Различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей. Веяние времени, идеи и мечты людей находят яркое отражение не только в политике государства или общественных процессах, но и в повседневной жизни человека. Погружаясь в мир культуры, проще воссоздать прошлое, не только понять, но и почувствовать дух эпохи. Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей моды.
Вложение | Размер |
---|---|
moda_19_veka.rar | 2.45 МБ |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………….стр.2
2. Мода начала 19 века: общая характеристика………………………….стр.3
3. Отличия одежды дворян и крестьян………………………………… ...стр.3
4. Женская мода………………………………………………………… … стр.4
5. Мужская мода…………………………………………………………….стр.6
6. Заключение………………………………………………………………..стр. 7
7. Список использованной литературы ……………………………………стр.8
ВВЕДЕНИЕ
Различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей. Веяние времени, идеи и мечты людей находят яркое отражение не только в политике государства или общественных процессах, но и в повседневной жизни человека. Погружаясь в мир культуры, проще воссоздать прошлое, не только понять, но и почувствовать дух эпохи. Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей моды.
Ни для кого не секрет, что мода крайне изменчива. Ведь даже сегодня постоянно появляются и исчезают те или иные модные тренды, и каждый дизайнер вносит свою лепту в развитие мировой моды. А какой была одежда 19 века? Во что одевались люди двести лет тому назад? Как развивалась мода в те времена? Этими вопросами интересуются многие.
Мне захотелось исследовать моду 19 века.
Цель данной работы – исследование моды и ее направлений в 19 веке.
Начиная работу, я поставила перед собой следующие задачи:
Предмет исследования – исследование одежды 19 века.
Объект исследования – изменение моды XIX века.
Глаза отражают душу человека, а мода является наглядной иллюстрацией конкретной эпохи.
Мода 19 века – феномен, сформировавшийся под влиянием многочисленных изобретений и открытий в науке, утверждения реализма в искусстве и постепенного переход к свободной торговле в экономике. Вот некоторые модные этапы того времени.
Безусловно, мода и одежда напрямую связаны с некоторыми историческими событиями. И одежда первой половины 19 века демонстрирует эту зависимость. Ведь 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов, время активности феминистских организаций. Вполне естественно, что мода менялась практически постоянно.
Мода начала 19 века: общая характеристика
Как уже упоминалось, на развитие мужской моды влияла философия и стиль жизни Наполеона. В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир. Это было своего рода возвращение к античности: платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, затем в Европе, а потом уж появились и на территории России.
Костюм крестьян и среднего сословия в 19 веке
19 век -это период революций, когда границы между простым населением и аристократией начинали постепенно стираться
Тем не менее разница в одежде была. Простые женщины, разумеется, тщательно следили за модой, но в их распоряжении не было дорогих, роскошных тканей, из которых шили платья знатным дамам.
Основными тканями для крестьянского платья начала века были самотканые холсты и грубая шерсть. В 1840−1850 годы домотканый материал вытесняет фабричная мануфактура с полосатым, клетчатым, цветочным рисунком. Наряды южных и северных районов немного разнились, но основные элементы женского платья были схожи:
− сарафан;
− панева;
− рубаха прямого покроя;
− шушпан.
− душегрея.
Рубахи украшали вышивкой на груди, по подолу и внизу рукавов, носились они с сарафанами из однотонной ткани.
Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из крашенины или холста. Верхней одеждой служили зипун или кафтан с застежкой на левую сторону. Зимой надевали овчинные нагольные шубы.
В конце столетия в народной одежде появляются формы городского костюма. Это кофты и блузки с баской, шили их из сатина, переливчатой тафты, атласа из ярких насыщенных цветов.
Одежда купчих и мещанок являла смесь народного платья с элементами европейской моды. Костюмы поражали пышностью и многоцветием. Обязательным аксессуаром были дорогие кружевные или ковровые шали. Безвкусица и мещанин стали словами-синонимами.
В мужском наряде преобладают черты сдержанности, солидности. В ассортимент одеяния входили кафтаны, сшитые из дорогого французского сукна, отрезные по линии талии, зипуны, долгополые купеческие сюртуки. Популярная верхняя одежда:
− русские тулупы;
− шинели с пелериной;
− шубы;
− пальто.
Эта традиционная русская одежда дополнена видоизмененными модными деталями: застежкой на правую сторону, отворотами
Женская мода 19 века
Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Поэтому сложные наряды заменяются полупрозрачными платьями простого кроя в греческом стиле. В моде античный силуэт, напоминающий стройную колонну греческого храма. Платья начала 19 века – это легкие наряды с завышенной талией и лентой под грудью, глубоким вырезом, рукавами-фонариками, свободным подолом со складками, длиной в пол. Шились они из легкой ткани (шифон, плотный шелк, прозрачные ткани, но обязательно на шелковой подкладке), которые легко драпируются; преимущественно светлых тонов. Самые смелые дамы одевали платья с разрезами по бокам от пояса, при любом движении открывались ноги женщины, украшенные цепочками и браслетами. В холодную погоду платья дополнялись пальто (такого же силуэта), различными накидками, шалями. В моде были белые, синие и красные оттенки, а также минимум косметики, отказ от париков. Платья в стиле ампир носили с шелковыми балетками с длинными ленточками, которыми обвязывали ноги.
