Сегодня редко кто пишет своим родным и близким людям письма. Постепенно, но очень настойчиво их вытесняют телефонное общение, электронная почта и, конечно, SMS-сообщения.
Тема моей исследовательской работы выбрана не случайно. Она продиктована, в первую очередь, тем, что отход от эпистолярного жанра к SMS - сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли, общающихся между собой людей при помощи SMS остаются за пределами переписки. Целостность беседы нарушается, превращается в осколки - мысли, даже скорее не мысли, а какой-то набор формальных вопросов и таких же ответов. Невольно ощущаешь, что втягиваешься в некую игру регулярных вопросов типа « как дела?» и таких же ответов «нормально».
Настораживает то, что SMS-сообщения многими пользователями воспринимаются как разновидность устной речи, к тому же не очень грамотной. Глаза образованного человека не хотят воспринимать орфографических и пунктуационных ошибок, которыми пестрят SMS- сообщения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 134.5 КБ |
Оглавление.
Введение
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования, объект исследования.
1.2.Актуальность темы.
1.3. Формулировка цели и задач исследования.
1.4. Этапы исследования. Методы исследования.
2. Теоретические исследования. От письма к SMS- сообщению
2.1.Из истории создания эпистолярного жанра
2.2.Из истории возникновения SMS
2.3.Особенности SMS-сообщений
3. Практические исследования.
3.1. SMS плюсы и минусы
4. Вывод
5. Список используемой литературы.
6. Приложения
1.Введение.
Сегодня редко кто пишет своим родным и близким людям письма. Постепенно, но очень настойчиво их вытесняют телефонное общение, электронная почта и, конечно, SMS-сообщения.
Тема моей исследовательской работы выбрана не случайно. Она продиктована, в первую очередь, тем, что отход от эпистолярного жанра к SMS - сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли, общающихся между собой людей при помощи SMS остаются за пределами переписки. Целостность беседы нарушается, превращается в осколки - мысли, даже скорее не мысли, а какой-то набор формальных вопросов и таких же ответов. Невольно ощущаешь, что втягиваешься в некую игру регулярных вопросов типа « как дела?» и таких же ответов «нормально».
Настораживает то, что SMS-сообщения многими пользователями воспринимаются как разновидность устной речи, к тому же не очень грамотной. Глаза образованного человека не хотят воспринимать орфографических и пунктуационных ошибок, которыми пестрят SMS- сообщения.
В этом году SMS исполняется 16 лет. Хотя стоит напомнить, что первое сообщение, посланное на мобильный телефон британской сотовой сети Vodafone, было доставлено не полностью. Но можно предположить, что это сообщение вряд ли было намного содержательнее первых двух предложений, сказанных по телефону в далеком 1861 году. Легенда гласит, что они звучали примерно так: «Солнце сделано из меди» и «Лошадь не ест огуречного салата». Но там хоть подлежащее и сказуемое стояли на своих местах, чего не скажешь о тех 280 смс-сообщениях, которые в среднем ежегодно отправляет каждый россиянин.
Более того, возможность послать лаконичное сообщение стала причиной деградации правил приличия: к ставшим давно хроническими негативным эффектам относится, наряду с сокращениями и смайликами, отказ от знаков препинания и пробелов.
Размышления о письменной форме речи являются ключевыми в онлайновую эпоху. Среда для общения в режиме реального времени на расстоянии - это пространство письменного взаимодействия. Следовательно, весь мой материал представлен в письменной форме. В этом его ограниченность, но в этом и его потенциал. Строго говоря, термин «писать» может быть весьма условно применён к текстам, созданным при помощи современных технологий. В западной литературе чаще используют понятие «публиковать». Словарь иностранных слов даёт определение:
«Публикация - сообщение, извещение, помещённое в печати для всеобщего сведения». Этимологический словарь указывает, что в XIV веке «публиковать» значило «сделать публичным». Всё, что отправлено с помощью компьютера, становится открытым, публичным. Действительно, электронное письмо можно сравнить с открыткой, пересылаемой без конверта: любое может быть прочтено лицами, у которых есть соответствующие права доступа.
