В работе изучался вопрос о влиянии освещения на зрение учеников школы. Расчет осещенности проводился расчетным способом.
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie.docx | 59.92 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №182
Исследовательская работа
ОСВЕЩЕННОСТЬ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнили: Кобяков Эдуард, Михайлов Даниил,
ученики 8 класса ГБОУ СОШ№182
Руководитель: Н.Г. Семёнова,
учитель биологии ГБОУ СОШ №182
Санкт-Петербург
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Строение и нарушение функционирования зрительного анализатора
2. Анализ результатов анкетирования и медицинских осмотров
3. Характеристика типов освещения и методов их исследования
4. Расчет естественной освещенности
5. Расчет искусственной освещенности
Список используемых источников
Зрение – это бесценный дар, подаренный нам природой. «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,— это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира», писал А. М. Горький. Человек с помощью зрения получает 90% информации. Быстрое ухудшение зрения - одна из самых серьезных проблем во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения состояния здоровья детей в России – серьезная проблема. Пик ухудшения состояния здоровья ребенка приходится как раз на школьный период от 7 до 17 лет. Среди первоклассников нарушение зрения имеют 4% детей, а среди выпускников уже 40%.
Факторов, которые приводят к нарушению зрения достаточно много. Важнейшее значения для гигиены зрения имеет правильное освещение. Постоянный недостаток света при работе может привести к нарушению зрения. Так как ученики проводят большую часть дня в школе, где влияние компьютера и телевизора сведено до минимума, мы предположили, что недостаточная освещенность школьных помещений может быть причиной ухудшения зрения школьников. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.
Цель работы: Провести гигиеническую оценку естественной и искусственной освещенности классов и соответствие их нормам СанПин.
Задачи:
В качестве объекта для своих исследований мы выбрали кабинеты 215, 216, 214, 409, 404,115,116. Предметом исследования является уровень искусственного и естественного освещения.
Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы:
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.
Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.
Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.
Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить.
Проанализировав данные ежегодных медицинских осмотров в нашей школе мы обнаружили, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих те или иные нарушения зрения (Таблица 1).
Таблица 1. Показатели нарушения зрения по школе в сравнении с городскими показателями
2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
школа | город | школа | город | школа | город |
33% | 52% | 36% | 48% | 40% | 54% |
Самым распространенным видом нарушением зрения у учеников нашей школы является близорукость (8-10%).
Приведенные цифры свидетельствуют о том, зрение школьников ухудшается. Чтобы рассмотреть причины такой ситуации нами были изучены различные источники, в том числе и интернет. Среди ведущих факторов, приводящих к нарушению зрения были выделены следующие:
Для изучения мнения родителей по данному вопросу мы провели анкетирование. Всего в опросе принимали участие 38 родителей учеников с 5по8 класс. На диаграммах показано распределение результатов.
Диаграмма 1. Результаты анкетирования родителей
Из диаграмм видно, что по мнению родителей до школы у большинства детей не было проблем со зрением, а за период обучения в школе у многих зрение ухудшилось. Среди факторов, которые могут стать причиной нарушения зрения 94% родителей выделили вредное влияние компьютера и телевизора, наследственную предрасположенность -30% и недостаток освещенности -27%.
Примерно такие же результаты получены и при опросе учеников 9 классов (Таблица 2).
Таблица 2. Результаты анкетирования учащихся
Количество опрошенных | Нарушение зрения до школы, % | Нарушение зрения за период обучения, % | ||
Да | Нет | Да | Нет | |
21 | 5 | 95 | 48 | 52 |
Из таблицы видно, что сами школьники считают, что зрение за период их обучение в школе ухудшилось. Факторами, влияющими на зрение большинство также отметили влияние компьютера (52%), наследственность (19%), плохое освещение (29%). Кроме этого ученики высказали свое мнение и отметили причинами ухудшения зрения белый цвет школьной доски в некоторых классах, который вызывает перенапряжение и усталость глаз.
Существует три типа освещения помещений естественное, искусственное и комбинированное.
Естественное освещение - освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.
Ориентировочными показателями о состоянии естественной освещенности являются световой коэффициент и угол падения.
Световой коэффициент – это отношение площади световой (застекленной) поверхности всех окон к площади пола. Нормы для классов ¼-1/5.
Угол падения показывает, под каким углом падают лучи света на рабочую поверхность (парту). Чем больше угол, тем лучше освещенность. В данной работе измерение угла падения проводили на 4 парте в среднем и самом удаленном от окна ряду. Для определения угла падения определяют высоту стола, на окне делают отметку найденной высоты и определяют расстояние по горизонтали до центральной точки рабочего места(а) и по вертикали –до верхнего края окна(в). Отношение угла падения. С помощью таблицы натуральных значений тригонометрических функций определяют угол падения. В норме угол падения 27ο на самом удаленном от окна рабочем месте.
Для прямого определения уровня освещения используют люксметр, с помощью которого определяют коэффициент естественной освещенности (КЕО). Это отношение естественной освещенности в данной точке помещения (е) к одновременно замеренной горизонтальной освещенности на открытом месте (Е). Для определения КЕО замеряют освещенность на самом удаленном от окна рабочем месте и снаружи в защищенной от прямых солнечных лучей точке. Измерения проводят одновременно. Минимальный КЕО в классах не должен быть менее 1,25%.
