Постоянно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях. В таком случае можно говорить о грамотности человека, подразумевая не только умение читать и писать. Таким образом, знания в области географии как одной из важнейших современных наук дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе.
Вложение | Размер |
---|---|
itog_geograficheskaya_gramotnost.doc | 113.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей № 10 Кировского района г. Волгограда
Районный конкурс учебно-
исследовательских работ
старшеклассников «Я и Земля»
им. В.И. Вернадского
секция:
географическое краеведение
Географическая грамотность учащихся
лицея № 10.
Выполнили:
ученицы 8«В» класса
Басова Анастасия,
Ахвердиева Арина
Учитель географии
Владыко
Екатерина Геннадиевна
Волгоград, 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 География – одна из древнейших наук. .…………..…...…….…...5
1.1. Изменение географии во времени.…………………………………………5
1.2. «География» намерена пробить брешь в стене незнания……………..…..7
Глава 2 Географическая грамотность – глазами политиков……………………………………….…………………………..…....9
2.1 Инновация Президента РФ Владимира Путина………………………..…..9
2.2. Инновация Главы Минобороны РФ Сергей Шойгу, президента РГО…....9
Глава 3 Реализация проекта…………………………………………………11
Вывод……………………………………………………….……………………26
Заключение………………………………………………….…………………..29
Список литературы…………………………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………..32
«Познание стран мира –
украшение и пища человеческих умов»
Леонардо да Винчи
Введение
Знание особенностей стран: географического положения, природы, населения развивает ум и географическую эрудицию, культуру, формирует образ географического пространства. Земля огромная, поэтому не хватит всей жизни, чтобы узнать все страны, все неизведанные части земли. И во всех уголках Земного шара можно найти что-то новое, любопытное и интересное.
Сегодня география, как наука, познающая одновременно разнообразие и единство окружающего мира, раскрывающая тайны взаимодействия природы и человеческого общества, одна из наиболее влиятельных сил, способных помочь сохранить планету для нас и грядущих поколений. При этом важна деятельность не только профессиональных географов. Жизнь требует, чтобы каждый человек обладал умением географически мыслить и экономически грамотно действовать.
Актуальность.
Постоянно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях. В таком случае можно говорить о грамотности человека, подразумевая не только умение читать и писать. Таким образом, знания в области географии как одной из важнейших современных наук дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе.
Значимость нашей работы расширит теоретический и практический кругозор учителя географии. Сведения, полученные при исследовании, будут реализованы на уроках географии, краеведении. Реализация проекта направит учителей географии, на что ещё важно обратить внимание при преподавание предмета географии.
Проблема географическая грамотность современных людей должна быть высокой. Так как в школьном курсе заложены основные знания. Средства массовой информации дают географическую привязку событий, современные граждане много путешествуют и часть граждан слушает туристическую рекламу. Мир стал глобальным.
Цель:
Определить уровень географической грамотности учащихся МОУ лицея № 10. целью является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника
Задачи:
№ 10 географической грамотности учащихся;
Новизна заключается в получение статистических данных путем анкетирования учащихся 5-11 классов МОУ лицея № 10 географической грамотности как о недостаточно изученном контингенте обучающихся.
Объект исследования учащихся 5-11 классов МОУ лицея № 10
Предмет исследования географическая грамотность учащие лицея № 10
Методы: проектный, исследовательский, работа с научно – популярной литературой и периодической печатью. Наблюдение, анализ, сравнение, анкетирование, и интервьюирование, статистический.
Глава 1 География – одна из древнейших наук.
1.1. Изменение географии во времени.
Главная причина
нынешней эпидемии
неграмотности — то,
что все умеют читать и писать.
География – одна из древнейших наук. В процессе развития содержание её, а также само понятие географического открытия неоднократно менялись. На протяжении веков главным содержанием географии было открытие и описание новых земель и океанских просторов. Тенденция фиксировать индивидуальные явления на поверхности Земли привела к становлению страноведения и региональных подходов. Вместе с тем стремление выявлять и объяснять черты их сходства и различия, объединять в сходные категории, классифицировать закладывало основы общей, или системной, географии.