Собрания сочинений (старые бумажные тома) долгие годы хранят для потомков образцы эпистолярного жанра - личную переписку классиков, дневники. Электронная почта хранится в почтовом ящике несколько дней, а то и минут, а затем удаляется. Единицы архивируют свою переписку. Сообщения сиюминутны: создал - отправил - прочитал - удалил.
SMS-сообщения сочетают в себе устную речь с эпистолярным жанром.
Одно из преимуществ текстовой коммуникации состоит в том, что собеседника никогда не перебивают, не дослушав высказываемую мысль. Эта коммуникативная норма является следствием технических особенностей передачи текста и, по мнению участников виртуального общения, способствует повышению качества коммуникационных процессов.
По сравнению с взаимодействиями «лицом к лицу» текстовые SMS-сообщения носят более личный характер. Кроме того, используя SMS, люди могут выразить чувства, которые они затрудняются передать при личном контакте.
Особенно интересно мне было наблюдать за молодежной культурой SMS-сообщений. Так как у мобильных телефонов резко стала снижаться их стоимость, они стали широко распространяться среди детей и подростков.
Данная работа посвящена актуальной теме, связанной с тем, что мир эпистолярной действительности существенно разнится от века к веку и даже от десятилетия к десятилетию.
Писать письма, к сожалению, уже не модно. Электронная почта заменила нам не только перо и бумагу, но и изменила полностью наше отношение к понятию письма. Мы избегаем лишних слов, стараемся говорить по существу, а чувства, если их кидать в сеть, теряют объем и эмоции. Писать красиво и от души — целое искусство.
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования: письмо как вид эпистолярного жанра и SMS- сообщения, тесно связанные с жизнью каждого человека.
Объект исследования: человек
Предмет исследования: письма и SMS- сообщения родственников и школьников.
База исследования: обучающиеся 5-9 классов МОУ ООШ с.Николаевка
1.2. Актуальность:
- Умеем ли мы писать письма? Любим ли получать письма? В наше время глобальной компьютеризации и повсеместной электронной почты, не потеряем ли мы навыки написания писем?
- выявить особенности и разновидности SMS-сообщений.
- работа по теме позволит выяснить отношение школьников к написанию писем и SMS - сообщений, а также выявить причины использования учащимися этого вида общения.
Новизна работы: в данной работе представлены результаты исследования SMS-сообщения как разновидности эпистолярного жанра.
1.3. Цель исследования: изучить жанр письма, образцы писем и образцы SMS - сообщений и дать ответ на вопрос: «Действительно ли отказ от эпистолярного жанра отрицательно сказывается на межличностных отношениях и ведёт к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной».
Гипотеза: существует мнение, что SMS- сообщения вытесняют из нашей жизни жанр письма и ухудшают общую грамотность.
Задачи: - изучить научно популярную литературу по данной теме.
- провести анкетирование с целью изучения вида письма и SMS-
сообщения.
- выявить отличия между письмом и SMS- сообщением.
- установить, почему предпочтение отдаётся SMS- сообщению, а не
письму.
- выявить « плюсы » и «минусы »-SMS.
1.4. Этапы исследования:
-Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.
-Проведение анкетирования, обработка результатов.
-Написание проекта.
-Создание компьютерной презентации
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- методы содержательного анализа специальной литературы по рассматриваемой теме;
- анкетирование;
- анализ;
- сравнение;
- статистика исследования (подсчет вычисления )
2. Теоретические исследования. От письма к SMS- сообщению
2.1. Из истории создания эпистолярного жанра
Эпистолярный жанр - совокупность чьих-либо писем. От слова эпистола (греческий – послание).
Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем. Классическим примером произведения, написанного эпистолярным жанром, служит повесть Достоевского «Бедные люди».
SMS (англ. Short Message Service — служба коротких сообщений) — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.
Древняя эпистола. Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила – этикет составления корреспонденции.
Но эпистолярное искусство существует с древних времён. В форме писем сочинялись романы, стихи.
Эпистолярная теория была разработана ещё в античности.
В античности письма назывались:
- «половиной диалога» (Артемон)br /> - «разговором отсутствующего с отсутствующим» (Прокл).
