В работе приведены результаты лабораторной работы по определению остроты слуха до и после использования наушников.
Вложение | Размер |
---|---|
sluh.docx | 84.85 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №182
Исследовательская работа
ВЛИЯНИЕ НАУШНИКОВ НА ОСТРОТУ СЛУХА ШКОЛЬНИКОВ
Выполнили: Абакумов Д., Штыков Д.,
Головацкая К., Тарасенко Е.
ученики 8 класса ГБОУ СОШ№182
Руководитель: Н.Г. Семёнова,
учитель биологии ГБОУ СОШ №182
Санкт-Петербург
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Анализ анкетирования учеников школы
3. Характеристика наушников и уровня звукового давления
Приложения……………………………………………………………………...13
Слух- важнейшее из чувств, с помощью которого человек ориентируется и поддерживает связь с окружающим миром. Проблемой снижения слуха обеспокоены ученые во всем мире. Среди ведущих причин нарушения слуха выделяют шумовое воздействие. Шум сопровождает человека с момента рождения и его длительное воздействие на слуховые рецепторы приводит к снижению или полной потери слуха. Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные слуховые клетки, которые не восстанавливаются. Мощный звук у самого уха может навсегда повредить слух. Еще коварнее длительный шум, которому люди подвергают себя намеренно, например, долго слушая громкую музыку. Если не использовать средства защиты, то через некоторое время медленно и незаметно развивается тугоухость.
Самый распространенный атрибут современного подростка - наушники. На переменах можно видеть, что большинство учеников нашей школы используют наушники, а когда снимают их, то разговаривают между собой очень громко, а иногда переходя на крик. Люди некоторых профессий, например звукорежиссеры, радисты, проводят много часов в наушниках, но почему же слух у них ухудшается не так стремительно как у школьников?
Цель работы: Изучить влияние наушников на остроту слуха учеников школы.
Задачи:
1. Провести анкетирование учеников школы о том, как они используют наушники;
2. Выявить наиболее распространенный среди учеников виды наушников, изучить их технические характеристики и определить уровень их звукового давления;
3. Определить остроту слуха до и после использования наушников разных видов;
4. Проанализировать результаты и на основе полученных данных сделать выводы;
5. Предложить рекомендации для учеников по безопасному использованию наушников.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: социологический опрос, расчетные методы определения, анализ информационных источников.
Человек обладает довольно сложным аппаратом для восприятия звуков. Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Во внутреннем ухе расположен особый орган – улитка, внутри которой есть чувствительные рецепторные клетки. Звуковые волны собираются ушной раковиной и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Под влиянием приходящих волн эта перепонка колеблется. Колебания барабанной перепонки через систему слуховых косточек передаются на перепонку овального окна и вызывают колебания жидкости в улитке. Внутри улитки расположено несколько тысяч специальных волокон различной длины, настроенных каждое на определенный тон. Пришедшие во внутреннее ухо звуковые волны вызывают колебание тех волокон, которые настроены на частоты, содержащиеся в этих волнах. Колебания трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом.
В человеческом ухе природой предусмотрен механизм защиты внутреннего уха от повреждений. При воздействии громких звуков мышцы, напрягающие барабанную перепонку сокращаются и перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Но этот механизм защищает только от кратковременных громких звуков, а длительно воздействие приводит к утомлению мышц и повреждению волосковых клеток улитки, ответственных за передачу импульсов в мозг.
По результатам исследований специалистов компании Siemens после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, о острота слуха снижается незначительно и временно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно и их восстановление невозможно. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор - в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Чтобы потерять слух достаточно 8 часов воздействия звука громче 85 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин.
Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является звон или шум в ушах. Это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха. Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, так как в основе этого явления лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.
