стрессовую реакцию. Некоторые люди обладают так называемым психосоматическим иммунитетом, который обусловлен физиологическими или социальными факторами. Также такой иммунитет может иметь генетическую природу.
По стресорам можно можно различить два вида стресса: 1) Психологический; 2) Физиологический
Психологический стресс, в свою очередь бывает инфомационным и эмоциональным. Информационный стресс характеризуется неспособностью человека вовремя принять верное решение в краткий фиксированный период времени при высокой ответственности за принимаемое решение, информационной перегрузкой. Информационную нагрузку человека составляют объем и сложность перерабатываемой информации. Стресс возникает тогда, когда человек заинтересован в правильном выполнении работы, но выполнить ее не в его возможностях. Эмоциональный стресс возникает в условиях отрицательных эмоциональных воздействий, таких как угроза, обида, конфликтные ситуации, при которых невозможно удовлетворение первичных биологических или социальных потребностей [1,8].
1.2.Физиологические проявления стресса
При первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций. С одной стороны, он повышает активность симпатической нервной системы, а с другой – вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников.
Повышение активности симпатического отдела нервной системы. Нервная регуляция метаболизма в организме человека является итогом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела – помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха. [9]. Соответственно на начальных этапах стресса первым повышается активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается достаточно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энергии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) активируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желудочно-кишечными расстройствами [4].
Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удастся справиться со стрессом, который последовательно проходит стадии тревоги, адаптации и истощения. На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и составляет суть этой стадии. Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация – стадия равновесия стрессора и защитных механизмов, на которой организму удается более или менее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы во время выполнения ответственного проекта, студент в первой половине экзаменационной сессии.
Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Поэтому если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами – человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов.
1.3. Особенности психологического стресса
Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс [5]. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции.
В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека [4]. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера.
Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).
По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечнососудистой системы [2]. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. [4]. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами [5].
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится [2,3].
Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.
В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов.
1.4 Формы проявления стресса
Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Мии В.Н. выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности: 1) настроение (например, волнение); 2) когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов); 3) физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор); 4) поведенческие реакции [5].
Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной [2]. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения: 1) повышение частоты пульса или изменение его регулярности; 2) повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта; 3) снижение электрического сопротивления кожи и т. д.
Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д. (рис. 1).
Рис.1 . Физиологические признаки стресса.
Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.
Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности [4]. Разнообразие эмоциональных изменений, встречающихся во время стресса, показано на рис. 2.
Рис. 2. Эмоциональные признаки стресса.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [2].
В другом исследовании было показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы [1]. Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудиетой системы на эмоциональный стресс. К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести: 1)интенсивную умственную деятельность; 2)повышенную статическую нагрузку; 3) крайнее ограничение двигательной активности; 4) нарушение режима сна; 5) эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов. Все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастают артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме и требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам. Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны [5].
В то же время следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому речь идет об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса, т. е. снижении его у сверх- тревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами — при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т. д. В этом случае перед школьным психологом встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей.
1.5. Гендерные особенности проявления тревожности у подростков
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место в подростковом возрасте, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги подросток переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у мальчиков и девочек подросткового возраста может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх [7].
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности подростков. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают [10].
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием мальчиков и девочек в наиболее значимых для них областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.
Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе [2].
В проявлении тревожности отмечаются гендерные особенности.
Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. В зависимости от того, к какому полу он принадлежит, индивид выстраивает свое поведение, свои взаимоотношения [7].
Гендерный подход предполагает, что различия в поведении, в психике, деятельности мальчиков и девочек подросткового возраста определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.
Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.
Наблюдения за поведением мальчиков и девочек не привели к обнаружению половых различий, однако при опросе учителей и самих испытуемых выяснилось, что девочки более робки и тревожны.
Так, половые различия по тревожности не связаны с возрастом испытуемых: они примерно одинаковы у детей и взрослых. Однако данные по различным видам тревожности противоречивы.
В исследовании тревожности не было обнаружено «чистых» гендерных различий, но были обнаружены культурные.