Образцовые эпистолярные сочинения принадлежат Цицерону, Сенеке, Горацию.
В Средние века письмо стало одним из распространённых жанров европейской литературы.
Древнейшие образцы русского эпистолярного стиля – берестяные грамоты, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (16 век). Составлялись особые руководства для писания писем – «письмовники», содержащие образцы переписки как личного, так и делового характера.
В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных, малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью.
К сожалению, редкостью стало письмо и в нашем прогрессивном XXI веке. Люди чаще звонят, пользуются электронной почтой… А ведь совсем недавно мы заводили новых друзей по переписке, могли рассказать о себе далёким родственникам, узнать об их жизни. И читая полученное письмо, чувствовали тепло от написанных строк, радость или беспокойство.
Отказавшись от писем, отдавая предпочтение только телефонам или электронной почте, мы многое теряем.
Особенности эпистолярного стиля.
Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата и адресанта, отражает сложное и тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи.
Для эпистолярного стиля характерны:
- условные эпистолярные формулы-обращения, например:
Мой дорогой мальчик; дорогой Сергей Васильевич; милый дружище!
- официальная форма обращения, например:
Глубокоуважаемая Светлана Ивановна; уважаемый Юрий Петрович!
- этикетные формулы, например:
Не откажите в любезности…Давненько мы с вами не виделись… Спешу тебя поздравить…
- разговорные обороты, например:
Как ты учишься? Какое ты мне хорошее письмо написала! Как вы живёте?
- типичные обороты конца письма, например:
С уважением… До свидания… До скорого… Ваш Виктор…
Эпистолярный стиль представляет живую литературно-разговорную речь, насыщенную фразеологией, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2.2. Из истории возникновения SMS
SMS (Short Message Service) –
1. Услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.
2. Короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение, использующее для передачи смысла сокращения, заимствования, идеограммы и т. д.
Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни – сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, только во Франции за один день люди обмениваются более чем 20 миллионами сообщений, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год.
История развития SMS весьма интересна, 14 лет этот сервис оставался невостребованным, потом за короткий период времени стал для большинства операторов чуть ли не основным источником дополнительных доходов.
Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ЕТSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями, В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.
Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны — в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико, а брать на себя дополнительные расходы на раскрутку никому неизвестной технологии никто не хотел — зачем рисковать, когда даже обычные услуги мобильной связи для многих являлись в то время непозволительной роскошью. И абоненты с радостью платили огромные деньги просто за возможность разговаривать по телефону?
Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS - оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а, следовательно, получил и признание рынка. Операторы, «почуявшие» выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги, а в 2000 году позволили своим клиентам посылать SMS пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения SMS в массы. Особый язык смс-сообщений («текстинг») получил официальное признание как средство коммуникации и передачи информации.
Многочисленные рекламные службы широко пользуются услугами SMS. Можно, например, получить анонсы кинофильмов. Можно оформить подписку на SMS – новости. А уж метеосводки, гороскопы и курсы валют на экране телефона стали нашими постоянными спутниками.
Общение sms-ками прочно вошло в жизнь.
В разных странах выпущены специальные толковые словари, в них даются объяснения сокращений, используемых в SMS, наиболее короткие варианты написания тех или иных выражений, а также рекомендации по поводу уместности их употребления в деловой и дружеской переписке. В словарях также упоминаются графические символы, используемые для описания эмоций.
2.3.Особенности SMS-сообщений
Человек, пишущий sms-ки, решает (замечает он это или нет) несколько важных задач, помимо простой передачи содержания.
1) Компрессия текста.
Объем sms-ки ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Компрессия текста может происходить за счет средств разных языковых уровней:
а) графических: щас <- сейчас, скока<- сколько.
б) синтаксических: элиминация Я: Оформляю заказ на два знака (Я и пробел) короче, чем Я оформляю заказ;
активное использование безглагольных конструкций - Мне на автобусе;
в) морфологических: еду короче, чем уезжаю, говорил короче, чем поговорил, поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;
г) словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами): усечение - универ;
аббревиация -редклаб и др.;
д) лексических (часто с использованием иностранных слов): тут короче, чем здесь, сеть короче, чем Интернет, shор короче, чем магазин.
