Вряд ли можно считать культурным человека, не знакомого ни с именами. ни с творчеством А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова. И в то же время считается вполне нормальным, когда гуманитарии никогда не слышали об именах и смысли работ С.В.Ковалевской или Н.И.Лобачевского. В данной работе рассказывается о великих математиках, которым литература была совсем не чужда. Многие из них обладали литературным талантом, писали стихи. В тоже время, многие известные поэты и писатели увлекались математикой, сами составляли математические задачи и не только.
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_literatura_-_tochki_soprikosnoveniya_v_zhizni_velikih_lyudey.doc | 171 КБ |
Министерство общего среднего и профессионального
образования
Свердловской области
Нижнесергинский муниципальный район
Математика и литература – точки соприкосновения
в жизни великих людей
Исполнитель:
ученица 7а класса
МАОУ СШ №1
г. Михайловск
Руководитель: Матвеева Мария Павловна,
учитель математики МАОУ СШ №1
г. Михайловск
г. Михайловск
2016год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………1
Глава I. Литературное творчество великих математиков
1. Омар Хайям
2. Михаил Васильевич Ломоносов
3. Софья Васильевна Ковалевская
4. Николай Иванович Лобачевский
Глава II. Талантливые люди талантливы во всём.
1. Пушкин - математический гений?
2. М.Ю. Лермонтов и математика
Глава III. Математика и поэзия
Заключение
Литература
Приложения
Введение
«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»[
А.С. Пушкин
Многим из нас сразу понятно, что физика и химия связаны с математикой, немного - географией и другими предметами естественного цикла. А как быть с гуманитарными науками?
Человек воспринимает, познаёт и воссоздаёт мир двумя противоположными способами — рациональным и эмоциональным, «мыслью и сердцем». Сама природа, давая человеку призвание, заботится о том, чтобы развитие культуры было обеспечено приходом, как ученых, так и художников. Наука и искусство – это две плоскости творчества, которые всегда пересекаются.
Литература и математика – где и в чем могут пересекаться эти далекие друг от друга области знаний?
Литература, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математика, предпочитающая строгий научный подход и абстрактную форму интуиции.
Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу — и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония».
Да, литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала методы математического описания знаков природы. Именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах.
Вряд ли можно считать культурным человека, не знакомого ни с именами, ни с творчеством Баха и Толстого, Пушкина. И в то же время считается вполне нормальным, когда гуманитарии слыхом не слыхали об именах и смысле работ Декарта и Коши, Ковалевской и Ломоносова.
Многие математики были поэтами, писателями. А как можно говорить о сухости математики, если многие известные поэты и писатели увлекались ею и сами составляли математические задачи в стихах и не только?
Проблема: на уроках математики и литературы мало отводится внимания тесному сплетению двух удивительно разных, но в тоже время имеющих много точек соприкосновения дисциплин.
Заинтересовавшись этой темой, я решила проследить и выяснить связь математики и литературы.
Познакомилась с биографией математиков и их творчеством. Перечитала произведения, стихи, поэмы некоторых известных литераторов.
Сформулировала гипотезу: между математикой и литературой существует тесная связь: многим математикам свойственны поэтические таланты и многие поэты и писатели являются математиками в душе.
Цель исследования: изучение связи математики и литературы на примере поэтического творчества великих математиков, и роли математики в жизни поэтов.
Объект исследования: произведения русской классической художественной и научно-популярной литературы.
Задачи исследования:
Актуальность темы в том, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков.
История развития человечества подтверждает, что гениальность всегда многогранна, и ее можно развивать.
Практическая значимость: материал может быть использован на уроках математики как дополнительный источник для изучения жизни и творчества великих математиков, а также для доказательства прикладной значимости математики в гуманитарных науках. Мы хотим привлечь внимание учащихся к задачам из художественной литературы, решение которых способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования.
Методы исследования: анализ научно-популярной и художественной литературы, анализ и решение, сравнение результатов с реальной действительностью.