КЕО= е/Е х100%
Искусственное освещение - освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп - люминесцентных или накаливания.
Для расчета искусственной освещенности определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами.
Удельная мощность - это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м2 площади помещения. По гигиеническим нормам на 1 м2 площади необходимо 25 Вт.
Удельная мощность определяется по формуле:
Р= W*n/ S пола,
где W- мощность лампы, n- количество ламп, S –площадь пола.
При переводе данной величины в люксы удельную мощность необходимо умножить на коэффициент V, который для люминесцентных ламп равен 12.5. Уровень фактического искусственного освещения данной площади рассчитывают по формуле:
ФИО= n* W,
где W- мощность лампы, n- количество ламп.
Для определения величины гигиенической нормы необходимо площадь помещения умножить на заданную нормативами величину удельной мощности.
Комбинированное освещение - освещение, при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным.
Основные нормативы, влияющие на освещённость:
1) расположение здания и ориентация окон;
З) достаточный световой коэффициент (Кс);
Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:
(чистота окон).
Для расчета уровня естественного освещения определяли ориентацию окон кабинетов, площадь застекленной поверхности, площадь пола, световой коэффициент, угол падения на самом удаленном от окна рабочем месте. Полученные данные сравнивали с установленными нормами. Результаты расчета представлены в таблице 3.
Таблица 3. Уровень естественной освещенности классов
№ кабинета | S пола, м2 | S окон, м2 | Кс | Норма 0.20-0.25 | Угол падения, 0 | Норма 27ο |
209 | 49 | 7.0 | 0.14 | Ниже нормы | 19 | Ниже нормы |
215 | 52 | 10.5 | 0.20 | В пределах | 24 | Ниже нормы |
115 | 52 | 9.2 | 0.18 | Ниже нормы | 19 | Ниже нормы |
116 | 48 | 9.2 | 0.19 | Ниже нормы | 20 | Ниже нормы |
404 | 52 | 9.2 | 0.18 | Ниже нормы | 20 | Ниже нормы |
403 | 52 | 9.2 | 0.18 | Ниже нормы | 17 | Ниже нормы |
405 | 52 | 9.2 | 0.18 | Ниже нормы | 13 | Ниже нормы |
Для освещения классов применяются люминесцентные лампы Radium NL-T8 36W/765мощностью 36 Вт. Осветительные установки располагаются в 2 ряда. В каждой установке предусмотрено по 2 лампы. Согласно техническим характеристикам, указанным на упаковке, световой поток ламп составляет 2500 люменов. Срок горения рассчитан на 13000часов.
Для расчета искусственной освещенности мы определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Показатели искусственной освещенности кабинетов
№ кабинета | Площадь, м2 | Количество ламп, шт. | Удельная мощность лампы, Вт/м2 | ФИО, Вт | Гигиеническая норма для данной площади |
209 | 49 | 10 | 7.3 | 360 | 1225 |
215 | 52 | 20 | 13.8 | 720 | 1300 |
115 | 52 | 20 | 13.8 | 720 | 1300 |
116 | 48 | 20 | 15.0 | 720 | 1200 |
404 | 52 | 20 | 13.8 | 720 | 1300 |
403 | 52 | 20 | 13.8 | 720 | 1300 |
405 | 52 | 20 | 13.8 | 720 | 1300 |
Удельная мощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м2 площади помещения. По гигиеническим нормам удельная мощность для люминесцентных ламп составляет 25 Вт на 1 м2 площади. Искусственное освещение определяется как произведение удельной мощности (по нормативам) на площадь класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется как число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.
Основываясь на полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Зрение школьников за период обучения в школе ухудшается из года в год, о чем свидетельствуют данные медицинской службы школы;
2. По данным анкетирования родителей и учащихся причинами нарушения зрения являются влияние компьютера и телевизора, а также плохое освещение рабочих мест;
3. Расчеты показали несоответствие уровня как искусственного, так и естественного освещения нормам, установленным по СанПин. В течение дня естественное освещение дополняется искусственным. Уровень освещения классов в осенне-зимней период является недостаточным, особенно по утрам и во второй половине дня, когда на улице темно;
4. В соответствие с гигиеническими нормами необходимо менять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели.
5. Косвенными показателями, влияющими на освещенность помещений является санитарное состояние окон и плафонов, поэтому необходимо более жестко контролировать их чистоту;
6. Излишнее переутомление глаз практически не компенсируется с помощью гимнастики для глаз, поэтому медицинской службе школы и учителям необходимо проводить физкультминутки, чтобы научить детей правильно выполнять упражнения для снятия утомления для глаз.
Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам. Хотя лампы дневного света обладают спектром близким к естественному, но естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройства зрения.
Проведя исследование освещения школьных помещений, мы пришли к выводу, что недостаток освещенности может быть одной из причин нарушения зрения школьников и учителей. В связи с этим мы предлагаем следующие рекомендации:
http://www.detskoezrenie.ru/rod/tolk/narushenie-zrenija/
Приложение 1
У меня в портфеле
Музыка космоса
Сказка про Серого Зайку
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Акварельные гвоздики