География - это единственная наука, которая дает целостное представление о мире, в котором мы живем.
География сегодня – это наука, комплексно изучающая поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. О ней сейчас говорит весь мир. Ее проблемам посвящаются громкие статьи в газетах и журналах, о них не устают твердить дикторы радио и телевидения, их обсуждают между собой президенты и премьер-министры, о них говорят с трибуны Организации Объединенных Наций.
Накопление навыков – задача не из легких, и помогает справиться с ней школьная география. Основной ее целью является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Развитие научной географии также до некоторой степени зависит от ее учебной составляющей, ведь именно в школе у учеников создается любовь к географии, содействуя росту этой науки.
Географически грамотный человек - это тот, который совмещает знания физической географии с ее экономическим аспектом.
Особая функция географии – получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете и закономерностях её естественно-исторического развития, о странах, регионах, городах, местностях и населяющих их народах, об истории открытия и освоения мира, о познании его с помощью космических средств. Важным аспектом общечеловеческой культуры на протяжении веков были географические открытия, которые не прекращаются до сих пор. Географические и картографические знания служат непременным элементом общего образования; географию преподают в школах всех стран мира.
О необходимости повышения географической грамотности неоднократно высказывались в печати известные учёные В.А. Горбанёв, В.П.Максаковский, Ю.Н. Гладкий и др. Они подчёркивали, что географическое образование в ближайшем времени, несомненно, будет востребовано в обществе, так как комплексный характер науки, возможность географического моделирования, пространственных взаимосвязей и трансформация пространственно упорядоченной информации о географических системах разного типа становится важным сегодня, когда силу набирают международные интеграционные процессы, трудовая миграция, мировая торговля.
1.2. «География» намерена пробить брешь в стене незнания
Постоянно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях. В таком случае можно говорить о грамотности человека, подразумевая не только умение читать и писать. Таким образом знания в области географии как одной из важнейших современных наук дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе. Накопление навыков – задача не из легких, и помогает справиться с ней школьная география. Основной ее целью является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Развитие научной географии также до некоторой степени зависит от ее учебной составляющей, ведь именно в школе создается у учеников любовь к географии, содействуя росту этой науки.
Географически грамотный человек - это тот, который совмещает знания физической географии с ее экономическим аспектом
Сегодня география, как наука, познающая одновременно разнообразие и единство окружающего мира, раскрывающая тайны взаимодействия природы и человеческого общества, одна из наиболее влиятельных сил, способных помочь сохранить планету для нас и грядущих поколений. При этом важна деятельность не только профессиональных географов. Жизнь требует, чтобы каждый человек обладал умением географически мыслить и экономически грамотно действовать. При этом знание географии мира – это не сбор справок о странах и народах, а восприятие их наиболее сущностных, индивидуальных черт. География не должна «растворяться в экономике», так как главное богатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура. Понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне невозможны без определённого фундамента – знания исходных географических фактов.
Уровень географической культуры всё ещё остаётся недостаточно высоким в нашей стране. А это в современных условиях чревато разного рода осложнениями и даже катастрофами. Когда мы видим на экране телевизора огромные очереди машин у пограничного пропускного пункта и слышим поразительные по своему невежеству слова телевизионного комментатора, что это происходит на российско-шведской границе; когда видный политический деятель рассказывает о посещении им «дальневосточного города Иркутска» - всё это проявление географической безграмотности. О том же свидетельствуют и директивные указания о продлении навигации на Дальнем Севере, когда не успевают завести летом топливо и грузы в посёлки и порты Севера и пытаются совершить завоз в декабре, январе. Конечно, подобные «продления навигации» сопровождаются замерзанием городов и посёлков, вмерзанием в лёд караванов кораблей, эвакуацией с помощью МЧС тысячи людей. В целом географическое невежество становится все более опасным, причиняя вред здоровью людей, и нанося громадный ущерб народному хозяйству страны.
Глава 2 Географическая грамотность – глазами политиков.
2.1 Инновация Президента РФ Владимира Путина.