В жертву темпу набора и ограничениям на число знаков в сообщении часто приносятся пробелы и знаки препинания.
2) Языковая игра.
Одни пишущие ставят вместо ch для передачи русского Ч цифру 4, а вместо sh для передачи Ш шестерку из соображений экономии, другие - из озорства, потому, что играют в жанр (причина аналогичная той, по которой интеллигентный человек может вставить в речь разговорное или даже просторечное слово - стилистическую "инкрустацию" типа немеряно, отмазка, не парься, чтобы попробовать на вкус новый языковой элемент или поставить себя в определенные отношения к "естественным носителям" такой лексики).
3) Наконец, важнейшей чертой sms-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер.
Sms - ки в большинстве своем передают не только информацию (По первому каналу идет "легенды осени"), но и запрос об информации (Какие завтра уроки ?), побуждение к действию (Позвони).
В SMS нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам – графическим значкам, передающим модусные смыслы. Смайлик служит одновременно знаком препинания и средством передачи эмоций.
Спасибо за поздравление :)
Опаздываю на первый урок :(
Можно сказать, что смайлики отвечают основным функциям знаков препинания. Все наши знаки препинания возникли из потребности обозначить членение речи. Они необходимы там, где лексические значения, грамматические формы и порядок слов не могут точно выразить смысл. Они организуют синтаксическую конструкцию так, как это делает интонация в устной речи. Употребление смайликов отвечает всем этим параметрам.
С точки зрения культуры речи, главное, что смайлики в SMS служат выражением дружелюбия.
Типичные коммуникативные задачи, которые решаются с помощью sms -ок:
узнать о местонахождении (и планах) адресата: Ты где? или Чего не отвечаешь? Чего заблокирован? Опять телефоны отобрали? Ну... Ответь сейчас хотя бы!;
узнать о самочувствии и настроении адресата: Аууу!!!! Ты жива? или Привет! Как 'прошли выходные?;
сообщить о своем местонахождении (и планах): Я ещё в краске. Ещё стричься и сушиться. Короче, минут сорок или Я в кино;
сообщить о своем самочувствии и настроении В сети буду после 9. Очень плохое настроение и куча домашних дел;
сообщить о мимолетном текущем впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном:Ура! Сдала экзамен!;
выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность и т.п.: Спасибо) И тебе всего разнообразного.
Все вышеперечисленные тексты предполагают передачу не только (а иногда и не столько) смысла - объективной информации, но смысла модусного - эмоционального отношения, позитивной энергии, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или печалью.
3. Практические исследования
Если бы пять лет назад спросили, что такое SMS, то многие бы затруднились ответить. Сегодня даже школьник, ещё не умеющий читать, понимает, о чём идёт речь, когда произносится слово «SMS». Безусловно, достижения научно - технического прогресса постепенно вытесняют письма из нашей жизни. Порой, действительно, легче позвонить другу или отправить SMS, чтобы сообщить о каком-то важном или неважном событии, чем написать письмо об этом. По стилю SMS-письма пришли на смену телеграфным сообщениям, которые всегда отличались краткостью (ведь за каждое слово надо платить). Было бы не обидно, если бы SMS- письма вытеснили лишь телеграммы, но вот так получилось, что они начинают интенсивно вытеснять и письма из нашей жизни. По поводу данного факта я провела анкетирование среди учащихся 9 класса.
Парадоксально: все опрашиваемые рады были бы письмам, но вот сами писать не желают. Почему?
Во - первых, как признались сами ребята, у многих отсутствует умение составить интересный связный рассказ о своей жизни. Всегда получается письмо, состоящее лишь из вопросов, то есть ничем не отличающееся от SMS- письма.
Во- вторых, письмо способно высветить внутренний мир пишущего, подчеркнуть оригинальность натуры, и не каждый решится открыть себя даже близким, поэтому проще спрятаться за SMS, а откровенные мысли оставить до встречи. Всё это в конечном итоге ведёт к утрате теплоты, доверия в межличностных отношениях.