Глава I. Литературное творчество великих математиков
1. Омар Хайям
Омар Хайям (1048-1122) - персидский математик, геометр, физик, астроном, философ, историк, правовед, врачеватель и лингвист (приложение 1). Он родился в Хорасане, в древнем городе Нишапуре, в семье зажиточного ремесленника, старейшины цеха ткачей, изготовлявших ткани для шатров и палаток. Ремесло его предков было почетным. Хайям - псевдоним поэта - происходит от слова "хайма" (шатер, палатка).
Из всех наук молодого Хайяма сильнее всего увлекала математика. Он сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. Вот что пишет он об алгебре: «Алгебра есть научное искусство. Ее предмет — это абсолютное число и измеримые величины, являющиеся неизвестными, но отнесенные к какой-нибудь известной вещи так, что их можно определить. Это известная вещь есть количество или индивидуально определенное отношение, и к этой известной вещи приводят, анализируя условие задачи; в этом искусстве ищут соотношения, связывающие данные в задачах величины с неизвестной, которая вышеуказанным образом составляет предмет алгебры. Совершенство этого искусства состоит в знании математических методов, с помощью которых можно осуществить упомянутые определения как числовых, так и геометрических неизвестных... Алгебраические решения производятся лишь с помощью уравнений».
Это первое дошедшее до нас определение алгебры как науки означает: алгебра - это наука об определении неизвестных величин, состоящих в некоторых отношениях с величинами известными. Определение неизвестных осуществляется с помощью составления и решения уравнений.
Славу ему принес трактат "Трудные вопросы математики" и последовавший за ним - " трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида».
Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый, но и как прекрасный поэт. Параллельно с занятиями наукой создавал он свои бессмертные стихотворения, известные всеми миру. Единственной формой своих стихов Хайям избрал рубаи - четверостишия. Рубай Хайяма - своеобразная миниатюра, где целая жизнь, большое человеческое переживание включены в четыре строчки.
Его четверостишия пробились, как родники, из глубин народного творчества. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма.
Я красив: кипарису подобен мой стан,
Борода - словно шелк, щеки - вешний тюльпан,
Но зачем так старался предвечный ваятель?
Если вся эта видимость - краткий обман
А вот самое знаменитое:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Лирические стихи поэта о любви и дружбе, о поиске смысла жизни и о многом другом - оптимистичные и скорбные, практические и возвышенные – точные, острые, и актуальны по сей день.
Вся поэзия Хайяма - это прославление величия духа человеческого, вся она проникнута верой в бессмертный творческий разум человека. В этом - залог ее бессмертия (приложение 2) .
2. Михаил Васильевич Ломоносов
Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), родился в деревне Мишанинская, вблизи Холмогор, в Архангельской губернии (приложение 3).
Творец идей новой науки во многих областях. Он был величайший математик, химик, физик, геолог и в то же время историк, языковед и поэт.
Ломоносов не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, однако без понимания его отношения к математике представление о его научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.
В 1741 году Ломоносов написал работу «Elementa Chimiae Mathematicae» («Элементы математической химии», на латыни). Она не была издана и сохранилась в черновиках, которые позволяют судить о том, что Ломоносов хотел создать целый трактат по математической химии, наподобие труда Philosophiae Naturalis Principia Mathematicae Ньютона.
Он на собственном примере доказал, что человек может заниматься наукой и одновременно искусством, физикой и литературой. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739г.) он обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения, сохранившуюся в русской поэзии и поныне. Стал создателем русской оды. Сыграл важную роль в разработке жанров послания, идиллии, эпиграммы.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут:
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры (приложение 4).
3. Софья Васильевна Ковалевская
Софья Васильевна Ковалевская (1850 – 1891 г.) - первая в мире женщина - профессор математики педагог, редактор, ученица Вейерштрасса, доктор математических наук, преподаватель Стокгольмского университета, редактор известного математического журнала «Математические ведомости» (приложение 5).
Когда 15 января 1850 года в семье генерала Корвин-Круковского Московского артиллерийского гарнизона родилась дочь Соня, вряд ли кто мог предположить, что она станет ученой.
Её важнейшая научная работа - полное решение задачи о вращении тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки.