7 ноября 2014 в Москве состоялся съезд Русского географического общества.
"География может и должна стать одним из самых увлекательных предметов школьной программы", — заявил на съезде Русского географического общества президент России Владимир Путин. Он предложил несколько идей, которые способны повысить уровень географических знаний. "Речь идет, например, о запуске Всероссийского географического диктанта — аналога Тотального диктанта по русскому языку, который проводится уже несколько лет, и успешно себя зарекомендовал".Общенациональное добровольное тестирование по географии может не только повысить географическую грамотность, но и поможет разработать единый географический стандарт с последующим созданием на его основе линейки новых школьных учебников по этому предмету. "Я знаю, что у учителей есть нарекания к современным пособиям и по подаче материала. И главное — по их содержанию", — напомнил Путин.
Он выразил уверенность, что учителя географии и региональные отделения Русского географического общества с готовностью поддержат эту тему.
Свое выступление президент закончил словами о любви: "В любви вообще заключается весь смысл жизни, бытия. Это и любовь к семье, к детям, к Родине. Это такое многообразное явление, которое в основе всякого нашего действия находится".
2.2. Инновация Главы Минобороны РФ Сергей Шойгу, президента РГО В свою очередь, президент Русского географического общества Сергей Шойгу предложил сделать географию обязательным предметом для итоговой аттестации в школах. "Это сделает образовательный процесс насыщенным, то есть более эффективным, а в 10-х и 11-х классах ребята уже смогут уделять больше внимания предметам, связанных с их будущей профессией", - сказал он.
Также Шойгу заявил, что Русское географическое общество создаст единый геопортал, призванный стать картографической "Википедией". "Предлагаю запустить единый геопортал Русского географического общества, который объединит весь массив создаваемых нами картографических материалов, а также бумажных карт, хранящихся в наших фондах. Геопортал может стать настоящей картографической "Википедией", при этом не имеющей главного минуса "Википедии" - не всегда качественной и достоверной информации", - сказал Шойгу.
По его словам, основой геопортала станут более 40 тыс. карт, в том числе картографические изображения ХVII - ХVIII веков.
"Это поможет ликвидировать топографическую и географическую безграмотность, послужит локомотивом легализации и рассекречивания давно утративших свое стратегическое значение карт. Позволит Русскому географическому обществу занять место лидера в создании системы национальных атласов России: экологического, арктического, национального атласа культурного наследия и так далее", - добавил Шойгу.
Глава 3 Реализация проекта
Вывод.
«Сколько происходит пользы от
географии человеческому роду,
о том всяк, имеющий понятие
и разум, рассудить может»
М.В.Ломоносов
Основываясь на статистических данных, сегодня мы представим вам основную палитру географических познаний, учащихся 5-11 классов МОУ лицея № 10. В данной работе мы изучили общую географическую грамотность наших ребят, и пришли к некоторым выводам.
5 «А» класс. В классе 27 учеников.
На момент анкетирование в классе присутствовало 24 ученика.
Итог по географической грамотности: 6 человек – неграмотные, 21 человек - грамотные, из них 10 –мальчиков, 11 – девочек.
5 «Б» класс. В классе 28 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 25 учеников.
Итог по географической грамотности: 5 человек – неграмотные, 23 человек - грамотные, из них 14 –мальчиков, 9 – девочек.
5 «В» класс. В классе 28 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 24 ученика.
Итог по географической грамотности: 10 человек – неграмотные, 18 человек - грамотные, из них 3 –мальчиков, 15 – девочек.
6 «А» класс. В классе 27 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 24 ученика.
Итог по географической грамотности: 2 человека – неграмотные, 22 человек - грамотные, из них 12 –мальчиков, 10 – девочек.
6 «Б» класс. В классе 28 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовали 21 ученик.
Итог по географической грамотности: 9 человек – неграмотные, 12 человек - грамотные, из них 5–мальчиков, 7 – девочек.
6 «В» класс. В классе 27 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 24 ученика.
Итог по географической грамотности: 16 человек – неграмотные, 8 человек - грамотные, из них 4 –мальчиков, 4 – девочки.
