Безопасен ли компьютер для здоровья людей? В наше время очень сложно представить свою жизнь без компьютера. Компьютеры применяются везде, где только возможно: на предприятиях, в сфере обслуживания и дома. Так ли безопасен компьютер для здоровья человека?
Наше поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности? В нашей работе попытались определить наличие проблемы интернет-зависимости среди учеников нашей школы, основываясь на социологических исследованиях.
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 157.5 КБ |
Школьная конференция молодых исследователей «Я – исследователь»
«За страницами учебника»
Интернет-зависимость. Проблема современной подростковой среды
Антонов Игорь
Россия, Республика Саха (Якутия), г.Олекминск
МБОУ «СОШ № 2», 8 «А» класс
Научный руководитель:
Кожова Инна Анатольевна
Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 2»
Олекминск 2016 г.
Актуальность
Безопасен ли компьютер для здоровья людей? В наше время очень сложно представить свою жизнь без компьютера. Компьютеры применяются везде, где только возможно: на предприятиях, в сфере обслуживания и дома. Так ли безопасен компьютер для здоровья человека?
Наше поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности? В нашей работе попытались определить наличие проблемы интернет-зависимости среди учеников нашей школы, основываясь на социологических исследованиях.
Об интернет-зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет-зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее. Первыми признаками интернет-зависимости являются многочасовые ”общения” в чатах, форумах, ”Одноклассниках” и ”Контактах”, азартные онлайн-игры и бесконечное ”изучение” всевозможных ”познавательных” интернет-сайтов.
По оценкам специалистов, интернет-зависимостью страдают приблизительно 5-10% пользователей глобальной сети. Учитывая, что возраст подавляющего большинства пользователей составляет 10 – 35 лет, проблема интернет-зависимости становится в один ряд с другими социальными проблемами молодежи.
Выбранная тема достаточно актуальна среди подростков. Любые виды зависимости у детей появляются очень быстро, в том числе — зависимость от интернета, телевидения, компьютерных игр.
Цель: определить наличие проблемы интернет-зависимости среди учащихся МБОУ СОШ № 2
Задачи:
Объект исследования: обучающиеся МБОУ «СОШ № 2» (5-9 классы)
Предмет исследования: изучение проблемы интернет – зависимости среди учащихся МБОУ «СОШ № 2»
Гипотеза: Можно предположить, что Интернет-зависимость проявляется в том, что подростки утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2» г.Олекминска
Выборка исследования составила: 78 учащихся 5-9 классов
Методы исследования: в качестве методов исследования нами использованы метод теоретического анализа специальной литературы, анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в работе образовательного учреждения с целью профилактики интернет-зависимости среди подростков.
План исследования:
Что такое интернет-зависимость?
Слово «зависимость» означает - навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость - аддикция, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не психоактивные вещества; психологическая зависимость.
Интернет-зависимость - психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.
В поведении Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
Впервые в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по данной проблеме.
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Но вот вопрос: чем отличается общение вживую от общения по Интернету? Нет ничего плохого в том, что человек знакомится в Сети, подбирая новых друзей по общим интересам. Точно так же нельзя назвать зависимым человека, сидящего за монитором с приятелем или девушкой, с которыми приятно проводит время и вне компьютера. Даже не каждый геймер, вопреки распространенному мнению, зависим. Если подросток режется в игрушки с друзьями, а потом идет играть с ними же в баскетбол – это вполне здоровый человек. Так что в основе интернет-зависимости почти всегда лежит одиночество, отсутствие других вариантов времяпрепровождения.
Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% зависимых приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% -в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.
Согласно результатам исследований психологов, чаще всего интернет-зависимые проводят время в чатах, форумах и дневниках (37%), режутся в он-лайн игры (28%), участвуют в телеконференциях (15%), проверяют почту (13%). И совсем небольшой процент людей пользуется Сетью по прямому назначению – для выуживания необходимых справок и новостей.
Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.
Интернет - это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Причем безнаказанно. Это своего рода фантастический плацдарм для любых самых смелых романтических приключений, полетов воображения и виртуальной любви и дружбы.
Влияние интернет зависимости на здоровье подростков
Безусловно, работа за компьютером наносит огромный ущерб здоровью человека, длительное время, находясь без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок, играющий на компьютере, проводит несколько часов, а, то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.
Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжы, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка.
Также компьютер пагубно влияет не только на здоровье опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и на зрительную систему человека, а тем более ребенка.
Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.
Молодой растущий организм особенно сильно подвержен негативному воздействию зрительных, а также нервно-эмоциональных нагрузок. Именно поэтому длительное сиденье за компьютером ведет не только к чрезмерному переутомлению детского организма, но в будущем может спровоцировать серьезные заболевания. Если вечером ребенок излишне возбужден, раздражителен и даже агрессивен, если он плохо засыпает и часто просыпается ночью, - это верный признак того, что его общение с компьютером необходимо строго ограничить.