Благодаря своим выдающимся математическим дарованиям, Ковалевская достигла вершин ученого поприща.
Но, натура живая и страстная, она не находила удовлетворения в одних только отвлеченных математических изысканиях и проявлениях официальной славы. Известный математик Софья Васильевна Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Она писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Софья Васильевна писала прозаические произведения: роман «Сестры Раевские»; драма «Борьба за счастье». «Сила не в одиночестве – в единении» — созвучна идеям объединения революционных сил в борьбе с любыми формами народного угнетения. Роман «Нигилистка» был запрещен в России вплоть до 1917г. В нем писательница, верно, поняла и хорошо изобразила новое в психологии русской женщины, готовой отдать жизнь за свою идею. Софья Васильевна писала стихи, повести, романы, критические статьи для журналов и газет. За выдающиеся заслуги Русская Академия наук избрала С. В. Ковалевскую своим членом – корреспондентом. Министр просвещения Франции присвоил ей почетное звание “Офицера просвещения”. Этого звания удостаивались лишь некоторые. Вся ее прекрасная жизнь есть образец служения науке.
В стихотворении С.В. Ковалевской «Если ты в жизни...» с необыкновенной силой выражено стремление к познанию:
Если ты в жизни, хотя на мгновение
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч света сквозь мрак и сомненье
Ярким сиянием твой путь озарил:
Что бы, в решении своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю, ты встреть и померься с грозой.
В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи (приложение 6) .
«…Мне кажется, что поэт должен только видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. Что до меня касается, то я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности, к математике или литературе?...но, тем не менее, я ни от одной их них не могу отказаться совершенно».
4. Николай Иванович Лобачевский
Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856) родился 1 декабря 1972 года в Нижнем Новгороде в бедной семье мелкого чиновника. Девятилетним мальчиком он был привезен матерью в Казань и её стараниями устроен вместе с двумя братьями в гимназию на казенное содержание (приложение 7).
Труды Лобачевского относятся, прежде всего, к геометрии. Его главным достижением является создание неевклидовой геометрии. Он первым сформулировав начала неевклидовой геометрии. Лобачевский открыл полосу широкого развития науки, считавшейся до этого совершенно законченной. На основе его идей, геометрия стала огромным зданием, в котором Евклидово учение составляет лишь фундамент или основной камень фундамента. Все его труды удалось собрать только через несколько лет после смерти математика, но часть из них до сих пор считается утерянной.
Лобачевский открыл новый способ решения уравнений.
Известный ученый, создатель неевклидовой геометрии Лобачевский в редкие часы, свободные от занятий, а иногда и на скучных для него уроках, сочинял стихи. Еще в молодости Николай Иванович написал стихотворение «Разлив Волги при Казани» (приложение 8).
Николай Николаевич Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений.
С 2011 года в Казани проводится Международный поэтический фестиваль имени Николая Лобачевского. Это единственный в мире литературный фестиваль, который носит имя великого математика.
Создатель неевклидовой геометрии, стал для просвещенных людей примером бесстрашия в своих научных поисках. Выдающийся математик предложил по-новому взглянуть на давно открытые, и, казалось бы, незыблемые истины. Об этом говорил и участник первого фестиваля поэт и математик Равиль Бухараев: «Несмотря на всю умозрительную сложность геометрии Лобачевского, ее связь с поэзией очевидна, потому что и там, и здесь главное - это вопрос взгляда на предмет».
Глава II. Талантливые люди талантливы во всём
1. Пушкин - математический гений?
Широко распространено мнение, что А.С.Пушкин был не совсем в ладах с математикой, что она не давалась ему с детства и поэтому он ее не любил. По словам сестры А. Пушкина О.С. Павлищевой "арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами". Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что «...все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".
Сохранилась также следующая запись в дневнике А.С. Пушкина от 1 января 1834 года: "Меня спрашивали, доволен ли я моим камер-юнкерством? Доволен, потому что государь имел намерение меня отличить, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер-пажи, только б не заставили меня учиться французским вокабулам и арифметике".