7 «А» класс. В классе 27 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 21 ученика.
Итог по географической грамотности: 5 человек – неграмотные, 16 человек - грамотные, из них 9 –мальчиков, 7 – девочек.
7 «Б» класс. В классе 29 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 28 ученика.
Итог по географической грамотности: 3 человек – неграмотные, 25 человек - грамотные, из них 7 –мальчиков, 9 – девочек.
7 «В» класс. В классе 28 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 27 ученика.
Итог по географической грамотности: 14 человек – неграмотные, 13 человек - грамотные, из них 8 –мальчиков, 5 – девочек.
8 «А» класс. В классе 26 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 25 ученика.
Итог по географической грамотности: 9 человек – неграмотные, 17 человек - грамотные, из них 7 –мальчиков, 10 – девочек.
8 «Б» класс. В классе 25 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 21 ученика.
Итог по географической грамотности: 16 человек – неграмотные, 5 человек - грамотные, из них 3 –мальчиков, 2 – девочки.
8 «В» класс. В классе 24 ученика
На момент анкетирование в классе присутствовало 21 ученика.
Итог по географической грамотности: 8 человек – неграмотные, 13 человек - грамотные, из них 4 –мальчиков, 9 – девочек.
9 «А» класс. В классе 25 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 21 ученик.
Итог по географической грамотности: 8 человек – неграмотные, 13 человек - грамотные, из них 4 –мальчиков, 7 – девочек.
9 «Б» класс. В классе 29 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 23 ученика.
Итог по географической грамотности: 5 человек – неграмотные, 18 человек - грамотные, из них 6 –мальчиков, 12 – девочек.
9 «В» класс. В классе 27 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 22 ученика.
Итог по географической грамотности: 1 человек – неграмотный, 21 человек - грамотные, из них 7 –мальчиков, 14 – девочек.
10 «А» класс. В классе 29 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 21 ученик.
Итог по географической грамотности: 14 человек – неграмотные, 7 человек - грамотные, из них 3 –мальчиков, 4 – девочек.
10 «Б» класс. В классе 29 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 21 ученика.
Итог по географической грамотности: 16 человек – неграмотные, 5 человек - грамотные, из них 3 –мальчиков, 2 – девочки.
11 «А» класс. В классе 28 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 20 ученик.
Итог по географической грамотности: 8 человек – неграмотные, 12 человек - грамотные, из них 6 –мальчиков, 6– девочек.
11 «Б» класс. В классе 28 учеников
На момент анкетирование в классе присутствовало 22 ученика.
Итог по географической грамотности: 12 человек – неграмотные, 10 человек - грамотные, из них 7 –мальчиков, 3 – девочек.
Заключение
Подводя итоги данного исследования, надо отметить относительно невысокий уровень географических знаний у учащихся. Опрос выявил отсутствие у части опрашиваемых даже самой элементарной пространственной информации. Такова сложившаяся ситуация. И выход из неё видится, прежде всего, в развитии школьной географии, совершенствовании её содержания и методов обучения, ведь именно в школе закладывается фундамент географической культуры – составной части общей культуры любого человека.
Но, есть другая сторона медали. Знания уменьшаются к старшим классам. Ребята не заинтересованы в знаниях т.к. география не нужна при поступлении в вузы и они учатся не ради знаний, а ради оценки в аттестате.
Результаты всей работы ещё раз подтвердили, что географическая грамотность формируется под влиянием ряда факторов:
1) государственная политика в сфере географического образования
2) роль учителя, преподающего предмет
3) средства массовой информации и Интернет
4) уровень культуры в семье, окружение
5) личный, бытовой опыт респондента.
Мир, в котором мы живем, меняется с невиданной быстротой. Поэтому ясное представление о нём должен иметь каждый образованный человек.
Географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека. География – школьный предмет, способный дать современное видение целостности мира. Успешность нашего государства, его мощь во многом зависит от уровня образованности наших граждан. В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества. Необходимо стремиться преодолеть неграмотность в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одним из важных компонентов является географическое образование.