В- третьих, говорят, что обычная безграмотность тоже является препятствием для написания письма. На вопрос: « А разве в SMS- письмах стыдно допускать ошибки?» ребята сказали, что не стыдно, так как в SMS-ках принято писать с ошибками. Я попросила свою бабушку принять участие в данном исследовании.
Эксперимент проводился следующим образом. Я попросила дать мне письма 5-7 летней давности, которые она писала своей дочери в канун 8 марта, а также письмо, которое она писала к этой же дате в этом году. На мою просьбу относительно письма этого года адресант сказала, что письмо к празднику не писалось, она ограничилась несколькими SMS-сообщениями. К моему удовлетворению, оказалось, что эти SMS- письма находятся на страницах мобильного телефона, и я ими воспользовалась.
Последующая моя работа была такая: я поделила лист бумаги на две части. В одной разместила текст письма, а в другой - подходящее по смыслу SMS.
SMS | |
Здравствуй, моя дорогая дочурка! Вот решила написать тебе письмо. Как добралась домой с полными сумками? | Привет! Как доехала? |
Поздравляю тебя с наступающим Новым годом! Пусть в этом году исполнятся все твои мечты. Желаю всей вашей семье счастья, здоровья, удачи и благополучия. | С Новым Годом. Всего хорошего желаю! |
Погода стоитпрекрасная! Мне нравится! На улице красотища! Деревья в инее! Не хочется заходить в дом. Гуляю каждый вечер. | Какая у вас погода? |
Удачи тебе! Здоровья! Всего доброго! Пиши! Приезжай! Ждём. До свидания. Целую. Твоя мама. | Люблю тебя. Скучаю. Пиши! |
Письма и SMS- сообщения написаны и отправлены одним и тем же человеком и в какой-то мере перекликаются. И тем не менее разница видна. Во- первых, письмо передает не только события, произошедшие накануне отправления письма, но и настроение адресанта. Чувствуется какая-то грусть в её мыслях. Отчего? Или оттого, что дочь уехала, или приближение зимы наводит на печальные размышления.
Во- вторых, легко можно прочувствовать душевное состояние писавшей. Её одиночество, хотя, кажется, всё есть: и муж, и работа, и дом. Но нет её рядом, любимой дочери. И тоскует мама. SMS- сообщения не позволяют разобраться в чувствах, в настроении адресанта. А значит, дочь будет лишена сопереживания, не проникнуться Мамиными проблемами, тщательно ею скрываемые. Если предположить самое нежелательное – дочери перестанут писать письма и общаться будут через SMS, то одиночество матери увеличится: она потеряет возможность духовного общения с дочерьми в той мере, к какой она привыкла.
Для выявления зависимости общей грамотности учащихся от несоблюдения орфографических и пунктуационных норм русского языка при написании и отправлении SMS – сообщений проводился эксперимент в 5-9 классах.
Вначале нами были проанализированы SMS – письма учащихся 5-9 классов (с их согласия). Каждый ученик предоставил SMS – письма, мы их проанализировали, свой анализ мы оформили в такую таблицу:
Текст SMS | Ошибки | Объяснения, почему допущены эти ошибки |
Привет как дела чем занимаешся я очень скучаю а ты | 1. Не обозначены границы предложений. 2. Отсутствуют знаки препинания. 3. Пропущен ь в глаголе. | Экономлю место на страничке SMS, чтобы меньше платить. |
Привет! Чё Сёдня идёш куданибудь | 1. Использование просторечий. 2. Пропущен ь в глаголе. 3. Пропущен дефис. 4. Парные звонкие – глухие. | 1. Просторечие – это прикол. 2. Экономлю место. 3. Не знаю, почему так написала. |
ПоздравляюСНо -вымГодомСчастьяЗдоровьяУспехов! | 1. Не обозначены границы предложений. 2. Отсутствуют знаки препинания. | Это новогодний серпантин. |
хватит бозареть | 1.Использование жаргонной лексики. 2.Неправильное написание слова «Базарить» | 1. Не знает правила написания |
Пасибки солнышко | 1.Вводное слово не выделено запятыми. 2.Использование сокращений. | Экономлю место, сокращаю слова |
Спокойной ночи и сладких снов я очень люблю тебя | 1.Не обозначены границы предложений. 2.Отсутствуют знаки препинания. | Экономлю место, быстрый набор слов. |
Ты сможеш прислать фотку | 1.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. 2.Пропущен ь после шипящих в глаголах 2л. ед.ч. 3.Использование сокращений. | Пишу как знаю. |
Сокращения, искажённое написание слов
Я тя лю (я тебя люблю)
Я тя лю, моя зайка!