Кажется, что приведенных свидетельств более чем достаточно для того, чтобы сделать вывод о неприязненном отношении Пушкина к математике в течение всей его непродолжительной жизни
На самом деле, интересы Александра Сергеевича были разносторонними. Вяземский П.А. писал о Пушкине, что тот был "страстен и к наукам естественным и особенно математическим, которые составляли значительнейший капитал его знаний, и были до конца любимым предметом его учебных занятий и глубоких исследований".
Александр Сергеевич был лично знаком с известным русским математиком, автором неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским. Может быть, после встречи с ним Пушкин сказал свою знаменитую фразу: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
А какой глубокий математический смысл имеют другие крылатые фразы Пушкина «Проверил я алгеброй гармонию», «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?
История развития человечества подтверждает, что гениальность всегда многогранна. А.С. Пушкин не был исключением. Даже если математику он хорошо не знал, то, как гений, не мог обойти стороной ее мерило гармонии и красоты.
Думаю, многие будут очень удивлены, когда откроют книгу «Пушкин А. С. Сочинения» под редакцией И. Д. Сытина (приложение 9), 1913 г., стр. 52 и обнаружат там геометрическую фигуру.
Вершины квадрата были обозначены буквами. С помощью этих букв Александр Сергеевич разъяснял, как следует «набирать» эти буквы, чтобы получить начертание той или иной цифры.
Например, цифра «2» образуется как маршрут ABDC, цифра «3» — ABOCD и т. д. Разумеется, при написании современных цифр все острые углы сглаживаются, и фигуры приобретают округленный вид. Некоторые из них слегка даже поворачиваются, как это наблюдается с четверкой и пятеркой.
Пушкин попытался объяснить принцип начертания цифр следующим образом: арабским цифрам в их первоначальном варианте было придано значение в строгом соответствии с числом углов, которые образуют иероглифы цифр. Так, иероглиф, изображающий цифру «1», образует один угол, иероглиф «2» - два угла, «3» - три угла и т. д. Это, несомненно, остроумная и удачная догадка.
В своих записках А. С. Пушкин сказал следующее: «Форма цифров арабских составлена из следующей фигуры:
Римские цифры составлены по тому же образцу». Замечание «etc» (и так далее), касающееся остальных цифр «5» - «9» и «О», допускает различные толкования. Никаких дополнительных источников, свидетельствующих о точке зрения самого А. С. Пушкина на вопрос о происхождении этих цифр, обнаружить пока не удалось, но надеемся, что этот мало известный факт биографии А. С. Пушкина всё-таки когда-то обретёт ясность.
Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.
Некоторые авторы указывают на ошибку Пушкина, вкравшуюся в сказку о царе Салтане. Рассмотрю, как корабельщики рассказывают царю Салтану про чудо - явление тридцати трех богатырей:
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,….
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
... Итак, на берег из моря выходят 33 богатыря и старый дядька Черномор выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается ложным, невозможным с точки зрения арифметики. Неужели поэт ошибся? Но в книге С. Я. Гессена «Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников» (приложение 10) находим: «лицеистов в классе рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. И вот тогда летом 31- го года один самый смелый воспитанник спросил поэта - за что учитель математики отправил его за самую последнюю парту?
- Я не мог 33 разделить на 2! - улыбнулся поэт».
В это время, летом 31-го, Пушкин завершал работу над «Сказкой о Царе Салтане». Возможно, поэт вновь вспомнил пору своего ученичества, вспомнил и эпизод с делением, всего-то на всего - одно число разделить на другое. Но это деление у юного Александра никак не получалось. Возможно, эту историю о том неудавшемся делении и зашифровал поэт в сказке о тридцати трех богатырях, выходящих из моря парами!...Да и как при этом не вспомнить слова самого поэта из «Евгения Онегина»:
Пересмотрел все очень строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
2. М.Ю. Лермонтов и математика
Проверить алгеброй гармонию" было дано далеко не всем жителям Парнаса. Среди немногих - Михаил Юрьевич Лермонтов. Для него математика была не только наукой, которую "проходят" в военных учебных заведениях. Поэт много занимался ею для себя, хотя доподлинно трудно сказать, в какой степени ему удалось "проверить алгеброй гармонию". Сохранившиеся воспоминания современников Лермонтова, достаточно малочисленные и редко правдивые, донесли до нашего времени факты, которые подтверждают, что юный поэт владел математикой значительно лучше большинства своих знакомых. Не случайно среди немногих книг, бывших его постоянными спутниками, был и учебник математики.