Наконец, следует задуматься о том, какие последствия для общественной жизни могут иметь половые различия по параметру тревожности. Общество влияет на формирование характеристик личности у разных полов в определенном направлении. Быть может, не стоит волноваться по поводу этой тревожности? Если она позволяет добиваться успехов и не вредит здоровью, то это – характеристика хорошей адаптивности. Однако необходимо исследовать уровень этой тревожности, связанный с психической нормой. Слишком большая тревожность не дает человеку покоя, и он не может быть счастлив и благополучен. Возможно, что это отражение тех сложных социальных процессов, которые происходят в мире.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования состояния сердечно – сосудистой системы человека при стрессе.
В настоящей работе применялись следующие физиологические методов исследования: 1) регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС); 2) определение показателей артериального давления (АД).
Диастолическое или минимальное давление (ДД). В норме у подростка ДД равно 70—86 мм рт. ст. После нагрузок и различного рода воздействий ДД не меняется или несколько понижается (до 10 мм рт. ст.). Резкое снижение уровня диастолического давления во время работы или, напротив, его повышение и медленный (более 2 мин) возврат к исходным значениям расценивается как неблагоприятный симптом.
Систолическое, или максимальное давление (СД). В норме у подростка СД колеблется от 110 до 136 мм рт. ст. При нагрузке СД увеличивается на 20—80 мм рт. ст., а после ее прекращения возвращается к исходному уровню в течение 2—3 мин. Медленное восстановление исходных значений СД рассматривается как свидетельство недостаточности сердечно-сосудистой системы.
Для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала был использован предложенный Р.М. Баевским и А.П. Берсеневой интегративный показатель – индекс функциональных изменений (ИФИ) в условных единицах (баллах) [3, с. 182]: ИФИ = 0.011(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) - 0.009(Р) + 0.014(В) - 0.27
где ЧП - частота пульса (уд/мин); САД и ДАД - систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.); Р - рост (см); МТ - масса тела (кг); В - возраст (лет).
В зависимости от показателей ИФИ, уровень функционирования системы кровообращения у испытуемых определялся как удовлетворительная адаптация (до 2, 6); напряжение механизмов адаптации (от 2,6 до 3,1); неудовлетворительная адаптация (от 3,1 до 3,5); и срыв адаптации (от 3,5).
Для определения достоверности полученных данных, проводилась статистическая обработка результатов исследования с вычислением средней арифметической, ошибки средней арифметической, среднего квадратического отклонения, критерия Стьюдента, с последующим определением уровня вероятности различий.
2.2. Организация исследования
Было обследовано 26 учащихся 9 «Г» классов Лицей № 9, в возрасте 14 – 16 лет, из которых 16 мальчиков и 10 девочек. Обследование проводилось дважды: в спокойном состоянии во время классного часа и перед зачетом по биологии.
Оценка артериального давления осуществлялась с помощью автоматического тонометра «ВР 3ВТО-А» фирмы «Microlift» с учетом требований Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Определяли следующие параметры: артериальное давление, частота сердечных сокращений. При однократном измерении, вероятно, получить результат, который может по разным причинам достаточно сильно отличаться от истинного значения. Для исключения ошибочных заключений измерение каждого параметра следует проводить не менее трех раз. В настоящей работе фиксировался средний результат измеряемого показателя.
Также определяли уровень личностной и ситуативной тревожности по опроснику Спилбергера. Перед зачетом определяли ситуативную тревожность и индекс функциональных изменений (ИФИ).
Обследование школьников осуществлялось в первой половине дня с 8 часов до 12 часов, когда по литературным данным наблюдается наиболее эффективное функционирование всех физиологических систем [3].
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Исследование личностной и ситуативной тревожности у учащихся в зависимости от пола.
Величины показателей личностной и ситуативной тревожности у учащихся представлены в таблице 1 (см приложение 1). Уровень личностной тревожности, определенный по методике Спилбергера у девочек в спокойном состоянии равнялся баллов, 33,3±1,7 баллам, а у мальчиков 33,1±1,34 балла. В целом эти показатели не имеют больших различий и не коррелируют между собой, и такие значения относятся к среднему уровню личностной тревожности.
Намного больше информации дало изучение уровня ситуативной тревожности. Выяснилось¸ что в спокойном состоянии у девочек показатель ситуативной тревожности равен 38,6±1,7 балла, а перед зачетом возрастает до 48,8±2,1 балла. Тогда как, показатель ситуативной тревожности у мальчиков в спокойном состоянии равен 41,6±1,8 балла, а перед зачетом этот показатель значительно возрастает, достигая в среднем 59,7±2,6 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у мальчиков перед зачетом (рисунок 2 см. приложение 2).
Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов - на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким.
3.2 Определение взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности у подростков разного пола.
Комплексным показателем, отражающим сложность функционирования сердечно-сосудистой системы является индекс функциональных изменений (ИФИ) (рисунок 2,3, см. приложение 3, 4).
Данный показатель у юношей 2,67±0,28, а у девушек 2,34±0,3. Помимо того, большее количество лиц женского пола (76%) характеризуются удовлетворительной степенью адаптации, в то время как в противоположной группе напряжение адаптационных механизмов обнаружено у 45% исследуемых. При этом срыва адаптации ни у кого из испытуемых не выявлено.
Исследование степени адаптации учащихся с помощью ИФИ, выявило разную степень напряжения регуляторных систем, характеризующую разную «цену» адаптации к учебным нагрузкам.
В соответствии с этим подростки в зависимости от пола были поделены на три группы по отношению к успешности адаптации к учебному процессу: 1 группа - с удовлетворительным адаптационным потенциалом, 2 группа - с напряжением механизмов адаптации, 3 группа - с неудовлетворительной адаптацией.
У 75% обследованных девочек и у 82 % мальчиков, характеризующихся удовлетворительной адаптацией выявлен умеренный уровень личностной тревожности, обучающиеся с высоким уровнем тревожности в этой группе отсутствовали. Напротив, у большинства учащихся, с неудовлетворительной адаптацией, отмечался высокий уровень личностной тревожности (у 67 % девочек и у 58 % мальчиков), а лиц с низкой тревожностью вообще зарегистрировано не было (рисунок 4,5; см. приложение 5,6).
Установлено, что у 76 % девочек и 65% мальчиков, относящихся к группе с удовлетворительной адаптацией к образовательному процессу, отмечался умеренный уровень ситуативной тревожности в спокойном состоянии.
В период перед зачетом уровень ситуативной тревожности возрастал у всех учащихся. Но, если группе с удовлетворительной адаптацией увеличение количество девочек с высокой тревожностью составило 10%, а мальчиков 14%, то в группе с неудовлетворительным ИФИ количество девочек увеличилось на 28%, а мальчиков на 56%.
ВЫВОДЫ
1. Экзаменационный период является сильным стрессогенным фактором, который, влияет на психологический статус школьников. В спокойном состоянии у учащихся наблюдается средний уровень личностной и ситуативной тревожности (как у девочек, так и у мальчиков). В период перед зачетом наблюдается повышение уровня ситуативной тревожности, особенно у мальчиков.
2. Выявленный уровень функциональных изменений у девочек свидетельствует об удовлетворительной степени адаптации в большей степени, чем у мальчиков, а степень функциональных возможностей находится на более высоком уровне.
3. Высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы к эмоциональному стрессу, особенно у лиц мужского пола, тогда как представительницы женского пола с низким уровнем тревожности в большинстве своем имели хорошие адаптационные показатели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Таблица 1. Величины показателей личностной и ситуативной тревожности у учащихся
Класс | Личностная тревожность (ЛТ) | Ситуативная тревожность (в спокойном состоянии) (СТ (1)) | Ситуативная тревожность (во время эмоционального стресса) (СТ (2)) | |||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
9 «Г» | 33,3±1,7 | 33,1±1,34 | 38,6±1,7 | 41,6±1,8 | 48,8±2,1 | 59,7±2,6 |
Приложение 2
Рисунок 1. Величины показателей личностной и ситуативной тревожности у учащихся (девочек и мальчиков)
Приложение 3
Рисунок 2. Индекс функциональных изменений у девочек
Приложение 4
Рисунок 3. Индекс функциональных изменений у мальчиков
Приложение 5
Рисунок 4. Уровень личностной тревожности у девочек с различной степенью ИФИ.
Приложение 6
Рисунок 5. Уровень личностной тревожности у мальчиков с различной степенью ИФИ.
Каргопольская игрушка
Акварельные гвоздики
Ветер и Солнце
Лепесток и цветок
Можно от Солнца уйти...