Спс (спасибо)
привет нор...( нормально)
Трям, пт, салют зд., прет, Превед, прювет (привет, здравствуй)
Щас (сейчас)
Чем щас занимаешься?
Чё (что)
Чё звонил?
Телек, TV (телевизор)
Телек смотрю.
Использование вежливых слов
Составители SMS для передачи просьбы, ответа, приветствия используют вежливые слова.
На вопрос анкеты «Какие вежливые слова вы используете в SMS? Как вы их записываете?» учащиеся нашей школы ответили следующим образом:
Пожалуйста, спасибо, привет, доброе утро, здравствуйте, до свидания, извини, Вы, благодарю – слова, использованные в привычной нам форме, связанные с приветствием собеседника, просьбами и благодарностью за ответ.; спасибочки, please, приветик, пож. - слова, слегка измененные по форме автором SMS, и, к сожалению, оказались слова с орфографическими ошибками – спасиба, сдравствуйте, досвидания, пака, досведание, вздравсвуйте.
Слова, использованные в искаженной форме, – споки-ноки, чмоки
Использование символов, смайлов
Смайлы – это маленькие графические изображения, которые подростки используют, чтобы передать настроение, чувства, ведь текст несет лишь оттенок тех эмоций, которые предназначаются для адресата.
С помощью символов автор SMS отделяет слово или несколько слов друг от друга.
Ребята нашей школы чаще всего используют смайлы ( ☺ ☹ ) и такие символы, как , . ? ! ; : «» - $ @ &
Причины безграмотного SMS – письма можно выделить следующие:
во – первых, дети экономят место на SMS – страничках, так как SMS – платная форма общения;
во – вторых, учащиеся считают, что SMS – письма не совсем письменная речь, а значит в них допустимы просторечия, любые ошибки.
«Пишу, как говорю» - принцип отправляющих SMS-сообщения.
3.1. SMS плюсы и минусы
Нам кажется, что СМС можно назвать языком, включив его в группу искусственных языков как специальных языков, которые в отличие от естественных конструируются целенаправленно и применяются для выполнения отдельных функций естественного языка. А может быть и естественным самосоздавшимся языком, способным выступать посредником межъязыкового и междиалектного общения. Ведь этот язык является одним из средств преодоления языкового барьера. Язык СМС уже принят обществом.
По своей структуре язык СМС может входить в подгруппу смешанных языков, созданных на основе заимствованных из различных языков, частично на основе искусственно придуманных слов (как волапюк), либо как язык, построенный преимущественно на основе интернациональной лексики (как эсперанто и др).
В ходе исследования учащихся школы, преподавателей, родителей мы хотели выяснить причины, побуждающие людей разных возрастов, характеров и социальных категорий прибегать к общению через СМС, плюсы и минусы данного средства связи, а также реальность выделения языка СМС в самостоятельный язык общения людей.
При проведении исследования нас интересовали следующие вопросы:
1.Возраст
2.Род занятий
3.Частота использования СМС
4.Цели использования СМС
5.Плюсы СМС – связи
6.Минусы СМС – связи
7. Примеры используемых в СМС сокращений
8. Примеры используемых заимствований
9. Наиболее часто используемые смайлы.
Анализируя полученные результаты, мы выяснили, что причинами ставшего столь распространенным использования СМС-сообщений для всех возрастов и категорий пользователей сетью является прежде всего возможность быстрой передачи информации даже в тех местах и в то время, когда телефонный разговор или другое средство связи невозможно (например, на уроках, на совещаниях, на экзаменах, в транспорте и т.д.).
Среди наших респондентов одним из целевых назначений СМС считается общение с друзьями, родителями, а также возможность завести новые знакомства.