Однажды Лермонтов приехал в Москву и остановился у Лопухина. Накануне он никак не мог решить одну сложную математическую задачу. Решение ее пришло во сне. Более того, во сне решил ее не сам Лермонтов, а приснившийся ему выдающийся шотландский математик Джон Непир, умерший за 197 лет до рождения поэта. После пробуждения Лермонтов, бывший прекрасным художником, писал изображение пришельца из далекого прошлого. Потом выяснилось, что это портрет математической знаменитости.
Лермонтов страдал определенным комплексом неполноценности. В частности, его весьма угнетала собственная незначительная наружность и небольшой рост при весьма хрупком телосложении. Для преодоления этой проблемы, находясь московском высшем свете, он старался обратить на себя внимание всеми возможными способами. Пользовался поэт и математикой, точнее тем, что принято называть "математической смекалкой".
Вот что рассказывает один из современников поэта. "В начале 1841 г. Тенгинский полк стоял в Анапе. Скучающие офицеры, в том числе и Лермонтов, собирались друг у друга. Раз речь зашла о каком-то человек, который мог в уме решать самые сложные математические задачи.
- Что вы скажете на это, Лермонтов? - обратился к нему один из офицеров, старик с Георгием (Георгиевским крестом). - Говорят, что вы тоже хороший математик? - Ничего тут удивительного нет, - отвечал поэт. - Я тоже могу представить вам, если хотите, весьма замечательный опыт математических вычислений. - Сделайте одолжение. - Задумайте какое угодно число. - Ну, хорошо, задумал, - рассмеялся старик, очевидно, сомневавшийся. - Но как велико должно быть задуманное число? - А это безразлично. Но на первый раз, для скорости вычисления, ограничьтесь числом из двух цифр. - Хорошо, я задумал, - сказал офицер, подмигнув стоявшим вокруг него, и сообщил задуманное им число сидевшей рядом даме. - Благоволите прибавить к нему, - начал Лермонтов, - еще 25 и считайте мысленно или посредством записи. Старик попросил карандаш и стал записывать на бумажке. - Теперь не угодно ли прибавить еще 125. Старик прибавил. - Засим вычтите 37. Старик вычел. - Еще вычтите то число, которое вы задумали сначала. Старик вычел. – Теперь остаток умножите на пять. Старик умножил. – Засим полученное число разделите на 2. Старик разделил. – Теперь посмотрим, что у вас должно получиться... Кажется, если не ошибаюсь, число 282,5? Офицер даже привскочил – так поразил его ответ. – Да совершенно верно: 282,5. Я задумал число 50. - И он снова проверил вычисление. - Действительно, получается 282,5. – Фу, да вы не колдун ли? – Колдун не колдун, а математике учился, - улыбнулся Лермонтов. – Но позвольте... - старик, видимо, сомневался; не подсмотрел ли Лермонтов его цифры, когда он проводил вычисления. - Нельзя ли повторить? Старик записал задуманное число, никому не показав, положил под подсвечник и стал вычислять в уме даваемые поэтом числа. И на этот раз остаток был угадан. Все заинтересовались. Старик только развел руками. Хозяйка дома попросила повторить еще раз опыт, и еще раз опыт удался.
По крепости пошел разговор. Где бы поэт ни показался, к нему стали обращаться с просьбами, угадать вычисленное число. Несколько раз он исполнял эти просьбы, но, наконец, ему надоело, и он через несколько дней, тоже на одном из вечеров, открыл секрет, заключавшийся в том, что задуманное число, какое бы оно ни было, заставляют вычесть из суммы того же числа и некоторых других подсказанных чисел, так что диктующему легко подсчитать результат. ((y + 100 + 206 + 310 - 500 - y): 2) х 3 = 174".