Чтобы выяснить условия использования наушников среди учеников нашей школы мы провели анкетирование, в котором принимали участие 60 учеников с 7до 18 лет. (Приложение 1). Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования
Используете ли вы наушники? | Да | 58 | 97% |
Нет | 2 | 3% | |
Возраст | 7-10 лет | 14 | 24 |
11-15 лет | 33 | 57% | |
16-18 лет | 11 | 19% | |
Вид используемых наушников | Вставные Внутриканальные | 31 | 53% |
Накладные | 27 | 47% | |
Частота использования | Каждый день | 31 | 53% |
Часто | 17 | 30% | |
Редко | 10 | 17% | |
Громкость прослушивания | Тихо | 18 | 31% |
Средняя | 32 | 55% | |
Максимальная | 8 | 14% | |
Длительность использования | До 4 лет | 26 | 44% |
До 6 лет | 24 | 42% | |
До 8 лет | 8 | 14% | |
Негативное влияние | Да | 15 | 26% |
Нет | 43 | 74% | |
Могут ли наушники вызвать нарушение слуха? | Да | 21 | 36% |
Нет | 37 | 64% |
По результатам анкетирования 97% учеников используют наушники, причем более половины пользуются ими каждый день и по несколько часов. Большинство слушают музыку на средней громкости и на максимальной. Многие знают, что наушники могут вызвать нарушение слуха и 26% опрошенных нами учеников уже испытывали негативные последствия, например, шум или писк в ушах, головокружение.
Наиболее распространенными типами наушников среди школьников являются внутриканальные и вставные (Рис. 1).
Рис.1. Виды наушников
Американские ученые из Гарвардской медицинской школы провели исследование о влиянии различных типов наушников на здоровье потребителей. Ими были получены следующие результаты: чем меньше наушники, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от уровня громкости. (Таблица 2)
Таблица 2.
Уровень громкости | Supra-aural | Earbud | Isolator |
15-30 дБ | неограниченно | неограниченно | неограниченно |
30-50 дБ | 20 ч | 6ч | 3-4 ч |
50-80 дБ | 4 ч | 2ч | 30 мин |
80-100 дБ | 50-60 мин | 10 мин | 5 мин |
Таким образом, учеными был сделан вывод, что наиболее безопасны для слуха — supra-aural, а наиболее вредны — isolator. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши повышают уровень звукового давления и максимально приближают источник звука к внутреннему уху. Звуковое давление, создаваемое портативной аппаратурой, в области, примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 120 дБ. Соответственно, чем больше громкость звучания, тем меньше времени требуется на то, чтобы повредить слух.
В Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 дБ, а компания Sony стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости. Школьники довольно часто используют именно наушники-вкладыши, которые позволяют слышать то, что происходит вокруг. Это служит поводом для повышения громкости на шумных городских улицах и в транспорте до максимальных пределом.
Следует помнить, что звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Звуки в 130 дБ вызывают у человека болевые ощущения, а в 150 дБ становятся непереносимыми. Звук 180 дБ вызывает усталость металла, а при 190 дБ заклепки вырываются из конструкций.
При прослушивании музыки в наушниках механизм слуха, работающих в обычных условиях, остается не задействованным. Наушники проецируют звук прямо в ухо, а ушная раковина, которая является основным механизмом локализации звука в пространстве, вообще не участвует в формировании звука. Немаловажным является и то, что подростки не расстаются с наушниками на улицах. Получается, что такой подросток существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, - в виртуальном зале, поэтому его мозг не способен адекватно оценить окружающую обстановку. В результате такого «раздвоения» можно не только упасть на ровном месте, но и попасть под колеса машины, получить травму и даже лишиться жизни.
Чувствительность уха к звуковым раздражениям называют остротой слуха. Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. У здоровых людей она может быть различна.
Остроту слуха можно исследовать при помощи шепотной и громкой речи, а также особыми приборами – камертонами и аудиметрами. За неимением приборов для определения остроты слуха в данной работе мы использовали простой расчетный метод, который приведен в учебнике биологии, а в качестве оборудования применяли механические часы и линейку.