Вообще, специалисты до сих пор однозначно не определились, сколько времени ребенок может проводить за компьютером. Обычно врачи рекомендуют ограничиться 1 часом в день.
Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.
Сюда относятся:
проблемы провокации эпилептических приступов;
проблемы, связанные с электромагнитным излучением;
проблемы зрения;
проблемы, связанные с мышцами и суставами.
В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.
Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого.
Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяют увлечение общением on-line с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.
Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.
На базе МБОУ «СОШ № 2» проведено социальный опрос, в котором приняли участие учащиеся 5-9 классов. Анализ результатов исследования, показал следующие данные:
Сколько времени в день Вы тратите на посещение сайтов интернета?
Какой сайт Вы посещаете чаще всего?
С какой целью Вы посещаете интернет сайты?
Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети реальному общению с друзьями?
Считаете ли вы себя интернет-зависимым?
Взяв в расчет подростковый возраст, мы понимали, что главной ведущей деятельностью является непосредственное общение. Однако по полученным данным мы видим, что реальное общение заменено виртуальным. Основной цель нахождения в сети 50% участников опроса отметили общение. У 41% опрошенных идет сокращение реального общения и увеличения времени нахождения в сети Интернет, это один из признаков интернет – зависимости подростка. Также стоит отметить, распространенную цель посещения интернет пространства это онлайн игры. Игры зачастую имеют агрессивный характер, что приводит к проявлению агрессии в реальной жизни. На вопрос, считаете ли вы себя зависимым от интернета 64 % участников опроса ответили отрицательно. Исходя из этого, мы можем предположить, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Да, Интернет-зависимость проявляется в том, что подростки утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной. Полученные результаты не дают нам права категорически утверждать, что обучающиеся интернет-зависимы. Это лишь сигнал, на который необходимо обращать внимание.
Изучив данный вопрос, и сопоставив, данные мы разработали рекомендации:
Чтобы избавится от интернет – зависимости и предпочесть реальную жизнь виртуальной, мы разработали следующие рекомендации:
Для реализации данных рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости – например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков. Однако в нашем случае мы имеем дело с подростками, и они просто не способны к рефлексии и конечно же не смогут справиться без помощи взрослого человека. Таким образом наши рекомендации адресованы родителям.
Вывод
Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни.
Задача взрослых — показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
В заключении можно сказать, что в лечении Интернет-зависимости главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая.
Список использованной литературы
Приложение 1
Статистика зависимости от интернета за 2014г.
Социологические исследователи представили интересные результаты проводимого опроса, по поводу интернет – зависимости. Статистика зависимости от интернета показала, что треть населения России, испытывают проблемы с зависимостью от всемирной паутины.
Всего в опросе приняли участие 1600 человек, которые были из различных регионов и относились к разным возрастным группам.
Показатели опроса об интернет – зависимости:
22% пользователей признали, что они проводят слишком много времени в интернете, при этом используя его исключительно в развлекательных целях.
16% опрошенных указали, что не могут долго обходиться без виртуального общения.
11% людей заявили, что тратят массу времени, систематически проверяя свою почту (в том числе и в соц. сетях).
Каждый пятый участник опроса ответил, что также испытывает некоторую зависимость от использования мобильных приложений и телевидения, на которые также затрачивается определенный объем времени.
Чем занимаются люди зависимые от интернета?
Наибольшие проценты получили: бесполезное «блуждание» по различным ресурсам и изучение различной информации (48%) и использование социальных сетей (34%).
Среди самых «зависимых» пользователей, социологи выделяют группу людей в возрасте от 18 до 24 лет. Согласно полученным данным, 53% представителей этой возрастной группы испытывают интернет – зависимость, а 44% утверждают, что слишком много времени тратят на социальные сети.
Помимо этого, данная группа выделяется повышенной активностью использования мобильных устройств.
Что касается более старшей аудитории участников опроса, исследования показали, что их зависимость от интернета минимальна, но при этом повышена зависимость от телевидения. Если среди представителей молодежи 14% подтвердили зависимость от телевидения, то среди старшего поколения, эта цифра составила 28%.
Негативное влияние современных технологий на жизнь людей очевидно и благодаря подобным исследованиям, мы можем в этом убедиться. Не позволяйте делать себя «заложником» интернета и других современных технологий, научитесь жить без них, и пользоваться ими только при необходимости.
Как я избавился от обидчивости
Ералаш
Тигрёнок на подсолнухе
На горке
Воздух - музыкант