Список литературы
1. Горбанёв В.А. Преподавание географии в мире перемен. –
География в школе, 1999, №5, стр. 92-94
2. Комисарова Т.С. Геопространственное представление и
картографическая составляющая. – География в школе, 1999, №1, стр.
73-74
3. Хилл Д. Глобализация, культура и географическое образование. –
География в школе, 2001, №4, стр. 70-71
4. Циперман Ж.В. Географическая грамотность населения. –
География в школе, 1995, №1, стр. 48-51
5. Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Просвещение, 1998
Приложения
Анкеты для 5-7 классов
а. Наука о природе ,населения, и хозяйстве нашей планеты
б.Наука о растениях
в.Наука о животных
г.Наука о лекарствах
б.8
в.6
г.5
б. Вещества имеющие ядро
в.Вещества состоящие из воздуха
г. Породы ,которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности
б.4
в.2
г.3
б.Африка
в.Австралия
г.Антарктида
б.Атлантический океан
в. Северный Ледовитый океан
г. Индийский океан
б.Водная оболочка
в.Твердая оболочка
г.Живая оболочка
б.3
в.2
г.1
б. Плоская и лежит на 3 черепахах
в.Квадратная
г.Прямоугольная
б.Колумб
в.Васко да Гама
г.Кук
Анкеты для 8 - 9 классов
1.Назовите государства, имеющие общие границы с Россией:
а) Латвия
б) Польша
в) Бельгия
г) Афганистан
д) Грузия
е) Монголия
2. У какого государства самая длинная по протяженности граница с Россией:
а) Китай
б) Казахстан
в) Монголия
г) Украина
3.Сколько городов Федерального значения в России?
а.5
б. 4
в.3
г.2
4.В каком океане Северный морской путь?
а. Атлантический
б.Тихий
в.Северный ледовитый
г.Индийский
5.Самое глубокое озеро в России?
а. Онежское
б.Баскунчак
в.Байкал
г. Кукунор
6.Столица республики Карелии:
а. Москва
б. Петрозаводск
в.Воронеж
г.Липецк
7.Самая длинная река в европейской части России:
а. Волга
б.Дон
в.Амур
г.Печора
8. В каком океане находится Марианская впадина?
а. Тихий океан
б.Атлантический
в.Индийский
г.Южный
9. Крайняя южная точка России:
а. м.Челюскин
б. г.Базардюзю
в .м.Рока
г.м Дежнева
10.Самая высокая гора в России:
а. Эльбрус
б.Эверест
в.Килиманджаро
г.Монблан
Анкеты для 10-11 классов
1. Назовите столицу государства – Китай?
А. Шанхай
Б. Пекин
В. Дели
Г. Токио
2. Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Россия, США входит в группу стран
А. Самых больших по площади территории
Б. Экономически развитых
В. Развивающихся
Г. С наибольшей численностью населения
3. По географическому положению Великобритания, Исландия, Куба, Мальта, Япония относятся к странам
А. Приморским
Б. Полуостровным
В. Странам-архипелагам и островным
Г. Внутриконтинентальным
4. Основное месторождение янтаря расположено на шельфе море
А. Аравийского
Б. Средиземного
В. Балтийского
Г. Охотского
5.Главная причина миграций населения в современном мире
А. национальная
Б. политическая
В. Религиозная
Г. Экономическая
6. Крупнейший город Мира (более 7 млн. жителей)
А. Москва
Б. Канада
В. Вашингтон
Г. Шанхай
7. Наибольший естественный прирост населения
А. Австралия Б. Азия В. Африка Г. Европа
8. Распространенная религия
А. Буддизм Б. Ислам В. Иудаизм Г. Христианство
9. Трубопроводный транспорт преобладает в
А. Аргентине, Бразилии Б. ЮАР В. Ближний и средний Восток Г. США, Франция
10. Значительными лесными ресурсами обладают страны Европы :
А. Великобритания Б. Германия В. Финляндия Г. Париж
______________________________________________________
Любимое яичко
Н. Гумилёв. Жираф
Повезло! Стихи о счастливой семье
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Снежная сказка