Работа о фонетике, о русских лингвистах, которые заниманились изучением фонетики.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 47.07 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждении города Ульяновска
«Средняя школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов»
Выполнили ученицы 6 класса «Е»:
Намазова Джахан, Кузьмина Ксения
Руководитель: Габриелян.Ю.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..стр.3
1. Теоретическая часть.
1.1 Фонетика как раздел лингвистики……………………………………..стр.4
1.2. Выдающиеся ученые-фонетисты. Их теоретический вклад в развитие науки…………………………………………………………………………...стр.9
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование ………………………………………………………..стр.14
2.2. Анализ анкетирования…………………………………………………стр15
Заключение…………………………………………………………………стр.16
Список использованной литературы…………………………...………стр.17
Приложение …………………………………………………………..…....стр.18
Введение
В современном мире за сотней гаджетов и технологий люди утратили самое главное – общение. Грамотное, благозвучное общение – это то, чего нам не хватает на сегодняшний день.
На наш взгляд проблема заключается еще и в том, что сейчас многие люди недооценивают разделы русского языка, которые создавали великие русские лингвисты. В этих резервуарах кроется много интересного и не известного рядовому школьнику.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нужно развивать любовь к русскому языку. В своем проекте мы расскажем о великих русских лингвистах в области фонетики. Мы решили углубиться в область фонетики, поскольку звуки – это первое, что произносит каждый человек. Именно из них формируются слоги, затем слова, предложения и целые тексты. Без правильного звучания наша речь потеряет яркость, выразительность.
Цель нашего проекта показать, как сильно лингвисты повлияли на русский язык, сколько интересных открытий они сделали и доказать, что без них наш язык был бы не многословен.
Задачи нашего проекта:
1. Расширить кругозор учащихся в области фонетики
2. Повысить интерес к предмету и родному языку в целом
3. Повысить грамотность учащихся.
1.Теоретическая часть.
1.1 Фонетика как раздел лингвистики
[Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.
Предмет фонетики
К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.
Четыре аспекта фонетических исследований
1) анатомо-физиологический (артикуляционный) — исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; и т. д
2) акустический (физический) — рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический) — изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
4) перцептивный — изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.
История фонетики как науки
Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Эрнста фон Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872).
Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко.
Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
Звук — минимальная фонетическая единица.
Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность — время звучания сегмента речи.
Разделы фонетики
Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.
Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории.
Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).
Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).
Артикуляционная фонетика (от лат. articulo — «расчленяю») — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков,чёткость их звучания.
1.2.Выдающиеся ученые-фонетисты.
Их теоретический вклад в развитие науки.
Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie.
Ива́н Алекса́ндрович Бодуэ́н де Куртенэ́ - российский и польский языковед.
Бодуэн де Куртенэ совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление — языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Он же в своих работах доказал, что сущность языка — в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты. Только так можно понять механизм функционирования языка и проверить правильность лингвистических теорий.
Бодуэн де Куртенэ в течение многих лет изучал разные индоевропейские языки, писал свои научные труды не только на русском и польском, но и на немецком,французском, чешском, итальянском, литовском и других языках. Работая в экспедициях, исследовавших славянские языки и диалекты, он фиксировал их фонетические особенности. Его открытия в области сопоставительного (типологического) анализа славянских языков предвосхитили появление идей, которые позднее нашли своё отражение в работах выдающегося типолога-слависта Р. О. Якобсона. Эти исследования позволили Бодуэну де Куртенэ (с учётом идей рано умершего младшего коллеги, талантливого Н. В. Крушевского — также поляка, работавшего в Казани) создать теорию фонем и фонетических чередований. Теория изложена в его «Опыте фонетических чередований» (1895). Её логическим продолжением явилась созданная учёным теория письма. Таким образом, Бодуэн выступил основоположником фонологии и предшественником теории Н. С. Трубецкого.
Бодуэн де Куртенэ первым начал применять в лингвистике математические модели. Доказал, что на развитие языков можно воздействовать, а не только пассивно фиксировать все происходящие в них изменения. На основе его работ возникло новое направление — экспериментальная фонетика.
Он подготовил третью и четвёртую редакции словаря В. И. Даля, уточнив этимологии, исправив разделение на гнёзда (у Даля часто произвольное), а также пополнив его новыми словами, в том числе внеся отсутствовавшую у Даля вульгарно-бранную лексику. За свои дополнения был подвергнут жёсткой критике, в советское время «Бодуэновский словарь Даля» не переиздавался.
Работая в Казани в 1874—1883 гг., учёный основал Казанскую лингвистическую школу, в рамках которой расцвёл талант крупнейшего учёного В. А. Богородицкого, под его непосредственным влиянием проходило становление замечательных русских лингвистов XX века Л. В. Щербы и Е. Д. Поливанова.
Никола́й Серге́евич Трубецко́й — выдающийся русский лингвист.
Известен также как философ и публицист евразийского направления.
В 1920-1930-х гг. преподавал в Венском университете славянские языки и литературу, занимался научной деятельностью. В конце 1920-х — начале 1930-х разработал фонологическую теорию. Был одним из участников и идейных лидеров Пражского лингвистического кружка, одним из создателей школы славянского структурализма в лингвистике. В своих лекциях по истории русской литературы высказывал революционные идеи о необходимости «открытия» древнерусской литературы (наподобие открытия русской иконы), о применении формального метода к произведениям древней и средневековой литературы (в частности к «Хождению за три моря» Афанасия Никитина), о метрике русских былин.
Васи́лий Алексе́евич Богоро́дицкий — российский лингвист, доктор филологических наук, профессор.
Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук (1915), член Парижского лингвистического общества (1905); член-корреспондент АН СССР (1925), один из основателей казанской лингвистической школы.
В 1884 году защитил магистерскую диссертацию «Гласные без ударения в общерусском языке», в 1888 году — докторскую диссертацию «Курс грамматики русского языка. Ч.1. Фонетика». В том же году основал первую в мире лабораторию экспериментальной фонетики.
В. А. Богородицкий является автором принятых и в настоящее время терминов переразложение и опрощение, относящихся к диахронической морфологии.
Лев Влади́мирович Ще́рба —российский и советский языковед.
Академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитие психолингвистики, лексикографиии фонологии. Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему языкознанию, русскому, славянским и французскому языкам.
В 1909 году создал в Петербургском университете лабораторию экспериментальной фонетики, ныне — его имени. В 1912 году защитил магистерскую диссертацию («Русские гласные в качественном и количественном отношении»), в 1915 году — докторскую диссертацию («Восточнолужицкое наречие»). С 1916 года — профессор кафедры сравнительного языкознания Петроградского университета. С 1924 года — член-корреспондент Российской академии наук, с 1943 года — академик АН СССР. С 1924 года — почётный член Международной ассоциации фонетистов.
Развил концепцию фонемы, воспринятую им от Бодуэна де Куртенэ, придав термину «фонема» его современное значение. Основатель Ленинградской (Петербургской) фонологической школы. Среди его учеников — Л. Р. Зиндер и М. И. Матусевич.
Среди его научных интересов, помимо уже названных, были синтаксис, грамматика, вопросы взаимодействия языков, вопросы преподавания русского и иностранных языков, вопросы языковой нормы, орфографии и орфоэпии. Подчёркивал важность разграничения научного и «наивного» значения слова, создал научную типологию словарей. Поставил проблему построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим их формам (в противоположность традиционной, пассивной грамматике, идущей от форм к значениям).
В работе «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» разграничил языковой материал, языковую систему и речевую деятельность, развив тем самым идею Ф. де Соссюра о разграничении языка и речи.
Щерба ввёл понятия отрицательного языкового материала и лингвистического эксперимента. При проведении эксперимента, полагал Щерба, важно не только использовать подтверждающие примеры (как можно говорить), но и систематически рассматривать отрицательный материал (как не говорят). В этой связи он писал: «особенно поучительны бывают отрицательные результаты: они указывают или на неверность постулированного правила, или на необходимость каких-то его ограничений, или на то, что правила уже больше нет, а есть только факты словаря, и т. п.»
Л. В. Щерба — автор фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».
Аванесов, Рубе́н Ива́нович — советский языковед, основоположник хронологической школы.
Один из основателей московской фонологической школы, член-корреспондент АН СССР (1958), профессор МГУ (1937).
Многие годы возглавлял всю диалектологическую работу в Москве. Аванесов ежегодно участвовал в диалектологичеких экспедициях, а потом и руководил ими. Был вдохновителем грандиозной работы по сбору сведений о русских говорах, созданию Диалектологического атласа русского языка (ДАРЯ) и Общеславянского лингвистического атласа (ОЛА).Вместе с П. С. Кузнецовым, В. Н. Сидоровым, А. А. Реформатским разработалтеорию фонем, которая легла в основу концепции фонетики и фонологии Московской фонологической школы. Чрезвычайно полезным оказался данный подход для развития теории письма. Классический труд Аванесова — «Фонетика современного русского литературного языка».
Уникален вклад Аванесова в теорию русской орфоэпии: до сих пор настольной книгой любого лингвиста-русиста является его «Русское литературное произношение» (1950), выдержавшее шесть изданий. Под редакцией Аванесова издавался «Словарь древнерусского языка XI—XIV вв.».
Алекса́ндр Алекса́ндрович Реформа́тский — российский лингвист.
С середины 1930-х годов много занимался фонологией; один из основателей Московской фонологической школы и активный пропагандист её концепции. Наиболее полно фонологические взгляды А. А. Реформатского изложены в изданной им хрестоматии «Из истории отечественной фонологии» и в сборнике с характерным для его научного стиля названием «Фонологические этюды» .
2. Практическая часть
2.1 Анкетирование
В ходе подготовки проектной работы был проведен опрос среди 6 Е класса. В опросе принимали участие 21человек. Анкетирование содержало вопросы следующего характера:
1 Что такое фонетика?
2. На какие виды делятся звуки русского языка?
3. Что такое фонетический разбор?
4. Каких лингвистов(ученых, исследователей) русского языка вы знаете?
5. Какие лингвисты (ученые, исследователи) занимались изучением фонетики?
2.2.Анализ проведенного анкетирования
В результате проделанной работы и обработки данных были выявлены следующие результаты.
6Е (общеобразовательный класс) – 21человек | ||
Вопрос | Знают | Не знают |
| 19 | 2 |
| 20 | 1 |
| 12 | 9 |
| 21 | 0 |
| 6 | 15 |
На основании данного опроса мы пришли к выводу, что на уроках русского языка недостаточно информации дается о лингвистах и ученых в области языка, в том числе и фонетики. Необходимо также уделять на уроках русского языка больше внимание разделу фонетики, так как именно от правильного произношения зависит благозвучность нашей речи.
Заключение
Мы пришли к выводу, что поставленные цели были достигнуты.
Целью нашего проекта было показать, как сильно лингвисты повлияли на русский язык, сколько интересных открытий они сделали и доказать, что без них наш язык был бы не многословен.
Необходимо расширять кругозор учащихся и раскрывать тайны русского языка.
Список литературы
Знакомые следы
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Свинья под дубом
Пока бьют часы