В работе рассматривается модель организации физкультурно-спортивной деятельности в селькой школе
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova-statya.doc | 62 КБ |
Е.Е. Смирнова, А.С. Слепко
МБОУ «Комаровская школа» Нижегородская область
ФИЗИЧЕСКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Научный руководитель: учитель физической культуры
МБОУ «Комаровская школа» Нижегородской области Оринчук А.Н.
Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал в Российской Федерации во многом был утерян [2].
Одними из основных направлений модернизации системы физического воспитания определенными в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года являются [1]:
Целью нашего исследования стало оценка состояния физкультурно-спортивной работы в сельских общеобразовательных организациях Нижегородской области.
В последние годы в Нижегородской области сформирована система спортивных мероприятий для учащихся общеобразовательных школ, основу которой составляют мероприятия проводимые Министерством образования Нижегородской области, Детско-юношеским центром Нижегородской области «Олимпиец», Нижегородским региональным отделением Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Всероссийская федерация школьного спорта» (табл.).
Таблица
Примерная схема сочетания учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности общеобразовательной организации
Период учебного года | Раздел программы по физ.культуре | Школьные соревнования | Районные соревнования | Областные соревнования |
сентябрь | Легкая атлетика (кросс) | Кросс | 1. Кросс | 1. День бега «Кросс нации§. 2. Эстафетный пробег на призы газеты «Нижегородская правда» |
октябрь | Футбол | Мини-футбол | 1. Проект «Мини-футбол в школу». 2. Мини-футбол | 1. Проект «Мини-футбол в школу» |
ноябрь | Гимнастика | Олимпиада по ФК | Олимпиада по ФК | Олимпиада по ФК |
декабрь | Баскетбол | Баскетбол | 1. Проект «КЭС-баскет» 2. Баскетбол | 1. Проект «КЭС-баскет» |
январь-февраль | Лыжная подготовка | Лыжные гонки | 1. Лыжные гонки 2. Лыжные эстафеты | 1. Лыжня России 2. Праздник лыжных школьных эстафет |
февраль-март | Волейбол | Волейбол | 1. Волейбол 2. Президентские игры | 1. Президентские игры |
апрель-май | Легкая атлетика | 1. Легкоатлет. многоборье 2. Эстафетный пробег 3. Тестирование ОФП | 1. Шиповка юных 2. Президентские состязания 3. Легкая атлетика 4. Эстафетный пробег ко Дню Победы 5. Конкурс на лучшую физ. подготовку. | 1. Шиповка юных 2. Президентские состязания 3. Легкая атлетика 4. Эстафетный пробег ко Дню Победы 5. Конкурс на лучшую физ. подготовку старшеклассников |
Указанные в таблице спортивные мероприятия позволяют участвовать в них командам как городских, так и сельских школ, а в отдельных спортивных мероприятиях (эстафетные пробеги, «Шиповка юных», «Президентские состязания») сельские школьные команды выступают в отдельной группе, что существенно повышает возможности сельских команд к успешному выступлению и, отсюда, мотивацию у школьников к участию в данных соревнованиях [3].
Еще одним позитивным моментом сформированной системы соревновательной деятельности является возможность сочетания ее с учебной и внеучебной работой по физическому воспитанию, проводимой в общеобразовательной школе. Т.е. возможность планирования школьных соревнований по окончании соответствующего раздела программы по физическому воспитанию с дальнейшим участием школьных команд в районных и областных соревнованиях (табл.) [4].
Параллельно с проведением спортивных соревнований в области активно развивается творческое направление в спорте. Так на сегодня стали популярными Всероссийские конкурсы, проведение которых начинается со школьного и муниципального этапов и дает возможность привлечь к спорту учащихся с невысокими спортивными достижениями:
Для анализа состояния спортивной деятельности в сельских школах в 2015-2016 учебном году в Богородском муниципальном районе Нижегородской области было проведено исследование. На 1 сентября 2015 года в Богородском муниципальном районе насчитывалось 12 сельских общеобразовательных школ, с общим количеством учащихся более 2000 человек.
Показателями оценки состояния спортивной работы в сельской школе стали:
По первому показателю можно отметить, что количество школьных соревнований в сельских школах Богородского района Нижегородской области достаточно велико (1-3 соревнования в четверть). В течение учебного года соревнования проводятся для всех возрастных групп учащихся по 8-10 видам спорта с охватом до 50-60% учащихся школы.
Количество спортивных секций также достаточно для сельских школ и составляет 3-5 секций по наиболее популярным видам спорта, которые традиционны для сельской местности (футбол, легкая атлетика, лыжные гонки и др.), с охватом 20-50% учащихся школы.
По третьему показателю можно отметить, что проводится значительное количество соревнований для сельских школьников - 7-8 соревнований в год. Участвуют в них от 10 до 35% учащихся школ. Но существуют и проблемные места:
Четвертый показатель – участие в областных соревнованиях также немаловажен с точки зрения мотивации к занятиям спорта и показателя развития спорта в школе. Но доступ к таким соревнованиях имеют преимущественно только городские школы, т.к. система отбора учащихся сельских школ просто отсутствует.
Пятый показатель – мотивация к занятиям физкультурой и спортом показывает, что большинство учащихся 75-90% имеют желание заниматься спортом. И основным мотивом здесь являются:
Опрос учащихся сельских школ показал, что наблюдается четкая тенденция к снижению мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом к старшим классам (с 95% в младших до 58% в старших).
Таким образом, развитие спорта в современной сельской школе должно иметь системный характер и предполагать не только развитие спортивной базы школы и увеличение количества школьных секций, а также создание возможности для реализации спортивных возможностей для детей различного возрастных групп по отдельным видам спорта. Примером тому могут служить общероссийские проекты «Мини-футбол в школу», Школьная баскетбольная лига «КЭС-баскет», «Шиповка юных», «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания», создающие условия и возможности участия для команд в том числе и сельских образовательных учреждений. Необходимо в дальнейшем развивать такие проекты и по другим видам спорта.
Необходимо отдельно развивать систему соревнований для сельских школьников, т.к. они не всегда конкурентные с городскими школьниками, и у них нет возможности реализации своих спортивных достижений на более высоком уровне.
Уровень мотивации учащихся сельских школ к занятиям спортом достаточно высокий, но имеет стойкую тенденцию к снижению от младших к старшим классам.
Список литературы:
Кто должен измениться?
Ледяная внучка
Соленая снежинка
Барсучья кладовая. Александр Барков
Фильм "Золушка"