К уху испытуемого приставляют механические часы и затем отодвигают их медленно до тех пор, пока не исчезнет тиканье. В момент исчезновения звука нужно измерить расстояние между часами и ухом, определяя слуховую чувствительность (L1). Чем больше расстояние между часами и ухом, тем лучше слуховая чувствительность. Отодвигаем на расстояние вытянутой руки часы и медленно их приближаем к уху до появления едва заметного звука, измеряем это расстояние - это порог слуха (L2). Вычисляем среднюю цифру между этими показателями: порогом слуха и слуховой чувствительностью.
Острота слуха =(L1+L2)/2
Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. Затем испытуемым предлагалось прослушать музыку в наушниках на той громкости, на которой обычно слушают и повторно определить остроту слуха. Результаты исследования представлены в таблице 3. (Приложение 1).
Таблица 3. Значения остроты слуха школьников
Острота слуха | |||||
До использования наушников | После использования наушников | ||||
В норме | Ниже нормы | Выше нормы | В норме | Ниже нормы | Выше нормы |
47 % | 13 % | 40 % | 33 % | 53 % | 13 % |
По результатам определения остроты слуха построены диаграммы.
Из диаграммы видно, что до прослушивания наушников у 87 % учеников острота слуха в норме или выше нормы. После использования наушников снижение слуха наблюдается у 40 % испытуемых. Данные подтверждают, что даже кратковременное использование наушников снижает остроту слуха.
На основе полученных данных надо сделать следующие выводы:
1. По результатам анкетирования наушниками пользуются 97 % учеников школы.
2. Наиболее опасные наушники для слуха — вставные, а наименее - накладные. Большинство учеников школы пользуются наиболее опасными вставными и внутриканальными наушниками. Некоторые уже отмечали у себя негативные последствия от применения наушников: шум в ушах, головокружение;
3. Наибольшему риску подвергаются ученики 7-9 классов, так как они больше времени пользуются наушниками;
4. Использование наушников даже непродолжительное время приводит к ухудшению слуха человека;
Изучив информационные источники, приведем некоторые рекомендации для безопасного использования наушников.
1.Уменьшайте количество времени использования наушников, иначе с возрастом будите пользоваться слуховым аппаратом;
2. Слушайте музыку при громкости, не превышающей 50% от максимально возможной, и сократите время использования наушников до 1 часа в день или менее;
3. Не делайте громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум, а чуть-чуть прибавив громкости, можно получить опасный для здоровья уровень в 110 дБ;
4. Пользоваться закрытыми наушниками, позволяющими не достигать опасной громкости;
5. Отдыхайте на природе («слушайте тишину»)
6. Грамотно выбирайте марку наушников при покупке. По возможности переходите от наушников-вкладышей на накладные наушники;
7.Периодически проверяйте слух у врача;
8.После умственной работы, ни в коем случае, не слушайте громкую музыку (особенно рок), так как басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации теряется;
9. Использование наушников с превышением нормальной для человеческого организма громкости (более 85 дБ) или в течение продолжительного времени может ухудшить ваш слух;
10.Всегда приглушайте звук, прежде чем использовать наушники и постепенно прибавляйте звук;
11. Звон в ушах и другие ощущения дискомфорта могут послужить сигналом того, что у вас возникают проблемы со звуком.
При прослушивании музыки с помощью наушников нужно помнить, что с течением времени чувствительность слуха начинает притупляться. Уши адаптируются к громкому звуку, и слушатель может ощутить падение громкости, хотя на самом деле положение ее регулятора не менялось. В таком состоянии очень просто поддаться желанию и увеличить громкость воспроизведения до такого уровня, при котором прослушивание станет рискованным. Акустические травмы не всегда проявляются одинаково. Повреждения слуха обладают кумулятивным эффектом, т. е. могут накапливаться со временем и проявляться в самый неожиданный момент без особых предупреждений.
Прежде чем покупать наушники, необходимо задуматься, где и когда они будут использоваться. Если вы все-таки решились купить наушники, обязательно познакомьтесь с правилами слуховой гигиены. Здесь важно чувство меры: одно дело - на обычной громкости послушать любимые записи в спокойной обстановке в течение получаса и совсем другое - не вынимать из ушей орущие "затычки.