К сожалению, иные математические труды поэта, в частности, касающиеся повторяемости исторических периодов, и сделанные на этой основе пророчества все еще остаются вне поля зрения историков литературы и России.
Что же касается мистики цифр и судеб России, то она привязка к Лермонтову есть: в 1914 г. – столетняя годовщина рождения поэта – началась Первая мировая война; к 90-летию – русско-японская, а в год столетия смерти – 1941-й – Великая Отечественная.
Глава III. Математика и поэзия
Кажется, нет никакого смысла в связи математики и поэзии. Математика и лирика... Слова, которые редко стоят рядом.
Многих поэтов и писателей издавна притягивала к себе математика. Именно поэтам принадлежат многие образные и вместе с тем исключительно точные высказывания о математике и о числах.
— «Говорят, что цифры правят миром; я знаю одно – цифры показывают, хорошо или плохо он управляется» — Гете.
— «…Потому что все оттенки смысла умное число передает» — Н.Гумилев.
— «Пред волей чисел мы все рабы»; «Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!» — В.Брюсов.
— «Я всматриваюсь в вас, о числа… Вы позволяете понимать века» — В.Хлебников.
— «Судьба, как ракета, летит по параболе» — А.Вознесенский.
Писатель Л.Н.Толстой математические понятия использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них: "Все люди так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии". "Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству".
В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н.Толстой говорил: "У этого человека слишком велик знаменатель".
Владимир Михановский в стихотворение "Мечта" говорит: «Кто сказал, что в науке поэзии нет? Нужно только понять и увидеть (приложение 11).
Однако для многих из них математика была сложной, непонятной наукой. Например, Е.Евтушенко в одном из стихотворений использует понятие логарифм как эквивалент сложности: «…Но это посложнее логарифма».
Е.Винокуров признается в том, что ему с трудом даются самые элементарные математические факты и утверждения:
Я чуть не плакал. Не было удачи!
Задача не решалась – хоть убей.
Условье было трудным у задачи,
Дано:
«Летела стая лебедей…»
Я, щеку грустно подперев рукою,
Делил, слагал – не шли дела на лад!
Но, лишь глаза усталые закрою,
Я видел ясно:
Вот они летят… (приложение 12).
Не скрывает своих эмоций по поводу разнообразных разделов математики поэт И.Снегова:
Математика – это трудно.
Это дар. С первых лет. От бога.
Слишком промахи в ней подсудны.
Слишком взыскивает с итога.
Уравненья, в которых скопом
Корни, степень, неравенств бездна.
Суть, замкнувшаяся по скобкам,
И – до дьявола неизвестных.
Или дроби… Ох, эти дроби!
И после всех этих признаний не удивительно, что автор заключает:
Ни одно из моих решений
Не сходилось вовек с ответом.
Заключение
В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Математика - вечно живое дерево науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.
Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.
Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. В представлении многих, учёные – полуабстрактные существа, «сухари», погружённые в свою науку и ничем другим не интересующиеся. Однако большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии. История «великих жизней» даёт тому немало подтверждений. Исследовав лишь немногие из них, становится ясно, что знаменитые математики писали стихи, а великим поэтам была не чужда математика.
Работа над данными исследованиями была для меня очень интересна. О взаимосвязи математики и литературе можно говорить бесконечно долго, открывая всё новые и новые, неожиданные понятия и смыслы. Безусловно в данной работе была освещена лишь небольшая (быть может, даже незначительная) часть того неизведанного огромного мира литературы и математики, который к сожалению в школьной программе не обозначен. В следующем году мне хотелось бы продолжить дальнейшее исследование по этой теме.
А закончить свою работу мне бы хотелось словами выдающегося филолога и философа Ю. Лотмана. «Можно предположить, что в культуре, в которой имеется математика, должна быть и поэзия, и наоборот. Гипотетическое уничтожение одного из этих механизмов, вероятно, сделало бы невозможным существование другого».
Литература
Электронные ресурсы:
.
Кто чем богат, тот тем и делится!
Домик зимней ночью
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Прекрасная химия
Ночная стрельба