Мы приводим результаты опроса и анкетирования наших респондентов:
Всего опрошено | возраст | Пользование СМС | ||||
учащиеся
|
взрослые | Очень часто | По мере необхо-димости | редко | Предпо-читаю звонить | |
42 | 19 | 23 | 20 | 7 | 3 | 12 |
4. Вывод
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Тексты SMS вписываются в современную социокультурную ситуацию, характерными чертами которой являются
2. Характерные особенности языка SMS:
3. Болезни современного языка находят отражения в текстах SMS.
4. Причины нарушения языковых норм в SMS-сообщениях:
5. Необходимо обратить внимание школьников на культуру общения, на грамотное оформление своих мыслей при составлении SMS.
В подтверждение этого уместно привести слова К.Г. Паустовского:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».
В результате эксперимента выяснила, что отношение к качеству грамотности в SMS зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона вопроса или моральная.
Тема «От письма к SMS» достаточно интересная. С увлечением читала литературу, необходимую для понимания вопроса. Получила помощь в проведении исследования от жителей села, семьи; учащиеся 5-9 классов с пониманием отнеслись к просьбе участвовать в проведении эксперимента и предоставили для анализа свои SMS – сообщения.
Пришла к выводу, что материал, собранный в ходе работы над темой, будет интересен для учащихся школы, его следует использовать во внеурочной работе по предмету.
Эксперименты, проведенные мною, есть смысл продолжить, так как не считаю их завершенными.
5. Список используемой литературы
1. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С. 17.
2. Веретенникова А.Е. Пути совершенствования письменной речи http://www.irex.ru/press/pub/polemika/06/ver/
3. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций). Дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 212 с.
4. Игры, в которые играют люди. Берн Э. Москва, 2005
5. Сидорова М.Ю. «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?», или «На зеркало неча пенять...» // http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html
6. Торчилин В. Гибель письменной речи //
http://science.ng.ru/human/2000-05-24/4_speech_death.html
7.Земзерева В.И. Обучение школьников новой форме общения – SMS //РЯШ. –2008. – №. 2 .
8. Северская О.И. Что послать– SMS, СМС, СМС-сообщение или эсэмэску? // Русский язык. Первое сентября.– 2008. – № 2.
9. Кулинич М. От письма к SMS –сообщению.// Русский язык в школе и дома. – 2008. – № 6.
6. Приложение.
Привет, Алина!
Прошло совсем немного времени с того дня, как я уехала, но уже очень по всем скучаю. Доехали мы хорошо, в дороге ничего не приключилось. Было немного грустно уезжать, но в тоже время нельзя долго засиживаться на месте, нужно развиваться, а село мало, что может дать. Другое дело город. У нас очень красивый дом, я была просто в восторге, да и школа совсем недалеко (десять минут ходьбы). Конечно, в городе сложнее и учителя более требовательные, но если прилежно относиться к учёбе, то можно сохранить свой титул отличницы. Ну а как там у вас дела? Как школа? Передавай всем, что я очень скучаю. Не забывай писать, хоть иногда! Всегда буду рада письмам и охотно на них отвечать.
Твоя лучшая подруга Даша.
SMS/.
Приветик! Как я по вам саскучилась! Даехали атлично…устроились харошо.как дела? Как школа? Передавай всем привет!
Сокращения, искажённое написание слов
Я тя лю (я тебя люблю)
Я тя лю, моя зайка!
Спс (спасибо)
привет нор...( нормально)
Трям, пт, салют зд., прет, Превед, прювет (привет, здравствуй)
Превед, как дела?
Щас (сейчас)
Чем щас занимаешься?
Чё (что)
Чё звонил?
Телек, TV (телевизор)
Телек смотрю.
Звякну (позвоню)
Ну я те позже звякну!
Серьёз (серьёзно)
На полном серьезе.
Ваще (вообще)
Ну ты ваще!
Слышь чё (слышишь что)
Слышь че тебе надо?!
Сори (извини)
Ой, сори, я не хотела, чтоб так получилось!
Ти (ты)
Ти где?
Чем маешься? (занимаешься)
Споки (спокойной ночи)
Незн (не знаю)
Памятка отправителям SMS
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем тыкву
Сладость для сердца
Любили тебя без особых причин...
Каргопольская игрушка