Нормальный слух очень важен для того, чтобы не только наслаждаться музыкой, но и для жизни в целом. Поэтому необходимо защищать свой орган слуха от негативного воздействия шума, чтобы сохранить слух его на долгие годы.
1. Исаев Л.К. «Воздействие на организм опасных и вредных экологических факторов». М. ПАИМАС 1997г.
2. Мамаев А.Д. Слух человека и его особенности. М. Просвещение. 2005 г.
3.Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
5. Тэйлор Р. «Шум.» Пер. с англ. Д. И. Арнольда. Под ред. М. А. Исаковича. М., «Мир», 1978.
6. Цузмер А.М. Петришина О.Л. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.Н. Загорской и др. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.: ил.
Электронные ресурсы:
7) http://www.istok-audio.com/pages.php?part=info&sub=80
8) http://ivanstor.narod.ru/noise/203.htm
9) http://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение 1
Анкета
А) Да Б) Нет
А) вставные Б) внутриканальные В ) накладные
А) Каждый день Б) Редко В) Часто
А) Да Б) Нет
А) Тихо Б) Средне В) На всю громкость
А) Нет
Б) Да
В) Головокружение
Г) Тошнота
Д) Закладывание ушей
Е) Понижение слуха
Ж) Темнота в глазах
З) Свой вариант
А) Да
Б) Нет
В) Может быть
Г) Не знаю
Приложение 2.
Таблица 4. Значения остроты слуха школьников
Номер испытуемого | Возраст | До использования наушников | После использования наушников | ||||||||
Слуховая чувствительность L1,см | Порог слуха L2,см | Острота слуха, см | Сравнение с нормой (10-15 см) | Слуховая чувствительность L1,см | Порог слуха L2,см | Острота слуха, см | Сравнение с нормой (10-15 см) | Тип наушников | Уровень громкости | ||
1 | 14 | 25 | 12 | 19 | Выше нормы | 17 | 9 | 13 | В норме | Накладные | Выше среднего |
2 | 14 | 14 | 13 | 13,5 | В норме | 12 | 7 | 9,5 | Ниже нормы | ||
3 | 15 | 16 | 14 | 15 | В норме | 12 | 9 | 8,5 | Ниже нормы | ||
4 | 14 | 14 | 10 | 12 | В норме | 12 | 9 | 10,5 | В норме | ||
5 | 14 | 12 | 9 | 10,5 | В норме | 9 | 7 | 8 | Ниже нормы | ||
6 | 14 | 17 | 14 | 15,5 | Выше нормы | 13 | 6 | 9,5 | Ниже нормы | ||
7 | 15 | 21 | 19 | 20 | Выше нормы | 20 | 17 | 18,5 | Выше нормы | ||
8 | 15 | 13 | 7 | 10 | В норме | 10 | 7 | 8,5 | Ниже нормы | ||
9 | 14 | 16 | 15 | 15,5 | Выше нормы | 12 | 10 | 11 | В норме | ||
10 | 16 | 24 | 20 | 22 | Выше нормы | 23 | 19 | 21 | Выше нормы | ||
11 | 14 | 15 | 14 | 14,5 | В норме | 12 | 7 | 9,5 | Ниже нормы | ||
12 | 14 | 13 | 10 | 11,5 | В норме | 12 | 10 | 11 | В норме | ||
13 | 13 | 10 | 7 | 8,5 | Ниже нормы | 12 | 7 | 9 | Ниже нормы | ||
14 | 14 | 11 | 8 | 9,5 | Ниже нормы | 9 | 6 | 7,5 | Ниже нормы | ||
15 | 15 | 15 | 9 | 12 | Выше нормы | 12 | 10 | 11 | В норме |
Кактусы из сада камней
Два Мороза
Заяц-хваста
Просто так
Сказки пластилинового ослика