С приходом эпохи романтизма одежда стала более сложной и структурированной. В противовес простоте началась любовь к декоративным элементам – рюшам, лентам и оборкам. Новая обработка подола прибавила пышности юбке. Юбки становятся все пышнее, и, чтобы поддерживать модный силуэт, модницам приходится носить «подъюбники». Кстати, насчет силуэта, именно в этот период он начинает напоминать «песочные часы».
Одежда начинает украшаться лацканами, делается акцент на плечи и рукава. Как это часто бывает, одно изменение приносит с собой другое: пышные рукава было сложно засовывать в пальто, поэтому в моду входят длинные плащи без рукавов и так называемые пелерины. Среди модных аксессуаров был фартук.
Значительно увеличивается цветовая гамма. Талия постепенно начинает опускаться к своему естественному положению.
В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию. Образ светской дамы «пушкинской поры» − открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты – вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.
Платье 19 века было очень сложного покроя, создавался гибкий каркас из стальных прутов – кринолин, чтобы придать ему пышный вид и модный в то время силуэт.
Середина 19 века известна своими кринолинами. Юбки достигли своих максимальных размеров. На самом деле, женщины были в восторге от идеи ношения такой клетки, так как эта конструкция не так сковывала движения, как численные нижние юбки. До того, как в середине века появился кринолин, женщинам приходилось носить до восьми нижних юбок. И стирать не надо. Кринолин носили все – аристократки, горничные, продавщицы, женщины среднего класса. Одним из немногих исключений были женщины, работавшие в поле. Сама юбка украшалась рюшами; на вечерних платьях рюши отличались своим количеством и пышностью. И даже после изобретения кринолина суммарный вес дамского костюма мог достигать пятнадцати килограммов! Основной вес платья ложился на бедра и живот, а следовательно, и на внутренние органы, сдавливая и нарушая их работу. Кроме этого, женщины носили корсеты, которые туго зашнуровывались китовыми усами, для того чтобы придать форме женского тела осиную талию. Естественно, при этом нарушалась работа лёгких, сердца и печени. Но красота требует жертв, и женщины не задумывались о своём здоровье, потому что такой стиль одежды был принят в обществе.
Самыми популярными видами верхней одежды были плащ и мантия – покрой позволял надевать их поверх широкой юбки, и, к тому же, такие виды верхней одежды были украшены множеством декоративных элементов, что, несомненно, нравилось модницам.
В конце XIX века к платьям в стиле ампир добавился турнюр – конструкция, крепившаяся под юбку сзади и делавшая фигуру более объемной пониже спины. Теперь платье уже не так мешало жить, как раньше. А движение суфражисток, которые активно начали бороться за равные с мужчинами права, еще больше увеличило практичность женской одежды: платье уступило место тандему блузка + юбка. Самые же продвинутые дамы заменили юбку на шаровары, отвоевав у мужчин право носить брюки и использовав сложившуюся политическую ситуацию в своих целях.
Мода менялась стремительно и к концу века появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.
Мужская мода
Мужская одежда 19 века претерпела значительные изменения по сравнению с традиционными нарядами 18 века. В это время законодателем моды в Западной Европе (да и в России) был Наполеон Бонапарт. Если еще за двадцать лет до революции мужской костюм пестрил украшениями и драгоценными камнями, то теперь наряд дворянина характеризовался строгим покроем и минимальным количеством декора. Ведь, как утверждал великий полководец, дело мужчины — война и освобождение. Простые, удобные костюмы из качественной ткани демонстрировали деловитость и энергичность своих обладателей.
Мужская одежда девятнадцатого века нередко менялась. Например, в начале века считались модными сюртуки, кружевные жабо, туфли с большими пряжками и ботфорты. Но в связи с популярностью стиля ампир представители сильного пола начинают отдавать предпочтение другой одежде. Если говорить о повседневной одежде, то мужчина надевал светлые панталоны, сорочку, жилет, а поверх него — шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Как правило, фраки шили из тканей приглушенных темных тонов, в частности, модными были черный, синий и коричневый цвета. В качестве верхней одежды использовался двубортный сюртук. Одежду украшали однотонной симметричной вышивкой.
Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Зимой и осенью мужчины носили редингот с несколькими воротниками или пелериной.
Мужчины в те времена носили короткие стрижки. Головными уборами были шляпа или «котелок» с небольшими полями, вытеснившие цилиндр, а летом соломенная шляпа — канотье.
Что же касается украшений, то строгий костюм предусматривал минимальное количество декора. Мужчина мог носить лорнет, который крепился к одежде с помощью цепочки. К допустимым украшениям относились также часы, табакерка, а также цепочки и брелоки для ключей.
Заключение
Проделав эту работу, я узнала очень много интересных фактов о моде19 века. Например, как в 19 веке одевались дамы для бала. Так же я узнали, из каких материалов они шились, и какие аксессуары носили в то время к платью. Еще я узнала, историю костюма 19 века и благодаря кому появился стиль ампир в России. Мне было очень интересно узнать об истории моды 19 века. Я решила применить полученные знания в практику и изготовить бальное платье для моей куклы и почувствовать себя в той исторической эпохе.
Источники:
1.История костюма, составленная Наталией Будур. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002
2.Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до ХХ века. – М.: «Просвещение», 1870
3.Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – М.: Современ. литератор, 2004.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Стеклянный Человечек
Проказы старухи-зимы
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?